Молибден в моторном масле


Моторное масло с молибденом, что это такое?

Многие автолюбители уже давно знают о существовании моторных масел с молибденом, но зачем он в масле – не каждый. Производители утверждают, что наличие такой присадки отличное преимущество, при его содержании масла получают повышенные эксплуатационные характеристики. В то же время часть автомобилистов утверждает, что такие присадки оказывают негативное влияние на агрегаты при постоянном использовании молибдена.

Давайте в этой статье разберемся, какие преимущества и последствия для автомобильного двигателя с применением молибденсодержащих масел.

Что такое молибден ?
Дисульфид молибдена (если говорить терминами MoS2)- порошок из минерала молибденита черного или серого цвета, по структуре схож с графитом.
Первый зафиксированный случай использования дисульфида молибдена в качестве смазки был в 1600 году, тогда его использовали в качестве смазки осей телег.
Более широкое применение добавка получила при использовании в  тяжелой военной технике во время второй мировой войны. Добавка образовывала пленку на деталях двигателя, что позволяло работать двигателю даже после полной утечке масла (часто использовалась в авиации, самолеты с полученными дефектами мотора могла долететь то посадочной полосы).
Дисульфид молибдена фактически “прилипает” металлическим деталям, в результате непосредственный контакт металлических деталей исключается, в результате из-за слабого трения минимальный  снижается износ компонентов двигателя.  В моторных маслах присадка выпадает в осадок, что дает стабильность свойства.

Смазочные материалы с добавлением молибденовых присадок обеспечивают такие преимущества как:
- Хорошая способность работы в критических температурах и также при низких температурах, это значит что  ДВС может работать даже в критических условиях.
- Снижение износа
- Предотвращение появления задиров, продляют срок службы поршневой группы.
- Повышение энергосберегающих характеристик
- Уменьшение расхода топлива

Но какие негативные моменты молибденсодержащих масел.
Масла с содержанием этой присадки необходимо чаще менять из-за образования нерастворимого оксида, который образуется под действием нагрева.
Многие производители смазочных материалов используют в своём составе кальциевые и щелочные добавки, они удалят слой молибденовой присадки ещё до появления защитного покрытия.

Можно сделать вывод, что использование масел с молибденовой добавкой в автомобилях испытывающие постоянные нагрузки и температурные перегрузки хороший выриант безопасный работы. Большое количество автомобилистов имею положительный опыт применения масел с добавлением присадки молибден, особенно учитываю тот факт что на изношенных агрегахат эти смазочные материалы увеличивают срок эксплуатации двигателя и отсрачивают капитальный ремонт.  Некоторые производители выпускают специальные линейки масел, например у MANNOL есть Molibden Benzin для бензиновых и Molibden Diesel для дизельных ДВС.

К списку элементов

Плюсы и минусы дисульфида молибдена, молибденовые масла

Несмотря на то, что дисульфид молибдена используется как компонент смазочных компонентов или в чистом виде уже несколько веков, не утихают споры о его положительных и отрицательных качествах.

Немного истории и химии: дисульфид молибдена встречается в природе в виде минерала молибденита. Сейчас доступен и полностью синтетический продукт.

В измельченном состоянии использовался как смазка, например осей телег, с семнадцатого века. Добавлять MoS2 в масла и смазки стали в начале 20-го века, в армейскую технику в качестве контраварийной смазки. Присадка позволяла двигателю некоторое время работать при полной потере масла. Это давало возможность покинуть поле боя, выведя технику их зоны обстрела. Таким образом, дисульфид молибдена стал первым антифрикционным компонентом в моторном масле.

Исключительной особенностью частиц дисульфида молибдена является его способность образовывать очень прочные приповерхностные пленки, в которых атомы серы притягиваются к металлу, а молекулярные слои легко скользят относительно друг друга с минимальным коэффициентом трения. Слоистая структура такой пленки подобна графиту, но обеспечивает более низкий коэффициент трения.

Слои дисульфида надежно разделяют поверхности трения и препятствуют задиру, прихвату и свариванию. Обработанные поверхности имеют значительно больший ресурс и стойкость к нагрузкам.
Противники использования дисульфида молибдена утверждают, что дисульфид молибдена якобы сгорает в двигателе с образованием абразива. Между тем это не так. Дисульфид стоек в окислительной атмосфере до 450 °С, а в вакууме до тысячи. Продуктом окисления дисульфида является триоксид молибдена MoO3, сам по себе антифрикционное вещество.

Есть два ключевых момента, позволяющих использовать дисульфид молибдена в моторных маслах.

Первое – степень измельчения. Не всегда положительные результаты использования MoS2 в двигателях в советское время, происходили от того, что порошок, вынесенный с военного предприятия, был слишком крупный и вываливался в осадок. В результате масляный фильтр забивался черно-серым порошком, а двигатель не получал смазки в должном количестве. Нормально работает порошок с частицами порядка 0,3 мкм, что позволяет ему свободно проходить через поры масляного фильтра.

Второе – дополнительный дисперсант,, который и поддерживает порошок в виде взвеси, суспензии. Молекулы дисперсанта полярны, обволакивают частицы дисульфида, не позволяют им образовывать осадок и слипаться в агломераты.

К числу неприятностей, противники MoS2 относят нагары на кольцах и в поршневых канавках, якобы провоцируемые присадкой. Такие проблемы действительно возможны при превышении дозы MoS2 более 3% массы масла и при слабых моющих свойствах самого масла. Но проблемы решаются грамотным подбором рецептуры. Ещё, народные сказочники придумали теорию, по которой молибденовое масло следует чередовать в двигателе с обычным. Совершенно не понятна их мотивация, так как дисульфид молибдена не накапливается в моторе и не меняет геометрию деталей.

К действительно не решаемым проблемам использования дисульфида молибдена в современных двигателях является наличие в конструкции дизельного или бензинового двигателя фильтра сажевых частиц. Как известно, фильтры не переносят повышенную концентрацию серы, а без серы не может быть дисульфида. Кстати, одна из современных разработок – молибденоорганическая присадка без серы, уже широко используемая в современных маслах как антиизносная и снижающая расход топлива. Масла на её основе.

Но это теория, что предлагает практика?
Компания Liqui Moly занимается выпуском продуктов с дисульфидом молибдена с 1957 года. Разработаны формулы, полностью нивелирующие недостатки молибденовых продуктов. Ассортимент включает в себя три готовых масла с дисульфидом молибдена, смазки, молибденовые присадки в моторные и трансмиссионные масла, сухие молибденовые покрытия для промышленного использования, проникающие смазки с MoS2, специальные препараты для первичной смазки осей турбин и моторных цепей для предотвращения их быстрого износа.


Что получает потребитель?
Молибденовые масла очень эффективно снижают шумы двигателя, в частности звуки перекладки поршня, стуки гидрокомпенсаторов, распредвалов, гидронатяжителей. Благодаря снижению трения, может быть получена топливная экономия в 2-3%, в зависимости от режима эксплуатации. Улучшается холодный запуск двигателя, поскольку молибденовый слой в принципе не стекает с поверхностей. Повышается ресурс агрегатов на 30-50%.То же относится и к редукторам, трансмиссиям, не содержащим фрикционных элементов.


В какую технику можно лить?
Готовые моторные масла MoS2 производятся Liqui Moly в трех вязкостях: SAE 10W-40, 15W-40, 20W-50. Если техника допускает такие вязкости и не имеет фильтров твердых частиц на выхлопе, то более ограничений нет. В России основных потребителей такие масла находят в средней полосе и в южных регионах. Если есть ограничения по вязкости, то практически из любого масла можно сделать молибденовое при помощи присадки Oil Additiv, но ограничения по фильтрам остаются. Поэтому, в бензиновые отечественные легковушки молибденовые масла можно лить без ограничений, также как и в иномарки, выпуска до 2005-2007 годов (тут надо смотреть в инструкцию). Парк автомобилей в России имеет средний возраст семнадцать лет, именно поэтому молибденовые масла будут оставаться актуальными ещё долго, а на смену дисульфиду в более современной технике пришли молибденоорганическкие присадки. Но это совсем другая история. Технический отдел представительства Liqui Moly в России всегда даст квалифицированную консультацию по использованию молибденовых продуктов.



Moly в моторном масле

Amsoil и послепродажные обработки масел, содержащие молибден, ZDDP и другие химические вещества, модифицирующие трение и противоизносные,

Я не могу вам передать, сколько раз мои потенциальные клиенты спрашивали меня, следует ли добавлять присадки к маслам послепродажного обслуживания. например, масляная обработка Лукаса, Liqui Moly MoS2, BG MOS или другие.

Итак………..Я бы не рекомендовал добавлять «дисульфид молибдена» (MoS2) [или любую другую добавку послепродажного обслуживания, включая цинк], которая является активным ингредиентом в таких продуктах, как «Liqui Moly MoS2». Антифрикционная обработка двигателя" - к нашим моторным маслам AMSOIL. Это не только не нужно, но и может иметь неблагоприятный эффект вместо дополнительной защиты.

Также…..Просто на случай, если кто-то когда-либо получит претензию по гарантии, связанной с маслом…..первое, что делает ЛЮБАЯ нефтяная компания (включая AMSOIL Inc.) – это запросить образец масла для анализа в лаборатории. ….а когда оно вернется с чужой химией в нем….так и есть, про гарантию на масло можно забыть!

Есть несколько вещей, на которые я хотел бы обратить внимание относительно использования "Moly" в современных моторных маслах.

Прежде всего, я должен отметить, что «молибден» (молибден) является одной из наиболее распространенных противоизносных/модифицирующих трение присадок, используемых в большинстве современных моторных масел, включая предложения AMSOIL, а также в других смазочных материалах, таких как Смазки.

Теперь вам нужно понять, что в прошлые годы наиболее распространенной формой «молибдена», который добавляли в моторное масло, был дисульфид молибдена (MoS2). Проблема с использованием этого типа молибдена в составах моторных масел заключается в том, что дисульфид молибдена является твердым веществом и имеет плохую привычку «выпадать из суспензии» в масле.

Однако большинство современных составов масел (включая AMSOIL) больше не используют этот тип молибдена в своих моторных маслах (хотя он по-прежнему широко используется в рецептурах смазок). Распространенным типом молибдена, используемого в современных рецептурах масел, является «диалкилдитиокарбамат молибдена» (MoDTC). Эта форма молибдена на 100 % растворима в масле, что означает, что он остается взвешенным в моторном масле и не выпадает из суспензии.

Диалкилдитиокарбамат молибдена (MoDTC) — это молибденорганическое соединение. Маслорастворимые молибдены считаются металлоорганическими понизителями трения. Они также обеспечивают очень эффективную стойкость к окислению.

Я также должен отметить, что Moly является лишь одной из нескольких различных противоизносных или модифицирующих присадок, которые используются в современных рецептурах моторных масел. Другие могут включать бор, ZDDP (цинк, фосфор), титан и т. д. однако, в конце концов, важны качество и характеристики готового смешанного продукта. Дело в том, что нельзя судить о моторном масле только по его базовым маслам и отдельным присадкам — нужно учитывать всю рецептуру.

Я, вероятно, должен также указать, что "молибденовые" добавки имеют синергетический эффект при использовании с другими добавками-модификаторами трения, такими как, например, ZDDP (диалкилдитиофосфат цинка) - обмен между диалкилдитиокарбаматной частью и диалкилтиофосфатом в ZDDP влияет модифицирующая трение реакция MoDTC. При совместном использовании MoDTC + ZDDP работают намного лучше, чем только высокая концентрация MoDTC.

Пленки, модифицирующие трение, состоят из упорядоченных, плотно упакованных массивов мультимолекулярных «усов», слабо сцепленных друг с другом. Наружные слои легко срезаются, что обеспечивает низкий коэффициент трения. Это явление можно описать как колоду игральных карт с пластиковым покрытием, лежащую на столе и легко соскальзывающую с верхней карты.

Теперь, что касается того, сколько молибдена AMSOIL использует в своих рецептурах моторных масел... Что я могу вам сказать, так это то, что они используют большое количество диалкилдитиокарбамата молибдена в своих рецептурах (уже много лет).

Я знаю, что наша старая формула SS 0W-20, например, содержала где-то 140-150 частей на миллион молибдена — я полагаю, что в новой формуле она даже выше.

Теперь есть несколько разных вариантов MoDTC. Я понятия не имею, какой из них AMSOIL в настоящее время использует в своих моторных маслах, как и все производители смазочных материалов, они не раскрывают рецептуры, но, скорее всего, используют более одного типа — в зависимости от области применения. Точный состав и нормы обработки молибденом будут сильно зависеть от его предполагаемого применения.

Одно могу сказать, однако, что тип используемого молибдена будет зависеть от того, у какой компании-производителя присадок они получают свои добавки - их существует лишь небольшая горстка. Например, компания Infineum, находящаяся в совместном владении компаний ExxonMobil и Shell, использует в своих пакетах присадок «трехъядерный» тип молибдена. Трехъядерный молибден является гораздо более эффективным ароматом органического MoDTC, который можно использовать в гораздо более низких концентрациях, чем более традиционные типы молибдена. При нормах обработки тримерного типа Mo FM обычно 70-100 частей на миллион - это все, что необходимо для эффективной защиты/модификации трения.

Когда вы видите VOA или UOA моторного масла, в котором содержится, скажем, 700+ частей на миллион молибдена, вы можете быть уверены, что эта конкретная марка не использует "трехъядерный" молибден в своем моторном масле. Я считаю, что Idemitsu — это один из брендов, который до сих пор использует в своих моторных маслах старый, более традиционный тип молибдена.

Тот факт, что некоторые бренды масел, такие как Idemitsu, рекламируют использование молибдена в своем моторном масле, или что некоторые их моторные масла содержат его в большем количестве, НЕ означает, что это превосходный продукт (не более чем Castrol рекламирует, что они используют Titanium в некоторых своих маслах). Опять же, и я не могу не подчеркнуть, что действительно важны качество и производительность готового смешанного продукта.

Между прочим, главная причина, по которой Mazda использует более высокие уровни молибдена в своих «заводских» маслах, заключается в том, чтобы помочь защитить внутренние компоненты двигателя во время обкатки (спорно, действительно ли это так или нет). Однако после обкатки двигателя эти более высокие уровни молибдена больше не нужны.

А, а что касается фирменных моторных масел Idemitsu (или Mazda, или Toyota), которые «превосходят» рецептуры AMSOIL... Я могу заверить вас, что это НЕ так (особенно по сравнению с нашей линейкой Signature Series). Во-первых, они содержат только базовые масла группы III в своих смесях (они не используют базовые масла из групп IV или V). Кроме того, их высокие индексы вязкости (VI), которые всегда «рекламируются» на многих форумах, связаны с тем, что они загружены полимерами-модификаторами вязкости (пластиками), также известными как улучшители индекса вязкости (VII).

Таким образом, не тратьте деньги понапрасну!…..при покупке превосходного моторного масла, такого как Amsoil, не только нет необходимости добавлять послепродажную обработку масла, но и вредно, как и все, что вы делаете. изменение уже передовых химических присадок Amsoil (и аннулирование гарантии в придачу!)

Что такое молибденовое масло и зачем оно вам?

Что такое молибденовое масло?

Молибден используется в смазочных маслах и смазках для десятилетия, но если вы не триболог, вы, вероятно, не знаете, что такое масло Moly или даже что означает слово «Moly». Вы можете прочитать обо всей истории, нажав здесь.

Считайте, что это ваш ускоренный курс по всем вопросам Moly…

Перво-наперво. «Моли» — это сокращение от «молибден». Он похож на графит, но это не то же самое. Молибден сам по себе является прочным металлом, который имеет множество промышленных применений. использует. Он используется в качестве легирующего агента для производства стали. жестче, чтобы не сгибалась так легко. Вы, наверное, слышали о «хром-молибдене». С его помощью производители могут использовать меньше стали и, таким образом, сделать легче продукты -- потому что это гораздо более долговечны.

В мире смазочных материалов Дисульфид молибдена (MoS2)  – это соединение, используемое в качестве сухой смазки. Дисульфид молибдена – это неорганическое соединение, состоящее из молибдена и серы. Несмотря на то, что он твердый, он состоит из микроскопических частиц, которые отлично подходят для покрытия металлических поверхностей. Этот эффект покрытия уменьшает количество трения между поверхностями. Как В результате движущиеся части могут двигаться более легко, не вызывая почти такого же сильного износа. и рвутся, как если бы Моли не было.

Поскольку Moly так хорошо снижает трение, она стала обычная присадка к маслу. Когда вы слышите кого-то используйте термин «молибденовое масло», они говорят о смазке, в которую был добавлен молибден. За прошедшие годы масло Moly стало одним из премиальных типов масел на рынке.

Однако в большинстве составов масел премиум-класса (например, Schaeffer) больше не используется MoS2 в моторных маслах, поскольку он не остается во взвешенном состоянии. Наиболее распространенным типом молибдена, используемым в современных рецептурах молибденового масла, является 9.0075 Дитиокарбамат молибдена или (MoDTC) . Эта форма молибдена на 100% растворима в масле, что позволяет ему оставаться во взвешенном состоянии в моторном масле и обеспечивает все преимущества MoS2. Компания Schaeffer's даже запатентовала свой бренд Micron Moly®.

Почему?

Потому что способность Moly снижать трение — это огромное дело! Легко недооценить, насколько вредным может быть трение, поэтому давайте посмотрим на это с точки зрения вашего двигателя…

Для того, чтобы вы могли ездить на работу через весь город, все металлические части в вашем двигателе должны работать вместе. Даже с маслом все эти поршни, шатуны, цилиндры и клапана трутся друг о друга. Этот контакт металла с металлом вызывает много напряжения и нагрузки на сами детали. Ведь им труднее передвигаться, когда у них есть все то трение. К сожалению, чем труднее двигаться частям вашего двигателя, тем больше топлива они собираются съесть!

Даже самое простое моторное масло поможет уменьшить трение между всеми этими движущимися частями. Но когда вы добавляете в смесь нужное количество молибдена, трение резко снижается. Помните, молибден покрывает каждую металлическую деталь, движущуюся внутри вашего двигателя. Как В результате вы получаете контакт Moly-on-Moly вместо контакта металл-металл. Это Moly может даже помочь защитить ваш двигатель, когда происходит полная потеря смазки.

Вы, наверное, понимаете, к чему мы идем это.

Благодаря Moly все детали вашего двигателя будут иметь возможность двигаться с меньшим стрессом и напряжением. Это означает, что им не потребуется столько топлива. Вот так вы отдали топливо своей машине эффективность серьезный импульс! Можно даже ожидать повышения производительности. Еще одно преимущество заключается в том, что когда вы уменьшаете трение, вы также уменьшаете нагрев. Маслорастворимые соединения молибдена, такие как тиокарбаматы, также обеспечивают защиту двигателя от окисления и коррозии.

Moly можно добавлять во многие различные смазочные материалы, включая консистентные смазки, трансмиссионные смазки, гидравлические жидкости, жидкости для металлообработки и многое другое, чтобы получить аналогичные преимущества.

Но мы еще не закончили.

Иметь автомобиль, потребляющий меньше топлива, — это здорово, но масло Moly идет еще дальше. В Помимо повышения эффективности использования топлива, он также снижает износ и разрыв внутри вашего двигателя - это означает, что вы можете сократить техническое обслуживание и иметь меньше дорогие счета за ремонт.

Но Масло Moly обеспечивает еще большую защиту этих деталей. Помните, что молибденовое масло содержит крошечные частицы Молибден в нем, так что он будет работать иначе, чем средний двигатель масло. Эта дополнительная разница защитит части вашего двигателя еще больше, что может значительно увеличить их срок службы. дольше. Молибденовое масло также поможет устранить некоторые из тех странных звуков, которые исходят из-под капота. - например, тиканье или стук - потому что многие из этих шумов возникают в результате контакта металла с металлом. Это способ вашей машины позвать на помощь!

Лучше всего то, что Moly достаточно прочен, чтобы выдерживать высокие нагрузки. температуры и ситуации высокого давления. Отправляетесь ли вы в продуктовый магазин или отправляетесь в путешествии по пересеченной местности ваше масло Moly выдержит испытание.


Learn more