Метан и пропан в чем разница для авто


Метан или пропан?

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса.

Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях. Основное удобство метана – его невысокая цена.

Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер.

Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов. Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Основные отличия метана и пропана как топлива

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает более высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки, пока что, являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также распространены, как бензиновые. 

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

Фактор

Пропан

Метан

Стоимость ГБО

Низкая

Высокая

Дешевле по отношению к бензину

1,8-2 раза

В 2,2-2,5 раза дешевле

Расход в соотношении 10 литров бензина

11-11,5 литров

9-9,5 кубов

Вес среднего баллона

20-30 кг

60-125 кг

Запас топлива на средний комплект (километров хода)

400-700 км

250-350 км

Взрывоопасная концентрация  ГАЗА в воздухе

2,1%

4,4%

Вредное влияние на детали двигателя

высокое

низкое

Сжатие в баллоне

10-15 атмосфер

200-250 атмосфер

Экологическая безопасность

Высокая

Полная

Падение мощности двигателя относительно бензина (без применения вариатора угла опережения зажигания)

5%

15-20%

Октановое число

100

110

Доступность заправок

Почти равно бензиновым

По 2-4 на крупный город

Качество газа

Разное 

Одинаковое 

Уменьшение ставки транспортного налога

20%

50%

Государственные программы стимулирования (подарочный сертификат от Газпрома)

Нет

субсидии до 90-95%

Выводы:

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят и могут быть установлены в нишу запасного колеса, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Различия между пропаном и метаном. Типы ГБО. Особенности работы на газе и бензине

По материалам компании "Астрон-Автогаз" приводим наиболее распространенные вопросы о газоболонном оборудовании с ответами на них.

Что выбрать? Метан или пропан?
Различия между пропаном и метаном
Существуют два типа газового топлива - пропан и метан. Пропан - это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан - это природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер). Из-за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны. Для пропана достаточно будет металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны, способные выдержать такое давление. Чтобы облегчить массу баллонов, их делают металлопластиковыми. Теперь о запасе хода. В стандартный (50-ти литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газ, расход пропана чуть выше расхода бензина (на 10-20%). Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. Кроме того, у метановых установок более высокие требования к безопасности. Исходя их этого, чаще всего на легковые автомобили ставят пропановое оборудование.

Какому виду топлива отдать предпочтение?
Для владельца личной легковушки мы посоветуем сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.

Какое бывает газобаллонное оборудование? Экономичность ГБО
Типы ГБО
Газовое оборудование автомобиля бывает двух типов ИНЖЕКТОРНОЕ и ЭЖЕКТОРНОЕ. Отличие у них принципиальное: у инжекторного газового оборудования газ подается в двигатель автомобиля под давлением, а у эжекторного оборудования газ "засасывается" в двигатель разряжением (как бензин в карбюраторе). Для перевода на газ инжекторных моторов предназначены газовые установки автомобиля третьего и четвертого поколений. Они подают газ через смеситель, встроенный во впускной воздуховод (газовые установки 3-го поколения), или через специальные газовые форсунки (газовые установки 4-го поколения) автомобиля. Бензиновые форсунки при этом отключаются ЭБУ.

Время установки ГБО
Установка комплекта газобаллонного оборудования на автомобиль в сервисном центре занимает до одного дня.
Самостоятельная установка газового оборудования автомобиля грозит ошибками, что негативно скажется на деталях Вашего автомобиля и сложностью получения техосмотра.

Окупаемость ГБО
Для пропана нужны такие исходные данные: цена бензина, который Вы заливаете, и цена газа.
Поделите месячный пробег Вашего авто на расход бензина и умножьте на его цену. Таким образом Вы подсчитаете затраты на этот вид топлива в месяц. Эти же вычисления проведите для газа с учетом того, что на системах моновпрыска расход газа, как правило, на 10-20% больше расхода бензина. Разница этих двух цифр - и есть экономия в месяц. Последний шаг - сравнить ее со стоимостью газовой установки оборудования.

Особенности работы на газе и бензине
Какой расход газа относительно бензина?
По многочисленному опыту и по описанию множества установок принято считать, что нормальный расход газа составляет от 100 до 110 % расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10% - надо искать причину такого явления. Иногда (на продвинутых системах) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики - в идеале динамика на газе должна быть одинаковой с динамикой на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше, чем на бензине (хотя бы потому что на бензине машина едет хуже, чем должна). Чаще всего бывает так, что динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, это нормально и с этим надо смириться или поменять свое ГБО.

Как меняется динамика автомобиля на газовом топливе?
Газ сгорает немного медленнее, чем бензин. Использование газа в качестве моторного топлива снижает нагрузку на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает "мягче". Однако это вызывает ухудшение динамики разгона примерно на 2-5% (в зависимости от степени сжатия).

Как изменяется моторесурс двигателя при работе на газу?
Износ двигателя на газу меньше, чем на бензине. При правильной установке и настройке ГБО моторесурс двигателя не изменяется, наоборот, появляются дополнительные плюсы:
- снижаются ударные нагрузки на цилиндро-поршневую группу за счет более плавного сгорания газо-воздушной смеси;
- при работе на газу не смывается масляная пленка с цилиндров двигателя;
- моторное масло не так интенсивно окисляется и чернеет.

Сколько газа входит в баллон?
Основное правило безопасности заключается в том, что баллон должен быть заполнен не более чем на 80% своего объема, остальное пространство заполнит образующаяся паровая подушка, за счет которой при нагревании объем жидкого газа увеличивается, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. На практике давление газа в баллоне при (-40°) - (+45)°С находится в пределах 0,2 - 1 МПа.

Не опасно ли ГБО?
Что произойдет при повреждении газовой магистрали?
В блоке арматуры имеется специальный вентиль, называемый "скоростной клапан". Он предназначен для закрытия расходной магистрали в случае обрыва трубки, проложенной от баллона в моторный отсек.

Правда ли, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля?
Две топливных системы в одном автомобиле - это усложнение конструкции, и, если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой, так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО), возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания. Газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами, способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет значительной и пожароопасной утечки.

Как влияет ГАЗ на клапаны?
На этот вопрос нет однозначного ответа. По теории, клапаны работают в более теплонагруженном режиме, поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов, если оборудование настроено правильно.

Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?
Ответ на этот вопрос однозначен - правильно установленное оборудование НИКАК не влияет на работу на бензине. Хотя допускается такой момент - если смеситель установлен над карбюратором, он может немного обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. Но это может сказаться только на расходе бензина, но никак не на качестве работы мотора на бензине.

ГБО и свечи зажигания
Иногда распускаются слухи, что для газа нужны свечи, отличающиеся от обычных, некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG (для газа). Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Самое главное - чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча - это вероятность "обратного хлопка", последствия которого для инжекторного мотора могут быть плачевными.

Купить ГБО в Украине - компания "Астрон-Автогаз". В настоящее время "Астрон-Автогаз" является ведущим предприятием в Украине по установке и обслуживанию автомобильного газобаллонного оборудования. Компания "Астрон-Автогаз" гарантирует высокое качество как газобаллонного оборудования, так и его установки на Ваш автомобиль. Компания "Астрон-Автогаз" заинтересована в развитии сети сервис-центров, работающих под маркой "Астрон-Автогаз". Компания приглашает к сотрудничеству СТО, желающие заняться установкой на автомобили газобаллонного оборудования.

Почему пропан хранится в бытовых резервуарах, а природный газ - нет?

Категория: Химия      Опубликовано: 2 мая 2013 г.

Изображение общественного достояния, источник: Кристофер С. Бэрд.

Чтобы получить полезное количество газообразного топлива в баке разумного размера, вы должны сжижать его. Некоторые виды топлива легче сжижать, чем другие. Согласно учебнику «Органическая химия» Джозефа М. Хорнбэка, температура кипения пропана составляет -44° F (-42° C) при атмосферном давлении, а метана (природный газ) имеет температуру кипения -260° F (- 162°С) при атмосферном давлении. Это означает, что метан должен быть охлажден до гораздо более низкой температуры, чем пропан, чтобы превратиться в жидкость, которую можно хранить в резервуаре. Молекулы пропана состоят из трех атомов углерода, связанных в цепочку с восемью атомами водорода, связанными с этими атомами углерода. Напротив, молекула метана состоит всего из одного атома углерода, связанного с четырьмя атомами водорода. Молекулы метана обладают высокой степенью симметрии. В результате у них нет постоянного электрического диполя. Связь между постоянными диполями является доминирующим механизмом связи между молекулами, поскольку они превращаются в жидкость для многих веществ, таких как вода. Симметрия метана и, следовательно, отсутствие постоянного электрического диполя означает, что его молекулы могут связываться только благодаря гораздо более слабому эффекту, известному как лондонская дисперсионная сила или сила Ван-дер-Ваальса. В этом эффекте молекулы индуцируют временные диполи друг в друге, и эти диполи затем соединяются. Поскольку этот механизм связывания очень слаб, молекулы метана должны быть охлаждены до низкой температуры, пока они не станут достаточными для связывания и образования жидкости. Напротив, пропан не требует такой низкой температуры для сжижения.

Но бытовой пропан обычно не хранится в жидком состоянии при низкой температуре. Вместо этого используется высокое давление. Чтобы пропан оставался жидким при комнатной температуре (70° F или 21° C), его необходимо держать в резервуаре под давлением около 850 кПа. Этого можно добиться с помощью прочного металлического бака. Напротив, для поддержания метана в жидком состоянии при комнатной температуре требуется резервуар, который может поддерживать давление около 32 000 кПа. Бытовые металлические баки не выдерживают такого давления. Короче говоря, метан не хранится в бытовых резервуарах, потому что симметрия его молекул затрудняет его сжижение. В принципе, вы можете хранить метан в резервуаре в газообразном состоянии, но плотность метана в газообразном состоянии настолько мала, что вы не сможете хранить его в пригодном для использования количестве. Вместо этого природный газ перерабатывается и хранится на нефтеперерабатывающих заводах, а затем в газообразном состоянии подается в домохозяйства по трубам. Свойства различных основных видов топлива приведены ниже, хорошо показывая тенденцию изменения давления жидкости при комнатной температуре. Обратите внимание, что значения давления приблизительны.

Топливо Температура кипения (°С) Давление пара при 21°C (кПа)
Метан
CH 4
-162 32000
Этан
C 2 H 6
-89 3800
Пропан
C 3 H 8
-42 850
Бутан
C 4 H 10
0 230
Пентан
C 5 H 12
36 60
Гексан
C 6 H 14
69 17
Гептан
C 7 H 16
98 5
Октан
C 8 H 18
126 1

Темы: топливо, жидкость, метан, природный газ, фаза, фазовая диаграмма, давление, пропан, хранилище пропана, баллоны с пропаном, давление паров

Разница между метаном и пропаном

Метан и пропан
 

Метан и пропан являются первым и третьим членами семейства алканов. Их молекулярные формулы CH 4 и C 3 H 8 соответственно. Ключевое различие между метаном и пропаном заключается в их химической структуре ; Метан содержит только один атом углерода и четыре атома водорода, тогда как пропан содержит три атома углерода с восемью атомами водорода . Из-за этой разницы их химические и физические свойства различаются.

Что такое метан?

Метан, также известный как карбан, природный газ, болотный газ, тетрагидрид углерода, или карбид водорода  является наименьшим членом семейства алканов. Его химическая формула CH 4 (четыре атома водорода связаны с одним атомом углерода). Это основная составляющая природного газа. Метан — бесцветный газ без запаха и вкуса. Его легко воспламенить, так как его пары легче воздуха.

Метан можно найти естественным образом под землей и под морским дном. Атмосферный метан считается парниковым газом. Метан распадается на CH 3 – с водой в атмосфере.

Что такое пропан?

Пропан является третьим членом семейства алканов. Его молекулярная формула C 3 H 6, , а молекулярная масса равна 44,10 г·моль -1 . Он существует в виде газа при стандартной температуре и давлении, но может сжиматься в транспортабельную жидкость. Пропан не существует в природе, но его получают в процессе переработки нефти и как побочный продукт переработки природного газа.

Пропан представляет собой бесцветное, не имеющее запаха, нетоксичное и легковоспламеняющееся газообразное вещество, в которое для выявления утечек добавляется коммерческий одорант.

В чем разница между метаном и пропаном?

Характеристики метана и пропана

Молекулярная структура:

Метан: Молекулярная формула метана — CH 4, , и это пример тетраэдрической молекулы с четырьмя эквивалентными связями C–H (сигма-связи). Его структура приведена ниже.

Пропан:  Молекулярная формула этана C 3 H 8, , и его структура приведена ниже.

Химические свойства:
Горение:

Метан: Метан горит бледно-голубым несветящимся пламенем с образованием углекислого газа и воды в присутствии избытка воздуха или кислорода. Это сильно экзотермическая реакция; таким образом, это отличное топливо.

CH 4 (g)   +    2O 2     →    CO 2     +    2H 2 O   +     890 кДж/моль

Частично сгорает с образованием монооксида углерода (CO) в присутствии недостаточного количества воздуха или кислорода.

2CH 4 (G) +3O 2 2CO +2H 2 O +Energy

Propane: Propane также сжигает в аналогичном способе, как и другие Alkanes. Он полностью сгорает в присутствии избытка кислорода с образованием воды и углекислого газа.

С 3 H 8 +5O 2 3CO 2 +4H 2 O +2220 KJ/MOL

В отсутствие достаточного количества кислорода для процесса сгорания. сажевый углерод.

2 C 3 H 8 +9O 2 4CO 2 +2CO +8H 2 O +HEAT

или

C 3 H

или

C 3 H

или

C 3 H

или

C 3 0022 8 +9O 2 3C +4H 2 O +HEAT

Сжгчество пропана намного чище, чем сжигание бензина, но не так чисто, как у природного газа.

Реакции:

Метан: Метан проявляет реакции замещения с галогенами. В этих реакциях один или несколько атомов водорода замещаются равным количеством атомов галогена, и это называется « галогенированием 9».0129 ». Реагирует с хлором (Cl) и бромом (Br) в присутствии солнечного света.

При пропускании смеси метана и пара через нагретый (1000 К) никель, нанесенный на поверхность оксида алюминия, может образовываться водород.

Пропан: Пропан  также проявляет реакции галогенирования в особых условиях с образованием различных продуктов в различных пропорциях.

CH 3 -CH 2 -CH 3     +     Класс 2     Ch 3 -CH 2 -CH 2 CL (45%) + CH 3 -CHCL -CH 3 ( 55%)

CH 3 -CH 2 -CH 3 3 -CH 2 -CH 3 3 + BR 2 CH 3 -CH 2 -CH 2 BR (3%) + CH 3 -CHBR -CH 3 (97%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИТНА. Пропан

Метан: Метан используется во многих промышленных химических процессах (в качестве топлива, природного газа, сжиженного природного газа) и транспортируется в виде охлажденной жидкости.


Learn more