Как определить исправность гидрокомпенсаторов на ниве шевроле


что делать, если стучат на холодную, замена на регулировочные болты, гидрики на механику

Многие владельцы отечественных кроссоверов, не желая платить неоправданную, по их мнению, цену СТО,задаются вопросом, как самостоятельно проверить гидрокомпенсаторы на Ниве Шевроле. При желании это можно сделать своими руками. А как именно, мы постараемся доходчиво и просто объяснить в статье.

Описание устройства гидрокомпенсатора и его принцип действия

Гидрокомпенсаторы призваны автоматически регулировать тепловой зазор между клапанами и распредвалом двигателя. Приставку гидро- обеспечивает масло, которое поступает в компенсаторы под давлением, а сложный и невероятно точный комплект пружин обеспечивает необходимый зазор.

Гидрокомпенсаторы, которые в последние годы устанавливают на Chevrolet Niva , дают им ощутимое преимущество:

  • отпала необходимость периодически регулировать клапана;
  • теперь ГРМ работает более четко и правильно;
  • значительно уменьшился шум при работе двигателя, он начинает меньше стучать;
  • значительно увеличился ресурс работы деталей ГРМ.

Основные детали узла:

  1. Плунжерная пара.
  2. Корпус.
  3. Плунжерная втулка.
  4. Плунжерная пружина.
  5. Клапан-шарик плунжера.

Принцип работы узла относительно прост и состоит из трех основных функций:

  1. Между кулачком распредвала и компенсатором остается небольшой зазор, который заполняется маслом. Плунжерная пружина толкает плунжер из втулки, масло заполняет зазор под давлением, доходит до нужного уровня, а шариковый клапан при этом перекрывает подачу масла. После этих действий зазор исчезает.
  2. Поворачиваясь, кулачок перемещает компенсатор вниз. За счет набранного масла плунжерная пара приобретает жесткость и давит на клапан, открывая его.
  3. Во время опускания вниз плунжер теряет немного масла, и его давление падает. При дальнейшем движении кулачка цикл повторяется.

Виды гидрокомпенсаторов

В начале производства автомобилей Шевроле Нива устанавливались компенсаторы старого образца, а уже с осени 2008 года стали устанавливать модифицированный, новый вариант этой детали.

Гидрокомпенсаторы Нива Шевроле старого образца

До 2005 года концерн Дженерал Моторс поставлял свои компенсаторы, которые отличались безупречным качеством. А вот далее пошли отечественные «гидрики», и начались проблемы. Качество поставляемых деталей оставляло желать лучшего, металл, из которого делались детали, был сырой и не отличался долгими сроками работы.

Новое поколение

Конец 2008 года ознаменовался появлением у сборщиков Шевроле-Нива гидрокомпенсаторов нового поколения. Первое время, около двух лет, проблем не было, детали были хорошего качества, металл каленый, износостойкий. А дальше началась та же история, что и со старыми — стаканы стали «полусырыми» и долго служить своим хозяевам не могли.

В зависимости от конструкции ГРМ (газораспределительного механизма) различают несколько типов гидрокомпенсаторов:

  • гидротолкатели;
  • роликовые гидротолкатели;
  • гидроопоры;
  • гидроопоры, которые устанавливаются в коромысла или рычаги.

Как определить неисправный гидрокомпенсатор

Чтобы определить стучащий компенсатор, необходимо отверткой, которая используется как рычаг, надавить на те «гидрики», которые стоят в ВМТ (верхней мертвой точке). Если под давлением отвертки гидрокомпенсатор проваливается, значит, он не отрегулирован. Если хотите в этом убедиться, быстро понажимайте отверткой, услышите характерный звук.

Типичные неисправности

Проблемы с гидрокомпенсаторами возникают по двум причинам. Определить их нетрудно — это либо механическая поломка самого узла, его разрушение, либо поломка системы подачи масла в компенсатор.

В первом случае, распространенной причиной служит износ плунжерной пары. Это неизбежный процесс, который зависит только от времени эксплуатации узла и качества металла, из которого он сделан. Нельзя исключать и заводской брак, это встречается крайне редко, но все-же бывает. Относится к замене этой детали стоит как к замене обычного расходника.

Во втором случае значение имеет уровень масла в моторе, он может быть занижен или завышен. Может быть загрязнен масляный фильтр и грязь попала в каналы. Несвоевременная замена масла — еще одна причина нестабильной работы узла.

Не стоит забывать о правильном подборе масла — используйте масла одного типа и желательно одного производителя. Последствия невыполнений этих правил могут быть плачевными, сэкономив на масле, можно «влететь» на ремонт двигателя.

Причины стука гидрокомпенсаторов

Стук гидрокомпенсаторов Шевроле-Нива можно легко определить на слух, он стучит с частотой вдвое меньше частоты оборотов мотора. Стучать он может как на холодном двигателе, так и на горячем, а причины для этого разные.

Причины стука «на холодную»:

  1. Густое масло. По мере прогрева мотора масло нагревается, становится жиже, и стук уходит.
  2. Грязь. Из-за плохого фильтра или старого масла грязь может попадать в каналы и отверстия и забивать их.
  3. Износ или поломка плунжера. Причиной может быть естественный износ или абразивные загрязнения, попавшие в масло.

«На горячую»:

  1. Заклинивание плунжера. Задиры на плунжерной паре повышают ее износ в разы и блокируют его.
  2. Масло с неправильной вязкостью. При сезонной самостоятельной смене масла, иногда владельцы ошибаются и заливают масло с неправильной вязкостью. Если оно слишком жидкое, то быстро вытекает через тех. зазоры.
  3. Повышенный уровень масла в моторе. Если это произошло из-за попадания в масло охлаждающей жидкости, то оно будет вспениваться, контактируя с коленчатым валом.

Все эти причины можно устранить самостоятельно, если внимательно следить за своим автомобилем.

Стоит ли менять гидрокомпенсаторы на болты на Ниве Шевроле

Что практичнее, болт или гидрокомпенсатор – этот вопрос волнует многих владельцев Шевроле-Нива. Для начала нужно выяснить – почему некоторые водители решаются на подобную замену? Ответ прост – внедрение компенсаторов вселяло надежду раз и навсегда решить вопрос с тепловыми зазорами. На деле плохое качество гидрокомпенсаторов только ухудшило ситуацию – денег потрачено больше, а проблема не решена.

По этой причине некоторые владельцы Нива-Шевроле «возвращаются к истокам» т. е. переходят обратно на болты. Можно много спорить об эффективности подобного перехода, но часто на форумах владельцев таких машин можно прочитать вот такие отзывы:

«…Поменял обратно «гидрики» на болты, итог: расход упал, холостой ход стабильный, тяга пошла с низов, сцепление стало заметно легче. Принятым решением доволен, замена себя оправдала».

Подобные высказывания встречаются все чаще и чаще. Многие не решаются на подобные действия — менять что-то в моторе владельцам боязно, поэтому каждый принимает такое решение для себя сам.

Конструкция гидрокомпенсаторов на Нива Шевроле

Конструктивно «гидрики» состоят из пяти основных деталей:

  1. Корпус.
  2. Плунжеры.
  3. Плунжерные пружины.
  4. Втулка.
  5. Обратный клапан.

Изредка встречаются плунжеры, в которых нет внутренних отверстий, а верхняя, сферическая часть, выступает опорой. Пружина плунжера, расположенная внутри, заставляет втулку выполнять свои двигательные функции.

Когда нужно, а когда не стоит менять гидрокомпенсаторы и особенности замены

В идеале при нормальной работе гидрокомпенсатора не должно быть никаких посторонних звуков. Но иногда из-под капота слышны звуки, которые вызывают желание заменить детали ГРМ. Но обязательной замене подлежат «гидрики» на моторах с большим пробегом — у них высокий процент износа и ремонтировать их бессмысленно. В остальных случаях можно обойтись менее радикальными действиями.

Внимание. Иногда не стоит сразу разбирать мотор и пытаться выяснить причину поломки. Часто замены масла достаточно, чтобы проблема ушла, а деньги и нервы были сэкономлены.

Из особенностей замены гидрокомпенсаторов на Шевроле-Нива стоит выделить следующие:

  • при появлении постороннего стука из под клапанной крышки не спешите сразу разбирать ГРМ и менять узлы, вначале поменяйте масло и фильтр;
  • используйте масло одного производителя;
  • не нужно сильно затягивать детали, это может привести к поломке;
  • при установке новых деталей, не забудьте тщательно промыть их в бензине.

Это интересно:
Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ в Нива Шевроле

Особенности замены цепи ГРМ в Ниве Шевроле своими руками

Регулировка клапанов Шевроле Нива своими руками

Вывод

Неисправный гидрокомпенсатор может создать серьезные проблемы для всего автомобиля. Поэтому не стоит экономить на мелочах (масле и т. д.), чтобы не столкнуться с непредвиденными расходами и серьезным ремонтом техники.

Регулировка гидравлических подъемников

по: Alittle1, Augusto, Cobalt327, Crosley
(Нажмите здесь, чтобы отредактировать эту страницу анонимно или зарегистрируйте имя пользователя, которое будет указано для вашей работы.)

Универсальный гидравлический подъемник Гидравлический подъемник Schubeck с нулевым креплением

Состав

  • 1 Обзор
  • 2 Слово о толкателе правильной длины
  • 3 Какой предварительный натяг я должен использовать?
  • 4 Следует ли "накачать" подъемники маслом перед их установкой?
  • 5 Могу ли я заменить поврежденный подъемник на новый?
    • 5.1 гидравлический роликовый кулачок и подъемники Chevy OEM
  • 6 Перед тем, как начать, вам необходимо знать:
    • 6.1 Порядок зажигания и направление вращения распределителя
    • 6.2 Порядок расположения клапанов в головке блока цилиндров
  • 7 Регулировка гидравлики
.

Как определить гидравлические и твердые подъемники в моем двигателе

от Floyd Drake III

Большое изображение технического обслуживания двигателя от Алексея Стиопа с Fotolia.com

Клапанные подъемники - это стержни, идущие от распределительного вала внутри двигателя до клапанного механизма наверху головки блока цилиндров. Функция подъемника - следовать форме выступа распределительного вала, который поднимает и опускает подъемник, заставляя клапаны открываться и закрываться в нужное время. Твердые подъемники являются механическими, требующими периодической регулировки, в то время как гидравлические подъемники являются саморегулирующимися и поддерживают постоянный нулевой зазор клапана или зазор.Различие между ними достигается путем определения наличия зазора клапана или зазора между коромыслом и верхней частью штока клапана.

Шаг 1

Снимите одну из крышек клапана с помощью торцевого ключа, чтобы получить доступ к блоку клапанного механизма. Когда клапанная крышка снята, клапанный механизм в сборе будет полностью виден. Сверху узла клапанного механизма находятся коромысла. Коромысла «поднимаются» подъемниками с одной стороны, при этом нажимая на клапаны с другой стороны.

Шаг 2

Определите место измерения зазора клапана. Зазор клапана - или зазор между коромыслом и верхней частью штока клапана - измеряется на ближайшем конце коромысла, когда он стоит сбоку от автомобиля, для двигателей с задним приводом; или в передней части автомобиля для двигателей с поперечным приводом на передние колеса. Конец коромысла находится на верхней части пружины, которая окружает шток каждого клапана.

Измерьте любой зазор между коромыслом и верхней частью штока клапана.В сборках сплошных подъемников имеется зазор между коромыслом и верхней частью штока клапана. Это называется зазором клапана, который необходимо отрегулировать на сборках сплошных подъемников. Вставьте щуп для определения зазора. Размер зазора не имеет значения, поскольку наличие зазора указывает на твердые подъемники, а отсутствие зазора - на гидравлические подъемники. Иллюстрация, демонстрирующая этот процесс, находится по ссылке DPG Nation в разделе Ресурсы.

Наконечник
  • Другой способ быстро определить твердые или гидравлические подъемники - это сильно надавить на подъемный конец коромысла.Гидравлические подъемники позволят немного двигаться, в то время как твердые подъемники не сдвинутся с места.
Вещи, которые вам понадобятся
  • Щуп
  • Торцевой ключ
Другие статьи
.

Lifters

от: Cobalt327, Crosley
(Щелкните здесь, чтобы отредактировать эту страницу анонимно или зарегистрируйте имя пользователя, которое будет засчитано за вашу работу.)

Типовой гидравлический подъемник

[править] Обзор

Толкатель (или "толкатель") двигателя с верхним расположением клапана движется по выступу кулачка, приводя в действие толкатель, который направляет движение к штоку клапана. Это важная часть клапанного механизма, и важность правильного разрыва между ножкой подъемника плоского толкателя и кулачком невозможно переоценить.

[править] Типы подъемников

Подъемники

бывают гидравлическими или монолитными. Они могут быть как типа «плоский толкатель», так и типа ролика. Эти два типа могут быть гидравлическими или твердыми (также называемыми «механическими»).

[править] Толкатель плоский

Подъемники с плоским толкателем на самом деле не являются идеально плоскими, они имеют очень плавный радиус, прилегающий к ним, чтобы помочь подъемнику вращаться (вместе с углом выступа кулачка). Большинство плоских толкателей напоминают стальной цилиндр с внутренним стопорным кольцом на одном конце, удерживаемым в чашке толкателя.

Плоские клапанные механизмы кулачка толкателя / толкателя были основной формой привода клапана для отечественных двигателей с начала 50-х до примерно середины 80-х годов. Они были достаточно прочными и достаточно надежными, хотя были и лучшие конструкции. Только после того, как EPA потребовало изменить состав моторных масел, они перестали быть популярными.

[править]

Опора плоского толкателя не идеально плоская, а слегка выпуклая. Это сделано для того, чтобы подъемник мог вращаться, и его форма в сочетании с формой выступа кулачка является причиной этого вращения.Вращение подъемника обеспечивает смазку и охлаждение высоконагруженной поверхности раздела между подъемником и кулачком, чтобы не вызывать чрезмерного износа во время работы.

Увеличенный вид плоской головки толкателя и выступа кулачка
[править] Грибовидный плоский толкатель

Грибные подъемники использовались в высокопроизводительных плоских толкателях. Больший диаметр ножки грибовидного подъемника позволил ему работать с более агрессивными профилями кулачков. Они практически не использовались на серийных двигателях, процесс сборки при их использовании трудоемкий, чего производитель всегда старается избежать.

[править] Гидравлический подъемник

Гидравлический подъемник уже более 40 лет является основой отечественных автомобильных двигателей. Его конструкция позволяла практически не требовать обслуживания клапанный механизм. Обычно они тихие и надежные.

Гидравлический подъемник был изобретен как средство сокращения затрат на техническое обслуживание и снижения шума в работе клапанного механизма. Обычно давление масляного насоса двигателя обеспечивает "саморегулирующееся" гидравлическое действие и удерживает подъемник плотно прилегающим к распределительному валу и штанге толкателя.Это действие хорошо контролировалось конструкцией в пределах нормального рабочего диапазона большинства легковых автомобилей, хотя чрезмерное удлинение, известное как «накачка» подъемника, может происходить при повышенных оборотах, позволяя удерживать клапаны вне седла, вызывая потерю мощность. Это означает, что механические подъемники - это предпочтение

.

Гидравлическая проводимость - Проблемы, определение и применение

\ n

8.1 Предварительная оценка

\ n

Каждый пациент, направленный на легочную реабилитацию, должен пройти тщательное обследование до начала программы. У большинства пациентов есть постоянный пульмонолог, ведущий заболевание легких. В рамках лечения пульмонологи направляют пациента на легочную реабилитацию в дополнение к фармакологическому лечению. Эти пациенты, поступающие на легочную реабилитацию, уже прошли оценку симптомов и физическое обследование.Тем не менее, рекомендуется проводить тщательную оценку медицинских проблем пациента, лабораторных результатов, социальных привычек и конкретных лекарств. Это должно сопровождаться всесторонним физическим обследованием с оценкой функциональных возможностей пациента. В большинстве программ легочной реабилитации эту оценку проводят физиотерапевты. Если пульмонолог является неотъемлемой частью программы, врач может выполнить эту работу.

\ n

Перед началом программы легочной реабилитации необходимо провести тщательную оценку легочного заболевания пациента и его текущей степени тяжести.Для пациентов с ХОБЛ это будет включать продолжительность их симптомов, текущую симптоматику, оценку mMRC [46], историю курения, исследование функции легких, анализ газов артериальной крови, ингаляторную терапию, кислородные добавки и назначение неинвазивной вентиляции. Обязательно обращайте особое внимание на сопутствующие заболевания пациента. Это очень важно, так как ряд других медицинских проблем может повлиять на течение болезни и физическую работоспособность пациента. Они могут включать ожирение, СОАС, диабет, сопутствующие сердечно-сосудистые заболевания, гипертензию, остеоартрит, легочную гипертензию, заболевания периферических сосудов и злокачественные новообразования.

\ n

Подробная оценка до реабилитации позволяет физиотерапевту разработать индивидуальный план лечения для пациентов. Эта стратегия особенно полезна для пациентов с запущенным заболеванием, низкой переносимостью физических нагрузок, особыми потребностями здравоохранения, такими как повышенная потребность в кислороде, кардиостимуляторы или дефибрилляторы, ходунки и трость. Информация, собранная в начале программы, поможет установить реалистичные индивидуальные цели и предупредить поставщика о возможности побочных эффектов.

\ n

Физикальное обследование в начале программы легочной реабилитации сосредоточено на измерении функционального состояния пациента и способности выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Наиболее актуальным для пациентов с ХОБЛ будет обследование на атрофию мышц, подвижность суставов, постуральные деформации и кардиореспираторное обследование. Результаты этого обследования позволяют физиотерапевту оценить индивидуальную переносимость пациента и возможные области улучшения.

\ n

Важным компонентом медицинского осмотра является оценка питания.Обычно это включает измерение веса, роста и ИМТ. Как недостаточный, так и избыточный вес у пациента с ХОБЛ может быть вредным. Избыточный вес может привести к внешнему ограничению объема легких, а также к увеличению работы дыхания. Потеря веса и мышечное истощение - плохой прогностический фактор у пациентов с ХОБЛ [59, 60, 61].

\ n

Соответствующее респираторное обследование у пациентов с ХОБЛ направлено на способность пациентов очищать свои респираторные выделения, использование вспомогательных дыхательных мышц, характер дыхания, сопутствующие звуки при аускультации, такие как хрипы и крепитация.Знание респираторного статуса пациента поможет разработать образовательный план, касающийся самоконтроля, соблюдения режима приема лекарств и тренировки дыхательных мышц.

\ n

Снижение функциональной способности из-за физического разрушения часто встречается у пациентов с ХОБЛ. Это многофакторное явление, связанное с плохим питанием, системным воспалением, сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями, постуральными деформациями и остеопорозом [62]. Опрос пациента для выяснения его способности выполнять обычные упражнения, длительные упражнения и риск падений имеет важное значение.Несколько анкет также использовались для объективного измерения исходных функциональных возможностей отдельных пациентов. Вот несколько примеров: показатель функциональной независимости (FIM), оценка моторных и технологических навыков (AMPS) и оценка функциональной способности (FCE) [63].

\ n

Помимо анкеты, можно использовать различные тесты с физической нагрузкой для оценки индивидуальных функциональных возможностей пациента. Эти тесты с физической нагрузкой можно проводить в виде тестов на ходьбе, на велоэргометре или на беговой дорожке. В большинстве больниц простая прогулка может быть рентабельной и практичной.Прогулочные тесты считаются более точными, отражающими повседневную функциональность пациента с ХОБЛ. Некоторые из часто используемых тестов ходьбы включают тест 6-минутной ходьбы (6MWT) и тестирование пошаговой ходьбы шаттлом. Для выполнения 6MWT установлены стандартизированные протоколы. Если он выполняется в соответствии с установленным протоколом, этот обходной тест является воспроизводимым и надежным тестом как для диагностических, так и для прогностических целей. В этом тесте пациенты ходят взад и вперед по 30-метровому коридору в своем собственном темпе в течение 6 минут.Во время теста по визуальной аналоговой шкале измеряется пройденное расстояние, показатели жизнедеятельности, десатурация кислорода, развитие одышки [64]. Тест инкрементальной ходьбы челнока проводится на размеченном курсе длиной 10 м. Это тест с ходьбой в темпе для оценки максимальной переносимости физической нагрузки с ограничением симптомов. Тест продолжается до появления у пациента симптомов одышки или в течение 20 минут, в зависимости от того, что наступит раньше. Это достоверное и популярное тестирование в различных клинических условиях с ограниченными ресурсами [45].

\ n

Если физиотерапевты выявляют помимо функциональных ограничений определенные проблемы, могут потребоваться другие тесты.Эти тесты направлены на определение мышечной слабости, нарушений походки и включают в себя тестирование равновесия и тесты сидя-стоячий [65].

\ n \ n

8.2 Компоненты легочной реабилитации

\ n

После первичной оценки пациент включается в программу легочной реабилитации. Основная цель такой программы для любого пациента с ХОБЛ - помочь ему в выполнении основных повседневных действий независимо. Независимость достигается за счет уменьшения одышки и утомляемости. Пациенты с ХОБЛ непреднамеренно попадают в нисходящую спираль, где одышка приводит к бездействию, что, в свою очередь, приводит к ухудшению физического состояния и снижению способности справляться с повседневным стрессом.Чтобы спасти пациента от этой нисходящей спирали, программа легочной реабилитации направлена ​​на улучшение кардиореспираторной выносливости, силы мышц, гибкости тела и тренировки дыхательных мышц. Благодаря индивидуализированному клиническому анализу и обследованию пациента можно составить индивидуальный план лечения для каждого пациента. Этот план предназначен для установления конкретных целей пациента и сосредоточения внимания на областях функциональных ограничений, которые необходимо улучшить для достижения этих целей. По мере того, как пациенты с ХОБЛ проходят легочную реабилитацию, улучшение их физического восстановления и способности к физической нагрузке необходимо измерять и задокументировать.Это достигается за счет использования множества параметров, таких как количество выполняемых упражнений или улучшение восприятия одышки, симптомов, частоты сердечных сокращений во время нагрузки. Любые изменения этих параметров будут свидетельствовать об улучшении способности пациента справляться с физическим стрессом. Как обсуждалось ранее в этой главе, тесты ходьбы и анкеты могут обеспечить объективную оценку функционального улучшения у пациентов с ХОБЛ, проходящих легочную реабилитацию.

\ n \ n
8.2.1 Тренировка на выносливость
\ n

Тренировки с физическими упражнениями у пациентов с ХОБЛ могут проводиться в двух формах: непрерывная аэробная тренировка на выносливость высокой интенсивности или интервальная тренировка, при которой аэробика высокой интенсивности чередуется с упражнениями низкой интенсивности [66 ].Непрерывный высокоинтенсивный режим тренировок на выносливость можно проводить с постоянной или возрастающей нагрузкой. Было показано, что аэробные тренировки высокой интенсивности (70–80% от максимальной скорости работы) приведут к максимальному улучшению физической формы за счет увеличения потребления кислорода, отсрочки анаэробного порога и снижения частоты сердечных сокращений при заданной частоте упражнений [27, 62, 67, 68, 69].

\ n

У пациентов с прогрессирующей ХОБЛ и стойкой одышкой трудно выдерживать высокоинтенсивные тренировки на выносливость.Этим пациентам могут быть предоставлены интервальные тренировки на выносливость. При таком подходе высокоинтенсивные аэробные тренировки короткими сериями (30–180 с) чередуются с упражнениями низкой интенсивности (что приводит к субъективному ощущению нагрузки от 4 до 6 по модифицированной шкале Борга) или отдыхом [70, 71, 72, 73, 74].

\ n

Несмотря на то, что аэробные параметры могут быть менее заметными, этот тренировочный подход оказался эффективным в повышении выносливости при физической нагрузке у пациентов с ХОБЛ [42, 75].Интервальные тренировки на выносливость приводят к меньшей степени легочной гиперинфляции, позволяя пациентам тренироваться дольше без чрезмерной одышки. Пациентам с ХОБЛ легче адаптировать режим упражнений с меньшей интенсивностью в повседневной жизни. Выбор режима в конечном итоге зависит от предпочтений как терапевта, так и пациента.

\ n

Тренировка на выносливость проводится с использованием различных методов, включая ходьбу (беговая дорожка или наземная ходьба с опорой на ходунки или инвалидное кресло), езда на велосипеде, гребля и плавание или модифицированные аэробные танцы.Рекомендуется проводить эту тренировку 3–5 раз в неделю с интенсивностью, нацеленной на оценку одышки по шкале Борга 4–6 (средний уровень упражнений) [26, 44, 48, 67, 69, 76, 77, 78, 79 ]. Сеансы упражнений могут длиться от 30 до 120 минут, с непрерывной аэробной активностью не менее 30 минут, в зависимости от способностей каждого пациента [26, 46, 79, 80]. Общая рекомендация по частоте легочной реабилитации - два сеанса упражнений под наблюдением в неделю и третье занятие без него, исходя из имеющихся ресурсов [44, 81, 82].Для улучшения физической формы необходимо как минимум 12 тренировок или 4 недели реабилитационной программы. Продолжительность программы может быть увеличена до 72 недель, если пациент настроен и страховое покрытие благоприятно [48, 83, 84]. В то время как более короткие (6–8 недель) программы легочной реабилитации более рентабельны и широко распространены, более продолжительные программы показали устойчивые положительные эффекты. В основном это связано с тем, что более продолжительные программы приводят не только к физиологическим изменениям, но и к изменениям поведения [85].

\ n

Более конкретно для пациентов с ХОБЛ рекомендуется проверять насыщение оксигемоглобином как перед началом упражнения, так и при максимальной скорости работы. Это не только поможет определить потребность в кислородной добавке, но и поможет терапевту и пациенту узнать, какой уровень нужно использовать при различной интенсивности работы. Точно так же во время программы необходимо уделять особое внимание бронхолитической терапии пациента, как пролонгированного, так и короткого действия. Пациентам может потребоваться введение бронходилататора короткого действия в начале упражнений или во время тренировки.Для успешного результата тренировки на выносливость важно, чтобы пациент прошел обучение работе с аналогичным устройством для доставки кислорода, которое они используют дома, и оптимальному ведению ХОБЛ. Стабильная дыхательная функция позволит пациентам выдерживать тренировки с более высокой интенсивностью в течение более длительного периода.

\ n \ n \ n
8.2.2 Силовые тренировки
\ n

Помимо улучшения выносливости, пациенты с ХОБЛ получают пользу от увеличения мышечной силы [26, 83, 86, 87]. Повышенная мышечная сила дает пациентам возможность лучше справляться с ADL, улучшает их походку и снижает риск падения, тем самым делая их более независимыми [88].Недавний метаанализ, посвященный изучению различных методов PR при ХОБЛ, показал большее улучшение HRQoL за счет добавления силовых тренировок, чем только тренировки на выносливость [89]. Физиологическое улучшение мышечной силы у пациентов с ХОБЛ может привести к увеличению физической выносливости, 6-минутной ходьбы и максимального потребления кислорода [90, 91]. Силовые тренировки наиболее полезны, если они направлены на мышцы, участвующие в функциональной жизни. Это включает тренировку мышц верхних и нижних конечностей, а также туловища.

\ n

Доказано, что тренировка нижних конечностей приводит к значительному улучшению амбулаторной выносливости у пациентов с ХОБЛ [42, 67, 92, 93, 94]. Это связано с тем, что нижние конечности больше всего страдают от мышечной дистрофии, связанной с заболеванием, у пациентов с ХОБЛ. Кроме того, увеличение силы нижних конечностей может снизить вероятность падений и поддерживать минеральную плотность костей у пациентов с ХОБЛ [45]. Общая рекомендация для увеличения силы нижних конечностей - проводить тренировки с отягощениями с 2–4 сетами по 10–15 повторений каждого упражнения в течение 2–3 дней в неделю.Выбор веса для этого типа тренировки с отягощениями индивидуален в зависимости от возможностей пациента. Увеличение веса происходит постепенно, когда пациент может выполнять все подходы с заданным весом [45]. Тренировки нижних конечностей можно достичь с помощью ходьбы, езды на велосипеде с пошаговыми нагрузками, подъема по лестнице, плавания, использования силовых тренажеров или резинок. Выбор определяется доступными ресурсами на сайте обучения.

\ n

Пациенты, страдающие ХОБЛ с гиперинфляцией и уплощенной диафрагмой, имеют ограничения в использовании верхних конечностей для выполнения ADL.Поднятие рук может привести к увеличению потребности в вентиляции и метаболизме у пациентов с ХОБЛ с низкими респираторными резервами. Считается, что это связано с тем, что некоторые мышцы верхних конечностей также служат вспомогательными мышцами дыхания [95, 96, 97]. Большая часть опубликованной литературы по легочной реабилитации предполагает положительный эффект тренировки верхних конечностей у пациентов с ХОБЛ. Некоторые из наблюдаемых преимуществ этой тренировки включают улучшенную силу верхних конечностей, которая зависит от конкретной задачи, снижение требований к вентиляции и большую независимость при выполнении ADL.Несмотря на эти наблюдаемые преимущества, оптимальный рецепт тренировки верхних конечностей остается неясным.

\ n

Физиотерапевты должны помнить, что при тренировке верхних конечностей пациенты с ХОБЛ могут иметь повышенную вентиляционную работу, асинхронное дыхание и более выраженную одышку в зависимости от уровня работы. Разумно начинать с низкого сопротивления и частых повторений, прежде чем постепенно увеличивать вес [81]. Силовая тренировка мышц верхних конечностей и туловища достигается за счет использования легких весов (гантели, резинки), тренажеров для более сильных пациентов, гребных тренажеров и т. Д.Некоторые из этих инструментов могут также выполнять аэробные упражнения, улучшая силу и выносливость верхних конечностей.

\ n

Физиотерапевты могут проводить тренировки верхних и нижних конечностей через день, чтобы улучшить переносимость пациента. Прогрессивное улучшение мышечной силы документируется с помощью стандартизованных подъемных тестов, возрастающей резистивной нагрузки, переносимой пациентом, и повышения способности эффективно выполнять ADL [86].

\ n \ n \ n
8.2.3 Тренировка на гибкость
\ n

Многие пациенты с ХОБЛ страдают от изменений в структуре грудной стенки из-за гиперинфляции, гипертрофии дополнительных дыхательных мышц и отсутствия физической активности. Это в дальнейшем приводит к изменению осанки и снижению подвижности. Чтобы этого не произошло, пациенты с ХОБЛ проходят тренировку на гибкость в рамках программы легочной реабилитации.

\ n

Упражнения на гибкость приводят к улучшению подвижности за счет увеличения диапазона движений суставов, уменьшения их жесткости, улучшения осанки и увеличения жизненной емкости легких [45].Пациентам с ХОБЛ подходят легкие упражнения на растяжку с движениями всего тела в сочетании с дыхательными техниками [65, 98, 99].

\ n

Этот вид тренировки учит пациента влиянию движений тела на дыхание. Поскольку эти упражнения выполняются в более медленном темпе без каких-либо резистивных нагрузок, их можно использовать во время периодов разминки или расслабления в программе. Проведены ограниченные исследования адекватной продолжительности и интенсивности упражнений на растяжку. Общая рекомендация - выполнять растяжку основных групп мышц верхних и нижних конечностей как минимум 2–3 дня в неделю [100].Польза от этого обучения может быть измерена путем документального подтверждения снижения субъективного восприятия скованности, уменьшения частоты болей в спине и травм суставов.

\ п \ п.

Смотрите также