Сборка кпп газель некст
Дефектация и сборка коробки передач ГАЗель Некст
Перед сборкой проверьте состояние деталей коробки передач.
На деталях картера не допускается наличие трещин любой формы и длины
Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач и сталебаббитовая втулка удлинителя заднего картера должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.
При сборке руководствуемся статьей по разборке коробки передач (статья – Разборка коробки передач автомобиля Газель Некст), так как нужно собирать коробку в обратной последовательности
Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании через проставку.
Прокладки картера должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, оси и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов изнашивания, задиров и наволакивания металла.
Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.
Незначительные следы задиров, а также возможной коррозии (на шлицах) устраните бархатным напильником, очень мелкой шкуркой, а шейки валов отполируйте тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов не допускаются сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и наволакивания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии.
Их вращение должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций.
На дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
Вообще, после пробега около 100 тыс. км шариковые подшипники лучше заменить, независимо от их состояния.
Манжеты скользящей вилки карданного вала и манжету первичного вала также заменяем независимо от их состояния.
Перед сборкой тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе, резьбовые отверстия картера обезжириваем ацетоном или растворителем для нитрокрасок.
Трущиеся поверхности механизма переключения передач, сталебаббитовую втулку, манжеты и шлицы вторичного вала покрываем смазкой ШРУС-4, остальные – трансмиссионным маслом.
Подшипники и их гнезда перед сборкой следует также смазать трансмиссионным маслом.
Смазать детали синхронизатора тонким слоем трансмиссионного масла.
Установить одну пружину в ступицу синхронизатора.
Установить сухари в ступицу синхронизатора
Установить скользящую муфту на ступицу в соответствии с метками
Установить вторую пружину так, чтобы загнутые концы обеих пружин находились в одном сухаре, а витки пружины были направлены в разные стороны
Проверить легкость осевого перемещения деталей синхронизатора.
Боковой зазор между ступицей и скользящей муфтой должен быть в пределах 0,01–0,05 мм.
Проверить зазор между шестернями и соответствующими блокирующими кольцами, который должен быть в пределах 1,1–1,5 мм.
В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить.
Запрессовать в удлинитель заднего картера два сальника заподлицо с торцом удлинителя, если их снимали.
Их рабочие кромки должны быть направлены внутрь усилителя.
Установить в канавку заднего картера стопорное кольцо шарикового подшипника вторичного вала, если его снимали.
Установить на вторичном валу скользящую муфту синхронизатора 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода.
Надеть на вторичный вал первичный вал так, чтобы не выпали насыпные ролики.
При этом следить, чтобы выступы блокирующего кольца на первичном валу вошли в пазы ступицы синхронизатора 3-й и 4-й передач.
Соединить вторичный вал в сборе с первичным в комплект, с блоком шестерен и осью промежуточной шестерни заднего хода, введя соответствующие шестерни в зацепление.
Для удобства дальнейшего монтажа можно связать получившийся комплект веревкой, ремнем или проволокой.
Установить в вертикальное положение в тисках заднюю часть картера.
Вставить в заднюю часть картера комплект валов, разжать стопорное кольцо и запрессовать в посадочные места на задней части картера шариковые подшипники вторичного вала и блока шестерен, прилагая усилие попеременно на торец шестерни 1-й передачи вторичного вала и торец промежуточного вала до тех пор, пока стопорное кольцо не будет обжимать наружное кольцо шарикового подшипника.
После этого провести окончательную запрессовку до момента посадки стопорного кольца одновременно в канавку задней части картера и в канавку подшипника.
Установить в посадочное место на задней части картера ось промежуточной шестерни заднего хода и завернуть болт крепления, не затягивая его.
Установить заднюю часть картера коробки передач в горизонтальное положение.
Вставить в пазы скользящих муфт синхронизаторов вилки переключения соответствующих передач.
Установить стопорные плунжеры между отверстиями для штоков 3-й и 4-й, 1-й и 2-й и 5-й передач, а также передачи заднего хода.
Для монтажа плунжеров рекомендуется использовать оправку и бородок, но для этого придется удалить заглушку и после монтажа установить новую.
Поэтому легче постараться вставить плунжеры без оправки.
Установить в отверстие штока переключения 3-й и 4-й передач стопорный палец.
Установить шток переключения 3-й и 4-й передач в отверстие картера и головку вилки переключения 3-й и 4-й передач. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
Установить шток переключения 1-й и 2-й передач в отверстие картера и головку вилки переключения 1-й и 2-й передач. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
Установить стопорный плунжер до упора в шток переключения 3-й и 4-й передач.
Провести сборку штока переключения 5-й передачи и заднего хода, если он подвергался разборке.
Вставить шток в отверстие картера и отверстие вилки переключения 5-й передачи и заднего хода.
Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
При монтаже штока необходимо обратить внимание на правильность установки пружины блокировочной втулки (один конец должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера, а другой заведен в выемку блокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат к головке штока переключения 5-й передачи и заднего хода).
Установить шток переключения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение.
Установить шарики и пружины фиксаторов в соответствующие отверстия.
Установить пластину фиксаторов штоков с прокладкой на место и затянуть два болта крепления пластины.
Если при ремонте коробки передач заменяли либо один из картеров коробки, либо блок шестерен (или его детали), то необходимо определить размер толщины регулировочных колец, чтобы обеспечить необходимый осевой зазор блока шестерен.
После этого установить подобранный по требуемой толщине пакет регулировочных колец в посадочное место шарикового подшипника на передней части картера.
Установить в вертикальное положение в тисках заднюю часть картера с валами.
Установить паронитовую прокладку.
Толщина прокладки между картерами коробки передач определяет величину осевого зазора в подшипниках промежуточного вала.
Поэтому устанавливаем ее обязательно, смазав для надежности тонким слоем герметика.
Герметиком следует смазать и все другие картонные прокладки коробки передач.
Болты, соединяющие детали картера, при сборке следует обезжирить и покрыть резьбу герметиком.
Установить переднюю часть картера, совместив соответствующие отверстия с установочными втулками, и напрессовать его на шариковые подшипники первичного вала и блока шестерен, ударяя молотком из мягкого металла по приливам передней части картера.
При этом первичный вал необходимо вытягивать вверх.
Завернуть десять болтов крепления переднего и заднего картеров равномерно по диагонали моментом 14–18 Нм (1,4–1,8 кгс·м).
При этом надо учесть, что два верхних болта более длинные (размер M8–6gx35), остальные восемь болтов имеют размер M8–6gx30.
Установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипника первичного вала.
Если заменялся сальник первичного вала, то его необходимо запрессовать в крышку подшипника до упора с помощью оправки.
Установить крышку подшипника с прокладкой и завернуть три болта крепления моментом 14–18 Нм (1,4–1,8 кгс·м).
Завернуть в передний картер болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и окончательно затянуть оба болта крепления оси моментом 44–56 Нм (4,4–5,6 кгс·м).
Завернуть в передний картер сапун и выключатель света заднего хода с прокладкой.
Установить в картер привод спидометра со стопором и завернуть болт крепления стопора.
Ввернуть маслозаливную пробку.
Установить корпус рычага переключения передач с прокладкой и завернуть четыре болта крепления моментом 14–18 Нм (1,4–1,8 кгс·м).
Смазать трансмиссионным маслом направляющую втулку выжимного подшипника сцепления.
Установить поролоновую прокладку на направляющую втулку, смазав предварительно втулку трансмиссионным маслом.
Установить на направляющую втулку выжимной подшипник с муфтой.
Регулировка осевого зазора блока шестерен
Регулировку осевого зазора блока шестерен выполняют подбором толщины регулировочных колец, обеспечивающих необходимый осевой зазор.
Толщину пакета регулировочных колец, определяются по формуле:
Т = А – 3 – В + С
где:
- - А — расстояние от торца посадочного места под передний подшипник блока шестерен в переднем картере до заднего торца переднего картера (сопрягающейся поверхности с задним картером), мм;
- - 3 — необходимый осевой зазор блока шестерен, равный 0,0–0,2 мм;
- - В — расстояние от переднего конца заднего картера (сопрягающейся поверхности с передним картером) до торца наружного кольца переднего подшипника блока шестерен;
- - С — расчетная толщина паронитовой уплотнительной прокладки между картерами в сжатом состоянии, равная 0,33 мм.
Подобрать в соответствии с рассчитанным размером Т пакет регулировочных колец.
Номинальные размеры и посадка сопрягаемых деталей
Наименование детали |
Номинальный диаметр, мм |
Наименование сопрягаемых деталей |
Номинальный диаметр, мм |
---|---|---|---|
Подшипник первичного вала |
80 –0,030
|
Передний картер коробки передач |
80 –0,011
|
Подшипник вторичного вала |
75 –0,011
|
Задний картер коробки передач |
75 +0,030
|
Подшипник блока шестерен |
62 –0,013
|
Передний картер коробки передач |
62 +0,030
|
Подшипник блока шестерен |
62 –0,013
|
Задний картер коробки передач |
62 +0,030
|
Промежуточная шестерня заднего хода |
24 +0,020 24 +0,007
|
Ось промежуточной шестерни заднего хода, игольчатый подшипник |
18 –0,011 + 2·3 –0,010
|
Шестерни 2-й, 3-й, 5-й передач
|
42 +0,025 42 +0,009
|
Вторичный вал, игольчатый подшипник
|
37 –0,090 + 2·2,5 –0,010 37 –0,025 + 2·2,5 –0,010 |
Шестерни 1-й передачи и заднего хода
|
47 +0,025 47 +0,009
|
Вторичный вал, игольчатый подшипник
|
42 –0,090 + 2·2,5 –0,010 42 –0,025 + 2·2,5 –0,010 |
Первичный вал
|
30,254 +0,025
|
Вторичный вал, роликовый подшипник |
19,235 –0,013 + 2·5,5 –0,007 |
Ступица синхронизатора 1-й, 2-й передач |
2,847 +0,023 2,847 +0,063 ширина шлица |
Вторичный вал
|
2,847 -0,063 2,847 -0,023 ширина шлица |
Ступица синхронизатора 5-й передачи и заднего хода |
2,847 +0,063 2,847 +0,023 ширина шлица |
Вторичный вал
|
2,847 -0,023 2,847 -0,063 ширина шлица |
Ступица синхронизатора 3-й, 4-й передач |
1,441 +0,063 1,441 +0,023 ширина шлица |
Вторичный вал
|
1,441 -0,023 1,441 -0,063 ширина шлица |
Скользящая муфта синхронизатора |
4,181 +0,080 4,181 +0,030 ширина шлица |
Ступица синхронизатора
|
4,181 -0,030 4,181 -0,080 ширина шлица |
Скользящая вилка карданной передачи |
2,068 +0,045 2,068 +0,030 ширина шлица |
Вторичный вал
|
42,068 –0,080 42,068 –0,120 ширина шлица |
Передняя и задняя части картера коробки передач |
14 +0,075 14 +0,032
|
Шток включения передач
|
14 –0,011
|
Приводная шестерня промежуточного вала |
35 +0,014 35 –0,011
|
Промежуточный вал
|
35 +0,076 35 +0,060
|
Шестерня 2-й передачи промежуточного вала |
38 +0,014 38 –0,011
|
Промежуточный вал
|
38 +0,076 38 +0,060
|
Шестерня 3-й передачи промежуточного вала |
37 +0,014 37 –0,011
|
Промежуточный вал
|
37 +0,076 37 +0,060
|
Шестерня 5-й передачи промежуточного вала |
35 +0,014 35 –0,011
|
Промежуточный вал
|
35 +0,076 35 +0,060
|
Сталебаббитовая втулка |
38 +0,015
|
Скользящая вилка карданной передачи |
38 –0,025 38 –0,050 |
Вилки и головки штоков включения передач |
14 +0,024 14 +0,006
|
Штоки включения передач
|
14 –0,011
|
Задний картер коробки передач |
8 +0,051 8 +0,025 |
Плунжер
|
8 –0,058
|
Скользящие муфты синхронизатора |
8 –0,250
|
Вилки штока включения передач
|
8,5 +0,015
|
Корпус механизма переключения (сферическая поверхность) |
35 –0,100
|
Рычаг переключения (сферическая поверхность)
|
35 –0,100 35 –0,350
|
Головка штока включения передач |
14 +0,160 14 +0,050 ширина паза |
Рычаг переключения передач (нижняя часть)
|
14 –0,240 сферическая поверхность |
Рычаг переключения передач (нижняя часть) |
6,2 +0,200
|
ширина паза Штифт
|
6 –0,048
|
Наименование детали |
Зазор, мм |
Натяг, мм |
||
---|---|---|---|---|
min |
max |
min |
max |
|
Подшипник первичного вала |
0,000
|
0,041
|
__ |
__ |
Подшипник вторичного вала |
0,000
|
0,041
|
__ |
__ |
Подшипник блока шестерен |
0,000
|
0,043
|
__ |
__ |
Подшипник блока шестерен |
0,000
|
0,043
|
__ |
__ |
Промежуточная шестерня заднего хода |
0,007 суммарный
|
0,051 суммарный
|
__ |
__ |
Шестерни 2-й, 3-й, 5-й передач |
0,018 суммарный
|
0,070 суммарный
|
__ |
__ |
Шестерни 1-й передачи и заднего хода |
0,018 суммарный
|
0,070 суммарный
|
__ |
__ |
Первичный вал
|
0,019 суммарный |
0,071 суммарный |
__ |
__ |
Ступица синхронизатора 1-й, 2-й передач |
0,046
|
0,126
|
__ |
__ |
Ступица синхронизатора 5-й передачи и заднего хода |
0,046
|
0,126
|
__ |
__ |
Ступица синхронизатора 3-й, 4-й передач |
0,046
|
0,126
|
__ |
__ |
Скользящая муфта синхронизатора |
0,060
|
0,160
|
__ |
__ |
Скользящая вилка карданной передачи |
0,100
|
0,165
|
__ |
__ |
Передняя и задняя части картера коробки передач |
0,032
|
0,086
|
__ |
__ |
Приводная шестерня промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Шестерня 2-й передачи промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Шестерня 3-й передачи промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Шестерня 5-й передачи промежуточного вала |
__
|
__
|
0,046
|
0,087
|
Сталебаббитовая втулка |
0,025
|
0,065
|
__ |
__ |
Вилки и головки штоков включения передач |
0,006
|
0,035
|
__ |
__ |
Задний картер коробки передач |
0,025
|
0,119
|
__ |
__ |
Скользящие муфты синхронизатора |
0,500
|
0,900
|
__ |
__ |
Корпус механизма переключения (сферическая поверхность) |
__
|
__
|
__ |
__ |
Головка штока включения передач |
0,050
|
0,400
|
__ |
__ |
Рычаг переключения передач (нижняя часть) |
0,200
|
0,448
|
__ |
__ |
Разборка коробки передач автомобиля Газель Некст
Снимаем коробку передач как описано в статье – Снятие и установка коробки передач ГАЗель Некст
Очищаем от грязи и моем снаружи коробку передач.
Выкручиваем выключатель света заднего хода с прокладкой
Ключом на 10 выкручиваем болт крепления прижимной пластины датчика скорости
Снимаем ограничительную пластину
Поворачивая вправо-влево ключом на 22 за датчик
Извлекаем привод из картера коробки передач
Снимаем муфту с подшипником и поролоновые кольца передней крышки
Ключом «на 12» отворачиваем три болта крепления крышки подшипника (болты установлены на герметике).
Снимаем крышку с прокладкой.
При последующей ее установке обратите внимание на совпадение масляного дренажного канала в крышке и отверстия в картере.
Поддев отверткой, вынимаем из крышки манжету первичного вала (при разборке коробки передач заменяем все манжеты независимо от их состояния)
Оправкой или подходящей по диаметру головкой запрессовываем новую манжету
Ключом «на 13» отворачиваем и вынимаем болт крепления втулки оси шестерни заднего хода к переднему картеру
Тонкой отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала
Ключом на 12 откручиваем и снимаем сапун
Ключом «на 12» отворачиваем десять болтов, соединяющих передний и задний картеры (два болта, проходящие через установочные втулки, длиннее остальных)
Осторожно постукивая молотком через латунную оправку, расстыковываем передний и задний картеры.
При этом нельзя наносить удары по торцу первичного вала, так как будут повреждены синхронизаторы.
Разъединяем картеры коробки передач.
Осторожно, стараясь не повредить, снимаем уплотнительную прокладку.
Вынимаем из расточки под подшипник промежуточного вала в переднем картере регулировочные прокладки (их может и не быть).
В этом случае осевой зазор в подшипниках устанавливается только межкартерной уплотнительной прокладкой.
Проворачивая первичный вал, включаем передачу заднего хода (продвигаем вперед шток V передачи и заднего хода)
Ключом «на 10» отворачиваем болты крепления трех вилок переключения передач
Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления корпуса рычага переключения передач
Снимаем корпус рычага с прокладкой
Ключом «на 12» отворачиваем болты крепления пластины фиксаторов штоков
Снимаем пластину с прокладкой
Вынимаем три пружины и три шарика фиксаторов включения передач (их можно вынуть намагниченной отверткой или перевернув коробку)
Вынимаем шток I–II передачи (чтобы не перепутать при сборке, сразу надеваем на шток вилку и крепим ее болтом).
Вынимаем шток V передачи и передачи заднего хода, надев на него соответствующую вилку.
Вынимаем шток III–IV передач.
Из штока извлекаем штифт блокиратора.
Чтобы не выпали плунжеры блокиратора, вставляем в отверстия штоков трубочки, свернутые из плотной бумаги.
Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления оси шестерни заднего хода к заднему картеру.
Щипцами раздвигаем усики стопорного кольца заднего подшипника вторичного вала и, постукивая медным молотком по заднему торцу вторичного вала
вынимаем комплект валов вместе с осью и шестерней заднего хода.
Разъединяем первичный и вторичные валы.
Снимаем синхронизатор IV передачи и вынимаем 14 роликов передней опоры вторичного вала.
Шестерни, синхронизаторы и другие детали, расположенные на первичном и вторичном валах, похожи друг на друга, поэтому для облегчения последующей сборки следует аккуратно раскладывать их в порядке снятия.
Двумя тонкими отвертками или специальными щипцами разжимаем и снимаем с первичного вала стопорное кольцо
Снимаем пружинное кольцо
Бородком (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) спрессовываем подшипник первичного вала
Также снимаем оба подшипника промежуточного вала
Установив вторичный вал вертикально в тисках через мягкие прокладки снимаем стопорное кольцо
Снимаем пружинное кольцо ступицы муфты включения III–IV передач
Снимаем муфту в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора.
Этот комплект лучше не разбирать, но если такая необходимость возникла, пометьте взаимное положение деталей.
Муфты включения передач не симметричны, поэтому они устанавливаются только в одном положении.
Снимаем кольцо синхронизатора
Снимаем шестерню III передачи вместе с пластмассовым сепаратором и роликами
Отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо
Снимаем два упорных полукольца
Намагниченной отверткой вынимаем стопорный шарик полуколец
Снимаем шестерню II передачи с подшипником
Снимаем кольцо синхронизатора II передачи
Снимаем стопорное кольцо
Снимаем муфту включения I–II передач
Снимаем кольцо синхронизатора I передачи
Снимаем шестерню I передачи с подшипником.
Дальнейшую разборку вторичного вала проводим с другого конца
Поддев тонкой отверткой, снимаем стопорное кольцо
Снимаем пружинное кольцо
Снимаем ведущую шестерню привода спидометра и вынимаем ее стопорный шарик
Двумя монтажными лопатками или специальным съемником снимаем задний подшипник вторичного вала
Снимаем упорную шайбу
Вынимаем плоскогубцами штифт
Снимаем шестерню V передачи с подшипником и синхронизатором
Снимаем дистанционное кольцо
Специальными щипцами и отвертками снимаем пружинное кольцо
Снимаем муфту включения V передачи и заднего хода
Снимаем кольцо синхронизатора
Снимаем шестерню передачи заднего хода с подшипником
Извлекаем из удлинителя заднего картера две манжеты
Сборку коробки передач смотрим в следующей статье - Дефектация и сборка коробки передач ГАЗель Некст
Разборка коробки передач автомобиля Газель Next
Снимаем коробку передач как описано в статье - Снятие и установка шестерни коробки передач ГАЗель Next
Очищаем от грязи и моем снаружи коробку передач.
Откручиваем выключатель фонарей заднего хода с прокладкой
Ключом на 10 откручиваем болт крепления нажимной пластины датчика давления за датчиком
Снимаем привод с картера КПП
Снимаем сцепление с подшипником и поролоновыми кольцами передней крышки
Ключом «на 12» откручиваем три болта крепления крышки подшипника ( болты устанавливаются на герметик).
Снимите крышку с прокладкой.
При последующей установке обратите внимание на совпадение маслосливного канала в крышке и отверстия в картере.
Поддев отверткой, снимаем манжету первичного вала с крышки (при разборке редуктора заменяем все манжеты, независимо от их состояния)
Оправкой или головкой подходящего диаметра , запрессовываем новую манжету
Ключом «на 13» откручиваем и снимаем болт крепления втулки оси заднего хода к переднему картеру
Тонкой отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо подшипник первичного вала
Ключ на 12 откручиваем и снимаем сапун
Ключом «на 12» откручиваем десять болтов, соединяющих передний и задний картеры (два болта проходящие через монтажные втулки длиннее остальных)
Аккуратно постукивая молотком по латунной оправке, расстыковываем передний и задний картеры.
В этом случае нельзя ударять по концу первичного вала, так как синхронизаторы будут повреждены.
Отсоединение картеров коробки передач.
Аккуратно, стараясь не повредить, снимите прокладку.
Вынимаем прокладки из расточки под подшипник промежуточного вала в переднем картере (их там может и не быть).
В этом случае осевой зазор в подшипниках устанавливается только межкартерным уплотнением.
Поворачивая первичный вал, включаем заднюю передачу (перемещаем шток V-образной передачи и задней передачи вперед)
Ключом «на 10» откручиваем болты крепления трех вилок переключения передач
Ключом «на 12» откручиваем четыре болта крепления корпуса рычага переключения передач
Снимаем корпус рычага с прокладкой
Ключом «на 12» откручиваем болты крепления пластины фиксаторов штока
Снимаем пластину с прокладкой
Вынимаем три пружины и три шарика зубчатых фиксаторов ( их можно снять намагниченной отверткой или перевернув коробку)
Вынимаем шток I-II передачи (чтобы не перепутать при сборке, сразу одеваем вилку на шток и крепим болтом).
Вынимаем шток V-образной передачи и заднего хода, надев на него соответствующую вилку.
Снять вал III-IV передач.
Снимите стопорный штифт со штока.
Чтобы плунжеры блокиратора не выпадали, вставляем в отверстия стержней трубочки, свернутые из плотной бумаги.
Ключом «на 13» откручиваем болт крепления оси заднего хода к заднему картеру.
Клещами разводим усики стопорного кольца заднего подшипника вторичного вала и, постукивая медным молотком по заднему торцу вторичного вала
вынимаем комплект валов вместе с осью и задней передачей.
Отсоедините первичный и вторичный валы.
Снимите синхронизатор IV передачи и выньте 14 роликов передней опоры вторичного вала.
Шестерни, синхронизаторы и другие детали, расположенные на первичном и вторичном валах, аналогичны между собой, поэтому для облегчения последующей сборки их следует тщательно разложить в порядке снятия.
Двумя тонкими отвертками или специальными клещами вскрываем и снимаем стопорное кольцо с первичного вала
Снимаем стопорное кольцо
Бородой (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) сжимаем подшипник первичного вала
Также снимаем оба подшипника промежуточного вала
Установив вторичный вал вертикально в тиски через мягкие прокладки , снимите стопорное кольцо
Снимите пружинное кольцо ступицы муфты III–IV передач
Снимите муфту в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора.
Этот комплект лучше не разбирать, а если возникнет такая необходимость, отметить взаимное расположение деталей.
Зубчатые муфты несимметричны, поэтому подходят только в одном положении.
Снять кольцо синхронизатора
Снять третью передачу вместе с пластиковым сепаратором и роликами
Отверткой поддеть и снять стопорное кольцо
упорные полукольца
Снять
3
Используйте намагниченную отвертку для удаления блокируемого шарика полупотранных колец
Снимите 2 -ю зубчатую передачу с подшипником
Снимите 2 -я шестерня. Снимите муфту I-II передач
Снимите кольцо синхронизатора 1-й передачи
Снимите шестерню 1-й передачи с подшипником.
Дальнейшая разборка вторичного вала осуществляется с другого конца
Поддев тонкой отверткой, снять стопорное кольцо
Снять стопорное кольцо
Снять шестерню привода спидометра и вынуть стопорный шарик
специальным съемником снять задний подшипник вторичного вала
снять упорную шайбу
снять шплинт плоскогубцами
снять V-образную шестерню с подшипником и синхронизатором
Снимите кольцо расстояния
Снимите пружинное кольцо со специальными плоскогубцами и отвертками
Снимите 5 -ю передачу и обратное сцепление
Снимите кольцо синхронизатора
. Обратная передача. с подшипником
Снять две манжеты с заднего удлинителя картера
КПП в сборе смотрим в следующей статье - Демонтаж и сборка шестерни КПП ГАЗель Next
Неисправность и сборка коробки передач ГАЗель Next
Перед сборкой проверьте состояние деталей коробки передач.
На деталях картера не допускаются трещины любой формы и длины.
Корпуса подшипников, отверстия штока переключения и стально-баббитовая втулка заднего картера должны быть гладкими, без забоин, забоин и заметного износа.
При сборке руководствуемся статьей по разборке коробки передач (статья - Разборка коробки передач автомобиля Газель Next), так как собирать коробку нужно в обратном порядке
Подшипники должны входить в гнезда плотно, с усилием руки или легким постукиванием через прокладку.
Прокладки картера должны быть целыми, без надрывов, расслоений и изломов.
Валы, оси и шатуны проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и обволакивания металла.
Это касается и шлицевых частей валов, сопрягаемые детали должны легко перемещаться по валам, без заметных люфтов и заеданий.
Удалить незначительные следы задиров, а также возможную коррозию (на шлицах) бархатным надфилем, очень мелкой наждачной бумагой и отполировать шейки валов тонкой пастой ГОИ или алмазной пастой.
На зубьях шестерен и муфтах синхронизаторов не допускаются сколы, следы заедания и выкрашивания, на конусах синхронизаторов также не должно быть следов заедания, сильного износа и налегания бронзы на сталь.
Шариковые и роликовые подшипники должны быть в идеальном состоянии.
Вращение их должно быть легким, без заеданий, щелчков, люфтов и вибрации.
Усталостное выкрашивание (питтинг), заметный износ и сколы на дорожках качения, шариках и роликах (иглах) не допускаются.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
В общем, после пробега около 100 тыс. км лучше заменить шаровые опоры вне зависимости от их состояния.
Заменяем также манжеты скользящей вилки карданного вала и манжету первичного вала независимо от их состояния.
Перед сборкой тщательно промываем все детали в керосине или солярке, обезжириваем резьбовые отверстия картера ацетоном или растворителем для нитрокрасок.
Покрываем трущиеся поверхности механизма переключения передач, сталебаббитовую втулку, манжеты и шлицы вторичного вала смазкой ШРУС-4, остальные трансмиссионным маслом.
Перед сборкой подшипники и их посадочные места также следует смазать трансмиссионным маслом.
Смажьте детали синхронизатора тонким слоем трансмиссионного масла.
Установите одну пружину в ступицу синхронизатора.
Установить сухари в ступицу синхронизатора
Установить скользящую втулку на ступицу по меткам
Вторую пружину установить так, чтобы отогнутые концы обеих пружин оказались в одной щели, а витки пружины направлены в разные стороны
Проверить легкость осевого перемещения деталей синхронизатора.
Боковой зазор между ступицей и скользящей втулкой должен быть в пределах 0,01-0,05 мм.
Проверить зазор между шестернями и соответствующими стопорными кольцами, он должен быть в пределах 1,1-1,5 мм.
В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить.
Два сальника запрессовать в удлинитель заднего картера заподлицо с концом удлинителя, если они были засняты.
Их рабочие кромки должны быть направлены внутрь усилителя.
Установите стопорное кольцо шарового подшипника вторичного вала в канавку заднего картера, если оно было снято.
Установите скользящую муфту синхронизатора 5-й передачи/заднего хода на вторичном валу в положение передачи заднего хода.
Наденьте первичный вал на вторичный вал, чтобы не выпадали насыпные ролики.
При этом следить за тем, чтобы выступы блокирующего кольца на первичном валу вошли в пазы ступицы синхронизатора 3-й и 4-й передач.
Соедините выходной вал в сборе с первичным валом в комплекте, с шестерней и осью промежуточной шестерни заднего хода, зацепив соответствующие шестерни.
Для удобства дальнейшей установки можно связать получившийся комплект веревкой, ремнем или проволокой.
Установите заднюю часть картера вертикально в тиски.
Вставьте комплект валов в заднюю часть картера, откройте стопорное кольцо и запрессуйте шарикоподшипники выходного вала и шестерни в сборе в гнезда на задней части картера, прилагая усилие попеременно к концу шестерни 1-ю шестерню вторичного вала и конец промежуточного вала до тех пор, пока стопорное кольцо не сожмет наружное кольцо шарикоподшипника.
После этого произвести окончательную запрессовку до посадки стопорного кольца одновременно в канавку задней части картера и в канавку подшипника.
Установите вал промежуточной шестерни заднего хода в посадочное место на задней части картера и затяните болт крепления, не затягивая его.
Установите заднюю часть картера коробки передач в горизонтальное положение.
Вставьте вилки переключения соответствующих шестерен в пазы скользящих втулок синхронизаторов.
Установите стопорные плунжеры между отверстиями для 3-й и 4-й, 1-й и 2-й и 5-й передач, а также задней передачи.
Для установки плунжеров рекомендуется использовать оправку и бородку, но для этого придется после установки снять заглушку и установить новую.
Поэтому проще попробовать вставить плунжеры без оправки.
Установите стопорный штифт в отверстие штока 3-й и 4-й передачи.
Установите шток 3-й и 4-й передачи в отверстие картера и головку вилки 3-й и 4-й передачи. Зафиксируйте вилку на штоке стопорным болтом.
Установите шток 1-й и 2-й передачи в отверстие картера и головку вилки 1-й и 2-й передачи. Зафиксируйте вилку на штоке стопорным болтом.
Установите стопорный плунжер до упора в вал 3-й и 4-й передачи.
Соберите тягу 5-й передачи и заднего хода, если она была разобрана.
Вставьте шток в отверстие в картере и отверстие для вилки включения пятой передачи и заднего хода.
Закрепите вилку на штоке стопорным болтом.
При монтаже штока обратите внимание на правильность установки пружины стопорной втулки (один конец должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера, а другой конец должен быть вставлен в выемку стопорной втулки так, чтобы что выступ стопорной втулки прижат к головке штока включения 5-й передачи и заднего хода).
Установите тягу переключения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение.
Установите шарики и пружины фиксаторов в соответствующие отверстия.
Установите стопорную пластину штока с прокладкой на место и затяните два болта крепления пластины.
Если при ремонте коробки передач был заменен либо один из корпусов коробки передач, либо блок шестерен (или его детали), то необходимо определить величину толщины регулировочных колец, чтобы обеспечить необходимую осевой зазор блока редуктора.
После этого установите пакет регулировочных колец, подобранных по необходимой толщине, в посадочное место шаровой опоры на передней части картера.
Установите заднюю часть картера с валами в вертикальное положение в тиски.
Комплект закрутки паронитовой прокладки.
Толщина прокладки между корпусами редуктора определяет величину осевого зазора в подшипниках промежуточного вала .
Поэтому и устанавливать надо, смазав тонким слоем герметика для надежности.
Герметиком также следует смазывать все остальные картонные прокладки редуктора.
Болты, соединяющие детали картера, при сборке должны быть обезжирены, а резьба смазана герметиком.
Установите переднюю часть картера, совместив соответствующие отверстия с установочными втулками, и напрессуйте ее на шарикоподшипники первичного вала и блока шестерен, ударяя по выступам передней части картера молотком из мягкого металла.
В этом случае входной вал необходимо вытянуть вверх.
Затяните десять болтов крепления переднего и заднего картера двигателя равномерно по диагонали моментом 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м).
Обратите внимание, что два верхних болта длиннее (M8-6gx35), остальные восемь болтов - M8-6gx30.
Установите стопорное кольцо в канавку шарикоподшипника первичного вала.
Если был заменен сальник первичного вала, то его необходимо запрессовать в крышку подшипника до упора с помощью оправки.
Установите крышку подшипника с прокладкой и затяните три болта крепления моментом 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м).
Вставить болт оси промежуточной шестерни заднего хода в передний картер и окончательно затянуть оба болта оси моментом 44–56 Н·м (4,4–5,6 кгс·м).
Вставить сапун и выключатель фонарей заднего хода с прокладкой в передний картер.
Установить привод спидометра со стопором в картер и затянуть болт крепления стопора.
Вставьте пробку маслоналивного отверстия.
Установите корпус рычага переключения передач с прокладкой и затяните четыре болта крепления моментом 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м).
Смажьте направляющую втулку подшипника выключения сцепления трансмиссионным маслом.
Установите пенопластовую прокладку на направляющую втулку, предварительно смазав втулку трансмиссионным маслом.
Установить выжимной подшипник с муфтой на направляющую втулку.
Регулировка осевого зазора редуктора
Осевой зазор редуктора регулируется подбором толщины регулировочных колец, обеспечивающих необходимый осевой зазор.
Толщина пакета прокладок определяется по формуле:
Т = А - 3 - В + С
где:
- - А — расстояние от торца посадочного места под передний подшипник блок шестерен в переднем картере до заднего торца переднего картера (поверхность сопряжения с задним картером), мм;
- - 3 — требуемый осевой зазор зубчатого венца, равный 0,0–0,2 мм;
- - В - расстояние от переднего торца заднего картера (поверхности сопряжения с передним картером) до торца наружного кольца опорного подшипника передней шестерни;
- - С - расчетная толщина паронитовой уплотнительной прокладки между картерами в сжатом состоянии, равная 0,33 мм.
Подберите комплект регулировочных колец по расчетному размеру Т.
Номинальные размеры и посадка сопрягаемых деталей
Имя детали | Рейтинг диаметр, мм | Имя ответные детали | Рейтинг диаметр, мм |
---|---|---|---|
Подшипник входной вал | 80 -0,030 | Передний картер коробки передач | 80 -0,011 |
Подшипник выходной вал | 75 -0,011 | Задний картер Шестерни | 75 +0,030 |
Опорный подшипник шестерни | 62 -0,013 | Передний картер коробки передач | 62 +0,030 |
Опорный подшипник шестерни | 62 -0,013 | Задний картер Шестерни | 62 +0,030 |
Промежуточный уровень задняя передача ход | 24 +0,020 24 +0,007 | Промежуточная ось шестерни заднего хода, игольчатый подшипник | 18 -0,011 + 2 3 -0,010 |
Шестерни 2-я, 3-я, 5-я Шестерни | 42 +0,025 42 +0,009 | Выходной вал, игольчатый подшипник | 37 -0,090 + 2 2,5 –0,010 37 -0,025 + 2 2,5 –0,010 |
Шестерни 1-й передача и Реверс | 47 +0,025 47 +0,009 | Выходной вал, игольчатый подшипник | 42 -0,090 + 2 2,5 –0,010 42 -0,025 + 2 2,5 –0,010 |
Первичный вал | 30,254 +0,025 | Выходной вал, роликовый подшипник | 19,235 -0,013 + 2 5,5 -0,007 |
Концентратор синхронизатор 1-я, 2-я передача | 2,847 +0,023 2,847 +0,063 ширина слота | Выходной вал | 2,847 -0,063 2,847 -0,023 ширина слота |
Концентратор синхронизатор 5-я передача и Реверс | 2,847 +0,063 2,847 +0,023 ширина слота | Выходной вал | 2,847 -0,023 2,847 -0,063 ширина слота |
Концентратор синхронизатор 3-я, 4-я передача | 1,441 +0,063 1,441 +0,023 ширина слота | Выходной вал | 1,441 -0,023 1,441 -0,063 ширина слота |
Раздвижные Муфта синхронизатор | 4,181 +0,080 4,181 +0,030 ширина слота | Ступица синхронизатора | 4,181 -0,030 4,181 -0,080 ширина слота |
Раздвижные Вилка карданная передачи | 2,068 +0,045 2,068 +0,030 ширина слота | Выходной вал | 42,068 -0,080 42,068 -0,120 ширина слота |
спереди и назад коробка картера Шестерни | 14 +0,075 14 +0,032 | Включающий стержень Шестерни | 14 -0,011 |
Ведомый шестерня промежуточный вал | 35 +0,014 35 -0,011 | Промежуточный вал | 35 +0,076 35 +0,060 |
Шестерня 2-я передачи промежуточный вал | 38 +0,014 38 -0,011 | Промежуточный вал | 38 +0,076 38 +0,060 |
3-я передача передачи промежуточный вал | 37 +0,014 37 -0,011 | Промежуточный вал | 37 +0,076 37 +0,060 |
5-я передача передачи промежуточный вал | 35 +0,014 35 -0,011 | Промежуточный вал | 35 +0,076 35 +0,060 |
Стальной баббит втулка | 38 +0,015 | Подвижная вилка карданная передача | 38 -0,025 38 -0,050 |
Вилки и розетки стержни включает Шестерни | 14 +0,024 14 +0,006 | Включающие стержни Шестерни | 14 -0,011 |
Задний картер коробки передач | 8 +0,051 8 +0,025 | Плунжер | 8 -0,058 |
Слайдеры Муфты синхронизатор | 8 -0,250 | Заглушки Шестерни | 8,5 +0,015 |
Кузов Механизм переключатель (сферический поверхность) | 35 -0,100 | Рычаг переключения передач (сферический поверхность) | 35 -0,100 35 -0,350 |
Головка штока включает Шестерни | 14 +0,160 14 +0,050 ширина паза | Рычаг переключения передач шестерня (нижняя часть) | 14 -0,240 сферический поверхность |
Рычаг переключатель шестерня (нижняя часть) | 6,2 +0,200 | ширина паза Пин | 6 -0,048 |
Имя детали | Зазор, мм | Преднатяг, мм | ||
---|---|---|---|---|
мин | макс. |