Сбил человека вне пешеходного перехода


Сбил человека вне пешеходного перехода: последствия и ответственность

Вопрос

Случилась авария – поздно вечером пешеход неожиданно выскочил на проезжую часть вне зоны перехода и попал под колеса. Жив, но получил серьезные травмы. Завели уголовное дело, о перспективах никто не говорит. Какая ответственность за сбитого пешехода вне пешеходного перехода в настоящий момент?

Ответ: Если по факту наезда на человека было возбуждено уголовное дело, скорее всего имеет место причинение вреда здоровью тяжкой степени. В этом случае ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью из нарушения Правил дорожного движения предусмотрена ч. 1 ст. 264 УК РФ (см. скриншот). Из санкции указанной нормы следует, что виновное лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком не более 2 лет, принудительным работами на два года или же ограничением свободы продолжительностью до 3 лет.

Также виновник может быть лишен права управления ТС на срок на 3 года, но это наказание является дополнительным и не обязательным.

Вырезка из ч. 1 ст. 264 УК РФ

Это в случае, если ДТП совершено трезвым водителем и пешеход в результате наезда остался жив. За «пьяное» ДТП санкция в разы выше.

Однако если обсуждается ответственность за сбитого пешехода вне пешеходного перехода, то для водителя возможен целый ряд смягчающих обстоятельств, которые могут повлечь самые разные последствия – от смягчения наказания до полного прекращения уголовного дела.

Важно знать, имел ли водитель реальную возможность предотвратить ДТП и соблюдал ли он скоростной режим. Если пешеход появился неожиданно, не оставив вам времени на реакцию, что крайне желательно подтвердить видеозаписью с регистратора.

Весьма серьезными смягчающими обстоятельствами для водителя будут:

  • Нахождение пешехода в нетрезвом состоянии;
  • Его грубая неосторожность – вышел на дорогу, не убедившись в безопасности, или же неожиданно появился из-за препятствия;
  • Отсутствие на одежде пешехода светоотражающих элементов для хождения по дороге в темное время суток;
  • Перемещение по дороге вне зоны перехода.

Если же будут иметь место все перечисленные обстоятельства, то дело наверняка будет прекращено. Но лишь в  случаях, когда в действиях водителя ТС отсутствуют нарушения, способствовавшие ДТП. Например:

  • Нарушение скоростного режима или же выбор скорости, не соответствующий дорожным условиям;
  • Отсутствие неисправностей ТС, способствовавших ДТП: неработающий ближний свет, изношенная резина и т.д.

В любом случае лучше заручиться помощью опытного адвоката и уже вместе с ним ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, которая должна дать ответ на вопрос – имел ли водитель реальную возможность предотвратить ДТП в данном случае или же несмотря на все возможные усилия оно было неизбежно вследствие неосторожности и нарушений ПДД пешеходом.

Даже в случае, если водитель будет признан невиновным в ДТП и уголовное преследование будет закрыто, в рамках норм ГК РФ о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, водителя может быть взыскана определенная денежная сумма в компенсацию вреда в рамках ст. 1079 ГК РФ (см.скриншот).

Размер компенсации будет напрямую зависеть от обстоятельств (чем больше вина пешехода-потерпевшего – тем меньше сумма), в том числе водитель может быть освобожден от обязанности возмещать вред полностью в ряде случаев – например, при грубейшей неосторожности пострадавшего.

Вырезка из статьи 1079 ГК РФ

 

ПЕШЕХОД И ВОДИТЕЛЬ: КТО ПРАВ, А КТО ВИНОВАТ?

Все мы – участники дорожного движения. В суете рабочих будней или на отдыхе нельзя забывать о том, что грамотное поведение на дороге – это один из залогов собственной безопасности. Все мы – водители и пешеходы – должны понимать, что на каждом из нас лежит ответственность за всё, происходящее на проезжей части. Причём ответственность – как на водителях, так и на пешеходах.

Извечная «война» водителей и пешеходов - это уже часть истории дорожного движения. О ней писали ещё сатирики Ильф и Петров в «Золотом телёнке»: «Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить»

ДТП с участием пешехода являются для последнего весьма опасными и часто ведут к серьезным последствиям.

Однако сразу же следует отметить, что в наезде на пешехода далеко не всегда виноват водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

Среди участников дорожного движения бытуют два противоположных мнения: «всегда виноват водитель» или «всегда виноват пешеход». На практике же все зависит от конкретной дорожной ситуации.

ДТП ПО ВИНЕ ПЕШЕХОДА

Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения друг друга. Т.е. пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.

Главная особенность поведения типичного пешехода – его наивная уверенность в том, что водители должны его пропускать. Это заблуждение зачастую стоит пешеходу жизни.

Большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения: пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора; пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендуется на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

— Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры (такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, ограничивающие скорость).

— Пешеход-пенсионер, который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю; такого пешехода, как правило, переубедить сложно.

— Местный пешеход, который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был переход. Не всякий пешеход внимательно следит за знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

— Пешеход бежит за автобусом. Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги — это отъезжающий автобус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако рекомендуется обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его невольных участников.

Хочется отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендуется и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью не советуем.

ДТП ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ

Водитель, в отличие от пешехода, имеет куда больше возможностей нарушения правил, которые по его вине приведут к наезду на пешехода:

1. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Чаще всего наезд происходит из-за того, что водитель либо вовремя не заметил пешехода на переходе, либо вообще не заметил пешеходный переход. Естественно, специально никто пешеходов сбивать не будет.

2. Наезд на пешехода при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при выезде на дорогу с прилегающей территории  (пункт 8.3 ПДД). В этом случае водитель не всегда знает, что он должен уступить дорогу пешеходам, однако опять же специально совершать наезд водитель вряд ли будет. Дело скорее в том, что очень часто пешехода невозможно вовремя заметить из-за припаркованных автомобилей или других препятствий.

3. Наезд на регулируемом переходе.

4. Наезд на пешехода вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или с нарушением другого пункта правил.

На что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда:

1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.

2. Притормаживающие автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.

3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части города. Из-за припаркованных как попало машин движение на дороге затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на дорогу.

4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

Апогей для водителя — нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой автобуса, около которой припаркован грузовик, в темное время суток.

Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться со скоростью 20-30 км/ч, внимательно анализируя поведение всех участников движения.

Главное, нужно избегать наезда на пешехода даже в том случае, если он переходит дорогу в неположенном месте.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия многих факторов. Поэтому, как будучи пешеходом, так и находясь за рулём автомобиля, следует эти факторы отслеживать и не рисковать собственной жизнью. Особенно это относится к случаям чрезмерной торопливости.

 

Пешеходский удар по автомобилю на пешеходном переходе

, опубликованном

водители, которые на законных основаниях на пешеходном переходе могут столкнуться с гражданским иском , водительские права. , а потенциально даже уголовных преследований .

Если пешеход серьезно или смертельно ранен , последствия для водителя будут еще хуже. Однако, если в ДТП виноват пешеход, то водителю вообще может не грозить никаких последствий.

Что может произойти с водителем после ДТП с пешеходом на пешеходном переходе?

Водители, сбившие пешехода на пешеходном переходе, могут столкнуться с последствиями :

  • штрафов за нарушение правил дорожного движения,
  • санкций в отношении водительских прав,
  • иска о телесных повреждениях и
  • уголовных обвинений.

Детали дела будут иметь большое значение. Если будет установлено, что -й пешеход виновен в дорожно-транспортном происшествии, водитель может вообще не столкнуться с какими-либо последствиями. Если водитель был виноват и пешеход был серьезно ранен или убит, последствия будут серьезными. Если водитель был в состоянии алкогольного опьянения или скрылся с места аварии, это может быть уголовным преступлением.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения

Если есть какие-либо признаки того, что водитель виновен в аварии, он или она, скорее всего, будет оштрафован полицией за нарушение правил дорожного движения. Эти штрафы являются наименее серьезными, но также наиболее распространенными последствиями, с которыми сталкиваются водители за наезд на пешехода.

Некоторые обычных штрафов, которые водители получают за наезд на пешехода на отмеченном пешеходном переходе, включают:

  • неспособность уступить дорогу пешеходу,
  • отвлеченное вождение,
  • небезопасный поворот или
  • проезд на красный свет.

За эти билеты взимается штраф, который может достигать нескольких сотен долларов. Они также могут оставить пятно в истории вождения человека.

Штрафы за водительские права

Штраф за нарушение правил дорожного движения может привести к баллов присваивается водительскому удостоверению лица . Если накопится достаточно баллов, Государственный департамент транспортных средств (DMV) приостановит действие лицензии или наложит другие санкции.

Например, в Калифорнии DMV штата приостановит действие или аннулирует водительские права , если водитель получит:

  • 4 балла за 1 год,
  • 6 баллов за 2 года или
  • 8 баллов за 3 года .

Начисление баллов к водительскому удостоверению дата осуждения билета , а не дата правонарушения. Многие билеты добавляют только 1 балл к водительским правам. К ним относятся:

  • неспособность уступить дорогу пешеходу,
  • проезд на красный свет,
  • проезд на знак остановки и
  • отсутствие остановки для школьного автобуса.

Некоторые из самых серьезных нарушений ПДД прибавляют 2 балла к водительскому удостоверению человека. К ним относятся:

  • наезд с бегством, причинивший ущерб или травму, и
  • вождение в нетрезвом виде или DUI.

Иск о возмещении телесных повреждений

Водитель, сбивший пешехода на пешеходном переходе, также, вероятно, столкнется с судебным иском о возмещении телесных повреждений . Это официальное требование о компенсации пешеходу:

  • медицинских счетов, включая медицинские расходы на будущую медицинскую помощь, которая может понадобиться пострадавшему,
  • потерянную заработную плату, трудоспособность и другие профессиональные потери, а также
  • боль и страдания.

В то время как виновный водитель, скорее всего, будет подан в суд с иском , страховая компания водителя, вероятно, будет защищать дело о телесных повреждениях. Если водитель не застрахован, жертве аварии, возможно, придется обратиться в свою страховую за компенсацией.

Компенсационные выплаты пешеходу будут отражать тяжесть его или ее травм . Требования о возмещении вреда здоровью в связи с легкими травмами, полученными в результате дорожно-транспортного происшествия на въезде на парковку, например, потребуют относительно небольшой компенсации.

Случаи дорожно-транспортных происшествий, связанные с серьезными травмами или опасными для жизни травмами , которые требуют обширного медицинского лечения, например черепно-мозговая травма, приведут к более высокому спросу.

В случае смертельных травм пешехода близкие жертвы могут возбудить дело о неправомерной смерти, чтобы задействовать законные права жертвы от его или ее имени. Пострадавшие пешеходы в этих случаях часто обращаются за юридической консультацией к юристу по ДТП с пешеходом или к юристу по травмам в местной юридической фирме. 1

Уголовное преследование

Водители, сбившие пешехода на пешеходном переходе, также могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье за автомобильную аварию.

Если водитель покинул место происшествия, не остановившись , чтобы узнать, нужна ли пострадавшему медицинская помощь, или оставить свою контактную информацию, это может быть ДТП .

В Калифорнии несчастные случаи, связанные с наездом и бегством, считаются воблерами, если они приводят к травмам. Это означает, что прокуратура может предъявлять обвинения в уголовных преступлениях или проступках.

В случае подачи заявления о совершении тяжкого преступления возможные наказания за обвинительный приговор составляют:

  • 4 года тюрьмы штата и
  • штраф в размере 10 000 долларов США. 2

Если возбуждено дело как проступок, наказание по-прежнему составляет:

  • 1 год окружной тюрьмы и
  • 10 000 долларов штрафа. 3

Если водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время аварии, ему или ей может быть предъявлено обвинение в вождении в нетрезвом виде . За них предусмотрены серьезные штрафы, особенно если авария закончилась смертельным исходом. В Калифорнии это может привести к обвинению в непредумышленном убийстве автомобиля, если водитель проявил грубую небрежность. Осуждения за это преступление предусматривают до 10 лет лишения свободы штата. 4

Автомобилистам, сбившим пешеходов на пешеходных переходах, грозит как уголовная, так и гражданская ответственность.

А если виноват пешеход?

Если виноват сбитый пешеход, водителю не грозят никакие последствия , вообще. В некоторых случаях водитель может даже иметь возможность подать иск о возмещении ущерба пешеходу за любой имущественный ущерб, причиненный водителем его или ее автомобилю. Это может произойти, если пешеход, переходящий дорогу, на самом деле перешел дорогу в то время.

Защищает водителей

  • которые вели себя безопасно и разумно ,
  • но случайно задели пешехода, когда он выбежал на проезжую часть.

Например, : Мэри проезжает оживленный перекресток. Ее сигнал светофора показывает зеленый свет. Стив бежит по тротуару и ошибочно думает, что у него зеленый свет. Он врезается в встречный транспорт, и Мэри сбивает его на пешеходном переходе.

Вина пешехода — это защита от большинства последствий ДТП с участием пешехода.

Также может быть защитой от штрафа за нарушение правил дорожного движения связан с аварией. Это может затем снизить баллы в водительских правах человека.

Доля ответственности за аварию, выпавшую на пешехода, уменьшит сумму компенсации, которую они могут получить в таких штатах, как Калифорния. В других штатах, которые используют другие правила сравнительной небрежности, если пешеход более чем наполовину виновен в аварии, это запрещает ему взыскание какой-либо компенсации . В некоторых штатах, если пешеход вообще виноват, он или она ничего не возместит.

Однако поведение пешехода не может повлиять на некоторые уголовные обвинения, выдвинутые против водителя. Если водителя обвинили в вождении в нетрезвом виде или в наезде, эти обвинения все еще могут быть выдвинуты. Прокуроры часто могут добиться осуждения , даже если пешеход был виновен в аварии, которая привела к уголовным обвинениям.


Юридические ссылки:
  1. См., например, дело O’Brien v. Schellberg (Апелляционный суд Калифорнии, Второй апелляционный округ, второй отдел, 1943) 59 кал. Приложение. 2d 764.
  2. Код транспортного средства штата Калифорния 20001 VC.
  3. То же.
  4. Уголовный кодекс Калифорнии 191.5(a). См., например, дело People v. Calles (Cal. App. 2d Dist., 2012), 209 Cal. Приложение. 4th 156.

Об авторе

Neil Shouse

Бывший прокурор Лос-Анджелеса, поверенный Neil Shouse с отличием окончил юридический факультет Калифорнийского университета в Беркли и Гарвардскую школу (а также получил дополнительное образование в Массачусетском технологическом институте). Его показывали на CNN, Good Morning America, Dr Phil, The Today Show и Court TV. Г-н Шаус был признан Национальным судебным адвокатом одним из 100 лучших адвокатов по уголовным делам и 100 лучших адвокатов по гражданским делам.

Могу ли я подать иск о наезде на пешехода, если меня сбила машина вне пешеходного перехода?

Да, вы можете подать заявление о нарушении прав пешехода, если вас сбила машина за пределами пешеходного перехода. Однако ваша способность выиграть этот иск зависит от обстоятельств вашего несчастного случая. Хотя пешеходные переходы — это одна из областей, где пешеходы имеют преимущественное право проезда, они — не единственное место, где водители должны проявлять осторожность.

Водители должны соблюдать осторожность при движении по улицам. И это, безусловно, относится к пешеходам, которые подвергаются большему риску получения травм, чем водители других автомобилей, даже если они находятся за пределами пешеходного перехода. Законы Грузии о пешеходных переходах охватывают обязанности водителей и пешеходов, и многие из них переводятся за пределами пешеходных переходов.

Установление обязанности проявлять осторожность и ответственности водителя

Как и в большинстве случаев телесных повреждений, сила вашего иска зависит от доказательства ответственности и халатности. И определение того, действовал ли водитель небрежно, требует установления того, как разумный водитель должен действовать в той или иной ситуации.

Управление безопасности дорожного движения при губернаторе штата Джорджия устанавливает, как водители и пешеходы должны вести себя на одной дороге. В частности, в ведомстве говорят, что право проезда на пешеходных переходах имеют пешеходы, и все транспортные средства должны уступать им дорогу. Однако транспортные средства имеют преимущественное право проезда в большинстве других мест, таких как перекрестки.

Водители обязаны заботиться о пешеходах

Хотя водители часто имеют преимущественное право проезда за пределами пешеходного перехода, это не означает, что вы автоматически виноваты, если вас сбила машина за пределами пешеходного перехода. Фактически, O.C.G.A. В § 40-6-93 говорится: «Каждый водитель транспортного средства должен проявлять должную осторожность, чтобы избежать столкновения с любым пешеходом на любой проезжей части, должен предупреждать, подавая звуковой сигнал, когда это необходимо, и должен принимать надлежащие меры предосторожности при обнаружении любого ребенка или любого очевидного сбитый с толку, недееспособный или пьяный человек».

Этот кодекс Джорджии фактически устанавливает, что, хотя водители имеют преимущественное право проезда, они все же должны делать все возможное, чтобы избежать потенциальных аварий. Это может включать в себя перестроение водителя, подачу звукового сигнала или снижение скорости. Что бы это ни было, водитель должен сделать все возможное, чтобы избежать аварии.

Вы все еще можете получить ущерб

Итак, если вы в качестве пешехода перешли улицу, когда машин не было, но вас сбила машина, оказавшаяся в поле зрения с опозданием из-за превышения скорости, вы все равно можете подать иск и взыскать убытки. Другой случай, когда пешеход, скорее всего, не виноват, — это пьяный водитель.

Сравнительная небрежность при дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов

Законы Грузии о сравнительной небрежности могут быть причиной несчастных случаев с пешеходами за пределами пешеходных переходов. Грузия является одним из 12 штатов, которые используют модифицированную сравнительную небрежность в делах о телесных повреждениях.

Компенсация зависит от вашего процента по ошибке

Это означает, что вы можете подать иск, если ваша вина в аварии составляет менее 50 процентов. Дорожно-транспортные происшествия с пешеходами за пределами пешеходного перехода являются примером, когда этот закон может быть очень важным. Как пешеход, вы обязаны уступать дорогу встречному транспорту. Но, как мы упоминали выше, бывают случаи, когда вы не можете уступить дорогу, и водитель должен сделать все, что в его силах, чтобы избежать аварии.

Если неспособность водителя выполнить эту обязанность по осторожности была большей причиной данного ДТП, чем то, где вы перешли дорогу, то вы можете подать иск.


Learn more