Спидометр или одометр как правильно


что такое одометр и чем отличается от спидометра

Как правило, в большинстве автомобилей главными приборами принято считать спидометр, тахометр, а также указатель температуры двигателя. Спидометр показывает скорость автомобиля, тахометр указывает на обороты коленчатого вала двигателя, температурный датчик определяет степень нагрева охлаждающей жидкости.

При этом многие автовладельцы упускают из вида еще один важный прибор — счетчик пробега или одометр. Более того, многие ошибочно считают, что спидометр и одометр являются единым устройством. На самом деле одометр только совмещен со спидометром и является отдельным устройством. Подробнее читайте в нашей статье.

Содержание статьи

Автомобильный одометр: что это такое

Если рассматривать одометр, что такое счетчик пробега и какие функции он выполняет, можно выделить следующие особенности:

  • одометр — механическое или электронное устройство (механический одометр или электронный одометр), которое определяет количество оборотов колес;
  • на основании полученных данных об оборотах колеса одометр определяет количество пройденный метров и километров;

Зачастую одометр отображает данные о пробеге в отдельной шкале, которая располагается под спидометром или интегрирована в спидометр каким-либо другим образом (например, в виде отдельного дисплея и т.д.). Получается, спидометр и одометр являются абсолютно разными устройствами.

Одометр – это счетчик пробега, тогда как спидометр фиксирует скорость движения транспортного средства. При этом пробег на самом спидометре не виден, так как его определяет в своей отдельной шкале именно одометр.

Разобравшись с тем, что такое спидометр и одометр, можно добавить, что информация на одометре позволяет определить как общий пробег автомобиля, так и расстояние, которое пройдено за какой-либо определенный промежуток времени.

При этом информация отображается в числовом виде. Если точнее, показания одометра выражены в метрах и километрах пройденного пути. Это позволяет определить километры пробега (иногда электронные одометры высчитывают и метры вплоть до десятков и единиц).

Виды и принцип работы одометра

Чтобы понять, как работает одометр, следует обратить внимание наследующее:

  • чтобы пройти один километр, колесу необходимо совершить четко фиксированное число оборотов;
  • с учетом того, что количество оборотов колеса фиксировано, можно высчитать пройденный путь в километрах;

Данную информацию можно видеть на счетчике пробега. Также можно обнулить данные одометра перед поездкой, чтобы определить точное расстояние при поездке из одного пункта в другой, для вычисления расхода топлива от заправки до заправки и т.д. При этом сбросить общий пробег автомобиля стандартными методами нельзя как на механических, так и на электронных одометрах.

Механический одометр

Первым  типом одометров на автомобилях является полностью механический счетчик. На приборной панели находится набор барабанов с цифрами, которые вращаются по мере прохождения автомобилем того или иного расстояния (одного километра, десятка километров, сотен, тысяч километров и т.д.).

Одометры данного типа просты и надежны, однако их главным минусом является то, что при достижении определенного пробега происходит полное обнуление. Также одометры данного типа не «умеют» учитывать погрешность. Точность их показаний напрямую связана с размерностью колес. Установка колес другого размера, отличного от рекомендуемого стандартного, приведет к заметным отклонениям и неточностям.

Электромеханические и электронные одометры

На более современных автомобилях стали устанавливать электромеханические и электронные одометры, которые вместо барабанов с цифрами  получили ЖК-дисплеи. Первый тип взаимодействовал с механическим датчиком, после чего выводил информацию на дисплее.

Чуть позже появились полностью электронные одометры, которые получают информацию об оборотах колеса от датчика Холла.  При этом данные от датчика сначала подаются в ЭБУ и записываются в его память, а уже затем отображаются на дисплее.

Это позволило не только сохранять информацию о пробеге, но и прописывать данные в блоки управления различных систем автомобиля. В свою очередь, электронная система стала «просчитывать» межсервисные интервалы, появилась возможность фиксировать расход топлива по пробегу, прогнозировать запас хода на остатке топлива в баке и т.п.

Пробег на одометре при покупке б/у авто

Хорошо известно, что пробег для подержанного автомобиля является достаточно четким показателем, позволяющим точнее определить износ автомобиля, остаточный ресурс узлов и агрегатов и т.д. Если просто, чем больше пробег, тем сильнее изношен автомобиль и его стоимость уменьшается на вторичном рынке.

С оной стороны, данное утверждение далеко не всегда верно. Оценивать нужно не только пробег, но и общее состояние автомобиля в целом. Однако в подавляющем большинстве случаев покупатель ориентируется именно на пробег. При этом учитываются именно показания одометра в определении пробега подержанного автомобиля.

Зная такую особенность, недобросовестные продавцы часто «скручивают» пробег,  то есть выполняется корректировка одометра в целях сокрытия реальной информации о пробеге автомобиля для увеличения его стоимости.

Именно по этой причине корректировка одометров во многих странах официально запрещена и во многих странах административно и даже уголовно наказуема. Что касается стран СНГ, к сожалению, на сегодняшний день за «скручивание» пробега мошенникам не грозит какое-либо серьезное наказание.

  1. В техническом плане «скрутить» пробег на одометре на многих автомобилях не составляет большого труда. Что касается механических одометров, изменить показания на таком устройстве наиболее просто (в подробности специально вдаваться не будем). По этой причине, если планируется к покупке автомобиль с механическим одометром, нужно быть готовым к тому, что пробег скручен.
  2. Если машина оснащена электронным одометром, информация о пробеге записана в память ЭБУ. Однако скорректировать данную информацию также можно. Единственный выход – проводить комплексную компьютерную диагностику всех электронных блоков автомобиля (при наличии развитой ЭСУД). Как правило, мошенники меняют пробег только на одометре, при этом в памяти блоков сохраняется часть информации о реальном пробеге. 

В любом случае, пере покупкой подержанной машины важно обращать внимание не только на пробег, но и на реальное состояние автомобиля. Бывает так, что машина действительно не старая и имеет реальный небольшой пробег, при этом отдельные агрегаты сильно изношены.

Например, служебные авто, на которых водитель «наматывает» не километры, а моточасы (двигатель постоянно работает вхолостую). При этом замена масла и других технических жидкостей выполняется по регламенту, то есть по пробегу. Получается, по часам мотор до замены масла отрабатывает намного больше, чем положено, если ориентироваться только на пробег. В этом случае сильнейший износ силового агрегата гарантирован.

Что в итоге

Как видно, одометр и спидометр являются совершенно разными приборами. При этом шкала одометра обычно интегрирована в шкалу спидометра, однако это не означает, что это одно и то же устройство. Спидометр не связан с одометром, при этом совмещение шкал данных приборов сделано для простоты считывания информации с панели приборов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой пробег нормальный для б/у автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, на какие особенности следует обращать внимание при подборе подержанного автомобиля, а также какой пробег можно считать максимальным для б/у авто в качестве основания для отказа от покупки.

Что касается информация о пробеге, важно понимать, что данную информацию можно изменить как на механическом, так и на электронном одометре. При такой необходимости, пробег можно поменять во всех основных электронных блоках.

Для точного определения пробега или, как минимум, установления факта его «скручивания», потребуется углубленная профессиональная диагностика электронных систем автомобиля.

Читаем показания одометра

Читаем показания одометра

Читаем показания одометра.

Когда составитель впервые сел за руль нашей красавицы, сразу бросился в глаза какой-то цифровой индикатор. А что он показывает?
Как показала практика, такой вопрос задают многие молодые вишеводы. По просьбе Шнапса (не улыбайтесь, это ник очень хорошего человека), подготовившего фотоматериал, и составлен этот отчёт.

Начнём с того, что называется он - одометр. И управление этим одометром осуществляется с помощью кнопки, находящейся рядом.
Давайте, путем последовательных нажатий кнопки добьёмся появления надписи ODO.
Пусть вас не смущает большая буква Р, это положение селектора АКПП, т.е. вашей коробки. А вот циферки под надписью ODO означают общий пробег Вашей ласточки.
Следующее нажатие кнопки приведет к появлению надписи TRIP A ( Текущий пробег). Показания этого счётчика можно обнулить удерживая кнопку нажатой 1,5-2 секунды. Если Вы будете делать обнуление каждое утро, Вы сможете вечером узнать дневной пробег, дневной расход топлива и среднюю дневную скорость.
После TRIP A кратковременное нажатие кнопки приведет к появлению текущего пробега TRIP B. Этот счётчик тоже можно обнулить, удерживая кнопку нажатой 1,5-2 секунды. Обнуляйте раз в месяц, и получите месячный пробег. Или после каждой замены масла. И тогда посматривая на него можете определить, сколько остается побегать до следующей замены. Короче - сами решайте.

Нажмем на кнопку ещё раз. И перед нами мгновенный расход топлива. С одной лишь разницей, что мы привыкли к расходу литр/на 100 км. А тут наоборот - сколько километров при таком расходе пробежим на литре.

У составителя эти показания стоят в дежурном режиме - дисциплинирует.

Поначалу сложно было привыкнуть. Например, высвечивает 8,2 km/l.
Сейчас привык. Ориентир- 16 km/l, это 6,25 по нашему. Хороший расход по трассе.
Естественно, когда Вы стоите, он покажет 0

Жмем кнопку. Перед нами средний расход топлива за пробег, который запомнился в счётчике TRIP A.
Т.е., если Вы обнуляете этот счётчик раз в сутки, то это средний расход за сутки. Если же Вы обнулили его перед началом дальнего путешествия, то в конце его Вы видите средний расход за всё путешествие.

А следующим нажатием кнопки Вы узнаете среднюю скорость в этом путешествии.
Лично я сюда не смотрю: расстройство одно, ибо по городу нашему средняя скорость 25-30 км/th>час. Правда, с прогревом.

Кстати, на счёт прогрева. Расход бензина при стоящей машине не отображается нигде, но он запоминается, и влияет на показания TRIP A AVG km/l. Не удивляйтесь.

Ну вот и всё про одометр. Вам помогло? Спасибо Шнапсу. (Его Сергеем зовут, кстати).

Что показывает километраж. Спидометр и одометр

Происходит это слово от греческих: ὁδός - дорога и μέτρον - мера. В автомобиле это счетчик регистрирующий путь, пройденный им. В каждом авто обычно есть одометр полного пробега ― без возможности обнуления показаний и суточник, показания которого можно сбросить на ноль. Одометр конструктивно объединен со спидометром и имеет с ним один привод.

Роль в жизни автомобиля

Одометр ― очень важный инструмент, так как по его показаниям определяется время проведения техобслуживания автомобиля (замена моторного масла, регулировка клапанов, замена ремня привода газораспределительного механизма, проверка углов установки колес и тому подобное). А следовательно, он косвенно свидетельствует о техническом состоянии вашего авто. Неспроста пробегом машины интересуются опытные автолюбители при покупке авто бывшего в эксплуатации, а еще более опытные продавцы таких машин давно научились уменьшать показания различными способами. Но не все владеют ими одинаково виртуозно. Поэтому при покупке авто с пробегом нелишнем будет попросить продавца немного прокатить вас на нем и понаблюдать за поведением стрелки спидометра и плавностью изменений показания одометра. Если вы заметете заедания или рывки в их работе будьте уверены ― одометр показывает такое значение какое счел подходящим для этого случая хозяин авто.

Применение суточника

Надеюсь, мы выясняли что такое одометр и как он используется. Теперь, несколько примеров того как можно использовать счетчик суточного пробега:

Вот такое применение суточному счетчику пробега вспоминается в первую очередь.

Приборную панель современного автомобиля, конечно нельзя сравнить с приборной панелью самолета, тем не менее, она может поставить в тупик не опытного водителя. Спидометр, тахометр, одометр и другие приборы и индикаторы, безусловно, нужные и важные, все же требуют разъяснения своих функций и своего предназначения. В этой статье мы поговорим о том, что такое одометр автомобиля, какими они бывают, а так же скажем пару слов о том, как и зачем искажают показания этих приборов.

Электронный одометр на приборной панели. Внизу общий пробег, вверху суточный пробег, справа кнопка для сброса суточного пробега.

Если спидометр измеряет скорость, с которой движется в данный момент автомобиль, то одометр показывает количество километров, которое проехала машина. В переводе с греческого, одо – дорога, а метр, соответственно измерять. Вот в итоге мы и получаем, такой себе «дорогомер».

Одометр считает пройденные километры на основании подсчета количества вращений колеса. Обычно у этого прибора есть два вида показаний. Общий пробег автомобиля, здесь считается каждый километр пройденный авто с момента схода ее его с конвейера, а так же, так называемый, суточный пробег. Суточным он называется весьма условно. По сути же вы нажимаете кнопку, обнуляете показания этой шкалы, после чего можете посмотреть километраж какого-либо отрезка пути, который вы проехали за какое-либо время. Ну а суточным этот показатель называют обычно таксисты, вот от них и пошло это название.

Как работает одометр на автомобиле

Как выглядит механический одометр на приборной панели

Существует всего три вида одометров:

  • механический;
  • электронно-механический;
  • электронный;

Механические одометры более чем просты. Есть трос, который соединяется с выходным валом коробки передач, есть механический счетчик с несколькими, как правило, пятью барабанами, на которые через специальный механизм передается вращение троса. На барабанах нанесены цифры, из которых и складываются показания одометра.

В электронно-механических одометрах, вращение троса фиксируется при помощи электронного счетчика. Ну а в сугубо электронных одометрах трос вообще отсутствует. Вместо этого для подсчета расстояния используют показания датчиков Холла или других электронных компонентов. При этом в случае электронного одометра показания фиксируются бортовым компьютером машины. Такие системы считаются наиболее точными и надежными, но даже в них допускается погрешность измерения в целых пять процентов.

Как выглядит электронный одометр на приборной панели

Причины искажения показаний одометра могут быть разными. Например, это пробуксовка колес, когда они вращаются, но машина стоит на месте. И хотя такие моменты составляют мизерную часть от общей работы авто, при больших значениях пробега, они могут вносить свою лепту в искажения показаний одометра.

Еще одна причина неточностей в показаниях таких приборов, это шины с радиусом отличным от того, на который рассчитан одометр.

Ну и важнейшей, пожалуй, причиной искажений показателей пробега машины, могут являться , о них мы и поговорим.

Видео о проверке показаний одометра

Зачем и как отматывают одометры

Причинами для сознательных коррекций показаний одометра могут стать:

  • желание уменьшить реальный пробег автомобиля;
  • попытки скрыть не целевое использование машины;
  • устранение некоторых сложностей с документальным оформлением служебного автопарка;

Как мы можем увидеть, причины в основном не очень правильные и порядочные. Если уменьшить цифру реального пробега, автомобиль можно продать его дороже. Если отмотать одометр до определенных показателей, можно скрыть тот факт, что машина ездила и порой ездила много, когда она должна спокойно стоять в гараже.

Тем не менее, сегодня официально выпускается оборудование, которое позволяет корректировать показатели даже для электронных одометров, что без специальных навыков и знаний, задача очень непростая. Более того, в ряде стран Европы за подобные манипуляции полагается тюремный срок и достаточно значительный как для таких проделок.

Проще всего, с технической точки зрения отмотать механический одометр. Трос снимается с вала, цепляется к дрели или иному подобному электроинструменту, после чего какое-то время вращается в нужную сторону. Но, далеко не все даже механические одометры позволяют так просто отматывать себя. Тогда приходится снимать сам счетчик и производить более сложные манипуляции уже с ним.

Что касается электронных одометров, коих сегодня большинство, то они отматываются при помощи специальных устройств и программных средств, которые вносят измененные данные в память бортового компьютера автомобиля. В ряде случаев приходится перепрограммировать один или несколько бортовых контроллеров, ведь показания магнитных датчиков скорости вращения колеса, передаются не только на одометр.

Нужно отметить, что измененные показания одометра не только вводят в заблуждение либо потенциального покупателя, либо человека, осуществляющего контроль использования машины, они могут являться препятствием для своевременного прохождения машиной, технического обслуживания или даже правильной диагностики тех или иных неполадок. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, такие коррекции, это по сути, мошенничество.

Многих автомобилистов интересует вопрос: одометр — что это за такое устройство и для чего оно предназначено? Современные автомобили оснащаются множеством различных девайсов и приборов, поэтому разобраться в предназначении всех устройств бывает затруднительно. В этой статье мы расскажем об устройстве и принципе работы одометра, его разновидностях, а также погрешностях.

[ Скрыть ]

Описание одометра

Итак, что такое одометр в автомобиле и в чем разница между ним и спидометром? Рассмотрим описание устройства, начнем с его конструкции и предназначения.

Устройство и назначение

Одометр представляет собой механизм, предназначенный для замера числа оборотов колес транспортного средства во время езды. То есть это узел позволяет осуществлять замер пройденного расстояния машиной. Показания одометра демонстрируются на приборной панели автомобиля — это общий пробег машины и суточный. В частности, эти две шкалы расположены на самом спидометре.

Что представляет собой устройство, мы разобрались, теперь перейдем к его конструкции.

Устройство прибора включает в себя:

  • непосредственно сам счетчик, предназначенный для считывания оборотов колеса транспортного средства;
  • контроллера, непосредственно связанного со счетчиком и фиксирующего обороты;
  • индикатором, расположенным на спидометре и демонстрирующим пройденный транспортным средством километраж.

Принцип действия

Теперь перейдем к принципу функционирования. Сам по себе прибор представляет собой или механическое (в зависимости от вида), или электронное устройство, позволяющее точно определить число оборотов, которое осуществляет колесо. Эти данные позволяют водителю определить пройденный километраж — то есть полный пробег автомобиля за всю его эксплуатацию, а также пробег за определенный временной промежуток. Данные, которые в конечном итоге получает автолюбитель, отображаются на приборной панели в числовом виде, а именно в километрах.

В этом и заключается принцип работы — колесо транспортного средства осуществляет определенное количество оборотов за каждый пройденный километр. Причем этот показатель всегда будет одинаковым. Если знать, сколько именно оборотов совершило колесо, вполне возможно просчитать пройденный путь, который демонстрируется на счетчике.

При необходимости водитель всегда может обнулить информацию на одометре (суточный пробег), если нужно определить расстояние от одного пункта к другому. Благодаря этому можно также узнать расход топлива транспортного средства. Естественно, если не работает одометр, определить это будет проблематично.

Виды

Смотать или скрутить километраж машины — не сложно. Это подтверждают множественные фото и видео, которые можно найти в сети. Скрученный километраж автомобиля позволяет увеличить его стоимость на рынке, поэтому скручивание — это распространенная практика среди перекупщиков. Но чтобы смотать и скрутить километраж, необходимо точно знать, какой тип прибора используется в авто.

Программатор одометров должен использоваться в соответствии с типом прибора. А тип девайса, в свою очередь, может отличаться в зависимости от модели транспортного средства, его года выпуска.

В общей сложности различают три типа приборов:

  1. Механический — этот тип является одним из самых старых. Смотка одометра может осуществляться с применением любой крутилки. Вращение колеса автомобиля учитывается с помощью счетчика, в частности, механической составляющей. Под действием механических сил счетчик осуществляется считывание оборотов и производит их конвертацию в километраж.
  2. Электронно-механические приборы — это более усовершенствованная версия вышеописанных девайсов. В данном случае коррекция одометра осуществляется с использованием CAN-крутилок. Обороты колеса счетчик считывает при помощи механических связей, но впоследствии вся эта информация конвертируется в сигналы. В итоге данные поступят на приборную панель.
  3. Цифровой вариант на микроконтроллере в настоящее время является наиболее современным. В этом случае все необходимые показатели считываются и конвертируются в видимые параметры в цифровом виде. Коррекция спидометра в данном случае производится с применением специального оборудования, поскольку такое устройство — это обычно компонент (автор видео — ГК БОРАВТО).

Погрешности прибора

Практически любой современный прибор работает с погрешностью. На сегодняшний день есть некий стандарт погрешностей, к примеру, для механических девайсов он составляет 5%. Если транспортное средство используется в жестких и разных условиях, этот параметр может быть увеличен до 15%. Здесь учитывается износ различных узлов и деталей авто. К примеру, пробуксовка колес.

Формально транспортное средство движется, так как колеса вращаются, но по факту машина находится на месте. Помимо этого, на показания девайса влияют и зазоры, ослабленные пружины в конструкции, ослабление троса или плохое сцепление. Девайсы электромеханического типа осуществляют считывание сигналов, которые исходят от контроллера скорости за единицу времени. В таком случае погрешность будет более низкой, а точность — более высокой. Фактически электромеханические приборы редко выдают данные с погрешностью более, чем в 5%, даже если автомобиль достаточно старый.

Что касается цифровых приборов, то они самые точные из всех, так как в этом случае механические связи не задействованы. Но такие девайсы могут иметь погрешность, напрямую связанную с износом колес и их заменой (автор видео — Илья Григорьев).

Основные акспекты

Как мы уже сказали — намотка одометра — это часто встречаемая процедура, в частности, при проведении предпродажных работ. Коррекция показаний одометра дает возможность требовать за машину больше денег, что, естественно, выгодно для каждого автовладельца, решившего продать свой автомобиль. Для того, чтобы сматывать километраж, даже применяется специальное оборудование для корректировки одометров, к примеру, крутилка 5 pro. Но как же понять, что с прибором были проведены манипуляции?

Механических

Как понять, производилась ли коррекция одометра механического типа? Подмотка одометра в данном случае может быть проведена даже автолюбителем, не имеющим опыта в этом процессе. Если производилась корректировка одометра своими руками, выявить это впоследствии будет достаточно сложно. Но автовладелец всегда может произвести диагностику крепления привода девайса. Если само место фиксации чистое, то это значит, что с прибором все нормально, но если вокруг видна грязь, то это свидетельствует о том, что гайка в свое время выкручивалась.

Электромеханических

Корректор одометра позволит без проблем отмотать показания электромеханического прибора, для этого необходимо вскрыть его корпус и отсоединить шестерни. Если вы заметили, что целостность мест соединения была нарушена, а на крепежных элементах видны следы, то это говорит о возможной отмотке показаний.

Электронных

Для электронного прибора также можно использовать калькулятор одометров. Следы вмешательства можно выявить по нарушению целостности корпуса.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как определить, скручивался ли пробег?»

Подробнее об этом вы узнаете из видео ниже (автор ролика — SULTAN).

Подержанный автомобиль несёт в себе многолетнюю историю эксплуатации. Масса секретов в жизни авто, о которых предыдущий хозяин не торопится рассказывать. Опытный глаз авторемонтника сразу видит обман. Приборы позволяют измерить некоторые характеристики. Пробег автомобиля измерить довольно сложно, если его скрутили. По некоторым общим признакам реальный пробег нечистым на руку продавцам скрыть не получается. Проверить реальный пробег автомобиля получится при помощи практических заметок от авторемонтников.

Определение истинных километров подержанного автомобиля

Пробег машины подсчитывается на панели приборов. Определять отсчет километров или милей водители привыкли по одометру. Одометр - это прибор, преобразующий вращение колеса в отсчет по шкале. Приборы делятся по устройству датчика:

  • Механические . Применялись в начальных версиях авто и имеют барабанный индикатор.
  • Электронные . Считывают импульсы с датчика и подают их на электронный блок управления. Там преобразуется в вид удобный для восприятия. На экране отображаются мили, километры, метры.
  • Электромеханические . Представляют собой конструкцию с механическим и электронным датчиком. Электронный преобразует показания механического и передает сигнал на табло установленное на панели водителя.

Покупая подержанное авто, пробег на панели не всегда соответствует реальному. Причинами служат:

  • неисправность измерительной системы;
  • отсутствие прибора;
  • мошенничество (смотка показаний одометра).

В таких ситуациях возникает вопрос: «Как определить реальный пробег автомобиля?» Ниже приведем косвенные признаки, по которым определяется возраст и пробег авто.

Пробег автомобиля поддается корректировке следующими способами:

  • Скручивают тросиком при помощи электродвигателя. Способ, не требующий глубоких познаний в устройстве авто. Достаточно расцепить трос от редуктора.
  • При помощи программы перепрошивается чип показаний одометра. Такая работа требует высокой квалификации и знания электроники.
  • Варварский метод. Разбирая панель, выставляют необходимую комбинацию на барабане с цифрами. Как узнать реальный пробег автомобиля в этом случае - остаются следы взлома на пломбах приборной панели , так можно определять, что счетчик смотан.

В некоторых странах сматывание одометра не несет в себе противоправных действий. За несколько долларов услугу по корректировке предоставят в салоне подержанных авто. В современных моделях машин производители предусматривают сохранение данных в разных местах. В подержанных машинах попыток защитить данные пройденных миль не предусматривалось. Как проверить реальный пробег автомобиля производитель не озвучивал.

В ранних моделях подержанных автомобилях с электронной системой счета миль корректировка проводится подключением ноутбука к разъемам панели. Информация программно удаляется и следов сматывания одометра обнаружить невозможно. В поздних версиях машин существует защита:

  • электронная;
  • программная;
  • физическая (несколько точек хранения данных).

Косвенные признаки смотки счетчика

По некоторым признакам устаревания материалов салона можно узнавать о факте смотки прибора счета. К таким фактам относят внешний вид, устаревание материалов, износ механизмов и узлов машин. Выводы о смотке стараются делать после взвешивания всех признаков в совокупности. Рассмотрим как проверить пробег автомобиля по косвенным признакам.

Владея машиной несколько лет невозможно избежать естественного износа основных элементов салона:

  • Затертые ручки двери и кнопки панели. Водитель - основной пользователь транспорта. За день ручки испытывают воздействие при выходе и посадке. Износ таких элементов неизбежен.
  • Изношенный рычаг коробки передач и стертые педали тормоза и акселератора.
  • Задубевшие резинки на стеклах и вмятое водительское или пассажирское сиденье. В подержанном авто не рентабельно менять все аксессуары перед продажей.
  • Под водительским ковриком со временем остается приличный след потертости обивки в месте ноги под педалью газа. При потёртости обивки в этом месте можно с уверенностью сказать – пробег у авто более 30 тысяч километров.
  • Пластик под рулевой колонкой имеет стертое состояние при пробеге от 50 тысяч. Это правило применимо для отечественных авто.
  • Обивка салона и пола. Замена обивки вещь дорогостоящая и требует много времени. Отсутствие потертостей и сильный износ говорят о смотке одометра.

Состояние кузова и его элементов позволяет на глаз узнавать факт смотки одометра. Стертая краска на ручках дверей говорит о приличном намотанном стаже. На капоте через несколько лет эксплуатации остаются сколы и царапины на лакокрасочном покрытии. Такой износ неизбежен и по его отсутствию можно сделать вывод - авто в хорошем состоянии с малым пробегом.

Этот признак работает если кузов не имеет следов свежей покраски. Следы краски определяют по наплывам в районе петель дверей, капота и багажника. После покраски внутренние металлические окрашенные элементы салона отличаются по цвету с кузовом.

Следы приличной коррозии на порогах и крыльях свидетельствуют о длительном воздействии влаги на металл. Следует учесть наличие ржавчины на днище авто. Если она присутствует, то возможны скрытые полости сгнившего металла. От такой покупки стоит отказаться.

В месте соприкосновения уплотнительных элементов с годами остается потертость краски. О приличном пробеге говорят лопины краски в районе петель. Изношено крепление замка багажника и капота. Металлическая часть язычка замков имеет выемки, образующиеся при езде по неровным дорогам.

Фиксаторы дверей имеют механические задиры глубиной до миллиметра и полностью стертая краска. В импортных моделях машин отсутствуют такие фиксаторы, вместо них применяются петли с встроенным фиксирующим механизмом положения двери.

Состояние стекол авто ухудшается со временем. Лобовое стекло водитель меняет часто. Состояние боковых стекол, зеркал и заднего стоит учитывать при осмотре. Стекла передних фар имеют самый сильные износ от грязи , летящей из-под колес попутного авто.

Бампер - главный элемент, берущий на себя основные нагрузки от летящих камней и песка. Внешний вид и состояние краски на нем свидетельствует о длительном небрежном отношении к машине.

Внимание стоит уделить маркировке элементов кузова и деталей. В шифре маркировки содержится год выпуска детали. Маркировка присутствует на элементах кузова:

  • стекла;
  • фары;
  • молдинги;
  • сиденья.

Если, по сведениям продавца, встроенная стереосистема родная, то на ней следует посмотреть маркировку с годом выпуска.

Рассмотрим как определить пробег по узловым агрегатам. У продавца нет возможности заменить все изношенные элементы, это повлечет лишние траты и прибыли от продажи он не получит. Замене подвергаются основные детали, которые бросаются в глаза.

Ремень газораспределительного механизма по сервису меняется через сто тысяч километров. Если одометр имеет показания ниже, снимите крышку блока клапанов. Изношенный ремень показывает реальный пробег. Если стоит новый ремень ГРМ, то стоит задуматься о правдивости слов продавца.

Диагностика двигателя требует участия сервисного персонала и приборов. Замер компрессии ниже нормы на 1-1,5 кг/см3, наличие масла в выхлопах свидетельствует о пробеге от 50 тысяч километров. В современных автомобилях в двигателе встроен блок управления как отдельный элемент. В нем производители хранят информацию об общем пробеге машины.

Просмотреть эти данные можно при наличии специального прибора или сервисного персонала. Не стоит брезговать полной диагностикой в сервисном центре. Цена автомобиля значительно выше стоимости осмотра.

Отклонения в работе коробки передач свидетельствуют о пробеге превышающим 70 тысяч километров. Для механической коробки характерно несимметричная работа компенсаторов. У автомата нечеткое включение ступеней.

Осмотр пыльников амортизаторов и стоек позволяет оценить отношение предыдущего водителя к автомобилю. Подкапотное пространство расскажет о сроке эксплуатации автомобиля. Выхлопная труба ржавеет через сто тысяч километров. Коллектор приобретает рыжеватый налет через 25 тысяч.

Если передняя часть радиатора имеет загрязнения и деформации и резиновые трубки задубевшие, то машина пробежала свыше 50 тысяч. Ржавчина на радиаторе подсказывает, что эксплуатируется транспорт более 200 тысяч километров.

Проверить дату выпуска поможет VIN номер. Проверка на угон и залог не будет лишней. Если авто обслуживалось в сервисном центре проконсультируйтесь о техническом состоянии и сроках ТО. За десять лет владения и эксплуатации, даже если машина стояла в гараже, происходит износ резинок и прокладок автомобиля. При малом пробеге такие автомобили имеют недостатки. Надежность узлов сравнима с надежностью пятилетнего авто со стотысячным пробегом.

При выборе подержанного авто учитывать приходится все признаки устаревания материалов. И если накопилось недочетов более половины, то пробег машины перевалил за сто тысяч и одометр скручен. Владельцы автомобилей отличаются отношением к сервисному обслуживанию. Встречаются редкие экземпляры на вторичном рынке, имеющие состояние нового автомобиля. Такие товары расхватывают моментально. И если встретилась такая машина, то можно считать это большой удачей. Не допустить ошибки поможет предварительная диагностика узлов и деталей с применением современных средств.

Многие из вас слышали фразы автомобилистов «какой на спидометре пробег», «смотать спидометр», «крутилка спидометра», «моталка спидометра», «корректировка спидометра», «намотка спидометра», «как подмотать спидометр», но лишь единицы знают, что слово спидометр применяется в этих словосочетаниях ошибочно. Спидометр и одометр два абсолютно разных измерительных прибора, один из которых определяет мгновенную скорость движения автомобиля, а второй пробег в км или милях. Поэтому правильно говорить не «смотать спидометр», а «смотать одометр», «корректировка показаний одометра», а не «корректировка спидометра».

Спидометр был изобретен около ста лет назад, на заре автомобилестроения. Кто был изобретателем первого спидометра неизвестно. Считается, что первый прибор измеряющий скорость был установлен на автомобиле Oldsmobile выпущенном в 1901 году. По данным других источников, первые спидометры начала устанавливать компания FORD MOTOR Co на свои автомобили в 1910 году. Некоторые историки считают, что изобретение первого спидометра принадлежит известному изобретателю, физику, инженеру Николе Тесле, оформившему патент на изобретение №1209359 в 1916 году. Конструкция спидометра за сто лет практически не претерпела изменений, за исключением некоторых современных моделей автомобилей.

Кто изобрел одометр точно не установлено. Одни ученые приписывают изобретение одометра древнегреческому математику из Сиракуз — Архимеду (287-212 гг. до н. э.), другие — китайскому ученому и изобретателю Чжан Хэн (Zhang Heng), третьи — греческому механику и математику Герону Александрийскому (10-70 гг. до н. э.). Упоминания о первом одометре можно найти в летописях I века н.э. Он представлял из себя тележку. Размер колес был математически высчитан и при обороте в 400 раз отмерял ровно 1598м. Зубчатая передача прибора приводилась в движение от колес тележки, счетчиком расстояния были мелкие камушки выпадающие в лоток тележки. С развитием электроники совершенствовалась и конструкция спидометров и одометров. Современные приборные панели работают по несколько иным принципам. Электрические сигналы — импульсы с датчиков ABS, датчиков скорости поступают по CAN Шине на процессор приборной панели, обрабатываются и отражаются в виде показаний на одометре.

Одометры позволяют точно определить сколько оборотов совершило колесо автомобиля. Зная количество оборотов колеса микросхема или процессор высчитывает пройденное расстояние. Чаще всего одометры бывают электрические, механические или электромеханические. На одометре показывается как суточный, так и общий пробег автомобиля в километрах и милях. Эти данные позволяют точно определить какое расстояние проехал автомобиль за определенный промежуток времени и за все время эксплуатации. Информация о пробеге выводится в цифровом значении на приборной панели автомобиля.


Механический одометр. Конструкция механического одометра проста и надежна. При воздействии механической силы, счетчик считает обороты колеса и преобразует их в пройденный километраж. При достижении определенной крайней цифры пробега, километраж сбрасывается на «0». Сматывается механический одометр любой «крутилкой».

Электронно-механический одометр. Обороты колеса считываются датчиком скорости основанном на эффекте Холла. При движении автомобиля, датчик вырабатывает импульсные сигналы через определенные промежутки времени. За один километр пути, датчик скорости передает на электронный бок спидометра около 6000сигналов. Данные преобразуются в цифровой формат и выводятся на приборную панель автомобиля. Для подмотки пробега на электронно-механическом одометре понадобится CAN-крутилка.

Цифровые одометры являются самыми современными приборами. Вся поступающая с датчиков информация обрабатывается микроконтроллером. Для его корректировки требуется специальное оборудование.

Приборные панели, одометры и спидометры на современных автомобилях работают по разным принципам. На некоторых приборных панелях электрический сигнал поступает по CAN шине в виде импульса от датчика скорости основанного на эффекте Холла, на других панелях от датчиков ABS.

Современное оборудование позволяет корректировать показания одометров на легковых автомобилях, грузовиках, мотоциклах, снегоходах. Время и цена корректировки зависит от модели, года выпуска, сложности подготовительных работ (снятие приборной панели, разборка спидометра, снятие стрелок) и т.д.

,

что это, виды и принцип работы :: Autonews

Показания одометра особенно важны для тех, кто покупает и продает подержанные машины. В этом случае цифры на счетчике напрямую влияют на стоимость транспортного средства. Мошенники могут попытаться подменить показания одометра, однако их почти всегда можно разоблачить. Объясняем, как.

Что такое одометр

Одометр — это прибор, который показывает пробег транспортного средства. Его принцип работы основан на подсчете сделанных колесами оборотов.

Зачем знать пробег авто? С помощью этой информации можно рассчитать расход топлива (для этого нужно обнулить данные одометра перед поездкой) или запланировать замену деталей или проведение техобслуживания.

Однако легко «обнулить» общий пробег машины не получится, особенно на современных моделях. Благодаря этой особенности счетчик помогает установить, насколько интенсивно использовал транспортное средство предыдущий хозяин, и сделать выводы о степени изношенности деталей.

Чем одометр отличается от спидометра

Спидометр фиксирует в режиме реального времени скорость машины, его показания измеряются обычно в км/ч. Одометр же подсчитывает величину пройденного пути в километрах (на американских и английских машинах — в милях).

Виды и принцип работы одометра

Механический

Этот тип счетчиков появился раньше остальных (в 1910-х гг.) и, подтверждая свое название, он состоит только из механических деталей: шестерни в коробке передач, гибкого троса и счетчика. На приборной панели данные обычно отображаются в виде крутящихся барабанов с цифрами.

Важный плюс таких одометров: их просто использовать, они надежные. Однако точность показаний таких счетчиков оставляет желать лучшего и может давать серьезную погрешность в расчетах, если, к примеру, изменится размер колес. Кроме того, мошенники легко могут изменить показания такого прибора.

Фото: Shutterstock

Электромеханический

Первые образцы таких приборов появились в авто в 1970-х гг. Этот «промежуточный» вариант тоже получает данные от замеряющих шестерни и тросика, однако результат выводит уже на ЖК-экран.

Электромеханические одометры точнее механических приборов, но уступают цифровым. Кроме того, их также легко «скрутить».

Электронный

Первые электронные одометры появились в 1990-х гг. В них нет механических элементов, только датчики, которые к тому же сохраняют данные в памяти. Это самые точные и надежные счетчики, их показания труднее всего подделать.

Подмена показаний одометра

Недобросовестные продавцы б/у машины могут попробовать обмануть покупателя и «скорректировать» данные счетчика. Увы, но в России за «скручивание» пробега мошенникам не грозит даже штраф.

Механические

«Скрутить» пробег на механическом одометре проще всего, для этого достаточно подкрутить тросик. Однако и заметить мошенничество несложно. На смотровой яме внимательно изучите место соединения тросика с шестерней. Если элементы одометра грязные — все в порядке, а вот если место соединения деталей чище — прибор подкручивали.

Электромеханические

С полуэлектронным прибором дело обстоит тоже просто. Как правило, мошенники вскрывают корпус самого измерителя, чтобы выставить нужные показания.

Фото: Shutterstock

Электронные

Показания электронных спидометров тоже поддаются корректировке, однако далеко не каждый мошенник сумеет провести такую операцию. Помимо знаний потребуется специальное оборудование.

Выявить такую махинацию тоже сложно, поэтому полагаться только на показания одометра не стоит. На настоящую степень износа авто может указать техническое состояние других деталей.

Читайте также:

‎App Store: Спидометр GPS +

Ищешь, что измерит твою скорость и расстояние, экономит батарею и удобное в использовании ? Тебе нужен Спидометр GPS +! Узнай, что еще он предлагает!

Вот GPS приложение спидометр для твоей машины, которое легко измерит скорость, расстояние поездки, альтитуду, показать тебе информацию о погоде, времени в пути и ещё многое другое. В приложении Спидометр - Цифровой Измеритель Скорости имеется всё это! Ни одно приложение спидометр, одометр и тахометр не сохраняет тебе батарею и не является таким удобным в использовании, как Спидометр - Цифровой Измеритель Скорости, поэтому скачай это приложение прямо сейчас и води безопасно! Самый лучший измеритель скорости, одометр и тахометр только для тебя!

GPS СПИДОМЕТР ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ — ТВОЙ ПОМОЩНИК НА ДОРОГАХ

Твой цифровой спидометр включает в себя отличный ИЛС, который позволяет тебе видеть информацию твоего спидометр приложения на твоём ветровом стекле после того, как ты правильно настроишь своё устройство. Избегни штрафов за превышение скорости и риска скоростной езды, используя GPS спидометр для автомобиля. Дата, время, ориентация, альтитуда, информация о погоде — всё это добавлено в твоё спидометр приложение, как бонус, просто потому что мы хочем, чтобы у тебя было всё, в чём ты нуждаешься. Твой портативный измеритель скорости уже ждёт тебя.

ФУНКЦИИ ПРИЛОЖЕНИЯ СПИДОМЕТР — ЦИФРОВОЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ СКОРОСТИ:

- Самый аккуратный спидометр
- Индикатор на лобовом стекле (ИЛС)
- Измерение текущей, средней, минимальной и максимальной скорости в км/ч и милях в час
- Контролируй свою скорость - выбери ограничение скорости и получай уведомления, когда превышаешь его
- История путешествий
- Паузируй спидометр во время отдыха
- Информация о погоде
- Выбери различные темы и профили (цифровой, спортивный, гоночный режим)
- Выбери информацию для отображения
- Опция минимизирования

ПОТРАТИВНЫЙ СПИДОМЕТР ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

Хочешь хороший GPS спидометр для автомобиля? Он уже тут! Ты можешь использовать этот портативный спидометр для своей машины, мотоцикла, грузовой машины или велосипеда. Ты можешь даже использовать его, как измеритель скорости во время прогулки или пробежки!
Спидометр - Цифровой Измеритель Скорости может использоваться, как одометр, тахометр, измеритель скорости, дистанции и высотой над уровнем моря. В общем, для всего!

Скачай Спидометр - Цифровой Измеритель Скорости и пользуйся лучшим спидометр приложением на дороге. И всегда помни, что безопасность — это самое главное!

Погрешность одометра и ГЛОНАСС

Друзья, на сегодняшний день есть очень много споров о том что показания ГЛОНАСС и показания штатного одометра/спидометра расходятся и для многих это становится даже большой темой для дискуссий, а в частности это разногласия начальников и водителей. Так давайте же рассмотрим эту проблему вместе и попытаемся разобраться, кто же все таки прав и чему стоит доверять, ГЛОНАССу или же штатному датчику скорости.

Наша компания уже долгое время занимается ГЛОНАСС/GPS мониторингом транспорта, тем самым у нас накопилось довольно много клиентов и каждый раз мы сталкиваемся с вопросом « по одометру автомобиль проехал 830 км, а ваш Глонасс показывает, что 800 км, почему так???» Ответ на самом деле прост.  Подробно разберем конструкцию штатного механизма измеряющего скорость и пробег - одометра и спидометра и из чего складывается их погрешность:

Разберем что из себя представляет одометр и спидометр на автомобиле: это механические изделия измеряющие показания датчика скорости. Исходя из технической документации ГОСТ Р 41.39-99 все одометры принадлежит к классу неточных приборов расчет пробега. Для одометра установлены допустимые погрешности предусмотренные конструкцией автомобиля и заводом изготовителем ТС. Погрешности одометра не включают в себя износ деталей конструкции автомобиля (износ датчика скорости, износ шин).

Исходя из документации ЕЭК ООН №39 (ГОСТ Р 41.39-99) спидометры не могут занижать показания и средняя погрешность по этой документации не превышает скорость движения более чем на 10% + 6 км/ч. Следовательно и погрешность измерения одометра будет увеличиваться на эту цифру так как одометр и спидометр являются единым устройством. По многолетнему опыту работы с транспортом, заводы производители завышают показания скорости и пробега авто на 6-10%. Скорее всего производители авто заботятся о своевременном прохождении ТО, увеличивают реальный пробег на 6-10% Опираясь на документацию указанную в ГОСТ Р 41.39-99.

В погрешности одометра не включены такие факторы как:
  • Размер колес очень существенно влияет на показания спидометра, а следовательно и одометра. Рассмотрим пример разницы пробега в диаметре колеса в 1 см, на 100 километров пробега автомобиля разница в пробеге составит 1950 м, если посчитать то с пробега на 10000 километров одометр покажет разницу в пробеге 195 километров: пример расчета: диметр одного колеса 1 метр, второго — 1.01 метр, окружность первого колеса - 3.141592, окружность второго колеса - 3.17300792. Первое совершит 31 831 оборотов на 100 км, второе — 31 515 на 100 км. Разница — 1950 м.Такая разница получается всего при 1 см. ! К примеру, разные колеса 325/60 и 325/65 на 5 сантиметров дадут сразу разницу в диаметре в 3.5 см. Поэтому показания одометра на автомобилях со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с автомобилем на новых шинах. Так же если установить и на автомобиль колеса не подходяще ему по радиусу показания будут сильно отличаться от реальных.
  • Вес автомобиля имеет влияния на показания одометра — при полной загрузке автомобиля, шина проминается, следовательно, меняется диаметр колеса, следовательно, одометр будет считать в большую сторону пробег, нежели при пустом автомобиле.
  • Давление в шинах — шина проминается при низком давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше на холодную например зимой диаметр шины так же будет меньше.
  • Скольжение колес или пробуксовке — при пробуксовках колес в грязи или же наоборот при блокировке колес на льду.

Бесспорно много факторов влияет на показания одометра мы представили малый список параметров влияющих на показания одометра.

Бесспорно терминалы ГЛОНАСС/GPS имеют свою погрешность в измерении скорости и пробега, но их показания не привязаны: к диаметру колес, износу датчика скорости и весу груза и другим факторам, но все же у них есть погрешность. Погрешность ГЛОНАСС/GPS трекеров составляет 2-3 метра это 1,5% погрешности в пробеге. ГЛОНАСС/GPS трекер обладает возможностью изменение рельефа местности учитывая (широту, долготу высоту над уровнем моря), тем самым дает полноценную картину пробега в отчетах уже с учетом погрешности в 1%. Эта погрешность берется из-за плохого приема сигнала от спутников при определении координат на стоянка, в туннелях, под эстакадами и в гаражах, а так же при плохой погоде и не превышает 1%, начинает искажать маршрут, тем самым увеличивая или уменьшая пробег и показывая так называемые отклонения от маршрута на 3-5 метров фиксируя их как пройденный путь. Все выше перечисленные погрешности вполне укладываются в показания изменения пробега на 100 км в 10-100 метров.

Так все же вернемся к вопросу « кому же все таки верить, показаниям Глонасс/GPS или же все таки штатным датчикам ? После того как мы разобрались с погрешностями штатных датчиков уже самими производителями и ГЛОНАСС, смело можно отвечать, что современные технологии уже считают все за нас и показания Системы мониторинга будут куда точнее чем показания штатных одометра и спидометра. Но все же- если у вас остались вопросы по ГОСТу, то мы оставим для вас ссылку в которой все подробно написано о погрешностях, и кому все таки верить.

Спидометр/одометр на ИН14 / Хабр

Доброго времени суток!

В очередной раз напало творчество. Решил обновить старый спидометр в боевом танке ВАЗ 2121. Сделав ревизию закромов, нашёл 3 штуки ИН14. Для часов — мало, для термометра — много. Ни туда — ни сюда. В спидометр — самое то.

Для начала штатный спидометр был снят и выпотрошен. Текущий пробег сохранён на бумажке, чтобы всё по-честному. Был приобретен датчик скорости 10 импульсов на оборот(ДСА-3). В качестве индикаторов скорости — вышеупомянутые ИН14, для отображения пробега, часов и прочего — широко известный в узких кругах конструкторов АОНов на z80 — АЛС318.


Первоначально ядром прибора был выбран PIC18F452 за обилие GPIO. Потом попался i2c расширитель портов mcp23017, до которого давно хотел добраться. С ним, надобность множества GPIO отпала, и был выбран близкий мне по последним конструкциям, msp430g2452. Также нашлись RTC — i2c часы ds1307.

ИН14 требует для штатной работы 170 вольт. Повышающий DC-DC был собран по испытанной схеме на MC34063+IRF740. Опишу некоторые нюансы, появившиеся в процессе создания.


1. Круглый корпус

. Не совсем удобная форма для размещения внутри электроники и индикации. Пришлось делать внутреннюю конструкцию модульной с несколькими разъёмами. Также ставилась задача сделать корпус герметичным (ну или почти герметичным), так как ватерлиния в связи с условиями эксплуатации автомобиля бывает выше крыши. Это было решено заливкой лишних отверстий эпоксидным клеем и установкой единого разъёма для связи с внешним миром. Собственно конструкция:


и разъём:



2. Динамическая индикация

. Чтобы не замечать переключение разрядов при динамической индикации, так бесящее определённых людей, частота обновления каждого разряда должна быть не меньше 100Гц. Правда есть те, кто и 100 Гц видит, но я их не катаю на этом автомобиле. Из двух индикаторов самый с этой точки зрения «трудный» — 9-ти разрядный АЛС318. Получается, частота обновления показаний должна быть не меньше 9*100 Гц. Для упрощения вычисления интервалов — была выбрана частота обновления 1кГц. Схемотехнически АЛС318 подключен к расширителю портов mcp23017. Порт А — сегменты, порт B — разряды. 9-й разряд управляется непосредственно с GPIO микроконтроллера. Получается, раз в миллисекунду нужно по i2c обновлять состояние портов A и B расширителя. Отсюда вылез следующий нюанс.


3. Медленный обмен по i2c у ds1307

. На шине i2c висят в нашем случае два slave-а. Расширитель портов и часы. Последние по даташиту не успевают за частотой SCL выше 100кГц, в то время как расширитель умеет работать на частотах до 1.7МГц. Для обновления портов расширителя нужно писать в i2c раз в 1 мс 4 8-мибитных слова (адрес расширителя, адрес порта А, данные для порта А, данные для порта B). Расширитель при инициализации программируется на автоинкремент адреса внутренних регистров при чтении/записи. А адрес порта В следует сразу за адресом порта А, что позволяет сэкономить на передаче дополнительного адреса порта B. Для обеспечения малого времени обработки процедуры обновления индикации была выбрана частота тактирования SCL — 500кГц. Причём, опрос состояния часов проводится один раз за 100 циклов обновления индикации, т.е. раз в 100мс. Процедура опроса часов устанавливает частоту SCL в допустимые для ds1307 100кГц. При отладке обмена по i2c сильно помог USB логический анализатор SaleaeLogic (8каналов, до 24МГц дискретизация). Софт к нему умеет декодировать различные протоколы, в том числе i2c.



4. Питание

. Спидометру для хранения времени постоянное питание от аккумулятора и для работы — напряжение, подающиеся при включении зажигания. Последним питается DC-DC преобразователь и дешифратор для ИН14, расширитель портов. При отсутствии напряжения зажигания — устройство переводится в режим хранения. Если ключ зажигания включен — запускается индикация, из разрешаются прерываниия от датчика скорости. При выключении зажигания — показания одометров записываются в энергонезависимую память микроконтроллера.


5. Управление

Для установки часов, сброса показаний одометров (их два, кроме основного счётчика пробега) применён энкодер с кнопкой (картинку честно спёр в сети. свой энкодер уже залит термоклеем для гидроизоляции):



6. Логические уровни slave-ов i2c

. Так как часы ds1307 питаются от 5В, а микроконтроллер и расширитель портов от 3.3В — подтягивающие резисторы шины i2c подключены к 3.3В. По даташиту для ds1307 напряжение логической единицы — 2.2В, то 3.3В будут вполне в штатным.


7. Watchdog

В системе используется аппаратный i2c интерфейс, во время ожидания отправки/приёма байта процессор «спит». В случае сбоя/отключения зажигания в это время — микроконтроллер может не дождаться ответа slave-а и остаться в «спящем» режиме. Для исключения подобных зависаний используется аппаратный watchdog микроконтроллера. В основном цикле watchdog постоянно сбрасывается. В случае зависания — основной цикл останавливается и watchdog переполняется, посылая микроконтроллеру reset. Для определения характера reset (power on или watchdog) в программу введена переменная, не инициализируюемая при сбросе (#pragma NOINIT). Если она равна известному значению — был сброс по watchdog.


8. Калибровка

В принципе калибровку можно сделать уже в бою, например, ехать с определённой скоростью по gps. Набрав, например, 30 км/ч — нажать на капу, и спидометр запомнит измеренную частоту импульсов, соответствующую 30 км/ч. Но на задней стенке была интересная надпись:


Таким образом 10 импульсов датчика скорости будут соответствовать одному метру, пройденного автомобилем. Если будут значительные отличия по факту — внесу нужные коррективы.


9. Виброустойчивость.

Прибор предназначен для эксплуатации в сложных с точки зрения вибрации условиях. В Интернетах не нашёл информации про виброустойчивость ИН14. Время, как говорится, покажет. Электрические соединения сделаны старым добрым МГТФ-ом. После проверки модулей — они были залиты эпоксидным клеем. Кстати нашёл в fixprice вполне себе клей в формфакторе двойных шприцов.


Вот элементы конструкции:
10. Разное.

Существующий пробег сохранён предварительно с вышеозначенной бумажки в энергонезависимой памяти. Кстати о ней. В msp430 энергонезависимая память организована постранично. Для пользователя доступно первые три. В четвертой хранятся калибровочные данные тактового генератора. Сохранение показаний основного счётчика пробега и двух дополнительных сбрасываемых одометров производится последовательно, заполняя поочередно первые три страницы flash. При достижении конца третьей страницы — первые три страницы стираются и запись начинается снова с начала первой. Таким образом увеличивается ресурс flash, хотя ресурс замка зажигания (сохранение происходит при выключении зажигания), конечно, меньше чем ресурс стирания записи flash.

В панели приборов:


В принципе всё. Жду комментарии и замечания. Архив с исходниками и схемой в diptrace

по традиции в картинке

:

К сожалению, обновленный habrastorage распознает архив в картинке и не даёт его сохранить, поэтому вот исходники и схема:


dl.dropboxusercontent.com/u/974924/nivaCon2.rar

P.S. И да, этим лампам ИН14 — действительно 44 года.

P.P.S. Видео на ходу снять не удалось. Не хватило рук. Определение скорости сверил по GPS. Отклонения ± 4 км/ч на скорости 40км/ч. Вполне достаточная точность.

Вот видео:

Снимал вот так:


Почему одометр автомобиля увеличивает скорость?

Я заметил, что навигация показывает немного другую скорость, чем автомобильный одометр. На малых скоростях, до 50 км/ч, почти то же самое, но когда я еду на машине, равной 100 км/ч, GPS-навигация показала мне 90 км/ч. У меня такое впечатление, что что-то накосячило, почему механик говорит, что все в порядке? Показывает ли спидометр реальную скорость автомобиля?

Юстынка

Отвечаю к чему приводит перекос спидометра в машине:

На самом деле часто бывает перекос на спидометре, но чтобы тест был достоверным надо проехать по по прямой с постоянной скоростью.При движении по кривой с GPS телефон будет показывать дополнительное искажение, возникающее из-за обновления местоположения каждые полсекунды. Например, измерительные устройства RaceLogic имеют частоту 10 Гц, что означает, что местоположение определяется 10 раз в секунду. Вы понимаете, что я имею в виду? при 90 км/ч телефон проверяет местоположение каждые 12,5 м, потому что именно так машина движется за полсекунды на этой скорости.

Хорошо, потому что я ушел от вопроса. Автопроизводители умышленно вводят искажение на спидометре, это чтобы обмануть пользователя, чтобы:

  • думали, что машина набирает 100 км/ч быстрее ,
  • ехало безопаснее,
    Тупо только 10 км/ч делает , что тормозной путь становится намного короче.Предположим, что время реакции от видения опасности составляет 0,8 с и вы едете по сухой и прямой дороге на автомобиле В-класса с умеренно изношенными шинами, тогда реальный тормозной путь при 100 км/ч составляет 55 м, а при 90 км/ч это 47 м
  • он не получил штраф
  • сжег меньше топлива

Искажение зависит от многих факторов, производитель не всегда вводит целых 10% разницы между реальной скоростью и скорость счетчика, часто бывает, что счетчик начинает перекашиваться, когда мы вставляем другие шины или уже вставлен чрезмерно изношенный протектор.В интернете можно найти калькуляторы, которые точно показывают, какой перекос появится после смены колес на другой размер. Как видите, факторов, по которым спидометр не всегда показывает реальную скорость автомобиля, много.

Помните:

  • автомобильные спидометры обычно увеличивают скорость
  • , когда вы на самом деле едете медленнее, вы едете безопаснее. Тормозной путь короче и вам кажется, что у автомобиля сверхгибкость
  • счетчик может быть искажен из-за использования шин другого размера или из-за их чрезмерного износа.У моего 21-летнего БМВ, например, ошибка составляет 2 км при 180 км/ч, что составляет всего 1% разницы. Можно смело предположить, что это связано с износом протектора.

    .

    Замена спидометра на другой - Форум Мерседес 201-124 Лучше клуб!!!

    мяги 27.09.2012 - 14:46 написал

    У меня проблема со снятием указателя со спидометра, и мне приходится его снимать, чтобы добраться до механизма одометра

    Не переусердствуйте — основные повреждения одометра можно успешно устранить, не снимая стрелку и циферблат.

    m104user 27 сентября 2012 - 19:02 написал

    Стрелку можно снять вилкой или тонкими щипцами

    Я не рекомендую ни один из этих способов - вырывание указателя вилкой может привести к изгибу (или хуже!) оси.
    Достаточно взять указатель пальцами и покрутить его в одну сторону, слегка потянув вверх (на себя). Ну, я не знаю, как это лучше объяснить - в любом случае, никакого дополнительного инструмента не требуется.

    m104user 27 сентября 2012 - 19:02 написал

    Просто надо быть осторожным, чтобы не сломать кружок в середине указателя, потому что он очень плохо держится

    Это самая маленькая проблема - потому что этот кружок имеет только косметический смысл и его можно приклеить на любой клей (и даже на жвачку)

    Пользователь Myagi 27.09.2012 - 19:43 написал

    другие считают, что хуже всего, потому что счетчик после операции показывает не так, как надо.

    Дело простое - надо только подходить к делу с любым понятием - а не "стихия"
    На циферблате под стопорным штифтом указателя нанесена метка. Поместите стрелку на этот знак во время сборки, а после нажатия поместите конец над стопорным штифтом, и спидометр ДОЛЖЕН это хорошо показать. Конечно у меня есть нужное фото - но показывать не буду. Это пустая трата моего времени - фото все равно будет удалено Управлением
    .

    Одометр, километры, одометр — что это такое, как работает

    Не одометр, а одометр

    Интернет принял термин одометр одометр. Последнее является техническим названием устройства для измерения расстояния. Другое распространенное название - одометр , что кажется более точным, поскольку одометр часто путают со спидометром. В этой статье я буду использовать эти термины взаимозаменяемо.

    Почему откатываются счетчики и как проверить пробег?

    Переворачивание счетчика пробега, к сожалению, для нас норма, и все к этому привыкли. Покупая подержанный автомобиль, мы никогда не можем быть уверены, что пробег составляет…

    Ошибка измерения одометра и, следовательно,

    На практике одометр не измеряет пройденное расстояние напрямую, а измеряет количество оборотов колеса автомобиля во время движения , а показания являются результатом этого измерения и алгоритма преобразования или соответствующего передаточное число в механизме.Это важно, потому что после изменения размера колеса (изменения диаметра) показания одометра уже не будут такими, как раньше.

    На самом деле, даже небольшая разница в результате смены шин на модель другого производителя или изменения давления в шинах уже вызывает изменения на дисплее.

    Поэтому следует предположить, что это не точный прибор, и допуск показаний от 2 до даже 10%. в случае износа барабанных механизмов. Вопреки видимости, даже 2 процента.это большая разница, потому что только на расстоянии 100 км это означает 2 км. С пробегом 10тыс. км разница 200 км.

    Как проще всего проверить пробег автомобиля, который вы покупаете?

    Покупка подержанного автомобиля – серьезное вложение, требующее определенных размышлений. Однако трудно найти подержанный автомобиль, который не окажется…

    Так же стоит помнить во время дискуссии о точности измерения расхода топлива - показания пробега со счетчика и количество залитого на ТРК топлива так же надежны, как и показания бортового компьютера.Мой опыт в этом вопросе показывает, что разница между первым и вторым измерением составляет от -3 до +9%. в зависимости от марки и даже модели автомобиля.

    Расход топлива по трассе и проселку. Развенчиваем распространенный миф

    Распространенный миф о том, что расход топлива на трассе ниже, чем на обычной дороге, потому что движение плавное. Практика... 9000 7

    Три типа одометра

    В основном различают три типа одометров, отличающихся конструкцией:

    • Механический - с барабанным механизмом (цифры нанесены на вращающемся барабане), использовавшийся в автомобилях несколько десятков лет назад.Данные о числе оборотов колеса получают механически от системы привода. В настоящее время такие счетчики больше не используются.
    • Электромеханический - с механическим сбором данных, но с электронным дисплеем.
    • Электронный - данные получаются с датчиков и отображаются в электронном виде на панели приборов.

    Отказы счетчика пробега

    В настоящее время это типичные отказы электроники, возникающие в результате ошибок проектирования или нештатных ситуаций, таких как затопление автомобиля или история аварий.

    Полиция проверит счетчик

    Полиция будет принимать активное участие в создании базы данных транспортных средств, проверяя показания одометра и отправляя информацию в Центральный реестр транспортных средств.

    -  В настоящее время редко возникают проблемы со счетчиками. Чаще всего страдают старые автомобили. У старых моделей Citroën и Peugeot были проблемы из-за качества электроники. Причинами иногда были возраст, износ, плохое качество, холодный февраль и т.д.Электролитические конденсаторы высохли, & Hairsp; - & hairsp; говорит Ярослав Шиманяк из AMT Serwis, входящей в сеть ProfiAuto. поддержки напряжения.

    Отремонтировать электронный одометр теперь проще, чем старый барабанный счетчик.

    - Все делается с помощью программатора. Раньше было больше раздевания и механической работы.Ремонт одометра стоит от 300 злотых и выше, добавляет механик.

    Следуйте за нами в Новостях Google:

    Оцените качество нашей статьи: Ваши отзывы помогают нам создавать лучший контент.

    .

    В чем разница между спидометром и одометром? (авто и мото)

    Как и все автомобили, мотоциклы, грузовики и велосипеды имеют приборную панель. Иногда мы предпочитаем называть эту часть автомобильного салона консолью. Так называется набор устройств для отображения наиболее важной информации, необходимой водителю.

    Среди множества индикаторов можно выделить несколько основных. Каждый из них имеет свой набор параметров для отображения информации об основных параметрах работы автомобиля.Итак, давайте посмотрим, какие функции у двух измерительных приборов из присутствующих на консоли.

    Спидометр

    Слово происходит от английского слова «скорость» и греческого слова «мера» . Так называется измерительный прибор, модуль, определяющий мгновенную скорость.

    Это можно считать самым основным устройством на консоли любого автомобиля. Некоторые автомобили оснащены цифровым индикатором, но, как правило, это индикатор , выбираемый стрелкой .Спидометр нужен только для того, чтобы показывать скорость, с которой движется автомобиль. Цифровые значения циферблата спидометра обычно представляют собой значение, измеренное в «километров в час» . Хотя устройства в некоторых странах могут иметь пометку «мили в час».

    Одометр

    Одометр, часто называемый просто "одометр" - прибор для измерения расстояния . Слово происходит от греческих слов «путь» и «мера». Этот датчик отображает количество пройденных километров из расчета количества оборотов, сделанных колесом.

    Большинство людей может быть незнакомо с термином, используемым для измерения расстояний. Они просто называют это "измерителем расстояния". Но правильный термин для этого - одометр.

    Сейчас почти все устройства обрабатывают данные в цифровом виде, хотя некоторые модели все еще доступны с аналоговыми датчиками. Автомобили, выпущенные до девяностых годов прошлого века, оснащены механическими индикаторами приборной панели. Сегодня почти все автомобильные приставки оснащены цифровыми устройствами.Как правило, единицы измерения «одометра» на консоль не выводятся, но учтите, что одометр записывает расстояние в тех же единицах измерения, что и спидометр (километры, мили).

    Рассмотрим принцип работы спидометра и одометра

    Компоненты механического спидометра и одометра приводятся в движение гибким тросом с туго закрученной пружиной . Трос обычно вращается внутри защитной металлической трубки с резиновым кожухом.На велосипеде маленькое колесо, соприкасающееся вращением с велосипедным колесом, вращает трос. В автомобиле коробка передач входит в зацепление с выходным валом коробки передач за счет поворота троса. Кабель проходит к консоли, где он соединяется с входным валом устройства. Когда колеса автомобиля вращаются, этот трос передает крутящий момент на стрелку спидометра, одновременно перемещая ряд шестерен механизма одометра, вращая ряд пронумерованных барабанов на пройденные километры.

    Компьютер, оснащенный электронной консолью, считает обороты колеса, а затем преобразует, автоматически рассчитывает и отображает информацию о текущей скорости и пройденном расстоянии на консольных устройствах в удобном для человека виде.

    Некоторые одометры, названные одометрами , можно вручную обнулить; используются для измерения длины отдельных поездок. Недобросовестные продавцы могут фальсифицировать показания счетчика пути, предоставив покупателю ложную информацию о пробеге.

    Что у них общего?

    Чтобы устройства подсчета и индикации движения выполняли свои задачи, каждый из этих механизмов должен одинаково измерять скорость и расстояние. На приборной панели одометр обычно располагается чуть ниже центра колеса спидометра, ниже центра вращения стрелки .Такая установка была обусловлена ​​необходимостью использования одного поворотного троса для отклонения стрелки указателя скорости при повороте шестерен механизма вычисления скорости колеса.

    При использовании бортовых компьютеров автомобиля производится калибровка датчиков скорости вращения колес, показателей спидометра и электронного одометра. Эта калибровка гарантирует, что каждое устройство измеряет одинаковые значения параметров..

    Какая разница?

    Хотя оба рассматриваемых устройства изменяют значение указателя только во время движения, в неподвижном состоянии, значение скорости равно нулю .В этот момент стрелка спидометра показывает ноль. Как только колеса начинают вращаться, автомобиль начинает движение, одометр начинает считать километры, а стрелка спидометра показывает текущую скорость автомобиля.

    Показания спидометра позволяют водителю объективно воспринимать ситуацию, правильно прогнозировать траекторию движения транспортного средства, тем самым соблюдая правила дорожного движения. Одометр во время движения практически бесполезен, но позволяет водителю заранее спланировать техническое обслуживание или определить пройденное за день расстояние.

    Практически каждый день, сидя на водительском месте за рулем автомобиля, человек смотрит на приборную панель, невольно отмечая значение одометра. Во время движения внимание водителя регулярно переключается на спидометр, что позволяет своевременно регулировать скорость. Такие известные устройства, отличающиеся по назначению и внешнему виду, помогают практически незаметно обеспечить безопасность и комфорт.

    .

    Смотрите также