Управляемый занос


Управляемый занос

Задача любого водителя сделать поездку на автомобиле максимально безопасной. Однако случается и так, что одного соблюдения правил дорожного движения бывает недостаточно. Ситуации на дорогах возникают самые неожиданные, и преодолеть их зачастую помогают специальные приемы вождения, такие как управляемый занос.

Если водитель владеет этим навыком, у него значительно повышаются шансы остаться невредимым на скользкой трассе, когда перед машиной внезапно возникает препятствие или дорога резко поворачивает, а скорость слишком высока для нормального входа в поворот. Разумеется, это не означает, что водитель может бездумно превышать скорость и ездить излишне агрессивно, ведь дорога самонадеянности не прощает.

Содержание

  1. Что такое занос и почему он возникает
  2. Как бороться с заносом
  3. Отрабатываем навыки управления автомобилем в заносе

Что такое занос и почему он возникает

Прежде чем приступать к изучению техники управления автомобилем в состоянии заноса, необходимо понять, что это за явление и в чем причины его возникновения. Итак, занос – это движение автомобиля, вызванное боковым скольжением его задней оси. Возникает он, как правило, в повороте, когда водитель сильно давит на газ или начинает резко тормозить. При этом задние колеса теряют сцепление с дорогой и начинают скользить. Занос нужно отличать от сноса – ситуации, когда из-за недостаточной поворачиваемости, в повороте начинает сносить переднюю ось.

При прямолинейном движении авто может занести, если правая и левая сторона машины имеют сильно отличающееся сцепление с дорогой, например, левой стороной автомобиль едет по снежной каше, а правой – по плотному насту.

Как бороться с заносом

Если вовремя не предпринять контрмер, возникает неуправляемый занос, в результате которого автомобиль закручивается вокруг своей оси и в лучшем случае просто вылетает с дороги. Действия зависят от того, какой привод имеет машина. Наибольшую склонность к заносу проявляют заднеприводные авто. Причины могут быть самыми разными:

  • высокая скорость на плохой дороге;
  • разрыв шины;
  • слишком резкое включение сцепления;
  • сильно изношенный протектор;
  • попадание песка, гравия или иных сыпучих масс, а также камней или кусков льда под колеса;
  • резкие движения рулем;
  • сильно разнящееся давление в шинах;
  • неправильная работа тормозной системы, в результате чего колеса тормозят по-разному.

На заднем приводе, чтобы прекратить скольжение, необходимо сильно уменьшить подачу топлива. Руль при этом необходимо поворачивать в направлении заноса. При этом угол поворота должен быть минимальным, иначе автомобиль может войти в ритмичный занос, выйти из которого намного сложнее.

Занос на переднем приводе возникает намного реже, как правило, это происходит в повороте на высокой скорости, когда сцепление колес с дорогой снижается, и возникающие центробежные силы выталкивают заднюю ось с траектории. В такой ситуации водителю следует значительно увеличить подачу топлива и удерживать руль в сторону заноса. В большинстве случаев этого хватает, чтобы стабилизировать машину.

Полноприводные автомобили отличаются тем, что в занос входят крайне неохотно, до последнего стараясь удержаться на дороге, но если уж машину понесло, сделать что-то довольно сложно. По общим рекомендациям на полном приводе для восстановления контроля над машиной, необходимо слегка уменьшить подачу топлива, а руль удерживать в направлении заноса. Сложность в том, чтобы успеть среагировать, поскольку срыв в занос происходит почти мгновенно.

Отрабатываем навыки управления автомобилем в заносе

Начинать тренировки нужно на небольших скоростях, чтобы побороть первый страх и почувствовать, как движется автомобиль. Легче тренироваться на переднем приводе, оттачиваться свои навыки на заднем или полном приводе желательно, уже имея некоторый опыт.

Отправить машину в управляемый занос довольно легко. Для этого достаточно разогнать ее до скорости 20-25 км/ч, немного повернуть руль и дернуть ручник. Сцепление выжимать не нужно, чтобы передние колеса оставались связаны с двигателем. Как только ручной тормоз будет затянут, задняя ось сорвется в скольжение и начнет описывать дугу. Как только автомобиль развернется под нужным углом, нужно отпустить ручник, колеса направить в сторону заноса и увеличить подачу газа. Если все выполнено правильно, автомобиль стабилизируется и продолжит двигаться прямолинейно.

Видео выполнения управляемого заноса на переднем приводе.

Управляемый занос на заднем приводе выполняется иначе. Автомобиль необходимо разогнать до 40-50 км/ч. Руль резко и на большой угол поворачивается в ту сторону, куда требуется направить машину, при этом полностью выжимается педаль сцепления. Затем водитель должен сильно нажать на педаль газа и отпустить сцепление, в результате задний мост сорвется в пробуксовку и начнет описывать дугу. Для того чтобы прекратить управляемый занос, руль нужно направить в его сторону, и значительно уменьшить подачу топлива.

Видео выполнения управляемого заноса на заднем приводе.

Сложнее всего выполнить управляемый занос на полном приводе. Это обусловлено тем, что полноприводный автомобиль очень чувствителен к педали газа и проявляет недостаточную поворачиваемость в заносах. Если педаль акселератора полностью отпустить или, наоборот, вдавить «в пол», это может спровоцировать разворот машины вокруг своей оси. Важно помнить, что автомобиль скользит обеими осями, т.е. водитель должен самостоятельно определить баланс тяги и угла поворота руля и четко его соблюдать. Чтобы не потерять контроль над автомобилем, руль, как и в остальных случаях необходимо поворачивать в сторону заноса.

Видео выполнения управляемого заноса на полном приводе.

Как правильно входить в управляемый занос на автомобилях с разным приводом

Под термином «управляемый занос» понимают управление машиной в критической ситуации. Звучит нетривиально, но для тех, кто не умеет пользоваться этой методикой, последствия на дороге могут быть ужасными. В этом обзоре общие рекомендации о том, что нужно делать при заносе, чтобы избежать аварии.

Общие рекомендации

Чтобы удачно выйти из заноса, руки должны находиться в положении «10-14» (представьте себе циферблат часов). Это наиболее удачный хват руля для резких движений с большой амплитудой в любую сторону. И в любом случае, надо отпустить педаль тормоза, хотя преодолеть рефлекс очень сложно. Автомобиль не может и поворачивать, и тормозить одновременно.

Передний привод

Наиболее простой вариант. Руль вывернуть в сторону заноса и нажимать газ. Как только автомобиль повернул за рулем, постепенно сбрасывать газ и стабилизировать авто на дороге, чтобы «не вилял» зад. Колеса всегда должны «смотреть» точно туда, куда идет занос, а педаль газа никогда не должна быть отпущена полностью.

Задний привод

Несколько более сложный вариант — работа преимущественно за счет руля. Руль резко вывернуть в сторону заноса, педаль газа полностью отпустить. Автомобиль идет на движке. По рулю те же действия, что и на переднем приводе, только помощи от передних колес ждать не приходится.

Полный привод

Самый сложный вариант. Руль выворачивается в сторону заноса. Это вся практическая рекомендация. Педаль газа нельзя ни отпускать полностью, как в случае с задним приводом, ни, тем более, давить сильно. Регулировка скорости должна идти на интуитивном уровне, это надо почувствовать.

Тренировки

Теория без практики мертва и бесплодна. В каждом крупном городе есть курсы экстремального или спортивного вождения. Необязательно проходить всю программу, но отработать за пару-тройку часов управляемый занос на своей машине можно. С инструктором и на специальном автодроме (часто это укатанное голое поле) это безопасно.

Итак, во-первых, всегда нужно помнить, что проще предотвратить проблему, чем героически искать выход. А во-вторых, столкновения со встречным транспортом нужно избегать любой ценой. Лучше попутный автомобиль, сугроб, кювет или даже столб, но не «лобовое» столкновение.

Давайте заботиться друг о друге. Пожалуйста, поделитесь этой важной информацией с друзьями!

Как управлять автомобилем во время заноса

Одна из самых ужасных вещей, которые могут случиться во время вождения, — это потеря контроля над автомобилем из-за заноса. Если это произойдет, контролируйте момент и сохраняйте самообладание, это поможет вам безопасно пройти через занос. Также будет полезно, если вы узнаете немного больше о том, почему происходит занос и что именно делать, если ваш автомобиль заносит на льду или в других скользких дорожных условиях.

Почему ваш автомобиль заносит

Основная причина заносов – отсутствие сцепления с дорогой. Если ваши шины не могут сцепиться с проезжей частью из-за льда или воды, это создает идеальный сценарий для их скольжения. Все четыре колеса вашего автомобиля могут скользить, что часто приводит к его смещению в сторону. Или у вас могут скользить только передние или задние колеса, что может привести к круговому движению или «рыбьему хвосту», когда задняя часть вашего автомобиля скользит вправо или влево.

Базовая техника

В целом, независимо от типа заноса или дорожных условий, вы будете следовать одной и той же общей процедуре, чтобы восстановить контроль над транспортным средством в заносе. Во-первых, будьте сосредоточены и не паникуйте. Во-вторых, отпустите газ и не тормозите. В-третьих, вы хотите попасть в занос и, наконец, выровнять колеса и продолжить движение в обычном режиме. Давайте рассмотрим каждый шаг подробнее:

Сосредоточьтесь

Хотя вы должны реагировать быстро, вы должны делать это спокойно. Рывки руля, удары по тормозам или нажатие на газ могут привести к тому, что вы потеряете контроль над автомобилем или столкнетесь с чем-либо. Вместо этого крепко держите руль, не сводите глаз с дороги и сохраняйте спокойствие.

Отпустите газ

Вам нужно снизить скорость своего автомобиля, чтобы было меньше энергии, чтобы удерживать машину в заносе. Однако это не означает, что вы должны нажать на тормоз. Это только усилит занос и ваши проблемы. Вы просто хотите снять ногу с газа и не касаться ни одной педали, пока не выйдете из заноса.

Steer Into the Skid

Здесь вы снова обретете контроль, если сделаете это правильно. Многие люди не понимают, что значит рулить в занос. Если вы едете по льду или скользкой дороге, и ваш автомобиль начинает заносить, поверните руль в нужном вам направлении, но делайте это осторожно. Обычно для этого требуется лишь небольшое движение колеса.

Одно замечание: иногда руление в занос не решает проблему. В этом случае вам нужно выровнять колеса. Иногда это может помочь им восстановить тягу и вернуть вам контроль.

Системы контроля тяги

Большинство современных автомобилей имеют некоторые типы систем контроля тяги, которые помогают уменьшить вероятность заноса. Тем не менее, эти системы могут сделать только так много. Все водители все же должны знать, как управлять автомобилем при заносе.

Как предотвратить занос

В идеале вы должны избегать заноса. Хотя вы не можете предотвратить каждую ситуацию заноса, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы свести к минимуму вероятность того, что это произойдет. Вы всегда должны снижать скорость на мокрой дороге и особенно при поворотах. Сведите к минимуму ситуации, когда вам, возможно, придется быстро затормозить, увеличив расстояние, на котором вы следуете за другими транспортными средствами. Наконец, убедитесь, что ваши шины правильно накачаны. Перекачанные или недостаточно накачанные шины могут увеличить вероятность заноса, потому что они не соединяются с дорогой должным образом, что снижает сцепление с дорогой.

Когда занос побеждает

Конечно же, сотрудники Sun Auto Service хотят, чтобы вы благополучно вышли из заноса, не повредив свой автомобиль. К сожалению, не всегда это происходит не по вашей вине. Если вы попали в аварию из-за скользкой дороги или небрежности водителей, назначьте встречу с нами для всех ваших потребностей в обслуживании и ремонте под капотом. Наши специалисты, сертифицированные ASE, быстро и недорого вернут ваш автомобиль в эксплуатацию.

Что на самом деле означает «превращаться в занос»?

Джейсон Чир

Специально для The Globe and Mail

Эта статья была опубликована более 2 лет назад. Некоторая информация может быть устаревшей.

АННА ГРИГОРЬЕВА/iStockPhoto/Getty Images

Я всегда слышала, что если ты начинаешь скользить по обледенелой дороге, ты должен превратиться в занос. Но что, черт возьми, это на самом деле означает? Если вы теряете управление и скатываетесь в кювет (или встречный транспорт), вы, конечно же, не можете повернуть в сторону кювета (или встречного транспорта)? – Сэм, Виннипег

Сами инструкторы по вождению скажут, что фраза «свернуть в занос» обычно имеет смысл только для них.

«Я много лет преподаю курсы противоскольжения, и 50 % людей естественным образом поворачивают руль не в ту сторону, потому что это сбивает с толку», — говорит Дэнни Кок, руководитель Академии вождения AMG, которая предлагает трех- дневные занятия по зимнему вождению на озере Виннипег.

«Вместо того, чтобы сказать «свернуть в занос», мы говорим «смотри и держи, куда хочешь» — это одно и то же».

Ваш автомобиль может выйти из-под контроля, если вы слишком быстро едете по скользкой дороге, слишком резко поворачиваете руль, слишком быстро тормозите или ускоряетесь или даже если вас сбивает порыв ветра.

Шины перестают прилипать к дороге, и машина начинает скользить не в том направлении, в котором вы хотите.

Так что значит превратиться в занос? Вы поворачиваете в том направлении, в котором скользят ваши задние колеса.

«Если задняя часть соскальзывает влево, вам следует повернуть влево, чтобы поймать скольжение», — говорит Карл Надо, автогонщик и эксперт по вождению Michelin.

Будьте проще

Это предполагает, что вы можете понять, в каком направлении скользят ваши задние колеса. Кроме того, все это должно происходить быстро, и времени на выработку стратегии нет.

Вот почему некоторые инструкторы по вождению — и большинство провинциальных инструкторов по вождению — теперь просто говорят: «Смотри и держи, куда хочешь».

«Если вы намереваетесь ехать прямо на север, а ваш автомобиль внезапно едет на северо-восток, поверните голову на север, а затем держите курс на север», — говорит Анджело ДиЧикко, директор по операциям Центра передового вождения Young Drivers of Canada. «Если транспортное средство неправильно скорректировано, и вы слишком много рулили, транспортное средство теперь движется на запад, поэтому вы оглядываетесь назад на север и рулите туда, и так далее».

Вместо того, чтобы крутить руль, вы должны делать небольшие регулировки в одном направлении, а затем в другом, пока не вернетесь в нужное направление.

«Ты действительно делаешь последовательность маленьких ходов и контрходов, — говорит ДиЧикко.

Если в вашем автомобиле есть электронная система контроля устойчивости (ESC), она поможет вернуть автомобиль на курс в случае заноса. Но машине нужно знать, в какую сторону вы хотите ехать, и единственный способ сделать это — немного повернуть руль в этом направлении. Но не слишком много.

«Если вы повернете руль до упора вправо, компьютер решит, что вы хотите ехать именно туда», — говорит Кок. «Делайте как можно меньше движений — и уменьшите газ, если сможете».

Недостаточная или избыточная поворачиваемость?

Этот совет — смотрите и аккуратно держите курс, куда хотите, — относится к полноприводным, переднеприводным и заднеприводным автомобилям. Это также относится к любому типу заноса, хотя теоретически водитель должен реагировать по-разному в зависимости от того, какие колеса буксуют.

«Недостаточная поворачиваемость — это занос передних колес, а избыточная поворачиваемость — занос задних колес», — говорит Кок. «Занос — это потеря сцепления с дорогой, поэтому, чтобы восстановить сцепление впереди, нужно снизить скорость».

По словам Кок, около 90% всех салазок — это салазки с недостаточной поворачиваемостью (переднеприводные).

Технически небольшое ускорение может помочь вам восстановить сцепление с задними колесами при заносе с избыточной поворачиваемостью (задними колесами), потому что оно придавит заднюю часть автомобиля к дороге, но Кок не рекомендует этого делать.

«Вы попали в занос, потому что ехали слишком быстро для данных условий», — говорит он. «Несмотря на то, что добавить немного газа — это правильно, и мы бы сделали это на гоночной трассе, на реальной дороге, убрать скорость из уравнения — это всегда хорошая идея».

Совет прост, потому что многие из нас переживают, когда наши машины теряют управление.

«Люди либо переусердствуют, либо абсолютно ничего не делают, — говорит Кок. «Я был в автомобилях, где люди просто отпускали руль — вы не можете отпустить».


Learn more