Признаки неисправности крышки расширительного бачка


Крышка расширительного бачка – проверка, устройство, принцип работы и признаки неисправности

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см2. Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см2, этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см2. Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см2, а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

Пробка (крышка) расширительного бачка системы охлаждения (СО) двигателя автомобиля отвечает за поддержание в ней герметичности.

На четкой и бесперебойной работе впускного и выпускного клапанов этой пробки держится нормальное функционирование всей системы.

Выпускной открывается на прогретом двигателе и выпускает пар из системы охлаждения (стравливает избыточное давление). Впускной открывается на остывающем двигателе и запускает туда воздух, выравнивая давление с атмосферным (компенсируется разрежение в СО). Таким нехитрым способом в системе охлаждения поддерживается оптимальное давление на разных режимах работы двигателя, что сохраняет его температурный режим в нужных рамках.

Основная неисправность пробки расширительного бачка — заклинивание ее клапанов. В результате чего работа СО нарушается и появляется несколько признаков (симптомов) по которым водитель может самостоятельно определить, что все, пора менять или, как минимум, прочищать пробку.

На примере системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим основные из них.

Признаки (симптомы) неисправности пробки расширительного бачка

Если заклинил в закрытом положении выпускной клапан пробки.

В таком случае не удается своевременно стравить пар из системы. Как следствие появляются следующие признаки.

1. Двигатель начинает быстро перегреваться.

Давление в системе охлаждения по мере прогрева растет (превышая температуру закипания тосола — 110 гр или антифриза — 120 гр), охлаждающая жидкость закипает, двигатель перегревается. Длительный перегрев двигателя приводит к залеганию поршневых колец, нарушению геометрии головки блока и пр.

2. Начинает сочиться и подтекать охлаждающая жидкость.

Охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) выгоняется избыточным давлением через соединения шланг-штуцер, соединения бачков основного радиатора, радиатор печки, под саму крышку бачка. Чаще всего ОЖ просто «сопливится», видны потеки на радиаторе, местах посадки шлангов, расширительном бачке. Под капотом появляется сладковатый запах тосола.

3. Возможен срыв или разрыв шлангов и трубок системы охлаждения двигателя.

Происходит при критическом повышении давления в системе охлаждения.
hr>

4. Раздувается и может лопнуть расширительный бачок.

Аналогично по причине избыточного давления в системе.

Если заклинил в закрытом положении впускной клапан крышки.

1. Появляется воздух в системе охлаждения.

Начинается «подсос» воздуха в систему охлаждения через негерметичные соединения для выравнивания давления в системе и атмосферного (вакуумный эффект). Система завоздушивается, что снижает эффективность работы «печки» и самой системы.

2. Перегрев двигателя автомобиля.

Воздушные пробки нарушают нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости, что опять же может привести к перегреву двигателя. См. «Признаки появления воздушной пробки в системе охлаждения двигателя».

Примечания и дополнения

— Клапаны в пробке расширительного бачка системы охлаждения двигателя автомобиля устанавливаются в отдельном неразборном корпусе. Давление начала открытия выпускного клапана 1,1 кгс/см*2. Давление начала открытия впускного клапана 0,03-0,13 кгс/см*2.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Белый дым из глушителя

— Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка термостата на автомобилях ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099

— Двигатель автомобиля не прогревается, причины

— Уходит антифриз (тосол) признаки и причины неисправности

Подписывайтесь на нас!

Не игнорируйте эти шесть признаков проблем с крышкой радиатора

Крышка радиатора вашего автомобиля. Небольшая часть общей механической установки, которая может вызвать много проблем, если пойдет не так. В худшем случае вас могут даже оставить сидеть на обочине дороги в ожидании эвакуационной машины. Однако, к счастью, как и в случае с большинством проблем, есть некоторые ранние предупреждающие признаки, которые дадут вам представление о том, что с этой частью не все в порядке. Проявите немного наблюдения и бдительности, и вы сможете предотвратить любые проблемы (и связанные с ними расходы) до того, как они возникнут.

Пусть вас не смущает простое название этой детали. Крышка радиатора не только предотвращает утечку охлаждающей жидкости из системы в точке входа. Кроме того, он поддерживает правильное давление в радиаторе, действуя как двухходовой клапан. Почему это важно? Потому что дополнительное давление повышает точку кипения охлаждающей жидкости, предотвращая ее превращение в пар, поскольку оно отводит тепло от двигателя для снижения общей температуры.

Это означает, что если крышка радиатора выйдет из строя, двигатель может перегреться. И тогда другие системы могут начать давать сбои. Вы почувствуете это не только в характеристиках своего автомобиля, но и в своем банковском балансе. Итак, каких признаков следует опасаться?

Утечка охлаждающей жидкости

Сломанная крышка радиатора может снизить давление в системе охлаждающей жидкости, что приведет к испарению части охлаждающей жидкости и вызовет нагрузку на уплотнения, прокладки, шланги и соединения (самые слабые места в системе охлаждающей жидкости). и провал.

Со временем это может привести к утечкам из системы охлаждающей жидкости, которые вы сможете увидеть в виде ярких жидких луж под автомобилем. Если вы видите такие утечки, проверьте крышку на предмет износа и повреждений. Однако из-за повышенного давления некоторые из этих утечек будут происходить только тогда, когда ваш двигатель полностью работает, вытесняя охлаждающую жидкость из труб и уплотнений в виде брызг.

Один из способов найти источник утечки — взять каждую трубу в отдельности. Это повышение давления должно привести к тому, что небольшая капля жидкости потечет из любых неисправных уплотнений или прокладок. Вам нужно будет заменить трубу и уплотнение, а также проверить крышку радиатора, так как это может быть основной причиной утечек.

Разрушенная трубка радиатора

Колебания давления, вызванные неисправной крышкой радиатора, также могут привести к деформации, разрыву и даже разрушению шлангов. Это происходит из-за эффекта вакуума, который не высвобождается системой должным образом, что приводит к разрушению трубы во время фазы охлаждения автомобиля.

Если вы подозреваете, что эта проблема влияет на вашу систему охлаждения, проверьте трубы, подсоединенные к расширительному бачку. Вы можете увидеть фактические физические признаки того, что труба разрушилась (это будет немного похоже на спущенную шину), и при прикосновении к трубе она будет выглядеть губчатой ​​и странной.

Если вы обнаружите эту проблему в своей системе охлаждения, вам необходимо заменить соответствующую трубку, а также проверить крышку радиатора на наличие признаков износа или даже отверстий, так как есть большая вероятность, что это может быть причиной проблема.

Переполненный бачок

По мере того, как охлаждающая жидкость нагревается, повышая давление в системе, она расширяется в бачок. Чтобы бак не переполнялся, крышка радиатора в норме должна сбрасывать небольшое давление в системе.

Неисправная крышка не сбрасывает давление в системе, что приводит к переполнению резервуара. Это может привести к тому, что из-под капота вашего автомобиля выйдет пар, так как жидкость закипит. Если вы видите, что это происходит, когда вы находитесь в дороге, немедленно остановите машину и проверьте крышку. Пар никогда не бывает хорошим признаком и указывает на серьезный перегрев где-то в двигателе, что потребует механической проверки, независимо от того, виновата ли крышка.

Лопнувшая трубка радиатора

Если крышка радиатора выходит из строя, это может даже привести к проблемам в системе, которые создают огромную нагрузку на реальную структуру труб. Это может привести к разрыву трубы, в результате чего в ее конструкции образуется небольшое отверстие, из которого будет вытекать жидкость, когда автомобиль заведется. Отверстие может даже заткнуться, когда машина холодная.

Признаками этой проблемы являются капли охлаждающей жидкости в моторном отсеке, а по прибытии в пункт назначения вы можете увидеть лужи охлаждающей жидкости под автомобилем. Оба являются признаками того, что вам нужно проверить крышку в качестве первого порта захода.

Воздух в системе охлаждения

Если крышка не может регулировать поток воздуха в систему охлаждения, воздушные карманы могут попасть в сердцевину отопителя, термостат и шланги радиатора. Видимыми признаками этой проблемы будут трубы с трещинами на внешней оболочке, поскольку они изо всех сил пытаются удержать давление и перегрев двигателя.

Перегрев двигателя

Все перечисленные выше проблемы с крышкой радиатора приведут к одному результату; перегрев двигателя. Поскольку охлаждающая жидкость предназначена (как мы уже упоминали) для отсасывания остаточного тепла из движущихся частей, если это не работает должным образом, внутренние детали быстро нагреваются.

Первым признаком проблем с системой охлаждения будет повышение температуры на приборной панели. Вы можете заметить, что ваш автомобиль производит пар, дым или вечернее горение. Это может привести к остановке двигателя, оставив вас в затруднительном положении или, что еще хуже, к серьезному отказу двигателя.

Если вы заметили, что температура на манометре повышается, не откладывайте проверку крышки радиатора.

И, наконец,

Возможно, вы уже слышали это раньше, но это серьезное предупреждение. Если вы хотите проверить какую-либо часть системы охлаждения, убедитесь, что она полностью остыла. Помните, мы упоминали давление и тепло? Это приведет к выплескиванию жидкости из бачка, если вы откроете его преждевременно. Если вы попадете на кожу, это может быть очень болезненно, и у вас останется химический шрам, который, вероятно, останется с вами на всю оставшуюся жизнь.

5 распространенных признаков неисправности крышки радиатора | by Autolady Synergy Coy Ltd

Крышка радиатора важнее, чем думает большинство людей.

Крышку радиатора часто упускают из виду как причину перегрева двигателя.

Крышка радиатора выглядит просто, но она необходима для правильной работы системы охлаждения.

Неисправная крышка радиатора может привести к перегреву двигателя, потере охлаждающей жидкости или серьезному повреждению двигателя.
Таким образом, системы охлаждения под давлением помогают предотвратить перегрев и потери охлаждающей жидкости.

Кроме того, повышает температуру кипения охлаждающей жидкости примерно на 3 градуса по Фаренгейту на каждый дополнительный фунт на квадратный дюйм выше атмосферного давления.

Когда двигатель прогревается и охлаждающая жидкость расширяется, она становится под давлением. Клапан сброса давления в крышке позволяет поднять давление до заданного уровня, а затем сбрасывает избыточное давление.

Крышка радиатора высокого давления

Крышка радиатора также служит клапаном сброса давления. Они предотвратят чрезмерное давление. Неконтролируемое высокое давление может привести к повреждению радиатора, радиатора отопителя, шлангов или уплотнения водяного насоса. Герметичная крышка также предотвращает разрушение шлангов и бачков радиатора. Когда двигатель остывает, в системе охлаждения образуется вакуум. Этот вакуум втягивает охлаждающую жидкость обратно в систему вместо воздуха.

Всегда проверяйте крышку во время планового технического обслуживания. Никогда не снимайте крышку, когда двигатель горячий. При выключенном двигателе накройте крышку тряпкой и снимите ее. Поверните его против часовой стрелки примерно на 1/4 оборота, пока он не достигнет упора безопасности. Дайте всему давлению стравиться, прежде чем снимать крышку, надавив на нее и повернув против часовой стрелки.

5 Общие признаки неисправной крышки радиатора

Есть несколько признаков, которые дадут вам понять, что у вас неисправна крышка радиатора:

1) Утечка охлаждающей жидкости

Если крышка радиатора застряла, жидкость не может выйти. Это вызовет повышение давления внутри радиатора, что приведет к протечке или разрыву шланга. Если вы заметили охлаждающую жидкость возле радиатора или крышки радиатора, то у вас явно утечка охлаждающей жидкости. Проверьте, есть ли в радиаторе отверстия, а также не выглядит ли крышка изношенной или поврежденной. Если это так, то замените крышку.

2) Переполненный бачок

Охлаждающая жидкость попадает в бачок по мере расширения. Крышка открывается под давлением, и охлаждающая жидкость направляется в переливной бачок. Если у вас плохая крышка, охлаждающая жидкость будет вытекать слишком быстро, что приведет к закипанию резервуара.

3) Падает шланг радиатора

У вас может быть плохая крышка, если шланг радиатора лопается. Вакуум не будет выпущен должным образом, и это приведет к разрушению шланга радиатора во время периода охлаждения. В этом случае осмотрите крышку на наличие повреждений. Если он есть, немедленно замените его.

4) Воздух внутри системы охлаждения

Если крышка не закроется должным образом, внутрь системы охлаждения попадет воздух. Это приведет к попаданию воздушных карманов внутрь радиатора отопителя, термостата и шлангов радиатора. В результате двигатель начнет перегреваться, потому что он не может поддерживать постоянную температуру.

5) Перегрев двигателя

Утечка охлаждающей жидкости или воздуха в системе охлаждения может привести к перегреву двигателя.


Learn more