Кто изобрел колесо


История колеса, от его изобретения до его будущего

Колесо- самое гениальное изобретение нашей цивилизации: История создания


На протяжении многих веков человечество использует для изготовления различных керамических приспособлений глину. Вместе с тем, раньше в далекой истории практически в каждом доме стоял гончарный круг, колесо. Без него глина так и осталась бы просто природным материалом. Мы подумали, что именно гончарное колесо является той отправной точкой, с которой началась эволюция колеса. Что ж, давайте посмотрим на историю его создания и одновременно попробуем заглянуть в недалекое будущее.

 

С чего началось изобретение колеса?


Все исследователи сходятся во мнении, что первое колесо было изобретено в 3500 г. до нашей эры. Правда, это только приблизительная дата. Возможно, оно появилось и раньше. Но как бы оно там ни было, принято считать, что первое колесо появилось в Месопотамии, на территории современного Ирака. Вот только предназначалось оно не для транспортировки. Его использовали в бытовых целях. При этом примерно в 3200 г. до нашей эры начали появляться месопотамские колесницы. Какая же колесница без колес? Поэтому можно считать, что привычное в нашем понимании колесо было изобретено именно в тот период.

 

Различные типы колес: Как они изготовлены

 

И все же стоит уточнить, что первые округлые предметы, которые отдаленно напоминают колесо, уходят корнями аж в палеолит. Это около 15-750 тыс. лет назад. Опять же точную дату никто из историков назвать не может.

 

Давным-давно для перемещения громоздких грузов на относительно большие расстояния использовались обычные бревна. На первый взгляд, революционный по тем временам способ, но у него был один существенный недостаток — требовалось подкладывать под бревна много каменных роликов, небольших колес. При этом они все время выскальзывали из-под бревен.

 

Но древние люди решили эту проблему — они соорудили специальную платформу из досок. Им удалось закрепить на ней ролики таким образом, что давящий сверху груз не выталкивал их из-под досок, а, наоборот, прижимал к земле.

Еще через 1500 лет наши предки додумались до следующей инновации — они оснастили колесо деревянными спицами. На такой шаг их подтолкнула военная необходимость. Не удивительно, что первыми, кто использовал колесо с деревянными спицами, были египтяне. Произошло это примерно в 2000 г. до нашей эры. Они применили его в своих знаменитых колесницах.

 

А вот идея заключить колеса в металлические обода и тем самым уберечь их от быстрого износа, принадлежит кельтам. В 1000 г. до нашей эры они оснастили такими усовершенствованными колесами свои колесницы.

 

Смотрите также: Сравнение старого автомобиля 1908 года с новым 2016 года

 

Примечательно, что колеса, оснащенные спицами из дерева, оставались неизменными аж до начала 19 в. В то время изобретатель Ф. Бауэр запатентовал первые спицы, изготовленные из металла. Он просто взял длинную проволоку, продел ее много раз через обод колеса и закрепил на обоих концах ступицы. Классическим примером его изобретения является велосипедное колесо.

 

Следующим прорывом в эволюции колеса стало изобретение шины. Идея ее создания принадлежит У. Томпсону, свое изобретение он запатентовал в 1845 г. Однако, в 1888 г. его разработку усовершенствовал шотландский ветеринар Д. Данлоп. Для изготовления шин он использовал твердую резину.

 

Автомобильные колеса

Настало время поговорить про колеса для машин. Считается, что их изобрел К. Бенц в 1885 г. Он создал оригинальное транспортное средство под названием Benz Motorwagen, которое тут же запатентовал. Колеса этого автомобиля были из твердой резины. Машина напоминала трехколесный велосипед. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

 

Если же продолжать тему резины, то первыми, кто додумался использовать ее в автомобильных целях, стали Андре и Эдуард Мишлен. Кстати, они основали знаменитую фабрику по изготовлению шин. В 1910 г. Б. Гудрич стал добавлять в резину углерод, что стало бесспорной революцией в изготовлении шин.

 

Что же касается легендарной модели машин Ford T, то они комплектовались деревянными колесами, которые раньше использовались для транспортировки артиллерийских снарядов. Однако этому автомобилю не удалось поставить Америку на колеса. Данной цели достиг Д. Данлоп, который изобрел пневматические шины. При этом они сильно отличаются от тех, которыми комплектуются современные автомобили, так как они имели крайний малый срок службы — проехать на них можно было лишь 3,5 тыс. км, и то их требовалось постоянно латать после 80-90 км. пробега.

 

Как это парадоксально ни звучит, но следующим этапом в эволюции колеса стало изобретение диска. Как и многие другие вещи в истории, его появление было обусловлено более низкими производственными затратами. Обод может быть легко преобразован в прямую полосу металла, а сам диск так же быстро отштампован из металлического листа. Затем эти 2 элемента сваривали или скрепляли, и в итоге получалось очень легкое, жесткое и устойчивое к повреждениям колесо. Более того, оно было очень доступно.

В наше время существует 2 основных типа колеса, которыми комплектуются транспортные средства. В их производстве используются различные сплавы стали, благодаря чему они получаются более легкими и прочными, чем колеса, которые производились десятки лет назад. При этом сегодня производятся как литые колеса, так и оснащенные спицами.

 

Смотрите также: Диски и шины, почему лучше не покупать широкие покрышки и большие диски

 

Можно сколько угодно рассказывать о различиях между стальными и легкосплавными дисками, но многие автомобилисты уверяют, что последние легче первых. Конечно же, машины, которые укомплектованы литыми дисками, отличаются хорошей управляемостью и более долговечной тормозной системой. К тому же они выглядят боле привлекательно, чем стальные. Также следует учитывать, что легкосплавные диски стоят значительно дороже стальных.

 

Колеса из будущего


По большому счету, конструкция колеса получила свою завершенную форму, и каким образом его можно усовершенствовать, совершенно непонятно. Однако многие компании находятся в активном поиске новых идей и решений и регулярно представляют миру экзотические прототипы. Так, известная компания «Michelin» относительно недавно представила новаторскую концепцию Tweel.

 

Смотрите также: Плюсы, минусы и особенности внедорожников как средств передвижения

 

В 2006 г. компания «Michelin» удивила всех бескамерным колесом. Оно не пневматическое, так как целиком и полностью состоит из резиновых протекторов. Они соединены с центром при помощи эластичных спиц. Последние повторяют все деформации колеса, отчего поглощаются удары. Представители компании «Michelin» утверждают, что даже лишенные воздуха шины Tweel обладают точно такой же грузоподъемностью, устойчивостью на бездорожье, как и их пневматические аналоги.

 

Несмотря на то, что шины Tweel имеют множество преимуществ, у них есть один большой недостаток. Автомобиль, укомплектованный ими, при разгоне более чем 80 км. в ч. начинает сильно вибрировать.

 

Безусловно, шины Tweel являются самой революционной технологией на сегодняшний день. Но они предназначены исключительно для электромобилей. При этом в активную систему Tweel входит двигатель, подвеска, коробка передач и трансмиссионный вал.

 

Автор: Сергей Василенков

Кто изобрел колесо и где это произошло?

Сложно сказать, каким путём пошла бы человеческая цивилизация, если бы в глубокой древности люди не придумали колеса.

Основываясь на этой простой детали, они в последующие тысячелетия смогли создать огромное множество различных машин и механизмов, направив развитие нашего общества по пути совершенствования техники. Изобретатель колеса, возможно, был величайшим техническим гением своего времени.

Кто изобрёл колесо?

К сожалению, изобретатель колеса жил в настолько древние времена, что история не сохранила для нас не только его имени, но даже места, где это произошло. Прообразом колеса многие историки считают круглые каменные жернова, которые использовались для размалывания злаков, начиная с периода неолита.

Исторический период, к которому относятся первые колёса, определяется довольно приблизительно – где-то около V тысячелетия до нашей эры. Именно к этому времени относится археологическая находка, сделанная румынским учёным неподалёку от города Яссы в 1981 году. В раскопе были обнаружены глиняные игрушки, изображавшие колёсную повозку. На текущий момент это наиболее древние из колёс, известных историкам.

Аналогичные находки, датируемые IV тысячелетием до н.э., обнаружены и в других местах Центральной Европы. Это керамические горшки с рисунком повозки, игрушечные модели колёс и даже деревянное окаменевшее колесо из древесины ясеня. Примерно пять тысяч лет насчитывает двухколёсная повозка из погребения «Тягуновой могилы» – кургана в Запорожской области Украины. Все эти находки доказывают, что современная цивилизация зародилась не на Ближнем Востоке, как это было принято считать раньше, а в Центральноевропейском регионе.

Деревянные колёса Месопотамии

Примерно четвёртым тысячелетием до н. э. датируются колёса, изображённые при раскопках шумерского города Урук в Месопотамии. Тысячу лет спустя мастерство изготовления колёс развилось настолько хорошо, что шумерские цари стали брать с собой в загробное царство не только еду, драгоценности и любимых рабов, но и деревянные колёсные повозки. Такие погребения обнаружены в древних городах Ур и Киш, а также в древних Сузах.

Все эти колёса изготавливались из сплошного деревянного круга с вырезанным отверстием для оси и держались на месте при помощи клина. Считается, что их прообразом стали деревянные катки, которые использовались для перемещения тяжёлых блоков из камня при строительстве храмов и гробниц.

Развитие конструкции колеса

Ко второму тысячелетию до нашей эры конструкция колеса была усовершенствована: придуман гнутый обод и ступица, в конструкции колеса появились деревянные спицы. Такие колёса обнаружены практически на всей территории Европы, от Ирландии до Южного Урала. Спустя ещё одно тысячелетие наружную часть обода для повышения прочности начали обивать полосками металла.

Характерно, что колёса в этот период начинают использоваться не только в повозках, но и в конструкции других примитивных механизмов – водоподъёмников, гончарных кругов, токарных станков, прялок и др.

Культуры, не знавшие колеса

В то время, как древние европейцы уже вовсю пользовались колёсными повозками и изготавливали различные механизмы, аборигенам Америки и Африки они оставались неизвестными. Правда, исследования говорят о том, что культура ольмеков уже вплотную подошла к изобретению колеса, используя при строительстве деревянные катки, однако следующий шаг сделать ольмеки уже не успели.

Удивительно, что у некоторых из народов, не использовавших колесо в быту, были найдены игрушки в виде фигурок на колёсиках, сделанные из дерева и обожжённой глины.

Колесо как мистический и сакральный символ

В древних культурах многих индоевропейских народов присутствует символика, так или иначе связанная с колесом. Оно обозначало бесконечность циклов жизни и смерти, вечный путь, совершаемый живыми существами в бесконечном колесе инкарнаций.

Круглая форма связывалась с солнечным божеством, совершающим свой ежедневный круг по небосводу. Все культуры, знакомые с колесом, использовали его в своей сакральной символике. Нельзя не вспомнить славянский Солнцеворот, буддийскую Дхарму, египетские боевые колесницы и т.д. Как правило, оно было символом власти, вечного движения и обновления, высшего закона и истины.

Кто изобрел колесо. Краткая история

Кто изобрел колесо и когда? На самом деле колесо может быть не таким старым, как вы думаете! Знаете ли вы, что искусство, гончарное дело, флейта, вино и косметика были изобретены до появления колеса?


Самое раннее свидетельство

Самое раннее свидетельство существования колеса....
4200–4000 гг. до н.э., они использовались для гончарного дела. Поскольку колесо было изобретено до того, как велись записи, никто никогда не сможет узнать, кто изобрел колесо. Самые ранние колесные транспортные средства появились где-то между 3500–3350 годами до нашей эры. Изобретение было быстро принято в некоторых частях Европы и Азии. До этого сани использовались для перемещения больших и тяжелых предметов по суше. Одомашнивание лошадей и дорожная инфраструктура сыграли ключевую роль в принятии колеса как вида транспорта.


Кто изобрел колесо?

Поскольку колесо было изобретено до того, как велись записи,  никто никогда не узнает, кто изобрел колесо , или даже какое племя придумало его. Однако широко распространено мнение, что древние жители Месопотамии  изобрели колесо около 4200–4000 гг.

Карта, показывающая границы Месопотамии.

Первые колеса на самом деле были гончарными кругами и не использовались для транспортировки, известные как «турнеты» или «медленные колеса».

Один археолог заявил, что нашел свидетельства существования игрушечной каменной "машины", датируемой примерно 5500 годом. Однако доказательства этой даты остаются неясными и оригинальная публикация была удалена.

Как они перемещали большие предметы перед колесом?

До изобретения колеса большие/тяжелые предметы обычно тащили какая-то форма саней.

мегалиты, перенесенные островом Ниас у западного побережья Суматры, Индонезия -- около 1915 -- Collectie Stichting National Museum van Wereldculturen

Сейчас вы можете подумать: "Эй, памятники вроде Стоунхенджа (3000 г. до н.э.) использовали грубую, раннюю форму колеса: бревна, чтобы катить камни по земле!» Однако, как ни странно, археологи все чаще начинают думать, что эти камни на самом деле перемещались с помощью салазок с какой-либо смазкой, например свиным салом. То же самое относится и к пирамидам (2589 г.и 2504 г. до н.э.), одна из теорий предполагает, что большие камни тащили на санях, а на песок поливали воду, чтобы уменьшить трение.

Когда было изобретено первое колесное транспортное средство?

Где-то около 3500–3350 гг. до н. э. первые колесные транспортные средства появились в некоторых частях Европы и Азии . Никто точно не знает, было ли это одновременным изобретением или быстрым внедрением новой технологии.

Опять же, поскольку записи не велись, мы никогда не сможем знать наверняка имя первого мужчины или женщины, использовавших колесо для передвижения.

Горшок Броноцице, найденный в неолитической деревне в Польше. 3635–3370 гг. до н.э., изображает то, что считается самым ранним известным изображением колесного транспортного средства. Транспортное средство нарисовано в виде сверху вниз, а колеса нарисованы сбоку. Силар / CC BY-SA

Ранние колесные транспортные средства почти наверняка были четырехколесными . Самые ранние из известных изображений колесных транспортных средств: бронзовый горшок, найденный в неолитической деревне в 9 г.0016 Польша. 3635–3370 гг. до н.э. г. и несколько глиняных табличек, найденных в г. Урук – Ирак г. На обоих изображены четырехколесные транспортные средства, датированные примерно годом 3300-3100 гг. до н.э. года.

Эти символы, хотя и несколько грубые, найденные на нескольких глиняных табличках -- Урук -- Ирак указывают на использование колесных повозок. Многие похожие символы без колес можно найти на одних и тех же наборах планшетов. Датируется примерно 3300-3100 годами до нашей эры.

Недалеко от Киля в Германии была обнаружена серия параллельных следов, датируемых примерно 3420–3385 годами до нашей эры. Поскольку следы «шаткие», археологи полагают, что это следы от колесной машины, а не от саней.

Двухколесные транспортные средства появились чуть позже. Первое известное изображение датировано 3402--2800 гг. до н.э. и было найдено в могильной галерее в Лоне-Энгельшеке, Германия .

Почему так долго не изобретали велосипед?

Хотя эта концепция может показаться очень простой нам, обезьянам 21-го века. Колесо — это чисто человеческое изобретение, то есть оно нигде не встречается в природе. Такие факторы, как дорожная инфраструктура и приручение крупных животных, способных тянуть колесные транспортные средства, например. лошади также сыграли ключевую роль в принятии колеса.

Эволюция колеса

Хотя первые колеса, скорее всего, были цельными дисками или даже нарезанными стволами деревьев. Они недолго оставались такими.

Колеса со спицами

Колесо со спицами было изобретено около 2000 г. до н.э. в Анатолии (Турция) . Спицы сделали колеса легче, что дало «Синташте» преимущество в бою. Колеса со спицами были найдены в могилах, датируемых 2100–1800 годами до нашей эры.

Колеса со спицами  не появлялись до 9 0016 1870-е . За это мы должны благодарить изобретение велосипеда.

Оси

В Швейцарии и Германии первые колеса крепились к вращающейся оси на квадратном пазе. Это означает, что колеса вращались вместе с осью. Однако в других местах ось была зафиксирована, а колеса вращались независимо. Свободно вращающаяся конструкция колес имела явное преимущество при прохождении поворотов.

Шины

Шина, пожалуй, еще одно изобретение шотландцев.

Кельтские колесницы (800–450 гг. до н.э.)  являются первыми известными примерами, в которых использовался железный обод  вокруг колеса.

Первый патент на пневматическую шину был выдан в 1847 шотландским изобретателем Робертом Уильямом Томсоном. Первая серийная шина была изготовлена ​​в 1888 на Мэй-стрит в Белфасте другим шотландцем: Джоном Бойдом Данлопом. Он разработал его, чтобы уменьшить головную боль, которую испытывал его сын при езде на трехколесном велосипеде.

Колесо за пределами Европы и Азии

Еще в 1500 г. до н.э. коренные народы Северной Америки использовали колеса для создания игрушек , таких как животные с колесиками на ногах. Однако колесо широко не использовалось для перевозки до прибытия европейских поселенцев. Одним из объяснений этого является то, что до этого момента в Америке не было одомашненных животных, пригодных для буксировки транспортных средств.

Игрушки на колесах, подобные этой, были найдены в северной части Северной Америки задолго до того, как колеса стали использоваться в качестве транспорта. Этот конкретный пример — древнегреческая детская игрушка. Из гробницы 950-900 гг. до н.э. Археологический музей Керамейкос в Афинах. Викисклад.

В Африке колесо почти не использовалось за пределами северо-восточного угла. Египет быстро принял колесо. Еще в 400 г. до н. э. нубийцы использовали колеса для прядения глиняной посуды и водяные колеса.

Тачки

Китайский народный закон датирует первую тачку началом первого века , хотя первое известное свидетельство  тачки было обнаружено в гробнице Шэнь Фуцзюня в провинции Сычуань. Он датируется примерно 150 годом нашей эры года.

Эта картина является не только одним из самых ранних изображений колесных транспортных средств и тачек, но и одним из самых ранних примеров рисунка в изометрическом стиле!
Чжан Цзэдуань, «Цинмин шанхэ ту». Фу Синянь, изд. Чжунго мейшу цюаньцзи, Лян Сун хуэйхуа, шан (серия, том 3). пл. 51, стр. 130-131, 134. Собрание Национального дворца-музея, Пекин. Отредактировано для цвета и контраста.

Первые тачки имели переднее колесо, аналогичное современному дизайну, с которым мы знакомы. Однако в 3 веке нашей эры одноколесная тачка с центральным креплением стала более популярной. Сообщается, что эта конструкция могла перевозить до 6 человек!

Парусная тачка с одним центральным колесом. Широко используется по всему Китаю

Была также довольно интригующая конструкция тачки с парусным двигателем , широко используемая по всему Китаю, которая, как считается, восходит к 6 веку нашей эры. Первое документальное свидетельство найдено в трудах Андреаса Эверардуса ван Браама Хокгеста — 1797 года нашей эры.

За пределами Китая первые тачки найдены в Европе  приблизительно 1170-1250 гг. н.э. .

Кто изобрел колесо обозрения?

Хотя Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший является первым человеком, которому приписывают изобретение своего тезки: колеса обозрения для Всемирной Колумбийской ярмарки в Чикаго в 1893 году нашей эры. Происхождение колеса обозрения восходит к 17 веку нашей эры в Болгарии . Они были известны как «колеса удовольствия» или «взлеты и падения». Пассажиры ехали в креслах, подвешенных к вращающимся подмосткам, поворачиваемым вручную.

Ранний образец колеса обозрения. Волшебный город, Париж, 1913 год. -- Bibliothèque nationale de France

Первое колесо обозрения было спроектировано так, чтобы соперничать с Эйфелевой башней. Он был 80,4 м (250 футов) в диаметре и, как сообщается, перевозил 2160 человек.

«Оригинальное колесо обозрения» на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго. Фотоархив The New York Times

Колеса для хомяков середина 1930-е годы нашей эры. Итак, колесо, на котором бегает ваш пушистый друг, вероятно, более современно, чем вы думаете! Однако это не единственное животное, которое бегает в колесе.

Работа на веревке Генри Вигстеда (1799 г. н.э.)

Колеса животных также использовались в качестве функциональных объектов. Между 16 и 19 веками нашей эры собака-вертел использовалась на кухнях по всей Британии, чтобы обеспечить равномерное приготовление мяса на вертеле. Однако изобретение дешевых вертелов (часовых домкратов) означало, что порода вертелов была потеряна для страниц истории.

Колеса не только для домашних животных! Ученые обнаружили, что даже дикие животные любят бегать на колесе. В эксперименте с «диким» колесом лягушка, несколько мышей и даже слизняк покрутились на колесе!

Кто изобрел колесо? И как они это сделали?

Обратный канал

Тележка и колесо телеги не могли быть собраны поэтапно. Либо работает, либо нет. И это позволило людям быстро распространиться по огромным частям мира.

Иллюстрация: Кейси Чин

За сотни тысяч лет до изобретения колеса какой-то незадачливый гоминин наступил на рыхлый камень или неустойчивое бревно и — как раз перед тем, как треснуть себе череп — обнаружил, что круглый предмет уменьшает трение о землю .

Неизбежность этого момента ясности объясняет древнее повсеместное распространение роликов, которые представляют собой просто бревна, подложенные под тяжелые предметы. Египтяне и жители Месопотамии использовали их для строительства своих пирамид и перевозки тяжелого оборудования, а полинезийцы для перемещения каменных статуй моаи на острове Пасхи. Но ролики не очень эффективны, потому что их нужно заменять, когда они катятся вперед, и даже если они прижаты снизу, трение ужасно затрудняет их перемещение. Решением и блестящим ходом стала ось. Тем не менее, несмотря на древность ролика, кажется, что никто и нигде не открыл колесо и ось до искусного гончара около 6000 лет назад.

Отрывок из Кто съел первую устрицу?: Необыкновенные люди, стоящие за величайшими открытиями в истории , Коди Кэссиди. Купить на Амазонке.

Предоставлено издательством Penguin Books

Самая старая из когда-либо обнаруженных осей находится не на фургоне или телеге, а на гончарном круге в Месопотамии. Это может показаться простым механизмом, но это первое доказательство того, что кто-то где-либо признал, что центр вращающегося диска неподвижен, и использовал его в своих механических интересах. Это совершенно гениальное наблюдение и настолько новое, что неясно, откуда взялась эта идея — возможно, из бусины, вращающейся на нитке? — поскольку она не имеет очевидного следствия в природе. Полюс называют осью, и многие ученые считают его величайшим открытием в области механики в истории человечества.

И все же существует еще один великий интеллектуальный скачок между гончарным кругом и набором колес на катящемся предмете. Полная колесная пара, по-видимому, была впервые изобретена матерью или отцом гончара, потому что самые старые в мире оси сделаны из глины, имеют длину около двух дюймов и находятся под катящимися фигурками животных.

Другими словами, первое колесное транспортное средство было игрушечным.

В июле 1880 года археолог Дезире Шарне обнаружил первую доколумбовую колесную пару в Америке. Он был на маленькой фигурке койота на четырех колесах, и Чарней нашел ее в могиле ацтекского ребенка, похороненного к югу от Мехико.

Как предполагает Чарней в своей книге «Древние города Нового Света », игрушка была памятью о «любящей матери… которая в прошлые века похоронила [ее] вместе со своим любимым ребенком».

Ребенок ацтеков жил через тысячи лет после изобретателя в высокой степи, но до того, как европейцы прибыли со своими колесами в Америку, что позволяет предположить, что и в Новом, и в Старом Свете мать или отец гончара независимо друг от друга изобрели колесо и ось для сделать игрушку.

Археологи, с которыми я разговаривал, не верят, что такое замечательное открытие могло быть сделано в погоне за чем-то столь легкомысленным, как объект для игры. А вот инженеры - нет. Вместо этого они считают, что было бы гораздо более примечательно, если бы первые колеса и оси появились на 500-фунтовых фургонах. Маленькие версии изобретений, называемые современными моделями или прототипами, почти всегда предшествуют более крупным. Их гораздо проще построить, они занимают гораздо меньше времени и позволяют изобретателю быстро обнаруживать потенциальные проблемы и находить решения.

Самые популярные

Но каким бы гениальным ни был этот изобретатель, его игрушка не вызвала социальной революции. Человек, который несколько сотен лет спустя превратил его в полноразмерный комплект колес, так и сделал. Полноразмерный фургон впервые появился примерно 5400 лет назад, и, возможно, это одно из первых изобретений в истории, ставшее вирусным. Археологи обнаружили полноразмерные повозки из южного Ирака в Германию с разницей в несколько сотен лет, в то время, когда культурные барьеры были особенно непроницаемы. Фургон, кажется, был неотразимо полезен.

Когда я спросил Дэвида Энтони, антрополога и автора книги «Лошадь, колесо и язык », чем объясняется этот вирусный рост, он полагает, что отчасти причиной может быть сам размер фургона: «Возможно, это были самые большие деревянные машины, которые никто никогда не видел», — говорит он. Они были бы громкими; они были бы медленными. Их приводили в движение упряжки быков, которые сами по себе были одними из самых крупных животных в степи.

Изобретение фургона было доисторическим эквивалентом спутника; это не осталось незамеченным. Поскольку два самых старых колеса, обнаруженных археологами, значительно различаются по конструкции — одно имеет ось, прикрепленную к колесу, как в современном поезде, другое свободно вращается на оси, как в современном автомобиле, — Энтони предполагает, что по крайней мере некоторые строители вагонов копировали то, что видели издалека, не имея возможности внимательно рассмотреть.

Изобретение и широкое распространение фургона оказало немедленное и сильное влияние на общества на Ближнем Востоке и в Европе. Это резко повысило производительность фермера и тем самым изменило ландшафт. Там, где когда-то фермам требовались команды людей для перевозки тяжелых грузов с удобрениями, семенами и сельскохозяйственными культурами, фургоны позволили создать предприятие для одной семьи. Популяции, которые ранее были сосредоточены вокруг рек, вырвались в продуктивную, но неосвоенную степь. Повозка изменила целые экономики, образ жизни, войны и даже языки. «Было бы трудно преувеличить социальное и экономическое значение первого колесного транспорта», — пишет Энтони.

Колесо могло начаться с миниатюры, но миниатюра не изменила мир. Полноразмерная версия так и сделала. А масштабирование миниатюрного колеса требовало собственного гения. Энтони считает, что полноразмерное колесо и ось, возможно, требовали такого тонкого мастерства, что их невозможно было построить с помощью каменных инструментов, и их можно было сделать только с помощью выемок и шильев, которые металлурги только недавно начали отливать. Наконец, это не могло быть сделано поэтапно, что означает, что человек построил первый.

Личность изобретателя первого полноразмерного колеса стала клише, представляющим непостижимое, но недавние реконструкции давно умерших языков предоставили новые убедительные доказательства, которые приблизили ученых к изобретателю, как никогда раньше.

Кто изготовил первое полноразмерное колесное транспортное средство?

Я назову его Квеклос — для краткости Кей — палеолингвисты полагают, что это слово, которое он, возможно, использовал для обозначения «колеса». На его языке kweklos происходит от глагола «переворачивать», что означает, что он весьма уместно назвал свое изобретение «токарь». И я буду называть Кея им, потому что первый известный возница — это человек, погребенный на своей повозке к востоку от Черного моря.

Самые популярные

Кей родился примерно 5400 лет назад, и эта дата хорошо подтверждается благодаря популярности изобретения Кей. Вагоны и упоминания о них взрываются в археологических записях от Ближнего Востока до Западной Европы с разницей в несколько поколений.

Но если время рождения Кея в основном установлено, то где оно является предметом оживленных академических дебатов. Энтони говорит мне, что фургон «распространялся так быстро, что невозможно определить четкую и очевидную самую раннюю дату». На данный момент два полноразмерных колеса телеги связаны с самым старым из найденных археологами. Один из словенского болота в Любляне; второе происходит из замечательной могилы ямной культуры к востоку от Черного моря на Северном Кавказе, Россия, где археологи нашли не только колесо, но и целую повозку со скелетом тридцатилетнего мужчины, сидящего на ней.

Археология не подходит для точного определения местонахождения вирусных изобретений. Однако есть лингвистические причины подозревать, что ямнаян, похороненный вместе со своей повозкой, мог жить недалеко от того места, где произошло изобретение. Многие палеолингвисты теперь считают, что жители Ямной говорили на языке, называемом протоиндоевропейским (ПИЕ), и реконструкция этого давно мертвого языка предполагает, что это родной язык изобретателя колеса.

«Словарь для колес показывает, что большинство слов для колес и осей были созданы носителями PIE из их собственных глаголов и существительных», — говорит мне Энтони. Например, слово PIE для «ось» ( aks ) происходит от слова PIE, означающего «плечо», что означает, что носители PIE использовали слово из своего собственного языка, а не иностранное, для обозначения колеса и повозки.

Этот факт имеет решающее значение, поскольку, когда культуры перенимают иностранные технологии, они обычно также перенимают терминологию исходной культуры. Например, когда испанцы привезли табачное растение из Карибского моря, они сохранили местное слово таино tabako . Реконструкция лексики колес предполагает — хотя и не доказывает, — что Кей был ямнаяцем, говорящим на ПИЕ, подобно тому, как человек был погребен вместе со своей повозкой на юго-западе России.

Кей был фермером и пастухом. У него были собаки, лошади и овцы, и, возможно, он носил самую раннюю шерстяную одежду. Он наслаждался медовухой, алкогольным медовым напитком, разводил скот и пил их молоко. Он жил в длинном доме в небольшом фермерском поселке, вероятно, сгруппированном у рек.

Лингвистические данные свидетельствуют о том, что Кей поклонялся мужскому богу неба, приносил в жертву коров и лошадей в его честь и жил в деревне с уважаемыми вождями и воинами. ДНК ямнайцев предполагает, что у Кея, вероятно, были карие глаза, темные волосы — хотя и с некоторым шансом на рыжий — и несколько оливковый оттенок кожи. Средний рост ямнайских мужчин был примерно 5 футов 9 дюймов., и у него, вероятно, было сильное мускулистое телосложение из-за многих лет, проведенных в своем поле.

Многие личные данные Кея, конечно, носят предположительный характер, но одно можно сказать наверняка: строитель первого фургона был гением в замыслах и мастерстве. Другого объяснения нет. Превратить игрушку в полноразмерный фургон означало решить множество инженерных, дизайнерских и столярных задач. Некоторые ученые, в том числе Энтони, считают не совпадением, что металлурги впервые отлили медные инструменты всего за несколько поколений до появления первой повозки. Они считают, что точное мастерство, необходимое для создания функционального колеса и оси, возможно, было невозможно с каменными инструментами.

Самые популярные

Первый и наиболее важный компонент колеса, пишет Стивен Фогель, автор книги «Почему колесо круглое», — это ось . Слишком туго — и повозка безнадежно неэффективна, слишком свободно — и колесо шатается и ломается. Проблема не была бы обнаружена колесом и осью размером со спичечный коробок, и модели не требовали бы правильного соотношения между диаметром и длиной оси. Слишком толстая ось создает слишком сильное трение; слишком тонкий и рвется под нагрузкой.

Тогда было бы дело с самим колесом, которое является обманчиво сложным устройством. Если бы Кей вырезал для своего колеса упавшее дерево в стиле салями, оно бы быстро сломалось. Проблема, по словам Фогеля, заключается в направлении волокон, которые в куске дерева в стиле салями не могут выдерживать вес на своем краю. Под нагрузкой он быстро деформировался. Решение Кея, как видно из ранней конструкции колеса, заключалось в том, чтобы построить составное колесо из нескольких вертикально вырезанных досок. Кею пришлось бы тщательно соединить эти разрезы вместе, а затем сформировать из них идеально круглое колесо.

Размер колес Кея также имел решающее значение. Слишком маленький — и фура не сможет преодолеть ни одной выбоины, слишком большой — и без того тяжелое транспортное средство станет неподвижным.

Гениальность мастерства Кея заключается не в одном из этих достижений; это во всех них. Фургон, как отмечает Энтони, не мог быть собран поэтапно. Все или ничего. Либо работает, либо нет. Но даже с гением Кея его колесо было бы бесполезно массивным, если бы не быки.

Крупный рогатый скот начинался как дикие туры, прежде чем поздние натуфийцы Турции одомашнили их около 10 000 лет назад. Сначала натуфийцы использовали их исключительно для получения мяса и молока, но к началу четвертого тысячелетия до нашей эры майкопская культура, живущая на территории современной Украины, начала кастрировать самцов и использовать их в качестве рабочих животных. Процесс превращения крупного рогатого скота в волов и привязывания их к ярму был бы не из приятных. «Это представляло собой совершенно новый уровень одомашнивания, — пишет археолог Сабина Рейнхольд, — намного превосходящий более ранние вторжения в образ жизни животных». Это включало кастрацию, насилие и причинение боли. Животные «становятся вялыми», пишет Рейнхольд. «Их дух сломлен».

Страдали не только быки. Показательно, что обнаруженный археологами ранний ямнайский возница за свою жизнь перенес 26 отдельных переломов костей, помимо артроза позвоночника, левых ребер и стоп. Его жизнь была жестокой, но, возможно, не такой уж необычной. Многие из первых ямнайцев, похороненных с повозками, имеют множество сломанных костей, особенно на руках и ногах, вероятно, потому, что подчинение волов ярму было жестокой борьбой между человеком и животным. Майкопцы хоронили своих людей вместе со скотом с кольцом в носу, и некоторые археологи предполагают, что это было празднованием их победы над зверем.

Когда Кей впервые запряг быков в свой фургон весом в несколько сотен фунтов и размером 3 на 6 футов, укомплектованный визжащими деревянными деталями и упряжкой волов, напрягающихся, чтобы тащить его со скоростью пешехода, он навсегда изменил сельское хозяйство. Там, где когда-то для перевозки тяжелых грузов фермы требовалась деревня, теперь с повозкой и упряжкой быков требовалась только семья.

В результате ямная семьи, используя свои фургоны в качестве передвижных домов, рассеялись из своих сгруппированных деревень в обширные, неосвоенные евразийские степи, а затем и за их пределы.

Их культурный отпечаток прослеживается даже сегодня.

Самые популярные

Ямнаянцы катились из высокой степи в Европу и Восточную Азию, принося свои повозки, культуру и язык. Сегодня 45 процентов населения мира говорит на языке, происходящем от ПИЕ Кея. Такие разные языки, как английский, греческий, латынь, санскрит, португальский, испанский, шведский, словацкий, пушту, болгарский, немецкий и албанский, и многие другие, могут проследить свои корни до PIE.

Недавние данные ДНК подтверждают аналогичный вывод: ямная культура переместилась из степей и затопила культуры на юге и западе. Их массивные фургоны сыграли большую роль в их культурном господстве, но их самый маленький безбилетный пассажир мог сыграть еще большую роль. Генетики обнаружили бактерию Yersinia pestis , древнюю версию микроба, вызвавшего Черную смерть, в 5000-летних зубах, найденных в Центральной России, и полагают, что ямная, возможно, невольно использовала биологическое оружие, когда они катились в Европу.

Возможно, чума сделала Кея одной из первых жертв. Или, возможно, он погиб от несчастного случая. Как бы то ни было, ранняя популярность его изобретения указывает на то, что Кей, возможно, был одним из немногих древних изобретателей, получивших признание при жизни. А поскольку на ямной земле стало похоронным обычаем хоронить извозчиков на их повозках, возможно, Кей был первым.


Из Кто съел первую устрицу?: Необыкновенные люди, стоявшие за величайшими открытиями в истории Коди Кэссиди, изданный издательством Penguin Books, издательством Penguin Publishing Group, подразделением Penguin Random House, LLC.


Learn more