Какое давление должно быть в системе охлаждения двигателя


Давление в системе охлаждения: для чего и нужно ли вообще

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!


Система охлаждения двигателя важный элемент, который обеспечивает бесперебойную работу мотора. Она представляет собой замкнутую систему, заполненную жидкостью, в которой периодически создается давление. Автомобилисты часто сталкиваются с повышением или понижением этого давления. В случае отклонения показателя от нормы, необходимо принимать меры.

В статье расскажем как создается давление охлаждающей жидкости, какую оно выполняет функцию, как определить, что давление не в норме и что предпринять для нормализации.

Как устроена система охлаждения

Современные легковушки оборудованы двигателями внутреннего сгорания. Конструкция движка состоит из механизмов, которые взаимодействуют, образуя трение. Она настолько несовершенна, что основная энергия тратится на то, чтобы устранить излишнее нагревание, созданное работой механизмов.

Для защиты мотора от перегрева в автомобиле функционирует специальная система, заполненная охлаждающей жидкостью. Она циркулирует, охлаждая трущиеся детали. В процессе жидкость сама нагревается, но воздух ее остужает. Главное, чтобы она не закипела и не превратилась в пар, в таком случае механизмы мотора заклинит и он встанет.

«Закипание» машины

Старые модели авто часто «закипали». Затянутые паровыми облаками автомобили, доставляли владельцам массу неудобств, выводя машину из строя. Это происходило потому, что для охлаждения использовали воду, которая кипит при 100 градусах. Но в современных авто используется антифриз или тосол, он может выдержать без кипения и превращения в пар до 140-145 градусов, но только при условии создания в системе нужного уровня давления (в пределах 1,5 Бар).

Как образуется давление

В системе охлаждения двигателя создается давление, которое может отклоняться в большую или меньшую сторону. Оно никак не влияет на работу мотора, если его взаимодействующие механизмы вовремя охлаждаются.

Тосол двигается по замкнутому герметичному контуру, нагревается от трущихся механизмов и остывает во время бездействия, при нагревании она расширяется. Показатели, характерные для расширения антифриза прибавляют до 20% жидкости в объеме, отсюда повышение давления.

Задачи, которые выполняет давление в системе охлаждения автомобиля

При помощи этого физического явления жидкость кипит при более высокой температуре, которая связана с показателем давления. В современных моторах высокие показатели рабочей температуры, они зависят от модели авто. Антифриз закипает при температуре 130-140 градусов, а в условиях полностью закрытой системы, внутри которой создается высокое давление такая возможность существует только при 150 градусах. Но стоит учитывать и другие факторы: какое давление в системе охлаждения двигателя, срок службы и температура кипения у разных жидкостей различается, как и температура двигателя.

Регулятор уровня давления в системе

Тосол давит на компоненты системы изнутри. Чтобы воздействие не стало критически высоким или наоборот недостаточным, в конструкции есть деталь, которая при повышении давления сбрасывает излишки воздуха, а при слишком низком показателе добавляет воздух извне. Это встроенный в крышку расширительного бачка клапан. Он поддерживает оптимальный уровень давления и реагирует на критические изменение уровня давления.

Показатель зависит от марки авто и характеристик мотора: производительности и мощности. Чем выше эти характеристики, тем больше должна быть температура закипания. Условное среднее значение 1,2-2 Бар. Необходимо постоянно контролировать уровень давления, чтобы избыток или недостаток не повредили части системы.

Автомобилисты сталкиваются с двумя проблемами:

  1. Экстремальное понижение (недостаточное давление в системе охлаждения).
  2. Избыточное давление в системе охлаждения.

В обоих случаях необходимо предпринять действия для нормализации показателя, потому что отклонения от нормы чревато поломками.

Устраняем повышенное давление

Избыточное давление может повредить элементы охлаждающей системы. То, что показатель завышен, можно определить по регулярным срывам шлангов и патрубок. Также слишком сильное давление может повредить резиновые шланги, радиаторы, корпус которых изготовлен из тонкого мягкого алюминия. Такие проблемы указывают, что излишки пара и воздуха вовремя не стравливаются, а это значит, что проблема с предохранительным клапаном, который находится в крышке расширительного бачка. Эта деталь являются необслуживаемой, поэтому если клапан вышел из строя, нужно просто заменить крышку на новую. Но можно попробовать реанимировать деталь: протереть клапан жидкостью для очистки карбюраторов, она удалит все отложения и работоспособность детали вернется. Обычно они служат долго, но если изделие было с браком или скрытым дефектом, проблема с избыточным давлением может дать о себе знать значительно раньше ожидаемого срока.

Нет давления в системе охлаждения: причины

Более частая поломка пониженное давление в системе охлаждения авто. Ее можно определить по слабому напору горячего воздуха из элементов обогрева салона автомобиля.

Здесь есть 2 вида причин:

  1. Воздушный клапан в крышке расширительного бачка заклинило и он не вбирает воздух.
  2. В системе охлаждения есть утечки, уровень жидкости недостаточен для создания нужного уровня давления.
  • Сначала стоит заняться проблемой утечки. Чтобы определить, есть ли утечка нужно в разные дни проверить уровень тосола при холодном двигателе. Если уровень не меняется, значит проблема не в утечке и достаточно заменить крышку клапана и все нормализуется. Бывает, что клапан заклинивает периодически, эту ситуацию легко распознать по чередованию повышенного с пониженным давлением;
  • если клапан то работает, то нет в слабом месте может образоваться течь, в таком случае герметичность пропадет. Исправность клапана можно проверить следующим образом: заведите и прогрейте автомобиль, откройте пробку на расширительном бачке, должно быть характерное шипение, если звука нет, значит клапан вышел из строя и крышку нужно поменять;
  • возможно, с системой все в порядке, но термостат вышел из строя и показывает недостоверные данные. Осмотрите систему и отследите работу прибора, в случае неисправности замените на новый. Не эксплуатируйте автомобиль с неисправным датчиком, иначе можно не заметить серьезные проблемы с системой охлаждения.

Утечка

Если утечка антифриза все же есть, об этом может свидетельствовать лужа под автомобилем, нужно искать откуда течет. Если течь не сильная найти ее может быть непросто. В остывшем состоянии дефекты и трещины не видно, при работающем двигателе опасно, можно обжечься, поэтому стоит воспользоваться специальными устройствами нагнетания давления в системе. Для этих целей подойдет насос, компрессор или манометр, машину стоит загнать в гараж.

Последовательность действий такая:

  1. Отсоедините от расширительного бачка патрубок, подходящий сверху.
  2. Вместо патрубка подсоедините шланг насоса.
  3. Отсоединенную деталь заткните подходящим по диаметру болтом и зафиксируйте его хомутом.
  4. Запустите насос, который начнет нагнетать давление и смотрите откуда пойдет течь.
  5. Следите за уровнем давления, на 1,5 атмосферах должен сработать воздушный клапан и можно смотреть откуда течет.

Устраните утечку и все должно заработать правильно.

Другие причины

Если проведенная процедура не дала результатов, проверьте пол в салоне, антифриз может вытекать через трещины в радиаторе отопителя. При отсутствии антифриза в салоне, осмотрите блок цилиндров и в последнюю очередь цилиндры изнутри, сначала снимите свечи. Стоит проверить и уровень моторного масла, если есть внутренняя утечка, то он повышается из-за попадания тосола. В таком случае вероятнее всего пробита прокладка в головке блока цилиндров, для замены этой запчасти потребуется почти полностью перебрать агрегат.

Давление в системе охлаждения двигателя важный рабочая характеристика, которая позволяет эффективно охлаждать подверженные трению механизмы двигателя. Выход из строя, закипание, нарушение герметичности, утечки и другие проблемы могут привести к сложноустраняемым и поломкам с дорогостоящим ремонтом, поэтому так важно следить за охлаждением.

Вот правила, которые помогут защитить мотор:

  1. Регулярно проверяйте уровень антифриза. Осматривайте асфальт под авто, в салон и внутреннюю часть механизма на предмет протечек.
  2. Не продолжайте эксплуатацию, если клапан или термостат вышли из строя. Это может привести к перегреву двигателя и затратам на капитальный ремонт или замену.
  3. Периодически очищайте радиаторы от грязи, чтобы убирать дополнительное покрытие, которое может привести к перегреву и повышенной температуре двигателя.

Давление в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в эффективном отводе тепла во избежание поломок. Эта задача возлагается на его систему охлаждения. Одна из характеристик, позволяющих судить о ее исправности — стабильное, заложенное производителем давление в системе охлаждения двигателя. Смысл и важность этого параметра и будет рассмотрен в рамках данной статьи. В качестве наглядного пособия выступит 8-клапанный полуторалитровый двигатель автомобиля ВАЗ-2110.

Содержание

  1. Для чего нужно давление
  2. Каким должно быть нормальное давление
  3. Причины повышенного и пониженного давления в системе охлаждения
  4. Почему давление высокое
  5. Почему давление отсутствует
  6. Как обнаружить утечки

Для чего нужно давление

Казалось бы, зачем давление в системе охлаждения, ведь все, что требуется – обеспечить непрерывную циркуляцию антифриза, чтобы он нагревался, проходя через водяную рубашку блока цилиндров, и охлаждался в радиаторе потоком встречного воздуха при движении автомобиля, или воздухом, нагнетаемым вентилятором.

Поначалу так и было: в радиатор заливалась вода, и машина отправлялась в путь. Лет восемьдесят назад не было ничего необычного в стоящей на обочине машине, из-под капота которой валит пар, а фраза «мотор закипел» у всех вызывала понимание. Продолжить движение водитель мог либо залив в радиатор холодной воды, либо дождавшись, когда остынет та, что залита в систему охлаждения.

Причина проста: температура кипения воды при атмосферном давлении, как известно, составляет 100 градусов Цельсия, антифризы, изготавливающиеся на основе спиртов, закипают при температуре 110–115 градусов. Охлаждающая жидкость, проходя через систему охлаждения, не успевает остывать и в результате закипает. Причем чем выше нагрузка на мотор, тем быстрее.

Из школьного курса физики известно, что повышенное давление увеличивает температуру кипения жидкости. Даже небольшого повышения давления достаточно, чтобы «отодвинуть» температуру кипения на 5-10 градусов.

Так, у ВАЗ-2110 давление в исправной системе охлаждения должно составлять порядка 1,2 атм.

Каким должно быть нормальное давление

Давление в системе охлаждения двигателя автомобиля невозможно повышать до бесконечности, поскольку слишком высокое в итоге приведет к разрыву наиболее слабых ее элементов. В норме оно должно составлять 1,2–1,4 атм. По мере нагрева антифриза и достижения им температуры кипения, давление достигает критического значения. В этот момент его необходимо сбросить, чтобы избежать выхода из строя сначала системы охлаждения, а затем заклинивания поршней в цилиндрах, и как следствие, поломки последнего.

Для поддержания давления в допустимых пределах, в крышку расширительного бачка (у ВАЗ-2110), или радиатора монтируется воздушный клапан.

Он имеет простое устройство:

  • внутри корпуса, имеющего одинаковые отверстия сверху и снизу, располагается шарик размером чуть больше отверстий.
  • Вес шарика подбирается таким образом, чтобы при достижении давления 1,5 атм он поднимался, открывая нижнее отверстие и стравливая в атмосферу воздух из системы охлаждения.
  • В то же время пока охлаждающая жидкость не нагрелась, шарик закрывает нижнее отверстие, а верхнее остается открытым, обеспечивая приток атмосферного воздуха и обеспечивая более быстрый нагрев антифриза.

Работоспособность клапана необходимо периодически проверять, особенно на старых автомобилях. Проверка выполняется очень просто: достаточно потрясти крышку расширительного бачка или радиатора и прислушаться. Если шарик гремит – клапан исправен.

Сейчас наиболее распространен вариант крышки, в устройстве которой имеется два клапана (впускной и выпускной). При повышении давления открывается выпускной клапан, и излишки скидываются из системы. При падении же ниже атмосферного, начинает работать впускной.

Часто из-за нарушения работы клапанов система перестает правильно функционировать. При этом даже новая крышка не гарантирует того, что все будет работать как положено. Зачастую владельцы автомобилей жалуются на то, что расширительный бачек лопается. Вызвано это может быть как неправильной работой клапанов крышки, так и браком самого бачка (тонкие стенки).

Момент срабатывания клапанов напрямую зависит от жесткости пружин, поэтому умельцы регулируют время срабатывания путем отрезания от нее лишних витков.

Пренебрегать периодическими проверками не стоит, поскольку в самый неподходящий момент клапан может заклинить или в открытом состоянии, или в закрытом. В первом случае система охлаждения потеряет герметичность, в результате температура кипения антифриза значительно понизится, и мотор попросту «закипит» посреди дороги.

При этом в системе могут образоваться паровоздушные пробки, препятствующие нормальной циркуляции антифриза, а это может вызвать локальный перегрев двигателя и деформацию различных его элементов. Во втором случае в замкнутой системе создается слишком большое давление, которое способно повлечь ее повреждение.

Причины повышенного и пониженного давления в системе охлаждения

Почему давление высокое

Избыточное давление в системе охлаждения двигателя может возникнуть лишь по одной причине: неработоспособный воздушный клапан в крышке радиатора или расширительного бачка заклинило в закрытом состоянии.

Поскольку иного способа удалить лишний воздух не существует, исправность клапана нужно периодически проверять. Теоретически, ремонту эта деталь не подлежит и в случае выхода из строя меняется, как правило, вместе с крышкой. Специалисты рекомендуют во избежание внезапных поломок менять крышку радиатора раз в два года.

Как показывает гаражный опыт, жидкость для очистки карбюраторов неплохо справляется с отложениями, образующимися в клапане, и способна вернуть его к жизни.

Почему давление отсутствует

Когда давления в системе охлаждения нет, это говорит о том, что она не герметична, а установить причину может оказаться сложнее.

  1. Прежде всего, следует опять-таки проверить исправность воздушного клапана.
  2. Если он исправен, необходимо исследовать систему охлаждения двигателя на наличие утечек (об их наличии свидетельствует постоянно убывающий уровень антифриза).

Как обнаружить утечки

Начать можно с визуального осмотра элементов системы охлаждения, однако, если течь не сильная, осмотр вряд ли даст результат. Наиболее надежный способ выявить слабое место – создать повышенное давление и смотреть, откуда польется антифриз. Во избежание ожогов, двигатель автомобиля должен быть холодным.

В гаражных условиях для этого потребуется насос с манометром или компрессор. От расширительного бачка нужно отсоединить патрубок, подходящий к нему сверху, и вместо него подсоединить шланг насоса. Отсоединенный патрубок нужно заткнуть подходящим по диаметру болтом и зафиксировать болт хомутом. После этого можно нагнетать давление и смотреть, откуда появится течь. Кстати, при достижении отметки 1,5 атм должен сработать воздушный клапан.

Допустим, явных утечек охлаждающей жидкости нет, значит, следует проверить пол в салоне, антифриз может уходить через прохудившийся радиатор отопителя. Если в салоне следов охлаждающей жидкости тоже нет, остается осмотреть блок цилиндров и, в последнюю очередь, цилиндры изнутри, вывернув предварительно свечи. Нелишним будет проверить и уровень моторного масла: при внутренних утечках он повышается, поскольку антифриз попадает в картер двигателя.

Как проверить давление в системе охлаждения вашего автомобиля

Система охлаждения вашего автомобиля под давлением не будет работать должным образом, если в ней есть утечка. Вы можете найти любые утечки, выполнив тест системы охлаждения под давлением.

Большинство автомобилей, грузовиков и внедорожников, произведенных за последние 20 лет, имеют систему охлаждения под давлением. Он состоит из радиатора, крышки радиатора, шлангов, вентиляторов и водяного насоса. Система передает тепло от двигателя через переднюю часть радиатора через вентиляторы. Современные автомобильные системы охлаждения содержат охлаждающую жидкость. В нем создается давление по мере прогрева двигателя. Без герметизации система не будет работать должным образом.

Система охлаждения PSI

Автомобильные системы охлаждения поддерживают определенное давление. Система охлаждения типичного автомобиля может выдерживать давление от 10 до 15 фунтов на квадратный дюйм (PSI). Как только давление превышает этот предел, дополнительное давление сбрасывается в резервуар охлаждающей жидкости.

Как создается давление в системе охлаждения

Это происходит при прогреве двигателя и последующем нагреве охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, как и большинство жидкостей, расширяется при нагревании. Поскольку автомобильные системы охлаждения закрыты — они не пропускают воздух — охлаждающая жидкость не может расширяться. Вместо этого он становится под давлением.

Охлаждающая жидкость продолжает расширяться и повышать давление по мере нагрева. В конечном итоге он достигнет значения PSI, на которое рассчитана крышка радиатора. Любое дополнительное давление сбрасывается в бачок охлаждающей жидкости.

Охлаждающая жидкость под давлением имеет более высокую температуру кипения

Автомобильные системы охлаждения находятся под давлением, поскольку температура кипения охлаждающей жидкости без давления слишком низкая для эффективного охлаждения. Чтобы еще больше повысить его температуру кипения, автопроизводители разрабатывают системы охлаждения, способные удерживать давление. При давлении до 15 фунтов на квадратный дюйм точка кипения охлаждающей жидкости примерно на 45 градусов по Фаренгейту выше, чем у охлаждающей жидкости без давления. В результате он поддерживает температуру двигателя, не превращаясь в пар и не испаряясь.

Суть в том, что система охлаждения вашего автомобиля должна быть под давлением. В противном случае охлаждающая жидкость будет парить и испаряться. Это может привести к серьезным проблемам, таким как перегрев, пробитая прокладка головки блока цилиндров или треснутый двигатель. Вы также можете столкнуться с деформированной головкой блока цилиндров.

Как проверить давление в системе охлаждения

Вы можете проверить, держит ли система охлаждения вашего автомобиля давление, проверив ее. Вам понадобится комплект для проверки давления в радиаторе, разработанный специально для этой цели. Вот как это использовать:

  1. Прикрепите систему к радиатору в том месте, где находится крышка радиатора.
  2. Прокачайте вручную, пока давление на манометре не совпадет с давлением, указанным на крышке радиатора. (Большинство современных автомобилей имеют давление в пределах 13-16 фунтов на квадратный дюйм. )
  3. Оставьте автомобиль с этим давлением на 20-30 минут.
  4. Осмотрите всю систему охлаждения на наличие утечек.
  5. Проверьте манометр на тестере давления на изменение давления. Если меньше, чем раньше, вероятно, у вас есть утечка.

После установки манометра следует проверить пробку радиатора под давлением. Большинство комплектов для проверки давления радиатора поставляются с адаптером, чтобы сделать это возможным. Вот как его использовать:

  1. Установите адаптер на тестер, затем крышку радиатора на адаптер.
  2. Накачайте вручную до давления, указанного на крышке.

Если в вашей системе охлаждения есть утечки, вы должны заметить их довольно быстро. Если нет, оставьте давление на несколько минут. Если не опустится, то крышка хорошая. Если давление падает, пришло время получить новую крышку.

У JB Tools есть все, что вам нужно

У нас есть различные комплекты для проверки давления радиатора. Вы также найдете наполнители радиатора, клещи для крышек радиатора и очистители радиатора. Это лишь небольшая часть из множества инструментов и аксессуаров для ремонта автомобилей, которые мы имеем в наличии. Покупайте JB Tools и получайте самые низкие цены на то, что вам нужно для системы охлаждения вашего автомобиля под давлением.

Radiator Pressure Cap — клапан давления системы охлаждения

Каталог Motorad

FIND A PRODUCT BY

  • Light/Med Duty
  • Heavy Duty
  • Vehicle
  • Part Number
  • Interchange
  • VIN
  • License Plate
  • Vehicle
  • Part Number
  • Interchange
  • Buyers Руководство

Блог

26 сентября 2018 г.

мин. прочитано

Подумайте об этом; крышки на емкостях предназначены для того, чтобы удерживать жидкости внутри, а не выпускать их наружу; но это именно то, что делают герметичные крышки радиатора. По мере повышения температуры жидкости, в конце концов, она закипит и в конечном итоге превратится в пар. Если вы посмотрите на воду; его температура кипения составляет 212 градусов по Фаренгейту, когда он находится под давлением, температура кипения повышается. Возьмем простой пример: скороварка, которая есть на вашей кухне, будет готовить еду быстрее, потому что вода в устройстве горячее.

Функция герметичных крышек радиатора:

Большинство герметичных крышек радиатора поддерживают давление в системе на уровне 16 фунтов на квадратный дюйм, поэтому охлаждающая жидкость двигателя может значительно нагреваться, не опасаясь, что она выкипит. Если в системе охлаждения нет давления, охлаждающая жидкость будет выкипать. С другой стороны, если бы давление увеличилось выше 16 фунтов на квадратный дюйм, система охлаждения, включая шланги и даже радиатор, могла бы просто лопнуть или даже взорваться, если бы условия были подходящими.

Никогда не упускайте из виду тот факт, что жидкость расширяется при нагревании. С повышением температуры двигателя повышается и температура охлаждающей жидкости, если она превышает норму. Конструкция типичной крышки радиатора такова, что жидкость может вытекать; он делает это, перемещаясь от радиатора к резервуару.
При выключении двигателя автомобиля охлаждающая жидкость начинает остывать. Если бы не была установлена ​​герметизирующая крышка радиатора, система подсасывала бы воздух. Воздух вызывает плохое охлаждение двигателя и является основной причиной коррозии компонентов системы охлаждения.

По мере того, как вакуум продолжает расти, начинает работать двухходовой обратный клапан, который представляет собой герметичную крышку радиатора. Крышка позволяет откачивать обратно жидкость, перелитую из радиатора во внешний резервуар. Пока охлаждающей жидкости достаточно, для воздуха нет места.

Как ответственный владелец автомобиля вы должны следить за такими вещами, как уровень масла, уровень трансмиссионной жидкости, уровень жидкости для омывания ветрового стекла и уровень охлаждающей жидкости в бачке.


Learn more