Какой максимально допустимый люфт рулевого колеса допускается при эксплуатации автобусов


Люфт рулевого колеса

Какой допустимый люфт рулевого колеса грузовых и легковых автомобилей?  Как выполнить измерение люфта рулевого колеса?

Что такое люфт?

Люфт — распространённый термин не только в автомобильной механике, но и механике в целом. Он означает промежуток, зазор, свободный ход рулевого колеса (возникает при изменении направления).

Люфт в рулевом управлении легкового автомобиля чаще всего начинается с того, что автомобиль начинает уводить в сторону, руль вибрирует, в передней части при езде, особенно по бездорожью (а при ухудшении ситуации даже и просто слегка на неровной дороге). Кроме того неприятные “симптомы люфта” – потеря плавности хода, посторонние шумы при повороте руля.

Причины возникновения люфта

Популярные причины появления зазора:

  • Огромная нагрузка на подвеску. Чаще всего – из-за езды по дорогам плохого качества, использование шин, сделанных из резины низкого качества. Львиную часть нагрузки элементарно на себя вынуждена брать система рулевого управления.
  • Из-за изношенности «летят» наконечники тяги. Срок эксплуатации наконечников тяги может очень сильно разниться. Одно дело, если транспорт ездит сугубо по городским асфальтированным дорогам, и иное - по проселочным дорогам с грязью и бездорожью. Грязь способствует очень быстрому выходу из строя наконечников.
  • Ослабление гаек. Проблема теоретически быстро решаема, но то, что  такая проблема есть на практике многие визуально даже не догадываются. Дело в том, что гайка “спрятана” за подушками безопасности.
  • Использование некачественного гидравлического масла.
  • Износ шлицов, шарниров.
  • Поломка подшипников ступицы, шаровой опоры.

Допустимые люфты рулевого колеса

Если в документации автомобиля не указаны другие значения максимального люфта рулевого колеса, то цифра (в градусах) не должна превышать:

  • Более 10 для легковых авто.
  • Более 25 градусов – для грузовых авто.
  • Более 20 градусов – для автобусов.

Такие нормы люфта рулевого колеса прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Данный документ учитывается при техническом осмотре в России, Казахстане, Беларуси.

Измерение люфта рулевого колеса, согласно документу, - это измерение суммарного люфта в рулевом управлении. Под ним при этом нужно понимать угол поворота рулевого колеса образованный между:

  • Положением, которое соответствует началу поворота управляемых колесной базы в одну сторону.
  • Положением, которое соответствует началу поворота колёс в противоположную сторону от позиции, соответствующей прямолинейному движению автомобиля или автобуса.

Как проверить люфт руля?

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Это может быть, например, асфальтированная бетонная площадка.

Подготовьте колёсную базу. Оптимальное направление при установке – в направлении продольной оси кузова.

Если на колёсах есть грязь, устраните её. Иначе можно получить искажённые данные.
Перед тем, как проводить непосредственно измерения, рулевое колесо важно несколько раз повернуть влево-право. Это важно для понимания того, в какой именно момент колёса меняют своё направление.

Каким инструментом проверяется люфт?

Для проверки угла используйте люфтометр.

Самый простой измерительный прибор - механический, компонентами которого являются раздвижные кронштейны, передвижная каретка, динамометр, угломерная шкала. Люфтометр приставляется упорами к ободу руля. Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне. 

Но более удобное в использовании и выигрывающего по точности – электронное измерительное оборудование. Вместо динамометра, который фиксирует начало поворота колеса, на нём стоит датчик. С помощью него можно зафиксировать непосредственно момент начала поворота колеса.

Как устранить люфт?

Если норма зазора отличается от нормы, нужна дотошная диагностика:

  • Важно определить источник стука. Очень часто водители думают, что причина – в свободном ходу, а на самом деле причина связана с неисправностью иного узла транспортного средства.
  • Проверьте работу подвески. Нередко ей приходится ремонтировать или вовсе заменять.
  • Проверьте, всё ли в порядке с  рулевой планкой.  Иногда для решения проблемы достаточно просто её подтянуть, повернув регулировочный винт.
  • Обязательно проверьте шаровые наконечники, резиновые пыльники. Их замена также бывает необходима достаточно часто при рассматриваемой проблеме.
  • Если есть проблемы с монтажом руля, важно понять причину. Чаще всего корень проблемы – изношенное зубчатое крепление. Его замена быстро «угомонит» свободный ход.

Если вышеназванные действия не помогают решить вашу проблему, задумайтесь: а не ремонтировали ли вы недавно ходовую. Плохо затянутая гайка подшипника может быть непосредственным «подстрекателем» проблем с системой рулевого управления.
 
Если проблема в некачественном масле, о чём говорилось при рассмотрении причин, то верный метод борьбы с «разыгранным» свободным ходом – это элементарная замена масла.
   

Как «прокачаться» в знаниях, которые касаются системы рулевого управления?

Отличная «прокачка» знаний, которые касаются – это работа с обучающими и тестовыми модулями на базе платформы ELECTUDE, объединёнными в электронный продукт «Система рулевого управления автомобиля».

Модули помогают узнать максимум полезной информации, начиная от принципов работы и функционирования системы, продолжая нюансами, которые касаются прямого и непрямого рулевого управления транспортными средствами.
 
 

59.Какой максимально допустимый люфт рулевого колеса допускается при эксплуатации автобусов?

В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,  

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете  функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь  вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии  все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз. 
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы,  попадете на главную страницу.
«Главная» -  отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» -  выпадет список разделов, нажав на один из них,  попадете в раздел интересующий Вас.

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

 

 

 

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

  • Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
  • Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
  • Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете. :)
  • Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

С уважением команда Тестсмарт.

49 CFR § 570.7 - Системы рулевого управления. | Электронный свод федеральных правил (e-CFR) | Закон США

  • CFR

предыдущая | следующий

§ 570.7 Системы рулевого управления.

(a) Системная игра. Зазор или свободный ход в системе рулевого управления не должны превышать значений, указанных в таблице 1.

(1) Процедура проверки. При включенном двигателе и положении колес прямо, поверните рулевое колесо в одном направлении, пока не появится заметное движение переднего колеса. Если точка на ободе рулевого колеса смещается больше, чем значение, указанное в таблице 1, до ощутимого обратного движения наблюдаемого колеса, в системе рулевого управления имеется чрезмерный зазор или свободный ход.

Таблица 1. Значения свободного хода системы рулевого управления

Диаметр рулевого колеса (дюймы) Ресница (дюймы)
16 или менее 2
18 2 1/4
20 2 1/2
22 2 3/4

(b) Сцепление. Свободный ход рулевой тяги не должен превышать четверти дюйма.

(1) Процедура проверки. Поднимите переднюю часть автомобиля, чтобы нагрузить шаровые шарниры. Убедитесь, что подшипники колес отрегулированы правильно. Возьмитесь за переднюю и заднюю части шины и попытайтесь повернуть шину и колесо в сборе влево и вправо. Если свободный ход переднего или заднего протектора шины превышает четверть дюйма, это свидетельствует о чрезмерном люфте рулевой тяги.

(c) Свободное точение. Рулевые колеса должны свободно проворачиваться через предел хода в обоих направлениях.

(1) Процедура проверки. Выключить руль через ограничитель хода в обоих направлениях. Нащупайте заедание или заедание в механизме рулевого механизма.

(d) Выравнивание. Измерения схождения и развала не должны более чем в 1,5 раза превышать значение, указанное в сервисной спецификации изготовителя транспортного средства для регулировки развал-схождения.

(1) Процедура проверки. Убедитесь, что схождение не более чем в 1,5 раза превышает значения, указанные в сервисной спецификации изготовителя транспортного средства для настройки центровки, измеренные стержневым измерителем задиров или другим устройством для измерения схождения. Значения для преобразования показаний схождения в дюймах в показания датчика задира в фут/миль бокового увода для колес разных размеров приведены в таблице I. Диаметры шин, используемые при расчете показаний датчика задира, основаны на средних максимальных размерах выращенных шин в обслуживание типовых колес и шин в сборе.

Таблица I. Настройки схождения из технических характеристик автомобиля MFR

Размер колеса (дюймы) Номинальный диаметр шины (дюймы) Показания в футах на милю при боковом скольжении
1/16 дюйма 1/8 дюйма 3/16 дюйма 1/4 дюйма 5/16 дюйма 3/8 дюйма 7/16 дюйма 1/2 дюйма 9/16 дюйма
13 25,2 13,1 26,2 39,3 52,4 65,5 78,6 91,7 104,8 117,9
14 26,4 12,5 25,0 37,5 50,0 62,5 75,0 87,5 100,0 112,5
15 28,5 11,5 23,0 34,5 46,0 57,5 ​​ 69,0 80,5 92,0 103,5
16 35,6 9,3 18,6 27,9 37,2 46,5 55,8 65,1 74,4 83,7

(e) Система рулевого управления с усилителем. В системе гидроусилителя руля не должно быть потрескавшихся или проскальзывающих ремней, а также недостаточного количества жидкости в бачке.

(1) Процедура проверки. Осмотрите резервуар для жидкости и ремни насоса на указанные состояния.

[38 FR 23950, 5 сентября 1973 г., в редакции 39 FR 12868, 9 апреля 1974 г.]

49 CFR § 570.60 — Система рулевого управления. | Электронный свод федеральных правил (e-CFR) | Закон США

  • CFR

предыдущая | следующий

§ 570.60 Система рулевого управления.

(a) Системная игра. Зазор или свободный ход в системе рулевого управления не должны превышать значений, указанных в таблице 2.

(1) Процедура проверки. При включенном двигателе и колесах управляемой оси в прямолинейном положении поворачивайте рулевое колесо в одном направлении, пока не появится заметное движение колеса. Если точка на ободе рулевого колеса смещается больше, чем значение, указанное в таблице 1, до ощутимого обратного движения наблюдаемого колеса, в системе рулевого управления имеется чрезмерный зазор или свободный ход.

Таблица 2. Значения свободного хода рулевого колеса

Диаметр рулевого колеса (дюймы) Ресница (дюймы)
16 или менее 2
18 2 1/4
20 2 1/2
22 2 3/4

(b) Сцепление. Свободный ход рулевой тяги не должен превышать значений, указанных в таблице 3.

(1) Процедура проверки. Поднимите переднюю часть автомобиля, чтобы нагрузить шаровые шарниры, если автомобиль оборудован таким образом. Убедитесь, что подшипники колес отрегулированы правильно. Возьмитесь за переднюю и заднюю часть шины и попытайтесь повернуть шину и колесо в сборе влево и вправо. Если свободный ход передней или задней части протектора шины превышает применимое значение, указанное в Таблице 3, это свидетельствует о чрезмерном люфте рулевой тяги.

Таблица 3. Свободный ход рулевой тяги переднего колеса

Номинальный диаметр борта или размер обода (дюймы) Ход (дюймы)
16 или менее 1/4
с 16.01 до 18.00 3/8
18.01 или больше 1/2

(c) Свободное точение. Рулевые колеса должны свободно проворачиваться через предел хода в обоих направлениях.

(1) Процедура проверки. При работающем двигателе автомобиля с усилителем рулевого управления или при поднятых управляемых колесах автомобиля без усилителя рулевого управления поверните рулевое колесо до упора в обоих направлениях. Нащупайте заедание или заедание в механизме рулевого механизма.

(г) Выравнивание. Состояние схождения или развала не должно превышать более чем в 1,5 раза значения, указанные в сервисной спецификации изготовителя транспортного средства для настройки центровки.


Learn more