Устройство масляного фильтра


Масляный фильтр, принцип работы и замена

Двигатель внутреннего сгорания имеет большое количество трущихся деталей. К ним, тем или иным способом, подводится смазка для уменьшения силы трения и удаления продуктов износа, непременно образующихся во время работы. Чтобы удаленная грязь не попадала снова на детали, масло необходимо очищать, для чего применяется специальный фильтр. Устройство масляного фильтра может быть различным, однако его предназначение неизменно – постоянная очистка смазочного материала.

Фильтр по мере эксплуатации автомобиля постепенно забивается, и его время от времени необходимо менять. Как правило, замена производится одновременно с заменой масла. Автопроизводители сами определяют периодичность замен, в зависимости от устройства двигателя и условий эксплуатации. Для современных бензиновых моторов интервал обычно составляет около 15000 км, для дизелей – вдвое меньше.

Содержание

  1. Конструкция масляного фильтра
  2. Типы масляных фильтров
  3. Что такое масляная центрифуга
  4. Как часто нужно менять масляный фильтр

Конструкция масляного фильтра

Масляные фильтры, применяемые на легковых автомобилях, имеют схожее устройство. Внутри корпуса, имеющего форму стакана, размещен фильтрующий элемент, пружина, перепускной и обратный клапаны. Он имеет несколько входных отверстий, расположенных по периметру верхней части, и одно выходное. На выходном отверстии имеется резьба для монтажа масляного фильтра. Снаружи также располагается резиновое уплотнительное кольцо, единственная задача которого – не допустить утечки масла через соединение.

Фильтрующий элемент обычно изготавливается из специального картона с пропиткой, который сложен гармошкой и закручен в рулон. Делается это для того, чтобы увеличить площадь рабочей поверхности, ведь чем она больше, тем качественнее очищается масло, и дольше прослужит фильтр.

О наличии перепускного клапана в фильтре многие даже не подозревают, однако он является необходимым элементом. Он нужен для того, чтобы в определенных условиях напрямую направлять неочищенное масло в систему смазки. Например, при запуске мотора в сильный мороз, когда оно загустевает и не может пройти через фильтрующий элемент (в противном случае поток густого масла разрушит фильтр). Благодаря этому двигатель, во время работы, не останется без смазки.

Задача обратного клапана – не допустить стекания смазывающего материала из масляной магистрали в картер заглушенного двигателя. В противном случае при следующем запуске мотор окажется без смазки, что не продлит ему жизнь. О том, как хорошо работает обратный клапан, можно судить по продолжительности горения индикатора давления масла на приборной панели, после запуска двигателя (изображение масленки). В идеале он должен гаснуть сразу же, но нормой считается время до семи секунд.

Типы масляных фильтров

Существует три типа масляных фильтров:

  • полнопоточный;
  • частичнопоточный;
  • комбинированный.

Они отличаются между собой способом фильтрации.

  1. Полнопоточный масляный фильтр подключается к системе смазки последовательно, и пропускает через себя весь объем масла, какой закачивает масляный насос. Его конструкция наиболее проста. Главное преимущество – высокая скорость очистки масла, а недостаток в том, что он быстро забивается. Наибольшее внимание в таком фильтре уделяется перепускному клапану. Когда фильтр сильно засоряется, давление в нем возрастает, и клапан открывается. Таким образом, масло перестает очищаться, однако исключается перегрев мотора в результате масляного голодания.
  2. Частичнопоточный фильтр подключается к смазочной системе параллельно. Через него, в отличие от полнопоточного, проходит только часть масла. Таким образом, скорость очистки значительно уменьшается, но фильтрация проходит лучше. В целом, степень защиты силового агрегата от продуктов износа, у частичнопоточного масляного фильтра и полнопоточного одинакова. Правда, первый снижает риск резкого перепада давления вследствие критического загрязнения.
  3. Для масляного фильтра комбинированного типа характерно наличие в системе смазки и полно- и частичнопоточного фильтров. Принцип его работы следующий: через полнопоточный фильтр проходит 90 % смазки, а через частичнопоточный – оставшиеся 10 %. Такое решение позволяет добиться практически полной очистки масла, увеличения его ресурса и более надежной защиты двигателя. Применяется данный тип фильтров, как правило, на дизельных моторах грузовиков и строительной техники.

Что такое масляная центрифуга

Центробежный масляный фильтр, или центрифуга – это фильтр, в котором очистка масла от примесей происходит под действием центробежных сил. Его основные составляющие – ротор и ось, ввернутая в корпус фильтра нижней частью.

Принцип его работы выглядит следующим образом. Масляный насос нагнетает масло внутрь ротора, через продольное и радиальное отверстия в оси. Далее оно, через трубки поступает в жиклеры, проходит через них с большой скоростью и бьют в крышку фильтра; реактивные силы вызывают вращение ротора. В результате примеси, содержащиеся в смазочном материале, оседают на крышке, а очищенное масло стекает в масляную магистраль.

Применяется центробежный масляный фильтр в двигателях грузовых автомобилей и тракторов. Ранее его устанавливали и на легковые автомобили, однако впоследствии от такой практики отказались, ввиду возрастающих требований к качеству очистки моторного масла, а также из-за необходимости не реже одного раза в 2000 км удалять отложения со стенок масляного фильтра.

Как часто нужно менять масляный фильтр

Как упоминалось в начале статьи, то, насколько часто автомобилю требуется замена масляного фильтра и масла, устанавливают производители. При этом учитываются особенности моторов, условия эксплуатации и климат той страны, в которой используется машина. Разумеется, чем более напряженные условия работы мотора (гористая местность, сильная запыленность дорог, высокие температуры, движение по пробкам в крупных городах), тем чаще следует менять фильтр. Производители рекомендуют в таких ситуациях сокращать периодичность техобслуживания на 30 – 50%. То, как часто нужно обслуживать машину, зависит и от стиля езды – если он агрессивный, лучше менять расходные материалы с меньшими интервалами.

Некоторые автомобилисты предпочитают их менять еще чаще, в среднем раз в 5 – 7 тысяч км, ориентируясь по цвету масла. Однако это как раз та ситуация, когда чаще – не значит лучше, потому что моторное масло к этому моменту обладает полным набором эксплуатационных свойств. То, что оно быстро темнеет, говорит не о том, что его пора менять, а лишь о хороших моющих свойствах.

Многих автовладельцев волнует вопрос, можно ли менять фильтр без замены масла. Ответ прост: можно. Так как почти вся смазка в неработающем двигателе находится в картере, и его уровень находится ниже патрубка, на который накручивается масляный фильтр, при выполнении такой операции теряется только то, что находится в снятом фильтре (у легковых автомобилей примерно 200 мл). Если уровень масла в норме, то после замены даже не придется доливать его в мотор.

Данную процедуру можно провести, например, если есть сомнения в качестве фильтра. Если же через 2-3 тысячи предстоит менять и масло, то лучше сделать все сразу.

Устройство масляного фильтра

Масляный фильтр – это устройство, предназначенное для удаления загрязнений из моторных и трансмиссионных масел, а также гидравлических жидкостей (для автоматических коробок передач, гидравлического усилителя рулевого управления).

Рассмотрим назначение, типы, устройство фильтров, а также периодичность их замены подробнее.

Нормальная работа двигателя обеспечивается смазкой всех трущихся деталей агрегата: коренных и шатунных подшипников коленвала, элементов ГРМ, поршневых колец и т.д. Эту задачу решает моторное масло. Однако в процессе работы смазка загрязнятся продуктами горения топливно-воздушной смеси и микроскопическими частицами металла. В результате она приобретает абразивные свойства, что приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Решить эту проблему помогает масляный фильтр. Он задерживает до 95 % частиц размером от 25-45 микрометров. Кроме того, фильтр очищает масло от нагара и других загрязнений, а также обеспечивает его присутствие в каналах после остановки силового агрегата, что делает последующий запуск двигателя более безопасным.

Интересно отметить, что масляные фильтры массово стали устанавливаться на автомобили лишь в 20-е годы прошлого века. Введение этого компонента резко увеличило ресурс масла (в 10-15 раз) и двигателя (в 2-3 раза).

В силовых агрегатах без фильтра замена смазочной жидкости производилась через каждые 700-800 километров пробега.

Однако до середины 40-х годов использовались неполнопоточные фильтры – через них проходила лишь часть масла, поэтому очистка была не слишком качественной. С появлением полнопоточных устройств стало возможным продлить ресурс смазки до нынешних 10-15 тысяч километров пробега.

В современных автомобилях, как правило, устанавливаются неразборные масляные фильтры (одноразовые). При загрязнении они снимаются и заменяются новыми.

Существует четыре основных типа фильтров:

  • Механические
  • Гравитационные (отстойники)
  • Центробежные
  • Магнитные

В свою очередь, механические фильтры бывают бумажными (картонными), сетчатыми, войлочными, проволочными, пластинчатыми и др.

Бумажные и войлочные фильтры относят к механизмам тонкой фильтрации, сетчатые, пластинчатые и проволочные – к устройствам средней и грубой фильтрации. При этом строгой границы между ними не существует.

В большинстве легковых автомобилей устанавливается только один фильтр, который задерживает частицы размером больше 25-45 микрометров, чего вполне достаточно. На грузовых машинах, тракторах и другой технике обычно имеется специальный фильтр грубой очистки, которые отделяет крупные частицы размером свыше 60-70 микрометров.

Очень часто в поддон картера встраивается магнитный фильтр, задерживающий стальную стружку и частицы других ферромагнитных сплавов. Это устройство обычно имеет вид пробки, вкрученной в нижнюю часть поддона картера. Его очистка производится путем снятия и протирания.

Наиболее распространенный сменный механический фильтр, который устанавливается на все автомобили, состоит из нескольких частей:

  • Цилиндрического корпуса
  • Нижней крышки с впускными и выпускным отверстиями (в неразборном конструкции она соединена с корпусом)
  • Фильтрующего элемента (шторы) со специальной пропиткой
  • Перепускного клапана
  • Противодренажного клапана
  • Прижимной пружины

В крышке фильтра предусмотрен ряд радиально расположенных отверстий, через которые осуществляется подача масла. Оно поступает в пространство между корпусом и шторой, проходит через фильтрующий элемент и выпускается через центральное отверстие в крышке.

Последнее имеет резьбу для присоединения фильтра к штуцеру на двигателе. Корпус устройства обычно выполнен из высокопрочной стали, способной выдержать давление от 2 до 16 атмосфер.

Основная деталь фильтра – фильтрующий элемент (штора). Чаще всего он изготовлен из бумаги или картона особых сортов, дополнительно пропитанных специальными составами.

Штора сложена в «гармошку» и закручена в виде многолучевой звезды – таким образом площадь фильтрующего элемента многократно повышается при незначительном увеличении его объема.

Чтобы штора имела цилиндрическую форму и не распадалась, она заключена в металлические кольца.

Многие фильтрующие элементы имеют также войлочную вставку по периметру, которая задерживает наиболее крупные частицы и значительно продлевает ресурс шторы.


Каждый масляный фильтр имеет перепускной клапан. При слишком высоком давлении масла он пропускает неочищенную смазку в двигатель.


Дело в том, что при очень сильном загрязнении фильтрующего элемента или после долгой стоянки автомобиля зимой (когда вязкость холодного масла многократно увеличивается), гидравлическое сопротивление фильтра значительно возрастает. Если бы перепускной клапан не стравливал неочищенное масло, оно бы не подавалось в пары трения. При этом двигатель испытывал бы масляное голодание, что намного опаснее работы на неочищенной смазке.

Перепускной клапан не следует путать с редукционным, который срабатывает при превышении максимально допустимого значения давления масла в системе и сбрасывает его излишек в картер. Назначение двух клапанов противоположно – перепускной поддерживает давление в масляной магистрали и не допускает его падения при резком увеличении сопротивления фильтра. Редукционный, наоборот, снижает давление, чтобы не допустить повреждения системы смазки.

Обратный (противодренажный) клапан препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Он же обеспечивает мгновенную подачу смазки к вращающимся деталям при запуске двигателя.

Прижимная пружина удерживает обратный клапан при отключенном силовом агрегате.

Как правило, замена масляного фильтра (или фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, однако это необязательное условие.


Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые 7 тысяч км. При эксплуатации в сложных условиях, а также использовании некачественного топлива интервал следует сократить еще на 30 %.


Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50 % твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить срок службы фильтра, необходимо учитывать его тип и марку. Естественно, что неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше (иногда только 2-3 тысячи километров). Фирменные фильтры, хоть и стоят дороже, но имеют намного более высокий ресурс.

Была ли полезна статья?

Рейтинг: 0 ( оценок)

Система масляных фильтров VITO – самый инновационный в мире фильтр для фритюрного масла #vitofilter

Австралия Австрия Бангладеш

Бельгия Боливия Бразилия

Болгария Канада Чили

Китай Колумбия Хорватия

Эстония Финляндия Франция

Германия Великобритания

2 Греция

2 Гватемала Гонконг Венгрия

Исландия Индия Международный

Ирландия Израиль Италия

Ямайка Иордания Латвия

Ливан Литвия Мальта

Мексика Марокко Мьянма

Нидерланды Новая Зеландия Норвегия

Оман Пакистан Перу

Филиппины Португальские Румынии

Федерация Sauda Arabia Senegal

.

Экономьте до 50 % масла для жарки

Фильтрация масла стала проще

Масляные фильтры VITO экономят до 50 % затрат просто за счет очистки масла для жарения, жира или любой другой среды для жарения. Через 4:30 минут масло становится чистым благодаря полностью автоматической фильтрации масла для жарки. VITO не требует присмотра и обеспечивает максимальную безопасность работы благодаря отсутствию контакта с горячей средой для жарки.

Vito Product Line

VITO Portable САМАЯ ВВЕДЕННАЯ В В мире система нефтяной фильтрации

VITO Mobile Самая инновационная система регистрации вакуумов 99999

99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999

04004009н. устройства Меняйте масло никогда не рано,
никогда не поздно

Аксессуары VITO Самый простой способ очистки фритюрницы

Рассчитайте свою годовую экономию

Сначала выберите значения

фунтов галлоны

Потребление масла в неделю

Цена масла за @@unit-singular

Какие продукты вы в основном жарите

Продукты из картофеляРыба и мясо