Причины неисправности термостата
Термостат двигателя. Устройство, принцип работы и возможные поломки
Про термостат слышали все автомобилисты, но не все видели его вживую — немудрено, ведь он скрыт в недрах системы охлаждения. Что же такое автомобильный термостат? Как он работает и из-за чего выходит из строя? Отвечаем на частые вопросы об этой маленькой, но важной детали двигателя.
Что такое термостат
В общем смысле термостат — устройство для поддержания статичной (постоянной) температуры, что следует из его названия. Термостаты разной конструкции есть во многих приборах и механизмах, от водонагревателей до холодильников. Есть термостат и в автомобильном двигателе внутреннего сгорания (с жидкостным охлаждением, конечно).
В автомобиле термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости (антифриза): ускоряет прогрев холодного мотора и обеспечивает отвод тепла от горячего. Так двигатель работает эффективнее и комфортнее для водителя, особенно зимой — без термостата печка почти всё время дула бы холодным воздухом.
Конструкция термостата
Классический термостат представляет собой подвижный клапан, который приходит в движение из-за изменения внешней среды — нагрева или охлаждения антифриза. Для этого в нём есть термоэлемент, заполненный веществом, напоминающим по структуре воск — церезином, с добавлением медного порошка, графита или алюминия для лучшей теплопроводности. При определённой температуре антифриза церезин расширяется, открывая клапан термостата. При остывании мотора церезин сжимается, и термостат вновь закрывается.
Момент начала движения клапана термостата и температура его полного открытия у каждой модели двигателя свои: обычно это 70–95 °С и 90–100 °С соответственно. Температура начала срабатывания указана на корпусе термостата.
Термостат может быть одноклапанным и двухклапанным — последний не только открывает большой круг системы охлаждения, но и одновременно закрывает малый, что важно для правильной циркуляции антифриза. На большинстве современных двигателей используются двухклапанные термостаты. Помимо основных клапанов для антифриза в термостате обычно есть ещё один маленький воздушный клапан — он нужен для удаления воздушных пробок из системы охлаждения.
Как работает термостат
Корпус термостата — это своеобразный тройник системы охлаждения, в центре которого термостат распределяет потоки антифриза. Один из патрубков подводит к нему охлаждающую (и уже охлаждённую) жидкость от основного радиатора, другой служит для перепуска антифриза из двигателя, а третий направляет поток жидкости к водяному насосу (помпе).
При холодном запуске двигателя температура антифриза равна температуре окружающего воздуха, что далеко от нормальной рабочей температуры двигателя (80–90 °С). Чтобы ускорить прогрев, термостат блокирует поток охлаждающей жидкости к радиатору, пуская антифриз по так называемому малому кругу — через рубашку охлаждения двигателя. При повышении температуры жидкости клапан термостата приоткрывается, включая в работу большой круг системы охлаждения с основным радиатором. Пока клапан находится в промежуточном положении, в радиатор направляется лишь часть жидкости, которая затем подмешивается к горячему потоку из малого круга — так термостат поддерживает оптимальную рабочую температуру двигателя.
Когда режима смешивания не хватает для эффективного охлаждения мотора, термостат полностью открывается, исключая из работы малый круг — антифриз начинает циркулировать только через радиатор. И наоборот: при снижении температуры клапан термостата закрывается, вновь пуская охлаждающую жидкость по малому кругу.
Устройство системы охлаждения двигателя
Поддержание оптимальной температуры двигателя важно не столько для эффективной работы печки (хотя её водитель ощущает в первую очередь), сколько для полного сгорания рабочей смеси, снижения токсичности отработанных газов и увеличения ресурса двигателя. На некоторых моторах даже устанавливают несколько термостатов и/или термостаты с электронным управлением, чтобы более точно регулировать температуру в каждом контуре системы охлаждения.
Причины и признаки неисправности термостата
Иногда термостат выходит из строя, попросту заклинивая. Чаще всего это происходит из-за коррозии внутри радиатора, некачественного или старого антифриза: частицы накипи или ржавчины оседают на термоэлементе термостата, из-за чего тот становится нечувствительным к изменению температуры жидкости в системе и перестаёт двигать клапан. Но иногда термостат заклинивает и механически.
Термостат может заклинить в разных положениях: в полностью открытом, закрытом или промежуточном. Если термостат полностью закрыт, антифриз циркулирует только по малому кругу, что вызовет перегрев двигателя практически в любом режиме работы, при этом радиатор останется холодным. Полностью открытый заклинивший термостат тоже нетрудно вычислить: с ним двигатель будет прогреваться очень долго, а зимой даже не достигнет рабочей температуры.
А вот заклинивший в промежуточном положении термостат вычислить непросто. Поэтому, в случае проблем с системой охлаждения, термостат часто меняют превентивно, на всякий случай — просто чтобы исключить его из списка возможных причин. Благо, стоит он недорого.
Другая распространённая проблема — утечка охлаждающей жидкости — связана не с самим термостатом, а с его прокладкой, которая со временем перестаёт обеспечивать герметичность. Если вы меняете термостат, обязательно смените и прокладку, чтобы не пришлось сливать антифриз и разбирать систему охлаждения заново, обнаружив утечку.
Как проверить термостат
Снятый с машины термостат можно проверить в домашних условиях. Для этого его помещают в закипающую воду и смотрят, открывается ли клапан. Выглядит эффектно, но такая проверка, к сожалению, мало что даёт — лишь подтверждение, что термостат сохранил подвижность. Но при какой температуре он открывается? Чтобы тест был действительно полезным, нужно использовать термометр и контролировать температуру воды, сравнивая её с номинальной температурой начала открытия термостата.
Горячий и холодный термостат. Температура открытия
В магазинах можно купить термостат с разной температурой начала открытия: от 76–78 °С (холодный термостат) до 92–95 °С (горячий термостат). Если система охлаждения работает исправно и не создаёт проблем, стоит использовать термостат, идентичный заводскому — как правило, это 82 или 88 °С. Но при необходимости можно регулировать температурный режим двигателя установкой нештатного термостата.
Если двигатель автомобиля изначально очень горячий и склонен к перегреву при нагрузках (например, из-за слишком тесного подкапотного пространства или маленького радиатора), можно немного улучшить его охлаждение, установив термостат с ранним открытием. А если на дворе зима и у вас проблемы с прогревом машины, горячий термостат поможет мотору не терять тепло — в Сибири это популярный зимний тюнинг.
Узнать температуру открытия штатного термостата можно с помощью онлайн-каталога запчастей. Выберите свой автомобиль, найдите на схеме системы охлаждения термостат и посмотрите, какие аналоги предлагает интернет-магазин — у большинства производителей характеристики термостата отражены в артикуле. Другой способ — подбор по снятому образцу: температура открытия клапана указана прямо на корпусе термостата.
Езда без термостата
А можно ли ездить вообще без термостата? Иногда так борются с летними перегревами: полностью демонтируют термостат, принудительно включая большой контур охлаждения в работу. Но делать так не нужно. Вспомните основное назначение термостата: не способствовать охлаждению или нагреву мотора, а обеспечивать его термическую стабильность. Без термостата не будет режима подмешивания охлаждающей жидкости и перекрытия малого круга (что грозит локальными перегревами), нарушится расчётная циркуляция антифриза в системе. А во многих режимах работы двигатель окажется недогретым, что порой не менее вредно, чем перегрев. Пониженная температура двигателя (без термостата он может не нагреться и до 70 °С) негативно влияет на сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах: мотор зарастает нагаром, выходят из строя свечи, лямбда-зонды, нейтрализаторы выхлопа. Поэтому, если ваш двигатель хронически перегревается, поставьте холодный термостат с ранним открытием, но не удаляйте его из системы полностью.
И поищите другие причины перегрева: отказавший электромотор или вискомуфту вентилятора, забитый радиатор или изношенную помпу.
Уделяйте термостату должное внимание: вовремя меняйте его, правильно подбирайте температуру открытия и не забывайте о замене прокладке — это избавит от многих проблем с двигателем.
Признаки неисправности термостата в автомобиле
Акция до 04.03.23
______________________
Владельцам автомоек, магазинов, детейлинг-центров и автолюбителям.
Приобретая от 2 канистр бесконтактного средства
для мойки автомобилей объемом каждой 20кг
______________________
Вы получаете в подарок Ma-Fra Split Profy 4.5л
Акция
______________________
При покупке 5л канистры синтетического моторного масла
Брендов:
- Yacco, линеек PREMIUM и LUBE;
- Lotos.
______________________
Ароматизатор Ma-Fra POP Airt в подарок
За дополнительной информацией обращаться к менеджеру
+77715535561
Акционная цена 1100 тенге
____________________________
На омывающую жидкость для стекол - концентрат
Ma-Fra Cristalbel -70 °C
____________________________
Страна производитель: Италия.
Купить
Успей купить по выгодной цене
____________________________________
Снижение цены на продукцию PIAA!
____________________________________
За дополнительной информацией обращаться к менеджеру
+77715535561
Подробнее
Качественный бренд из Германии
____________________________
Высокоэффективная продукция премиум-класса
...для очистки, обслуживания и ухода за автомобилем.
____________________________
Производится более 30 лет и продается по всему миру.
Каталог
Акция от завода-производителя
___________________________________
от компании Lotos
___________________________________
...на моторные масла.
5 литров по цене 4 литров.
Посмотреть все
Средства для бесконтактной мойки #1
______________________________________
от компании Ma-Fra
______________________________________
Полный комплект химии для любых автомоек
Подробнее
- Полезная информация
- Признаки неисправности термостата
Закрытый термостат пропускает охлаждающую жидкость по малому кругу. При открытии антифриз направляется по большому круг к радиатору.
Что будет, если термостат заклинит?Заклинивший в полностью закрытом положении термостат приводит к перегреванию двигателя практически в любом режиме движения, при любой положительной температуре и даже в небольшой мороз. Термостат со стареющим, доживающим последнюю тысячу километров термочувствительным элементом выдает себя все более поздним открытием, поддерживая температуру силового агрегата на все более высоком уровне.
Температура, при которой должен открываться термостат, отштампована на корпусе. При несвоевременном открытии термостата автомобиль может уйти в перегрев. Неисправность термостата проявляется в ограничении подвижности клапана. Происходит это из-за амортизации вещества-наполнителя, реже – по причине засорения узла отслоившимися частицами накипи, ржавчины некачественного материала.
Из-за чего клинит термостат в машине?Качество антифриза и состояние коррозии системы охлаждения напрямую влияет на продолжительность жизни термостата. Клапан может заклинить как в одном из крайних положений (открытом или закрытом), так и в промежуточном.
Какие последствия при заклинившем термостате?Из-за нарушения температуры интенсивно изнашивается двигатель (при перегреве), возможно его заклинивание (при вскипании жидкости) и перерасход топлива (при недостаточном разогреве).
Бывает и такое, что термостат не срабатывает периодически: без видимых причин силовой агрегат вдруг перегревается (или, наоборот, не прогревается), а после полного остывания начинает вести себя как совершенно исправный. Отказ термостата не приводит к немедленному полному отказу двигателя, но это может случиться, если повышение температуры охлаждающей жидкости не будет вовремя замечено и мотор перегреется.
Главные показатели неисправности термостата:
1. Заклинивание в закрытом состоянии клапана термостата. Датчик срабатывает, но не может открыть заслонку из-за чего антифриз продолжает нагреваться.
2. Неплотно закрытый клапан. Жидкость продвигается сразу по большому кругу и не может достичь необходимой для работы двигателя температуры.
1. Длительный прогрев двигателя до нужной метки или его перегрев.
2. Стрелка, отвечающая за температуру двигателя, резко падает, когда автомобиль набирает скорость и поднимается, в момент его остановки.
3. Если нижний патрубок становится теплым сразу после начала прогрева, то термостат постоянно находится в открытом состоянии.
4. Термостат заклинил и находится в закрытом состоянии. Когда двигатель закипает, а нижний патрубок остается холодным при прогретом моторе, то это указывает на явный заклинивший термостат, что является наиболее частым явлением.
5. Утечка антифриза. Неисправный термостат, скорее всего, останется в закрытом положении. Когда двигатель становится горячим, и охлаждающая жидкость обычно направляется к нему, закрытый термостат блокирует попадание охлаждающей жидкости в двигатель. Это приведет возможному к переливу охлаждающей жидкости из корпуса термостата.
27.07.2021 10:08:08
0
41281
Рекомендуемые статьи
Охлаждающая жидкость. 5 явных преимуществ
Что такое антифриз?Охлаждающая жидкость, которая спасает ваш двигатель от перегрева при высоких и низких температурах. Антифриз обычно представляет собой смесь воды и гликоля, которая действует как смазка и антикоррозионное средство, чтобы поддерживать радиатор в хорошем состоянии. Почему нельзя заливать воду вместо антифриза?Антифризы были созданы, чтобы преодолеть недостатки воды как о..
02.06.2021
Виды антифриза: свойства и состав
Что такое антифриз?Охлаждающая жидкость для системы охлаждения автомобиля, незамерзающая при низких температурах и не закипающая свыше 100 градусов Цельсия.Зачем нужен антифриз в машине?Основная функция антифриза - это охлаждение двигателя. Охлаждающая жидкость циркулирует по системам благодаря помпе и охлаждает мотор, а также поддерживает его требуемую оптимальную температуру.Какая разница в цвет..
02.06.2021
0
1848
Самые частые неисправности автомобилей
Машина не заводится, дворники не очищают и трут со скрипом, неожиданно пробило и спустило колесо, загорелись непонятные индикаторы на приборной панели, кондиционер не холодит, печка не греет, коробка плохо переключает и начинает выбивать из колеи душевное состояние водителя. Список неприятных поломок в автомобиле весьма огромен. Какие поломки авто особенно опасны? Рассмотрим наиболее распространен..
15.07.2021
0
1031
Неисправности помпы системы охлаждения
Неисправности помпы проявляются в значительном люфте ее вала, нарушении герметичности уплотнения, износе крыльчатки. Все перечисленные дефекты приводят к тому, что водяной насос автомобиля работает не должным образом, из-за чего в системе охлаждения двигателя не поддерживается необходимое давление, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости вплоть до ее за..
25.02.2022
0
6644
Антифриз кипит в расширительном бачке
Антифриз имеет более высокую температуру кипения, чем обычная вода. При использовании антифриза температура кипения колеблется от 107 до 124 °С. Причиной такого разброса температур является разный состав, на которую влияет качество охлаждающих жидкостей. Особо некачественный антифриз закипают уже при 86°С.
Даже термостойкий антифриз по тем или иным причинам закипает.
Неисправность вентилятора ох..
15.03.2022
0
4306
От чего может случиться перегрев двигателя
Что делать, если двигатель перегрелся? Если вы заметили, что температура двигателя поползла вверх и стремительно движется в сторону красной зоны, то следует немедленно предпринять меры. Сразу нужно остановить автомобиль, выключить кондиционер и открыть капот. В этом случае не стоит сразу выключать двигатель - лучше дать ему поработать на холостом ходу. Требуется включить печку на максимальный р..
01. 04.2022
0
1252
Признаки неисправного термостата, которые могут означать неисправность
Опубликовано by Blair Lampe Maintenance
Термостаты регулируют поток охлаждающей жидкости для повышения или понижения температуры двигателя. Но они терпят неудачу с разной степенью серьезности в зависимости от того, как они потерпели неудачу. К счастью, если вы сможете определить признаки неисправного термостата, вы сможете решить проблему до того, как она выведет из строя ваш двигатель.
Принцип работы
Расположенные в месте соединения верхнего шланга радиатора с двигателем термостаты открываются или закрываются в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Когда термостат закрыт (как и должно быть при первом запуске двигателя), охлаждающая жидкость не циркулирует. Это быстро доводит двигатель до оптимальной рабочей температуры. Как только эта температура достигается, термостат открывается и пропускает охлаждающую жидкость через радиатор, шланги и двигатель, охлаждая ее.
Нагрев включен
Термостаты выходят из строя, потому что они становятся слабыми, застревают в открытом или закрытом положении. Когда термостат заедает в открытом положении, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует, и двигателю требуется больше времени для достижения рабочей температуры. Это влияет на все, от производительности до пробега и выбросов, и в конечном итоге сокращает срок службы двигателя на годы.
Закрытый термостат является более серьезной проблемой. Работа радиатора зависит от потока охлаждающей жидкости, и без возможности циркуляции охлаждающей жидкости компоненты двигателя быстро накапливают опасное количество тепла и становятся восприимчивыми к серьезным повреждениям.
Хранение охлаждающей жидкости
Одним из признаков того, что термостат может заклинить в закрытом состоянии, является быстрое повышение температуры во время нормальной работы. Если на приборной панели указан перегрев, не откладывайте проверку и ремонт. Еще одним признаком могут быть течи возле корпуса термостата. При блокировке давление может привести к разрыву прокладок и повреждению более слабых частей системы в местах соединений.
Проблемы с обогревом салона могут указывать на заедание в открытом положении; Нагрев салона зависит от горячей охлаждающей жидкости, циркулирующей через сердцевину отопителя. Необычные колебания температуры, отмеченные на манометре, также являются признаком неисправности термостата.
Проверка признаков неисправности термостата
Если вы подозреваете, что термостат неисправен, выполните несколько проверок. На холодном двигателе снимите крышку радиатора и запустите двигатель. Посмотрите, сразу ли охлаждающая жидкость закручивается / течет — это означает, что термостат застрял в открытом положении. Если охлаждающая жидкость не течет через 10 минут или около того и продолжает застаиваться после того, как датчик температуры показывает, что она горячая, термостат, вероятно, застрял в закрытом положении. Установите на место крышку радиатора и выключите двигатель. Проверьте шланги радиатора на наличие разницы температур. Если один (обычно верхний) холоднее, а нижний горит, это указывает на то, что термостат также застрял в закрытом положении. Не подносите руки к передней части двигателя во время вращения вентилятора и ремня и никогда не снимайте крышку радиатора с горячего двигателя.
Финальный тест включает снятие термостата и проведение температурного теста. Нагрейте кастрюлю с водой до температуры, указанной на термостате, и удерживайте ее плоскогубцами. Вы должны увидеть его открытым при указанной температуре, иначе вы знаете, что это плохо.
Неисправность термостата может быть вызвана загрязненной жидкостью или просто старым термостатом с ослабленными пружинами. Загрязнение происходит, когда смешиваются несовместимые охлаждающие жидкости, старая охлаждающая жидкость не заменяется в соответствии с рекомендациями или откалываются твердые частицы от прокладок или других мест. Как правило, вы можете избежать загрязнения при надлежащем обслуживании, но сами термостаты также могут просто изнашиваться со временем.
Ознакомьтесь со всеми деталями систем отопления и охлаждения, доступными в NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания AutoCare в NAPA для планового технического обслуживания и ремонта. Для получения дополнительной информации о признаках неисправности термостата поговорите со знающим специалистом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.
Фото предоставлено Flickr.
Категории
Техническое обслуживание
Теги
антифриз, охлаждающая жидкость, вентилятор охлаждения, система охлаждения, радиатор отопителя, перегрев, термостат, водяной насос
Блэр Лэмп — профессиональный механик, блоггер, театральный техник и спичрайтер из Нью-Йорка. В свободное от работы время она любит ходить в походы, куда бы ни несли ее сапоги, скалолазание, экспериментальный театр, хрустящее розовое вино и изливать любовь на своем грузовике Sierra 2001 года.
3 причины, по которым ваш термостат может выйти из строя (и что с этим делать)
Вы здесь
Главная | 3 причины, по которым ваш термостат может выйти из строя (и что вы можете с этим сделать)
Термостат вашего автомобиля удерживает часть охлаждающей жидкости в блоке цилиндров и головке цилиндров, пока она полностью не прогреется. Несмотря на то, что водяной насос вращается, охлаждающая жидкость в вашем двигателе сначала фактически не движется, что помогает вашему двигателю быстрее прогреться до нормальной рабочей температуры.
После нагревания термостат срабатывает и открывается, и когда это происходит, охлаждающая жидкость может свободно течь вокруг остальной части системы охлаждения, включая радиатор и нагреватель, что затем возвращает охлаждающую жидкость к безопасной рабочей температуре.
Если термостат выйдет из строя, у вас будут проблемы. Охлаждающая жидкость, попавшая в двигатель, становится горячей, в то время как охлаждающая жидкость в остальной части системы остается холодной. Или, если он застрял открытым в холодный день, двигателю и маслу потребуется много миль, чтобы нагреться до температуры, что приведет к большему износу и холодному вождению без нагрева.
Эта недорогая деталь выполняет простую, но важную работу и, как и любая другая деталь вашего автомобиля, время от времени нуждается в замене. Если вы подозреваете, что термостат может быть неисправен, к тому времени, когда вы снимете корпус для проверки, проще всего просто заменить его. Но как узнать, что ваш термостат неисправен?
01 Всегда работает холодно
Если вы заметили, что указатель температуры в вашем автомобиле всегда показывает низкие значения, это нехорошо. По общему признанию, это лучше, чем слишком горячий двигатель, но слишком холодный означает меньшую экономию топлива, больший износ, менее эффективный нагрев и более высокие выбросы.
Как правило, это признак того, что термостат застрял в открытом положении, и поэтому охлаждающая жидкость не остается в двигателе до тех пор, пока она не станет достаточно теплой. Ваш двигатель нуждается в тепле, чтобы работать должным образом. Если слишком холодно, другие жидкости, такие как масло, будут более густыми и не будут течь должным образом.
Кроме того, если термостат застрял в открытом положении, обогреватель долго не будет нагреваться и будет менее эффективен.
Что делать?
- Снимите корпус термостата и посмотрите на термостат, чтобы убедиться, что он действительно застрял в открытом положении.
Решение : Если термостат застрял в открытом положении, единственное, что можно сделать, это заменить его новой деталью. Но как только вы сняли корпус, замена детали — это еще одна минута работы.
- Замена термостата
02 Всегда горячий
Слишком сильный нагрев очень вреден для двигателя вашего автомобиля. Это приведет к тому, что температура двигателя и масла в нем превысит рабочую температуру, что приведет к разжижению масла и увеличению износа. Если охлаждающая жидкость закипает, а термостат не открыт (в зависимости от конструкции двигателя), возможно, он не сможет нормально выпускать пар и может выбить пробку или прокладку головки блока цилиндров.
Что делать?
- Когда двигатель остынет, снимите корпус термостата и осмотрите термостат. Чтобы проверить, работает ли он, вскипятите чайник и погрузите термостат в кипящую воду. Большинство должно открываться где-то между 80 и 100°C. Это не так, это мусор.
Решение : Единственный вариант — заменить термостат.
03 Спорадические повышения и скачки температуры
Ваш датчик температуры повсюду? Стрелка остается холодной, а потом резко поднимается до красной зоны? Или постепенно повышаться до горячего только для того, чтобы внезапно опуститься до нормального? Это может быть связано с залипанием термостата или его засорением коррозией.
Надлежащая, добросовестная охлаждающая жидкость этого не допустит. Однако, если двигатель, не дай Бог, заполнен только водой, ржавчина и коррозия станут проблемой.