Платон для грузовиков


Система «Платон» — что изменилось, к чему быть готовым водителям - Общество

  • Общество
  • Дороги

Фото: Scania.

С середины ноября 2015 года в России начали взимать плату за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам. На первый взгляд все просто и логично: машины-большегрузы разбивают дороги, за что им заставили заплатить. Портал «АвтоВзгляд» разобрался в плюсах и минусах этой практики.

Алексей Кованов

В том, чтобы грузовики платят за проезд по дорогам, нет ничего нового — в Европе такая система существует давно. Скажем, в Германии за каждый километр пробега платят большегрузы массой свыше 7,5 тонны. Ставка зависит от массы машины, экологического класса и количества осей. Внести плату можно вручную или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает определенную сумму со счета.

Так что вводя систему «Платон», Россия пошла по европейскому пути. Правда, с названием механизма наши креативщики промахнулись: «Платон» они расшифровали как «плати за тонну», хотя раскошелиться предлагается за километр пробега. «Башлять» нужно всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн за исключением автобусов, военной техники и авто спецслужб.

Фото: Росавтодор.

Изначально правительством была озвучена ставка в 3,73 рубля за один километр, но ее вводить не стали. Вообще, с тарифами получилось достаточно путано: сейчас километр пробега для двенадцатитонников стоит 2,20 рубля. Правда, такая тарификация будет действовать до конца января 2021 года, а потом, видимо, дальнобойщиков будут ждать новые цены за проезд по федеральным трассам.

К слову, самих федеральных трасс становится все больше и больше. В этом году по плану более 4600 км региональных дорог получат статус федеральных. Годом ранее процедуру смены собственника пережили 2700 км автодорог. Дальше — больше. Согласно данным Росавтодора, в 2021 году планируется принять в федеральную собственность 3105 км магистралей, а в 2022 году — еще 1821 км.

Чтобы грузовики оплачивали проезд, над дорогами появились специальные рамки. Камера на ней фиксирует номера проезжающего мимо грузовика и, если в базе данных «Платона» этого номера нет, значит, машина пытается проехать бесплатно, и ей надо выписать штраф. Кроме того, по дорогам передвигаются мобильные патрули, также фильтрующие поток большегрузов на предмет неоплаты проезда.

Фото: Платон.

Естественно, дальнобойщики, поставщики продовольственных товаров и другие заинтересованные люди поначалу приняли нововведение в штыки. В начале 2016 года замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов поспешил успокоить владельцев большегрузов. Во-первых, по его словам, чуть более 8% продукции перевозятся машинами массой более 12 тонн. Поэтому на цене молока или колбасы введение «Платона» вроде бы не должно отразиться…

Остальные парировали: корова живет на ферме, туда для этой самой коровы нужно завести сено, для коровника — стройматериалы, для обогрева — топливо. Одним словом, цена пакета молока складывается из множества составляющих!

Более того, получается, что наши дальнобойщики платят за проезд трижды. Первый раз — в рамках ежегодного транспортного налога, второй — покупая топлива, в стоимость которого включены соответствующие акцизы. Более того, недавно появился слух, будто операторам «Платона» так понравилась их работа, что они решили перенести ее… на легковушки. Однако сервис информацию опроверг.

Фото: Росавтодор.

Вообще, введение «Платона» прошло по классической схеме принятия неизбежного. От отрицания и гнева (давайте вспомним громкие протесты дальнобойщиков) через торг (тариф 3,73 ₽ до сих пор не введен) к депрессии и принятию. И если вначале водители грузовиков делились друг с другом, как можно обхитрить систему — а это вполне реализуемо, то сейчас большая часть перевозчиков безропотно платит, опасаясь высоких штрафов.

Разумеется, все их затраты в финальном счете легли на потребителя конечной продукции. Хотя они, благодаря «Платону», постепенно становятся меньше. Как так? Все просто. Деньги за проезд большегрузов попадают в дорожный офнд, а оттуда — направляются на ремонт дорог. А как известно, на хорошей дороге и машина живет дольше, и топлива расходуется меньше. Так что «Платон» — скорее благо… Во всяком случае, в Европе, где такие системы работают давно, считают так же.

К чему быть готовым водителям, вполне понятно. Тактика водителей «буду избегать федеральных магистралей» со временем перестанет работать: все больший процент региональных дорог переходит в федеральную собственность. Кроме того, власти со временем обязательно введут тариф 3,73 рубля за каждый километр пробега. Вопрос только во времени. А еще можно спрогнозировать расширение системы: возможно, «Платон» начнет действовать на более легкие грузовики.

  • Прилавок
  • Запчасти

Во что могут обойтись владельцу грузовика неправильные регулировки развал-схождения колес

7673

  • Прилавок
  • Запчасти

Во что могут обойтись владельцу грузовика неправильные регулировки развал-схождения колес

7673

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

дорога, большегрузы, грузовики

Обновленные правила использования системы Платон для тяжелых грузовиков с 15 ноября 2016 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об обновленных Правилах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, которые начали действовать 15 ноября 2016 года.

Данный документ был существенно доработан. Достаточно сказать лишь о том, что изменения заняли более 50 листов формата А4. При желании Вы можете самостоятельно изучить обновленный текст Правил полностью, а в рамках данной статьи будут рассмотрены самые интересные нововведения:

  • Возможность создания нескольких расчетных записей для пользователя.
  • Возможность отмены оформленной маршрутной карты.
  • Особенности работы с системой Платон для иностранных водителей и организаций.
  • Возможность возврата излишне уплаченных или списанных средств.
  • Подробные требования к бортовым устройствам.

В первую очередь изменения затронули структуру правил взимания платы. Ранее это был относительно небольшой документ, содержащий всего 12 пунктов.

Начиная с 15 ноября 2016 года эти 12 пунктов были объединены в раздел номер 1. Кроме того, в правила добавлены разделы 2, 3, 4, 5, а также приложения №1 и №2. В общем, текст документа увеличился в несколько раз.

Расчетные записи для владельцев транспортных средств

Первое интересное нововведение - возможность создания расчетных записей для владельцев транспортных средств:

"расчетная запись" - запись, формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета;

51. По заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляется перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. При этом общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств.

Открытие и закрытие для собственника (владельца) транспортных средств дополнительных расчетных записей осуществляется в соответствии с пунктами 73 - 79 настоящих Правил.

Итак, в чем суть расчетных записей. Они позволяют собственнику транспортных средств группировать свои автомобили и для отдельных групп иметь собственный счет для оплаты. Это полезная функция для тех, кто владеет большим количеством транспортных средств.

Например, в строительной организации 100 транспортных средств. Можно разделить их на несколько групп. Например, самосвалы, краны, бензовозы. У каждой группы при этом будет собственный баланс. Если самосвалы полностью исчерпают выделенный им бюджет на передвижение по федеральным автодорогам, то это никак не повлияет на краны и бензовозы.

Так что начиная с 15 ноября 2016 года существует возможность разделить транспортные средства в группы по приоритету и для самых важных автомобилей зарезервировать больше средств.

Возможность отмены оформленной маршрутной карты

Еще одно интересное нововведение затронуло маршрутные карты:

102. Маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.

Оформленная маршрутная карта может быть отменена только до даты начала ее действия, указанной в маршрутной карте.

Во-первых, правила теперь четко указывают, что маршрутная карта может использоваться только один раз без всяких исключений.

Во-вторых, существует возможность отменить оплаченную маршрутную карту. Однако сделать это можно только до начала ее действия.

Обратите внимание, нельзя отменить маршрутные карты, оформленные на автомобиль, бортовое устройство которого неисправно или утеряно.

Особенности работы с системой Платон для иностранных водителей и организаций

Обновленные правила также регламентируют и особые условия работы с системой Платон для автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам или организациям:

Для подтверждения соблюдения условий получения отсрочки по внесению платы собственник (владелец) транспортного средства представляет оператору заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в Российской Федерации собственника (владельца) транспортного средства - юридического лица, а также подтверждающих, что адресом места жительства или места пребывания собственника (владельца) транспортного средства - физического лица является Российская Федерация и местом регистрации транспортного средства является Российская Федерация.

1. Иностранные транспортные средства могут пользоваться системой Платон только после предварительной оплаты проезда (после внесения денег на лицевой счет), это были известно и ранее. Однако начиная с 15 ноября для получения рассрочки владельцы автомобилей должны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию собственника и самого автомобиля на территории РФ. Данный пункт предназначен для защиты от махинаций со стороны иностранных водителей.

51. Собственниками (владельцами) транспортных средств, зарегистрированными в соответствии с законодательством другого государства, или их уполномоченными представителями документы представляются оператору с переводом на русский язык, верность которого нотариально удостоверяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Иностранные владельцы транспортных средств при использовании системы Платон должны предоставить документы оператору вместе с нотариально заверенным переводом. Данный пункт снимает существовавший ранее вопрос по поводу перевода документов, написанных на других языках. Теперь тут все однозначно, нужен перевод, заверенный нотариусом.

91. Для собственников (владельцев) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, оператором устанавливаются дополнительные обеспечительные меры, исполнение которых такими собственниками (владельцами) транспортных средств необходимо для получения бортового устройства.

В качестве обеспечительной меры собственник (владелец) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, предоставляет оператору денежные средства, эквивалентные стоимости получаемых бортовых устройств, путем их перечисления на счет оператора по реквизитам, предоставленным оператором.

В случае возврата оператору собственником (владельцем) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, бортовых устройств оператор возвращает такому собственнику (владельцу) транспортных средств денежные средства, предоставленные в качестве обеспечительной меры, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 101 настоящих Правил.

3. Залог при использовании системы Платон. Напомню, бортовые устройства системы Платон выдаются пользователям бесплатно во временное пользование.

Для иностранных водителей теперь действуют особые условия, которые требуют внести залог за бортовое устройство. После выезда иностранного автомобиля с территории РФ и сдачи бортового устройства оператору системы Платон, залог возвращается владельцу автомобиля.

До 15 ноября 2016 года подобных правил не было, поэтому иностранцы могли спокойно увозить бортовые устройства к себе на родину. Естественно, за рубежом такое устройство превращается в бесполезную вещь. Однако оператор системы несет убытки, если значительное число устройств просто пропадает из оборота. Новый пункт позволит предотвратить кражу бортовых устройств иностранцами.

Возможность возврата излишне уплаченных или списанных средств

Вопросы возврата излишне уплаченных средств подробно рассмотрены в главе III обновленного документа.

На практике могут возникнуть 2 ситуации:

  • Возврат средств, внесенных на баланс, но не израсходованных во время движения.
  • Возврат средств, ошибочно списанных оператором системы.

В первом случае по поводу возврата нужно обращаться непосредственно к оператору (в центр информационной поддержки) с заявлением. Порядок обращения подробно описан в главе III. В целом, возврат средств не должен вызвать проблем.

Что касается средств, которые ошибочно списаны оператором системы, то здесь дело обстоит сложнее. Для возврата нужно обращаться в Федеральное казначейство. Тем не менее и здесь проблем возникнуть не должно.

Подробные требования к бортовым устройствам

Ну и последний интересный вопрос, которому уделено много внимания в обновленных Правилах. Речь идет о подробных технических требованиях, предназначенных для разработчиков сторонних бортовых устройств.

71. Информация о технических параметрах функционирования системы взимания платы в отношении бортовых устройств и сторонних бортовых устройств, включая информацию о протоколах передачи данных и процедуре персонализации криптографических модулей таких устройств, предоставляется оператором лицам, не являющимся собственниками (владельцами) транспортных средств, по согласованию с Федеральным дорожным агентством.

72. Оператор ведет реестр одобренных для использования в системе взимания платы типов сторонних бортовых устройств на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение об одобрении для использования определенного типа стороннего бортового устройства в системе взимания платы и включение его в указанный реестр принимает оператор в течение 30 рабочих дней со дня предоставления ему изготовителем такого стороннего бортового устройства на основании результатов испытаний образцов такого стороннего бортового устройства.

Для обычных водителей в данном случае важен первый абзац пункта 72, который говорит о том, что одобренные модели сторонних бортовых устройств публикуются на официальном сайте системы Платон. Так что если Вы планируете приобрести подобное устройство, то рекомендую для начала удостовериться, есть ли оно в списке одобренных.

Что касается разработчиков сторонних бортовых устройств, то для них в новом документе также довольно много информации. Во-первых, пункт 72 дает информацию о том, как получить одобрение для разработанного устройства.

Во-вторых, в правилах есть Приложение № 1, в котором подробно описан порядок функционирования бортовых устройств. В этом разделе описаны:

  • Модули, из которых должно состоять бортовое устройство.
  • Функции каждого из модулей.
  • Требования к каждому из модулей, а также к устройству в целом.
  • Стандарты, в соответствии с которыми должно работать устройство.

В общем, все требования теперь есть в свободном доступе. И это облегчит работу разработчиков сторонних бортовых устройств.

В завершение хочу отметить, что хотя нововведения имеют очень большой объем, нельзя назвать их неприятными для владельцев транспортных средств. В основном Правила дополнены новыми полезными функциями. Что касается стоимости проезда, то начиная с 15 апреля 2017 года она составляет 1,91 рубля за км.

Удачи на дорогах!

Об авторе:

Максим Калашников

-

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Три года вождения с «Платоном» по России, или как заработать большие деньги

Усиление проверок перевозчиков, уклоняющихся от уплаты дорожных сборов, — итог третьего года работы российской системы взимания платы за проезд. До этого были многочисленные протесты транспортников, потом зализывание ран после ударов и наконец – бессильная злоба. Вы должны заплатить, чтобы ездить. Тем более, что это идет на пользу самой отрасли. В итоге собранные средства идут на финансирование дорожных работ и строительство новых мостов. Но какова реальная картина?

По данным оператора Платона, РТ- Invest Transport System (RTITS), в системе зарегистрировано почти 440 000 перевозчиков и 1,1 млн грузовых автомобилей. Это означает, что 90 процентов российских грузовиков оснащены бортовыми устройствами «Платон». 789 млн евро поступило на счет «Платона» с начала его работы. И это еще не все — с июля 2018 года техосмотр транспортных средств перешел в ведение Ространснадзора, чтобы обеспечить более строгий контроль за уплатой дорожных сборов.

 

Город Уфа, 2016 год. Первый мост, построенный на деньги Платона / Фото: Платон.ру , а поступления от штрафов пополнили бюджет дополнительно на 4 млрд рублей (52 млн евро). Собранные средства направляются в Федеральный дорожный фонд, из которого финансируются расширение и модернизация дорожной инфраструктуры России.

Результат очень положительный. Увеличение числа проверок грузовых автомобилей помогло выявить недобросовестных перевозчиков и свести к минимуму случаи перегрузки транспортных средств. На сегодняшний день на собранные средства отремонтировано 2 тыс. км дорог и построено свыше 30 мостов , что также позволило повысить уровень безопасности на модернизируемых участках. Самые дорогие инвестиции включают Балтийский мост в Нижнем Новгороде, мост через реку Воросы в Ростове-на-Дону и Уфимский мост в городе Уфе. Кроме того, модернизировано или отремонтировано 10 федеральных трасс, имеющих большое значение для автомобильного транспорта страны.

Мост в Нижнем Новгороде / Фото: Platon.ru

Эксперты, в том числе представители многочисленных транспортных объединений и транспортных компаний, сходятся во мнении, что внедрение системы взимания платы и принятие на себя обязательств по контролю за платежами Ространснадзора положительно влияет на развитие национальной инфраструктуры (все текущие проекты смотрите на интерактивной карте Платона).

Вот и все, что касается официальной версии результатов операции Платона.

Другая сторона реализации системы уже не столь оптимистична. В 2015 году прошла общенациональная забастовка водителей, результат которой оказался совсем другим, чем планировалось. Три человека получили серьезные ранения, один человек погиб, никаких соглашений заключено не было. Аналогично закончилась и вторая волна протестов 2017 года. Силы, в том числе ОМОН, усмиряли протестующих. Организаторы забастовки – президент ассоциации автоперевозчиков ОПР Андрей Бажутин и его сторонники Сергей Хмеллев и Рустам Маламагомедов – много раз арестовывались и похищались (ОПР числился иностранным агентом).

Правительство просто проигнорировало требования транспортников. СМИ не могли освещать события, а проправительственные теле- и радиостанции сообщали ложную информацию. Например, в апреле 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о 480 протестующих по всей стране, тогда как только в Дагестане в забастовке участвовало несколько тысяч человек.

Платон нелегал, утверждает Андрей Бажутин, кандидат в президенты РФ, один из главных организаторов акции протеста перевозчиков, которую российские власти неоднократно пытались дискредитировать.

Вызывает подозрения тот факт, что «Платон» управляется частной компанией «РТ- Инвест Транспортные Системы», а не Росавтодором, т.е. государственной структурой. Его совладелец — Игорь Ротенберг, сын близкого друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга. СМИ сообщают, что подрядчиками и субподрядчиками РТИТС являются компании, принадлежащие Игорю Ротенбергу или «Ростеху», второму владельцу РТИТС. Стоит отметить, что по договору концессии оператор-плательщик ежегодно получает «базу» в размере 10,6 млрд рублей нетто (139миллионов евро).

Андрей Бажутин / Фото: OPR

Есть сомнения и по поводу отсутствия прогресса на некоторых дорогах. По словам очевидцев, «дорожные работы прекращаются внезапно и остаются нетронутыми в течение многих месяцев» (например, в Кирове или Екатеринбурге). Перевозчики возмущены тем, что дороги такие плохие, что грузовики ломаются.

Может быть, правительство должно заплатить нам за поврежденные автомобили?» звонит оператор из Санкт-Петербурга.

Фото: Platon.ru

Что нужно знать о Платоне • УТС

15 ноября 2015 года была установлена ​​система взимания платы «Платон» с грузовых автомобилей массой более 12 тонн, следующих по федеральным трассам России. Собранные через систему средства поступают в федеральный бюджет, а в дальнейшем направляются на восстановление дорог и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

В системе «Платон» оплата принимается ТОЛЬКО за бесплатные участки федеральных трасс. Если маршрут проходит по платным участкам федеральной трассы, региональных дорог и проселочных дорог, система не учитывает эти участки при расчете оплаты. В этих случаях вы должны оплатить проезд, используя другую форму оплаты (наличными, банковской картой или дебетованием вашего личного счета после записи вашей транзакции с вашим транспондером).

Как работает система?

Перед поездкой перевозчик регистрируется в системе «Платон»: затем выдается маршрутная карта или бесплатное бортовое устройство. При оформлении маршрутной карты на сайте вам необходимо будет указать начальный и планируемый конечный пункт поездки, возможные промежуточные пункты (где применимо), число, месяц, год и время отправления, государственный номер транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства. . В случае бортового устройства вам необходимо будет предоставить техпаспорт (оригинал или копию) для перевозки.

Платон работает как система постоплаты. Однако перевозчик должен внести средства на счет заранее, до поездки. Для этого можно воспользоваться сайтом системы или терминалами самообслуживания Платон и Qiwi. В качестве альтернативы вы можете воспользоваться Центром информационной поддержки пользователей.

Все грузовые автомобили, максимально допустимая масса которых превышает 12 тонн, в обязательном порядке оснащаются системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных GSM/GPRS. При получении сигнала от бортового устройства система автоматически рассчитывает стоимость и выводит средства.

Обратите внимание! Каждое бортовое устройство привязано к конкретному транспортному средству и не может использоваться на любом другом транспортном средстве.

Сколько это стоит?

Оборудование предоставляется бесплатно в Центре информационного обеспечения на основании договора безвозмездного пользования. Сюда входит стоимость бортового устройства, которое переходит в собственность оператора. Однако в случае утери, несанкционированного вскрытия или повреждения взимается эта сумма.

Тариф установлен в размере 1,9 руб.0 за км с 15 апреля 2017 года. При нарушении режима перевозки, отсутствии регистрации пользователя в системе «Платон» или неисправности бортового устройства с перевозчика может быть наложен штраф до 10 000 рублей.

Кто освобожден от платежей Platon?

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2017 года № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от оплаты через систему «Платон» освобождаются: