Где правостороннее движение


Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении

История организации дорожного движения вообще и выбор ведущей полосы в частности — штука весьма интересная. Об исторических предпосылках, а также о том, как целая страна в один день «переехала» на другую сторону дороги и что на данную тему говорит закон, — в материале «Вокруг света».

История вопроса

На самом деле до сих пор нет единого мнения, почему так получилось, что в одних странах ездят по правой стороне дороги, а в других — по левой. Археологи, исследуя всевозможные материалы и свидетельства, смогли доказать, что, например, у древних римлян движение было левосторонним. Так, были найдены остатки старых каменоломен, по дороге от которых левая колея была обычно разбита сильнее, чем правая. На одном из выпусков серебряных монет, датированном 50 годом до нашей эры, изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне дороги. Действительно, это логично при езде верхом: боевая правая рука по отношению к встречному всаднику свободна и в любой момент может быть занесена для удара или защиты.

Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, во многих государствах начало складываться правостороннее движение. Это казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.

На Западе было иначе, и в 1756 году был издан английский билль, согласно которому по Лондонскому мосту экипажам следовало ездить по левой стороне. Нарушитель регламента должен был выплатить штраф в виде фунта серебра. Еще через двадцать лет закон закрепил это правило на всех английских дорогах, в том числе на железных, а следом традиция перекочевала и во все британские колонии.

Все дело в конструкции

У самых первых автомобилей руль совсем не был похож на современный. Это было не колесо, а рычаг, напоминавший штурвал корабля и перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука все-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль. Уже потом, с появлением в конце XIX века круглой баранки, начались споры, к какому борту ее, собственно, смещать. Сначала устанавливали ближе к краю дороги, то есть справа, чтобы проще было выходить из авто. Потом, с возникновением необходимости обгонов, — слева, чтобы лучше видеть встречный поток. А первым серийным автомобилем с левым рулем и современной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.

Исключения встречались и встречаются даже там, где движение правостороннее. Например, в Италии долгое время все модели производителя Lancia оснащались правым рулем — специально для езды по горной местности, так как, по замыслу конструкторов, при подъеме водитель должен был сидеть подальше от обрыва. Та же история с некоторыми американскими и канадскими почтовыми автомобилями — руль справа, чтобы почтальону было удобно опустить корреспонденцию в почтовый ящик, не выходя из машины.

Попробуй перестройся!

Сегодня по левой стороне дороги ездят во многих странах — в ЮАР и Великобритании, в Японии, Таиланде и Сингапуре, в Австралии и Индии, на Ямайке и в Восточной Африке… Нередко бывает так, что при пересечении границы приходится переезжать на другую сторону дороги. Например, сообщение между левосторонним Таиландом и правосторонним Лаосом осуществляется при помощи специальных сигнальных огней. Иногда для этой цели сооружают многоуровневые развязки — как, например, между Китаем и анклавом Макао.

В первые дни после введения в Швеции в 1967 году правостороннего движения ситуация на дорогах в Стокгольме выглядела так

Кстати, в Швеции ездили по левой стороне дороги до 1967 года. Потом вопрос о переходе на правостороннее движение вынесли на референдум, и 83% шведов высказались против — всех все устраивало. Спустя несколько лет парламент уже не спрашивал ничьих мнений, а просто вынес постановление. Действо было беспрецедентное — 5 сентября в 4:50 все автомобили остановились и осторожно сместились на правую сторону, а ровно в 5 утра продолжили движение. Водителям, понятное дело, было боязно, поэтому в первый месяц после введения новых правил количество ДТП в Швеции стремилось к нулю. Потом, правда, все вернулось на круги своя.

Были и другие подобные переходы. Например, Корея перешла на правостороннее движение в 1946 году, как только закончилась японская оккупация. А на Самоа получилось еще интереснее: так как местный автопарк по большей части состоял из подержанных «праворуких» авто, правительство в какой-то момент решило, что ездить надо по левой стороне.

А это вообще законно?

Венская конвенция о дорожном движении еще в 1968 году утвердила, что въезд в страну с иным расположением полос в большинстве случаев остается в рамках закона. Впрочем, документ подписан не всеми государствами. Например, в Австралии и Чили автомобили с «неправильным» рулем запрещены и по правилам на въезде обязательно должны быть переоборудованы. Исключение делают разве что для антикварных машин.

В Камбодже «праворукие» транспортные средства в начале двухтысячных были запрещены одномоментно, невзирая на то что составляли подавляющее большинство местного автопарка

В некоторых европейских странах, например в Словакии и Литве, с регистрацией праворульного автомобиля обязательно возникнут сложности. К тому же перестановка руля обойдется недешево: в вышеупомянутой небогатой Камбодже замена вполне может быть сопоставима и со среднегодовым доходом рабочего. Одно радует: ни заводская установка, ни перемещение руля никак не сказываются на расположении педалей. Во всех странах оно закреплено формулой АВС — Accelerator-Brake-Clutch, то есть «газ, тормоз, сцепление» справа налево. Или «газ, тормоз», если речь идет о машине с автоматической коробкой передач.

В России процент авто с правым рулем существенно растет по мере перемещения с запада на восток. Причиной тому близость Японии и огромное количество достойных авто с пробегом, которые ввозятся оттуда по доступной цене. Впрочем, и в Москве, и в Санкт-Петербурге есть автолюбители, которые принципиально предпочитают правый руль, хотя таких меньшинство. Большая же часть автовладельцев считает, что «праворукие» машины — это как-то несолидно, что ли… А вот в Японии автомобиль с левым рулем, напротив, воспринимается как роскошь, экзотика и статусная «игрушка».

Фото: IMAGEBROKER / ALAMY (в анонсе), Denver Post / Contributor / Getty Images, Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Gerhard Joren / Contributor / Getty Images

Маша Веселова


Теги

  • авто
  • факты

В каких странах левостороннее движение: выясняем вместе

Исторически сложилось так, что в большинстве стран мира принято правило правостороннего движения. Но, есть и ряд стран, в которых левостороннее движение. Наиболее ярыми представителями являются Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур, ЮАР и Индия. Точных данных о том, почему так сложилось, нет, но есть множество предпосылок, которые отвечают на данный вопрос.

Так, предполагают, что первой страной, в которой было принято левостороннее движение, является Англия, поскольку тут было развито судоходство и корабли двигались исключительно в левостороннем порядке. Но, обо всем по-порядку. В этой статье мы попробуем разобраться с правилами правостороннего и левостороннего движения, опишем их преимущество и недостатки, а также историю возникновения.

  • 1. История расположения руля
  • 2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии
  • 3. Основные отличия право- и левостороннего движения
  • 4. Недостатки и преимущества левостороннего движения

1. История расположения руля

История правил дорожного движения, а как следствие и история расположения руля уходит в глубокую древность. Историки предполагают, что с первыми правилами столкнулись римляне. Предположительно, что в 50 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил, которым должны были подчиняться извозчики, так называемые водители карет.

Также, предположительно в Риме действовало правило левостороннего движения. Об этом свидетельствует один из найденных римский динарий, на котором изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть населения правши, в том числе и всадники и они вынуждены были в правой руке держать оружие.

Когда времена рыцарей, всадников и карет канули в прошлое, снова возник вопрос о правилах дорожного движения, и соответственно с какой стороны должен располагаться руль. В начале 20 века улицы стали массово заполнять первые автомобили. В то время в большинстве европейских стран было принято правостороннее движение, в Англии, Швеции и частично в Австро-Венгрии – левостороннее. В Италии движение было смешанным. Все это не представляло опасности, так как автомобилей было не много, а их скорость минимальна.

В странах с правосторонним движением, логично, что руль располагался справа. Считалось, что так водителю легче осуществить обгон. Более того, правостороннее расположение руля отразилось на компоновке составляющих двигателя. Для того, что бы сократить длину тяг, карбюратор и магнето располагались на правой стороне двигателя. С годами автомобилей становилось все больше, и возник вопрос о безопасности во время обгона. Первыми, кто выпустил автомобиль с левым расположением руля, была знаменитая во всем мире корпорация Ford. В 1908 году впервые была выпущена легендарная модель «Т».

После этого, европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно еще одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.

Интересная ситуация сложилась в Швеции. До 1967 года в этой стране действовало левостороннее движение, несмотря на то, что руль автомобилей находился с правой стороны. А вот 3 го сентября 1967 года все автомобили в одночасье остановились и плавно перешли на правосторонне движение. Для этого шведам в столице пришлось приостановить движение на сутки для того, что бы поменять дорожные знаки.

2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии

Ситуация с правосторонним и левосторонним движением в разных странах мира складывалась по-разному. Стоит рассмотреть самых ярких представителей, которые на протяжении многих лет устанавливали правила дорожного движения, исходя не только из расположения руля, но и из физиологических особенностей человека.

Так, после появления автомобилей в Европе была полная неразбериха, которая была связана именно с правосторонним и левосторонним движением. Большинство стран придерживались правостороннего движения, которое было принято со времен правления Наполеона. В то же время, такие страны, как Великобритания, Швеция и частично Австро-Венгрия придерживались левостороннего движения. Как уже было указано выше, в Италии в каждом городе действовали свои правила. На сегодняшний день левостороннее движение присутствует в таких странах Европы, как Великобритания, Ирландия, Мальта, а также Кипр (если считать его Европой).

В Азии гораздо больше стран, которые придерживаются левостороннего движения, в частности это относится к Японии, Индии, Шри-Ланке, Пакистану, Индонезии, Таиланду, Непалу, Малайзии, Сингапуру, Бангладешу, Макао, Брунею, Бутану, Восточному Тимору и Мальдивам.

Что касается Африки, тут также есть несколько стран с левосторонним движением, а именно: ЮАР, Ботсвана, Уганда, Замбия, Зимбабве, Кения, Намибия, Мозамбик, Маврикий, а также Свазиленд и Лесото.

США придерживалось левостороннего движения до конца 18 века, пока не произошел плавный переход на правостороннее движение. Бытует мнение, что способствовал данному изменению генерал французского происхождения, который боролся за независимость «штатов» от короны Британии. Что касается Канады, тут до 20 годов 20 века придерживались левостороннего движения. А вот в таких странах Латинской Америки, как Ямайка, Барбадос, Гайана, Суринам, а также Антигуа, Барбуда и Багамские острова до сих пор ездят слева.

Поддерживает правила левостороннего движения и Австралия, которая является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. К ней присоединились и такие страны, как Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Самоа, а также Науру и Тонга.

В то время, как Великобританию считают главной виновницей левостороннего движения, правостороннему движению в большинстве своем посодействовала Франция. Так, в 1789 году во время Великой Французской революции в Париже был издан декрет, в котором четко было указано всем транспортным средствам передвигаться по правой стороне, то есть по простонародной. Также немалую роль сыграл Наполеон, который в свое время приказал войску держаться правой стороны. Все это оказало влияние на многие страны Европы.

3. Основные отличия право- и левостороннего движения

Правостороннее и левостороннее движение предполагает различия в конструкциях автомобилей. Как правило, место водителя и руль располагаются слева в автомобилях, которые предназначены для правостороннего движения, соответственно в автомобилях для левостороннего движения водительское место и руль находятся справа. Существуют и автомобили, в которых предусмотрено расположение места водителя по центру, к примеру, McLaren F1. Также имеют различия (левое и правое) стеклоочистители. А вот расположение педалей в порядке сцепление, тормоз, газ изначально было присуще леворульным автомобилям, а на сегодняшний день стало стандартом для праворульных.

В целом, главное правило правостороннего движения – держаться правой стороны, а левостороннего – левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро все становиться на свои места.

4. Недостатки и преимущества левостороннего движения

Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения, их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше.

Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.

Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге, что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.

В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними. Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.

Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей. Также, в Париже на авеню генерала Лемонье (единственная улица в Европе) придерживаются левостороннего движения.

Правостороннее и левостороннее движение — простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Из простой английской Википедии, бесплатная энциклопедия понять . Вы можете помочь Википедии, прочитав Wikipedia:Как писать страницы на простом английском, а затем упростив статью. (май 2019 г.)

Карта мира по обочине движения (ок. начала 2020-х гг.)

  Для правостороннего движения

  Для левостороннего движения

Знак на Великой океанской дороге в Австралии, напоминающий иностранным водителям держаться левой стороны.

Сторона движения дороги — это сторона, по которой должны двигаться транспортные средства. Каждая страна указывает, будет ли транспортное средство двигаться по правой или по левой стороне дороги. [1] Это иногда называют правилом дорожного движения . [2] Это основное правило упрощает движение транспорта. Это также снижает риск лобовых столкновений. Сегодня около 66,1% людей в мире живут в странах с правосторонним движением; 33,9% живут в странах с левосторонним движением. [3]

Сторона движения обычно обратна стороне, на которой находится рулевое колесо и приборная панель автомобиля. То есть автомобили с правым рулем (RHD) являются нормальными при движении по левой стороне дороги, а автомобили с левым рулем (LHD) используются при движении по правой стороне дороги.

Большинство стран с левосторонним движением являются бывшими британскими колониями. Однако некоторые другие страны по-прежнему выбирают левостороннее движение. К этим странам относятся: Япония, Таиланд, Непал, Бутан, Мозамбик, Суринам, Восточный Тимор и Индонезия. Сегодня только четыре европейские страны имеют левостороннее движение: Великобритания, Ирландия, Мальта и Кипр, все из которых являются островами. Есть несколько стран, где их территории, существующие за пределами материка, находятся на другой стороне от материка. Одним из хорошо известных примеров является то, что во всем Китае движение правостороннее, за исключением специальных административных районов Гонконга и Макао, где движение левостороннее.

Исторически сложилось так, что до создания автомобиля люди в основном ездили с левой стороны, так как большинство людей были правшами и хлестали своих лошадей левой рукой. Воины в бою также могли использовать правую руку, чтобы держать и управлять своим оружием. [4] Однако в 1700-х годах многие фермеры начали тянуть свои транспортные средства, используя упряжки лошадей, а не одну. Это было сделано для того, чтобы ямщик мог легко хлестать всех лошадей и чтобы ямщик мог видеть, насколько близки их колеса к столкновению с другой повозкой. В 1794 года Франция приняла первые законы о правостороннем вождении, и этот закон распространился с завоеваниями Наполеона. [5] Территории и регионы бывших Австро-Венгерской и Португальской империй поначалу отказывались менять направление движения, но большинство со временем предпочло правостороннее движение. Только Мозамбик, Восточный Тимор и Макао (все бывшие португальские колонии) до сих пор имеют левостороннее движение. [5] Канада, Мьянма, Гибралтар, Британская территория в Индийском океане и несколько стран Западной Африки, таких как Гана, Нигерия, Сьерра-Леоне и Гамбия, перешли на правостороннее движение.

  1. Дрейпер, Джефф (1993). «Гармонизированный дизайн налобных фонарей для использования во всем мире». Автомобильное освещение . Общество Автомобильных Инженеров. стр. 23–36.
  2. Кинкейд, Питер (декабрь 1986 г.). Правила дорожного движения: международный справочник по истории и практике . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-25249-1 .
  3. Лукас, Брайан (2005). «По какой стороне дороги они ездят?». Проверено 3 августа 2006 г. .
  4. Дэн Стоун, Дэн Стоун (31 мая 2013 г.). «Правые (и левые) вещи: почему страны едут по разным сторонам дороги». Национальное географическое общество (блоги) . Проверено 27 июня 2017 г. .
  5. 5.0 5.1 Джон (22 февраля 2013 г.). «Почему в Японии ездят по левой стороне дороги?» Тофугу . Проверено 27 июня 2017 г. .

Страны с правосторонним движением 2022

Наиболее фундаментальным законом дорожного движения в любой стране является вопрос о том, будет ли движение следовать принципам правостороннего движения (RHT, или «Держитесь правой стороны»), при котором транспортные средства движутся преимущественно по правой стороне. дороги или левостороннее движение (LHT, или «держаться левой стороны»), при котором транспортные средства в основном держатся левой стороны.

Правила левостороннего движения соблюдаются примерно в 30% стран и территорий мира и 35% населения мира, включая Великобританию и многие бывшие британские колонии. Однако большинство стран мира, признанных ООН, в которых проживает 65% населения и 75% дорог, соблюдают правила правостороннего движения.

Страны и территории с правосторонним движением:

Афганистан Джибути Лаос Катар
Албания Доминиканская Республика Латвия Республика Конго
Алжир ДР Конго Ливан Воссоединение
Американское Самоа Эквадор Либерия Румыния
Андорра Египет Ливия Россия
Ангола Сальвадор Лихтенштейн Руанда
Аргентина Экваториальная Гвинея Литва Сан-Марино
Армения Эритрея Люксембург Сан-Томе и Принсипи
Аруба Эстония Мадагаскар Саудовская Аравия
Австрия Эфиопия Мали Сенегал
Азербайджан Фарерские острова Маршалловы Острова Сербия
Бахрейн Финляндия Мартиника Сьерра-Леоне
Беларусь Франция Мавритания Синт-Мартен
Бельгия Габон Мексика Словакия
Белиз Гамбия Микронезия Словения
Бенин Грузия Молдова Сомали
Боливия Германия Монако Южная Корея
Бонайре Гана Монголия Южный Судан
Босния и Герцеговина Гибралтар Черногория Испания
Бразилия Греция Марокко Судан
Болгария Гренландия Мьянма Швеция
Буркина-Фасо Гваделупа Нидерланды Швейцария
Бурунди Гватемала Новая Каледония Сирия
Камбоджа Гвинея Никарагуа Тайвань
Камерун Гвинея-Бисау Нигер Таджикистан
Канада Гаити Нигерия Того
Канарские острова Гондурас Северная Корея Тунис
Кабо-Верде Венгрия Северная Македония Турция
Центральноафриканская Республика Исландия Норвегия Туркменистан
Чад Иран Оман Украина
Чили Ирак Палау Объединенные Арабские Эмираты
Китай Израиль Палестина США
Колумбия Италия Панама Уругвай
Коморские Острова Кот-д'Ивуар Парагвай Узбекистан
Коста-Рика Иордания Перу Вануату
Хорватия Казахстан Филиппины Ватикан
Куба Косово Польша Венесуэла
Кюрасао Кувейт Португалия Вьетнам
Чехия Кыргызстан Пуэрто-Рико Йемен
Дания

Правостороннее движение и правостороннее движение

Термины правостороннее движение (RHT) и левостороннее движение (LHT) легко спутать с соответствующими терминами правостороннее движение (RHD) и левый руль (LHD) . В то время как правостороннее движение указывает сторону дорожного движения, правостороннее движение относится к стороне автомобиля, на которой расположены рулевое колесо и педали газа/тормоза.

В ранних автомобилях рулевое колесо часто располагалось либо по центру автомобиля, либо со стороны водителя. Это изменилось с Ford Model T 1908 года, в котором рулевое колесо было перемещено ближе к центру дороги, чтобы дать водителю лучший обзор встречного транспорта. Другие производители быстро последовали их примеру. Таким образом, в странах с правосторонним движением преобладают автомобили с левосторонним управлением, в то время как в странах с левосторонним движением предпочтение отдается автомобилям с правосторонним управлением.

Несмотря на эти тенденции, автомобили как с правым, так и с левым рулем разрешены в большинстве стран. Лишь некоторые страны, такие как Армения, Чили, Саудовская Аравия, Сьерра-Леоне и Тайвань запрещают регистрацию и использование транспортных средств с односторонним приводом (также называемых «неправильным рулем»), таких как автомобили с правым рулем, в стране с правым рулем. Фактически, почтовые грузовики, подметально-уборочные машины и другие транспортные средства, которые выигрывают от быстрого доступа к тротуару, часто намеренно изготавливаются с односторонним приводом.

Древние правила дорожного движения и неустойчивый баланс левостороннего движения

В большинстве стран правила дорожного движения возникли в эпоху конных повозок, за столетия до того, как автомобили и другие механические транспортные средства стали широко доступны. Например, различные штаты США начали законодательно устанавливать правостороннее движение еще в 1792 году, более чем за 100 лет до появления на рынке серийных автомобилей.

Историки расходятся во мнениях относительно того, почему США выбрали правостороннее движение. Одна из преобладающих теорий состоит в том, что RHT чувствовал себя более естественным для водителей фургонов - большинство из них были правшами, поэтому они предпочитали держать поводья левой рукой и оставлять правую руку свободной, чтобы владеть винтовкой или хлыстом.


Learn more