Что такое эбу в автомобиле


Что такое ЭБУ (ECU): электронный блок управления

Современный автомобиль невозможно представить без множества электронных систем. Развитие и активное внедрение электроники в конструкцию ДВС привело к тому, что работу двигателя контролирует электронный блок управления двигателем ECU (ЭБУ). Модули подобного типа также имеют название контроллер. Как сам бензиновый или дизельный  мотор, так и другие системы транспортного средства управляются посредством специальных блоков управления.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы смазки ДВС. Из этой статьи вы узнаете о видах систем смазки двигателя и основных составляющих элементах в конструкции системы смазки. 

Содержание статьи

  • Бортовая сеть и CAN-шина
  • Какие задачи выполняет ЭБУ двигателем
  • Как устроен электронный блок управления ДВС
  • Сбои и ошибки двигателя записываются в память ЭБУ
  • Неисправности электронного блока управления двигателем

Бортовая сеть и CAN-шина

ЭБУ взаимодействует с различными датчиками, которые отправляют сигналы в блок управления. Далее контроллер производит обработку  полученных данных  по заранее  прописанным алгоритмам. ЭБУ в процессе работы двигателя опирается на информацию от датчиков и посылает ответные команды, которые адресованы исполнительным устройствам, интегрированным в конструкцию ДВС.

Автомобиль имеет так называемую бортовую сеть, в которой главным элементом является ЭБУ. По этой причине блок управления называют компьютером автомобиля, а в среде автолюбителей существует обиходное название «мозги».  Не только двигатель, но и другие системы автомашины имеют собственный контроллер. К таким системам относятся: автоматическая коробка передач, управление подушками безопасности, антиблокировочная система тормозов, система курсовой устойчивости, система климат-контроля и т.д. Каждая из систем имеет свой отдельный электронный модуль: блок управления АКПП,  модуль подушек Airbag, блоки-контроллеры ABS, ESP и т.д. Все модули взаимосвязаны между собой.

Главным в бортовой цепи автомобиля является ЭБУ. Электронный блок управления двигателем ведет постоянный и непрерывный обмен данными с модулями управления других систем. Потоки данных передаются по специальной  CAN-шине. Посредством указанной шины реализовано эффективное объединение всех электронно-цифровых систем автомобиля, что и представляет в итоге единую бортовую сеть.

Тесная взаимосвязь модулей, контроллеров и блоков позволяет максимально оптимизировать работу силового агрегата. Так достигается наилучший показатель расхода топлива, динамично корректируются параметры топливного впрыска и подачи воздуха на впуске. От работы ЭБУ зависит мощность, показатель крутящего момента в том или ином режиме работы двигателя, а также ряд других характеристик.

Какие задачи выполняет ЭБУ двигателем

К базовым функциям блока управления двигателем автомобиля относятся:

  • управление зажиганием;
  • анализ положения дроссельной заслонки;
  • контроль и управление процессами топливного впрыска;
  • управление системой изменения фаз газораспределения;
  • контроль температуры ДВС и охлаждающей системы двигателя;
  • управление системой рециркуляции отработавших газов;

ЭБУ получает от датчиков информацию о частоте вращения и положении коленчатого вала двигателя. Контроллер учитывает скорость движения автомобиля, фиксирует данные о напряжении в бортовой сети и т.п.

Как устроен электронный блок управления ДВС

ЭБУ является электронной платой, которая размещается в корпусе из пластика или металла для надежной защиты контроллера. ECU может быть установлен в моторном отсеке или в салоне автомобиля (в области центральной панели со стороны водителя или пассажира). Место установки контроллера зачастую указано в руководстве по эксплуатации.

Электронная плата ЭБУ включает в себя микропроцессор и запоминающие устройства. Также блок управления имеет специальные внешние разъемы на своем корпусе. Обычно таких разъемов два, они представляют собой выведенные наружу корпуса элементы контроллера. Первый разъем позволяет осуществить подключение блока управления к бортовой сети автомашины. Вторым разъемом (диагностический разъем ЭБУ) становится место для подключения сканирующего устройства (сканера).

Электронный блок управления двигателем имеет на своей плате несколько типов памяти. Существует постоянная память, в которой содержатся базовые микропрограммы и записаны ключевые параметры для нормальной работы ДВС. На плате ЭБУ дополнительно присутствует оперативная память, которая позволяет блоку управления  динамично обрабатывать поступающие данные от датчиков, а также кратковременно сохранять определенные результаты.

Еще одним элементом является отдельное запоминающее устройство, в котором хранится временная информация о том, сколько времени проработал ДВС, какой километраж был пройден, количество потребленного топлива, коды блокировок или доступа, коды ошибок двигателя и т.д. Информацию из этого устройства можно удалять (стереть или сбросить код ошибки в ЭБУ).

Программы ЭБУ разделяются на два типа модулей. Присутствует  функциональный и контрольный модуль ПО блока управления двигателем. Функциональный модуль принимает и обрабатывает полученные данные, а также отсылает импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль следит за тем, чтобы сигналы от датчиков находились в допустимых рамках применительно к заданным изначально параметрам. Если контрольный модуль фиксирует отклонения от прописанных параметров,  но они еще находятся в допустимых пределах, тогда осуществляется коррекция. В случае серьезного сбоя контрольный модуль ЭБУ заблокирует двигатель.

Программное обеспечение ЭБУ поддается коррекции. Блок управления двигателем можно перепрошить, тем самым заменив штатную программу и внеся изменения в базовые настройки и параметры работы силового агрегата. Данный способ получил название чип-тюнинг бензинового или дизельного двигателя.

Сбои и ошибки двигателя записываются в память ЭБУ

ЭБУ имеет встроенную систему диагностики. Если контроллер фиксирует отклонение, ошибку или сбой в работе двигателя, тогда на приборной панели загорается соответствующая пиктограмма (обычно желтого или красного цвета), или же информационная надпись сheck-еngine. Автолюбители в быту данный предупреждающий сигнал определяют как «загорелся чек».

Возникающие ошибки в работе двигателя имеют индивидуальный код. Коды ошибок хранятся в ЭБУ, так как записываются в память запоминающего устройства на плате контроллера. Для диагностики и выявления неисправностей специалисты подключают к блоку управления двигателем специальный сканер через диагностический  разъем ЭБУ. Сканер считывает коды ошибок (расшифровывает) и отображает их на своем дисплее. По этим данным  можно получить представление о том, в каком состоянии  находится мотор и какие имеет неисправности.

Неисправности электронного блока управления двигателем

Блок управления является надежным устройством, но встречаются отдельные случаи его некорректной работы или выхода из строя. Неисправности ЭБУ двигателя могут возникать по следующим причинам:

  • короткое замыкание ЭБУ;
  • сильный перегрев контроллера;
  • воздействие влаги на плату и разъемы;
  • коррозия корпуса и разъемов блока управления;
  • механическое ударное воздействие, вибрации;

На поломку ЭБУ указывают сбои в работе двигателя при полностью исправных датчиках и системах ДВС, а также с учетом полного исключения других возможных причин. Исправная работа блока управления зависит от нормального напряжения в бортовой сети автомобиля, а также от получения рабочих сигналов от датчиков.

Если ЭБУ вышел из строя, тогда двигатель может работать неустойчиво или с большими провалами на разных режимах работы. Часто двигатель с неисправным ЭБУ оказывается заблокирован. На панели приборов высвечивается ошибка (горит «чек»). Данная ошибка полностью не сбрасывается сканирующими и другими устройствами, или же «чек» снова загорается  после сброса ошибки спустя какое-то время.

В таких случаях необходимо оценить состояние блока управления двигателем. Ремонт ЭБУ возможен и обойдется дешевле, но предпочтительнее осуществить замену ЭБУ на новый полностью исправный блок. Подбирать блок управления двигателем на машину необходимо строго в соответствии с маркой и моделью, типом установленного двигателя и другими важными параметрами конкретного транспортного средства. Дополнительно может потребоваться настройка нового ЭБУ после его установки на автомобиль.

Что такое ЭБУ (электронный блок управления ДВС): мозги автомобиля

ЭБУ, что это такое и какие функции он выполняет в устройстве автомобиля? Наверняка многие не слышали даже такое название.

Совершенствование автомобиля сопровождается интенсивным развитием его электронных систем управления. Одна из важнейших – система управления работы двигателя или, как ее называют, Engine Control Unit.

В качестве мозга этой системы используются блоки управления двигателем внутреннего сгорания — ЭБУ. В них запрограммированы все алгоритмы. На основании их осуществляется управление процессами, происходящими в силовой установке большинства современных автомобилей.

Именно в электронный блок управления (ЭБУ) поступают сигналы от многочисленных датчиков системы. Они обрабатываются и затем перенаправляются на ее исполнительные органы.

В результате алгоритмизации процессов достигается высокая степень оптимизации всех рабочих параметров силового агрегата в пределах всех режимов его работы. А регулированию подвергается буквально все: мощность мотора, его крутящий момент, топливный расход, качественный состав выхлопных газов, иные качественные параметры.

Программное обеспечение ЭБУ

В силу особенностей конструкции основная масса электронных блоков управления автомобильным двигателем содержит две взаимодополняющие части: аппаратную и программную. В состав аппаратной части ЭБУ входит несколько элементов. Главным является микропроцессор. Он осуществляет обработку всех входящих сигналов согласно заложенной программе с последующей выдачей команд в систему.

Сигналы снимаются с многочисленных датчиков, установленных на двигателе и фиксирующих текущие изменения состояния его работы. Изначально аналоговые сигналы с датчиков поступают в процессор в виде цифровых импульсов после их обработки аналогово-цифровым преобразователем. Вслед за этим, на основании собранной информации, генерируются команды из ЭБУ, исходящие на исполнительные механизмы двигателя.

Софт, обслуживающий работу Engine Control Unit, состоит из двух вычислительных модулей: функционального и контрольного. Задачей функционального модуля является обработка получаемых с датчиков сигналов, генерирование управляющих коррекцией процесса работы двигателя команд и отправкой их на исполняющие устройства.

Эти команды, прежде чем поступить адресату, проходят через контрольный модуль ЭБУ и при необходимости им корректируются в рамках заложенных программными средствами требований и на основании проверки входящих сигналов.

Что немаловажно, так это возможность внесения любых по сложности программных изменений, позволяющих полностью перенастроить работу электронной системы, а значит и системы в целом. Чаще всего необходимость в апгрейде ЭБУ возникает при внесенных в конструкцию двигателя или обслуживающих его систем изменениях.

Нередко необходимость корректировки возникает в связи с выявленными ошибками. В этом случае производится массовый отзыв транспортных средств с исправлением обнаруженных программных недочетов с использованием мощностей официальных дилеров.

Существуют и неофициальные прошивки ЭБУ, которые производятся сторонними компаниями и предлагаются как дополнение к средствам тюнинга двигателя, который у них клиент, желающий усовершенствовать свой автомобиль, заказывает.

Среди причин, которые вызывают необходимость замены программного обеспечения блока управления ДВС, может быть и монтаж на него турбонагнетателя. Оборудования, позволяющего перейти на использование альтернативных видов топлива, иных нововведений, изначально не предусмотренных производителем, но изменяющих характер работы двигателя.

Функции ЭБУ

Обычно среди функций блока управления двигателем выделяется ряд основных, которые ЭБУ призван выполнять, это:

• регулирование процесса топливного впрыска;

• регламентирование ориентации заслонки дросселя, как на рабочем, так и на холостом ходу двигателя;

• координация процесса зажигания;

• управление работой двигателя с оптимизацией состава выхлопных газов;

• контроль и управление возвратом в систему части отработавших газов, их рециркуляция;

• управление процессом рекуперации бензиновых паров;

• контроль над установкой и соблюдением благоприятных для работы двигателя в разных режимах его нагрузки фаз газораспределения;

• контроль над соблюдением температурного режима работы двигателя с его корректировкой.

В процессе работы, электронный блок ЭБУ, управляет двигателем интенсивно обмениваясь информацией с остальными электронными системами автомобиля. Тем самым координируя при поступлении соответствующих данных работу мотора.

В наиболее продвинутых моделях автомобилей в качестве информационных доноров ЭБУ могут выступать модули управления комплексом систем активной и пассивной безопасности автомобиля, автоматической коробкой передач, адаптивной подвеской, системами повышения комфорта.

Для стандартизации режима обмена данными все управляющие процессы между совокупностью разнородных по назначению электронных систем осуществляются через CAN-шину (Controller Area Network).

Поделитесь информацией с друзьями:

Что такое ECU (электронный блок управления) в автомобиле?

ECU может показаться на первый взгляд непритязательной аббревиатурой, хотя это важная часть вашего автомобиля.

Но что именно означает ECU и почему это так важно? Это руководство здесь, чтобы объяснить.

Что делает ЭБУ?

ECU расшифровывается как «Электронный блок управления». Возможно, вы слышали, что это также называется блоком управления двигателем или системой управления двигателем.

Основная задача ЭБУ — обеспечить бесперебойную работу двигателя. На автомобилях с электронным впрыском топлива ЭБУ может контролировать количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя.

Это оптимизирует топливно-воздушную смесь в цилиндре, когда он сжат, что, в свою очередь, увеличивает мощность автомобиля и снижает количество потраченного топлива.

Где находится ЭБУ в моей машине?

Не существует отраслевого стандарта для упаковки блоков управления двигателем в автомобилях, поэтому их расположение может различаться в зависимости от марки и модели вашего автомобиля. Они не должны быть слишком далеко от двигателя, поэтому вы, скорее всего, найдете их либо в моторном отсеке, либо где-нибудь в передней части салона вашего автомобиля, например, в бардачке или под приборной панелью. Точное местонахождение ЭБУ вашего автомобиля должно быть указано в руководстве пользователя.

Что произойдет, если ЭБУ моего автомобиля неисправен?

Поскольку ЭБУ управляет многими функциями современных автомобилей, последствия неисправности ЭБУ могут сильно различаться. Например, на приборной панели может появиться сигнальная лампа двигателя, экономия топлива и производительность вашего автомобиля могут ухудшиться, а двигатель может начать глохнуть или отказываться запускаться.

Найдите свой следующий автомобиль с carwow

Часто задаваемые вопросы: Электронный блок управления (ЭБУ)

Может ли автомобиль работать без ЭБУ?

В то время как современный автомобиль может управляться с неисправным или неисправным ЭБУ, управлять им без ЭБУ вообще невозможно. Например, поскольку ЭБУ автомобиля будет управлять электронной системой впрыска топлива, двигатель не сможет работать, если в нем отсутствует этот компонент.

Как проверяется ЭБУ автомобиля?

Можно проверить ЭБУ автомобиля, хотя вы, скорее всего, не сможете сделать это самостоятельно, если не разберетесь в электронных и вычислительных системах современного автомобиля.
В результате, если вы хотите проверить и диагностировать ЭБУ вашего автомобиля на наличие потенциальных проблем, вам, вероятно, будет лучше, если профессиональный механик в гараже сделает эту работу за вас.

Могу ли я заменить ЭБУ моего автомобиля на другой?

Вы можете заменить ЭБУ вашего автомобиля на запасной элемент. Однако, поскольку ЭБУ часто программируются специально для марки или модели автомобиля, эта работа не так проста, как удаление старого ЭБУ и установка нового.

Если вам необходимо заменить ЭБУ вашего автомобиля, вам, вероятно, лучше всего доставить машину в гараж, уполномоченный ремонтировать и обслуживать автомобили вашей марки. Это связано с тем, что в официальных сервисных центрах должны быть инструменты и оборудование, необходимые для выполнения такой работы, тогда как в независимом гараже потенциально их может не быть.

Как настроить ЭБУ автомобиля?

Можно настроить систему ЭБУ автомобиля, загрузив в ЭБУ новое программное обеспечение. Это процесс, известный как переназначение. Есть ряд компаний, занимающихся послепродажным обслуживанием, которые могут настроить ЭБУ автомобиля для вас.

Во многих случаях эти переназначенные ЭБУ увеличивают выходную мощность двигателя, хотя некоторые из них ориентированы на экономию топлива. Стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев перепрошивка вашего автомобиля аннулирует его гарантию.

Продайте свой автомобиль с carwow

Что такое ECU? Что это делает? Где он расположен? – ECU Remapping & Engine Tuning Worcester

Электронный блок управления (ECU), используемый в современных легковых и грузовых автомобилях, используется для управления двигателем и другими функциями компонентов. ЭБУ — это компьютер с внутренними предварительно запрограммированными и программируемыми компьютерными микросхемами, мало чем отличающийся от домашнего компьютера или ноутбука. ЭБУ двигателя автомобиля используется для управления двигателем с помощью входных датчиков и выходных компонентов для управления всеми функциями двигателя. ECU бывают разных производителей, форм и размеров. Вот список самых популярных марок ЭБУ, используемых в британских автомобилях 9.0005

  • БОСКХ
  • ДЕЛКО
  • ДЕЛЬФИ
  • ЕЕС V1
  • ФОРД
  • ДЖОНСОН
  • МАРЕЛЛИ
  • МЕЛКО
  • МИЦУБИСИ
  • САГЕМ
  • СИМЕНС
  • ТРИОНИК

ЭБУ требуются входные данные от датчиков автомобиля, таких как датчик коленчатого вала и датчики распредвала, для вычисления информации с помощью программы, которая хранится в ЭБУ на программируемой микросхеме памяти. Программа ECU будет использовать введенную информацию датчика для вычисления необходимого результата, такого как количество впрыскиваемого топлива и время зажигания катушки для запуска двигателя.

Для разных систем автомобиля используются разные ЭБУ. Различные используемые ECU могут быть для трансмиссии, контроля тяги или ABS, кондиционера, функций кузова и управления освещением, двигателя, подушек безопасности или любой другой системы, которая может быть в автомобиле. Некоторые автомобили могут включать более одного ECU в единый блок, называемый модулем управления трансмиссией (PCM). Эти блоки могут быть преимуществом, так как имеют больше модулей в одном месте, но могут быть недостатком из-за добавления более длинных проводов для доступа к компоненту, которым они управляют.

Большинство новых транспортных средств начали использовать линию связи между различными модулями на транспортном средстве, чтобы они могли обмениваться информацией, и не нужно было использовать дублирующие датчики. Например, датчик скорости на колесе определяет скорость вращения колеса и будет являться входным сигналом для ЭБУ модуля антиблокировочной тормозной системы (АБС). Вместо того, чтобы отправлять множество проводов от одного датчика к другим ЭБУ, ЭБУ АБС будет делиться информацией о линиях связи сети со всеми ЭБУ, которые используют эту информацию, например, трансмиссия для переключения передач, спидометр для отображения скорости транспортное средство или система подвески для управления подвеской по мере необходимости.

Использование общих входных датчиков по всему транспортному средству с использованием только двух линий передачи данных между ЭБУ позволило сократить количество проводки, используемой в транспортных средствах. Обмен информацией между модулями также означает, что им нужен общий язык, чтобы они могли работать как группа. Когда один компьютер выходит из строя или не передает информацию из-за ошибки, это может повлиять на другие модули, если им потребуется входной сигнал датчика от неисправного модуля.

ЭБУ двигателя в большинстве автомобилей подключен к бортовому диагностическому разъему и передает всю диагностическую информацию по этой линии всем другим модулям или ЭБУ. Это уменьшает количество необходимых проводов, и вам не нужно подходить к каждому ЭБУ, когда вы хотите их протестировать.

Где я могу найти свой ECU?

Поиск вашего ECU действительно зависит от марки и модели автомобиля. Эту информацию можно легко найти в Интернете. Мы составили список всех распространенных марок вейхле в Великобритании и разместили места расположения ЭБУ автомобилей. Это будет регулярно обновляться.

AUDI

На большинстве моделей ЭБУ расположен под дворниками за пластиковой накладкой. Audi R8 имеет 2 ЭБУ, расположенных в задней части моторного отсека

BENTLEY

Continental GT Под пластиковой панелью на северной/южной/правой сторонах моторного отсека x 2 ECU

BMW

Обычно располагается под капотом за панелью в задней части блока предохранителей В пластиковой коробке рядом с аккумуляторной батареей

CITROEN

Citroen AX, CS, SAXO, XANTIA, XSARA, ZX Под капотом в моторном отсеке

 FIAT

Fiat COUPE DUCATTO, MAREA, MULTIPLA, PUNTO В салоне автомобиля, ниша для ног переднего пассажира Под капотом в моторном отсеке

FORD

Ford ESCORT, FOCUS FIESTA GALAXY MONDEO PROBE SIERRA, TRANSIT Под пластиковой боковой накладкой в ​​нише для ног спереди со стороны водителя Под перчаточным ящиком со стороны пассажира Рядом с аккумулятором Внутри автомобиля, над педалями Внутри автомобиля, за центральной консолью Внутри автомобиля, за перчаточным ящиком Новые модели Ford Diesel — “ N/S/F Колесная арка внутри пластиковой коробки

Honda

Honda Civic, прелюдия пассажирская передняя нога под ковром или над перчаточным отсеком

Hyundai

Hyundai Coupe Passenger Front Tootwall под ковром

Isuzu

Isuzu Travel Indiou ящик рядом с аккумулятором Внутри автомобиля под сиденьем водителя. В пластиковой коробке рядом с аккумулятором В пластиковой коробке рядом с аккумулятором Range rover Sport За аккумулятором С/Ю/П моторного отсека

 MAZDA

Mazda 6 и большинство других моделей находятся под ковриком в нише для ног пассажира. RX8 Внутри пластикового ящика O/S/F Моторного отсека

MITSUBISHI

Модели Evo Над перчаточным ящиком со стороны пассажира. Shogun/L200 Над наружной панелью со стороны пассажира

NISSAN

Nissan S13 / 300zx В салоне автомобиля, за центральной консолью Ниша для ног переднего пассажира под ковром Navara до 2005 года находятся За центральной консолью Navara 2005> находятся O/S/R Моторного отсека X-Trial Над бардачком, 350z, 370z под капотом

Peugeot

Peugeot 106, 206, 306, 307, 405 и 406 205,309 под капотом в моторном отсеке или внутри автомобиля над рулевой колонкой

Rover

Rover 200, 25d, 45d, 75d под каннетом на стороне пассажира

Renault.

Renault 19, MEGANE, ESPACE CLIO, TRAFFIC 21 TURBO Под капотом со стороны водителя Под капотом Под капотом рядом с аккумулятором

SEAT

На большинстве моделей ЭБУ расположен под дворниками за пластиковой накладкой.

SKODA

На большинстве моделей ЭБУ расположен под дворниками за пластиковой накладкой.

SUBARU

Модели Impreza Под ковром ниши для ног со стороны пассажира

SUZUKI

Suzuki SWIFT, BALENO, VITARA Внутри автомобиля над педалями или за перчаточным ящиком Комплектация
Т5, Т4 ЭБУ расположен под аккумуляторным отсеком под капотом.

Воксхал

Модели Vectra, под пластиковой накладкой и крышкой в ​​o/s/r моторного отсека Новые модели Vectra Расположены перед колесной аркой со стороны водителя Селектор автомобиля. В моделях Zafira блок управления двигателем расположен в арке переднего пассажира по направлению к переднему бамперу

Какая модель и версия блока управления двигателем у меня есть?

После того, как вы нашли и удалили свой ЭБУ, вам, скорее всего, захочется узнать, какая у вас модель и марка ЭБУ. На ЭБУ будет наклейка с маркой и некоторыми серийными номерами. Каждый ECU имеет свой собственный формат для идентификации модели ECU.


Learn more