Настройка механических дисковых тормозов на велосипеде


Как настроить механические дисковые тормоза

Так ли сложно настроить дисковые тормоза самостоятельно или всё же стоит воспользоваться специалистов? Наша статья поможет вам самостоятельно настроить тормоза не хуже, чем это сделает профессиональный веломеханик.

Настройка проводится по следующим пунктам:

  1. Подготовка к настройке
  2. Центруем калипер
  3. Выставляем зазор к неподвижной колодке
  4. Выставляем зазор к подвижной колодке
  5. Закручиваем болт фиксации троса
  6. Подстройка положения ручки
  7. Точная настройка неподвижной тормозной колодки
  8. Проверка тормозов.

Для начала немного теории    

Крепление калипера дискового тормоза на раме или вилке бывают двух стандартов, PM или IS. На фото видны принципиальные отличия:

Зачастую, все калиперы современных тормозов идут со стандартом крепления PM. Его гораздо проще настроить относительно расположения диска. Если на вашей раме или вилке крепление IS – это не беда, ведь есть переходники, которые помогут исправить ситуацию:

Как видите есть переходники IS/PM и PM/PM и если с первыми всё понятно, то вторые нужны для того, чтобы на вашу раму/вилку с креплением PM под 160мм ротор установить тормоза со 180мм ротором. Важно! Ознакомьтесь с инструкцией и уточните какой максимальный размер ротора разрешает устанавливать производитель рамы/вилки.

Так же адаптеры бывают с обозначениями front или rear. Такие адаптеры предназначены для переднего или заднего колеса соответственно. Адаптеры без надписи являются универсальными.

Стрелочка на адаптере указывает каким торцом адаптер должен быть направлен вверх, учитывайте это при установке!

 

С адаптерами разобрались, перейдём к тормозам. Отличительной особенностью дисковой механики является то, что при нажатии на тормоз только одна колодка в калипере приближается к ротору, а вторая находится в неподвижном состоянии. В связи с этим дисковая механика требует более точной настройки и периодической подстройки положения колодок. Через некоторое время колодка, которая всегда находится в статичном положении, сотрётся и её расстояние от диска увеличится:

При торможении диск будет больше изгибаться в сторону неподвижной колодки, что заметно влияет на качество торможения. Чтобы устранить данный недостаток вам необязательно перенастраивать тормоза. Красная крутилка с надписями in/out поможет вам отрегулировать положение статичной колодки. Если такой крутилки на тормозах нет, то обязательно есть регулировочный болт под шестигранник или Torx (как в случае с BB7).

Но вернемся к нашей настройке 

 

  1. Подготовка к настройке

Чтобы ваши регулировки не сбились убедитесь в том, что адаптер хорошо прикручен к раме/вилке, ротор ровный и хорошо прикручен к втулке, а колесо надежно закреплено в раме/вилке.

 

  1. Центруем калипер

После того, как вы убедились в надежности всех соединений первым делом необходимо выставить калипер точно по центру относительно диска. Для этого ослабьте болты крепления калипера к переходнику и отцентруйте ротор относительно сторон калипера. Ротор должен быть точно посередине, тогда колодки будут стираться равномерно.

Зафиксируйте калипер.

 

Важно! Если ваш калипер отцентрирован, то повторять эту процедуру не нужно!

 

  1. Выставляем зазор к неподвижной колодке

Для того, чтобы выставить зазор к неподвижной колодке тормоза с помощью красной регулировки или ключа Torx приблизьте неподвижную колодку максимально близко к поверхности ротора, но не так, чтобы он изгибался под нагрузкой колодки, а лишь слегка её касался. Вращая регулировку по часовой стрелке, вы приближаете колодку к ротору, а против часовой отдаляете колодку.

 

 

  1. Выставляем зазор к подвижной колодке

Сначала ослабьте болт, фиксирующий трос в калипере (выделен зеленым) так, чтобы вы могли руками двигать рычаг приближения колодки и трос вам не мешал.

Теперь с помощью вращения по часовой или против часовой стрелки выставьте красную регулировку подвижной колодки так, чтобы рычаг приближения зажимал ротор между колодками где-то в середине своего хода.

Важно! Не во всех механических тормозах есть регулировка положения подвижной колодки. Если её нет, просто выставьте рычаг приближения хода так, чтобы ротор был зажат где-то в середине хода тормозной ручки.

 

  1. Закручиваем болт фиксации троса

Используя плоскогубцы натяните трос и закрутите болт фиксации троса.

 

 

  1. Подстройка положения ручки

С помощью черной крутилки на тормозной ручке выставьте удобное расстояние от грипсы до руля при котором ваш тормоз будет зажат. Выкручивая крутилку, вы отдаляете тормозную ручку от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удается добиться удобного положения с помощью этой крутилки, стоит перенастроить тормоз используя пункт 5!

 

  1. Точная настройка неподвижной тормозной колодки

Вернитесь к пункту 3 и открутите регулировку положения неподвижной колодки на пол оборота, чтобы ротор не цеплял её при вращении.

 

  1. Проверка тормозов

Проверьте, всё ли вас устраивает в торможении. Для этого не стоит лететь на ближайший трейл, можно просто прокатиться прямо рядом с местом настройки тормозов.

 Если вас всё устраивает, поздравляем, вы справились! Разве это было так сложно?

Настройка механических дисковых тормозов на велосипеде. Какие сложности могут возникнуть читайте в статье на сайте 5kwt.ru

В процессе эксплуатации велосипеда неизбежен износ тормозных колодок. Если за ними не следить, эффективность торможения может снизиться, а это напрямую повлияет на безопасность велосипедиста - не успев затормозить, рискуешь попасть в серьёзную аварию и нанести вред здоровью. Поэтому необходимо своевременно выполнять техническое обслуживание и замену изношенных компонентов.

Но можно ли самостоятельно и качественно произвести настройку тормозов, или лучше обратиться к специалисту в ближайшей веломастерской? Если вам доводилось держать в руках шестигранник, вы определённо справитесь своими силами, а наша статья вам в этом поможет.

Содержание:

Преимущества дисковой механики

Дисковые тормоза пришли на смену ободным (v-brake) и практически вытеснили их с рынка, став основным типом для преобладающего числа горных велосипедов. Это произошло благодаря преимуществам, которыми они обладают:

  1. Высокая эффективность и плавность торможения;

  2. Независимость от того, насколько ровные ободья;

  3. Работа в любую погоду;

  4. Значительный срок службы.

У ободных тормозов также имеются свои плюсы, среди которых наиболее важные - умеренная цена и низкий вес, но этого оказалось недостаточно для сохранения лидерства в массовом сегменте. Тем не менее их лёгкость по-прежнему ценится поклонниками шоссейных велосипедов.

Виды дисковых тормозов

Существует два вида дисковых тормозов, рассмотрим их принципиальные различия, особенности, а также плюсы и минусы.

Механические

Когда велосипедист нажимает тормозную рукоятку, она тянет тросик, который, в свою очередь, поворачивает рычаг на суппорте и ротор зажимается между колодками. У них отличная ремонтопригодность в полевых условиях - достаточно иметь при себе запасной трос и шестигранник, которые почти ничего не весят. Велосипеды, имеющие дисковую механику, дешевле, их можно смело использовать при минусовых температурах и в любую погоду.

Минусы вытекают из самого принципа использования тросиков - последние трутся о рубашку, приводя к износу, а со временем и вовсе растягиваются, из-за чего тормоза нуждаются в периодической настройке.

Гидравлические


Усилие передаётся на колодки через гидравлику, то есть масло, содержащееся в гидролинии, так же как это реализовано на автомобиле. Благодаря отсутствию сопротивления, при торможении прикладывается меньше усилий, а после катания в грязь гидравлика продолжит работать с прежней эффективностью, так как представляет собой закрытую систему.

В отличие от механики, диск зажимается с обеих сторон, поэтому работа тормозов более чёткая. Однако гидравлическому тормозу присущи свои недостатки, и главные среди них - высокая стоимость и сложность обслуживания. При прокачке тормозов не обойтись без специального набора инструментов, который не возьмёшь в дальнюю поездку или туристический поход. Кроме этого, после переворачивания байка воздух может попасть в камеру с маслом, ручка провалится и придётся ждать некоторое время.

Когда требуется настройка

Прежде чем приступить непосредственно к настройке, следует разобраться - из-за чего возникла потребность в регулировке велосипедных тормозов.

Причин может быть несколько, и в каждом случае решение проблемы будет различным:

  • Ослабление винтов крепления ротора. Если при установке не использовался фиксатор резьбы, то вибрация может привести к выкручиванию и потере винтов. Убедитесь, что ротор прочно зафиксирован, при необходимости выкрутите винты и нанести фиксатор резьбовых соединений.

  • Искривление тормозных дисков. При падении или ударе по диску возможна его деформация. В этом случае при вращении колеса будет возникать звук касания ротора, один-два раза за оборот. Вопрос решается выпрямлением диска специализированной оснасткой для правки, хотя иногда это удаётся сделать просто руками.

  • Износ колодок или ротора. Как сами колодки, так и роторы являются расходными материалами, их срок службы зависит не только от пройденной дистанции, но и от других факторов, таких как рельеф местности, стиль езды, вес велосипеда с водителем. На дешевых дисковых тормозах истирание происходит быстрее, и настройка требуется чаще.


Как настроить

На механическом дисковом тормозе одна колодка является неподвижной, вторая перемещается при нажатии тормозных рычагов. Это обстоятельство определяет весь алгоритм настройки, который выглядит следующим образом.


  1. Выравнивание калипера

Калипер, также называемый машинкой, должен быть установлен таким образом, чтобы плоскость тормозного диска была параллельна плоскости колодок. Для его позиционирования нужно предварительно ослабить винты крепления, затем правильно выставить и затянуть. При этом постарайтесь сделать так, чтобы промежуток по обеим сторонам диска был одинаковым.

1. Регулировка неподвижной колодки

    Вращая регулировочный диск, расположенный с внутренней стороны, вручную или при помощи ключа Torx, подведите одну из колодок максимально близко к диску, не допуская его касания.

    2. Регулировка подвижной колодки

    Освободите трос, ослабив болт на поворотном кронштейне. Регулировочным винтом с внешней стороны добейтесь такого положения колодки, при котором зажатие диска происходит в середине хода. На механическом тормозе некоторых производителей такой регулятор может отсутствовать, в этом случае положение колодки задаётся при затягивании троса.

    3. Фиксация троса

      Натянув трос плоскогубцами, зафиксируйте его винтом и проверьте работу нажатием тормозной рукоятки. В зажатом положении ручка должна находиться на удобном расстоянии от грипсы. При необходимости подтяните или ослабьте трос.

      4. Проверка

        Прокатитесь на велосипеде и слегка притрите колодки несколькими торможениями, чтобы убедиться в качественной настройке. Точную регулировку дисковых механических тормозов можно сделать вращением регулятора на корпусе крепления рукоятки.

        Как видите, настроить механическую систему тормозов не так уж и сложно, достаточно иметь минимальный набор ключей и ответственно подойти к делу. Надеемся, наше руководство позволит вам добиться желаемого результата и повысит уверенность в собственных силах.

        Автор статьи: Евгений Бегин.


        Настройка и регулировка механических дисковых тормозов

        Реклама

        Хотя гидравлические дисковые тормоза в настоящее время популярны и входят в стандартную комплектацию многих циклокроссовых и гравийных велосипедов среднего и высокого класса, многие из нас по-прежнему ездят на велосипедах с механическими дисковыми тормозами и ценят их преимущества. . Поскольку приближается сезон велокросса, самое время заменить тормозные колодки и убедиться, что тормоза настроены правильно. С этой целью мы представляем полезную и популярную статью Джейсона Гарднера о настройке ваших механических дисковых тормозов, сделанную несколько сезонов назад.

        Джейсон Гарднер

        Нельзя отрицать, что сегодня дисковые тормоза являются доминирующим типом тормозов среди циклокроссовых и гравийных велосипедов, и даже самые доступные велосипеды обычно поставляются с механическими дисковыми тормозами. Их преимущества хорошо известны; зазор между шинами теперь зависит только от рамы. Они могут быть более мощными с большим контролем, чем ободные тормоза, и на них не так сильно влияют вода и грязь. Однако, помимо всех этих преимуществ, более жесткие допуски, связанные с дисковыми тормозами, легче поддаются плохой регулировке, а неправильная регулировка дисковых тормозов может испортить вашу гонку быстрее, чем плохо отрегулированный кантилевер. Слишком свободно, и вы полностью потеряете торможение; слишком туго, и ваш тормоз тормозит все время. Недостатком является то, что эти плохие условия намного легче случаются с дисковыми тормозами, чем с консольными.

        Правильная настройка дисковых тормозов станет важной новой частью велокросса. Джейсон Гарднер

        Этот пост будет посвящен механическим дисковым тормозам, но некоторые изменения касаются как гидравлических, так и механических дисков.

        Для того, чтобы получить правильное представление о настройке дискового тормоза, нам необходимо иметь полное представление о деталях, из которых состоит дисковый тормоз. Механический дисковый тормоз состоит из тормозного рычага, суппорта, троса, соединяющего их, и ротора. (Гидравлический тормоз заменяет трос гидравлическими линиями и добавляет главный цилиндр на рычаг). Суппорт, фактический тормоз, прикрепленный болтами к велосипеду, состоит из двух тормозных колодок, внутренней и внешней, между которыми будет зажат ротор для обеспечения торможения.

        Тормозные колодки установлены в суппорте в двух положениях. Первая, внутренняя накладка, является фиксированной/регулируемой накладкой. Он регулируется во время настройки, но затем остается фиксированным во время работы. Вторая площадка, внешняя, является подвижной. Эта накладка крепится к рычагу суппорта. Этот рычаг содержит зажим троса и вращается при нажатии тормозного рычага. Это действие перемещает внешнюю колодку внутрь к внутренней колодке, таким образом зажимая дисковый ротор.

        Существует два типа подвесных подвижных колодок. Первый не имеет возможности регулировки начальной настройки, кроме того, насколько далеко поворачивается рычаг суппорта и зажимается трос. Avid BB5 — лучший тому пример. Второй тип имеет подвижную колодку, которую можно регулировать независимо от рычага суппорта. Avid BB7 и Shimano BR505 являются примерами тормозов такого типа. У них есть циферблат на внешней стороне рычага, приводящего в действие суппорт, который при повороте внутрь перемещает колодку внутрь. При покупке дискового тормоза я предлагаю потратить несколько дополнительных долларов и купить версию с независимо регулируемыми колодками, такими как BB7 и BR505 [9].0005 Примечание Эда: с тех пор, как эта статья была впервые опубликована, мы видели новые механические дисковые тормоза от Paul, TRP и Rever, а также версии BB7SL и BB7S]. Кроме того, убедитесь, что вы приобрели версию для шоссейного велосипеда, так как его рычаг разработан специально для рычагов шоссейного велосипеда.

        Не гидравлические, а высококачественные механические тормоза с тормозами Avid BB7 Road SL на новом велосипеде для велокросса Bianchi Zolder 2015 года. Interbike 2014 © Cyclocross Magazine

        Сначала мы обсудим настройку тормозов с независимо регулируемыми колодками, такими как BB7, а затем только с фиксированной регулируемой внутренней колодкой. В любом случае основная цель установки одна и та же. Мы пытаемся создать тормоз, в котором тормозные колодки выровнены прямо с ротором, а внутренняя колодка выступает достаточно далеко в суппорт, чтобы обеспечить полный зажим ротора между двумя колодками.

        Прикрепив тормоз к велосипеду, ослабьте болты крепления суппорта (Примечание: не болты крепления адаптера, они должны оставаться затянутыми). Тормоза, установленные на пост, не будут иметь адаптера, поэтому вам не нужно об этом беспокоиться.

        Прикрепив тормоз к велосипеду, ослабьте болты крепления суппорта. © Jason Gardner

        Это позволит суппорту свободно вращаться из стороны в сторону. Не зажимайте кабель в этой точке. Любая регулировка тормоза может быть выполнена при отсоединенном тросе. Поворачивайте регулировочную ручку или завинчивайте внутреннюю колодку до тех пор, пока колодка не сядет почти в центр зазора в середине суппорта. Поворачивайте вниз регулировочную ручку или винт внешней колодки до тех пор, пока колодка полностью не прижмет ротор к внутренней колодке. Затяните болты крепления суппорта до упора. Полностью отсоедините регулятор внешней колодки. Затем выдвиньте внутренний регулятор тормозных колодок настолько далеко, чтобы он больше не натирал ротор. Теперь посмотрите через штангенциркуль. Ротор должен располагаться в центре зазора или немного снаружи. Это должно поместить внутреннюю колодку в зазор.

        Ротор должен располагаться в центре зазора или немного снаружи. © Jason Gardner

        Положение внутренней колодки должно быть одним из ваших главных приоритетов. Если внутренняя колодка слишком далеко отведена, когда вы нажимаете на тормоз, внешняя колодка будет прижимать ротор к суппорту, а не к тормозной колодке.

        Если внутренняя колодка выдвинута слишком далеко, то при нажатии на тормоз внешняя колодка будет прижимать ротор к суппорту, а не к тормозной колодке. © Джейсон Гарднер

        Это проблема номер один с регулировкой дискового тормоза, которую я вижу. Если положение суппорта слишком далеко от внешней стороны, так что вам нужно слишком далеко выдвинуть внутреннюю колодку, чтобы остановить трение, вам нужно будет повторить свои шаги. Имейте в виду, что в некоторых случаях вам может потребоваться больше поворачивать внутренний регулятор со второй попытки, чем с первой. Как только вы добились положения суппорта, при котором достаточно внутренней тормозной колодки входит в центр суппорта и ни одна из колодок не трется, вы можете зажать трос.

        Зажмите трос: слегка поверните рычаг суппорта назад и зажмите трос. Вам нужно только повернуть рычаг настолько, чтобы пружина в рычаге суппорта натянула трос. Если вы зажимаете трос, повернув руку более чем на четверть допустимого расстояния, это хороший признак того, что ваша общая регулировка не оптимальна. С зажатым кабелем вы можете использовать внешний регулятор колодки, чтобы переместить колодку как можно ближе к ротору, не натирая ее. Это должно дать вам хороший нейтральный ход рычага с наилучшей эффективностью торможения.

        Для тормозов, не имеющих индивидуального регулятора внешней колодки, вместо регулятора внешней колодки необходимо использовать рычаг суппорта. Ослабьте болты крепления. Вращайте внутреннюю регулировочную ручку, пока колодка не окажется примерно в центре зазора в суппорте. Затем поверните рычаг суппорта так, чтобы он вдавил подвижную колодку и зажал ротор между колодками. Удерживая рычаг суппорта вниз, затяните крепежные болты до упора. Когда вы отпускаете рычаг, внешняя колодка не должна тереться о ротор. Отодвигайте внутреннюю подушку, пока она не перестанет тереться. Убедитесь, что внутренняя колодка достаточна для суппорта. На этих тормозах вам, возможно, придется немного больше вращать рычаг для зажима троса, но опять же, если вы вращаете рычаг слишком сильно, суппорт, вероятно, может больше сесть внутрь. Ослабьте болты крепления и попробуйте еще раз. Ваша окончательная регулировка должна дать четкое ощущение тормоза, в котором тормозные колодки прямо соприкасаются с ротором в центре тормозного суппорта.

        Имейте в виду, что вы можете не получить правильную настройку с первого раза. Однако после пары попыток вы должны получить это довольно легко. По мере износа колодок просто используйте регуляторы колодок, чтобы компенсировать износ. Последнее соображение касается того, насколько квадратными являются выступы диска. В тормозах Avid используются шайбы в форме чашек и конусов, которые почти сводят на нет любую неточность в выступах диска. Однако тормоза Shimano регулируются только из стороны в сторону. На тормозах Shimano, если у вас возникают трудности с касанием ротора верхней части одной колодки и нижней части другой, вам, вероятно, придется перевернуть выступы диска. Обратитесь к квалифицированному механику с соответствующими инструментами для этой работы.

        Я знаю, что это было долго, но правильная настройка имеет решающее значение для получения всех преимуществ, которые может предложить этот чудесный мир дисковых тормозов.

        Метки: заядлый bb7тормозадискдисковые тормозадемонстрацияДжейсона ГарднераДжинджи циклыМеханические понедельники

        Регулировка механических дисковых тормозов | Montague Bikes

        Дисковые тормоза долгое время были предпочтительной конструкцией тормозов для современных горных велосипедов, они набирают популярность для велокросса и, наконец, стали доступны для шоссейных велосипедов. Тормозное усилие прикладывается к диску, прикрепленному болтами непосредственно к ступице. Они обеспечивают большую тормозную способность и лучшую работу в плохую погоду, чем традиционные ободные тормоза.

        Я работаю над тормозами Tektro Novella, которые входят в стандартную комплектацию Montague Paratrooper Pro, но процесс регулировки будет аналогичен для других моделей. Большинство механических дисковых тормозов имеют одну колодку, которая остается неподвижной (внутренняя), и одну колодку, которая перемещается (внешняя), чтобы оказывать давление на ротор. Ротор на самом деле изгибается в сторону стационарной площадки, поэтому он зажат между ними.

        Первое, что нужно настроить при регулировке дисковых тормозов, это положение самого суппорта. Есть два болта, которые держат суппорт на монтажном кронштейне. Ослабив их, можно немного двигать суппорт из стороны в сторону.

        С тормозным рычагом в исходном положении (т. е. без натяжения троса) вы хотите расположить суппорт так, чтобы подвижная колодка (снаружи) находилась как можно ближе к суппорту, без растирание. Затем снова затяните эти крепежные болты суппорта, поочередно, пока они оба не будут затянуты. Вращайте колесо, чтобы убедиться, что ни одна точка ротора не трется (иногда ротор может немного отклоняться от нормы).

        Далее вы хотите установить положение внутренней стационарной площадки. На задней стороне ротора есть гайка, которую можно поворачивать, чтобы перемещать колодку внутрь или наружу. Поворот по часовой стрелке переместит его к ротору, против часовой стрелки отодвинет. На самом деле вы хотите, чтобы эта площадка была немного дальше от ротора, чем подвижная площадка. Соотношение 2:1 — хорошее начало, так как зазор неподвижной колодки в два раза больше, чем зазор подвижной колодки.

        Нажмите на рычаг тормоза, чтобы проверить суппорт. Тормоз должен полностью сработать до того, как рычаг потянется к рулю. Если вам удается дотянуть рычаг до руля или они кажутся слишком мягкими, переместите стационарную накладку еще ближе к ротору. Если вам не удалось расположить подвижную колодку как можно ближе к ротору, просто установив суппорт, вы можете передвинуть ее, повернув регулятор ствола против часовой стрелки. Это усилит натяжение тормозного троса. В экстремальных ситуациях вы даже можете ослабить стяжной болт кабеля и протянуть больше кабеля.


        Learn more