Как работает крышка радиатора


Зачем нужна крышка радиатора и как выбрать её давление

Крышка (пробка) радиатора — неприметная деталь под капотом, которой многие автовладельцы не придают должного значения. Но это не просто крышка, а важный клапан, регулирующий давление в системе охлаждения, — любые проблемы с ней грозят двигателю большими неприятностями. Разберёмся, как устроена крышка радиатора и когда её нужно менять.

Крышка или пробка?

Сперва два слова о терминологии, чтобы избежать путаницы. Крышку радиатора (radiator cap) корректно называть именно крышкой, поскольку пробка радиатора (radiator plug) — это сливная пробка в его нижней части. Однако в обиходе крышку радиатора часто называют пробкой, да и в технической литературе такой термин встречается. Поэтому среди автомобилистов в ходу оба названия, и иногда нужно исходить из контекста, чтобы понять, о какой именно пробке радиатора идёт речь.

Зачем нужна крышка радиатора

Помимо очевидной функции — герметизации радиатора для защиты от грязи и вытекания антифриза — радиаторная крышка регулирует давление в системе охлаждения, поддерживая его на необходимом уровне. Зачем? Всё дело в физике: с повышением давления возрастает и температура закипания жидкостей. Если при обычном атмосферном давлении антифриз кипит уже при 105–110 °С, то с ростом давления точка кипения охлаждающей жидкости сдвигается до 125 °С и выше. И эта разница очень важна, поскольку современные теплонагруженные двигатели часто разогреваются выше 100 °С, особенно в пробках: для некоторых моторов температура 115–125 °С является вполне нормальной. Избыточное давление в системе охлаждения позволяет им не кипеть.

Вообще, рабочая температура двигателей постоянно растёт — это прямое следствие повышения их мощности, экономичности и экологичности. Моторы прошлого века редко нагревались даже до 80 °С, к концу столетия показатель вырос до 95–105 °С, а для современных двигателей и 120 °С — не предел. Поэтому исправность крышки радиатора становится критически важной: система охлаждения должна работать в очень узком диапазоне давления, чтобы мотор не перегревался, не кипел и не терял антифриз.

Перегрев. Что делать, если закипел двигатель

Как работает крышка радиатора

Главная часть конструкции крышки радиатора — пароотводный (выпускной) клапан с тарированной пружиной. Клапан перекрывает доступ антифриза к расширительному бачку и обеспечивает герметичность системы. Но с ростом давления антифриз продавливает пружину, открывая клапан, — таким образом лишнее давление сбрасывается из системы охлаждения, а вытесненный антифриз перетекает в расширительный бачок. Как только давление в системе стабилизируется, пружина вновь закрывает клапан. Именно от жёсткости пружины зависит давление в системе охлаждения, которое поддерживает пробка радиатора.

Также в конструкции пробки есть воздушный (впускной) клапан с собственной пружиной, который открывается при охлаждении антифриза и уменьшении его объёма, благодаря чему в системе не образуется излишнее разрежение. Иногда оба клапана конструктивно объединены в один, но принцип их работы от этого не меняется. Встречаются также крышки с механической кнопкой ручного сброса давления.

Таким образом крышка радиатора поддерживает нужное давление в системе охлаждения и стравливает его излишки, защищая от повреждений радиатор и патрубки. Иногда тот же функционал выполняет крышка расширительного бачка, а на радиаторе вообще нет собственной крышки и заливной горловины для антифриза. А на некоторых моторах крышка есть и у радиатора, и у расширительного бачка — в этом случае важно не перепутать их, поскольку они рассчитаны на разное давление.

Давление крышки радиатора

Клапан крышки радиатора настроен на открытие при определённом давлении антифриза — оно указано на наклейке крышки или выдавлено прямо на корпусе. Стандартная единица измерения — килограмм-сила на квадратный сантиметр (кгс/см²), она же Атмосфера.

Стоит отметить, что это не физическая Атмосфера (атм), а техническая (ат), которая примерно равна 98,1 кПа. Поэтому на крышке, рассчитанной на давление 1,1 кгс/см², можно видеть дополнительную маркировку 108 кПа. Иногда давление клапана указано только в килопаскалях, поэтому нужно правильно сопоставлять единицы измерения при выборе крышки.

Наиболее распространённые давления крышек: 0,9 и 1,1 кгс/см²; также встречаются промежуточные варианты 1,0 и 1,05 кгс/см². Крышки на 1,3 и 1,4 кгс/см² считаются спортивными — как правило, их устанавливают на автомобили для гонок, где система охлаждения специально доработана под высокое давление.

Установка крышки радиатора с нештатным давлением

При выборе давления ориентируются на то, какая крышка радиатора установлена на автомобиле с завода. Установка крышки, рассчитанной на другое давление, — это серьёзное вмешательство в работу системы охлаждения двигателя. Нужно хорошо понимать, что вы делаете и зачем.

Так, установив крышку на 1,1 кгс/см² вместо штатной 0,9 кгс/см², вы увеличите давление в системе охлаждения. Это повысит точку кипения антифриза, что может помочь в борьбе с локальными перегревами и кавитацией, если такая проблема имеет место. В то же время возрастёт нагрузка на радиатор и патрубки, а значит и риск повреждения элементов системы охлаждения и утечки антифриза.

И наоборот: переход с давления 1,1 кгс/см² на 0,9 кгс/см² снизит давление в системе охлаждения, что поможет сберечь радиатор и патрубки от протечек. Но антифриз сможет закипеть раньше, что недопустимо для теплонагруженных двигателей. Поэтому инженеры тщательно выбирают давление в системе охлаждения исходя из конструкции мотора и условий его работы.

Чем грозит поломка крышки радиатора

Поломка крышки радиатора может создать массу проблем автовладельцу. А их последствия зависят от характера этой поломки и оперативности её устранения.

Так, клапан крышки может заклинить и не открыться при расчётном давлении — крышка не сбросит избыток давления в расширительный бачок. Обычно это приводит к повреждению радиатора или патрубков системы охлаждения, а обнаруживается проблема по луже антифриза под машиной. Хорошо, если вовремя — в этом случае автовладелец отделается покупкой нового радиатора. Если же продолжать ездить, теряя антифриз, то двигатель перегреется, и последствия будут намного серьёзнее — вплоть до капитального ремонта или замены мотора.

Крышка радиатора со сломанным клапаном

Ситуация может быть и обратной: клапан крышки не заклинит в закрытом положении, а просто развалится и разгерметизирует систему. В этом случае не будет поддерживаться давление охлаждающей жидкости: при прогреве двигателя антифриз расширится и сразу начнёт перетекать в расширительный бачок, переполнит его и будет выливаться на землю. А оставшийся в системе антифриз без давления начнёт активно кипеть. Результат также плачевен: перегрев двигателя и дорогостоящий ремонт.

Как проверить крышку радиатора

Диагностика крышки радиатора обычно сводится к её визуальному осмотру, проверке целостности и подвижности клапана. Но узнать, при каком именно давлении клапан срабатывает, без специального оборудования невозможно. Поэтому о неисправности крышки приходится судить по косвенным признакам:

  • Утечка антифриза. Подтёки охлаждающей жидкости могут возникать из-за повышенного давления в системе охлаждения.
  • Перегрев двигателя. Клапан крышки может открываться раньше времени, не поддерживая необходимое давление.
  • Пар из-под капота. Без давления в системе охлаждения антифриз может выкипать даже зимой.
  • Потеря антифриза. Уровень охлаждающей жидкости может снижаться и без видимых утечек, если антифриз переполняет расширительный бачок на ходу под нагрузкой.

При любых проблемах с системой охлаждения лучше сразу купить новую крышку радиатора, исключив эту деталь из «подозреваемых», — благо, стоит она недорого. Также рекомендуется менять крышку и в профилактических целях каждые 2–3 года.

Замена крышки радиатора

Самостоятельная замена крышки радиатора не составляет труда. Главное, соблюдать одно простое, но очень важное правило: крышку меняют только на холодном двигателе. После поездки в системе охлаждения ещё долго сохраняется давление: фонтан горячего антифриза травмировал не одного водителя, поторопившегося открутить крышку радиатора.

Также очень важен корректный подбор крышки: не только по давлению открытия клапана, но и по посадочному месту. Для правильного выбора крышки радиатора воспользуйтесь онлайн-подбором запчастей на сайте Гиперавто.

Для чего нужна крышка радиатора

Для чего нужна крышка радиатора

Немногие автолюбители обращают внимание на крышку радиатора ‒ небольшую деталь, которая располагается в подкапотном пространстве. Однако на самом деле ‒ это важнейшая запчасть, которая регулирует давление в системе охлаждения автомобиля. Когда крышка радиатора выходит из строя, то в скором времени водителя ожидают серьезные проблемы, если не позаботиться о своевременном ремонте.

Важно отметить, что данную запчасть также нередко называют пробкой радиатора, что в корне неверно. Пробка радиатора ‒ это совершенно другая деталь, которая располагается в нижней части системы и используется для слива антифриза при замене.

Почему крышка радиатора очень важна

Первая цель запчасти ‒ это герметизации системы охлаждения авто. Деталь препятствует попаданию в магистрали посторонних веществ, которые могут ухудшить эффективность антифриза. Надлежащая герметичность работает и в другую сторону ‒ крышка не позволяет охлаждающей жидкости покинуть систему циркуляции.

Еще одной функцией комплектующей является регулировка необходимого уровня давления. Эта задача очень важна, поскольку с повышением давления также увеличивается температура кипения жидкости. Крышка радиатора повышает показатель в том случае, когда двигатель нагревается до высоких температур. Это позволяет избежать закипания антифриза.

Если учитывать тот факт, что двигатели становятся более мощными и экологичными одновременно, неудивительно, что средняя температура их работы увеличивается. Из-за этого крышка радиатора становится намного более важной запчастью, чем несколько десятилетий назад.

Принцип работы крышки радиатора

Чтобы обеспечить запчасти надлежащее техническое обслуживание, важно предварительно разобраться с тем, как она работает.

Принцип работы крышки радиатора напрямую зависит от особенностей конструкции запчасти. Главным элементом является клапан для слива давления. В закрытом состоянии закрывает путь охладительной жидкости, увеличивая параметр давления.

Когда жидкость начинает сильнее влиять на клапан, его пружина сжимается, открывая доступ жидкости к расширительному бачку. Давление падает до определенного уровня, после чего снова начинает возрастать.

Если хотите узнать, как работает крышка радиатора, то также следует учесть наличие впускного клапана, который называется воздушным. Этот элемент также устанавливается на пружину. Воздушный клапан открывается в том случае, если антифриза становится в системе циркуляции слишком мало. Таким образом предотвращается высокий показатель разрежения.

Некоторые крышки радиатора предусматривают объединение двух клапанов в одну конструкцию, однако на принцип работы запчасти это никак не влияет. Также крышка может оснащаться специальной кнопкой для ручного сброса давления.

Крышка важный элемент всей охлаждающий системы

Крышка радиатора: показатель давления

Каждая модель запчасти рассчитана на работу с определенным уровнем давления, который зависит от модификации ДВС. В таком случае клапан открывается и давление в системе охлаждения сбрасывается.

В системе охлаждения автомобиля давление измеряется показателем килограмм-сила. Наиболее распространенными моделями комплектуются на 0,9-1,1 килограмм-силу на см2. Однако также предусматриваются промежуточные модели на 1-1,05. Если крышка радиатора, принцип работы которой вы узнали ранее, рассчитана на 1,3-1,4, то запчасть скорее всего рассчитана для установки на спортивный автомобиль.

Крышка радиатора: установка запчасти в зависимости от давления

Если нужна замена данной запчасти, то лучше посмотреть на показатели оригинальной модели и купить аналогичную деталь. В ином случае есть риск серьезно нарушить работы систем охлаждения двигателя. Если установить крышку с более высоким порогом давления, то увеличится температура кипения антифриза. Это позволит нивелировать эффект от перегрева ДВС, но не решит саму проблему. К тому же увеличивается нагрузка на радиатор, патрубки и магистрали, которые могут быть не рассчитаны на такой уровень давления.

Если установить крышку с меньшим уровнем давления, то радиатор прослужит дольше, но расходы на антифриз значительно увеличатся, ведь жидкость придется доливать намного чаще.

Крышка радиатора: последствия поломки

Когда крышка радиатора не держит давление и не выполняет другие возложенные на нее функции, то вскоре у водителя появятся серьезные проблемы, если не позаботиться о быстром ремонте.

Если клапан заклинило, то показатель давления будет возрастать до того уровня, пока не будет поврежден радиатор или патрубок. В результате образовывается течь антифриза. Характерным признаком поломки является лужа охлаждающей жидкости под вашим автомобилем.

При продолжительной эксплуатации автомобиля с недостаточным уровнем антифриза, со временем придется серьезно ремонтировать двигатель. В некоторых запущенных случаях будет необходим капитальный ремонт.

Как проверить крышку радиатора

Диагностика радиатора ‒ это достаточно сложный процесс, который невозможно осуществить без специального оборудования. Однако проблему с системой охлаждения можно заметить и по определенным симптомам. К таким признакам относятся:

  • Нарушение герметичности и утечка антифриза.

  • Регулярные перегревы двигателя из-за того, что крышка радиатора не держит давление.

  • Появление пара из-под капота.

  • Постоянное снижение уровня антифриза, при этом утечек жидкости ранее не было обнаружено.

Подобная симптоматика может быть вызвана и другими неполадками, поэтому, если вас интересует, как проверить крышку радиатора, то лучше обратиться на СТО.

А вот самостоятельно заменить запчасть несложно. Нужно только запомнить, что крышку меняют только в том случае, если двигатель холодный. В ином случае горячий антифриз может резкой струей выйти из системы и травмировать водителя.

Перед покупкой новой запчасти обязательно проверьте ее совместимость по VIN-коду. 

Крышка радиатора: определение, функции, компоненты, работа

Крышка радиатора, несмотря на то, что она маленькая, ее конструкция очень функциональна и улучшает работу системы охлаждения двигателя. Вы, читая эту статью, должны знать, как работает автомобильная система охлаждения. Если вы этого не сделаете, мы предоставим вам свежий пост, который вы должны проверить.

Большинство водителей упускают из виду функцию герметизирующей крышки радиатора в своем автомобиле, но механик может сказать о ее преимуществах. Ну а кроме того, что это крышка, которая не дает радиатору выливаться, в чем еще может быть его функция, вы узнаете. Б/у крышка радиатора. Фотография сделана на белом фоне.

Сегодня мы рассмотрим определение, функции, компоненты, схему, принцип работы, плохие симптомы, а также преимущества и недостатки герметизирующей крышки радиатора.

Подробнее: Система охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Содержание

  • 1 Что такое герметичная крышка радиатора?
  • 2 Функции герметичных крышек радиатора
  • 3 Принцип работы
  • 4 Как проверить крышку радиатора
    • 4. 1 Подпишитесь на нашу рассылку новостей
  • 5 Симптомы плохих или неудачных радиаторов
    • 5.1 Протекающая охлаждающая жидкость:
    • 5,2 Белые полосы на радиаторе:
    • 5.3 Переполнение водохранилища:
    • 5.4 Радиатор Hose Collapses:
    • 5.5.

Что такое герметичная крышка радиатора?

Герметичная крышка радиатора представляет собой небольшое механическое устройство, помогающее контролировать давление горячей охлаждающей жидкости в радиаторе. Радиатор представляет собой резервуар, в котором горячая охлаждающая жидкость охлаждается перед возвращением в двигатель для охлаждения.

Крышки контейнеров служат крышкой, которая удерживает жидкость внутри, но не только. По мере повышения температуры хладагента он со временем начнет кипеть, а затем превратится в пар. Температура кипения охлаждающей жидкости составляет около 212 градусов по Фаренгейту, которая повышается, когда она находится под давлением. Крышка радиатора фактически повышает температуру кипения охлаждающей жидкости примерно на 45 F.

Функции герметичных крышек радиатора

Ниже приведены функции крышек радиаторов в автомобильных двигателях:

  • Герметичная крышка радиатора поддерживает давление в системе на уровне 16 фунтов на квадратный дюйм, что предотвращает выкипание охлаждающей жидкости даже при значительном повышении температуры.
  • Поскольку жидкость расширяется при нагревании, герметичная крышка позволяет охлаждающей жидкости вытекать в расширительный бачок. Это нужно для того, чтобы в радиаторе оставалось достаточное количество охлаждающей жидкости, когда он расширяется.
  • Герметичная крышка радиатора предотвращает попадание воздуха в систему охлаждения. Воздух в системе ухудшит охлаждение и вызовет коррозию компонентов системы охлаждения.
  • Охлаждающая жидкость во внешнем резервуаре будет отведена назад, не оставляя места для воздуха.
  • Герметичная крышка является важным компонентом правильной работы двигателя. его следует периодически осматривать и рассматривать возможность замены, если он выходит из строя. Убедитесь, что используется 5o/5o воды и антифриза.

Компоненты герметизирующей крышки радиатора состоят из профилированного оловянного металлического листа в верхней части. Его функциональные части включают пружину, клапан, тонкий стержень и плоские каучуки. Все это будет объяснено в принципе работы.

Подробнее: Система смазки двигателя

Полная диаграмма напорной крышки :

Принцип работы

Принцип работы напорных крышек радиатора значительно повышается, поскольку они значительно повышают температуру кипения. охлаждающей жидкости. Это делается так же, как скороварка увеличивает температуру кипения воды. Устройство на самом деле представляет собой клапан сброса давления, который в автомобиле настроен на 15 фунтов на квадратный дюйм. Температура кипения воды повышается, когда вода испытывает давление.

Жидкость в системе охлаждения расширяется при нагревании, вызывая повышение давления. Во всей системе охлаждающей жидкости крышка является единственным местом, где может сбрасываться это давление. Пружина на крышке определяет максимальное давление в системе охлаждения. Давление толкает клапан открыть, когда давление достигает 15 фунтов на квадратный дюйм. Это позволяет горячей охлаждающей жидкости стекать в расширительный бачок через тонкий шланг.

При этом выпуске охлаждающей жидкости воздух в систему не допускается. Как только радиатор остывает, в системе создается вакуум, который подтягивает еще один подпружиненный клапан, всасывая воду обратно через дно переливного бачка взамен сэкономленной ранее воды.

Эта статья опубликована для того, чтобы пользователи и профессионалы увидели суть этого устройства. Они, как правило, упускают из виду крышку радиатора при поиске и устранении неисправностей системы охлаждения транспортных средств на предмет перегрева.

Подробнее: Система мокрого и сухого масляного картера

Посмотрите видео, чтобы узнать больше о том, как работает герметичная крышка радиатора:

Как проверить крышку радиатора

Проверить крышку радиатора можно всего за два простых шага в том числе:

Снятие герметизирующей крышки, когда система холодная и двигатель не работает. Уплотнения следует осмотреть на наличие повреждений, так как циклическое нагревание может привести к затвердеванию резины уплотнения. А поврежденные уплотнения являются частым источником утечек, поэтому их следует заменить. Сломанный рекуперационный клапан - еще одно распространенное повреждение, которое необходимо проверить при проверке крышки радиатора, а ржавую пружину следует заменить.

На втором этапе прибор необходимо установить в переходник крышки радиатора, входящий в комплект тестера. Переходник похож на заливную горловину радиатора с обоих концов. Колпачок должен быть на одном конце, а другой конец адаптера должен быть присоединен к манометру.

Присоединяйтесь к нашей рассылке новостей

Поскольку радиаторы доступны в различных размерах в зависимости от двигателя, а также крышки. В качестве заливной горловины радиатора следует использовать соответствующий размер и форму переходника.

Затем необходимо накачать тестер давления до давления, указанного на крышке радиатора. Крышка неисправна, если вы заметите, что давление сбрасывает давление до того, как оно достигнет нужного значения. Этот средний колпачок не держит давление. Процесс должен пытаться подтвердить, что колпачок неисправен.

Признаки плохой или неисправной крышки радиатора

Ниже приведены общие признаки или симптомы неисправности крышки радиатора:

Утечка охлаждающей жидкости:

Когда крышка радиатора застревает, внутри радиатора создается давление. Это приведет к протечке или взрыву компонентов системы охлаждения. эта проблема может быть очевидной, домашний мастер сможет заменить герметизирующую крышку и даже некоторые детали с утечкой, когда это произойдет. Крышка должна регулярно проверяться, чтобы избежать такой проблемы.

Белые полосы на радиаторе:

Утечка охлаждающей жидкости из заливной горловины радиатора часто оставляет после высыхания белые полосы. Это еще один способ узнать, что герметичная крышка радиатора неисправна, просто проверьте наличие этих белых полос. Проблема известна тем, что крышка протекает под давлением или периодически.

Переполненный резервуар:

При повышении давления охлаждающая жидкость расширяется, а герметизирующая крышка позволяет некоторой ее части вытекать во внешний резервуарный резервуар. Плохая крышка будет задерживать или быстро выпускать охлаждающую жидкость, что приведет к переливу. Всегда следите за тем, чтобы переливной бак был в хорошем рабочем состоянии.

Патрубки радиатора:

Крышка радиатора может выйти из строя, если патрубок радиатора сломается. это потому, что вакуум не будет должным образом выпущен крышкой, а также может привести к поломке шланга радиатора в период охлаждения.

В заключение отметим, что редукционный клапан радиатора является одним из жизненно важных компонентов системы охлаждения двигателя. Мы видели, какие функции он выполняет по отношению к давлению охлаждающей жидкости. Мы увидели, как это работает и как его можно протестировать в два этапа. Наконец, мы также рассмотрели некоторые признаки плохой крышки радиатора.

Надеюсь, вам понравилось чтение, если да, пожалуйста, прокомментируйте, поделитесь и порекомендуйте этот сайт другим студентам технических специальностей. Спасибо!

Radiator Pressure Cap is the Cooling Systems Pressure Valve

Motorad Catalog

FIND A PRODUCT BY

  • Light/Med Duty
  • Heavy Duty
  • Vehicle
  • Part Number
  • Interchange
  • VIN
  • Элемент
  • Автомобиль
  • Номер детали
  • Interchange
  • Руководство по покупателям

Блог

26 сентября 2018

3 мин. Читайте

Думайте примерно; крышки на емкостях предназначены для того, чтобы удерживать жидкости внутри, а не выпускать их наружу; но это именно то, что делают герметичные крышки радиатора. По мере повышения температуры жидкости, в конце концов, она закипит и в конечном итоге превратится в пар. Если вы посмотрите на воду; его температура кипения составляет 212 градусов по Фаренгейту, когда он находится под давлением, температура кипения повышается. Возьмем простой пример: скороварка, которая есть на вашей кухне, будет готовить еду быстрее, потому что вода в устройстве горячее.

Функция герметичных крышек радиатора:

Большинство герметичных крышек радиатора поддерживают давление в системе на уровне 16 фунтов на квадратный дюйм, поэтому охлаждающая жидкость двигателя может значительно нагреваться, не опасаясь, что она выкипит. Если в системе охлаждения нет давления, охлаждающая жидкость будет выкипать. С другой стороны, если бы давление увеличилось выше 16 фунтов на квадратный дюйм, система охлаждения, включая шланги и даже радиатор, могла бы просто лопнуть или даже взорваться, если бы условия были подходящими.

Никогда не упускайте из виду тот факт, что жидкость расширяется при нагревании. С повышением температуры двигателя повышается и температура охлаждающей жидкости, если она превышает норму. Конструкция типичной крышки радиатора такова, что жидкость может вытекать; он делает это, перемещаясь от радиатора к резервуару.
При выключении двигателя автомобиля охлаждающая жидкость начинает остывать. Если бы не была установлена ​​герметизирующая крышка радиатора, система подсасывала бы воздух. Воздух вызывает плохое охлаждение двигателя и является основной причиной коррозии компонентов системы охлаждения.

По мере того, как вакуум продолжает расти, начинает работать двухходовой обратный клапан, который представляет собой герметичную крышку радиатора. Крышка позволяет откачивать обратно жидкость, перелитую из радиатора во внешний резервуар. Пока охлаждающей жидкости достаточно, для воздуха нет места.

Как ответственный владелец автомобиля вы должны следить за такими вещами, как уровень масла, уровень трансмиссионной жидкости, уровень жидкости для омывания ветрового стекла и уровень охлаждающей жидкости в бачке.


Learn more