Почему моторное масло быстро чернеет


Почему масло в двигателе быстро темнеет?

17.11.2021

Среди автомобилистов бытует мнение: чем светлее масло, тем оно лучше. И чем медленнее оно темнеет в процессе эксплуатации, тем качественнее. А если потемнело быстро, то нужно скорее сливать и заливать новое, другой марки. Так ли это? Давайте разбираться.

От чего зависит цвет готового масла

По цвету готового моторного масла нельзя определить его состав или качество — для этого понадобится специальное лабораторное оборудование. Также цвет масла никогда не являлся нормативным показателем. Но давайте рассмотрим, что влияет на его внешний вид.

Современные моторные масла состоят из двух основных компонентов: базовое масло и пакет присадок. Иногда в специальные линейки масел добавляют краситель. Например, некоторые трансмиссионные масла ЛУКОЙЛ для АКПП имеют красный оттенок.

Базовые масла по типу производства делятся на минеральные и синтетические. Первые получаются из нефти путём очистки различными растворителями. Их цвет варьируется от светло-желтого до темного-коричневого — в зависимости от вязкости. Как правило, базовые масла с большей вязкостью отличаются более тёмным цветом.

Cинтетические масла и масла, полученные в результате процессов гидроочистки, на выходе всегда имеют прозрачный цвет.

Для защиты двигателя от нежелательных отложений в базовые моторные масла добавляют моющие и диспергирующие присадки. Они имеют цвет от коричневого до тёмно-коричневого, и чем выше их концентрация в масле, тем оно темнее.

В моторном масле есть и другие виды присадок тёмных оттенков: противоизносная, модификаторы трения и другие. Но их концентрация меньше, чем моюще-диспергирующих, и поэтому сильного влияния на цвет готового продукта они не оказывают.

При сравнении цвета готового масла для легковых автомобилей и масел для коммерческого транспорта с тяжело нагруженными дизельными ДВС мы увидим, что смазочные жидкости для грузовиков и спецтехники имеют более тёмный оттенок. Это обусловлено с тем, что бензиновый и дизельный двигатели имеют разные режимы работы, поэтому масла для грузовой техники содержат больше моющих и диспергирующих присадок.

Как видите, на цвет готового масла влияет множество компонентов, поэтому только на основании цвета невозможно определить качество масла и его состав (количество и тип присадок).

Почему в процессе работы масло темнеет

При эксплуатации автомобиля в двигателе образуются различные загрязнения: нагары, шламы, лаковые отложения. При помощи моющих присадок масло нейтрализует кислоты и удерживает загрязнения в себе, поэтому в процессе работы будет темнеть в любом случае. Это естественный процесс. Если же потемнение не происходит, значит масло не выполняет свои очищающие функции, и стоит задуматься о замене.

Масла для дизелей всегда темнеют быстрее, чем масла для двигателей, работающих на бензине. Одна из причин — наличие в дизельных моторах системы EGR, которая запускает в цилиндры некоторый объем выхлопных газов. Потемнение может произойти в первые 100 км после замены масла и даже раньше. На первый взгляд можно подумать, что залитое масло оказалось низкого качества и его надо срочно менять. Но это не так.

Степень потемнения, а также его скорость зависят от многих факторов:

  • Условия эксплуатации. В городском режиме, при высокой температуре окружающей среды масло будет темнеть быстрее.
  • Техническая неисправность систем двигателя. Быстрое потемнение вызывает неисправность системы вентиляции картерных газов.
  • Качество топлива. Масло темнеет быстрее при работе двигателя на обогащённой топливо-воздушной смеси, а также при большом содержании серы в топливе.
  • Стиль вождения. Высокие нагрузки, эксплуатация в экстремальных условиях ведут к перегреву и, как следствие, потемнению масла.
  • Чистота двигателя. Если двигатель работал на некачественных или неподходящих по свойствам маслах, то он загрязняется быстрее. При заливке свежее масло будет эту грязь интенсивно отмывать, а его цвет — так же интенсивно меняться на более темный.

В отличие от бензиновых или дизельных ДВС, в двигателях, работающих на пропан-бутане или метане, практически не образуются продукты сгорания, которые загрязняют моторное масло. Поэтому оно может оставаться светлым вплоть до 15 000 км пробега, темнея лишь незначительно. Тем не менее менять его нужно в сроки, указанные в технической документации. Это связано с тем, что в процессе работы могут измениться другие важные свойства масла — его вязкость, щелочное и кислотное число и другие.

Цвет имеет значение?

Цвет готового моторного масла напрямую зависит от используемой базы и количества присадок в ее составе, но ни в коем случае не должен являться критерием выбора. Цвет минерального масла может быть таким же, как и у синтетического. Потому что в первом случае это будет хорошая минералка без присадок, а во втором — синтетика с присадками.

Выбирать смазочные материалы нужно только на основе рекомендаций автопроизводителя. В технической документации всегда указаны режимы работы, интервалы замены и свойства моторного масла. При выполнении этих требований и использовании качественной продукции двигатель будет оставаться чистым даже на больших пробегах и прослужит вам долго.

Что касается потемнения масла в ходе эксплуатации, то это процесс естественный. И поэтому тоже не может служить критерием отбраковки смазочного материала, определения его качества и интервалов замены. Если на ваш взгляд масло темнеет слишком интенсивно, обратитесь к специалистам: определить его состояние и свойства можно только в лабораторных условиях.

К списку статей

Почему моторное масло быстро чернеет в двигателе − Статьи

Постепенное потемнение моторного масла – естественный процесс. Он объясняется моющими способностями смазывающей жидкости. Однако некоторые автовладельцы отмечают сравнительно скорое изменение цвета. Именно они задаются вопросом, с чем это может быть связано, и стоит ли беспокоиться? Давайте разбираться: почему масло в двигателе быстро чернеет?

Как скоро может почернеть масло?

Скорость изменения первоначального оттенка моторной смазывающей жидкости индивидуальная для каждого автомобиля. В одних оно темнеет быстрее, в других практически не изменяется длительное время. Качественные составы в бензиновых ДВС, как правило, изменяют цвет через 2–3 тысячи километров пробега. Для дизельных агрегатов этот показатель снижается вдвое. На скорость почернения жидкости могут повлиять:

  • Общее состояние силового агрегата. Чем значительнее степень износа, тем больше вероятность накопления разных сторонних твердых включений. Следовательно, и смазочная жидкость будет темнеть в короткие сроки. В технически исправных машинах почернение масла может наступить не раньше чем через несколько тысяч километров пробега.
  • Качество моторного масла. Не стоит доверять неизвестным производителям. Жидкость невысокого качества может почернеть уже через 800–1 000 км пробега.
  • Пакет присадок. Если в состав вводится небольшое количество моющих компонентов, то изменение цвета проходит медленно. Даже после 3 000 км пробега жидкость останется светлой, но в этом случае загрязнения оседают на стенках агрегата, что приведет к ухудшению его функционирования.

Причины, по которым масло может чернеть

Ответов на вопрос, почему чернеет масло в двигателе, несколько. Причем, как правило, одновременно действует несколько факторов. Важно помнить, что потемнение жидкости не всегда является плохим признаком и необязательно свидетельствует о необходимости замены состава.

Естественное потемнение

Современные моторные жидкости отличаются сбалансированным составом, который обеспечивает комплексное положительное действие на силовой агрегат: смазку, теплоотведение и др. Один из видов присадок не допускает образование на внутренних поверхностях отложений, которые будут мешать нормальному теплообмену. Именно взвесь и способствует естественному потемнению масла. При этом изменение оттенка происходит постепенно.

Потемнение после ремонта двигателя

После капремонта силового агрегата однозначно будет происходить образование большого количества металлической стружки. Это вызвано притиркой новых деталей. Следовательно, масло потемнеет быстрее. Специалисты рекомендуют заменить его, не дожидаясь установленного регламентом срока.

Поддельные масла

К сожалению, продукция большинства известных брендов подделывается. В эту же категорию можно отнести некачественные масла малоизвестных производителей. Такие составы плохо выполняют свои функции. Среди прочего они могут быстро утратить заявленные свойства и почернеть.

Высокое значение зольности и малое TBN

Ответственные производители указывают данные параметры в перечне технических характеристик. Важно помнить, что, чем они выше, тем лучше моющая способность состава. Соответственно и жидкость потемнеет быстрее. При выборе состава учитывайте, что смазывающие жидкости с низким TBN (щелочным числом) требуют более частой замены. Они чувствительны к качеству заливаемого топлива и быстрее теряют исходные характеристики.

Попадание продуктов сгорания

Это возможно вследствие разгерметизации, которая может возникать при повреждении маслосъемных колец, пробитии прокладки головки блока цилиндров и др. В этом случае смазывающая жидкость начинает быстрее окисляться, что приводит к потере эксплуатационных свойств и изменению оттенка. Если маслосъемные кольца ослаблены, то оставшаяся на стенках жидкость сгорает вместе с топливом. Это приводит к почернению смазывающего состава.

Использование низкокачественного топлива

Его состав влияет на получаемые продукты сгорания, которые являются одной из основных причин почернения масла. Чтобы увеличить ресурс последнего, важно использовать чистое горючее, с минимальным содержанием примесей. Это к тому же поспособствует увеличению мощности и убережет силовой агрегат от быстрого износа.

Попадание картерных газов обратно в двигатель

Это возможно при неисправности системы вентиляции. Контакт газов с моторным маслом приводит к быстрому окислению последнего. Внешним признаком такого взаимодействия станет потемнение жидкости. Интенсивность процесса зависит от объемов поступающих в двигатель газов.

Перегрев масла

Он возможен при эксплуатации машины в тяжелых условиях: при высоких температурах окружающей среды, плохой вентиляции или значительных нагрузках. Это приведет не только к почернению смазывающей жидкости, но и к увеличению ее вязкости. Как следствие, она не сможет полноценно выполнять свои функции и обусловит ускорение капитального ремонта мотора.

Что можно предпринять?

  • Чтобы быть уверенным в качестве смазывающей жидкости, лучше выбрать продукцию проверенных брендов. Наверняка она будет стоить дороже, но помните, что затраты на капремонт значительнее.
  • Не стоит пренебрегать рекомендациями автоконцерна, выпустившего машину. В технической документации указывается, с какими характеристиками масло должно заливаться в силовой агрегат.
  • Лучше не менять марку смазывающей жидкости без веских причин. Это может потребоваться, только если залитая не справляется со своими задачами.
  • Периодически выполнять промывку мотора. Для этого применяются специальные составы. Их особенность – в повышенном содержании моющих присадок. Эта процедура обязательна при смене марки масла. Она позволяет удалять загрязнения и остатки старого состава.
  • Не пренебрегайте регулярными заменами масла. Их следует выполнять в соответствии с регламентом производителя. Одновременно нужно сменить фильтры, провести необходимые регулировки функционирования систем.

Постепенное потемнение моторного масла – естественный процесс, который будет мало сказываться на рабочих характеристиках ДВС. Однако если почернение происходит стремительно и интенсивно, то стоит обратиться в автосервис для диагностики и выявления причины. Чтобы не навредить силовому агрегату авто, следует придерживаться рекомендаций производителя и выбирать смазывающую продукцию ответственных брендов.

Что означает цвет вашего масла

Со временем качество, консистенция и цвет ваших смазочных материалов на масляной основе имеют тенденцию изменяться из-за многих факторов, которые непосредственно «старят» ваше масло. Как правило, цвет не влияет на эффективность масла. Цвет будет меняться по целому ряду причин: от тепла, присадок и загрязняющих веществ до таких простых вещей, как вода и охлаждающая жидкость, поэтому судить об эффективности масла только по цвету невозможно.

С учетом сказанного давайте посмотрим, что мы МОЖЕМ узнать о цвете масла.

Какого цвета должно быть масло?

Во-первых, цвет масла ничего не значит. Масло может быть очень, очень темным (даже черным) и при этом быть эффективным. Однако, как правило:

  • Новое чистое масло янтарного цвета
  • Потемнение моторного масла может указывать на:
    • Высокая температура
    • Загрязнители
    • Наличие присадок, вызывающих потемнение масла при нормальных условиях

Далее поговорим о цветах моторного масла, которые указывают на проблемы.

Какого цвета синтетическое моторное масло?

Синтетические моторные масла цвета карамели. Их оттенок аналогичен цвету обычных масел, которые из тары имеют светло-коричневый цвет. Профессиональные механики должны постоянно проверять упаковку обычных и синтетических масел для технического обслуживания. Определить разновидность масла, глядя только на цвет, может быть непросто.

Цвет большинства синтетических масел со временем меняется, как и у обычных масел. Синтетические масла содержат присадки, которые помогают вашему автомобилю работать так, чтобы жидкости могли собирать грязь и грязь быстрее, чем обычные аналоги. Пока вы часто проверяете синтетическое масло и меняете его в соответствии с указаниями производителя автомобиля, вы настроите себя на успех.

Скорее всего, вы заметите разницу между синтетическими маслами и обычными маслами по консистенции. Синтетическое масло жиже обычных сортов. Если цвет вашего синтетического моторного масла меняется на темный оттенок черного и кажется густым и грязным, вам необходимо заменить масло.

Почему моторное масло черное?

Густое, очень темное или черное моторное масло обычно указывает на то, что ваше масло подверглось воздействию грязи или пыли, что привело к накоплению сажи. Бензиновые двигатели с прямым впрыском со временем образуют сажу, из-за которой стандартное моторное масло становится черным и густым. Сажа является побочным продуктом неполного сгорания топлива, и, поскольку частицы сажи имеют размер менее одного микрона, они обычно не вызывают значительного износа двигателя.

Проблема с сажей возникает, когда частицы сажи начинают агломерироваться в более крупные загрязнения, вызывающие износ. Отсюда может появиться темное моторное масло и густая текстура.

Почему моторное масло белого цвета?

Масло молочного, пенистого или кремового цвета может указывать на утечку через прокладку головки блока цилиндров, если из выхлопной трубы идет белый дым или из автомобиля вытекает охлаждающая жидкость. Просто заглянув прямо под маслозаливную крышку вашего оборудования или автомобиля, вы увидите, страдает ли ваше оборудование молочным или пенистым маслом. Как правило, это происходит, если масло подверглось воздействию воды после дождя или оборудование не использовалось достаточно долго, чтобы вода на двигателе испарилась и сгорела.

Следует ли менять масло в зависимости от его цвета?

Давайте также развеем миф о том, что цвет вашего масла указывает на то, что пришло время заменить масло. Люди очень часто предполагают, что существует связь между цветом масла и необходимостью замены масла. Это не обязательно так. Многие изменения и элементы, которым подвергается ваше масло, меняют цвет, поэтому нет реального способа определить, нужно ли заменить ваш автомобиль, просто взглянув на него.

Это большие цветовые индикаторы, на которые следует обращать внимание при выборе масел и смазок. Как вы узнали, нет безошибочного способа узнать, что не так с вашим маслом, просто взглянув, однако, это некоторые признаки того, что, возможно, пришло время заменить или выяснить, что не так с вашим хранилищем.

Что произойдет, если вы забудете заменить масло?

Масло, синтетическое или обычное, жизненно необходимо для смазки движущихся частей двигателя. Если вы забудете заменить масло, это может привести к следующему:

  • Преждевременный отказ двигателя: Моторные масла поглощают тепло, накапливающееся в двигателе. Избыток тепла может привести не только к вздутию прокладок, но и к деформации соединений до такой степени, что они станут непригодными для использования. Езда на автомобиле со старым маслом — это быстрый способ вызвать заклинивание двигателя. Ремонт часто превышает стоимость автомобиля.
  • Снижение мощности двигателя: Синтетические и обычные масла содержат моющие средства для очистки деталей двигателя. Эти присадки перемещают загрязняющие вещества в топливный фильтр для удаления. Если вы забываете заменить масло, грязь забивает компоненты двигателя, снижая доступный крутящий момент и экономию топлива.

Как проверить цвет и уровень моторного масла

Проверить цвет и уровень моторного масла очень просто. Регулярно выполняйте следующие действия, чтобы узнать больше о состоянии вашего автомобиля:

  1. Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и выключите его.
  2. Дайте автомобилю постоять 15-20 минут.
  3. Откройте отсек капота.
  4. Подойдите к щупу уровня моторного масла и наденьте перчатки.
  5. Потяните щуп вверх и протрите его бумажным полотенцем или тканью.
  6. Вставьте щуп обратно в отсек, из которого он был извлечен.
  7. Снова извлеките щуп и посмотрите на цвет, толщину и показания уровня.
  8. Поместите щуп обратно в отсек и закройте капот.

Опасно ездить на автомобиле после рекомендованного интервала замены масла. Это может привести к аннулированию гарантии автопроизводителя, и ваш двигатель может перестать работать, пока вы находитесь в пути.

Выберите топливо SC для автомобильных смазочных материалов

Надеемся, вы узнали что-то новое. Если вам нужны автомобильные смазочные материалы, обращайтесь к нам! Если вы новичок в блоге SC Fuels, подпишитесь на более полезные и интересные темы!

Узнайте больше о SC Fuels

 

Что вызывает почернение моторного масла? Это плохо?

  • Новости
  • Как
Поделиться:

То, что масло почернело, не означает, что пора его менять.

Почему моторное масло чернеет? А когда масло темнеет, значит пора его менять? Ну, есть несколько факторов, которые могут вызвать первое. Давайте углубимся.

Факторы, вызывающие почернение моторного масла

Тепловые циклы естественным образом темнеют моторное масло.

Во время утренней поездки на работу двигатель достигает нормальной рабочей температуры (обычно 195–220 °F [90–104 °C]), нагревая моторное масло. Затем масло остывает, пока ваша машина стоит на стоянке.

Во время обеда масло снова нагревается во время поездки в банк или домой. Процесс повторяется по дороге домой. И на следующий день. И следующее.

Эти «циклы нагревания» постоянно подвергают масло сильному нагреву, что естественным образом приводит к потемнению моторного масла.

Некоторые присадки к моторному маслу более подвержены потемнению в присутствии тепла, чем другие. Кроме того, нормальное окисление также может привести к потемнению масла. Окисление происходит, когда молекулы кислорода взаимодействуют с молекулами масла и вызывают химический распад, точно так же, как кислород заставляет разрезанное яблоко коричневеть или железо ржаветь. Высокая температура ускоряет окисление.

Отложения могут привести к почернению моторного масла

Во время работы моторное масло контактирует практически со всем, что находится внутри двигателя, включая отложения, которые могут образоваться на деталях двигателя. Поскольку углеродистые отложения обычно имеют черный цвет, масло быстро почернеет, если внутри двигателя есть отложения.

Сажа приводит к почернению масла

В то время как тепловые циклы вызывают потемнение масла, сажа приводит к почернению масла. У большинства людей копоть ассоциируется с дизельными двигателями, но 9Бензиновые двигатели 0058 также могут выделять сажу , особенно современные бензиновые двигатели с непосредственным впрыском.

Сажа является побочным продуктом неполного сгорания. Поскольку частицы сажи имеют размер менее одного микрона, они обычно не вызывают износа двигателя. Для сравнения, диаметр человеческого волоса составляет примерно 70 микрон.

Частицы сажи, которые намного меньше диаметра человеческого волоса, могут стать причиной почернения моторного масла.

Если частицы сажи слипаются в более крупные загрязнения, вызывающие износ, масляный фильтр улавливает их. Иногда люди, которые используют байпасные системы фильтрации, которые могут фильтровать загрязнения до двух микрон, выражают удивление тем, что моторное масло все еще остается черным.

Сажа, тем не менее, может ускользнуть от фильтрации до двух микрон. Любая более тонкая фильтрация и фильтр могут уловить растворенные в моторном масле присадки.

Миф о масле: цвет масла указывает на необходимость замены масла

Принято считать, что черное моторное масло изношено или стало слишком насыщенным загрязняющими веществами для защиты двигателя и требует замены. Не обязательно. Как мы видели, обесцвечивание является естественным побочным продуктом тепла и частиц сажи, которые слишком малы, чтобы изнашивать двигатель.

Потемнение масла не является показателем состояния самого масла . Моющие и диспергирующие присадки в масле вызывают его потемнение, поскольку оно выполняет свою работу по очистке двигателя и транспортировке твердых частиц к масляному фильтру.

Единственный верный способ определить, подошел ли срок службы масла к концу, — провести анализ масла. Химический анализ пробы масла позволяет выявить состояние масла, наличие загрязняющих веществ, разбавление топливом и т. д. Услуги по анализу масла предлагают несколько компаний, в том числе Oil Analyzers INC.

При отсутствии анализа масла лучше следовать рекомендациям по замене масла, приведенным в руководстве по эксплуатации автомобиля или производителем моторного масла. Рекомендуемые интервалы обслуживания для продуктов AMSOIL, например, основаны на тысячах точек данных, охватывающих годы использования.


Learn more