Сапун моста


Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

  • Главная
  • Статьи
  • Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

Автор: Евгений Балабас

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.     

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

 Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки. 

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему? 

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой… 

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п. 

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки». 

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки... Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем...

практика

 

Новые статьи

Статьи / Практика Всё дело в сантиметрах: как ездить по заснеженному зимнему двору Почему именно по двору, спросите вы? Потому что чаще всего неопытные водители зимой застревают как раз во дворе, а не на расчищенной дороге. И повредить свою машину им тоже проще во дворе. П... 635 7 1 09. 01.2023

Статьи / Интересно Быстрее, чем кажутся: 15 лучших слиперов 2023 года Мы подробно рассказывали о том, что такое слиперы – это неприметные внешне автомобили, которые на самом деле могут дать фору многим в светофорных гонках. А представленное недавно пятое поко... 2692 1 1 03.01.2023

Статьи / Практика Вечная молодость: как не дать постареть кузову автомобиля Те, кто хотя бы раз в жизни покупал новый автомобиль, испытал чувство, которое можно описать расхожей фразой «лишь бы с ласточкой ничего не случилось». Но жизнь так погано устроена, что с ла... 3805 1 4 27. 12.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов... 21242 7 205 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть.. . 16917 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з... 14472 26 30 10.08.2022

Сапун моста для автомобилей Toyota Chaser RX60

Сапун моста для автомобилей Toyota Chaser RX60 - Купить онлайн. Низкая цена, быстрая доставка

Сапун моста×

Toyota×

Chaser×

RX60×

← Мост

  • Сапун заднего моста
  • Сапун кпп

Производитель Артикул Фото Описание Гарантия Цена
TOYOTA 9093003031 Сапун заднего моста ПОД ЗАКАЗ

Уточните номер кузова для Toyota Chaser

  • GX105
  • JZX105
  • JZX93
  • GX71
  • JZX100
  • JZX101
  • GX100
  • GX81
  • GX90
  • JZX81
  • JZX90
  • JZX91
  • LX100
  • LX80
  • LX90
  • MX83
  • SX100
  • SX90
  • YX70
  • YX72
  • YX80
  • GX60
  • GX61
  • SX60
  • SX70
  • TX60
  • SX80
  • RX60×
  • LX60
  • LX70
  • MX61
  • MX71
  • LX65
  • RX63
  • MNh25W
  • MNh25
  • MNh20W
  • GX115
  • GX115W
  • JZX115
  • JZX115W
  • LX80Q
  • E-JZX100
  • E-SX80

Уточните номер двигателя для Toyota Chaser

  • 3YP
  • 2LTE
  • 13TU
  • 2LT
  • 1GGTEU
  • 1GGEU
  • 4SFE
  • 1GFE
  • 1JZGTE
  • 2JZGE
  • 1JZGE
  • L
  • 3YPU
  • 2YPU
  • 2L
  • 21RU
  • 1SU
  • 1GEU
  • 4SFI
  • 1GGZE
  • 1GGE
  • 18RGEU
  • MTEU
  • 1GGTE
  • 7MGE
  • 3SFE
  • 4S-FE
  • 1G-FE
  • 1G-GE
  • 2L-T
  • 1JZ-GE
  • 4S-Fi
  • 21R-U

ВИДЕО: Одно упражнение, которое нужно делать каждый день

ВИДЕО: Если вы делаете только одно упражнение каждый день, попробуйте это

02:32

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн

401(k) правила стали еще лучше. Вот важные изменения

01:54

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Смотреть: Ночные ведущие реагируют на мемуары принца Гарри

«Это может быть плохо для вас»: репортер WSJ в наручниках во время выполнения задания

05:34

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

«Коляска сама о себе позаботится»: посмотрите, как работает эта беспилотная коляска

01:30

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн

Посмотрите, как меняется цвет BMW в действии

01:58

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Концепт электрического грузовика Ram с откидывающимся третьим рядом

01:13

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн

Вечерние ведущие реагируют на то, что Маккарти не удалось выиграть голосование Палаты представителей за спикера

01:14

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн

Скип Бэйлесс приносит свои извинения за свой «широко неверно истолкованный» твит о Дамаре Хэмлине

02:18

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

«Она пнула бы нас под столом»: ведущие «Взгляда» делятся историями Барбары Уолтерс

02:14

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Репортеры объясняют, почему ложь Джорджа Сантоса «провалилась сквозь трещины»

01:33

Сейчас играет

- Источник: CNN

Смотрите восторженное воссоединение пассажира с его пропавшим багажом

01:10

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Как самое популярное сообщество TikTok 2022 года может помочь вам узнать больше в 2023 году

02:42

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Эта реклама виски доводит зрителей до слез. Узнайте, почему

01:01

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн

Генеральный директор Southwest отвечает на негативную реакцию по поводу отмены

00:38

Сейчас играет

- Источник: Си-эн-эн

Смотрите лучшие видео TikTok 2022 года

01:40

Сейчас играет

- Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

Живые, дышащие мосты? Это не так «там», как вы думаете!

Мастера бриджа Инновации

Бетон

используется в большинстве проектов по строительству и ремонту мостов. И я он такой же безжизненный, как и все на планете.

В течение сотен лет строители мостов производили бетон практически одним и тем же способом. Они смешивают твердые вещества, такие как песок или гравий, со связующими веществами, которые скрепляют частицы после того, как смесь высохнет и затвердеет. Единственными реальными изменениями в формуле и методе его изготовления являются небольшие научные достижения, которые привели к получению более твердого, прочного и долговечного бетона.

Что, если бы будущее строительства и ремонта бетона и мостов могло быть революционным , а не эволюционный ?

Представьте себе возможности, если бы вы могли выращивать бетон, а не производить его.

Представляем совершенно новую форму бетона

Недавние новостные сообщения показывают, что исследователи из Университета Колорадо создали новый тип бетона: он живой и способен воспроизводить, восстанавливать и воспроизводить себя.

Новый бетон создается не путем смешивания материалов и их затвердевания в результате химических реакций. Вместо этого его производят цианобактерии. Они выращивают бетон, улавливая и расходуя световую энергию посредством фотосинтеза. В отличие от обычного бетона, производство этой новой формы поглощает углекислый газ , а не выделяет его в больших и опасных количествах, что делает его экологически безопасным.

Из-за биологического процесса, используемого для его производства, живой бетон имеет ярко-зеленый оттенок, а не серый. Со временем цвет тускнеет по мере старения и высыхания материала.

Как был изобретен новый материал

В течение многих лет исследователи искали способы использования биологических процессов для производства бетона. Они искали способы самостоятельного ремонта трещин, которые позволили бы улучшить структурную целостность мостов и снизить затраты на техническое обслуживание.

Выпуск: Традиционный бетон не является благоприятной средой для внедрения бетона, продуцирующего бактерии.

Решение: Новая форма бетона полностью производится бактериями. Бактерии могут сохраняться в конструкциях, построенных из него, поэтому бетон может со временем восстанавливаться.

В качестве первого шага к решению этой проблемы ученые создали первое поколение живого бетона. Они поместили цианобактерии в смесь воды, песка и питательных веществ. Микробы поглощали свет и начинали производить карбонат кальция, который скреплял частицы песка. В результате был получен жизнеспособный бетон, но процесс был слишком медленным для использования в строительных проектах.

Исследователи должны были найти способ ускорить процесс роста.

Была идея добавить в смесь желатин. Когда желатин растворяют в воде и охлаждают, его молекулы быстро связываются друг с другом, как в желейном десерте. Кроме того, температура застывания желатина поддерживает активность бактерий.

Когда в исходную живую бетонную смесь добавляли желатин, разливали по формам и охлаждали, он быстрее образовывал связи. Кроме того, это сделало новую форму живого бетона более прочной.

Для формирования нового материала требуется всего около суток. Маленькие кубы достаточно прочны, чтобы на них мог стоять человек, но относительно слабы по сравнению с обычным бетоном. Более крупные блоки и структурные элементы намного прочнее и потенциально могут использоваться в проектах строительства и восстановления мостов. Шкала делает материал более прочным.

Когда детали из живого бетона хранятся в относительно сухих условиях при комнатной температуре, они достигают своей предельной прочности в течение нескольких дней. Со временем бактерии становятся неактивными — но они все еще живы. Когда они подвергаются воздействию более высоких температур, влажности и света (как это происходит на большинстве мостов), бактерии снова становятся активными.

Чтобы понять возможности этого нового материала, ученые показали, что блок, сделанный из него, можно разрезать пополам, поместить в новую форму с дополнительным сырьем и преобразовать в полный блок. На сегодняшний день несколько поколений новых бетонных изделий воспроизведены из фрагментов старых.

Есть еще одно преимущество этого нового процесса. Большинство традиционных бетонов, используемых в строительных проектах, должны быть изготовлены из первозданного песка, доступ к которому осуществляется из водных путей. Этот тип песка в дефиците по всему миру. Живая форма бетона не зависит от него. Новый бетон может быть получен из множества различных материалов, включая такие отходы, как использованное стекло или старый бетон.

Живой бетон идеально подходит для строительства мостов в отдаленных или сложных районах. Компоненты можно выращивать на месте, что избавляет от необходимости перевозить громоздкие материалы.

Итак, что дальше?

Исследователи ищут способы сделать новый бетон прочнее, чтобы его можно было использовать в большем количестве типов проектов. Они хотят выяснить, как сохранить жизнь бактериям в чрезвычайно сухой среде. Они также ищут другие виды бактерий, способных создавать строительные материалы. Ученые хотят найти новые способы производства компонентов из живого бетона, чтобы их было проще и эффективнее упаковывать и хранить.

Если исследователи найдут решения этих проблем, живые бетонные компоненты смогут определить свои собственные структурные проблемы на мостах и ​​устранить их. Будущее за живым бетоном безгранично.

Build A Better Bridge

Закрывайте свои проекты коммунальных служб проще, безопаснее и вовремя, используя самые современные решения для коммунальных служб мостов.

  • Ваш адрес электронной почты*
Популярные сообщения
Последние сообщения