Срок службы сцепления


срок службы и когда менять

Алексей Федоров

умеет обращаться со сцеплением

Профиль автора

Сцепление передает крутящий момент от двигателя к коробке передач и далее на колеса на машинах с механической или роботизированной КПП.

Оно позволяет кратковременно отсоединить двигатель от остальных узлов трансмиссии. Вот для чего это необходимо:

  1. Чтобы запускать двигатель на неподвижном автомобиле.
  2. Переключать передачи.
  3. Плавно трогаться с места.

В статье мы расскажем, как устроен механизм сцепления, как он работает и сколько стоит его поменять.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать

Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Из чего состоит сцепление

Маховик крепится болтами к коленчатому валу двигателя со стороны КПП. Его задача — сглаживать колебания от работы двигателя.

Когда топливно-воздушная смесь воспламеняется, поршень двигается с ускорением вниз. В одноцилиндровом двигателе поршень двигается до следующего рабочего такта как раз благодаря инерции маховика. Если в ДВС два и более цилиндра, моменты воспламенения разносят во времени.

Например, в вазовской рядной четверке смесь воспламеняется сначала в первом, потом в третьем, четвертом и втором цилиндрах соответственно.

Когда смесь воспламеняется в первом цилиндре, ускорение получает первый поршень, пока он двигается вниз, поршень в третьем цилиндре двигается вверх, там происходит такт сжатия. Дальше смесь воспламеняется уже в нем, и поршень идет вверх в четвертом цилиндре — и так далее.

Коленвал двигателя при этом вращается то с ускорением — при рабочем такте, — то с замедлением — при такте сжатия. Маховик выравнивает скорость вращения коленвала.

/guide/motor-po-kontraktu/

Как покупать б/у двигатели и коробки передач

Маховик — массивный металлический диск с рабочей площадью диска сцепления. Прикреплен болтами к хвостовику коленвала, в нем есть отверстия с резьбой и направляющие втулки, которые позволяют смонтировать на нем корзину сцепления. Также по внешнему радиусу маховика идет зубчатый венец привода стартера.

Одномассовый маховик для механической КПП. Фото: Setta Sornnoi / Shuttertosck

Маховики бывают:

  1. Одномассовые — самые простые и распространенные, недорогие в производстве. Нередко автовладельцы прибегают к замене двухмассового маховика на одномассовый, если это конструктивно возможно. Так делают, чтобы сэкономить на запчастях или поставить хоть что-то, если нормальный двухмассовый маховик обещают привезти только через десять недель.
  2. Двухмассовые гасят колебания еще лучше, их часто можно встретить на дизельном двигателе. Также служат для сглаживания резких толчков и ударов. Они могут произойти в моторе — например, во время детонации. А могут в трансмиссии, если машина едет по плохой дороге.
  3. Облегченные маховики используют в основном в автоспорте. Они хуже гасят колебания, но позволяют мотору легче набирать обороты. Педаль газа отзывается лучше, машина разгоняется быстрее.

Также можно встретить маховик из тонкого металла с прорезями. Он может показаться облегченным, но на нем нет рабочей плоскости диска сцепления. Есть лишь зубчатый венец и отверстия. Такой маховик называют ведомым диском, его ставят на автомобили с классической АКПП и вариатором. В них есть гидротрансформатор: он достаточно тяжелый и хорошо справляется с задачами маховика.

/guide/save-akpp/

Как не сломать АКПП легкового автомобиля

Ведомый диск с зубчатым венцом и круглыми отверстиями для крепления гидротрансформатора. Продолговатые вырезы позволяют сделать ведомый диск более легким. Классическая конструкция для машин с гидротрансформаторной АКПП. Фото: BACHTUB DMITRII / Shuttertosck

Диск сцепления идет сразу за маховиком. Он установлен на шлицы первичного вала механической или роботизированной КПП и вращается вместе с ним.

Шлицы обеспечивают неразрывную связь диска и первичного вала и при этом дают возможность движения диска вдоль оси вала, чтобы сцепление можно было включать и выключать.

Наружная часть — фрикционная накладка. Ее крепят на заклепки с обеих сторон диска. Демпферные пружины гасят крутильные колебания при включении и выключении сцепления. По центру — ступица диска сцепления со шлицами: ответная часть — на первичном валу КПП. Диски сцепления внешне могут различаться по форме и размеру фрикционной накладки, количеству демпферных пружин, диаметру посадочного отверстия и количеству шлицов в нем, поэтому следует правильно подбирать комплект сцепления для каждого автомобиля Наружная часть — фрикционная накладка. Ее крепят на заклепки с обеих сторон диска. Демпферные пружины гасят крутильные колебания при включении и выключении сцепления. По центру — ступица диска сцепления со шлицами: ответная часть — на первичном валу КПП. Диски сцепления внешне могут различаться по форме и размеру фрикционной накладки, количеству демпферных пружин, диаметру посадочного отверстия и количеству шлицов в нем, поэтому следует правильно подбирать комплект сцепления для каждого автомобиля

Диски сцепления делают в том числе из керамики. У таких нет единой фрикционной накладки — есть несколько отдельных лепестков. Накладки на них делают из металлокерамики, иногда с добавлением карбона или кевлара. Диск получается более прочным, служит дольше. Он без проблем переживет высокие нагрузки и температуры, поэтому такие диски применяют в автоспорте. Но есть и минусы:

  1. Материалы дороже, сделать диск сцепления сложнее.
  2. Нужно подбирать под такой диск специальные маховик и корзину сцепления — стандартные не подойдут.
  3. Сцепление включается сразу, как отпускают педаль сцепления: вряд ли получится трогаться плавно. Это неприемлемо для повседневной езды по городу. Мотор и трансмиссия подвергаются ударным нагрузкам.
  4. Тугая педаль сцепления. Дело в корзине с усиленной нажимной пружиной. Говорят, можно привыкнуть, но удовольствия мало.
Металлокерамический диск сцепления с шестью отдельными лепестками. Демпферные пружины — как и на обычном диске сцепления, но спортивная металлокерамика бывает и без них. Фото: Warut Wetsanarut / Shuttertosck

Корзина сцепления — буквально корпус, накрывающий диск сцепления. Вот из чего она состоит:

  1. Корпус. Крепится болтами к маховику по внешнему радиусу.
  2. Тарельчатая пружина с лепестками, их видно в центре корзины. Пружина создает усилие, которое позволяет включить сцепление.
  3. Нажимной диск. Взаимодействует непосредственно с фрикционной накладкой диска сцепления. На него давит тарельчатая пружина.

Диски сцепления корзины также бывают облегченными и с усиленной тарельчатой пружиной. Брать все это по отдельности не стоит: усиленное — спортивное — сцепление придется подбирать комплектом.

/guide/how-to-buy-used-autoparts/

Как покупать б/у запчасти для машины

Корзина сцепления — первое, что видят, когда снимают коробку передач. Конкретно эта чистая, потому что комплект сцепления абсолютно новый. Старая корзина обычно темная от пыли, которая образуется при износе фрикционной накладки Спортивный комплект сцепления. Корпус с вырезами делает корзину более легкой. Маховик к ней прикрепили на 12 болтов. Заклепок, держащих пружину, тоже больше. Фото: CNPSRP / Shuttertosck

Привод сцепления нужен, чтобы сцеплением управлять. Вот из чего он состоит:

  1. Выжимной подшипник. В прямом смысле выжимает лепестки пружины и при этом выключает сцепление.
  2. Вилка сцепления: в механической КПП и роботе с одним сцеплением — одна, в роботе с двумя сцеплениями — две. Рычаг, который передает усилие от рабочего цилиндра на выжимной подшипник.
  3. Рабочий цилиндр. Стоит на корпусе коробки передач вблизи сцепления и давит на вилку сцепления.
  4. Главный цилиндр сцепления. Установлен под педалью сцепления, от которой воспринимает усилие и через магистраль передает его на рабочий цилиндр.
  5. Педаль сцепления. На машине с механической КПП первая слева.

Главный и рабочий цилиндры сцепления — гидравлический привод. Работает с тормозной жидкостью из того же бачка, что и тормоза, реже — из отдельного. При ТО обращайте внимание, чтобы жидкость менялась и в рабочем цилиндре сцепления — у него тоже есть прокачной штуцер, как и на тормозных суппортах. Сцепление прокачивают после замены выжимного подшипника — если он в одном корпусе с рабочим цилиндром. А также после замены каких-либо деталей гидропривода.

6 вещей, о которых забывают при обслуживании машины

Привод сцепления может быть механическим и работать через тяги или тросики. Конструкция более простая и дешевая, но давить на педаль такого сцепления придется сильнее. Комфорта меньше.

Как работает

В механической КПП. Вспомним детали механизма сцепления, о которых говорили выше, и рассмотрим их на схеме.

В нормальном состоянии сцепление всегда включено, вращение от двигателя передается на первичный вал коробки передач. Нейтраль на механической КПП существует как раз для того, чтобы двигатель работал на неподвижном автомобиле без выжатого сцепления. Чтобы переключить передачу или плавно тронуться с места, сначала следует выключить сцепление — разъединить связь между двигателем и коробкой. Вот как это происходит:

  1. Водитель нажимает на педаль сцепления.
  2. Поршень главного цилиндра создает давление тормозной жидкости, та в свою очередь давит на поршень рабочего цилиндра.
  3. Шток рабочего цилиндра выдвигается и перемещает вилку сцепления.
  4. Вилка через шарнир на корпусе КПП давит на выжимной подшипник.
  5. Подшипник давит на лепестки пружины.
  6. Тарельчатая пружина выгибается на шарнирах внутри корзины.
  7. Усилие нажимного диска падает, образуется зазор между диском и маховиком, сцепление выключается.

Направление перемещения тарельчатой пружины и нажимного диска показаны стрелками.

На роботизированных КПП сцепление устроено так же, но педали нет. За включение, выключение сцепления и переключение передач отвечает блок управления.

В случае с классическим автоматом и вариатором вместо механизма сцепления используют гидротрансформатор. Внутри него — трансмиссионное масло для АКПП или жидкость для вариатора, через которую он передает вращение на КПП. Гидротрансформатор может свободно проскальзывать, поэтому он всегда передает крутящий момент от двигателя к КПП, даже если передача включена и автомобиль стоит на месте.

Ресурс сцепления

Сцепление несложно сжечь буквально за раз, если долго буксовать на бездорожье или пытаться на легковой машине вытянуть, например, рамный внедорожник. Дело в нагрузке, при которой даже исправное сцепление начнет перегреваться и проскальзывать.

Сожженное сцепление не всегда можно считать изношенным. Оно перестанет работать не потому, что накладки износились: они перегреваются, теряют свои свойства и не могут зацепиться за маховик и нажимной диск. Такое бывает и с тормозами. Если тормозить часто и резко, педаль тормоза становится ватной, жать на нее бесполезно. Колодки перегреваются, поверхности тормозной накладки и диска стекленеют, машина не может замедлиться.

/guide/kolodki/

Тормозные колодки: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять

Пробег до замены может достигать 200 000 км и больше, если речь идет о коммерческом транспорте или машине, которая в основном ходит по трассе. В этом случае транспортное средство двигается равномерно: водителю редко приходится выжимать сцепление, переключать передачи и трогаться с места.

При городском цикле все это происходит часто и негативно сказывается на ресурсе сцепления. В зависимости от стиля езды и грамотности эксплуатации автомобиля с механической КПП сцепление на городских авто работает без проблем от 15 000 до 200 000 км и более. Есть водители, которые меняют сцепление так же часто, как масло в двигателе. Причина тому — привычка держать ногу на педали сцепления.

Многие не убирают ногу с педали сцепления просто потому, что им так удобнее. Проблемы с преждевременным износом встречаются и у новичков: на учебных машинах в автошколах сцепление меняют чуть ли не раз в 7000—8000 км. Не у всех новичков быстро получается отвыкнуть от этого и на своей машине. Сцепление тоже ломается, но менять его приходится уже самостоятельно. Обычно привычка держать ногу на сцеплении уходит через одну-две замены.

Какими запчастями обслуживать: оригинальными или аналогами

Оригинальная запчасть почти всегда лучше по качеству, ресурсу и совместимости. Оригинальный комплект сцепления точно подойдет к машине, а педаль будет выжиматься с комфортом. Главный недостаток — цена.

Из хороших неоригинальных комплектов стоит обратить внимание на LUK и SACHS. С китайскими производителями надо быть поосторожнее. Цена будет привлекательной, но есть риск купить сцепление, которое физически не подойдет к вашему автомобилю, даже если его подберет хороший специалист. Могут не совпадать посадочные отверстия, диаметр диска, форма корзины и так далее.

/guide/how-to-buy-new-autoparts/

Как покупать новые запчасти и расходные материалы для машины

Однажды пришлось ставить дешевое китайское сцепление на свою машину. У нее нештатная КПП, поэтому перед подбором комплектующих понадобилось снять коробку передач и смотреть номер на старом сцеплении. Возможности ждать оригинал не было, машина встала бы почти на месяц.

Первый запуск оказался неудачным: был жуткий скрежет. Он почти сразу прекратился, машина поехала как ни в чем не бывало, но примерно через полгода сцепление начало буксовать. Выяснилось, что лепестки корзины задевали корпус коробки. Мне повезло, что они не проточили его насквозь, но пострадала и тарельчатая пружина. Заменил комплект на более качественный, так как уже были номера нужных запчастей, и проблема ушла.

Сколько стоит замена

Стоимость замены комплекта сцепления обычно сводится к стоимости снятия и установки коробки передач и начинается от 6000 Р в зависимости от сложности операции. Этих денег хватит, чтобы поменять сцепление на Шкоде Рапид: коробку снять несложно.

Цена будет значительно выше, если это полноприводный внедорожник, на котором, возможно, придется снимать подрамник, угловую передачу и частично разбирать выхлопную систему. Цена — от 10 000 Р.

/guide/wheel-drive/

Какой привод выбрать: RWD, FWD, 4WD или AWD

Цены на комплект сцепления начинаются примерно от 3000 Р, если речь идет о сцеплении для Жигулей. От 7000 Р стоит сцепление для бюджетных иномарок вроде Хендай Солярис, Фольксваген Поло Седан или Шкода Рапид.

Если есть опыт ремонта автомобиля, можно сэкономить: арендовать подъемник в сервисе самообслуживания. Цены начинаются от 200 Р в час. Опытный слесарь справляется с задачей за два-три часа. Есть смысл взять с собой напарника. Снимать и устанавливать коробку передач лучше вдвоем, иначе есть риск получить травму и повредить КПП.

Запомнить

  1. Дольше всего работает сцепление, которым правильно пользуются. Чем меньше водитель держит ногу на педали сцепления, тем реже его приходится менять.
  2. Старайтесь избегать излишних нагрузок: не вытаскивайте на тросе машину, если она больше и тяжелее, чем ваша. Если машина серьезно застряла на бездорожье, может быть выгоднее попросить помощи у человека на рамном внедорожнике, чем сжечь сцепление.
  3. Меньше всего проблем с оригинальными комплектами сцепления. Дешевые китайские варианты могут не подойти к вашему автомобилю физически, даже если по каталогу все будет в порядке.

Когда менять и как проверить сцепление — возможно срок службы подошел к концу

Доброго времени суток, уважаемые автолюбители! Каждого из нас всегда беспокоит вопрос о том, сколько прослужит та или иная деталь или система автомобиля. Это естественно. Особенно с учетом качества некоторых изделий, «мастерства» работников и т.д.

В полной мере этот вопрос касается и сцепления авто. Очень часто на форумах автомобилистов звучит непраздный вопрос о том, когда менять сцепление, и как узнать, что время для его замены уже подошло. Вот и попробуем вместе разобраться, какой на самом деле срок службы сцепления, и есть ли он вообще.

Существует ли определенный ресурс сцепления

Расстроитесь вы или нет, когда узнаете о том, что производитель не указывает конкретные цифры по сроку службы сцепления. Если, например, в тормозной системе, четко указано, что толщина тормозного диска должна быть такой-то, то почему же это неприменимо к сцеплению.

Дело в том, что износ сцепления зависит от многих причин, и в первую очередь, конечно же, от того, как водитель производит переключение передач, и в каком режиме эксплуатирует сцепление.

И, хотя толщина диска сцепления не может быть измерена, так же, как толщина тормозного диска штангенциркулем, способы измерения существуют. Их два.

  • первый способ измерения толщины диска сцепления  – специальным измерительным калибром. Этот способ не требует демонтажа сцепления, производится на подъёмнике. Но, вы вряд ли будете им пользоваться.
  • второй способ более простой в исполнении, и позволяет определить износ диска сцепления для того, чтобы произвести его замену. Замена ведомого диска – это процедура предусмотренная производителем, т.к. ведомый диск  – деталь расходная. Проверка производится следующим образом: при запущенном двигателе нужно включить высшую передачу, прогазовать и, если автомобиль не заглох, то это означает то, что ведомый диск изношен и требует замены. Нужно помнить, что подобная проверка толщины диска сцепления не является технологически правильной, но она эффективна, и позволяет предельно точно определить состояние диска.

Как уже говорилось, ресурс любого сцепления определяется условиями его эксплуатации. Не вдаваясь в технические подробности взаимодействия деталей сцепления, вы должны понимать, что в основном ресурс сцепления и скорость износа дисков, зависит только от водителя.

Сцепление одного и того же качества и производителя, одному водителю может прослужить 5000 км., а другому все 100 тыс. Участие в драг – гонках, частое пробуксовывание, резкое трогание с места на больших оборотах, попадание посторонних жидкостей и предметов, неквалифицированная установка и регулировка сцепления – всё это сокращает ресурс работы сцепления.

Как проверить сцепление?

Проверка сцепления производится уже отработанными и надёжными народными способами, и только ими. Естественно, помимо разборки сцепления. Речь идет о том, как вы самостоятельно можете проверить сцепление своего авто, и после этого принять решение, нужна ли вам более глубокая диагностика с демонтажом механизма сцепления.

Итак, приступим к проверке сцепления по основным пунктам.

Проскальзывание сцепления. Т.е. вновь речь идет об износе ведомого диска, когда он в полном объёме не прижимается к маховику, что означает – полное сцепление отсутствует.

  • автомобиль ставим на ручной тормоз и запускаем двигатель;
  • включить повышенную передачу: 3-ю или 4-ю;
  • медленно выжимаем сцепление и «даём» газ;
  • при отрегулированном ручном тормозе двигатель авто должен заглохнуть. Если этого не произошло, то пора думать о замене диска сцепления.

«Ведёт» сцепление, т.е. оно полностью не выключается. Эта неисправность сопровождается трудным переключением передач, либо посторонними шумами и звуками при переключении передач. И коробка переключения передач здесь вряд ли виновата. Проверяем сцепление.

  • двигатель работает на холостых оборотах;
  • выжимаем педаль сцепления полностью и включаем первую либо заднюю передачу;
  • если передача включается с нехарактерным усилием, и при этом вы слышите посторонние звуки, то ведомый диск полностью не отходит от маховика, т.е. сцепление «ведет»;
  • нужно прокачать гидравлику и отрегулировать свободный ход педали сцепления;
  • провести проверку ещё раз, если ничего не изменилось, то пора ехать в автосервис для более глубокой диагностики сцепления.

Такими нехитрыми методами вы можете самостоятельно провести проверку сцепления ещё до того, как оно откажет в самый неподходящий момент. Своевременная диагностика, а ещё лучше – правильная эксплуатация, позволит увеличить ресурс сцепления, или вовремя принять меры к устранению неисправностей.

Удачи вам на дорогах.

Признаки неисправного сцепления

Основы механической коробки передач

Для многих автолюбителей нет ничего лучше механической коробки передач. Выжимание сцепления и переключение передач — это рывок, который автоматическая коробка передач просто не может обеспечить. Несмотря на то, что ваше сцепление спроектировано так, чтобы быть прочным и долговечным, оно может изнашиваться.

Для непосвященных: транспортное средство со стандартной трансмиссией обычно имеет педаль слева от тормоза, известную как сцепление. Водитель должен включить сцепление, чтобы переключить автомобиль через передачи.

Средний срок службы сцепления составляет от 20 000 до 150 000 миль. К счастью, ваше сцепление, скорее всего, даст вам достаточно информации о том, что что-то идет не так. Не оставляйте на обочине транспортное средство, которое не включает передачу. Читайте дальше, чтобы узнать о признаках и симптомах неисправного сцепления.

Мягкая или губчатая педаль сцепления

Одним из первых признаков, которые вы можете заметить, является то, что сцепление кажется мягким или губчатым при нажатии на него. Во время вождения обратите внимание на то, как работает сцепление при его включении. Зная, как это обычно ощущается, вы поймете, когда возникнет проблема.

Проблемы с переключением передач

Если вы обнаружите, что ваш автомобиль с трудом переключается и включается неровно, возможно, неисправно сцепление. Вы, скорее всего, заметите это, когда будете включать заднюю и первую передачу.

Скольжение

Это именно то, на что это похоже. В условиях стресса может показаться, что коробка передач выскальзывает из передачи без всякой причины. Это классический симптом неисправного сцепления, на который необходимо обратить внимание.

Запах гари

Запах гари часто сопровождается выходом из строя сцепления. Трение от проскальзывания сцепления вызывает безошибочный запах.

Шумы

Если детали сцепления не работают должным образом, это может вызывать различные шумы. Эти шумы могут возникать из-за того, что незакрепленный компонент ударяется о другие детали, или это может быть результатом слипания и разрыва деталей.

Залипание или заедание педали

Заедание сцепления может вызывать скрежет или мешать включению передачи, а прилипшая к полу педаль сцепления делает автомобиль неуправляемым. Если с вами случится какая-либо из этих ситуаций, вам следует обратиться к механику.

Следующие шаги

Если вы заметили какие-либо из этих симптомов в своем автомобиле, вашим следующим шагом будет назначение встречи с доверенным механиком. Вождение с вышедшим из строя сцеплением может быть опасным, так как когда сцепление выходит из строя, оно может развалиться, и вы останетесь без автомобиля. Ваш механик сможет провести правильную диагностику и порекомендовать ремонт, чтобы вернуть вас на дорогу.

Продлит срок службы сцепления

Ваш стиль вождения играет большую роль в сроке службы сцепления. Чем меньше нагрузки вы оказываете на сцепление, тем дольше оно прослужит. Следуйте этим простым рекомендациям, чтобы получить максимальную отдачу от вашего сцепления.

Одной из первых вещей, которые вам, вероятно, сказали, когда вы учились водить рычаг переключения передач, было не пользоваться сцеплением. Это все еще хороший совет. Не используйте сцепление для контроля скорости автомобиля. Езда на сцеплении тяжела для части и может привести к преждевременному выходу из строя.

Если вы сидите на светофоре или стоите в очереди на полосе для проезда и рассчитываете ждать более 10 секунд, не используйте сцепление, чтобы удержать автомобиль в остановленном положении. Выключите передачу, включите тормоз и включите нейтраль, пока не будете готовы взлететь. Это, казалось бы, незначительное действие может помочь уменьшить износ сцепления.

 

Узнайте больше о качественных автозапчастях, найдите запчасть для своего автомобиля или найдите местную автомастерскую уже сегодня.

Содержание, содержащееся в этой статье, предназначено только для развлекательных и информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному технику или механику. Мы рекомендуем вам проконсультироваться с сертифицированным техническим специалистом или механиком, если у вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых в этом документе. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные тем, что вы полагаетесь на какой-либо контент.

Как продлить срок службы сцепления

Надеемся, вы наслаждаетесь вновь обретенной свободой водителя. Быть гордым обладателем водительских прав открывает для вас так много новых возможностей.

Работа водителем сопряжена с некоторыми обязанностями. Возможно, самое главное из них — быть всегда безопасным водителем. Это необходимо для вашей собственной безопасности, безопасности ваших пассажиров и других участников дорожного движения. Более того, если вы предъявите доказательства безопасного вождения, это может привести к скидке на ваш страховой взнос для молодых водителей.

Еще одна обязанность водителя — следить за своим автомобилем. Автомобили — это сложные и дорогие части техники, и важно относиться к ним бережно и уважительно, если вы хотите избежать слишком больших счетов за ремонт. Знакомство с автомобилем является одним из ключевых факторов, позволяющих стать хорошим водителем, как мы упоминали в наших 18 главных советах для водителей-новичков.

В этом блоге мы сосредоточимся на сцеплении, одном из наиболее сложных элементов вашего автомобиля. Что он делает и как ваш стиль вождения может помочь ему продлить срок службы?

Что такое сцепление и для чего оно?

Проще говоря, сцепление представляет собой устройство, которое передает энергию вращения, развиваемую двигателем, на колеса. Этот сценарий применим только к автомобилям с механической коробкой передач, так как у автоматических нет сцепления, а есть только переключатель, который позволяет переключаться между парковкой, задним ходом, нейтралью и движением.

Как здесь работает механика? По сути, сцепление управляет соединением между несколькими приводными валами, один из которых идет от двигателя автомобиля, а другие связаны с колесами.
Сцепление является чрезвычайно важной частью работы автомобиля. В конце концов, двигатель все время вырабатывает мощность, но вы не хотите, чтобы он всегда передавал мощность на колеса с одинаковой скоростью.

Иногда вам нужно, чтобы автомобиль изменил скорость или полностью остановился, не выключая двигатель. Сделать любую из этих вещей означает разорвать эту связь между двигателем и четырьмя колесами. И это ключевая роль сцепления.

Как работает сцепление?

Сцепление вашего автомобиля состоит из двух основных частей: диска сцепления и маховика. В течение большей части времени вождения, когда ваша нога не нажимает на педаль сцепления, набор пружин поддерживает давление на диск сцепления. Это давление прижимает диск сцепления к маховику. Это, в свою очередь, соединяет двигатель с валом, который передает всю жизненно важную энергию вращения на колеса.

Напротив, когда вы нажимаете на педаль сцепления ногой, это нажатие приводит в действие вилку выключения. С помощью набора пружин и штифтов эта вилка снимает давление с диска сцепления. Результат: связь между быстро вращающимся двигателем и колесами разорвана.

Конечно, это не означает, что колеса перестанут вращаться — большую часть времени они будут продолжать двигаться по собственной инерции. Но, пока педаль сцепления нажата, они не связаны с двигателем. Это позволяет переключать передачи или тормозить.

Как продлить срок службы сцепления?

Поскольку сцепления должны выдерживать постоянное трение, они имеют тенденцию изнашиваться сами по себе — типичный срок службы сцепления составляет около 60 000 миль, хотя некоторые из них могут прослужить до 100 000, а другие начинают выходить из строя ближе к 30 000. Фактически, то, как вы едете, может иметь большое влияние на ожидаемый срок службы вашего сцепления. А замена сцепления обычно может стоить сотни фунтов, поэтому определенно стоит научиться водить так, чтобы продлить срок службы этого жизненно важного механизма.

Вот несколько советов, как продлить срок службы сцепления. Вы обнаружите, что многое из того, что вы можете сделать, чтобы защитить сцепление, также является хорошей практикой, когда речь идет о безопасном и разумном вождении. И эти хорошие привычки также могут помочь вам снизить расходы на страхование вашего молодого водителя.

1. Используйте ручной тормоз при парковке

Если вы оставляете автомобиль на включенной передаче во время парковки, это приведет к перегрузке сцепления. Чтобы избежать давления на диск сцепления, при парковке всегда следует использовать ручной тормоз и нейтральную передачу.

2. Переключитесь на нейтраль при остановке

Мы все можем поддаться искушению, ожидая на красный сигнал светофора или перекрестка, сесть с выжатым сцеплением и включенной первой передачей. Мы думаем, что задержимся здесь всего на несколько секунд, а наличие снаряжения позволит нам тронуться как можно быстрее.

Однако это еще одна вредная привычка, которая создает нежелательную нагрузку на сцепление. Гораздо лучшая идея, если вы собираетесь останавливаться более чем на несколько секунд, состоит в том, чтобы переключиться на нейтральную передачу, убрать ногу со сцепления и, если вам нужно, использовать ручной тормоз, чтобы автомобиль не двигался.

3. Не «ездите на сцеплении»

Многие водители стараются удерживать сцепление во время движения частично выжатым, чтобы использовать его как тормоз. Инструкторы по вождению называют это «ездой на сцеплении» — и они, вероятно, проинструктировали вас не делать этого, так как это изнашивает механизм.

По сути, «езда» на сцеплении таким образом просто означает, что нажимная накладка прижимается к диску сцепления, но не полностью зацепляется. Это просто создает большее трение и быстрее изнашивает сцепление.

Что делать вместо этого? Что ж, вы должны приучить себя всегда держать ногу подальше от сцепления, за исключением случаев, когда вы переключаете передачу. Сворачиваете за угол или замедляетесь перед светофором? Используйте тормоза (в сочетании с пониженной передачей, если вам нужно), а не оперение сцепления.

4. Сделайте переключение передач быстрым и решительным

Общей проблемой многих начинающих водителей является нерешительность при переключении передач. В конце концов, может потребоваться некоторое время, чтобы почувствовать систему передач вашего автомобиля и понять, на какой передаче он хочет работать на любой заданной скорости. Вдобавок ко всему, для начинающих водителей понимание того, как работают передачи, является серьезным препятствием, которое необходимо преодолеть. В результате многие водители колеблются и/или медленно переключают передачи.

На самом деле переключение передач должно быть быстрым движением. Помните, что чем дольше вы держите педаль сцепления нажатой, тем больше износа вы вызываете эту жизненно важную деталь. Так что постарайтесь сделать изменение быстрым движением.

5. Избегайте слишком частого переключения передач

Это в значительной степени зависит от ожидания. Во время обучения вождению вы, вероятно, слышали, как ваш инструктор часто говорил вам смотреть вперед как можно дальше. Это помогает вам получить хорошее представление не только о том, какие опасности или изменения возникают прямо перед вами, но и о том, как дорожные условия будут меняться дальше впереди. В результате вы сможете предвидеть, что произойдет, и заранее установить скорость на подходящем уровне.

Это и безопаснее, и лучше для вашего сцепления и коробки передач, чем постоянно снижать скорость и увеличивать скорость (и постоянно переключать передачи) при изменении дорожных условий. Короче говоря, хорошее упреждающее вождение должно означать меньший износ сцепления, а также более безопасный стиль вождения. Это вполне может принести скидки, когда речь идет о страховании молодых водителей.

Как узнать, что со сцеплением что-то не так?

Вы можете использовать следующий пошаговый метод для диагностики любых проблем с сцеплением .

1. Убедившись, что ручной тормоз затянут, включите двигатель автомобиля и включите нейтральную передачу.

2. Оставив двигатель включенным, но не нажимая педаль газа или сцепление, прислушайтесь к звуку двигателя вашего автомобиля. Это ровное мурлыканье или звук, немного похожий на низкое рычание? Если вы слышите ровный шум, можете переходить к шагу 3.

Однако рычащий звук указывает на вероятную проблему с трансмиссией сцепления. Вероятно, хорошей идеей будет отвезти машину в гараж и сообщить им о проблеме.

3. Не включая передачу, слегка нажмите на сцепление, пока оно не станет наполовину выжатым. Ты слышишь какие-нибудь звуки сейчас? Пронзительный писк лишний раз укажет на проблему — вероятно, с подшипниками выключения сцепления. Возможно, механизм выключения сцепления нуждается в смазке.

4. Наконец, нажмите на педаль сцепления до упора. Какие-нибудь необычные звуки на этот раз? Если вы слышите, например, какой-то скулящий, визжащий звук, это, вероятно, указывает на проблему с направляющим подшипником или втулкой.

Если вы не слышите никаких шумов (кроме обычного рокота двигателя вашего автомобиля) во время описанных выше действий, скорее всего, с вашим сцеплением все в порядке. Если вы слышите какой-либо из этих звуков, запишите, что вы слышите и когда это происходит, чтобы сообщить об этом своему механику.

Проблемы со сцеплением: другие контрольные признаки

Однако есть несколько других распространенных признаков неисправного сцепления, о которых следует знать.
Например, если ваш автомобиль медленно заводится, кажется вялым в движении или даже с трудом трогается с места, возможно, у вас пробуксовывает сцепление.

Это означает, что сцепление изношено, и материал, обеспечивающий необходимое трение, оторвался. Как следствие, сцепление не удерживает маховик должным образом, а это означает, что вся мощность двигателя не передается на ведущие колеса с такой же эффективностью.

Если ваши передачи переключаются с трудом, не плавно, или если вам кажется, что определенные передачи включаются с трудом, у вас могут быть проблемы с рычажными механизмами или диск сцепления может быть поврежден. Точно так же неприятные звуки при переключении передач сигнализируют о пробуксовке сцепления, которое не полностью отключается, даже когда педаль сцепления нажата. Это может просто означать, что педаль сцепления нуждается в регулировке, или у вас могут быть проблемы с механизмом выключения.

Сцепление должно плавно двигаться в обоих направлениях: при нажатии и при отпускании. Однако, если какое-либо из этих движений кажется более устойчивым, чем обычно, или если вы слышите скрежет при переключении передач, это может быть проблемой.

Наконец, если вы регулярно слышите необычный шум при включении нейтральной передачи, который исчезает при нажатии на педаль сцепления, возможно, у вас изношен первичный вал.

Означают ли эти проблемы, что вам нужно совершенно новое сцепление?

Не обязательно. Как вы, наверное, поняли, прочитав это, сцепление — это довольно сложный комплект, состоящий из нескольких взаимозависимых элементов. Диск сцепления, вилка сцепления, подшипники, выжимной механизм, маховик, тросы, рычаги, нажимной диск: все это должно работать должным образом, чтобы сцепление могло выполнять свою работу. Хорошей новостью здесь является то, что вам часто может потребоваться заменить или отремонтировать только одну часть, а не все целиком. Точно так же замена всего сцепления — дело дорогое.

Итак, если вы обнаружите какую-либо из проблем, которые мы обсуждали выше, отнесите свою машину к надежному механику и попросите его осмотреть ее для вас, подробно описав обнаруженную проблему. Они должны быть в состоянии диагностировать проблему и заменить или отремонтировать деталь с наименьшими затратами. Иногда это просто случай корректировки, а не замены.

Более безопасное вождение и возможная экономия

Как новый водитель, вы захотите тщательно следить за своим автомобилем.


Learn more