Расчет остатка топлива


Записки жены дальнобойщика. Часть 10: Расчет остатка топлива в баке | Внезапная

От мужа мне вчера поступило задание: найти формулу, с помощью которой можно рассчитать расход топлива по остатку солярки в баке, который измеряется в сантиметрах с помощью линейки.

Муж уже почти год работает в новой фирме, и почти все это время его ругают за перерасход топлива. Уже и махинации подозревали, и контролировали присутствием - ничего не нашли, а проблема не уходит. У них принято при сдаче отчета о рейсе ууазывать остаток солярки в баке. И этот лстаток надо высчитывать самостоятельно, пользуясь линейкой и формулами. И вот вчера бригадир усомнился в правильности расчетов, которые делает муж. И поручил найти правильную формулу.

Мужу, естественно, заниматься этим некогда, и он перепоручил это мне.

Так как я в этом, естественно, ничего не понимаю, то начала гуглить.

Нашла следующее:

1. Расчет расхода топлива

Длину пробега автомобиля (в км) умножают на норму расхода топлива (в л), и полученную сумму делят на сто км пути.

Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями.

И даже нашла онлайн-калькулятор " Расчет потраченного топлива в литрах, баках и дензнаках" https://planetcalc.ru/4186/ (ссылку прямую не даю, потому как тогда мне, почему-то, блокируют показы).

Эта формула всем известна, но мне не подходит. так как заказ был на расчет по остатку топлива в баке. То есть измеряется в см объем топлива, и надо вычислить сколько этого топлива в литрах.

2. Расчет остатка топлива, доливая до полного

Хороший простой метод, но в моем случае не работает. Потому как по требованиям начальства, отчет об остатках топлива надо сдать ДО следующей дозаправки в очередной рейс.

3. Расчет остатка топлива в баке по тарировочной таблицце

Существует так называемая тарировочная таблица, в которой устанавливается зависимость остатка бензина в баке от конструкции самого бака и модели автомобиля.

Нашла перечень калькуляторов здесь http://www.proxitec.ru/calculator/, которые позволяют вычислить остаток топлива в баках разной формы. Вообще, этот сайт proxitec.ru очень хороший, и предлагает много полезной инфы на интересующую меня тему. Однако, не всегда есть возможность обратиться к сайту.

В процессе поиска тарировочных таблиц, обнаружила вот этот сайт https://west-express.com.ua/tarrirovka-bakov.html, где есть интересующая меня таблица по нужному автомобилю. Однако, шаг замеров в ней - 10 см, а это не всегда возможно, и расчеты хотелось бы проводить точнее.

А после консультации с мужем выяснила, что в этой таблице нет и бака с необходимым объемом, т.к. у него бак нестандартный, больше, чем обычно устанавливают на таких машинах.

4. Расчет остатка топлива в баке по формуле

  • Определить объем бака , перемножив высоту, ширину и длину в см
  • Разделить полученный результат на 1000, т.к. один кубический см равен 0, 001 литров.
  • Умножить полученный объем ( в литрах) на количество топлива, которое осталось в баке, выраженное в метрах, т.е. см делим на 100 (например, осталось 25 см топлива, значит, умножаем на 0.25м; осталось 32 см - умножаем на 0.32 и т.п.).

Например, есть бак размером 100х50х30, значит, объем будет 100*50*30=150000 куб.см / 1000 = 150 литров

В баке осталось 15 см топлива, значит 150*0,15=22,5 литров.

Итог: Остаток - 22, 5 литров солярки.

5. Расчет остатка топлива в баке по заранее известному объему в литрах

Можно сделать иначе, если известен заранее объем бака.

  • Делим объем бака на его высоту, получаем количество литров на один см.
  • Умножаем полученную цифру на см оставшегося в баке топлива.

Например, нам известна вместимость бака - 150 литров

Высота бака, например 100 см.

тогда в 1 см будет 150/100 = примерно 1,5 л топлива.

Следовательно, если намеряли остаток топлива в см, например, 15, то в литрах: 1,5 * 15 = 22,5 л.

Итог: Остаток - 22, 5 литров солярки.

Проверка: 100 / 15 * 22,5 = 150 л - исходный объем бака.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++Вот такой результат моих поисков формулы расчета остатка топлива в баке в литрах, основываясь на измерении линейкой в сантиметрах.

Правильно ли я все поняла? Можно мужу говорить?

Приложение 36. Пример расчета и применения погрешностей приборов и мер вместимости нефтепродуктов при инвентаризации ГСМ в предприятиях ВТ

Приложение 36

ПРИМЕР

РАСЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ПРИБОРОВ И МЕР

ВМЕСТИМОСТИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ГСМ

В ПРЕДПРИЯТИЯХ ВТ

Для приема и хранения топлива ТС-1 и авиабензина Б-91/115 склад ГСМ аэропорта, расположенного в 1-й климатической зоне, располагает следующей резервуарной емкостью:

- под топливо ТС-1 - вертикальные металлические резервуары емкостью по 700 м3: установленные наземно - 2 шт.; установленные в казематах - 2 шт.;

- под авиабензин - вертикальный металлический резервуар емкостью 400 м3, установленный в каземате - 1 шт.; наземные горизонтальные резервуары емкостью по 60 м3 - 5 шт.

На 1 июня в резервуарах склада ГСМ находилось 1000 т топлива ТС-1 и 250 т авиабензина Б-91/115.

В первой пятидневке июня на склад ГСМ в железнодорожных цистернах поступило 500 т ТС-1, которые были слиты в казематный резервуар. Кроме того, в это же время на склад автоцистернами доставлено 150 т авиабензина Б-91/115, которые были полностью слиты в горизонтальные резервуары.

В середине месяца по железной дороге в аэропорт поставлено еще 450 т ТС-1, которые были слиты в освободившийся к тому времени тот же казематный резервуар.

Авиабензин и топливо в течение месяца выдавались на заправку самолетов, причем заправка авиабензином производилась с помощью топливозаправщиков, а заправка топливом - через систему ЦЗС, построенную на базе сборно-разборного трубопровода диаметром 100 мм и длиной 1,2 км.

Согласно данным бухгалтерского учета ГСМ в аэропорту, на заправку самолетов в июне месяце было израсходовано все прибывшее в аэропорт количество авиаГСМ (950 т ТС-1 и 150 т Б-91/115) и на 1 июля на складе ГСМ должно оставаться 1000 т топлива ТС-1 и 250 т авиабензина Б-91/115.

Однако в результате снятия фактических остатков ГСМ на 1 июля и перерасчета замеренного в резервуарах склада количества ГСМ в весовые единицы инвентаризационная комиссия установила следующее:

1-й вариант: В емкостях склада ГСМ определено наличие 993,5 т топлива ТС-1.

Для принятия окончательного решения относительно недостачи топлива ТС-1 в количестве 6500 кг в первую очередь определяются нормальные потери топлива (естественная убыль) во время его приема, хранения и выдачи (отпуске) на заправку самолетов за июнь месяц в соответствии с Приложением 32 настоящей инструкции.

Исходя из условий примера, сумма этих потерь составит 500 кг, т.е. выявленная в результате инвентаризации недостача топлива на 6000 кг превышает величину его естественной убыли.

В этом случае инвентаризационная комиссия должна определить, находится ли величина выявленной недостачи топлива в пределах погрешностей, допускаемых при определении количества топлива в резервуарах, а затем при необходимости в своих расчетах дополнительно принять во внимание допускаемую погрешность на жидкостные счетчики.

Так, в результате расчета находится количество ТС-1, соответствующее допустимой погрешности на замер топлива, оставшегося в резервуарах склада ГСМ на конец июня:

кг,

где 993,5 - количество топлива ТС-1 (в т), установленное замером на складе ГСМ к концу июня;

0,5% - принятая Госстандартом СССР погрешность, в пределах которой допускается неточность при определении количества нефтепродуктов в вертикальных резервуарах.

Количество ТС-1, соответствующее допустимой погрешности на жидкостные счетчики, через которые было прокачено все топливо, выданное в июне месяце на заправку самолетов, будет равно:

кг,

где 950 - количество топлива ТС-1 (в т), выданное на заправку самолетов в июне месяце;

0,5% - допустимая погрешность на жидкостные счетчики, установленные на заправочных агрегатах системы ЦЗС.

Таким образом, складывая величины и , получим:

кг

т.е. за счет погрешностей величина недостачи в данном случае может быть допущена в пределах 9717,5 кг, что покрывает фактически выявленную при замере недостачу.

По итогам расчетов комиссия представляет руководителю предприятия необходимые материалы для списания топлива ТС-1 в пределах установленной естественной убыли в количестве 500 кг. В книге остатков ГСМ в этом случае указывается, что на 1 июля на складе ГСМ аэропорта имеется в наличии 999,5 т топлива ТС-1, т.е. то количество топлива, которое значится на этот же период по бухгалтерским данным, но за вычетом естественной убыли за июнь.

2-й вариант: В емкостях склада ГСМ определено наличие 989,7 т топлива ТС-1.

В этом случае для принятия окончательного решения относительно недостачи топлива ТС-1 в количестве 10300 кг инвентаризационная комиссия путем последовательных расчетов находит, что, исходя из условий примера, естественная убыль топлива за июнь будет равна 500 кг (см. вариант 1), т.е. выявленная недостача топлива на 9800 кг превышает величину его естественной убыли.

Количество топлива ТС-1, соответствующее допустимой погрешности на замер топлива, оставшегося в резервуарах склада на конец июня, составит:

кг,

где 989,7 - количество топлива ТС-1 (в т), оставшееся в этом случае в резервуарах склада ГСМ к концу июня;

0,5% - погрешность, в пределах которой допускается неточность при определении количества ГСМ в вертикальных резервуарах.

Количество топлива ТС-1, соответствующее допустимой погрешности на жидкостные счетчики, через которые было прокачано все выданное на заправку самолетов топливо, исходя из условий примера, и в данном случае будет составлять:

кг.

Складывая величины и , получим:

кг

т.е. величина недостачи в данном случае на 101 кг превышает даже предельно допустимую величину, на которую может быть допущено расхождение между фактическим наличием топлива на складе и бухгалтерскими данными.

На основании произведенных расчетов инвентаризационная комиссия должна указать в Книге остатков ГСМ, что на 1 июля на складе ГСМ аэропорта имеется в наличии 999,399 кг топлива ТС-1, т.е. количество топлива, значащееся на это же число по бухгалтерским данным (1000 т), но за вычетом 101 кг = 500 кг.

В этом случае руководителем аэропорта должно быть принято решение о списании топлива ТС-1 в количестве 601 кг (500 + 101). Причины возникновения недостачи должны быть расследованы. По результатам расследования руководитель принимает меры к устранению причин образования недостач и решает вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, по вине которых в аэропорту образовались недостачи нефтепродукта.

3-й вариант: В емкостях склада ГСМ находится 250,5 т авиабензина Б-91/115.

В данном случае инвентаризационная комиссия, исходя из условий примера, расчетным путем установила, что количество авиабензина Б-91/115, соответствующее погрешностям, в пределах которых может быть допущена неточность при замере количества авиабензина в вертикальном и горизонтальном резервуарах, не должно превышать следующей величины:

кг,

где 215 - количество авиабензина (в т), оставшееся к концу июня в вертикальных резервуарах склада;

35,5 - количество авиабензина (в т), замеренное в конце июня в горизонтальных резервуарах склада;

0,5% - допустимая погрешность при определении количества нефтепродуктов, находящихся в вертикальных резервуарах;

0,8% - допустимая погрешность при определении количества нефтепродуктов, находившихся в горизонтальных резервуарах.

кг

кг.

Таким образом, выявленные в результате инвентаризации излишки авиабензина Б-91/115 находятся в пределах допускаемых погрешностей.

В этом случае инвентаризационная комиссия должна указать в Книге остатков ГСМ, что на 1 июля на складе ГСМ аэропорта имеется в наличии 250 т авиабензина Б-91/115, т.е. то количество авиабензина, которое значится на это же число по бухгалтерским данным. Естественная убыль авиабензина за июнь месяц в случае выявления излишков при расчетах во внимание не принимается.

Выявленные в данном случае излишки авиабензина в количестве 500 кг оприходованию не подлежат.

4-й вариант: В емкостях склада ГСМ находится 253 т авиабензина Б-91/115.

Для принятия окончательного решения относительно выявленных излишков авиабензина Б-91/115 в этом случае, исходя из условий примера, расчетным путем определяют:

1. Количественное значение допустимых отклонений от результатов замера авиабензина в вертикальном и горизонтальных резервуарах, которое составит:

кг,

где 220 - количество авиабензина (в т), оставшееся к концу июня в вертикальном резервуаре емкостью 400 м3;

33 - количество авиабензина (в т), замеренное в конце июня в горизонтальных резервуарах склада;

0,5% - допустимая погрешность при определении количества нефтепродуктов, находящихся в вертикальных резервуарах;

0,8% - допустимая погрешность при определении количества нефтепродуктов, находящихся в горизонтальных резервуарах.

2. Количество авиабензина Б-91/115, соответствующее допустимой погрешности на жидкостные счетчики, через которые было прокачано все выданное в ТЗ количество авиабензина за июнь, равно:

кг,

где 150 - количество авиабензина Б-91/115 (в т), выданное на заправку самолетов в июне месяце;

0,5% - допустимая погрешность на жидкостные счетчики, установленные на пунктах налива Б-91/115 в топливозаправщики и автоцистерны.

3. Максимальная величина, на которую в данном случае может быть допущено расхождение между фактическим наличием авиабензина на складе и данными его бухгалтерского учета:

кг.

Сравнивая полученный результат с величиной выявленных излишков, приходим к выводу, что излишки в данном случае на 886 кг превышают даже максимально допустимую величину:

3000 кг - 2114 кг = 886 кг.

На основании произведенных расчетов инвентаризационная комиссия отражает в Книге остатков ГСМ, что на 1 июля на складе ГСМ аэропорта имеется в наличии 250886 кг авиабензина Б-91/115, т.е. количество авиабензина, значащееся на это же число по бухгалтерским данным (250 т), плюс 886 кг, на которые выявленные при снятии остатков излишки превысили свою предельно допустимую величину.

В этом случае руководителем предприятия должно быть принято решение об оприходовании авиабензина Б-91/115 в количестве 886 кг, а также должны быть расследованы причины образования излишков.

5-й вариант: На складе ГСМ находится 999,8 т топлива ТС-1 и 249,5 т авиабензина Б-91/115.

Для принятия окончательного решения относительно недостачи топлива ТС-1 в количестве 200 кг и недостачи авиабензина в количестве 500 кг в первую очередь находятся нормальные потери (естественная убыль) топлива и авиабензина при их приеме, хранении и выдаче (отпуске) на заправку самолетов за июнь месяц.

Сумма этих потерь для топлива ТС-1 составит 500 кг.

Сумма естественной убыли для авиабензина Б-91/115, исходя из условий примера, составит 559,1 кг (в соответствии с приложением 30 к настоящей инструкции).

Таким образом, на основании произведенных расчетов приходим к выводу, что выявленная в результате инвентаризации недостача топлива ТС-1 в количестве 200 кг, а также недостача авиабензина Б-91/115 в количестве 500 кг находится в пределах естественной убыли этих нефтепродуктов за месяц.

В Книге остатков ГСМ отражается, что на 1 июня на складе ГСМ имеется в наличии 999,8 т топлива ТС-1 и 249,5 т авиабензина Б-91/115.

В этом случае руководством предприятия должно быть принято решение о списании естественной убыли в количестве 200 кг топлива ТС-1 и 500 кг авиабензина Б-91/115.


основные моменты, правила заполнения и пример расчета суммы к списанию ГСМ

Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.

Основные моменты

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Правила расчета

На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.

Расчет путевого листа

Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего – величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.

Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.

В путевом листе указаны следующие параметры:

  • величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  • цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  • остаток горючего перед выездом – 15 литров
  • заправлено во время поездки – 60 литров
  • остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км – 20 000 км = 170 км.

Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  • (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  • (15 + 60) – 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  • 45 литров – 39,27 литра = 5,73 литра

Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.

Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.

Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Глубина переработки нефти (ГПН) - Что такое Глубина переработки нефти (ГПН)?

Глубина переработки нефти (ГПН) – величина, означающая процент переработки нефти по отношению к общему объему этого вещества, которое используется для переработки.
Это один из важнейших показателей эффективности работы предприятия, специализирующегося на нефтепереработке.

Формула расчета ГПН

До сих пор в мире нет общих правил вычисления этого параметра. Во всех странах приняты свои методы его расчета. К примеру, в России ГПН рассчитывается как суммарный процентный выхода нефти из общего количества нефтепродуктов за исключением не перерабатываемого остатка. Переработка нефти в России осуществляется с использованием следующей формы расчета ГПН:
ГПН = ((ООПС – ОПМ – ОПП – ОТПСН) / ООПС) * 100%,
где

  • ООПС – значение общего объема переработанного сырья;
  • ОПМ – значение объема полученного мазута;
  • ОПП – значение объема производственных потерь;
  • ОТПСН – значение объема топлива, потраченного на собственные нужды.
Важнейшие центры по нефтепереработке руководствуются этими данными в разных обозначениях.
Остаток зависит не только от используемой технологии переработки продуктов представленного горючего вещества.
Существует прямая зависимость от качества самой нефти и направления использования остатка (качество топлива, применяемого в котельной, сырья для производства битума и т.д).
ГПН наглядно показывает количество полезных продуктов, которое получается из определенного количества нефти (к примеру, 1 т).

Глубина переработки нефти в В России в среднем находится на уровне 74%, в европейских странах - на уровне 85%, в США – 95-96%.

Калькулятор расхода топлива дизельного генератора. Рекомендации от Мототех

Представляем вашему вниманию калькулятор расхода топлива дизельного генератора. Расчеты производятся нелинейно, и зависят от мощности (и КПД) дизельного двигателя. Чем меньше удельная мощность дизельного генератора, тем больше удельный расход топлива, требуемого на производство 1 кВт*ч. электроэнергии.

Расход топлива дизельного генератора считается исходя из реальных данных электростанций, которые находятся на нашем сервисном обслуживании (более 500 единиц) и, безусловно, отличаются от заводских заявляемых параметров. Калькулятор позволяет оценить ожидаемый и реальный расход топлива, предположить наличие перерасхода и рассчитать требуемый объём хранилища дизельного топлива.


При этом калькулятор расхода топлива учитывает отклонение реального расхода от нормы расхода топлива дизельным генератором, которая составляет 0.2-0.22 гр. на один кВт*ч. То есть, по удельному расходу генератор 10 кВт должен потреблять 2 литра в час, чего в реальности мы не видели никогда. Чем больше мощность генератора, тем ближе его реальный расход к удельному, но на практике реальный расход всё же выше.

Для того, что бы калькулятор заработал - просто вставьте любую цифру в одно из его полей.