Страны с праворульным движением
▷ Список Стран с Левосторонним Движением ◁
Большинство людей интересуются данным вопросом, когда едут в отпуск в страну с левосторонним движением и планируют брать машину на прокат. Трудно ли водить машину по другой стороне дороги? Итак, рассмотрим страны с левосторонним движением, и на что стоит обратить внимание.
Cодержание
- Количество стран с левосторонним движением
- Влияет ли это на ДТП?
- По какой стороне дороги ездили раньше?
- Почему большинство стран с правосторонним движением?
- Тяжело ли перестроиться на движение по левой стороне?
Количество стран с левосторонним движением
Существует множество теорий о левостороннем и правостороннем движении, что откуда пошло и кто был первый. Наверное сейчас это неважно. Традиционно на ум первыми приходят страны где руль справа — это Япония, Великобритания, Австралия и еще парочку. На самом деле их гораздо больше.
В настоящее время 53 страны (с их зависимыми территориями) ездят по левой стороне, а 140 — по правой. Итого это 34% населения Земли, в первую очередь это за счет таких густонаселенных стран, как Индия, Пакистан и Индонезия. Список стран следующий:
Австралия
Антигуа и Барбуда
Багамские острова
Бангладеш
Барбадос
Ботсвана
Бруней
Великобритания
Восточный Тимор
Гайана
Гренада
Доминика
Замбия
Зимбабве
Индия
Индонезия
Ирландия
Кения
Кипр
Кирибати
Лесото
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Маврикий
Мозамбик
Намибия
Науру
Непал
Новая Зеландия
Пакистан
Папуа — Новая Гвинея
Самоа
Сейшельские острова
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Сент-Винсент и Гренадины
Сингапур
Соломоновы острова
Суринам
Тайланд
Танзания
Тонга
Тринидад и Тобаго
Тувалу
Уганда
Фиджи
Шри-Ланка
Эсватини
ЮАР
Ямайка
Япония
Влияет ли это на ДТП?
По статистике левостороннее или правостороннее движение не имеет ничего общего с количеством ДТП. Главное, чтобы водитель был адекватный, и транспортное средство в порядке. Ну и разумеется, для вашей же безопасности руль машины должен быть с соответствующей стороны.
Кстати, некоторые страны за свою историю меняли направление движения. Сюда входит, например, Швеция, Корея, Самоа и некоторые страны в Африке. Только в этом случае могли бы возрасти ДТП пока все водители привыкают к новому движению 😃
Дорога с левосторонним движением, АвстралияПо какой стороне дороги ездили раньше?
Если взглянуть на карту мира, то можно заметить, что всего около 30% — это страны с левосторонним движением, и тому есть объяснение. Существует мнение, что в древности движение по дорогам осуществлялось по левой стороне. На римских дорогах, ведущих от каменоломни, были найдены следы от колеи слева, гораздо более разбитой, нежели справа. Следовательно груженые телеги уезжали по левой части дороги.
Были найдены и другие доказательства того, что в древности было распространено левостороннее движение, что и логично. Большинство людей на планете правши, а значит правая рука должна быть свободна — как для приветствия встречных людей, так и для нападения с мечом. Тому есть и ещё одно объяснение — дорога у края была не так разбита и грязна, соответственно правой рукой можно держать поводья лошади и вести её, а самому идти по более чистой части дороги. К тому же на лошадь удобнее садиться слева.
Почему большинство стран с правосторонним движением?
На этот счет также существует несколько теорий. Одна из них заключается в том, что когда люди перестали скакать на лошадях с оружием, а просто стали управлять повозками, то опять-таки выяснилось, что ездить по правой стороне дороги проще. Большинство людей правши, а значит, что правая руки сильнее и ей проще потянуть лошадь вправо.
Другая любопытная теория гласит, что так велел Наполеон и обязал всю Европу. Он был левшой и он чувствовал себя комфортнее на правой стороне дороги — именно поэтому тут появилось правостороннее движение. Тогда что случилось с Америкой, и почему они ездят по правой стороне дороги? Тут скорее охотнее верится в повозки, и что разъезжаться на дорогах удобнее, если лошадь потянуть вправо.
Великобритания исторически (аж в 1756г) издала указ о левостороннем движении сначала по Лондонскому мосту, а 20 лет спустя и по всей стране. Таким образом, именно Англия считается инициатором левостороннего движения, которое она потом внедрила в своих колониях и странах, находившихся под ее влиянием (Австралия, Индия, Пакистан).
Тяжело ли перестроиться на движение по левой стороне?
На самом деле это не занимает много времени, а происходит как-то автоматически. Если машина автомат, то это еще проще, а если механика, то нужно просто привыкнуть переключать передачи левой рукой. Расположение у них такое же, и переключение ничем не отличается. То же самое касается и педалей.
Пожалуй самый непривычный момент — это круговые перекрестки, так как нужно помнить куда смотреть и кого пропускать вперед. В остальном правила ничем не отличаются и привыкнуть к такому вождению можно за пару поездок.
Правостороннее и левостороннее дорожное движение в мире
Сегодня правостороннее движение в мире более популярно, однако не является доминирующим. Ровно 70 стран остаются верны левосторонней схеме. А между тем, в этих странах живет 34% населения и находится 28% всех дорог.
Еще несколько лет назад на дорогах Украины попадались автомобили с правым рулём. Больше того, у специализированных сайтов по продаже автомобилей даже были соответствующие фильтры при поиске. К счастью для безопасности всех участников дорожного движения, праворульные авто на дорогах нашей страны сегодня практически не встретишь.
Но почему в мире до сих пор нет определенности, по какой стороне дороги ездить: по правой или по левой? Есть один неоспоримый факт — большинство людей правши. А значит, правая рука у среднестатистического человека сильнее.
Поэтому, например, рыцари на средневековых турнирах держали в левой руке щит. А копье в правой, положив через спину лошади. И разъезжались, таким образом, левыми боками.
Кучер, сидящий на карете, держал в сильной руке кнут. И ему хлестнуть лошадь по правому боку, чтобы принять левее, было сподручнее. Многоместные экипажи, соответственно, чаще разъезжались правыми боками. То есть по правилам левостороннего движения. Однако в большинстве случаев решение о разъезде принималось, исходя из особенностей дороги. Ведь серьезных объективных причин выбирать какую-то сторону не было.
Когда количество экипажей на улицах стало увеличиваться, появилась необходимость законодательно зафиксировать право- или левостороннее движение. Удивительно, но первой страной в мире, где это произошло, была Российская империя. В 1752 году был издан сооветствующий указ. Размер мзды за выезд на «встречку» в XVIII веке история, увы, не сохранила.
По другой исторической версии, первым соответствующим законом был английский билль 1756 года, который вводил левостороннее движение по Лондонскому мосту. Так или иначе, именно с тех пор началось разделение мира на левый и правый руль.
Англия и Франция
Возможно, если бы не Соединенное Королевство, все дороги мира были бы правосторонними. Но влияние империи было так велико, что английские правила дорожного движения установились на доброй половине земного шара. По одной из версий, левостороннее движение Великобритания приняла под влиянием судоходных правил. На водах к тому времени почему-то было принято расходиться правой стороной.
А идею правостороннего движения больше всех продвигала Франция. После революции 1789 года новое правительство волевым решением установило именно такие правила. А чуть позже Наполеон во время своих походов закрепил правостороннее движение в Голландии, Бельгии, Люксембурге, Германии, Швейцарии, Польше. Таким образом большая часть континентальной Европы стала ездить по правой стороне. Однако левосторонними оставались могущественная Австро-Венгерская империя, Португалия, Скандинавия, частично Италия и Испания.
В течение XVIII-XIX веков Великобритания с одной стороны и страны континентальной Европы с другой распространяли свое влияние. А с ним и свои правила дорожного движения по всему миру. Началась настоящая чехарда!
Английские колонии
Английское левостороннее движение установилось на таких огромных территориях, как Индия, Австралия, Канада, США, Китай, добрая половина Африки.
Египет, хотя и был колонией Великобритании, сохранил правостороннее движение — оно уже было насажено там Наполеоном. Япония посчитала целесообразным принять английские правила в 1859 году, хоть и не была протекторатом Соединенного Королевства.
В Индонезии, Суринаме и других голландских колониях сохранилось левостороннее движение с XVI века. Тогда Нидерланды тоже ездили по левой стороне. Затем Наполеон голландцев перевел на правостороннее движение, а вот тихоокеанские острова так и остались «левыми».
Красным отмечены страны с правосторонним движением, синим — с левосторонним.
Штаты пошли направо
Но часто бывшие колонии после обретения независимости меняли принцип движения — в пику бывшей метрополии. Да и просто, чтобы удобнее было торговать с соседями. Соединенные Штаты с обретением независимости от Великобритании стремительно перешли на правую сторону.
Соответствующий закон был принят в Пенсильвании в 1792 году, в Нью-Йорке в 1804. Позже за ними последовали и остальные штаты. А вот в Канаде ситуация была сложнее. В Квебеке, находившимся под протекторатом Франции, ездили по правой стороне. А в Британской Колумбии и Ньюфаундленде — по левой. Вся Канада стала правосторонней только после Второй Мировой войны.
В Финляндии «шведское» левостороннее движение было отменено в 1858 году после того, как страна стала частью Российской империи.
В многочисленных португальских колониях движение, как и в метрополии, было левосторонним. В 1920 году Португалия осуществила переход на правостороннее движение. Но далеко не все колонии последовали за ней. К примеру, Восточный Тимор вместе с Португалией перешел на правую сторону. Но затем, в 1975 году, правила еще раз были изменены (бедные тиморцы!) под влиянием Индонезии. Сейчас эти страны левосторонние.
Последнее слово за верблюдами
Пакистан, который находился в окружении левосторонних стран, одно время почему-то хотел перейти на правую сторону. Но здесь решительное «нет» сказала природа. Оказалось, что верблюды, бывшие основным транспортом в стране, уже привыкли к разъездам правым боком и очень трудно переучиваются. Переход не состоялся.
Страны Европы
Сложно поверить, но даже в континентальной Европе, которая сейчас нам кажется практически единым целым, долгое время не было единого мнения по поводу «правильной» стороны дороги. Причем речь идет не про дремучее средневековье. А про самый что ни на есть XX век.
Так, в Италии левостороннее движение практиковалось до конца XIX столетия. Затем ситуация стала меняться, но неспешно. В 1912 году правостороннее движение вроде бы узаконили на национальном уровне. Но на дорогах, в полном соответствии с фирменным итальянским раздолбайством, продолжался бардак. Милан, Турин, Генуя, Рим позволяли автомобилистам ездить по любой стороне, и трамвайное движение оставалось левосторонним. Повсеместно правая сторона была принята лишь к середине 20-х годов.
В Португалии переход направо состоялся в 1920 году одномоментно. А вот в соседней Испании единства не наблюдалось — в Мадриде ездили по правой стороне, но в Барселоне по левой до 1924 года. Однозначные государственные требования появились только в 30-х годах.
Австро-Венгерская империя практиковала левостороннее движение. Однако, после распада страны в 1918 году в общем военно-революционном хаосе новые государства проявили полную несознательность. Чехословакия, Венгрия, Югославия продолжали ездить слева. А в Австрии состоялся переход направо, да и то не во всей стране.
Порядок на дорогах смог навести только Гитлер. После захвата Австрии в 1938 году правостороннее движение было введено за одну ночь. Для водителей это оказалось потрясением, а трамвайщики смогли перестроить движение лишь спустя месяцы, а до этого ездили «по встречке». В Чехословакии и Венгрии новые ПДД были точно так же введены в 1939.
Россия до революции 1917 года была преимущественно левосторонней страной, но большевики ввели однозначный правосторонний порядок. Однако у всех автомобилей российского производства руль находился с правой стороны вплоть до 1930 года выпуска.
Последней страной континентальной Европы, сохранившей даже после войны левостороннее движение, была Швеция. Несмотря на то, что все соседи ездили по правой стороне, шведы сохраняли свой порядок и ввозили авто из Англии. В итоге, связанные с этим неудобства, заставили скандинавов осуществить переход. Произошло это в относительно недавнем 1967 году. А еще через всего год после этого с левой стороны на правую перешла Исландия.
Великобритания, Ирландия, Кипр и Мальта
На сегодняшний день левостороннее движение сохранили лишь островные европейские государства — Великобритания, Ирландия, Кипр и Мальта.
Азиатские страны
Швеция — не единственное государство, которому пришлось осуществить переход с одной стороны на другую в период, когда автомобильное движение было уже довольно насыщенным. Например, Китай, КНДР и Южная Корея поменяли схему движения сразу после окончания японской оккупации — в 1946 году. Сейчас там ездят по правой стороне дороги. А вот «пригороды» Китая — Гонконг и Макао — сохранили левостороннее движение, навязанное Великобританией.
Самый свежий пример перехода — небольшое тихоокеанское государство Самоа. Оно изменило левосторонние правила движения на правостороннее в 2009м году. Близость Австралии позволяет островитянам импортировать праворульные автомобили. Для осуществления подобной революции в стране было объявлено два дополнительных выходных дня: понедельник и вторник. Автомобильное движение в течение четырехдневного уик-энда было запрещено. За это время полиция перевесила дорожные знаки и поправила разметку там, где она была.
В Великобритании, «рассаднике» правого руля, иногда также раздаются призывы перейти к континентальной схеме движения. Однако для англичан, которые продолжают пользоваться довольно странными для нас раздельными кранами с горячей и холодной водой в ванной только «потому что традиция», подобное просто немыслимо. Да и, в конце концов, это просто очень дорого.
Сегодня в мире остается только две страны, где одновременно используются машины с правым и левым рулем: Россия и Багамские острова. В России активно используются праворульные японские автомобили. А на Багамах, несмотря на левостороннее движение, ездят на машинах, ввезенных из США. Разумеется, с левым рулем. Впрочем, в России, судя по всему, из-за фактического запрета на ввоз «правых рулей» в ближайшие годы авто с левым рулем станет заметно больше.
Список стран с лево- и правосторонним движением
Страна/штат/территория | диски на | лево/право |
---|---|---|
Абу-Даби (не страна, а государство (эмират) в составе Объединённых Арабских Эмиратов) | проезды по | справа |
Афганистан | диски на право | |
Албания | диски на право | |
Алжир | диски на право | |
Американское Самоа | диски на право | |
Андорра | диски на право | |
Ангола | диски на право | |
Ангилья | диски на | левые |
Антигуа и Барбуда | диски на | слева |
Аргентина | диски на право | |
Армения | диски на право | |
Аруба | диски на право | |
Австралия | диски на | левый |
Австрия | диски на | правые |
Азербайджан | диски на право | |
Азорские острова | привод на | правый |
Багамы | диски на | левые |
Бахрейн | диски на право | |
Балеарские острова | ехать по | направо |
Бангладеш | дисков на | слева |
Барбадос | дисков на | слева |
Беларусь | диски на право | |
Бельгия | диски на | правые |
Белиз | диски на право | |
Бенин | диски на право | |
Бермуды | диски на | левый |
Бутан | диски на | левые |
Боливия | диски на | справа |
Бонайре | диски на право | |
Босния и Герцеговина | диски на право | |
Ботсвана | диски на | слева |
Бразилия | диски на | правые |
Британские Виргинские острова | ехать по | налево |
Бруней | диски на | левый |
Болгария | диски на право | |
Буркина-Фасо | диски на право | |
Бирма (официально Мьянма) | диски на право | |
Бурунди | диски на право | |
Камбоджа | диски на право | |
Камерун | диски на | правые |
Канада | диски на | правые |
Канарские острова | проезд по | направо |
Кабо-Верде (на португальском языке: Кабо-Верде) | диски справа | |
Каймановы острова | диски на | слева |
Центральноафриканская Республика | диски на | справа |
Чад | диски на право | |
Нормандские острова (Гернси и Джерси) | ехать по | налево |
Чили | диски на право | |
Китай, КНР | диски на право | |
Остров Рождества | диски на | слева |
Кокосовые (Килинг) острова | ехать по | налево |
Колумбия | диски на право | |
Коморы | диски на право | |
Демократическая Республика Конго (Конго-Киншаса) | проезды по | направо |
Республика Конго (Конго-Браззавиль) | проезды по | направо |
о-ва Кука | диски на | левые |
Коста-Рика | диски на право | |
Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости) | диски на право | |
Хорватия | диски на право | |
Куба | диски на | правые |
Кюрасао | диски на | справа |
Кипр | диски на | левые |
Кипр, Северный (непризнанное, самопровозглашенное государство) | диски на | левый |
Чехия (Чехия) | диски на | правые |
Дания | диски на право | |
Джибути | диски на право | |
Доминика | диски на | слева |
Доминиканская республика | диски на право | |
Дубай (не страна, а государство (эмират) в составе Объединённых Арабских Эмиратов) | ездит по | направо |
Восточный Тимор (Тимор-Лешти) | диски на | слева |
Эквадор | диски на право | |
Египет | диски на право | |
Сальвадор | диски на право | |
Англия | диски на | левые |
Экваториальная Гвинея | диски на право | |
Эритрея | диски на право | |
Эстония | диски на правый | |
Эфиопия | диски на право | |
Фарерские острова | ехать по | направо |
Фолклендские острова | диски на | слева |
Фиджи | диски на | левые |
Финляндия | диски на | правые |
Франция | диски на | правые |
Французская Гвиана (заморский департамент Франции) | диски на право | |
Французская Полинезия (французское заморское сообщество) | диски на право | |
Габон (Габонская республика) | диски на право | |
Гамбия | диски на право | |
Сектор Газа (Газа) | диски на право | |
Грузия | диски на право | |
Германия | диски на | правые |
Гана | диски на | правые |
Гибралтар | диски на право | |
Великобритания (ГБ) | диски на | слева |
Греция | диски на право | |
Гренландия | диски на право | |
Гренада | диски на | левые |
Гваделупа (заморский департамент Франции) | диски на право | |
Гуам | диски на правый | |
Гватемала | диски на право | |
Гернси | диски на | осталось |
Гвинея | диски на правый | |
Гвинея-Бисау | диски на право | |
Гайана | диски на | левые |
Гаити | диски на право | |
Голландия (официально Нидерланды) | Диски на правый | |
Гондурас | диски на | справа |
Гонконг | дисков на | слева |
Венгрия | диски на | правые |
Исландия | диски на | правые |
Индия | диски на | левые |
Индонезия | диски на | левые |
Иран | диски на | справа |
Ирак | диски на право | |
Ирландия (Eire) | дисков на | слева |
Ирландия, Северная | диски на | левые |
Остров Мэн | диски на | слева |
Израиль | диски на право | |
Италия | диски на | справа |
Кот-д'Ивуар (Кот-д'Ивуар) | диски на право | |
Ямайка | диски на | левые |
Япония | диски на | левые |
Джерси | диски на | левый |
Jordan | диски на правый | |
Казахстан | диски на | справа |
Кения | диски на | левые |
Кирибати | дисков на | слева |
Корея, Север | диски на право | |
Корея, Юг | диски на право | |
Косово | диски на право | |
Кувейт | диски на | справа |
Кыргызстан | диски на право | право |
Лаос | диски на | правые |
Латвия | диски на правый | |
Ливан | диски на | правые |
Лесото | диски на | левые |
Либерия | диски на право | |
Ливия | диски на право | |
Лихтенштейн | диски на право | |
Литва | диски на правый | |
Люксембург | диски на право | |
Макао | диски на | левые |
Македония, Север | диски на право | |
Мадагаскар | диски на право | |
Мадейра | диски на правый | |
Малави | диски на | слева |
Малайзия | дисков на | слева |
Мальдивы | диски на | левые |
Мали | диски на | правые |
Мальта | диски на | левые |
Маршалловы Острова | ехать по | направо |
Мартиника (заморский департамент Франции) | диски на право | |
Мавритания | диски на право | |
Маврикий | диски на | левые |
Майотта (заморский департамент Франции) | диски на | справа |
Мексика | диски на право | |
Микронезия (официально: Федеративные Штаты Микронезии) | диски на право | |
Молдавия | диски на правый | правый |
Монако | диски на право | |
Монголия | диски на право | |
Черногория | диски на право | |
Монтсеррат | диски на | слева |
Марокко | диски на право | |
Мозамбик | диски на | слева |
Мьянма (ранее Бирма) | диски на право | |
Намибия | диски на | слева |
Науру | диски на | левые |
Непал | диски на | левые |
Нидерланды | приводы на правый | |
Новая Каледония (французское заморское сообщество) | едет по | направо |
Новая Зеландия | диски на | левые |
Никарагуа | диски на | справа |
Нигер | диски на право | |
Нигерия | диски на право | |
Ниуэ | диски на | левые |
Остров Норфолк | диски на | слева |
Северный Кипр (непризнанное, самопровозглашенное государство) | диски на | слева |
Северная Корея | диски на право | |
Северная Македония | диски на право | |
Северная Ирландия | диски на | слева |
Северные Марианские острова | ехать по | направо |
Норвегия | диски на правое | |
Оман | диски на | справа |
Пакистан | диски на | левые |
Палау | диски на | правые |
Палестина | диски на право | |
Панама | диски на | правый |
Папуа-Новая Гвинея | диски на | слева |
Парагвай | диски на право | |
Перу | диски на право | |
Филиппины | диски на право | |
Острова Питкэрн | ехать по | налево |
Польша | диски на | правые |
Португалия | диски на право | |
Пуэрто-Рико | диски на право | |
Катар | диски на | правый |
Реюньон (заморский департамент Франции) | диски на право | |
Румыния | диски на право | |
Россия (официально РФ) | диски на право | право |
Руанда | диски на право | |
Саба | диски на | правый |
Saint Barthélemy (французское заморское сообщество, неофициально также называемое Saint Barth’s или Saint Barts) | едет по | направо |
Остров Святой Елены | диски на | слева |
Сент-Китс и Невис (официально Федерация Сент-Кристофер и Невис) | въезд на | левый |
Сент-Люсия | диски на | слева |
Сен-Мартен (Французское заморское сообщество) | диски на право | |
Сен-Пьер и Микелон (Французское заморское сообщество) | диски на право | |
Сент-Винсент и Гренадины | диски на | слева |
Самоа | дисков на | слева |
Сан-Марино | диски на право | |
Сан-Томе и Принсипи | правостороннее движение | |
Саудовская Аравия | диски на право | |
Шотландия | диски на | левый |
Сенегал | диски на право | право |
Сербия | диски на | справа |
Сейшелы | диски на | левые |
Сьерра-Леоне | диски на право | |
Сингапур | дисков на | слева |
Синт-Эстатиус | диски на право | |
Синт-Мартен | диски на право | |
Словакия | диски на | справа |
Словения | диски на | правые |
Соломоновы острова | проезд по | левый |
Сомали | диски на | право |
Сомалиленд (непризнанное, самопровозглашенное государство) | едет по | направо |
ЮАР | диски на | левые |
Южная Корея | диски на право | |
Южный Судан | диски на право | |
Испания | диски на право | |
Шри-Ланка | диски на | левые |
Судан | диски на право | |
Суринам (Суринам) | диски на | слева |
Свазиленд | диски на | слева |
Швеция | диски на правый | |
Швейцария | диски на право | |
Сирия | диски на право | |
Таити (крупнейший остров Французской Полинезии, заморское сообщество Франции) | проезды по | направо |
Тайвань | диски на | справа |
Таджикистан | диски на право | |
Танзания | диски на | левые |
Таиланд | диски на | левый |
Того | диски на | правые |
Токелау | диски на | левые |
Тонга | диски на | слева |
Тринидад и Тобаго | диски на | слева |
Тунис | диски на право | |
Турция | диски на правый | |
Туркменистан | диски на право | |
Острова Теркс и Кайкос | ехать по | налево |
Тувалу | диски на | слева |
Уганда | диски на | левые |
Украина | диски на | правые |
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) | диски на право | |
Великобритания (Великобритания) | диски на | левые |
Соединенные Штаты Америки (США) | диски на | правые |
Виргинские острова США | ехать по | налево |
Уругвай | диски на право | |
Узбекистан | диски на правый | |
Вануату | диски на право | |
Ватикан | диски на право | |
Венесуэла | диски на право | |
Вьетнам | диски на | правый |
Виргинские острова (Британские) | проезд по | левый |
Виргинские острова (США) | проезд по | левый |
Уэльс | диски на | левые |
Уоллис и Футуна (французское заморское сообщество) | диски на право | |
Западный берег | диски на | справа |
Западная Сахара | диски на право | |
Йемен | диски на право | |
Замбия | диски на | левые |
Зимбабве | диски на | левые |
Страны с правосторонним движением 2023
Цветовая схема карты:
BluesPuRdViridisYGYGBYlOrRd
Наиболее фундаментальный закон о дорожном движении в любой стране заключается в том, будет ли движение следовать принципам правостороннего движения (RHT, или «держаться правой стороны»), при котором транспортные средства движутся преимущественно по правой стороне дороги, или по левостороннему движению. (LHT, или «держаться левой»), при котором транспортные средства в основном держатся левой стороны.
Правила левостороннего движения соблюдаются примерно в 30% стран и территорий мира и 35% населения мира, включая Великобританию и многие бывшие британские колонии. Однако большинство стран мира, признанных ООН, в которых проживает 65% населения и 75% дорог, соблюдают правила правостороннего движения.
Страны и территории с правосторонним движением:
Афганистан | Джибути | Лаос | Катар |
Албания | Доминиканская Республика | Латвия | Республика Конго |
Алжир | ДР Конго | Ливан | Воссоединение |
Американское Самоа | Эквадор | Либерия | Румыния |
Андорра | Египет | Ливия | Россия |
Ангола | Сальвадор | Лихтенштейн | Руанда |
Аргентина | Экваториальная Гвинея | Литва | Сан-Марино |
Армения | Эритрея | Люксембург | Сан-Томе и Принсипи |
Аруба | Эстония | Мадагаскар | Саудовская Аравия |
Австрия | Эфиопия | Мали | Сенегал |
Азербайджан | Фарерские острова | Маршалловы Острова | Сербия |
Бахрейн | Финляндия | Мартиника | Сьерра-Леоне |
Беларусь | Франция | Мавритания | Синт-Мартен |
Бельгия | Габон | Мексика | Словакия |
Белиз | Гамбия | Микронезия | Словения |
Бенин | Грузия | Молдова | Сомали |
Боливия | Германия | Монако | Южная Корея |
Бонайре | Гана | Монголия | Южный Судан |
Босния и Герцеговина | Гибралтар | Черногория | Испания |
Бразилия | Греция | Марокко | Судан |
Болгария | Гренландия | Мьянма | Швеция |
Буркина-Фасо | Гваделупа | Нидерланды | Швейцария |
Бурунди | Гватемала | Новая Каледония | Сирия |
Камбоджа | Гвинея | Никарагуа | Тайвань |
Камерун | Гвинея-Бисау | Нигер | Таджикистан |
Канада | Гаити | Нигерия | Того |
Канарские острова | Гондурас | Северная Корея | Тунис |
Кабо-Верде | Венгрия | Северная Македония | Турция |
Центральноафриканская Республика | Исландия | Норвегия | Туркменистан |
Чад | Иран | Оман | Украина |
Чили | Ирак | Палау | Объединенные Арабские Эмираты |
Китай | Израиль | Палестина | США |
Колумбия | Италия | Панама | Уругвай |
Коморские острова | Кот-д'Ивуар | Парагвай | Узбекистан |
Коста-Рика | Иордания | Перу | Вануату |
Хорватия | Казахстан | Филиппины | Ватикан |
Куба | Косово | Польша | Венесуэла |
Кюрасао | Кувейт | Португалия | Вьетнам |
Чехия | Кыргызстан | Пуэрто-Рико | Йемен |
Дания |
Правостороннее движение и правостороннее движение
Термины правостороннее движение (RHT) и левостороннее движение (LHT) легко спутать с родственными терминами для правого руля (RHD) и для левого руля (LHD) . В то время как правостороннее движение указывает сторону дорожного движения, правостороннее движение относится к стороне автомобиля, на которой расположены рулевое колесо и педали газа/тормоза.
В ранних автомобилях рулевое колесо часто располагалось либо по центру автомобиля, либо со стороны водителя. Это изменилось с Ford Model T 1908 года, в котором рулевое колесо было перемещено ближе к центру дороги, чтобы дать водителю лучший обзор встречного транспорта. Другие производители быстро последовали их примеру. Таким образом, в странах с правосторонним движением преобладают автомобили с левосторонним управлением, в то время как в странах с левосторонним движением предпочтение отдается автомобилям с правосторонним управлением.
Несмотря на эти тенденции, автомобили как с правым, так и с левым рулем разрешены в большинстве стран. Лишь некоторые страны, такие как Армения, Чили, Саудовская Аравия, Сьерра-Леоне и Тайвань запрещают регистрацию и использование транспортных средств с односторонним приводом (также называемых «неправильным рулем»), таких как автомобили с правым рулем, в стране с правым рулем. Фактически, почтовые грузовики, подметально-уборочные машины и другие транспортные средства, которые выигрывают от быстрого доступа к тротуару, часто намеренно изготавливаются с односторонним приводом.
Древние правила дорожного движения и неустойчивый баланс левостороннего вождения
В большинстве стран правила дорожного движения возникли в эпоху конных повозок, за столетия до того, как автомобили и другие механические транспортные средства стали широко доступны. Например, различные штаты США начали законодательно устанавливать правостороннее движение еще в 1792 году, более чем за 100 лет до появления на рынке серийных автомобилей.
Историки расходятся во мнениях относительно того, почему США выбрали правостороннее движение. Одна из преобладающих теорий состоит в том, что RHT чувствовал себя более естественным для водителей фургонов - большинство из них были правшами, поэтому они предпочитали держать поводья левой рукой и оставлять правую руку свободной, чтобы владеть винтовкой или хлыстом.