Характеристики моторных масел таблица


Технические характеристики моторных масел: свойства, вязкость

Вязкость моторного масла

Характеристика определяет способность жидкого материала сопротивляться течению за счет внутреннего трения. Значение рассчитывают при разных условиях, поэтому различают два ее типа:

  • кинематическая вязкость показывает способность материала сопротивляться течению под действием силы тяжести. Измеряется в стоксах (Ст) или в квадратных миллиметрах в секунду (мм2/с). Чаще всего характеристику определяют для температур 40 и 100 °С;
  • динамическая вязкость определяет отношение силы к скорости сдвига. Характеристика показывает способность моторного масла к течению при разных температурах, измеряется в сантипуазах (Сп) или в (Н·с/см 2).

Индекс вязкости

Вязкость смазочных материалов меняется обратно пропорционально температуре. При нагревании масла показатель снижается, а при охлаждении – увеличивается. В продуктах разных марок изменение характеристики происходит с различной скоростью. Для измерения динамики существует специальное понятие – индекс вязкости. Чем выше его значение, тем меньше вязкостные свойства материала зависят от температуры. Продукты с большим индексом обеспечивают надежную защиту двигателя в разных климатических условиях. Масла с низким значением показателя эксплуатируются в узком диапазоне температур, так как при нагревании материалы утрачивают смазывающую способность, а при охлаждении быстро густеют.

Температура застывания

Показатель определяют в момент увеличения вязкости масла вплоть до потери текучести. В лабораторных условиях температурой застывания считают нижний предел, при котором жидкость в пробирке под наклоном 45 градусов не стекает в течение 1 минуты и остается неподвижной. Низкотемпературные характеристики масла напрямую зависят от состава, от качества компонентов. В продуктах переработки нефти вязкость возрастает при кристаллизации парафинов нормального строения. Поэтому основа проходит тщательную очистку или химическую модификацию для разветвления структуры компонентов и снижения температуры застывания. Синтетические масла имеют более однородный и прогнозируемый состав, что снижает порог кристаллизации и обеспечивает материалу стабильные свойства на морозе.

Температура вспышки

Величина этой характеристики зависит от вида и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки косвенно указывает на потери масла на угар, испарение через вентиляционную систему картера. Параметр также позволяет оценить риск самопроизвольного воспламенения или взрыва материала при экстремальном нагревании.

Щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общая щелочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, от антиокислительных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлении в присутствии химически активных сред. От щелочного числа также зависит скорость образования отложений, величина межсервисного интервала. Характеристика определяется в (мг КОН/г). Значения щелочного числа варьируются в широком диапазоне. Выбор зависит от типа топлива, а точнее, от содержания серы, которая является главным окисляющим агентом. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирают масло с показателем щелочности до 40 мг КОН/г. Моторы легковых авто работают с материалами 7–15 мг КОН/г.

Зольность

Сульфатная зола образуется при сгорании смазочного материала. Базовые масла очищаются и являются практически беззольными, но присадки вносят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие. В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть повышают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сажевые фильтры. Соответственно, чем ниже показатель, тем меньше отложений на деталях.

Стандарты и спецификации

SAE J300

Классификация вязкостно-температурных свойств смазывающих материалов SAE J300 разработана американским обществом автомобильных инженеров Society of Automotive Engineers. Система делит масла на два типа: летние и зимние (маркировка W – winter). Для материалов, предназначенных для эксплуатации при низких температурах, дополнительно регламентируют предел прокачиваемости (тест MRV – Mini Rotary Viscometer) и проворачиваемости (CCS – Cold Cranking Simulator) коленвала. Для летних сортов определяют прочность на сдвиг при экстремальном нагревании (тест HTHS – High Temperature High Shear Rate). Класс вязкости по SAE J300 указывает на диапазон температур эксплуатации конкретной марки моторного масла. Обозначение всесезонных сортов сочетает два показателя: зимний и летний. Например, 5W-40.

Классы вязкости зимних моторных масел SAE J300

 

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Класс

вязкости

SAE

CCS, МПа-с. Max, при темп.,°С

MRV, МПа-с, Max, при темп.,°С

Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С

HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1,

 

 

 

Min

Max

0W

3250 при -30

30000 при -35

3,8

-

-

5W

3500 при -25

30000 при -30

3,8

-

-

10W

3500 при -20

30000 при -25

4,1

-

-

15W

3500 при -15

30000 при -20

5,6

-

-

20W

4500 при -10

30000 при -15

5,6

-

-

25W

6000 при -5

30000 при -10

9,3

-

-

Классы вязкости летних моторных масел SAE J300

Класс вязкости SAE

Высокотемпературная вязкость

Кинематическая вязкость, мм2/с при 100 °С

HTHS, МПа-с. Min при 150 °С и 10Л6 с-1,

Min

Max

8

4,0

6,1

1,7

12

5,0

7,1

2,0

16

6,1

8,2

2,3

20

6,9

9,3

2,6

30

9,3

12,5

2,9

40

12,5

16,3

2,9*

40

12,5

16,3

3,7**

50

16,3

21,9

3,7

60

21,9

26,1

3,7

* Для классов 10W40, 5W40, 10W40.

** Для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40.

API

Классификация разработана специалистами American Petroleum Institute (API) совместно с American Society for Testing and Materials (ASTM) и Society of Automobile Engineers (SAE). Система опирается на эксплуатационные характеристики моторных масел и устанавливает стандарты для бензиновых, дизельных, двухтактных моторов и трансмиссий. По API смазочные материалы делятся на три категории:

  • S – Service (spark ignition). Категория включает масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей;
  • C – Commercial (compression ignition). В нее включена продукция для дизельных двигателей;
  • EC – Energy Conserving. Категория описывает энергосберегающие масла.

Классификация материалов внутри категорий начинается с буквы А (SA, SB, SC…) и далее в алфавитном порядке. Каждая последующая марка может использоваться в двигателях, для которых рекомендованы предыдущие. Категории с SA до SG являются устаревшими. Знак SH маркируют только в качестве дополнения к C. Начиная с SJ все категории действующие, а SN считается высшей на сегодняшний день. Марки масел с API CA до API CG-4 признаны устаревшими. Остальные категории действующие, высшей является API CK-4.

ILSAC

Классификация международного комитета по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (INTERNATIONAL LUBRICANTS STANDARDISATION AND APPROVAL COMMITTEE) – это результат совместного труда американской ассоциации American Automobile Manufacturers Association (AAMA) и японских специалистов Japan Automobile Manufacturers Association (JAMA). Стандарт устанавливает требования к смазочным материалам для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Знак ILSAC получают масла с высокими показателями экономии топлива, энергосбережения, фильтруемости в условиях низких температур. Для продуктов характерна низкая испаряемость, стойкость к вспениванию и сдвигу, минимальное содержание фосфора. Категории моторных масел по ILSAC:

GF-1. Устаревшая спецификация с минимально допустимыми требованиями к качеству материалов для японских и американских автомобилей. Категория охватывает масла классов SAE: 0W-30, -40, -50, -60, 10W-30, -40, -50, -60 и 5W-30, -40, -50, -60. Спецификация соответствует EC-II и API SH;

GF-2. Соответствует EC-II и API SJ. Категория включает все марки масел GF-1 и дополнительно 0W-20, 5W-20. Строгие ограничения по содержанию фосфора, улучшенные низкотемпературные свойства, стойкость к пенообразованию и образованию отложений;

GF-3. Соответствует EC-II и API SL. Улучшены противоизносные и противоокислительные свойства, снижена испаряемость, увеличены показатели экономии топлива, стабильности вязкостных свойств. Спецификация устанавливает строгие требования к долгосрочным последствиям влияния моторных масел на системы нейтрализации выхлопных газов;

GF-4. Соответствует API SM. Масла проходят испытания на топливную экономичность. Категория включает классы вязкости SAE: 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30. Улучшены моющие и противоизносные свойства, снижен риск образования отложений. Содержание фосфора – не более 0,08 %;

GF-5. Соответствуют API SM с жесткими требованиями к совместимости к системам катализаторов, к топливной экономичности, к испаряемости, к стойкости к образованию отложений. Спецификация устанавливает параметры совместимости с эластомерами, защиту систем турбонаддува, возможность применения биотоплива.

Знание основных характеристик необходимо для грамотного выбора моторного масла.

Таблица моторных масел

Как разобраться и понять принцип подбора масла для своего автомобиля?

У моторных масел есть множество технических указанных в инструкции по эксплуатации. Все ли они нужны? Обратить особое внимание нужно хотя бы на два из них: уровень качества и вязкость. Учитывайте климатические условия вашего региона

Ответить на эти вопросы поможет всемирно известная система индексации моторных масел.


Вязкость масла указывается согласно классификации американского общества автомобильных инженеров SAE.


Буквы "SAE" на этикетке известны всем. А что они значат – знает не каждый.

Этими цифрами определяется вязкость масла. Литера W (WINTER – зима) указывается в обозначениях зимних масел (SAE 5W, SAE 15W), обозначение же летнего масла никакой буквы не содержит (SAE 40, SAE 50).

Но большинство автолюбителей использует свой автомобиль круглогодично, поэтому применять сезонные масла им невыгодно. Поэтому логичнее применять универсальные всесезонные масла, где в маркировке вязкости после "SAE" указан сначала зимний показатель, а следом – летний.

Эти два обозначения могут разделяться дефисом или дробью, а могут писаться слитно – SAE 15W-40, SAE 10W/30, SAE 15W50.

Параметры масла в зависимости от класса SAE приведены в таблице 1.

Таблица 1. Классификация SAE моторных масел по вязкости

Класс вязкости пo SAE Прокачиваемость
при температуре
Кинемат. вязкость
при 100 °С
OW
5W
10W
15W
20W
25W
20
30
40
50
60
-35 °С
-30 °С
-25 °С
-20 °С
-15 °С
-10 °С
3,8 мм2
3,8 мм2
4,1 мм2
5,6 мм2
5,6 мм2
9,3 мм2
5,6 мм2
9,3 мм2
12,5 мм2
16,3 мм2
21,9 мм2

Для наглядности представляем рекомендации производителя для бензиновых двигателей ВАЗ (см. рис. ниже). Удобство графиков заключается в том, что сразу видно соответствие вязкости моторного масла и температуры окружающей среды.


Что касается качественного уровня масла, то здесь действует система, разработанная Американским институтом нефти API.

Институт регулярно испытывает все моторные масла и по итогам проверки присваивает индекс качества исходя из требований автопроизводителей.

Маркировка API на этикетке предваряет символы класса качества. Символов два: S – применение в бензиновых двигателях; С – применение в дизельных двигателях. Классы качества обозначаются латинскими буквами.

Система API насчитывает 10 классов для бензиновых двигателей (А , В, С, D, Е, F, G, H, J, L) и 7 классов – для дизельных двигателей (А, В, С, D, E, F, G). Классификацию масел по API можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Для бензиновых двигателей в наше время используются моторные масла с обозначениями SF, SG, SH и SJ, а для дизельных двигателей – CD, СЕ, CF, CG и CL.

Моторные масла предыдущих лет – от SA до SE и от СА до СС сейчас не выпускаются.

Также, на емкости может иметься индекс SG-CE или SF-CD, что означает разрешение на применение в бензиновых и дизельных двигателях.

Таблица 2. Классификация качественного уровня моторных масел по API

Обозначение Применение

Для бензиновых двигателей
SC Для конструкций, поставленных на производство в 1964-1967 годах
SD Для конструкций 1968-1971 годов
SE Для конструкций 1972-1979 годов
SF Для конструкций 1980-1988 годов
SG Для форсированных моторов, производство которых начато в 1989-1994 годах
SH Для форсированных моторов, производство которых начато в 1994-1996 годах
SJ Для двигателей, производство которых начато с 1996 года
SL Недавно введенный высший класс качества для бензиновых двигателей

Для дизельных двигателей
CC Для средненапряженных моторов, проектировавшихся начиная с 1961 года
CD Для напряженных дизелей, в том числе с турбо- наддувом
CE Для высоконапряженных дизелей, работающих в тяжелых условиях (с 1983 года)
CF-4 Двигатели выпуска с 1998 года
CF-2 Улучшенные характеристики CD-II для двухтактных двигателей
CG-4 Двигатели выпуска с 1994 года. Улучшенные характерис­тики CF-4 и ужесточены требования к токсичности отра­ботавших газов

Комитет конструкторов автомобилей стран общего рынка (ССМС) тоже принимает участие в исследованиях качества масла. Он имеет свою индексацию.


ССМС G4 и ССМС G5 соответствуют уровню API SF и SG для бензиновых двигателей. ССМС D4 и ССМС D5 соответствуют уровню API CD и СЕ для дизельных. Индекс ССМС PD2 одобряет использование этих масел в дизельных двигателях легковых автомобилей.

Автопроизводители тоже не сидят сложа руки. На автозаводах тоже проходят испытания смазочных материалов и затем, определенные марки масел получают сертификат и одобрение для использования в автомобилях этой фирмы. Номера сертификатов часто можно встретить на упаковке.

Минеральное масло – хорошо, но еще более надежным является синтетическое масло. Его получают в результате синтеза реакции взаимодействия различных молекул веществ животного или растительного происхождения. Масло на синтетической основе обычно на 20-30 % дороже, но оно с лихвой отрабатывает свою стоимость, обеспечивая увеличенный интервал замены масла и качественную защиту двигателя при регулярном использовании.


Синтетическое масло – превосходный смазочный материал, и по многим показателям синтетическое масло превосходит масло с нефтяной основой: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, шире диапазон рабочих температур, лучшая стойкость к окислению.


С синтетическим маслом вы без труда запустите двигатель даже в сильный мороз и надежно предотвратите износ двигателя при большой нагрузке, а также сэкономите топливо...и все бы хорошо, да вот цена может смутить небогатых автолюбителей.


Этикетка синтетического масла содержит информацию о его происхождении.


Была ли полезна статья?

(2 оценки)

Вязкость моторного масла – таблица вязкости и диаграмма вязкости :: Anton Paar Wiki

Описание

Моторные масла, как правило, являются составными маслами. Они состоят из минерального, полу- или полностью синтетического базового масла (базовые масла) и различного количества присадок. Качество моторного масла зависит от базового масла и его свойств, а также от присадок.

Основными требованиями к моторному маслу являются определенные температурно-вязкостные свойства, защита от износа и коррозии, поддержание чистоты двигателя, удержание во взвешенном состоянии таких частиц, как сажа или абразивы, предел текучести при сжатии и многое другое. Температура влияет на текучесть моторного масла. Моторное масло доступно в различных классах SAE, чтобы соответствовать климату, в котором оно используется, и цели пользователя.

Таблицы вязкости – данные измерений

SAE 15W-40

Темп. [°С] Дин. Вязкость [мПа.с] Кин. Вязкость [мм²/с] Плотность [г/см³]
0 1328.0 1489,4 0,8916
10 582,95 658,60 0,8851
20 287,23 326,87 0,8787
30 155,31 178. 01 0,8725
40 91.057 105.10 0,8663
50 57.172 66.464 0,8602
60 38. 071 44.585 0,8539
70 26.576 31.350 0,8477
80 19.358 23.006 0,8414
90 14. 588 17.467 0,8352
100 11.316 13.648 0,8291

Моторное масло SAE 15W-40 - кинематическая вязкость и плотность при изменении температуры

 

SAE 10W-40

Темп. [°С] Дин. Вязкость [мПа.с] Кин. Вязкость [мм²/с] Плотность [г/см³]
0 735,42 839,76 0,8758
10 385,53 443,53 0,8692
20 208,89 242. 07 0,8629
30 121,63 141,98 0,8567
40 79.330 93,274 0,8505
50 53. 904 63,847 0,8443
60 37.147 44.327 0,8380
70 26.502 31,865 0,8317
80 19. 690 23.265 0,8239
90 15.093 18.424 0,8192
100 11.877 14.607 0,8131

Моторное масло SAE 10W-40 - кинематическая вязкость и плотность при изменении температуры

 

SAE 10W-60

Темп. [°С] Дин. Вязкость [мПа.с] Кин. Вязкость [мм²/с] Плотность [г/см³]
0 1453,8 1684,4 0,8631
10 712,34 831,44 0,8568
20 381,08 448,10 0,8504
30 220. 06 260,69 0,8442
40 135,52 161,73 0,8380
50 88,554 106,47 0,8318
60 60. 601 73.406 0,8256
70 43.230 52,766 0,8193
80 31,946 39.292 0,8130
90 24. 310 30.129 0,8069
100 18.992 23.717 0,8008

Моторное масло SAE 10W-60 - кинематическая вязкость и плотность при изменении температуры

 

SAE 5W-40

Темп. [°С] Дин. Вязкость [мПа.с] Кин. Вязкость [мм²/с] Плотность [г/см³]
0 753,52 868,78 0,8674
10 378,65 439,85 0,8609
20 206,89 242. 10 0,8545
30 121,90 143,70 0,8483
40 76.551 90,903 0,8421
50 50,861 60,849 0,8358
60 35. 409 42.685 0,8295
70 25.631 31.135 0,8232
80 19.181 23.478 0,8170
90 14. 742 18.185 0,8106
100 11.619 14.443 0,8045

Моторное масло SAE 5W-40 - кинематическая вязкость и плотность при изменении температуры

 

SAE 0W-30

Темп. [°С] Дин. Вязкость [мПа.с] Кин. Вязкость [мм²/с] Плотность [г/см³]
0 474,65 550,23 0,8626
10 249,94 291,93 0,8561
20 142,17 167,29 0,8498
30 86. 600 102,66 0,8435
40 55,926 66.803 0,8372
50 38.008 45.748 0,8308
60 27. 008 32,754 0,8246
70 19.844 24.258 0,8181
80 15.064 18.561 0,8116
90 11. 734 14.572 0,8053
100 9,3466 11.698 0,7990

Моторное масло SAE 0W-30 - кинематическая вязкость и плотность при изменении температуры

SAE 30

Темп. [°С] Дин. Вязкость [мПа.с] Кин. Вязкость [мм²/с] Плотность [г/см³]
0 1124.10 1257,25 0,8941
10 491.10 553,20 0,8878
20 239,39 271,56 0,8815
30 128,42 146,70 0,8754
40 74,55 85,76 0,8693
50 46,43 53,80 0,8630
60 30,58 35,69 0,8569
70 21. 17 24,89 0,8506
80 15.28 18.10 0,8444
90 11.42 13,62 0,8383
100 8,80 10. 58 0,8322

Моторное масло SAE 30 - кинематическая вязкость и плотность при изменении температуры

Ссылка

Измерено с помощью SVM™.

Метаинформация

Ссылка Измерение с помощью SVM™
Кин. по отношению к да
Дин. по отношению к да
Плотность да
Несколько температур да
Связанный Смазка, смазка, моторное масло, моторное масло, вязкость, SAE

Система классификации моторных масел по вязкости