Как снять гбц шевроле ланос


Как снять ГБЦ на Дэу Ланос 1.5. Фото инструкция

Самая распространенная причина снятия ГБЦ на различных автомобилях это пропуск газов в систему охлаждения и наоборот, попадания охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя. Причин пробивания прокладки ГБЦ может быть множество, но основная — использование некачественного антифриза для охлаждения двигателя. Плохая охлаждающая жидкость (кислотный антифриз) разъедает алюминиевый сплав ГБЦ возле камеры сгорания и под прокладкой, через прогнившие места, начинают проходить газы. А после уже и антифриз попадает в цилиндр.

Чтобы избежать данной проблемы мы рекомендуем заливать только качественную охлаждающую жидкость и менять её с периодичностью каждые 2 года. Ведь гораздо дешевле менять антифриз, чем делать ремонт двигателя.

Необходимые для работы инструменты:

  • Колесный ключ;
  • Домкрат или подъемник;
  • Ключи на 10 мм, 12 мм, 13 мм, 17 мм и 19 мм;
  • Отвертки "+" и "-";
  • Емкость для охлаждающей жидкости;
  • Приспособление для рассухарки клапанов.

Как снять ГБЦ Ланос 1.5

  • Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
  • Сливаем с радиатора антифриз.
  • Отключаем от ГБЦ все провода.
  • Отключаем от ГБЦ все патрубки системы охлаждения.
  • Отключаем от ГБЦ все вакуумные шланги и тросики.
  • Отсоединяем выпускной коллектор.
  • Снимаем приводной ремень.
  • Выставляем метки газораспределительного механизма.
  • Разбираем механизм ГРМ.
  • Снимаем клапанную крышку.
  • Откручиваем болты крепления ГБЦ.
  • Снимаем постель распредвала.
  • Вытаскиваем рокера и гидрокомпенсаторы.
  • Снимаем ГБЦ.
  • Осматриваем ГБЦ и ищем причину возникновения проблемы.
  • При необходимости разбираем ГБЦ и готовим к ремонту.

Далее в нашем фотоотчете более детальная инструкция.

1

Начинаем производить работу по снятию ГБЦ на автомобиле DAEWOO Lanos 1.5. Перед началом работы необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора.

2

Также нам необходимо сразу же слить с радиатора охлаждающую жидкость, подставив снизу емкость для антифриза. Чтобы была возможность отключать патрубки системы охлаждения.

3

Теперь можем приступать к отсоединению всех проводов и патрубков от ГБЦ. Откручиваем три болта крепления корпуса воздушного фильтра (ключ на 10 мм). Отсоединяем гофру воздушного фильтра от дросселя, коллектора и клапанной крышки. Снимаем корпус фильтра.

4

Отключаем от дросселя трос газа. Отключаем электроразъемы от датчика дроссельной заслонки и холостого хода. Отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки.

5

Отсоединяем от бензинового фильтра шланг подачи топлива на топливную рампу. Отсоединяем от впускного коллектора вакуумный шланг.

6

Отключаем шланг обратки топлива от клапана сброса давления на топливной рампе.

7

Так как на данном авто установлено ГБО, то будем и его отключать. Отсоединяем шланги и электроразъемы от газовых форсунок.

8

Отсоединяем электроразъем от катушки зажигания. С помощью ключа на 13 мм откручиваем от впускного коллектора провод массы.

9

Отключаем электро разъемы от топливных форсунок и убираем косу проводов в сторону.

10

Снимаем верхний патрубок радиатора, открутив отверткой хомуты или сдвинув пассатижами евро хомуты.

11

Вытаскиваем и убираем в сторону щуп уровня масла в двигателе. Снимаем и отводим в сторону свечные провода со свечей зажигания.

12

Под катушкой зажигания отключаем электроразъем датчика температуры охлаждения.

13

Далее будем снимать выпускной коллектор. Воротком с удлинителем и головкой на 12 мм откручиваем восемь гаек крепления коллектора.

14

И снимаем его со шпилек, потянув на себя.

15

Теперь, когда уже, почти, всё отключено от ГБЦ, можем приступить к разбору ГРМ. Ключом на 10мм срываем затяжку болтов крепления шкива ГУРа.

16

Ключом на 12 мм откручиваем болт крепления генератора к натяжной планке, ослабляя натяжку ремня. Снимаем ремень генератора. Откручиваем шкив гидроусилителя руля и снимаем его.

17

Трещеткой с головкой на 10 мм откручиваем болты крепления верхнего защитного кожуха ремня ГРМ (4 шт.). Снимаем защитный кожух.

18

С помощью воротка, нескольких удлинителей и головки на 17 мм проворачиваем двигатель, за болт коленвала, до установки меток ГРМ.

19

Метка на распредвале должна быть напротив отметки на внутреннем кожухе ГРМ.

20

Откручиваем шкив коленвала и проверяем метку на звезде коленвала и корпусе маслонасоса. Шкив коленвала можно открутить с помощью пневмопистолета. Если такого нет, то нужен помощник, который сядет за руль авто, включить пятую передачу на КПП и выжмет педаль тормоза. Таким образом двигатель застопориться и возможно будет открутить болт коленвала. Так же и откручиваем болт крепления звезды распредвала.

21

Сняв шкив распредвала откручиваем два болта крепления внутреннего кожуха ГРМ к ГБЦ. Используем ключ на 10 мм.

22

ГРМ разобран и можем приступать к снятию ГБЦ. С помощью ключа на 10 мм откручиваем восемь болтов клапанной крышки и снимаем её.

23

Воротком с удлинителем и головкой на 13 мм откручиваем десять болтов крепления ГБЦ к блоку двигателя.

24

Снимаем постель распредвала. Снимаем все рокера и гидрокомпенсаторы.

25

Снимаем ГБЦ и ищем причину неисправности. Осматриваем состояние блока двигателя и прокладки.

26

Осматриваем ГБЦ и видим явную причину пропуска охлаждающей жидкости в цилиндр двигателя.

27

Очистив плоскость головки и внимательно осмотрев место пропуска антифриза, принимаем решение отдать ГБЦ на расточку, чтобы выровнять плоскость головки.

28

Перед шлифовкой ГБЦ её необходимо разобрать и помыть. С помощью ключа на 12 мм откручиваем и снимаем впускной коллектор и термостат.

29

Выкручиваем датчик температуры охлаждающей жидкости ключом на 19 мм.

30

Рассухариваем клапана и отдаем ГБЦ на мойку и шлифовку.

Как снять головку блока цилиндров

Удаление крышка цилиндра прямолинейно на толкателе двигатели , но сложнее на верхний распредвал те, потому что вам нужно отключить ремень ГРМ или цепочка.

Методы варьируются от одного двигатель к другому, поэтому, если возможно, обратитесь к справочнику для вашей марки автомобиля, чтобы проверить все детали.

Купить новую голову прокладка и новую прокладку крышки клапана. Сделайте набросок всех соединений с головой, чтобы вы могли правильно их установить.

Отключите аккумулятор земной шар Терминал и соединения головки блока цилиндров. Слейте охлаждающая жидкость .

Оставьте коллекторы и карбюратор прилагается, если возможно. Если вы удалите их, поместиться новые прокладки (см. Замена прокладки выпускного коллектора ).

Удаление головки толкателя

Отвинтите гайки или болты крышки коромысла; не перетягивайте при установке. Крышка коромысла может быть закреплена гайками или болтами на фланце.

Отверните гайки или винты, крепящие крышку коромысла к верхней части головки. Осторожно снимите крышку.

Если он прилипнет, осторожно постучите по стороне молотком с мягкой головкой. Переверните чистую газету крышкой вверх дном, чтобы не было капель масла.

Может потребоваться ослабить коромысло Постепенно по очереди поддерживайте гайки или болты опоры, затем снимите их. Снимите коромысло и положите его на чистую газету.

Поднимайте толкатели по одному.Пронумеруйте толкатели, чтобы их можно было установить на прежние места.

На двигателях с отдельно установленными коромысла снимите гайки, удерживающие рычаги и шарнирные шарики, затем снимите рычаги и установите их все в ряд на листе бумаги, пронумерованные в правильном порядке, чтобы вы могли установить их в тех же местах.

Выньте толкатели и воткните их через пронумерованные отверстия в куске картона или пенопласта; они тоже должны вернуться в те же места. Храните их в чистом месте.

Последовательно ослабьте и затяните гайки или болты коромысла.

Используйте головку и планку, чтобы ослабить гайки или болты, крепящие головку, в обратной последовательности затяжки для двигателя (см. Руководство по эксплуатации автомобиля). Некоторым двигателям требуется специальный переходник для установки болтов.

Осторожно снимите головку, если возможно, вместе с коллекторами. Вам может понадобиться помощник, чтобы поднять голову. Если он прилипнет, осторожно постучите по стороне молотком с мягкой головкой.

Каждый двигатель имеет особую последовательность и настройку крутящего момента для гаек или болтов головки.

Установите головку правильно на деревянных блоках, чтобы защитить обработанную нижнюю поверхность. Снимите и утилизируйте прокладку головки, убедившись, что новая прокладка одинакова во всех деталях.

Не допускайте попадания грязи или углерод во время работы в двигатель попадают частицы.

Коромысло

Снимите отдельно установленные коромысла.Убедитесь, что они устанавливаются в правильном порядке. .

Как снять болты головки цилиндров

Снятие головки является важным этапом снятия головки блока цилиндров. Эти болты с головкой крепят головку блока цилиндров к блоку двигателя. Болты головки представляют собой длинные болты, которые проходят через головку цилиндров и прокладку головки и при правильной затяжке создают уплотнение между всеми тремя компонентами. Это уплотнение позволяет сжатию в цилиндрах и двигателю загораться.

Головки цилиндров

бывают разных конфигураций, каждая из которых требует определенных действий для удаления.Есть два типа снятия: болты с головкой от двигателя с толкателем и с верхнего распредвала двигателя. Каждый из них имеет отличия, но используемые инструменты и меры предосторожности будут одинаковыми. Если вы чувствуете себя неудобно или работаете с продвинутым двигателем, обратитесь к квалифицированному механику.

Часть 1 из 3: Приступаем к головке болтов

Необходимые материалы

  • Защита глаз
  • Перчатки
  • Слив масла и охлаждающей жидкости
  • Очиститель деталей или очиститель тормозов
  • Магазинные тряпки
  • Набор головок и трещотка

Шаг 1. Слейте масло и охлаждающую жидкость .Наденьте защитные очки и перчатки и слейте масло из автомобиля.

Убедитесь, что автомобиль не запускается, отсоединив отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Затем необходимо слить охлаждающую жидкость, чтобы она не протекала при ослаблении болтов головки.

Шаг 2: Очистите крышку клапана . Используйте очиститель деталей или очиститель тормозов, чтобы очистить крышку клапана и как можно большую часть головки блока цилиндров.

Шаг 3: Снимите крышку клапана .При необходимости снимите другие компоненты, чтобы открыть доступ к крышкам клапанов, и начните снимать болты с крышки клапана.

Как только все болты будут удалены, осторожно снимите клапанную крышку с ГБЦ. Если остался какой-либо материал прокладки крышки клапана, удалите его и удалите излишки масла с краев. Осторожно отложите крышку клапана в сторону, так как она будет повторно использована с новой прокладкой после завершения ремонта.

Часть 2 из 3: Снятие болта головки толкателя

Необходимые материалы

  • Головка под болт (при необходимости)
  • Картон пронумерованный
  • Резиновый молоток
  • Набор головок и трещотка

Шаг 1: Снятие коромысла и коромысла .Толкатель двигателя имеет длинные толкатели, которые выступают через головку блока цилиндров и крепятся к коромыслу.

Сначала нужно будет ослабить ракетную стрелу. Многие производители имеют определенную последовательность снятия болтов коромысла. После того, как коромысло снято, коромысла открутятся.

Отложите все коромысла в том порядке, в котором они были сняты, поскольку они должны вернуться к цилиндру, из которого были сняты.

Шаг 2: Снимите толкатели .Снимайте толкатели с головки блока цилиндров по одному.

Поместите их в пронумерованный кусок картона, поскольку толкатели вернутся в то же гнездо, из которого они были взяты.

Шаг 3: Ослабьте болты с головкой . Используйте трещотку, чтобы ослабить болты крепления головки блока цилиндров.

Каждый болт будет ослаблен, но не удален. Ослабьте все болты перед тем, как полностью открутить какой-либо из них.

Шаг 4: Отверните болты .Вставьте каждый болт в пронумерованное отверстие в картоне на случай, если болты с головкой имеют разную длину, чтобы их можно было снова установить в нужное отверстие.

Для болтов может потребоваться специальная головка в зависимости от производителя.

Шаг 5: Снимите головку блока цилиндров . После того, как все болты будут удалены, осторожно приподнимите головку блока цилиндров; голова должна легко высвободиться.

Если головка блока цилиндров заедает, слегка постучите по головке блока цилиндров глухим ударом или резиновым молотком, чтобы можно было ее снять.Отложите в сторону в безопасном месте.

  • Предупреждение : Болты головки цилиндров имеют особую последовательность, которая используется при их снятии. Проконсультируйтесь со спецификациями производителя для правильной последовательности снятия двигателя, с которым работаете.

Часть 3 из 3: Снятие болта верхнего распредвала

Необходимый материал

Шаг 1: Снимите крышку привода ГРМ . Чтобы получить доступ к ремню или цепи ГРМ, необходимо снять крышку ГРМ.

Это необходимо, потому что распредвал находится в головке блока цилиндров и прикреплен к коленчатому валу с помощью ремня ГРМ или цепи ГРМ.

Шаг 2: Подождите, пока двигатель снимет ремень . Двигатель необходимо будет синхронизировать, чтобы избежать повреждения при снятии ремня ГРМ.

Каждый двигатель индивидуален и время от времени будет иметь свои собственные процедуры. На распредвале и коленчатом вале должны быть отметки, которые будут совмещены, чтобы установить синхронизацию в верхней мертвой точке (ВМТ).

Шаг 3: Снимите ремень привода ГРМ . Натяжитель ремня газораспределительного механизма будет снят или отпущен, чтобы снять натяжение ремня.

После ослабления ремня он должен соскользнуть с распределительного вала в головке цилиндров.

Шаг 4: Снимите болты головки . У каждого двигателя свои процедуры для снятия или затяжки болтов головки.

Ослабьте болты с головкой на ¼ оборота в указанном порядке, для чего может потребоваться специальная головка.После того, как все болты будут ослаблены, их можно снимать по одному. Болты должны быть организованы или промаркированы на случай, если они имеют разную длину.

Шаг 5: Снимите головку блока цилиндров . После того, как все болты будут удалены, головку блока цилиндров можно снимать с двигателя. Если он застрял, слегка постучите резиновым молотком по боковой стороне головки, чтобы ослабить головку блока цилиндров.

  • Предупреждение : Большинство болтов с головкой имеют предельный крутящий момент. Эти болты с головкой предназначены только для одноразового использования, и после снятия их необходимо заменить.Болты с головкой от момента затяжки до предела текучести растягиваются, когда они затягиваются, чтобы позволить им правильно затянуться, а повторное применение может привести к поломке болта с головкой.

Удаление болтов головки может показаться сложным процессом, но осторожно, выполнив все вышеперечисленные шаги, это можно сделать. В большинстве случаев головку блока цилиндров следует снимать только при замене прокладки головки блока цилиндров или выполнении ремонта двигателя. В любой момент во время снятия болтов головки, если возникнут вопросы, обратитесь к механику за полезным и быстрым советом.

.

Как удалить и переустановить ...

Удаление (банк "Б")
Откройте капот моторного отсека в положение для обслуживания и установите защитные кожухи кузова. Отсоедините кабель массы аккумулятора и снимите крышку аккумуляторного отсека. Осторожно снимите крышки двигателя, стараясь не повредить пластиковые держатели или резиновые вставки.
Снимите крышку привода ГРМ. См. КРЫШКУ СИНХРОНИЗАЦИИ.
Снять впускной коллектор. См. ВПУСКНОЙ ПАТРУБОК.
Отсоединить шланг отопителя и разъем датчика температуры от выпускного патрубка охлаждающей жидкости.Ослабьте и переместите хомут вдоль байпасного шланга. См. Рис.98.
Снимите 4 болта, которыми крепится выпускной патрубок охлаждающей жидкости. Снимите выпускной патрубок охлаждающей жидкости с перепускного шланга и головки блока цилиндров. Снимите и выбросьте уплотнительные кольца из канавок выпускного трубопровода охлаждающей жидкости. См. Рис. 99.
Снимите гайки, которыми каталитический нейтрализатор крепится к фланцу выпускного коллектора ряда "B". См. Рис. 26.
Снимите 2 болта и одну гайку, которые крепят опору втулки системы регулирования фаз газораспределения (VVT) к блоку цилиндров.Освободите держатель из 2 кольцевых дюбелей и снимите держатель втулки VVT. См. Рис. 138.
Снимите шарнирное уплотнительное кольцо со скосом из паза несущей втулки и снимите уплотнительное кольцо с паза масляного канала. См. Рис. 139.
Поднимите и поддержите автомобиль. Выкрутите болт, которым датчик положения коленчатого вала (CKP) крепится к картеру маховика. Снимите датчик CKP и оставьте его свободно свисать под двигателем. Снимите болты гидротрансформатора и снимите втулку доступа с картера маховика. См. Рис.115.
Установите болт демпфера коленчатого вала (старый) на коленчатый вал, только вручную. Поверните коленчатый вал, пока треугольная стрелка на маховике не будет видна через отверстие для доступа. См. Рис. 116. Убедитесь, что плоскость газораспределения на каждом распредвале находится в крайнем верхнем положении.
Установите коленчатый вал так, чтобы установочный штифт коленчатого вала (303-531) полностью вошел в паз ГРМ. Установите и затяните болт, чтобы зафиксировать установочный штифт коленчатого вала. См. Рис. 117. Снимите болт демпфера коленчатого вала с коленчатого вала и опустите автомобиль.
Установите фиксатор распределительного вала (303-530) на распределительные валы ряда «B», при необходимости слегка выровняв валы. См. Рис. 118.
Ослабьте болты, которыми звездочка распределительного вала и блок VVT крепятся к распределительным валам. См. Рис. 119. Снимите фиксатор распределительного вала.
Снимите болты натяжителя первичной цепи, натяжитель первичной цепи и опорную пластину натяжителя. См. Рис. 120.
Отверните шарнирный болт натяжителя первичной цепи ГРМ и снимите лопасть натяжителя первичной цепи ГРМ. См. Рис.140. Переместите блок VVT вдоль шейки кулачка, чтобы цепь могла освободить отливку головки. Снимите первичную цепь привода ГРМ с блока VVT и закрепите ее на фиксирующем зажиме байпасного шланга с помощью стяжного ремня.
Снимите стопорный болт как с блока VVT, так и со звездочки выпускного распредвала. Снимите блок VVT, выпускную звездочку и вторичную цепь газораспределительного механизма в сборе (снимите цепь с натяжителя, который все еще прикреплен к головке блока цилиндров). См. Рис. 122. Снимите вторичную цепь привода ГРМ с блока VVT и звездочки.
Отверните 2 болта, которыми натяжитель вторичной цепи ГРМ крепится к головке блока цилиндров, и снимите натяжитель вторичной цепи ГРМ. См. Рис. 123.
Выкрутите болт крепления направляющей цепи первичного привода ГРМ. Отмечая положение направляющей первичной синхронизации цепи, снимите направляющую первичной цепи привода ГРМ от верхнего удерживающего штифта. См. Рис. 141.
Выверните болты крышки подшипника распределительного вала. Равномерно, поэтапно ослабляйте крышки подшипников распределительного вала. Снимите крышки подшипников распределительного вала, отметив их положение и отметки (каждая помечена своим номером позиции и стрелкой ориентации).Снимите распредвалы с двигателя. См. Рис. 125.
Принимая во внимание положение каждого толкателя для повторной сборки, снимите каждый толкатель и шайбу в сборе (сохраните каждую шайбу с исходным толкателем). Отметьте внутреннюю поверхность каждого толкателя карандашом или фломастером так, чтобы его исходное положение находилось внутри головки блока цилиндров. См. Рис. 126.
Отсоедините разъем датчика положения двигателя в задней части головки блока цилиндров. См. Рис. 142.
Поместите сливной поддон под двигатель. С помощью шприца, к которому подсоединен отрезок тонкой резиновой линии, слейте остатки охлаждающей жидкости из водовода выпускной трубы.См. Рис. 127. Подходящий шприц - Snap On YA 745.
Оберните ткань вокруг головки блока цилиндров для поглощения пролитой охлаждающей жидкости при снятии головки. Отверните болты крепления головки блока цилиндров. Снимаем головку блока цилиндров. См. Рис. 128.
Отметив, как установлена ​​прокладка ГБЦ, снимите прокладку ГБЦ. Удалите и выбросьте впитывающую ткань. См. Рис. 129. Снимите поддон для слива охлаждающей жидкости из-под двигателя. Снимите и выбросьте прокладку с катализатора водосточной трубы.
Очистите поверхности прокладок катализатора и выпускного коллектора.Очистите поверхность прокладки головки цилиндров и блока цилиндров. Убедитесь, что все резьбовые отверстия на торце блока цилиндров чистые и не содержат масла. Очистите и осмотрите болты головки цилиндров. Болты головки цилиндров можно использовать повторно 2 раза. При повторном использовании каждая головка болта должна быть помечена одной точкой от автоматического кернера. Очистите и осмотрите все соответствующие компоненты и сопрягаемые поверхности.
Установка
Установите НОВУЮ прокладку на фланец катализатора спускной трубы.
Установите НОВУЮ прокладку головки блока цилиндров и совместите ее с лицевой стороной блока цилиндров.См. Рис. 129.
Установите головку блока цилиндров. Зафиксируйте головку блока цилиндров дюбелями на торцевой стороне блока, а фланец выпускного коллектора - шпильками на спускной трубе катализатора. См. Рис. 128. Затяните болты крепления головки блока цилиндров вручную.
Последовательно затяните болты головки блока цилиндров в соответствии со спецификацией. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА. См. Рис. 130. Центрируйте выколотые болты после завершения затяжки.
Подсоедините разъем датчика положения двигателя к задней части головки блока цилиндров. См. Рис. 142.
Смажьте каждый толкатель в сборе.Установите каждый узел толкателя и регулировочной шайбы в ранее отмеченное положение в головке цилиндров. См. Рис. 126.
Нанесите масло (EP-90) на распределительный вал и опорные поверхности следующим образом:
Верхняя поверхность каждой опорной поверхности (2 места) в головке блока цилиндров.
Верхняя поверхность каждой опорной поверхности (2 места) в каждой крышке подшипника.
ТОЛЬКО на выступах кулачка, а не в области основного круга.
См. Рис. 131.
Установите распределительные валы в головку блока цилиндров, установив лыски привода ГРМ в крайнее верхнее положение.Установите крышки подшипников распределительного вала в соответствующие места (впускной от 0 до 4 и выпускной от 5 до 9 спереди) и в правильной ориентации (стрелка впереди двигателя). Установите и затяните болты крышки подшипника равномерно и поэтапно в соответствии со спецификацией. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА. Установите фиксатор распределительного вала и при необходимости выровняйте распредвалы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Направляющая цепи первичного привода ГРМ должна быть установлена ​​так, чтобы прорезь была направлена ​​вверх, а выступающий выступ - к блоку цилиндров.

Установите направляющую первичной цепи привода ГРМ на блок и поместите ее на верхний стопорный штифт. См. Рис. 141. Установите стопорный болт и затяните согласно спецификации. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА.
Вставьте поршень натяжителя вторичной цепи ГРМ в корпус натяжителя, чтобы обеспечить зазор для установки вторичной цепи ГРМ. Проденьте тонкую жесткую проволоку через отверстие в конце поршня натяжителя, чтобы вывести шарик из седла обратного клапана. См. Рис. 132. Установив трос на место, полностью вдавите поршень в корпус натяжителя.Удалите провод.
Установите натяжитель вторичной цепи привода ГРМ на двигатель. Полностью установите натяжитель вторичной цепи привода ГРМ на головку блока цилиндров. См. Рис. 123. Установите 2 болта натяжителя вторичной цепи привода ГРМ и затяните в соответствии со спецификацией. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА.
Соберите блок VVT, звездочку выпускного распредвала и вторичную цепь привода ГРМ. Установите узел на распределительные валы, правильно расположив вторичную цепь ГРМ над натяжителем вторичной цепи ГРМ.Установите блок VVT на распредвал впускных клапанов и звездочку на распредвал выпускных клапанов. Установите, но не затягивайте каждый болт, которым блок VVT и выпускная звездочка крепятся к распределительным валам. См. Рис. 122.
Установите приспособление для натяжения цепи (303-532) на звездочку выпускного распредвала. Переставьте звездочку (и блок VVT) в наиболее выгодное положение для использования инструмента. См. Рис. 143. Снимите инструмент.
Установите первичную цепь привода ГРМ. Переместите блок VVT вперед на шейке кулачка (не поворачивайте его), чтобы первичная цепь привода ГРМ могла выскользнуть из корпуса.Снимите первичную цепь привода ГРМ с стяжного ремня. Установите первичную цепь привода ГРМ на звездочку коленчатого вала и звездочку блока VVT. На приводной стороне первичной цепи привода ГРМ не должно быть провисания, а блок VVT не должен вращаться на распределительном валу. См. Рис. 144.
Установить лопасть натяжителя цепи первичного привода ГРМ на блок цилиндров. См. Рис. 140. Установите шарнирный болт и затяните согласно спецификации. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА.
Вставьте поршень натяжителя первичной цепи ГРМ в корпус натяжителя, чтобы обеспечить зазор для установки первичной цепи ГРМ.Проденьте тонкую жесткую проволоку через отверстие в конце поршня натяжителя, чтобы вывести шарик из седла обратного клапана. См. Рис. 135. Установив трос на место, полностью вдавите поршень в корпус натяжителя. Удалите провод.
Установите 2 болта натяжителя цепи первичного привода ГРМ на натяжитель цепи первичного привода ГРМ и закрепите опорную пластину натяжителя на 2 болтах. Выровняйте и установите натяжитель первичной цепи привода ГРМ на блок цилиндров и в сопрягаемый паз на задней поверхности лопасти натяжителя цепи первичного привода ГРМ.См. Рис. 120. Затяните болты натяжителя цепи первичного привода ГРМ согласно спецификации. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА.
Используйте клин первичной цепи (303-533) или 2, если необходимо, между натяжителем первичной цепи привода ГРМ и лезвием натяжителя первичной цепи ГРМ, чтобы компенсировать провисание цепи для натяжения блока VVT и звездочки выпускного распределительного вала. См. Рис. 136.
Установите приспособление для натяжения цепи в отверстия звездочки. См. Рис. 145. Приложите усилие к инструменту против часовой стрелки, чтобы натянуть цепь со стороны привода.Приложив противоположную силу к звездочке и цепи, затяните болт звездочки распределительного вала в соответствии со спецификацией. Убедитесь, что клинья первичной цепи по-прежнему на месте. По-прежнему прилагая противодействующее усилие к звездочке и цепи с помощью натяжителя цепи, затяните болт узла VVT в соответствии со спецификацией. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА. Снимите приспособление для натяжения цепи, клинья первичной цепи и приспособление для фиксации распределительного вала.
Поднимите и поддержите автомобиль. Снимите установочный штифт коленчатого вала. Установить датчик положения коленчатого вала и прикрутить его к кожуху маховика.См. Рис. 115. Затяните болт датчика положения коленчатого вала согласно спецификации. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА. Установите втулку доступа в корпус и опустите автомобиль.
Установите и затяните гайки, которыми каталитический нейтрализатор крепится к фланцу выпускного коллектора ряда "B". См. Рис. 26.
Установите НОВОЕ уплотнительное кольцо с косым шарниром в канавку несущей втулки и НОВОЕ уплотнительное кольцо масляного канала. См. Рис. 139.
Смажьте уплотнительное кольцо шарнира со скосом, уплотнительное кольцо масляной канавки и втулку.Установите узел держателя втулки, убедившись, что уплотнения находятся на своих местах, а кольцевые дюбели вошли прямо. Полностью найдите сборку вручную. Установите 2 крепежных болта и одну гайку и затяните в соответствии со спецификацией. См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА. См. Рис. 138.
Установить НОВЫЕ уплотнительные кольца в пазы выпускного патрубка охлаждающей жидкости. Установить выпускной патрубок на байпасный шланг и головки цилиндров. См. Рис. 99. Установите 4 болта выпускного патрубка охлаждающей жидкости и затяните в соответствии со спецификацией.См. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОМЕНТА.
Подсоедините шланг обогревателя и переместите зажим шланга, чтобы закрепить шланг обогревателя. Подсоедините разъем датчика температуры. Установите на место хомут байпасного шланга, чтобы закрепить байпасный шланг. См. Рис.98.
Установите впускной коллектор. Эта операция включает установку корпуса дроссельной заслонки. См. ВПУСКНОЙ ПАТРУБОК.
Установите крышку привода ГРМ. См. КРЫШКУ СИНХРОНИЗАЦИИ.
Подключите аккумулятор. См. ПРОЦЕДУРА ПОВТОРНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА в РАЗНОЕ.
Осторожно установите крышки двигателя, стараясь не повредить пластиковые фиксаторы или резиновые вставки.
Залить систему охлаждения. См. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ.
Проверьте герметичность и надежность подсоединения всех шлангов охлаждающей жидкости. Вывести капот моторного отсека из сервисного положения и подсоединить газовые амортизаторы. Снимите защитные кожухи кузова и закройте моторный отсек.

Среда, 22 марта 2017 г., 16:25 (Объединено)

.

Как заменить прокладку головки

Прокладка головки блока цилиндров - это уплотнение, расположенное между блоком двигателя и головкой блока цилиндров. Двигатель с рядным расположением цилиндров будет иметь одну головку блока цилиндров, поскольку цилиндры расположены по прямой линии вдоль блока цилиндров. Это верно для многих двигателей с 4, 5 и 6 цилиндрами. Двигатель типа «V», такой как V6 или V8, будет иметь две головки блока цилиндров, по одной для каждого ряда. Двигатель V6 будет иметь по 3 цилиндра на каждом ряду.

  • Примечание : Ремонт прокладки головки блока цилиндров требует значительных усилий, даже на двигателях меньшего объема.

Попросите профессионала определить необходимость ремонта прокладки ГБЦ с помощью официальных испытаний. Этот ремонт слишком интенсивен, чтобы его можно было проводить без всякой причины, и при неправильном выполнении он может принести гораздо больше вреда, чем пользы.

При V-образной конструкции правильный блок необходимо обслуживать, если не ремонтируются оба одновременно.

  • Предупреждение : Всегда соблюдайте меры безопасности при работе с автомобилем, чтобы избежать травм. При работе с моторным маслом, охлаждающей жидкостью и деталями автомобиля надевайте рекомендованное защитное снаряжение, включая перчатки и защитные очки.

Часть 1 из 4: Сбор информации и материалов

Необходимые материалы

  • Считыватель кода (дополнительно)
  • Емкости для старого моторного масла и охлаждающей жидкости
  • Комплект прокладок ГБЦ
  • Поддоны
  • Охлаждающая жидкость двигателя
  • Масло моторное
  • Масляный фильтр двигателя
  • Термостат двигателя
  • Комплект прокладок выпускного коллектора
  • Перчатки
  • Комплект прокладок впускного коллектора
  • Набор инструментов механика с несколькими комбинациями головок и ключей
  • Защитные очки
  • Свечи зажигания
  • Динамометрические ключи (⅜ ”и ½”)
  • Комплект ремня ГРМ специально для вашего автомобиля
  • Прокладки клапанной крышки
  • Руководство по техническому обслуживанию автомобиля

Шаг 1. Найдите VIN .Найдите информацию о вашем автомобиле, чтобы упростить поиск запчастей.

На вашем автомобиле есть две очень важные наклейки. Наклейка на выбросы под капотом сообщит вам объем двигателя. Этикетка внутри косяка двери водителя покажет вам идентификационный номер автомобиля или VIN.

Шаг 2: Найдите руководство по эксплуатации автомобиля . Поставщик запчастей обычно спрашивает у вас год выпуска, марку и модель автомобиля, чтобы найти подходящие запчасти для вашего автомобиля.

  • Примечание : Размер двигателя очень важен, поскольку многие двигатели различаются по конструкции и компоненты различаются.

  • Совет : руководство по обслуживанию транспортного средства гораздо более подробное, чем руководство по эксплуатации транспортного средства. Руководство по обслуживанию будет содержать очень важную информацию и включать некоторые процедуры ремонта.

Вы сможете найти их во многих магазинах автозапчастей и у онлайн-продавцов. Если вы не видите руководство по обслуживанию для своего автомобиля на полке, попросите сотрудника заказать его.Они довольно недорогие, а информация внутри бесценна.

В руководстве по обслуживанию будут перечислены специальные инструменты, необходимые для ремонта, и будет указано, какие компоненты необходимо удалить при выполнении ремонта. Возможно, перед началом потребуется несколько раз просмотреть процедуры. Ознакомьтесь с работой, которую вы собираетесь выполнять, прежде чем приступать к работе с двигателем вашего автомобиля.

  • Совет : При поиске прокладки головки блока цилиндров постарайтесь купить комплексную прокладку, которая будет включать в себя множество различных уплотнений.Несмотря на то, что эти комплекты могут содержать уплотнения, которые вам не нужны, или дубликаты, желательно не иметь важной печати, когда она вам нужна.

При снятии какого-либо компонента необходимо заменить все связанные с ним уплотнения, чтобы исключить возможность утечки при повторной сборке двигателя. После замены уплотнений очень важно установить крепеж для каждого компонента с требуемым крутящим моментом.

Часть 2 из 4: Демонтировать двигатель

Шаг 1. Отсоедините аккумулятор .Поскольку на некоторых автомобилях легко случайно активировать стартер в сборе, очень важно отключать аккумулятор при выполнении любого капитального ремонта вашего автомобиля.

  • Примечание : Сначала отсоедините отрицательный или черный провод от аккумулятора.

  • Предупреждение : Ослабленные соединения проводов могут вызвать короткое замыкание, повредить очень чувствительное и дорогое оборудование или вызвать искры, которые могут стать причиной пожара. Это может быть опасно, поэтому отключите аккумулятор, прежде чем делать что-либо еще.

Шаг 2: Слить моторное масло и охлаждающую жидкость . Слейте моторное масло из отверстия для слива моторного масла.

Поместите под двигатель поддон для сбора старого масла и откройте маслосливную пробку. Таким образом, если охлаждающая жидкость двигателя пролита на картер, она вытечет, а не оседает в двигателе.

  • Примечание : Не забудьте выбросить старое моторное масло в масляный поддон, чтобы вы не добавляли на него новое масло, иначе вам придется ремонтировать весь двигатель в сборе.

Слейте охлаждающую жидкость через сливное отверстие радиатора или ослабив и сняв нижний шланг радиатора. Не забудьте снять крышку радиатора.

  • Совет : В некоторых случаях нижний впускной коллектор или головка блока цилиндров имеют отверстие для слива охлаждающей жидкости.

Шаг 3: Снимите все детали с головки блока цилиндров . Все детали, прикрепленные к головке блока цилиндров, необходимо снять.

  • Подсказка : Здесь задействовано много гаек, болтов, втулок, зажимов и фитингов, и можно легко потерять все из виду.Попробуйте сфотографировать или запишите описание каждой детали, чтобы помочь вам вспомнить, куда все идет, когда вы будете готовы собрать двигатель.

  • Подсказка : Все в сумку и бирки. Рекомендуется хранить некоторые детали и застежки в одной сумке. Один компонент может иметь застежки разной длины. Отметьте их, так как они должны возвращаться именно туда, откуда пришли, чтобы избежать повреждения двигателя.

  • Совет : Некоторые болты, участвующие в отрыве, называются «крутящий момент до выхода».Эти болты, обеспечивающие изменение крутящего момента, обычно растягиваются при установке, и их необходимо будет заменить после снятия. Следите за этими болтами и не забудьте заменить их новыми.

  • Предупреждение : При повторном использовании у этих крепежных элементов, обеспечивающих максимальный крутящий момент, есть хороший шанс отломиться от блока цилиндров или головки цилиндров. Сломанный кусок необходимо извлечь, а отверстие исправить, если оно повреждено.

Шаг 4: Снимите крепеж в последовательности .Многие компоненты, такие как крышка клапана, головка блока цилиндров, впускной и выпускной коллекторы, требуют снятия крепежа в определенной последовательности, чтобы избежать деформации или растрескивания. Эта информация обычно подробно описывается в руководстве по обслуживанию автомобиля.

Некоторые автомобили оснащены верхними распределительными валами - либо двумя верхними распределительными валами (DOHC), либо одинарными верхними распределительными валами (SOHC). Это означает, что распределительные валы расположены в головке блока цилиндров. На этих типах двигателей коленчатый вал и распределительный вал могут быть соединены ремнем или цепью ГРМ.

  • Примечание : Узел ремня ГРМ или цепи привода ГРМ требует специальной процедуры для снятия для защиты внутренних компонентов двигателя. Обратите особое внимание на процедуры и временные метки. Эта маркировка жизненно важна для работы двигателя, и в случае ошибки узел может быть поврежден.

Некоторые автомобили могут иметь двигатель другого типа, который называется верхним клапаном (OHV). Многие конструкции двигателей OHV имеют распределительный вал, расположенный внутри блока цилиндров, и используют подъемники, толкатели и коромысла для активации клапанов в головке цилиндров.

Как правило, компоненты синхронизации двигателя не включаются в процесс снятия головки блока цилиндров, но если эти компоненты снимаются, они должны быть установлены в точно таком же порядке.

  • Примечание : Во многих конструкциях двигателей используются толкатели разной длины для впускных и выпускных клапанов. Если эти компоненты перепутаны, возможно повреждение двигателя.

Многие комплекты ремня ГРМ поставляются с помеченным ремнем для облегчения установки.Маркировка или обозначенные звенья на ремне (различаются для каждого типа комплекта ремня ГРМ) точно совпадают с маркировками на компонентах двигателя.

Прокладка головки блока цилиндров - Прокладка или уплотнение головки блока цилиндров находится под головкой блока цилиндров. Используемый материал может варьироваться от металла до материала, который может разрушиться при установке и затяжке болтов головки блока цилиндров. Иногда в конструкции прокладки ГБЦ используются оба материала.

Эта прокладка должна выдерживать и выдерживать давление и температуру сгорания. Часто вы можете увидеть разрыв между двумя цилиндрами или разрыв в месте разрыва масляного уплотнения или отверстия для охлаждающей жидкости.

Часть 3 из 4: Осмотр головки блока цилиндров

Блок двигателя и головка блока цилиндров имеют отверстия, через которые моторное масло течет для смазки, а охлаждающая жидкость двигателя - для регулирования температуры.

Прокладка головки блока цилиндров вырезана для уплотнения каждого цилиндра, а также портов для масла и охлаждающей жидкости, поэтому жидкости не смешиваются и сжатие из одного цилиндра не проникает в другой.

  • Совет : Во многих случаях вышедшая из строя прокладка головки блока цилиндров пропускает масло в систему охлаждения и превращает охлаждающую жидкость в коричневый осадок. Вы можете заметить отстой, снимая крышку радиатора, и увидеть отстой в радиаторе или внутри двигателя, когда снимаете крышку маслозаливной горловины.

Шаг 1. Осмотрите блок цилиндров и головку цилиндров . Сопрягаемые поверхности блока цилиндров и головки блока цилиндров необходимо проверить на плоскостность, чтобы гарантировать идеальное уплотнение.

Отправьте головку блока цилиндров в сборе в механический цех для профессиональной очистки и осмотра. Во многих случаях потребуется замена клапана. Поговорите с техническими специалистами в механическом цехе, чтобы узнать, что брать с собой, и получить подробную информацию об их услугах.

  • Совет: Вы можете приобрести обработанную линейку для измерения плоскостности сопрягаемых поверхностей блока цилиндров и головки цилиндров. В руководстве по обслуживанию транспортного средства будет указан предел измерения.

Если сопрягаемая поверхность блока цилиндров или головки блока цилиндров не идеально ровная, необходимо заменить компонент. Техники в механическом цехе будут проверять плоскостность головок цилиндров, но вы должны будете проверить блок двигателя.

Положите линейку на деку блока цилиндров. Посветите фонариком на одну сторону. Убедитесь, что между блоком двигателя и линейкой проходит свет. Если да, то блок двигателя также необходимо отремонтировать.Если колода не плоская, свет будет просвечивать сквозь деформированные пятна.

Этап 2: Очистите блок цилиндров и головку блока цилиндров . Сопрягаемые поверхности блока цилиндров и головки блока цилиндров также должны быть идеально чистыми. Когда вы отправляете головку блока цилиндров в механический цех, механики даже позаботятся о ее очистке.

  • Примечание : Если вы решили почистить их самостоятельно, не забудьте о сопрягаемых поверхностях впускного и выпускного коллектора.Имейте в виду, что любые проблемы, которые могли повредить прокладки головки цилиндров, могли также вызвать повреждение головки (ей), и для их ремонта могут потребоваться специальные инструменты или процедуры.

  • Предупреждение : НЕ используйте вращающийся диск или шлифовальный круг для очистки этих поверхностей, поскольку эти инструменты могут удалить слишком много металла при неправильном использовании. Эти инструменты создают множество мелких частиц металла и могут осаждать его в труднодоступных местах блока цилиндров. Если грязь или мусор попадут в камеру сгорания вокруг поршней, это может вызвать царапины на стенках цилиндров.

Шаг 3. Осмотрите другие компоненты, снятые во время разборки . Это прекрасное время, чтобы проверить другие компоненты на наличие повреждений или износа и заменить их, чтобы предотвратить проблемы в будущем.

  • Примечание : Замените свечи зажигания, термостат охлаждающей жидкости двигателя, масло, охлаждающую жидкость, провода зажигания, компоненты привода ГРМ, ремни, изношенные шкивы и любые уплотнения, которые были повреждены при снятии. Компоненты двигателя, с которыми вам, возможно, придется иметь дело, зависят от приложения.

Шаг 4: Очистите резьбу . Иногда ржавчина и грязь могут накапливаться на резьбе (спиральных канавках) крепежных деталей и внутри отверстий для болтов. Крепеж может застрять в грязи, что приведет к неточным значениям момента затяжки.

Вы можете отнести болты головки цилиндров в ближайший строительный магазин, чтобы узнать размер болта и шаг резьбы. С этим измерением вы можете приобрести метчик того же размера. Используйте метчик на отверстиях под болты головки цилиндров, чтобы удалить грязь, осевшую на резьбе.

  • Совет : Некоторые блоки двигателя имеют шпильки, которые установлены в блоке. Накидная гайка устанавливается после установки головки блока цилиндров на шпильки. См. Рекомендации производителя по работе с этими шпильками. Возможно, потребуется заменить шпильки и очистить отверстия для шпилек.

Часть 4 из 4: Повторная сборка

Шаг 1: Нанесите на прокладку головки блока цилиндров герметик . Если возможно, нанесите герметик на обе стороны прокладки головки блока цилиндров, прежде чем класть ее на чистый блок двигателя.В противном случае положите неизолированную прокладку на чистый блок двигателя.

  • Совет : Многие поставщики продают спрей для медного герметика, чтобы обеспечить хорошее уплотнение при установке новой прокладки головки блока цилиндров.

  • Совет : Если для удержания головки блока цилиндров используются шпильки, установите шпильки перед установкой прокладки. Конструкции без шпилек часто оснащены установочными штифтами, чтобы прокладка не двигалась при установке головки блока цилиндров сверху.

Шаг 2: Установите головку блока цилиндров . После очистки поверхностей и установки прокладки установите головку блока цилиндров и закрепите ее.

  • Совет : Руководство по обслуживанию предоставит информацию о моменте затяжки и правильной последовательности затяжки.

Так же, как при снятии компонентов, при сборке деталей следует соблюдать особую схему, чтобы обеспечить надлежащую герметизацию и создать наименьшее напряжение на компонентах.В большинстве случаев требуется несколько проходов измерения увеличения крутящего момента. Следуйте инструкциям и используйте откалиброванный динамометрический ключ.

Шаг 3. Замените все компоненты, снятые ранее . Повторите предыдущие шаги и установите все компоненты, снятые с головки блока цилиндров.

  • Совет : сверяйтесь со своими заметками и фотографиями, чтобы не сбиться с пути, и не забывайте внимательно осматривать компоненты, сопрягаемые поверхности и крепеж.

  • Примечание : Очистите все сопрягаемые поверхности, очистите резьбу на грязных болтах и ​​в грязных отверстиях для болтов и замените любое уплотнение, поврежденное в процессе демонтажа. Для некоторых компонентов не требуется уплотнение, но требуется силиконовая паста или средство для изготовления прокладок, которое можно найти в местном магазине автозапчастей.

Механический синхронизатор (если применимо) : Механический узел газораспределения используется для связывания коленчатого и распределительных валов двигателя вместе.При вращении коленчатого вала поршни перемещаются вверх и вниз в камере сгорания. Распределительный вал (ы) активирует клапанный механизм, чтобы открывать и закрывать клапаны в нужный момент. Если механическая синхронизация неправильная, поршни могут коснуться клапанов и вызвать серьезные повреждения.

В приложениях OHV (верхний клапан) вам, возможно, не придется вмешиваться в компоненты синхронизации. В случае применения с верхним распределительным валом (с одним или несколькими верхними распредвалами) компоненты привода ГРМ необходимо разобрать, чтобы снять головку блока цилиндров.Следуйте инструкциям в руководстве по обслуживанию для правильной сборки.

Шаг 4: Подключите аккумулятор и залейте жидкости . Перед подключением аккумулятора еще раз проверьте свою работу. Сначала установите положительный кабель, затем отрицательный.

  • Предупреждение : Установка кабелей в обратном порядке вызовет искру и может воспламенить любые горючие жидкости, находящиеся поблизости.

Когда вы освоитесь со сборкой, залейте двигатель маслом.Проверьте уровень моторного масла и не забудьте использовать новый фильтр.

Залейте в радиатор охлаждающую жидкость до максимального уровня и подождите. Вы можете увидеть некоторое пузырение. В системе охлаждения может скопиться воздух, поэтому перед запуском двигателя необходимо удалить воздух из системы охлаждения. В некоторых случаях это помогает поднять переднюю часть автомобиля, чтобы воздух попадал в самую высокую точку системы или в переливной бак. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и убедитесь, что он достаточный.

Шаг 5: Проверьте наличие неисправностей .Сядьте в автомобиль и поверните ключ зажигания в положение «вспомогательное оборудование» или «ON». НЕ запускайте двигатель прямо сейчас.

На этом этапе вы можете прикрепить считыватель кода, если он у вас есть.

Во многих случаях код будет установлен немедленно, если компонент не был подключен. Если какие-либо коды появляются, будет легче отследить компонент, который вы, возможно, оставили отключенным.

Шаг 6: Настройте климат-контроль . Заведите автомобиль и установите климат-контроль на максимальный нагрев.Это позволит охлаждающей жидкости проникнуть в сердечник нагревателя и является лучшим шансом удалить из системы охлаждения все стойкие пузырьки воздуха.

  • Совет : Не допускайте разгона двигателя, просто дайте ему поработать на холостом ходу и медленно прогрейте.

Периодически проверяйте показания на комбинации приборов, а также выходите в моторный отсек на предмет утечек или дыма. Иногда новые уплотнения, особенно прокладки головки блока цилиндров и уплотнения выпускного коллектора, могут выделять пар или дым.

Поздравляем! Вы самостоятельно заменили прокладку ГБЦ двигателя! Если у вас возникнут какие-либо вопросы или возникнут проблемы при установке прокладки ГБЦ, проконсультируйтесь со специалистом из группы профессиональных консультантов YourMechanic. Рекомендуется проконсультироваться с сертифицированным механиком, если вы заметили много пара или дыма, выходящего из двигателя после замены прокладки ГБЦ.

Если вы слышите скрипы из ремня ГРМ или чувствуете, что его, возможно, необходимо заменить, попросите механика из YourMechanic приехать к вам и осмотреть или заменить ремень ГРМ.

.

Смотрите также