Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники


Смазка велосипеда

Как всякая машина, велосипед нуждается в регулярной смазке. Слой смазки, введенный между трущимися деталями, уменьшает потери на трение и износ трущихся частей.

Для смазки велосипеда применяют густую и жидкую смазки.

Густая смазка применяется для деталей с медленным вращением. Лучшей густой смазкой является графитовая; при отсутствии таковой можно пользоваться солидолом и пушечным салом. Не рекомендуется применять борный вазелин, содержащий свободные кислоты, вызывающие коррозию подшипников.

Жидкая смазка — веретенное масло № 2, масло для швейных машин или автомобильное масло (автол 4) — применяется для втулок колес и шарикоподшипников трещоток.

Смазку в узлах велосипеда следует заменять 1—2 раза в течение сезона, а также всякий раз, когда велосипед находился под дождем. Для замены смазки необходимо разобрать велосипед, промыть и насухо протереть детали, смазать их и вновь собрать велосипед.

Жидкую смазку нужно добавлять 1—2 раза в месяц, пользуясь для этого капельной масленкой.

Следует избегать слишком обильной смазки, так как вытекающее из зазоров масло образует с пылью грязь, пачкающую одежду. Попадающее на резину масло портит шины. Избыточная и особенно загустевшая смазка вызывает проскальзывание (пробуксовку) в тормозных втулках при рабочем ходе и при торможении.

У гоночных велосипедов разборку и замену смазки производят перед каждым соревнованием. Этим преследуется цель не только замены старой смазки, но и контроля состояния шарикоподшипников, малейшие повреждения которых могут вызвать при больших скоростях серьезную аварию.

Употребляемая для смазки велосипеда смазка не должна содержать механических примесей, воды и свободных кислот. Смазку нужно хранить в чистой посуде с хорошо закрывающейся крышкой.

Ниже даются указания по смазке отдельных узлов велосипеда.

Шарикоподшипники передней вилки смазывают при их сборке густой смазкой. Ввиду возможности попадания в зазор нижнего подшипника большого количества пыли и грязи рекомендуется учащенная замена смазки в этом узле (один раз в 1—2 месяца).

Узел каретки дорожных и спортивных велосипедов смазывается густой смазкой, закладываемой при сборке. У гоночных велосипедов эти подшипники смазывают жидкой смазкой.

Шарикоподшипники педалей у всех велосипедов смазываются при сборке густой смазкой.

Смазку цепи производят следующим образом. Берут 100—150 г графитовой мази (в качестве заменителя можно применять солидол) и расплавляют в металлической банке. Необходимо следить за тем, чтобы мазь или солидол не кипели и не воспламенились, так как при этом их смазочные свойства ухудшаются. Поэтому рекомендуется вести нагрев, установив баночку со смазкой в какую-либо посуду с сухим песком, помещенную на огонь. В расплавленную мазь погружают всю цепь, предварительно промытую в керосине и насухо протертую, и держат в ней 12—15 минут. Затем цепь вынимают и подвешивают так в вертикальном положении, чтобы стекла лишняя мазь. Когда мазь стечет, поверхность цепи протирают и цепь устанавливают на велосипед или, завернув в промасленную бумагу, убирают в металлическую коробку. Смазку цепи производят в течение летнего сезона два-три раза и, кроме того, в случаях, когда цепь была в эксплуатации под дождем.

Смазку переключателей производят жидкими маслами не реже чем три раза в неделю, а в период тренировок на выносливость, когда дистанции достигают 150—200 км, смазку необходимо производить перед каждым выездом. Для смазки скользящего пальца необходимо прижать телескопический предохранитель к плоскости рычага или кронштейна и на открывшуюся поверхность скользящего пальца пустить несколько капель жидкого масла, а затем рукой несколько раз вдавить палец в отверстие направляющей втулки. Смазка шарикоподшипников жидкими маслами производится введением ее в зазор, образующийся между роликом и конусом его шарикоподшипника.

Жидкие масла плохо удерживаются в зазорах, поэтому при их употреблении требуется учащенная смазка. Графитовая же смазка удерживается долго и в течение нескольких недель не требует замены. Детали переключателя смазывают графитовой смазкой при его сборке. Смазке подвергается также и трос. Перед тем как поместить трос в рубашку, его жирно смазывают густой смазкой. Хорошие результаты дает смазывание троса техническим вазелином.

В подшипники втулок переднего и заднего колес один раз в месяц следует впускать по 2—3 капли жидкого масла через масленки на корпусе втулок. Тормозные устройства во втулках смазывать нужно очень осторожно; для смазки применяют костяное или машинное масло, употребляемое для смазки механизмов швейных машин. Для смазки втулки достаточно 1— 2 капель такого масла. От излишнего количества масла тормозное устройство будет пробуксовывать, а излишек масла будет вытекать из корпуса втулки, загрязняя ее и собирая на промасленные поверхности дорожную пыль и песок, которые легко могут проникать во внутренние отверстия втулки, вызывая преждевременный износ деталей. Ни в коем случае нельзя употреблять для смазки тормозного устройства солидол или другие густые смазки, от которых действие тормоза может совершенно прекратиться.

Если втулка по неопытности велосипедиста была смазана густым смазывающим веществом, необходимо ее промыть керосином. Для этого следует вынуть колесо из рамы, положить его в горизонтальном положении на пол или верстак и заливать керосин из масленки через зазор между левым конусом и корпусом втулки. Чтобы хорошо промыть тормозное устройство, понадобятся 3—4 масленки, наполненные керосином.

После произведенной промывки колесо ставят в раму и производят опробование тормоза. Если тормоз плохо работает, промывку возобновляют, но в этом случае колесо из рамы не вынимают, а керосин заливают через отверстие масленки на корпусе втулки.

При промывке тормозного устройства необходимо следить за тем, чтобы керосин не попадал на покрышку колеса. Если это все же произойдет, нужно немедленно удалить керосин с покрышки при помощи сухой тряпки.

Смазка ручного тормоза в основном сводится к смазке троса при сборке тормоза графитовой мазью или техническим вазелином (перед надеванием на трос его рубашки) и впуску 1—2 капель легкого машинного масла в зазор между полускобами в том месте, где они надеты на свою ось. Излишки вытекшего из зазора между полускобами масла необходимо удалить сухой тряпкой для того, чтобы на поверхности полускоб не собиралась грязь. Оси в кронштейне рукоятки обычно не смазывают во избежание загрязнения рук при пользовании тормозом.

Смазка тормозного устройства у втулок мотоциклетного типа производится густыми смазочными веществами; этими маслами смазывают ось колодок и рабочие поверхности разжимного кулачка, а также трос.

что это такое и где она применяется?

Полезные свойства графита известны уже не одно столетие. Более 300 лет его активно применяют для уменьшения трения в различных механизмах.


Использование графита в качестве компонента различных смазочных составов значительно расширяет их возможности и сферу применения.

Несмотря на появление множества современных смазочных материалов с более высокими эксплуатационными свойствами графитовая смазка и сегодня остается одной из самых популярных и востребованных на производстве, при обслуживании автомобильной техники, для бытовых применений.


Под графитовыми смазками (графитными смазками) подразумеваются все смазочные материалы, в составе которых присутствует графит. Он может выступать в роли присадок или в виде порошка использоваться как самостоятельный материал.

В настоящее время наибольшее распространение получила пластичная графитовая смазка в традиционной форме. Это густая "мазь" от коричневого до черного цвета, изготовленная на основе масла и мыльного загустителя. Ее основные свойства были стандартизованы и закреплены еще в советское время ГОСТом 3333-80 (минеральная кальциевая графитная смазка УСсА).

Однако есть множество разработок, позволяющих использовать полезные свойства графита в составе других материалов - изготовленных на различных базовых компонентах в виде жидких смазок, аэрозолей, паст, специальных антифрикционных покрытий.

Последние получают все более широкое распространение благодаря своей высокой эффективности и долговечности.

К примеру, покрытия российского производителя "Моденжи" на основе твердосмазочных веществ (в том числе графита) находят применение в самых различных отраслях промышленности: нефтегазовой, металлургической, космической, машиностроительной и многих других.


Графит в составе большинства покрытий MODENGY улучшает их антифрикционные свойства и повышает стойкость к истиранию.


В качестве твердого смазочного компонента графит (без добавления других веществ) используется в покрытии MODENGY 1007.

В первую очередь, оно предназначено для узлов трения автомобильных двигателей: юбок поршней, шлицевых соединений, вкладышах коленчатых и распределительных валов.

Кроме того, покрытие может применяться для деталей промышленного оборудования:

  • Поршней компрессоров, насосов, пневматических и гидравлических приводов
  • Подшипников скольжения погружных электроцентробежных нефтяных насосов
  • Поверхностей скольжения оборудования по переработке полимеров (запаечных матриц, калибраторов, охлаждающих столов)
  • Направляющих скольжения фасовочно-упаковочных аппаратов
  • Роторов винтовых компрессоров
  • Тяжелонагруженных узлов трения скольжения, подверженных воздействию нагрева, влаги и пыли (там, где неэффективны масла и пластичные смазки)

С учетом синергетического эффекта взаимодействия в современные смазки часто помимо графита дополнительно добавляют другие вещества (медь, дисульфид молибдена и др. ) Сочетания таких материалов в определенных пропорциях значительно повышают эксплуатационные свойства графитовых смазок.

Традиционная графитная смазка, изготовленная в соответствии с ГОСТ 3333-80, получается загущением нефтяного минерального масла металлическим мылом кальция и графитом.

Современные составы могут выпускаться не только в форме пластичных смазок. Аэрозольные смазки, например, очень удобно наносить в труднодоступные места.

Часто можно встретить графитовую смазку в виде жидких масляных дисперсий –их формула не предусматривает использование загустителя.

В состав графитовой смазки, изготовленной по различным нормативно-техническим требованиям, могут входить и другие компоненты. Так, например, использование вместо кальциевого мыла литиевого позволило повысить термостойкость до +130 °C и выше.

Различные присадки улучшают антикоррозионные, противозадирные и другие эксплуатационные качества смазочного материала. Для повышения адгезии смазки к металлическим поверхностям ведущие производители используют поляризованный графит вместо обычного.

Характеристики графитной смазки определяются свойствами присутствующих в составе материала компонентов.

Графит – это одна из форм существования углерода. Он имеет слоистую структуру. 

Частицы графита заполняют и сглаживают микронеровности поверхности смазываемой детали, образуя на ней своеобразную пленку. Благодаря такому выравниванию и образованию графитного слоя эффективная площадь контакта деталей увеличивается. При этом возрастает несущая способность смазки, а коэффициент трения значительно снижается.

Масла, входящие в состав любой графитной смазки, обеспечивают оптимальный режим работы узлов в режимах трения, когда поверхности деталей разделены слоем жидкой смазки.

Добавление графита в состав пластичных смазок придает им дополнительные улучшенные свойства, позволяя лучше удерживаться в зоне трения и противостоять высоким нагрузкам.

Стоимость графита невысока, поэтому и смазки на основе этого материала являются одними из самых доступных по цене смазочных материалов.

Таким образом, графитные смазки имеют следующие основные характеристики:

  • Повышенная несущая способность
  • Улучшенные антифрикционные свойства
  • Водостойкость
  • Отличная адгезия
  • Антистатические свойства
  • Хорошее сочетание эффективности и стоимости

Термостойкость графитных смазок в основном зависит от других компонентов состава. Так, материалы, изготовленные на основе кальциевых или литиевых мыл, работоспособны от -40...-30 до +70...+130 °C. Антифрикционные покрытия с графитом обеспечивают защитные и смазочные свойства до нескольких сот градусов.

Графит обладает хорошей электропроводностью. При его достаточно высокой концентрации в составе смазок они также могут иметь электропроводящие свойства.

Однако следует учитывать структурные особенности графита – между слоями его частиц в обычных условиях присутствуют молекулы воды и кислорода. Это обуславливает снижение смазочных свойств графитовых смазок в вакууме.

К минусам этих смазок можно отнести также ограничения на использование в высокоскоростных механизмах и узлах с высокой точностью изготовления деталей. В этих случаях частицы графита нарушают геометрию контакта, что приводит к ускоренному износу деталей.

Где используется графитовая смазка?

Сфера применения таких смазок огромна – их используют как в промышленности, так и бытовых условиях. Для обслуживания тяжелой строительной, дорожной, специальной, нефтедобывающей, сельскохозяйственной техники во многих случаях эти материалы также оказываются отличным решением.


Традиционные графитные смазки применяются для обслуживания высоконагруженных узлов трения тихоходных механизмов:

  • Ходовых винтов
  • Шарниров
  • Опор скольжения
  • Направляющих
  • Резьбовых соединений
  • Редукторов
  • Подшипников

Использование вместо кальциевого мыла и минерального базового масла загустителей и жидкостей других типов позволяет повысить термостойкость, скоростные характеристики и другие эксплуатационные свойства графитных смазок и существенно расширить область их применения.

Масляные дисперсии можно использовать как самостоятельно – частицы графита в этом случае легко поступают даже к труднодоступным зонам трения – или в качестве присадок к другим товарным маслам.


Область применения графитовой смазки в автомобильной технике остается достаточно широкой даже сейчас, когда на рынке появилось множество материалов с более высокими рабочими свойствами.

Чрезвычайная популярность объясняется просто – "графитку" можно приобрести практически везде, использовать ее для большинства узлов, а по стоимости она гораздо привлекательнее современных материалов.

Примеры применений:

  • Листы рессор для уменьшения трения и устранения скрипа
  • Колесные гайки, шпильки, болты – для предотвращения заеданий
  • Тросовые приводы – для обеспечения плавности хода и снижения износа
  • Основание штыря выдвижной антенны – для устранения тресков и шорохов при приеме радиосигнала
  • Защита электрических соединений и контактов от образования коррозии
  • Узлы подвески и рулевого управления (рулевые шарниры, рейки, шестерни, шаровые опоры, противоскрипных шайб и т. д.)
  • Резьбовые соединения кузовных деталей и подвески
  • Направляющие суппортов и противоскрипные пластины дисковых тормозных механизмов
  • Крестовины кардана в заднеприводных моделях
  • Дверные петли, механизмы замков
  • Направляющие сидений
  • Домкраты
  • Сцепные устройства автомобилей
  • ШРУСы

Применение в автомобиле графитной смазки не ограничивается приведенными примерами. Практически везде, где есть нагруженные механизмы с невысокой скоростью движения она окажется весьма полезной.

Использование графитовой смазки в промышленном производстве обеспечивает высокую надежность узлов и механизмов, увеличенные межсервисные интервалы и отличные рабочие свойства оборудования.

Графитные смазки на минеральной и синтетической основе широко применяются в самых разных отраслях промышленности.

Примеры узлов промышленного оборудования, для обслуживания которых используются графитовые смазки:

  • Опоры буровых долот в нефтедобывающей промышленности
  • Узлы спецтехники, сельскохозяйственного и индустриального оборудования, работающего в условиях пыли и других абразивных загрязнений
  • Открытые зубчатые передачи подъемно-транспортного оборудования, смесителей для сыпучих материалов
  • Запорная трубопроводная арматура
  • Тихоходные подшипники
  • Открытые и закрытые валы
  • Опоры качения и скольжения сушильных камер и печей
  • Цепи ширильно-сушильных машин
  • Механизмы фильтрации СОЖ
  • Цепи линий порошковой окраски, фасовочных машин, линий по производству колбас
  • Конвейерные цепи
  • Подшипники и зубчатые передачи электро- и пневмоинструментов
  • Подшипники и зубчатые передачи приводов центрифуг
  • Шпиндели колеровочных машин
  • Лебедки траулеров
  • Винтовые пары станочного оборудования

Графитовые смазки находят свое применение и в бытовых условиях. Хорошие хозяева используют их для смазки дверных петель и замков, для обслуживания, ремонта и хранения электрического и механического инструмента, велосипедов и т.д.


Таким образом, мы убедились, что смазки с графитом - это эффективные недорогие средства для защиты контактирующих деталей от износа, трения, коррозии и повышения их ресурса.

Использование этих материалов в перечисленных узлах, а также для многих других случаев применения станет удачным решением многих задач по ремонту, обслуживанию и хранению промышленного и бытового оборудования и автотранспортных средств.

» Горячие приложения работают дольше с графитом

Обратите внимание: продукт SKF, упомянутый в этой статье, больше не доступен.

Многие подшипники работают в условиях очень высоких температур, но лишь немногие смазочные материалы могут выдерживать высокие температуры. SKF разработала подшипники, включающие сухую смазку, для применения в условиях экстремальных температур, обеспечивая преимущества для клиентов, в том числе в металлообрабатывающей, строительной и пищевой промышленности.

Сухая смазка особенно подходит для применений, работающих на малых скоростях при чрезвычайно высоких температурах.

В таких случаях, когда подшипники обычно подвергаются воздействию очень высоких температур (в диапазоне 400–660°F), обычные смазочные материалы, такие как консистентная смазка и масло, быстро портятся, что приводит к преждевременному выходу из строя подшипников с плохой смазкой. Сухая смазка не портится при таких высоких температурах, может работать при больших нагрузках, обладает высокой термической стабильностью и практически не требует технического обслуживания. Вот почему подшипники с сухой смазкой имеют значительный потенциал, особенно в металлургической промышленности. В охлаждающих столах для листового металла типичная установка может содержать около 5000 подшипников (рис. 1). Эти подшипники часто работают с перерывами при очень высоких температурах, и из-за характера оборудования их очень трудно повторно смазывать.

SKF имеет большой опыт в производстве радиальных шарикоподшипников с сухой смазкой и Y-образных подшипников с графитовым сепаратором (варианты VA208 и VA228). Эти шарикоподшипники часто используются в печных тележках (рис. 3), охлаждающих столах (рис. 1 и 2) и печах непрерывного действия (рис. 8). С появлением подшипников SKF DryLube, широкого ассортимента подшипников с сухой смазкой, преимущества сухой смазки теперь можно применить практически к любому подшипнику SKF, включая подшипники качения и подшипники скольжения.

Подшипники с сухой смазкой
Подшипники SKF DryLube содержат графит и дисульфид молибдена в качестве сухих смазочных материалов. В этих материалах смазывающие свойства являются следствием пластинчатой ​​структуры слоя, которая создается под нагрузкой, когда смазка прилипает к контактным поверхностям в подшипнике. Слоистая структура обеспечивает скользящее движение параллельных пластин (рис. 5). Слабое сцепление между пластинами обеспечивает низкую прочность на сдвиг в направлении движения скольжения, но высокую прочность на сжатие в направлении, перпендикулярном движению скольжения. Также твердая смазка, обладающая высокой прочностью на сжатие, способна выдерживать большие нагрузки, не создавая контакта металл-металл. Наконец, сухая смазка имеет хорошую адгезию к поверхности подложки. Это свойство обеспечивает наличие твердой смазки на поверхностях подшипников даже при высоких напряжениях сдвига.

Для графита смазывающие свойства дополнительно улучшаются, когда в графитовых слоях присутствует пар, поскольку это снижает силы сдвига и трение. Графит может функционировать в качестве смазки при температурах значительно выше 900°F. Для дальнейшего повышения производительности или увеличения срока службы подшипников SKF DryLube существуют варианты, в которых сухая смазка сочетается с дополнительными смазочными добавками к высокотемпературному маслу и смазочными наночастицами.

Для создания подшипника SKF DryLube сухая смазка и полимерное связующее впрыскиваются в свободное пространство подшипника вокруг тел качения и дорожек качения. Процесс отверждения обеспечивает затвердевание смазки. Этот процесс позволяет превратить практически любой подшипник SKF в подшипник SKF DryLube, если подшипник оснащен металлическим сепаратором и имеет достаточно свободного места для сухой смазки (рис. 6). Это делает модельный ряд SKF чрезвычайно динамичным и способным удовлетворить практически любые требования высокотемпературного применения.

Во время работы сухая смазка образует очень тонкую пленку на дорожках качения и телах качения, что помогает избежать контакта металла с металлом.

Преимущества сухой смазки
В целевых применениях сухая смазка не только обеспечивает хорошую работу подшипников, но также дает особые преимущества в условиях экстремальных температур. Сухие смазочные материалы также обеспечивают низкий пусковой момент при любой температуре и низкий момент трения во время работы. Кроме того, для подшипника не требуется минимальная скорость. Подшипник, смазанный консистентной смазкой или маслом, зависит от эффекта «аквапланирования» смазки, и поэтому для правильной смазки требуется определенная скорость. Подшипники с сухой смазкой также хорошо работают на очень низких скоростях.

С точки зрения защиты окружающей среды использование сухой смазки вместо смазки позволяет избежать проблем с утечкой. При повышенных температурах вязкость смазки снижается, что увеличивает вероятность утечки. При высоких температурах жидкие смазки могут даже испаряться. Кроме того, необходимо учитывать затраты на утилизацию использованной смазки наряду с затратами на любой процесс повторного смазывания. С точки зрения безопасности повторное смазывание в жарких условиях может быть опасным. Использование сухих смазочных материалов устраняет эти проблемы, связанные с окружающей средой и безопасностью, поскольку подшипник можно смазывать на весь срок службы с минимальными потерями смазки.

Как и для любого типа смазки, существуют определенные условия, которые необходимо соблюдать для оптимизации эксплуатационных характеристик подшипника. При использовании сухих смазочных материалов важно, чтобы подшипники оставались сухими, чтобы избежать возможных проблем с коррозией, поскольку сухая смазка обеспечивает ограниченную защиту от коррозии. В процессе эксплуатации можно заметить, что подшипники с сухой смазкой могут испытывать временное увеличение шума и вибрации, поскольку небольшие фрагменты твердой смазки отрываются. Это не влияет на производительность или срок службы подшипника.

Выводы
В тех случаях, когда можно использовать сухую смазку, она решает сложные проблемы, связанные с сочетанием высоких температур и часто низких скоростей. Действительно, в тех случаях, когда с обычной смазкой возможен еженедельный отказ, подшипники с сухой смазкой могут работать годами, если они остаются сухими и работают на малых скоростях, даже если температура достигает 660°F.

Подшипники с сухой смазкой может значительно снизить сложность подшипниковых систем, устраняя необходимость в системах охлаждения и повторной смазки, а также снижая общие требования к техническому обслуживанию. В то же время ассортимент подшипников SKF DryLube обеспечивает высокую степень эксплуатационной надежности даже при очень высоких температурах, что способствует снижению эксплуатационных расходов оборудования.

 

 

Неправильная смазка может повредить ваши подшипники

Это правда — неправильная смазка может привести к перегреву или чрезмерному износу ваших подшипников. А этого никто не хочет. Эти факторы могут привести к выходу подшипника из строя, ремонт которого может стоить вашей компании времени и денег.

Так как же сделать так, чтобы этого не случилось с вашими подшипниками ?

Фото предоставлено: «Смазка для гарнитуры и шарикоподшипники» от schmilblick лицензирована в соответствии с CC BY 2.0

 

Убедитесь, что вы используете правильный тип и количество смазки для конкретного подшипника и области применения. Смазка всех подшипников важна для поддержания надлежащего срока службы (когда подшипники можно повторно смазывать).

Существует множество различных смазок, используемых в подшипниках для обеспечения долговечности и надлежащего функционирования подшипников. Разнообразие также делает процесс выбора очень сложным. Вот почему у нас есть инженеры, которые помогут вам сузить выбор и предоставят смазку, подходящую для вашего применения.

Помимо правильного выбора смазки для вашей области применения, вам также необходимо учитывать количество смазки, которое потребуется для данной области применения. Наши инженеры определят надлежащую заправку смазкой для конкретного применения, но в большинстве случаев скорость заполнения составляет 25-35% доступного пространства в подшипнике.

Не знаете, с чего начать? Мы составили краткий список некоторых распространенных смазочных материалов и их традиционного применения.

Типы смазки для подшипников и общие области применения 
Общая смазка (NLGI #2)

- Наиболее распространенная смазка, используемая в подшипниках

-Широкий диапазон температур

- Стандартные подшипники поставляются со смазкой Polyrex EX

.

-Ex: Моторные приложения

Синтетическая смазка 

— широкий спектр синтетических смазок может соответствовать параметрам применения, таким как

.

низкие требования к крутящему моменту или низкие/высокие температуры

-Ex: Аэрокосмические приложения

Твердые смазочные материалы и масла 

- Метод переноса масел при выпуске надлежащего количества с течением времени

- Твердые смазочные материалы могут использоваться во многих случаях промывки.


Learn more