Кто платит платон


О системе

Система взимания платы «Платон» (далее – «Система») создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

2,54 ₽/км*


с 1 февраля 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 № 843


50 774 км


Федеральных
дорог в Системе

15/11/2015


Дата запуска
Системы

*Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330

Объекты и элементы системы

 

Центры
Информационной
поддержки
пользователей

 

Система
мобильного
контроля

 

Бортовые
устройства

 

Интернет
-сайт



 


Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных

 


Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов

 


Система
стационарного
контроля

 


Колл-центр
круглосуточно

Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

Маршрутная карта

Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

Бортовое устройство

Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме


Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.



Способы оплаты маршрутных карт:

  • С расчетной записи Владельца транспортного средства, открытой в Системе взимания платы «Платон»
  • Банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы «Платон»
  • Через Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет онлайн)
  • Наличными в агентских терминалах партнеров: QIWI, Элекснет, в терминалах и отделениях Сбербанка
  • Со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ. Деньги

Способы пополнения расчётной записи:

  • Безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы «Платон»
  • Банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы «Платон»
  • Через Интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», а также посредством электронных кошельков (QIWI Кошелек, Элекснет онлайн)
  • Наличными в агентских терминалах партнеров: QIWI, Элекснет, в терминалах и отделениях Сбербанка
  • Со счета мобильного телефона с использованием платежного сервиса МОБИ.Деньги

Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.


После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.


В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

500
рамка системы
контроля

120
автомобилей
мобильного
контроля

2400 000
бортовых устройств


Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и
мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.




Региональные офисы
обслуживания

Офисы на погран.
переходах

Терминалы
самообслуживания

Мобильное
приложение

Интернет-сайт

Колл-центр



Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:

  • Колл-центром, работающим круглосуточно;
  • Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.

Система «Платон» — что изменилось, к чему быть готовым водителям - Общество

  • Общество
  • Дороги

Фото: Scania.

С середины ноября 2015 года в России начали взимать плату за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам. На первый взгляд все просто и логично: машины-большегрузы разбивают дороги, за что им заставили заплатить. Портал «АвтоВзгляд» разобрался в плюсах и минусах этой практики.

Алексей Кованов

В том, чтобы грузовики платят за проезд по дорогам, нет ничего нового — в Европе такая система существует давно. Скажем, в Германии за каждый километр пробега платят большегрузы массой свыше 7,5 тонны. Ставка зависит от массы машины, экологического класса и количества осей. Внести плату можно вручную или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает определенную сумму со счета.

Так что вводя систему «Платон», Россия пошла по европейскому пути. Правда, с названием механизма наши креативщики промахнулись: «Платон» они расшифровали как «плати за тонну», хотя раскошелиться предлагается за километр пробега. «Башлять» нужно всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн за исключением автобусов, военной техники и авто спецслужб.

Фото: Росавтодор.

Изначально правительством была озвучена ставка в 3,73 рубля за один километр, но ее вводить не стали. Вообще, с тарифами получилось достаточно путано: сейчас километр пробега для двенадцатитонников стоит 2,20 рубля. Правда, такая тарификация будет действовать до конца января 2021 года, а потом, видимо, дальнобойщиков будут ждать новые цены за проезд по федеральным трассам.

К слову, самих федеральных трасс становится все больше и больше. В этом году по плану более 4600 км региональных дорог получат статус федеральных. Годом ранее процедуру смены собственника пережили 2700 км автодорог. Дальше — больше. Согласно данным Росавтодора, в 2021 году планируется принять в федеральную собственность 3105 км магистралей, а в 2022 году — еще 1821 км.

Чтобы грузовики оплачивали проезд, над дорогами появились специальные рамки. Камера на ней фиксирует номера проезжающего мимо грузовика и, если в базе данных «Платона» этого номера нет, значит, машина пытается проехать бесплатно, и ей надо выписать штраф. Кроме того, по дорогам передвигаются мобильные патрули, также фильтрующие поток большегрузов на предмет неоплаты проезда.

Фото: Платон.

Естественно, дальнобойщики, поставщики продовольственных товаров и другие заинтересованные люди поначалу приняли нововведение в штыки. В начале 2016 года замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов поспешил успокоить владельцев большегрузов. Во-первых, по его словам, чуть более 8% продукции перевозятся машинами массой более 12 тонн. Поэтому на цене молока или колбасы введение «Платона» вроде бы не должно отразиться…

Остальные парировали: корова живет на ферме, туда для этой самой коровы нужно завести сено, для коровника — стройматериалы, для обогрева — топливо. Одним словом, цена пакета молока складывается из множества составляющих!

Более того, получается, что наши дальнобойщики платят за проезд трижды. Первый раз — в рамках ежегодного транспортного налога, второй — покупая топлива, в стоимость которого включены соответствующие акцизы. Более того, недавно появился слух, будто операторам «Платона» так понравилась их работа, что они решили перенести ее… на легковушки. Однако сервис информацию опроверг.

Фото: Росавтодор.

Вообще, введение «Платона» прошло по классической схеме принятия неизбежного. От отрицания и гнева (давайте вспомним громкие протесты дальнобойщиков) через торг (тариф 3,73 ₽ до сих пор не введен) к депрессии и принятию. И если вначале водители грузовиков делились друг с другом, как можно обхитрить систему — а это вполне реализуемо, то сейчас большая часть перевозчиков безропотно платит, опасаясь высоких штрафов.

Разумеется, все их затраты в финальном счете легли на потребителя конечной продукции. Хотя они, благодаря «Платону», постепенно становятся меньше. Как так? Все просто. Деньги за проезд большегрузов попадают в дорожный офнд, а оттуда — направляются на ремонт дорог. А как известно, на хорошей дороге и машина живет дольше, и топлива расходуется меньше. Так что «Платон» — скорее благо… Во всяком случае, в Европе, где такие системы работают давно, считают так же.

К чему быть готовым водителям, вполне понятно. Тактика водителей «буду избегать федеральных магистралей» со временем перестанет работать: все больший процент региональных дорог переходит в федеральную собственность. Кроме того, власти со временем обязательно введут тариф 3,73 рубля за каждый километр пробега. Вопрос только во времени. А еще можно спрогнозировать расширение системы: возможно, «Платон» начнет действовать на более легкие грузовики.

  • Прилавок
  • Запчасти

Во что могут обойтись владельцу грузовика неправильные регулировки развал-схождения колес

7504

  • Прилавок
  • Запчасти

Во что могут обойтись владельцу грузовика неправильные регулировки развал-схождения колес

7504

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

дорога, большегрузы, грузовики

О справедливой оплате см. Платон | Чарльз Тилли

Что такое справедливая оплата? Платон говорил, что доход самого высокооплачиваемого в обществе никогда не должен превышать более чем в пять раз доход самого низкооплачиваемого. Для Дэвида Кэмерона соотношение между самой высокой и самой низкой зарплатой в 20 раз является максимально допустимым — по крайней мере, в бюджетной сфере. Новому премьер-министру еще предстоит указать, какой должна быть сопоставимая цифра в частном секторе.

В корпоративном мире цифры говорят сами за себя. Разрыв в оплате труда между советом директоров и рабочим цехом ведущих британских фирм почти удвоился за последнее десятилетие. В 2009 году руководители 100 крупнейших компаний Великобритании в целом зарабатывали в 81 раз больше, чем средняя заработная плата работников, занятых полный рабочий день., по сравнению с соотношением всего 47 девятью годами ранее. Вряд ли это платонические отношения.

Именно в банковском деле шкала вознаграждений стала наиболее неупорядоченной. И от внимания общественности не ускользнул тот факт, что всего год назад британские банки были спасены от краха благодаря беспрецедентному вливанию миллиардов фунтов денег налогоплательщиков.

Меня беспокоит то, что скептицизм в отношении мира высоких финансов распространяется и на другие сектора: общественность ставит под сомнение саму природу бизнеса и его преимущества для общества в целом. Почему, спросит общественность, мы должны продолжать поддерживать бизнес-структуру, в которой боссы просто видят целью самообогащение, мало заботясь об окружающей среде или обществе в целом?

Общественность также начинает понимать, что несоответствие бонусов корпоративным стратегиям угрожает самому выживанию бизнеса. Культ акционерной стоимости способствовал сосредоточению внимания на краткосрочной перспективе, что привело к чрезмерному риску и способствовало краху бизнеса. В некоторых отраслях долгосрочная стратегия и долгосрочная устойчивость отводятся на второстепенные роли.

Так что же делать здравомыслящим руководителям, директорам и владельцам компаний? Я считаю, что есть три основных принципа, которым они должны следовать, чтобы предотвратить полную потерю общественного доверия. Во-первых, убедитесь, что политика оплаты труда встроена в стратегию обеспечения долгосрочного устойчивого корпоративного роста. Иногда бонусы могут быть оправданы. Но в случае неудачи вознаграждение руководителей может привести компании к финансовому краху, если стимулы не соответствуют цели бизнеса.

Ярким примером является компания Enron: ее корпоративная культура основывалась на единственном показателе эффективности: максимизация цены акций без учета интересов сотрудников, клиентов или других заинтересованных сторон. Совсем недавно крах Lehman Brothers был связан с крупными сделками по оплате труда руководителей. Анализ, проведенный Гарвардской школой права, показал, что в 2000–2008 годах топ-менеджеры получили 1 миллиард долларов в виде денежных премий и продажи акций, что свидетельствует о том, что их сделки по оплате труда побуждали их идти на чрезмерный риск.

Это приводит ко второму принципу, который заключается в том, что должна быть тесная связь между потенциальными вознаграждениями и рисками, на которые работник идет от имени фирмы. Для тех, кто идет на долгосрочный риск, например, создает ипотечный портфель с 10-летним сроком погашения, кажется разумным, чтобы бонусные выплаты происходили в течение аналогичного периода времени. Премии могли выплачиваться ежегодно одной десятой долей, либо сохраняться в фонде до выхода на пенсию, либо выплачиваться только акциями работодателя.

Третий принцип является наиболее важным: должен быть лучший баланс между вознаграждениями, предоставляемыми владельцам и работникам бизнеса. Ни один сотрудник не может добиться успеха в одиночку. Каждый успешный трейдер или трудолюбивый менеджер зависит от общей стратегии, разработанной их компанией, доступа к капиталу и информации о рынке, корпоративной репутации и поддержки бэк-офиса.

По данным властей Нью-Йорка, банки Уолл-Стрит выплатят бонусы в размере 20 миллиардов долларов и сохранят 55 миллиардов долларов прибыли в этом году. Действительно ли это отражает вклад этих людей? Это вопрос, на который должен быть в состоянии ответить комитет по вознаграждениям компании, располагающий всеми фактами о бизнесе.

Есть надежда. Некоторые руководители банков отказались от своих премий. Более того, инвесторы пытаются зажать. В прошлом году инвесторы проголосовали против пяти отчетов компаний о заработной плате.

Не все бонусные выплаты плохие. Тот факт, что 70 000 партнеров John Lewis Partnership разделят бонусный фонд в размере 151 млн фунтов стерлингов, рассматривается как справедливое и пропорциональное вознаграждение. Но если общественность не видит связи между премией и производительностью, она имеет право возражать.

Чрезмерные бонусы — это рыночный сбой, и их можно решить под давлением рынка. Но владельцы должны показать, что они готовы принять меры. Любое подавление бонусов в государственном секторе должно стать четким сигналом для частного сектора: решите вопрос о чрезмерной оплате труда, иначе она будет решена за вас.

Платон был прав – в обществе существует негласное соглашение, что богатые не могут просто использовать свою власть для необоснованного обогащения.

Республика Книга IV. Резюме и анализ

Резюме: Книга IV, 419a-434c

Адеймантус прерывает Сократа, чтобы указать, что быть правителем звучит неприятно. Поскольку у правителя нет личного богатства, он никогда не сможет отправиться в путешествие, завести любовницу или делать то, что, по мнению людей, делает их счастливыми. Сократ в ответ напоминает своим друзьям, что их цель при строительстве этого города не в том, чтобы сделать какую-то одну группу счастливой за счет любой другой группы, а в том, чтобы сделать город в целом настолько счастливым, насколько это возможно. Мы не можем обеспечить опекунов таким счастьем, которое сделало бы их чем-то иным, чем опекунами. Он сравнивает этот случай со строительством статуи. По его словам, самый красивый цвет в мире — фиолетовый. Поэтому, если бы мы хотели сделать глаза статуи как можно более красивыми, мы бы покрасили их в фиолетовый цвет. Поскольку ни у одного человека на самом деле нет фиолетовых глаз, это умаляет красоту статуи в целом, поэтому мы не красим глаза фиолетовым. На статуе, как и в городе, мы должны обращаться с каждой частью соответствующим образом, чтобы ситуация в целом была наилучшей.

Сократ продолжает обсуждение нескольких тем, касающихся образа жизни стражей. Он говорит сребролюбивому Адеймантусу, что в городе не будет ни богатства, ни бедности, так как не будет денег. Адеймантус возражает, что город без денег не может защитить себя от захватчиков, но Сократ напоминает Адеймантусу, что в нашем городе будут лучшие воины, и указывает, что любой соседний город был бы счастлив прийти нам на помощь, если бы мы пообещали им все военные трофеи. Сократ ограничивает размер города, предостерегая от того, чтобы он стал настолько большим, что им больше нельзя будет хорошо управлять при существующей системе. Он предлагает, чтобы опекуны превыше всего охраняли собственное начальное образование и делили между собой все общее, включая жен и детей. Он заявляет, что справедливому городу законы не нужны. Если обучение опекунов пойдет по плану, то опекуны смогут решать любые возникающие вопросы политики. Все, о чем мы думаем как о законе, можно оставить на суд должным образом образованных правителей.

Сократ объявляет строительство справедливого города завершенным. Поскольку этот город был создан, чтобы быть лучшим городом, мы можем быть уверены, что он обладает всеми достоинствами. Чтобы определить эти достоинства, все, что нам нужно сделать, это заглянуть в наш город и определить их. Итак, теперь мы будем искать каждую из четырех добродетелей: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Сначала мы обретаем мудрость. Мудрость лежит на стражах, потому что они знают, как следует управлять городом. Если бы стражи не правили, если бы это была, скажем, демократия, их добродетель не превратилась бы в добродетель города. Но поскольку они главные, их мудрость становится добродетелью города. Мужество принадлежит вспомогательным силам. Только их храбрость считается достоинством города, потому что именно они должны сражаться за город. Мужественный крестьянин или даже правитель не принесут пользы городу. Умеренность и справедливость, в отличие от мудрости и мужества, распространены по всему городу. Умеренность отождествляется с соглашением о том, кто должен управлять городом, а справедливость, наконец, является его дополнением — принципом специализации, законом, согласно которому все выполняют ту работу, для которой они лучше всего подходят.

Итак, мы достигли хотя бы частично одной из двух наших целей. Мы определили справедливость на общегородском уровне. Наша следующая задача — посмотреть, есть ли аналогичная добродетель в случае индивидуума.


Анализ: Книга IV, 419a-434c

 

Сократ наконец дал определение справедливости. Это определение имеет сильное сходство с двумя определениями справедливости, предложенными в Книге I. Кефал предположил, что справедливость — это соблюдение юридических обязательств, а его сын Полемарх предположил, что справедливость сводится к помощи друзьям и причинению вреда врагам. Эти два определения связаны императивом воздавать должное или давать каждому то, что уместно. Этот же императив находит вариантное выражение в платоновском определении справедливости — справедливости как политическом устройстве, в котором каждый человек играет соответствующую роль. То, что причитается каждому человеку, воздается сразу. Каждому отведена та роль в обществе, которая лучше всего соответствует его характеру и лучше всего служит обществу в целом.

Подробнее о принципе специализации в Республика .

 

В каком-то смысле Полемарх и Кефал были не так уж далеки от истины. Однако, следуя традиционным представлениям, они думали о справедливости как о наборе действий, а не как о структуре общества, феномене, распространяющемся на город в целом.

В дополнение к определению справедливости, мы также получаем определения четырех других добродетелей в этом разделе. Мужество города, говорит нам Сократ, заключается во вспомогательных войсках, потому что только их мужество влияет на город в целом. Тем не менее, сразу же после этого утверждения он продолжает, говоря нам, что вспомогательные силы обладают не просто мужеством, но тем, что он называет «гражданским мужеством». Многие ученые трактовали гражданское мужество как своего рода второсортное мужество. Сократ говорит нам, что у вспомогательных есть правильные представления о том, чего следует бояться, а чего не следует бояться. Их мужество основано на вере, а не на знаниях. Позже в книге он указывает, что настоящая добродетель должна быть основана на знании, предполагая, что добродетель, основанная на привычке или вере, а не на знании, потерпит неудачу, когда дела станут очень трудными. Поскольку только хранители обладают знанием, только стражи могут быть по-настоящему добродетельными или мужественными.

Узнайте больше о вере, знании, помощниках и хранителях.


Резюме: Книга IV, 435d-end

 

Теперь, когда Сократ определил общественную справедливость, он обращается к поискам индивидуальной справедливости. Справедливость в человеке, как и в городе, предполагает правильное соотношение сил между частями, где каждая часть играет свою соответствующую роль. В индивидууме «части» не являются классами общества; вместо этого они являются аспектами души или источниками желания.

 

Чтобы доказать, что индивидуальная справедливость параллельна политической справедливости, Сократ должен заявить, что есть ровно три части души. Перечисляя различные человеческие желания, он выделяет рациональную часть души, жаждущую истины, одухотворенную часть души, жаждущую почестей, и жаждущую часть души, жаждущую всего остального, включая еду, питье, секс. , а особенно деньги. Эти три части души соответствуют трем классам в справедливом городе. Аппетит, или сребролюбивая часть, является аспектом души, наиболее выдающимся у производящего класса; дух или любящая честь часть наиболее заметна среди вспомогательных; а разум, или знаниелюбивая часть, доминирует в хранителях.

Справедливые отношения между тремя частями души отражают справедливые отношения между классами общества. В справедливом человеке разумная часть души управляет другими частями, а одухотворенная часть выступает в качестве помощника, удерживая вожделение в узде. Сравните это с городом, где правят любящие правду стражи, а любящие честь помощники действуют как их помощники, чтобы держать в узде любящих деньги производителей. Для одной части души «управлять» другими означает, что вся душа следует желаниям этой части. В душе, управляемой духом, например, вся душа стремится к достижению чести. В душе, управляемой аппетитом, вся душа стремится удовлетворить эти аппетиты, будь то еда, питье, секс, прекрасные материальные блага или полчища богатства. В справедливой душе душа полностью направлена ​​на исполнение любых любящих познание желаний, которые производит разум.

Теперь Сократ полностью достиг своей первой цели: он определил справедливость как на политическом, так и на индивидуальном уровнях. Однако, объясняя справедливость, он отклонился от наших интуитивных представлений о том, что такое добродетель. Мы склонны думать о справедливости как о наборе действий, однако Сократ утверждает, что справедливость на самом деле является результатом строения души. Выявив индивидуальную справедливость, он демонстрирует, что человек, душа которого находится в правильном устройстве, будет вести себя согласно интуитивным нормам справедливости. Ему нужно показать, что понятие справедливости, к которому мы только что пришли, не противоречит нашим интуициям, что это понятие объясняет наши интуиции и объясняет их. Сократ указывает, что, поскольку нашим праведником управляет любовь к истине, он не будет во власти похоти, жадности или стремления к почестям. Благодаря этому, утверждает Сократ, мы можем быть уверены, что он никогда не будет воровать, предавать друзей или свой город, прелюбодействовать, проявлять неуважение к своим родителям, нарушать клятву или соглашение, пренебрегать богами или совершать какие-либо другие действия, обычно считающиеся несправедливыми. Его сильная любовь к истине ослабляет побуждения, которые могут привести к пороку.

Сократ заключает Книгу IV, утверждая, что справедливость сводится к здоровью души: праведная душа — это душа с правильно устроенными частями и, таким образом, здоровая душа. Несправедливая душа, напротив, есть нездоровая душа. Учитывая этот факт, мы теперь в состоянии, по крайней мере, подозревать, что быть справедливым выгодно. Ведь мы уже признали, что здоровье есть нечто само по себе желательное, так что если справедливость есть здоровье души, то и оно должно быть желанным. Платон чувствует, что он еще не готов привести аргумент в пользу ценности справедливости. Он откладывает окончательные доказательства до Книги IX.


Анализ: Книга IV, 435d-end

 

Слово «справедливость» применяется Платоном как к обществам, так и к отдельным лицам, и общая стратегия Платона в «Государстве» состоит в том, чтобы сначала объяснить основное понятие политической справедливости, а затем вывести аналогичное понятие индивидуальной справедливости. Платон определяет политическую справедливость как внутренне структурную. Общество состоит из трех основных классов людей — производителей, помощников и опекунов. Справедливое общество состоит в правильных и постоянных отношениях между этими тремя классами. Каждая из этих групп должна выполнять соответствующую работу, и только эту работу, и каждая из них должна иметь правильное положение власти и влияния по отношению к другой.

 

В этом разделе Платон намеревается показать, что три класса общества имеют аналоги в душе каждого человека. Другими словами, душа, как и город, является трехчастной сущностью. Справедливого человека можно определить по аналогии со справедливым обществом; три части его души зафиксированы в необходимых отношениях власти и влияния. Чтобы заставить это утверждение работать, Платон должен доказать, что в действительности существуют три части души.

Есть две разные стороны аргумента в пользу трехчастной души, и связь между ними неясна. На первом этапе делается попытка установить наличие у каждого человека трех различных наборов желаний. Вторая нога утверждает, что эти три набора желаний соответствуют трем различным источникам желаний, трем различным частям души. Окончательный вывод заключается в том, что каждый человек имеет трехчастную душу. Платону приходится классифицировать желания, потому что попытки доказать существование трех отдельных частей души без предварительного установления существования этих трех типов желаний не были бы столь стилистически эффективными или убедительными. Первая часть соединяет переход от социального к индивидуальному уровню, показывая, что групповые свойства вытекают из индивидуальных свойств.

Узнайте больше о трехчастной душе у Платона.

Почему для Платона важно показать, что три типа желаний, присутствующих в каждом человеке, соответствуют трем независимым источникам желаний? Почему недостаточно утверждать, что эти три силы проявляются в разное время одним и тем же субъектом, но не соответствуют трем различным частям души?

Это различие позволяет проявлять три типа желания одновременно. Политическая справедливость есть структурное свойство, состоящее в отношениях трех необходимых частей. Отношения, составляющие политическую гармонию, фиксированы и статичны в том же смысле, что и математические отношения, составляющие музыкальную гармонию. Хотя у человека желания приходят и уходят, отношения между различными наборами желаний остаются постоянными. Разделение души на три части имеет решающее значение для общего проекта Платона, предлагающего одно и то же объяснение справедливости, независимо от того, применяется ли оно к обществам или к отдельным людям.

Платон начинает свой аргумент в пользу трехчастной души с установления критерия индивидуации. На одно и то же нельзя воздействовать двумя противоположными способами одновременно (436с). В качестве пар противоположностей он включает «согласие и несогласие, желание иметь что-то и отказ от этого, взятие чего-то и отталкивание» (437б). Платон доказывает справедливость этого утверждения, проводя аналогии с поведением тел — метод, который может показаться незаконным, учитывая, что он хочет использовать этот принцип для применения к аспектам души (в частности, к противоположным желаниям), а не к физическим. объекты.

Чтобы перейти от наблюдений о силах и желаниях к выводам о частях души, Платон на протяжении всей аргументации опирается на скрытое метафизическое утверждение. Там, где есть желание, есть агент желания: вещь, которая желает. Используя эту предпосылку и критерий индивидуации, он придет к трем отдельным частям души, соответствующим трем аспектам, которые он идентифицировал в городе.

Узнайте больше о разуме и метафизике.

Платон впервые пытается установить существование чисто жаждущей части души, используя этот метод. Жажда – это желание. Есть предмет этого желания. Жажда — это желание безоговорочного питья, то есть не какого-то определенного питья, а просто питья (437e). Теперь следует логическое отступление, цель которого состоит в том, чтобы исключить сочетание вожделения и рациональности в одном и том же субъекте. Результат логического отступления состоит в том, что если истина об а относительна истине о b, то если b определено определенным образом, то и а должно быть определено аналогичным образом (438а-е). Следовательно, агент жажды желает пить безоговорочно (439б).

Поскольку агент желает выпить безоговорочно, а не хорошего напитка, здорового напитка и т. д., нельзя утверждать, что этот субъект представляет собой комбинацию сил аппетита и рациональных сил. Субъект, соответствующий жажде, характеризуется чистым животным стремлением, без рационального различения. Если бы, с другой стороны, желание пить было теоретически неотделимо от желания хорошего или полезного питья, то не было бы чистого аппетита и, соответственно, субъекта чисто аппетитного.

Желание пить представляет собой представитель целого класса желаний, происходящих от одного и того же агента. Другие аппетитные желания включают голод и похоть к сексу. Субъект, который желает безоговорочной еды, питья и секса, является аппетитной частью (437c). Платон не считает нужным доказывать, что за эти разные, хотя и явно связанные желания, отвечает один и тот же агент. Для идентификации агентов желания не требуется никаких оснований, только для их разделения.

Далее Платон пытается выделить рациональную часть души. Он говорит, что если есть желание, которое противостоит страстному желанию, то есть другой, отдельный агент желания. Затем он делает эмпирическое утверждение, что иногда есть люди, испытывающие жажду, которые не хотят пить (439).в). Следовательно, есть агент, который хочет пить, и другой агент, который не хочет пить.

Затем Платон делает еще одно эмпирическое утверждение — что желания, противостоящие влечениям, всегда исходят из рационального мышления (439d). Он заключает, что желания второго агента исходят из рационального мышления. Теперь он полагает, что отождествил чисто аппетитный и чисто рациональный субъект.

Платон неправомерно утверждает, что разум всегда противится аппетиту. Довольно легко представить себе ситуацию, в которой дух, а не разум, противостоял бы аппетиту. Платону не нужно так сильно утверждать, что только разум противостоит аппетиту. Вместо этого он мог бы привести пример антиаппетитного желания, которое на самом деле происходит от разума, например, нежелание пить, потому что оно вредно для здоровья. Тогда он мог бы заключить, что помимо аппетита существует некий агент, и что желания этого агента исходят из рационального мышления. Добавление дополнительного утверждения о том, что все желания, противостоящие желаниям вожделения, проистекают из разума, является ненужным, ложным и несовместимым с более поздним шагом в этом аргументе, который показывает, что дух противостоит аппетиту.

Было бы более проблематично, если бы можно было представить себе ситуацию, в которой два аппетита противоположны друг другу. Платон, однако, ответил бы, что именно разум говорит нам, что два противоречивых желания являются взаимоисключающими, заставляя нас рассматривать их как противоположные желания.

Доказывая существование двух различных частей души — одной жаждущей и другой разумной, — Платону достаточно лишь установить, что существует третья, одухотворенная часть души, чтобы завершить аналогию с городом. И снова он начинает этот проект с установления существования третьей ветви желания, а также агента этого желания. Гнев и негодование — это желания. Есть агент этих желаний. Далее он пытается доказать, что этот третий агент не сводится ни к одному из двух уже установленных.

Сначала он показывает, что дух — это не аппетит. Человек может злиться на свои аппетиты (440а). Третий агент отличается от аппетитной части. В отличие от других потенциальных идентификаций, т.е. разум с аппетитом, дух с аппетитом — единственное возможное отождествление, которое Платон размышляет между духом и разумом, ставит дух в положение приспешника разума, исполняющего желания, которые диктует разум. Поэтому Платон не использует обычный критерий индивидуации, чтобы отличить дух от разума. Вместо этого он пытается показать, что дух не может быть приспешником разума, потому что он иногда действует в отсутствие разума. Дети и животные имеют желания третьего агента, не имея разумной части души (441b). Следовательно, третий агент не является рациональной частью души. Платон заключает, что есть три отдельные части души: аппетит, дух и разум.

Узнайте больше о аппетите, духе и разуме.

Каким образом эти три отдельные части составляют единое целое? Аргумент Платона в пользу трехчастной души в Книге IV, а также его описание трех частей души в Книге IX основаны прежде всего на отождествлении души и ее частей посредством проявляемых желаний. Желания — это активные принципы, силы, которые мотивируют пассивное тело. Таким образом, душу, по крайней мере здесь, можно рассматривать как метафизическую сущность, служащую местом человеческой деятельности. Душа – это совокупность активных начал в человеке.

Узнайте больше об отношениях между желанием и тройственной душой.

Согласно Платону, в человеке действуют три основные «психологические» силы: сила, объектом которой являются физические сущности и деньги; сила, которая имеет своим объектом нематериальные, но мирские сущности, такие как честь и победа; и сила, которая имеет своим объектом неощутимое царство Форм. Эти три силы выражаются в желаниях, соответствующих аппетиту, духу и разуму. Все три эти силы составляют одну сущность — душу — в том смысле, что они составляют коллективную группу активных начал в индивидууме. Тем не менее, это разные активные принципы, которые действуют по-разному и имеют очень разные цели.

Поскольку душа является вместилищем человеческих сил, понятно, почему Платон считал уместным индивидуализировать ее части, демонстрируя в ней противоположные желания. Лучший способ доказать, что в душе есть независимо действующие действующие силы, — это показать, как эти силы действуют друг против друга. Ясно, что одна и та же действующая сила не может быть ответственна за действие двух противоположных сил. Выявление противоположных желаний сводится к выявлению дискретных активных сил в коллективном очаге деятельности.

Платон использует этот критерий индивидуации, чтобы показать, что в душе есть три активные силы. Хотя ему удается выделить три типа желания, он не делает ничего, чтобы доказать, что существует не более трех активных сил. Возможно, вместо трехчастной души на самом деле существует четырехчастная или пятичастная душа.


Learn more