Радиатор устройство


как устроена и нужно ли ее промывать? — журнал За рулем

Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.

Воздушка или водянка

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания предназначена для отвода излишнего тепла от деталей и узлов двигателя. На самом деле эта система вредна для вашего кармана. Приблизительно треть теплоты, полученной от сгорания драгоценного топлива, приходится рассеивать в окружающей среде. Но таково устройство современного ДВС. Идеальным был бы двигатель, который может работать без отвода теплоты в окружающую среду, а всю ее превращать в полезную работу. Но материалы, используемые в современном двигателестроении, таких температур не выдержат. Поэтому по крайней мере две основные, базовые детали двигателя — блок цилиндров и головку блока — приходится дополнительно охлаждать. На заре автомобилестроения появились и долго конкурировали две системы охлаждения: жидкостная и воздушная. Но воздушная система охлаждения постепенно сдавала свои позиции и сейчас применяется, в основном, на очень небольших двигателях мототранспорта и генераторных установках малой мощности. Поэтому рассмотрим подробнее систему жидкостного охлаждения.

Устройство системы охлаждения

Система охлаждения современного автомобильного двигателя включает в себя рубашку охлаждения двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, соединительные шланги и радиатор с вентилятором. К системе охлаждения подсоединен теплообменник отопителя. У некоторых двигателей охлаждающая жидкость используется еще и для обогрева дроссельного узла. Также у моторов с системой наддува встречается подача охлаждающей жидкости в жидкостно-воздушные интеркулеры или в сам турбокомпрессор для снижения его температуры.

Работает система охлаждения довольно просто. После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость начинает с помощью насоса циркулировать по малому кругу. Она проходит по рубашке охлаждения блока и головки цилиндров двигателя и возвращается в насос через байпасные (обходные) патрубки. Параллельно (на подавляющем большинстве современных автомобилей) жидкость постоянно циркулирует через теплообменник отопителя. Как только температура достигнет заданной величины, обычно около 80–90 ˚С, начинает открываться термостат. Его основной клапан направляет поток в радиатор, где жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Если обдува воздухом недостаточно, то вступает в работу вентилятор системы охлаждения, в большинстве случаев имеющий электропривод. Движение жидкости во всех остальных узлах системы охлаждения продолжается. Зачастую исключением является байпасный канал, но он закрывается не на всех автомобилях.

Схемы систем охлаждения в последние годы стали очень похожи одна на другую. Но осталось два принципиальных различия. Первое — это расположение термостата до и после радиатора (по ходу движения жидкости). Второе различие — это использование циркуляционного расширительного бачка под давлением, либо бачка без давления, являющегося простым резервным объемом.

На примере трех схем систем охлаждения покажем разницу между этими вариантами.

Система охлаждения внедорожника Great Wall Hover (сейчас он известен на нашем рынке под именем Derways DW Hower h4). Термостат стоит перед радиатором на выходе из головки блока цилиндров. Расширительный бачок подсоединен после пробки радиатора и не подвержен действию высоких температур и давлений. 1 — расширительный бачок; 2 — атмосферный шланг расширительного бачка; 3 — подводящий шланг радиатора отопителя; 4 — отводящий шланг радиатора отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 — отводящий шланг от рубашки подогрева дроссельного узла; 8 — подводящий шланг к рубашке подогрева дроссельного узла; 9 — крышка термостата; 10 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 11 — пробка заливной горловины радиатора системы охлаждения; 12 — радиатор системы охлаждения; 13 — кожух вентилятора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 16 — шланг, соединяющий радиатор системы охлаждения и расширительный бачок.

Система охлаждения внедорожника Great Wall Hover (сейчас он известен на нашем рынке под именем Derways DW Hower h4). Термостат стоит перед радиатором на выходе из головки блока цилиндров. Расширительный бачок подсоединен после пробки радиатора и не подвержен действию высоких температур и давлений. 1 — расширительный бачок; 2 — атмосферный шланг расширительного бачка; 3 — подводящий шланг радиатора отопителя; 4 — отводящий шланг радиатора отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 — отводящий шланг от рубашки подогрева дроссельного узла; 8 — подводящий шланг к рубашке подогрева дроссельного узла; 9 — крышка термостата; 10 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 11 — пробка заливной горловины радиатора системы охлаждения; 12 — радиатор системы охлаждения; 13 — кожух вентилятора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 16 — шланг, соединяющий радиатор системы охлаждения и расширительный бачок.

Система охлаждения двигателя Hyundai Solaris первого поколения. Термостат стоит на выходе из радиатора, а расширительный бачок размещен прямо на радиаторе и выполнен по схеме «без давления». 1 — отводящий шланг радиатора; 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — крышка термостата; 4 — шланг, соединяющий расширительный бачок; 5 — пробка заливной горловины; 6 — подводящий шланг радиатора; 7 — радиатор; 8 — расширительный бачок.

Система охлаждения двигателя Hyundai Solaris первого поколения. Термостат стоит на выходе из радиатора, а расширительный бачок размещен прямо на радиаторе и выполнен по схеме «без давления». 1 — отводящий шланг радиатора; 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — крышка термостата; 4 — шланг, соединяющий расширительный бачок; 5 — пробка заливной горловины; 6 — подводящий шланг радиатора; 7 — радиатор; 8 — расширительный бачок.

Система охлаждения восьмиклапанного двигателя Лады Гранты. Термостат стоит перед радиатором. Расширительный бачок циркуляционного типа находится под давлением, имеет герметичную пробку. Через него постоянно проходит охлаждающая жидкость. 1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения; 3 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — корпус термостата; 6 — вентилятор; 7 — головка блока цилиндров; 8 — радиатор системы охлаждения; 9 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 10 — насос охлаждающей жидкости; 11 — блок цилиндров; 12 — подводящая труба насоса; 13 — отводящий шланг радиатора отопителя; 14 — радиатор отопителя; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — наливной шланг.

Система охлаждения восьмиклапанного двигателя Лады Гранты. Термостат стоит перед радиатором. Расширительный бачок циркуляционного типа находится под давлением, имеет герметичную пробку. Через него постоянно проходит охлаждающая жидкость. 1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения; 3 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — корпус термостата; 6 — вентилятор; 7 — головка блока цилиндров; 8 — радиатор системы охлаждения; 9 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 10 — насос охлаждающей жидкости; 11 — блок цилиндров; 12 — подводящая труба насоса; 13 — отводящий шланг радиатора отопителя; 14 — радиатор отопителя; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — наливной шланг.

Компоненты

Рубашка головки и блока цилиндров представляют собой каналы, отлитые в алюминиевом или чугунном изделии. Каналы герметичны, а стык блока и головки цилиндров уплотнен прокладкой.

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа. Приводится во вращение либо ремнем ГРМ, либо ремнем привода вспомогательных агрегатов.

Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

Термостат представляет собой автоматический клапан, срабатывающий при достижении определенной температуры. Он открывается, и часть горячей жидкости сбрасывается в радиатор, где и остывает. В последнее время стали применять электронное управление этим простым устройством. Охлаждающую жидкость начали подогревать специальным ТЭНом для более раннего открытия термостата в случае потребности.

Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

Радиатор представляет собой теплообменник, содержащий два бачка (входной и выходной), соединенных множеством алюминиевых трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость. Для увеличения теплообмена к трубкам присоединены тонкие пластины, во много раз увеличивающие поверхность теплообмена. Для улучшения теплоотвода воздух протягивается через радиатор принудительно с помощью электровентилятора.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Радиатор отопителя выполняет функцию нагревания воздуха, поступающего в салон автомобиля. Краны отопителя сейчас не устанавливают, а потому радиатор этот нагрет всегда, когда прогрет двигатель, и только воздушные заслонки не дают летом поступать горячему воздуху в салон автомобиля.

Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

Расширительный бачок это хранилище резерва жидкости. Но в зависимости от типа системы охлаждения (см. выше) он может быть циркуляционным или тупиковым. Соответственно, находиться под давлением или без него.

Пробка, обеспечивающая герметичность системы, может быть установлена либо прямо на радиаторе, либо на расширительном бачке. Вне зависимости от места установки пробка обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения. Такое давление (достигающее 1,1–1,3 бара) повышает температуру кипения жидкости, улучшает теплопередачу, предотвращает кавитацию насоса.

Пробка радиатора Лады 4х4.

Пробка радиатора Лады 4х4.


Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.

Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.


И главный компонент системы — это сама рабочая жидкость. Идеальной с точки зрения теплотехники была бы вода, но она вызывает коррозию и замерзает зимой. Поэтому применяют антифризы с низкой температурой замерзания (-40°C или — 65°C) и присадками, снижающими коррозию, пенообразование и т.д.

Неисправности системы охлаждения

Все, что может потечь, рано или поздно потечет. Это не только одна из интерпретаций закона Мерфи, но и четкое описание главной неисправности системы охлаждения. Система, включающая в себя порой более 10 резиновых шлангов, постепенно старея, начинает терять герметичность. Текут сами шланги, пропуская жидкость через нитяное армирование, текут хомутовые соединения. Со временем под воздействием противогололедных реагентов и летящих с дороги камней теряет герметичность радиатор. Особенно он страдает на автомобилях без кондиционера, где его не прикрывает теплообменник этой системы. Также радиатор принимает на себя все «удары судьбы» даже при небольших авариях. Течь теплообменника отопителя, хотя он и стоит в более «защищенном» от внешнего воздействия месте, также встречается нередко. Тот же антифриз, просочившийся сквозь сальниковое уплотнение насоса, выводит из строя подшипник, и — «Здравствуй, замена помпы». И хорошо, если вовремя уследите за признаками выхода из строя насоса, а то его поломка приведет или к обрыву ремня ГРМ и аварии двигателя, или к невозможности двигаться дальше на автомобилях, где установлен цепной привод газораспределительного механизма.

Термостат, этот маленький точный приборчик, тоже может начать хандрить. Его клапан может зависнуть или в закрытом, или в открытом состоянии. В первом случае неминуем перегрев двигателя даже в холодную погоду, а во втором двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры. Повышенные износ мотора и расход топлива, негреющая печка — вот что гарантирует нам постоянно открытый термостат. Еще остается расширительный бачок. Течь его встречается только в схеме системы охлаждения, где он находится под рабочим давлением.

И последний узел, который может терять герметичность, — это пробка радиатора или расширительного бачка. И хотя жидкость через нее сразу не потечет, но это произойдет после первого же закипания двигателя. А закипит он быстро. Помните назначение пробки? Правильно: обеспечивать повышение температуры кипения жидкости. Ни один современный мотор не может работать без герметичной пробки, кроме случаев очень низкой температуры окружающей среды и небольшой нагрузки на двигатель.

Интересный тест на знание причин перегрева можно пройти здесь

Замена жидкости и промывка

Если не пришлось заменять какой-либо узел в системе охлаждения раньше, то инструкции рекомендуют менять антифриз не реже чем в 5–10 лет. Если вам не приходилось доливать в систему воду из канистры, а еще хуже — из придорожной канавы, то при замене жидкости систему можно не промывать.

Для удаления охлаждающей жидкости в нижней части радиатора предусмотрено сливное отверстие с пробкой.

Для удаления охлаждающей жидкости в нижней части радиатора предусмотрено сливное отверстие с пробкой.

А вот если автомобиль многое повидал на своем веку, то при замене жидкости полезно произвести промывку системы охлаждения. Разомкнув в нескольких местах систему можно струей воды из шланга тщательно ее прополоскать. Либо просто слить старую жидкость и залить чистую, кипяченую воду. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Выждав, пока система остынет, чтобы не обжечься, слить воду. Затем продуть воздухом систему и залить свежий антифриз.

Промывку системы охлаждения обычно затевают в двух случаях: когда перегревается двигатель (проявляется это прежде всего в летний период) и когда перестает греть печка зимой. В первом случае причина кроется в заросших грязью снаружи и засоренных изнутри трубках радиатора. Во втором — проблема в том, что забились отложениями трубки радиатора отопителя. Поэтому при плановой смене жидкости и при замене компонентов системы охлаждения не упускайте возможности хорошенько промыть все узлы.

Расскажите, с какими неисправностями системы охлаждения сталкивались вы. И желаю вам жаркого отопителя зимой и хорошего охлаждения летом.

Система охлаждения ДВС: как устроена и надо ли промывать ее зимой?

Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.

Система охлаждения ДВС: как устроена и надо ли промывать ее зимой?

Устройство и принцип действия радиатора охлаждения двигателя

02.10.2013 #Радиатор охлаждения двигателя # Радиатор # Система охлаждения

Устройство и принцип действия радиатора охлаждения двигателя

Система охлаждения играет очень важную роль, так как именно она предотвращает перегревание двигателя автомобиля, которое неизбежно в процессе работы. Важнейшим элементом охлаждающей системы выступает радиатор, обеспечивающий эффективное охлаждение жидкости.

Система охлаждения автомобиля специально предназначена для того, чтобы охлаждать детали двигателя, которые нагреваются в процессе его работы. Современные автомобили имеют системы охлаждения, которые, помимо своей основной, выполняют целый ряд других важных функций:

- нагревают воздух в системе вентиляции, отопления и кондиционирования;
- охлаждают масло в системе смазки;
- охлаждают отработанные газы в системе рециркуляции отработанных газов;
- охлаждают рабочую жидкость в автоматической коробке передач;
- охлаждают воздух в системе турбонаддува.

На сегодняшний день существует несколько систем охлаждения двигателя: воздушная, жидкостная и комбинированная. В жидкостной системе тепло от разогретых элементов двигателя отводит поток жидкости, в воздушной системе — поток воздуха. В комбинированной системе воздушная и жидкостная системы объединяются.

Большинство современных автомобилей оборудованы жидкостной системой охлаждения, среди преимуществ которой можно выделить эффективное равномерное охлаждение. Кроме этого, жидкостная система охлаждения имеет невысокий уровень шума.

Независимо от того, какой тип двигателя имеет автомобиль — бензиновый или дизельный, конструкция систем охлаждения будет подобной. В состав системы охлаждения входят следующие элементы:

- радиатор системы охлаждения;
- теплообменник отопителя;
- масляный радиатор;
- расширительный бачок;
- термостат;
- центробежный насос;
- вентилятор радиатора;
- патрубки;
- элементы управления;
- рубашка «охлаждения» двигателя.


Устройство радиатора

Важнейшим конструктивным элементом не только системы охлаждения, но и самого двигателя, является радиатор. Прообраз современного радиатора устанавливался даже на самых первых автомобилях, так как без радиатора работа двигателя не представляется возможной. Радиатор системы охлаждения выполняет такую важную функцию, как поддержание рабочей температуры двигателя и защита его от перегрева.

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких элементов, как верхний и нижний баки, сердцевина, детали крепления. Радиатор предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Баки радиатора, а также сердцевина, которая к ним припаяна, как правило, изготавливаются из латуни, благодаря чему обеспечивается хорошая теплопроводность.

Сердцевина радиатора представляет собой тонкие поперечные пластины, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, которая проходит через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на множество потоков. Подобное устройство сердцевины позволяет жидкости охлаждаться более интенсивно, так как значительно возрастает площадь соприкосновения жидкости со стенками трубок.

Баки радиатора соединяются с рубашкой охлаждения при помощи патрубков. Нижний бак оснащен специальным краником, предназначенным для слива жидкости из радиатора. Чтобы спускать воду из водяной рубашки, в нижней части блока также имеется краник.

В систему охлаждения жидкость заливается через горловину бака, расположенного вверху и закрываемого крышкой. Жидкостная система охлаждения двигателя отличается наличием двойного регулирования теплового режима: термостатом и шторкой.

Шторка радиатора охлаждения — это своеобразное полотно, один из концов которого закрепляется на сматывающем механизме, который, в свою очередь, монтируется в барабане. Второй конец неподвижно соединяется в нижней части автомобильного радиатора.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания вместо шторки оснащены жалюзи створчатого типа, состоящими из пластин. Пластины шарнирно закрепляются в нижней планке, связанной тягой и системой рычагов с рукояткой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.


Принцип работы радиатора

Системы охлаждения, которыми оборудуются современные автомобили, учитывают множество важных параметров, среди которых температура двигателя, температура жидкости и масла, температура снаружи салона и т. д.

Принцип работы системы охлаждения следующий. Благодаря жидкостному насосу охлаждающая жидкость находится в постоянном движении, циркулируя по кругу, омывая горячие стенки головки блока и цилиндров. Таким образом удается избежать перегрева двигателя, так как от нагретых деталей отводится тепло. Далее горячая жидкость направляется в радиатор охлаждения, который обеспечивает отвод тепла в окружающую среду. На этом цикл заканчивается, а охлажденная жидкость идет по новому циклу.

Таким образом, можно сделать вывод, что радиатор представляет собой своеобразный теплообменник, который обеспечивает охлаждение жидкости. Чтобы работа радиатора была еще более эффективной, перед двигателем устанавливается специальный вентилятор радиатора, нагнетающий воздух на поверхность радиатора, благодаря чему процесс теплообмена значительно ускоряется.

Вентилятор радиатора запускается автоматически специальным термодатчиком, который срабатывает в тот момент, когда рабочая температура двигателя начинает подниматься выше допустимой нормы. Вентилятор и радиатор охлаждения устанавливают непосредственно перед двигателем.

Другие статьи

#Планка генератора

Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля

14.09.2022 | Статьи о запасных частях

В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.

#Переходник для компрессора

Переходник для компрессора: надежные соединения пневмосистем

31.08.2022 | Статьи о запасных частях

Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.

#Стойка стабилизатора Nissan

Стойка стабилизатора Nissan: основа поперечной устойчивости «японцев»

22.06.2022 | Статьи о запасных частях

Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.

#Ремень приводной клиновой

Ремень приводной клиновой: надежный привод агрегатов и оборудования

15.06.2022 | Статьи о запасных частях

Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.

Вернуться к списку статей

Авторизация оборудования – РЧ-устройство

Что такое РЧ-устройство?

FCC регулирует радиочастотные (РЧ) устройства, содержащиеся в электронно-электрических продуктах, которые способны излучать радиочастотную энергию посредством излучения, проводимости или другими способами. Эти изделия могут создавать помехи радиослужбам, работающим в диапазоне радиочастот от 9 кГц до 3000 ГГц.

Почти все электронно-электрические изделия (устройства) способны излучать радиочастотную энергию. Большинство, но не все, эти продукты должны быть протестированы, чтобы продемонстрировать соответствие правилам FCC для каждого типа электрических функций, содержащихся в продукте. Как правило, продукты, которые по своей конструкции содержат схемы, работающие в радиочастотном спектре, должны демонстрировать соответствие с использованием применимой процедуры авторизации оборудования FCC (т. е. Декларации о соответствии поставщика (SDoC) или сертификации), как указано в правилах FCC в зависимости от типа устройства. Продукт может содержать одно устройство или несколько устройств с возможностью применения одной или обеих процедур авторизации оборудования. Радиочастотное устройство должно быть одобрено с использованием соответствующей процедуры авторизации оборудования, прежде чем его можно будет продать, импортировать или использовать в Соединенных Штатах.

Следующие обсуждения и описания предназначены для того, чтобы помочь определить, регулируется ли продукт Федеральной комиссией по связи и требует ли он одобрения. Более сложный вопрос, который не рассматривается в этом документе, заключается в том, как классифицировать отдельное радиочастотное устройство (или несколько компонентов или устройств в конечном продукте), чтобы определить применимые конкретные части правил FCC и процедуру авторизации конкретного оборудования. или процедуры, которые необходимо использовать для целей соответствия FCC. Это определение требует технического понимания продукта, а также знания правил FCC.

Некоторые основные рекомендации по получению авторизации оборудования приведены на странице авторизации оборудования.

Радиочастотные устройства сгруппированы по следующим категориям:

ИНФЕКЦИОННЫЕ ИЗЛУЧАТЕЛИ
(Часть 15, подраздел A) преднамеренно использовать, преднамеренно генерировать или преднамеренно излучать радиочастотную энергию выше 9 кГц. Однако случайный излучатель может производить побочные продукты радиоизлучения выше 9кГц и вызвать радиопомехи. Изделие, которое классифицируется как случайное излучающее устройство, не требует получения разрешения на оборудование. Тем не менее, случайные излучатели регулируются общими условиями эксплуатации, изложенными в Разделе 15.5, и при наличии вредных помех пользователь должен прекратить работу и устранить помехи. Производители и импортеры должны руководствоваться здравым смыслом перед маркетингом и продажей этих продуктов, чтобы свести к минимуму возможные помехи (раздел 15.13).

Примеры продуктов, которые классифицируются как случайные излучатели, включают: двигатели переменного и постоянного тока, механические выключатели освещения, основные электроинструменты (не содержащие цифровой логики).

НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ИЗЛУЧАТЕЛИ (Часть 15,
, подраздел , пункты B и G)

Непреднамеренные излучатели (определение которых дано в Разделе 15.3 (z)) – это устройство, конструкция которого использует цифровую логику или электрические сигналы, работающие на радиочастотах, для использования внутри помещений. продуктом или посылает радиочастотные сигналы на связанное оборудование через соединительную проводку, но не предназначен для беспроводного излучения радиочастотной энергии посредством излучения или индукции.

Сегодня в большинстве электронно-электрических изделий используется цифровая логика, работающая в диапазоне частот от 9 кГц до 3000 ГГц, и они регулируются 47 CFR, часть 15, подраздел B.

Примеры: кофейники, наручные часы, кассовые аппараты, персональные компьютеры, принтеры. , телефоны, приемники для гаражных ворот, беспроводной приемник датчика температуры, универсальный радиочастотный пульт дистанционного управления и тысячи других типов обычного электронно-электрического оборудования, основанного на цифровых технологиях. Это также включает в себя многие традиционные продукты, которые когда-то классифицировались как случайные радиаторы, такие как двигатели и основные электроинструменты, которые теперь используют цифровую логику.

Продукты, которые содержат только цифровую логику, также могут быть освобождены от авторизации оборудования в соответствии с Разделом 15. 103.

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ИЗЛУЧАТЕЛИ (Часть 15,
, подраздел , пункты C–F и H)

Преднамеренные излучатели (определение которых дано в Разделе 15.3 (о)) – это устройство, которое преднамеренно генерирует и излучает радиочастотную энергию посредством излучения или индукции, которая может быть работает без индивидуальной лицензии.

Примеры: беспроводные устройства открывания гаражных ворот, беспроводные микрофоны, универсальные радиочастотные устройства дистанционного управления, беспроводные телефоны, беспроводные системы сигнализации, передатчики Wi-Fi и радиоустройства Bluetooth.

ПРОМЫШЛЕННОЕ, НАУЧНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (Часть 18)

Когда электронно-электрические изделия используются для обеспечения РЧ-энергией для приложений, отличных от телекоммуникационных, например, для создания физических, биологических или химических эффектов, таких как нагрев, ионизация газов, механические вибрации и ускорение заряженных частиц, эти устройства подпадают под действие правил FCC 47 CFR Part 18.  

Примеры включают: флуоресцентное освещение, галогенные балласты, дуговые сварочные аппараты, микроволновые печи и медицинские диатермические аппараты.

Примечание. Медицинские изделия общего назначения обычно не подпадают под эту классификацию; скорее Часть 18 применяется к медицинскому оборудованию только в том случае, если оно предназначено для локального генерирования и использования радиочастотной энергии в медицинских или терапевтических целях.

ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОТАЮЩЕЕ В ЛИЦЕНЗИОННЫХ РАДИОУСЛУГАХ

Изделия, использующие лицензированный радиочастотный спектр, от стационарных микроволновых линий до сотовых телефонов и мобильных широкополосных услуг, считаются РЧ-устройствами и подлежат авторизации оборудования.

Примеры лицензированного радиооборудования, подлежащего Сертификации, включают: маломощные телевизионные передатчики, сотовые телефоны/смартфоны, базовые станции, лицензированные двухточечные микроволновые радиостанции, частные наземные мобильные передатчики, авиационные и морские радиостанции.
Для получения дополнительной информации о лицензированных службах радиосвязи:

  • Список беспроводных служб
  • Бюро беспроводной связи
  • Бюро общественной и национальной безопасности
  • Международное бюро

Распределение радиочастотного спектра, нормативная ответственность за использование радиочастотного спектра разделена между Федеральной комиссией по связи (FCC) (использование в неправительственных целях) и Национальным управлением по телекоммуникациям и информации (NTIA) (использование государственными учреждениями). В настоящее время распределены только полосы частот между 9 кГц и 275 ГГц (, т. е. , предназначенные для использования одной или несколькими наземными или космическими службами радиосвязи или для радиоастрономической службы при определенных условиях). OET поддерживает Таблицу распределения частот FCC, которая представляет собой сборник распределений. Таблица распределения частот FCC кодифицирована в Разделе 2. 106 Правил Комиссии. Более подробное описание см. в Таблице распределения частот.

Теги: 

Устройства - Устройства, техника и технологии

Постоянная оценка и постоянный мониторинг сообщений FDA об инфекциях, вызванных нетуберкулезными микобактериями, связанными с нагревателями-охладителями на водной основе

Обновление: 14 июня 2022 г. эта веб-страница была обновлена ​​для предоставления новой информации о текущих усилиях FDA и отрасли по выводу на рынок инновационных устройств, которые могут помочь смягчить инфекции нетуберкулезных микобактерий (НТМ) у пациентов, включая очистка системы, в которой вместо воды используется жидкий теплоноситель на основе гликоля (HTF).

Дополнительную информацию см. в разделе «Развитие дизайна устройства» на этой странице.

Нагреватели-охладители используются во время кардиоторакальных операций, а также других медицинских и хирургических процедур для обогрева или охлаждения пациента с целью оптимизации медицинской помощи и улучшения результатов лечения пациентов. Устройства нагревателя-охладителя включают резервуары, которые подают жидкость с регулируемой температурой (обычно воду) во внешние теплообменники или нагревательные/охлаждающие одеяла через замкнутые контуры.

Хотя жидкость в контурах не вступает в непосредственный контакт с пациентом, существует вероятность того, что загрязненная жидкость попадет в другие части устройства или передаст бактерии по воздуху (аэрозоль) через выпускное отверстие устройства или другие открытые отверстия, в окружающую среду и к пациенту.


На этой странице:

  • Анализ FDA устройств нагревателей-охладителей на водной основе и нетуберкулезных микобактерий (НТМ) инфекций
  • Возможные основные причины загрязнения
  • Статус проверки очистки и дезинфекции и аэрозолизации
  • Улучшение дизайна устройства (добавлено 14.06.2022)
  • Соответствующие сообщения FDA
  • Сообщение о проблемах в FDA

Анализы FDA нагревателей-охладителей на водной основе и инфекций, вызванных нетуберкулезными микобактериями (НТМ)

Благодаря анализу FDA отчетов о нежелательных явлениях, медицинской литературы и информации от национальных и международных агентств общественного здравоохранения, FDA стало известно, что использование нагревателей-охладителей на водной основе было связано с инфекциями, вызванными нетуберкулезными микобактериями (НТМ), в первую очередь у пациентов, перенесших кардиоторакальные хирургические вмешательства. Организмы НТМ широко распространены в природе и могут быть обнаружены в почве и воде, в том числе в водопроводных источниках. Как правило, они безвредны, но в редких случаях могут вызывать инфекции у некоторых пациентов.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) сотрудничает с профессиональными сообществами, партнерами в области общественного здравоохранения, производителями нагревателей и охладителей и экспертами для оценки дополнительных стратегий по снижению инфекций, связанных с нагревателями и охладителями. Это включает в себя работу с:

  • Медицинскими учреждениями и профессиональными медицинскими обществами, чтобы понять их опыт использования водонагревателей-охладителей и получить больше информации о проблемах в различных больничных условиях, а также об их возможностях для реализации мер по снижению потенциальных рисков. .
  • Специалистам по инфекционным заболеваниям, поставщикам медицинских услуг, представителям научных кругов, специалистам по аэрозолизации и общественному здравоохранению, чтобы лучше понять причины и факторы риска передачи микробных агентов, связанных с нагревателями-охладителями на водной основе, и разработать стратегии по минимизации воздействия на пациентов.
  • Центры по контролю и профилактике заболеваний и департаменты общественного здравоохранения штатов должны оценить задокументированные случаи заражения нагревателей и охладителей и последующего заражения пациентов.
  • Международные органы регулирования общественного здравоохранения для повышения осведомленности об инфекциях, связанных с водонагревателями и охладителями, и для обсуждения мероприятий по снижению риска заражения.

Потенциальные первопричины загрязнения

Текущий анализ FDA выявил потенциальные первопричины загрязнения от нагревателей-охладителей на водной основе, которые включают:

  • Бактерии NTM, передающиеся по воздуху (аэрозоль):

    Бактерии NTM могут размножаться в резервуаре для воды нагревателя-охладителя. Хотя вода в блоке нагревателя-охладителя не вступает в непосредственный контакт с пациентом, существует вероятность того, что загрязненная вода попадет в другие части устройства или рассеет НТМ через вентиляционные отверстия устройства или другие небольшие отверстия между внутри и снаружи резервуаров для воды в окружающую среду операционной и открытую хирургическую полость пациента. Перемешивание воды (бульканье) внутри резервуаров для воды с помощью насосов, смешивания компонентов, воды обратного контура и т. д. может увеличить вероятность аэрозолизации бактерий НТМ.

    Например, микобактерии обнаруживаются в гораздо более высоких концентрациях в каплях воды, выбрасываемых в воздух из пузырьков воздуха, поднимающихся и лопающихся в резервуаре, по сравнению с концентрацией микобактерий, обнаруженной в воде в резервуаре. Резервуары для воды не являются воздухонепроницаемыми, поэтому эти аэрозольные НТМ в каплях воды могут выходить из внутренней части блока нагревателя-охладителя, возможно, с помощью вентиляторов блока, через вентиляционные отверстия и в хирургический блок. Кроме того, эти капли воды, содержащие бактерии NTM, могут оставаться в воздухе во взвешенном состоянии, что может увеличить вероятность попадания в открытую хирургическую полость пациента или загрязнения стерильного имплантата, такого как сердечный клапан.

  • Нарушение ламинарного потока:

    Ламинарный поток воздуха — это технический контроль, который в данном случае описывает среду операционной, предназначенную для повышения уровня защиты за счет снижения содержания загрязняющих веществ в воздухе во время операции. Одно исследование с использованием одного нагревателя-охладителя на водной основе предполагает, что вытяжной вентилятор устройства, в зависимости от расстояния и направления выхлопа, может нарушить защитный характер ламинарного потока воздуха над пациентом. Авторы этого исследования предположили, что НТМ, передающиеся воздушно-капельным путем, могут быть перенесены в операционное поле.

  • Конструкция нагревателя-охладителя на водной основе:

    Конструкции большинства устройств нагревателя-охладителя аналогичны, поскольку они содержат от одного до трех больших резервуаров, заполненных водой, которая либо нагревается, либо охлаждается для подачи в теплообменник(и) или одеяла. . При работе нагревательно-охладительного устройства вода в этих баках перемешивается при нормальной циркуляции по контурам.

    Некоторые нагреватели-охладители содержат воздушные и водяные фильтры; другие нет. Фильтры для воды (0,22 микрона) должны быть в состоянии удалить большую часть NTM из водопроводной воды, которая используется для наполнения/пополнения, доливки, ополаскивания, приготовления льда и очистки охладителей нагревателя. Однако воздушные фильтры, установленные на некоторых установках, недостаточны для улавливания бактерий NTM. Воздушный фильтр, способный улавливать бактерии NTM, может повлиять на безопасность или производительность устройства, и поэтому перед его внедрением производитель должен оценить его как возможный метод смягчения последствий.
    Вентиляторы установлены на большинстве агрегатов и обычно используются для охлаждения агрегата или повышения эффективности охлаждения компрессора. Эти вентиляторы могут способствовать перемещению аэрозольных НТМ из внутренней части установки в операционную и, возможно, в стерильное операционное поле.

Статус испытаний для проверки очистки и дезинфекции и аэрозолизации

В 2015 году FDA выпустило окончательное руководство «Переработка медицинских устройств в медицинских учреждениях: методы проверки и маркировка»; Приложение E руководства было обновлено 9 июня., 2017, чтобы включить нагреватели-охладители на водной основе. В руководящем документе отражены научные достижения в области знаний и технологий, связанных с повторной обработкой многоразовых медицинских устройств, а также текущие взгляды FDA на заявки, связанные с переработанными медицинскими устройствами.

Поскольку нагреватели-охладители на водной основе представляют риск передачи микробов и заражения пациентов через аэрозоль, если они не очищены и не продезинфицированы должным образом, инструкции 510(k) для этих устройств должны включать данные для проверки инструкций по очистке и дезинфекции. Благодаря знаниям, полученным с тех пор, как FDA начало свою оценку, FDA запрашивает методы снижения аэрозолизации, когда это применимо.

  • Данные для проверки инструкций по очистке и дезинфекции включают протоколы и отчеты об испытаниях, демонстрирующие, что процедуры надежно и последовательно достигают заданных конечных результатов, а инструкции можно выполнять по назначению.
  • Данные по снижению аэрозолизации включают протоколы и отчеты об испытаниях, в которых измеряется степень аэрозолизации и демонстрируются методы снижения аэрозолизации (если она имеет место).

В настоящее время в Соединенных Штатах действуют три компании, производящие и распространяющие водонагреватели-охладители. В таблице ниже перечислены производители, модели устройств, а также статус валидации очистки и дезинфекции и испытаний на аэрозолизацию. FDA продолжает работать с производителями нагревателей и охладителей, чтобы гарантировать, что они предоставляют результаты испытаний, и FDA обновит таблицу, чтобы уведомить общественность, когда результаты испытаний будут полными и адекватными.

Таблица: Статус испытаний для валидации очистки и дезинфекции и аэрозолизации с помощью систем обогрева-охлаждения на водной основе для использования в операционных по производителям и моделям

Производитель Модель Валидация очистки и дезинфекции Испытание на аэрозолизацию
Ливанова Система нагревателя-охладителя 3T Адекватный Адекватный
КардиоКуип Модульный охладитель-нагреватель 1000(i) В ожидании В ожидании
Модульный охладитель-нагреватель 1000(м) В ожидании В ожидании
ООО «Гентерм Медикал» Охладитель/нагреватель с двумя резервуарами Hemotherm CE, модель 400CE В ожидании В ожидании

Определение:

Адекватно: Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) завершило рассмотрение данных, предоставленных производителем, и определило, что данные обеспечивают приемлемую очистку и дезинфекцию, либо продемонстрировано отсутствие аэрозолизации или снижение аэрозолизации.

В ожидании: Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) сотрудничает с производителем, чтобы обеспечить адекватность протокола испытаний и рассмотреть отчеты об испытаниях.

Совершенствование дизайна устройств

Основываясь на многолетнем опыте агентства по анализу переработанных устройств и исследованиях, проведенных агентством и другими организациями, FDA определило конструкции, которые способствуют инновациям в многоразовых медицинских устройствах следующего поколения. Эти конструктивные особенности облегчают очистку и дезинфекцию и снижают вероятность загрязнения и образования аэрозолей.

В мае 2022 года FDA одобрило нагреватель-охладитель Spectrum Medical Quantum и совместимые теплообменники Qura Quantum PureFlow. Вместо воды устройство Quantum Heater-Cooler регулирует температуру жидкого теплоносителя на основе гликоля (HTF), который затем поступает в совместимые теплообменники PureFlow для окончательного регулирования температуры циркулирующей крови пациента. HTF Quantum Heater-Cooler продемонстрировал, что он снижает риск заражения устройства за счет подавления роста нетуберкулезных микобактерий и других бактерий.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) продолжает сотрудничать с производителями, медицинскими учреждениями и экспертами в области общественного здравоохранения в оценке новых конструктивных особенностей нагревательных и охлаждающих устройств.

Соответствующие сообщения FDA на сегодняшний день включают:

ОБНОВЛЕНИЕ Обновление ОБНОВЛЕНИЕ
Дата Связь Описание
11.02.2022 Предупреждающее письмо FDA компании CardioQuip, LLC Для своего устройства Modular Cooler-Heater Model MCH-1000 («Устройство MCH-1000») после проверок, проведенных на объектах в Колледж-Стейшн, штат Техас, были выявлены нарушения Регламента о системах качества.
13.10.2021 : Потенциальный риск заражения при использовании нагревательных и охлаждающих устройств — письмо поставщикам медицинских услуг Чтобы предоставить обновленную информацию, чтобы помочь снизить потенциальные риски заражения при использовании устройств нагревателя-охладителя от CardioQuip или Gentherm Medical LLC, а также дополнить уведомления об отзыве о прекращении использования устройств нагревателя-охладителя от Maquet и Terumo
30.09.2020 Потенциальный риск заражения во время кардиохирургических операций при использовании модульного охладителя-нагревателя CardioQuip – Письмо поставщикам медицинских услуг Предоставить новую информацию об инфекциях Mycobacterium abscessus , связанных с использованием модульного устройства-охладителя CardioQuip у пациентов, перенесших кардиоторакальные операции, и напомнить пользователям о рекомендациях по минимизации воздействия на пациента любого устройства-охладителя.
25.02.2020 ОБНОВЛЕНИЕ: Снижение риска кардиохирургической инфекции при использовании системы нагревателя-охладителя LivaNova 3T: Сообщение FDA по безопасности Предоставление обновленной информации для снижения потенциальных рисков инфекций при кардиохирургических вмешательствах, связанных с системой LivaNova Heater-Cooler System 3T.
19.10.2018 Обновленная информация для снижения потенциального риска инфицирования при кардиохирургических вмешательствах, связанного с системами нагревателя-охладителя LivaNova 3T: Сообщение FDA по безопасности Предоставление обновленной информации для снижения потенциальных рисков инфекций при кардиохирургических вмешательствах, связанных с системой LivaNovaHeater-Cooler System 3T.
12.06.2018 : Доступность услуги глубокой очистки некоторых систем LivaNova PLC (ранее Sorin Group Deutschland GmbH) Stӧckert 3T Heater-Cooler Systems в США: Сообщение FDA по безопасности Для усиления Медицинской коррекции LivaNova, выданной 20 апреля 2018 г.
01.11.2016 Звонок FDA заинтересованным сторонам с поставщиками медицинских услуг и персоналом медицинских учреждений и отделов здравоохранения Обсудить расследование Агентства системы нагревателя-охладителя LivaNova Stӧckert 3T и рассмотреть рекомендации по предотвращению распространения инфекции, связанной с использованием этих устройств.
13.10.2016 CDC: Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности (MMWR) Заметки с мест « Mycobacterium chimaera Загрязнение устройств нагревателя-охладителя, используемых в кардиохирургии — США». Этот отчет был написан сотрудниками CDC и FDA.
13.10.2016 : Инфекции Mycobacterium chimaera, связанные с LivaNova PLC (ранее Sorin Group Deutschland GmbH) Система нагревателя-охладителя Stӧckert 3T: Сообщение FDA по безопасности Обновление сообщения о безопасности от 1 июня 2016 г. для предоставления новой информации об инфекциях, вызванных Mycobacterium chimaera ( M. chimaera ), связанных с использованием LivaNova PLC (ранее Sorin Group Deutschland GmBH) Stӧckert 3T Heater-Cooler System (3T ) у пациентов в США, перенесших кардиоторакальные операции. Это сообщение также содержит обновленные рекомендации по предотвращению распространения инфекции, связанной с использованием этих устройств.
02.06.2016 и 03.06.2016 Встреча FDA: Панель устройств системы кровообращения Получено экспертное клиническое заключение и рекомендации по уведомлению пациентов и последующим процедурам наблюдения за пациентами. Были также обсуждены рекомендации по отбору проб и мониторингу 3T и других устройств нагревателя-охладителя, которые включали регулярный визуальный контроль загрязнения в водяном контуре, регулярную замену аксессуаров (например, трубок) и проверку качества воды для обеспечения надлежащих процедур дезинфекции. выполняются.
01.06.2016 Mycobacterium chimaera Инфекции, связанные с Sorin Group Deutschland GmbH Stӧckert 3T Heater-Cooler System: FDA Safety Communication Предоставить новую информацию и рекомендации об инфекциях Mycobacterium chimaera , связанных с использованием системы Stӧckert 3T Heater-Cooler System у пациентов, перенесших кардиоторакальные операции.
16.05.2016 Инфекции нетуберкулезных микобактерий (НТМ), связанные с нагревателями и охладителями (HCD): вебинар FDA Государственные, местные, племенные и территориальные регулирующие органы и партнеры в области общественного здравоохранения обсудили нетуберкулезные микобактериальные (НТМ) инфекции, связанные с нагревательными и охлаждающими устройствами, и рассмотрели рекомендации по минимизации воздействия инфекций на пациентов.
29.12.2015 Предупреждающее письмо FDA компании LivaNova (ранее Sorin Group S.p.A.) Для устройства терморегулятора Heater-Cooler 3T после проверок, проведенных на объектах в Мюнхене, Германия, и Арваде, Колорадо, были выявлены нарушения Регламента о системах качества. Поскольку модель нагревателя-охладителя LivaNova 3T производится в Германии, она находится под запретом на ввоз до устранения нарушений.
15.10.2015 Нетуберкулезные микобактериальные инфекции, связанные с нагревателями-охладителями: Сообщение FDA по безопасности Дать рекомендации по минимизации воздействия на пациента.

Сообщения о проблемах в FDA

FDA рекомендует поставщикам медицинских услуг и пользователям сообщать о любых нежелательных явлениях или подозрениях на нежелательные явления, возникшие при использовании любых устройств с нагревателем-охладителем, включая инфицирование пациента, загрязнение устройства или трудности с соблюдением инструкций производителя по применению .

Добровольные отчеты можно отправлять через MedWatch, программу FDA по информации о безопасности и отчетности о нежелательных явлениях.

Производители устройств и объекты пользователей должны соблюдать применимые правила отчетности по медицинским устройствам (MDR).

Медицинский персонал, работающий в учреждениях, на которые распространяются требования FDA к отчетности в учреждениях-пользователях, должен следовать процедурам отчетности, установленным в их учреждениях.

Учреждения пользователей, участвующие в Сети безопасности медицинских изделий FDA (MedSun), должны сообщать о нежелательных явлениях, связанных с устройством, через сайт отчетов MedSun, а не через MedWatch.


Learn more