Какая коробка передач лучше автомат или робот


Что выбрать — классический автомат или робот? — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

Перечисляем все плюсы и минусы роботизированных коробок и выясняем, почему от автоматов не нужно отказываться.

Материалы по теме

5 самых ломучих АКП: не связывайтесь с ними!

Роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями часто отпугивает покупателей. Особенно когда речь идет об автомобилях с пробегом.

Главная проблема — недостаточная надежность. В этом плане роботы уступают обычной гидромеханической коробке передач. Но это не единственное «но»: многим роботизированным коробкам свойственна дерганая работа в пробках и при старте автомобиля с места. Если у коробок DSG таких пороков уже нет, то корейские или китайские роботы плавными переключениями похвастать не могут. Да и по скорости переключения они проигрывают традиционным автоматам.

Так что современная гидромеханическая коробка передач предпочтительнее почти во всем: она надежна, достаточно быстро переключает передачи и при этом обеспечивает достойный комфорт во время работы практически во всех режимах движения. Единственное, в чем традиционной гидромеханике сложно тягаться с двухдисковыми роботами, так это в экономичности. И дело не только в более высоком КПД робота, но и в том, что роботизированные коробки передач зачастую обладают меньшей массой в сравнении с гидромеханическими коробками.

Также встречаются роботы и с одним сцеплением, но от таких коробок производители отказываются. Последний пример — вазовский робот АМТ. Такая коробка не отличается быстротой переключений. Да и надежность первых роботов АМТ оставляла желать лучшего — сцепление изнашивалось очень быстро.

Три бестселлера нашего рынка с тремя типами коробок передач. Volkswagen Tiguan (слева) оснащается исключительно пресселективными роботами DSG, надежность которых сейчас сравнима с надежностью гидромеханики. В гамме Hyundai Creta (на фото в центре) классический шестиступенчатый автомат. А Lada Granta (справа) оснащается роботом АМТ с одним сцеплением.

Три бестселлера нашего рынка с тремя типами коробок передач. Volkswagen Tiguan (слева) оснащается исключительно пресселективными роботами DSG, надежность которых сейчас сравнима с надежностью гидромеханики. В гамме Hyundai Creta (на фото в центре) классический шестиступенчатый автомат. А Lada Granta (справа) оснащается роботом АМТ с одним сцеплением.

  • Вариатор? Робот? Гидромеханика? DSG? Или все же «ручка»?! Чего ждать от разных типов коробок передач и в чем преимущества (недостатки) каждой, читайте тут.

Фото: фирмы-производители

Наше новое видео

3 самых обсуждаемых поста в наших соцсетях в 2022-м

5 поводов купить «американскую Ниву»

Эти автомарки пришли в Россию в 2022-м. Будем брать?

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2. ru

Робот и автомат в чем разница

Автоцентр Сервис Технологии Робот против автомата. Плюсы и минусы коробок передач

Марка

Модель

Оставьте ваши контактные данные:

По телефону

На почту

Уточните удобное время для звонка:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Оставьте ваши контактные данные:

Уточните удобное время для звонка:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 07
  • 08
  • 09
  • 10
  • 11
  • 12

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Прямо сейчас

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Оставьте ваши контактные данные:

Выберите машину:

Марка

  • Сначала выберите дилера

Модель

  • Сначала выберите марку

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Sample Text

Оставьте ваши контактные данные:

Выберите машину:

Марка

  • Сначала выберите дилера

Модель

  • Сначала выберите марку

Уточните удобное время для тест-драйва:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 07 января
  • 08 января
  • 09 января
  • 10 января
  • 11 января
  • 12 января
  • 13 января
  • 14 января
  • 15 января
  • 16 января
  • 17 января
  • 18 января
  • 19 января

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 00
  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

X

Оберіть мовну версію сайту. За замовчуванням autocentre.ua відображається українською мовою.

Слава Україні! Героям слава!
Ви будете перенаправлені на українську версію сайту через 10 секунд

что это Какая коробка надежнее

Когда приходит время выбирать новый автомобиль, мы обычно задумываемся о том, какой тип двигателя и коробки передач будет у нашего будущего автомобиля. Если раньше выбор состоял из двух вариантов – механическая или автоматическая коробка передач, то сегодня наряду с обычной «механикой» можно выбрать автоматическую, роботизированную или бесступенчатую трансмиссию. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы трансмиссий, перечисленных выше.

Простой комплекс "механика"

По своему строению механическая коробка передач представляет собой просто устроенный агрегат, если, конечно, ее не сравнивать с АКПП и роботизированными трансмиссиями. Эта простота определяет невысокую стоимость автомобиля, оснащенного такой коробкой, и простоту обслуживания и эксплуатации.

Впрочем, на счет последнего можно поспорить: принцип работы механической коробки передач предполагает активное участие водителя, а потому роль человеческого фактора в работе «механики» очень велика. Одно дело, если опытный водитель управляет автомобилем с МКПП, зная, на каких скоростях необходимо переключаться на ту или иную передачу, и владея приемами эксплуатации в сложных условиях (например, если машина застряла в снегу или песке) . Совсем другое дело, когда новичок управляет автомобилем с таким типом трансмиссии. Есть большой риск, что из-за банального незнания правил эксплуатации МКПП начинающий водитель может, что называется, угробить коробку за относительно короткий промежуток времени (при этом максимальный ресурс такого агрегата может исчисляться сотнями тысяч километров). Тем, кто все-таки решил выбрать автомобиль с механической коробкой передач, следует знать все о положительных и отрицательных сторонах этого типа трансмиссии.

Преимущества МКПП :

1) Простота конструкции, относительная дешевизна ремонта и обслуживания.

2) Долгий срок службы (некоторые коробки передач этого типа можно использовать даже после выхода из строя «родного» двигателя автомобиля).

3) Экономия топлива (по сравнению с АКПП автомобиль на «механике» потребляет на 10-15% меньше топлива) и высокая динамика разгона.

4) Высокий процент КПД (позволяет использовать полную мощность двигателя и его крутящий момент).

5) Хорошая приемистость автомобиля (скорость нарастания оборотов двигателя), при которой водитель сам выбирает стиль вождения, регулируя момент переключения скоростей.

6) Меньше, чем АКПП, вес.

7) Возможность запуска двигателя при неисправном зажигании и аккумуляторе.

8) Возможность буксировки автомобиля без использования эвакуатора, на жесткой или гибкой сцепке на любое расстояние.

Минусы МКПП:

1) Сложность эксплуатации для новичков (новички-водители из-за необходимости использования сцепления могут повредить как само сцепление, так и узлы коробки - например, включение задней передачу вместо передней передачи или не полностью включив сцепление).

2) Перегрузка двигателя при неправильном включении передач (также касается неопытных водителей, которые могут забыть вовремя переключиться на повышенную или пониженную ступень, тем самым заставив мотор работать на более высоких оборотах).

3) Увеличен интервал переключения передач по сравнению с АКПП (при переходе с низшей на высшую ступень и наоборот двигатель отключается от трансмиссии на определенный период времени, что приводит к потере мощности ).

4) Усталость водителя при работе "механики" при движении в городском режиме (приходится постоянно включать/выключать передачу).

Удобный, но дорогой в обслуживании «автомат»

Если механическая коробка передач проста по конструкции, то в автоматической больше количество узлов и агрегатов, что, в свою очередь, сказывается на дороговизне ее изготовления, ремонт и эксплуатация.

Однако такая коробка более удобна в использовании, особенно при езде в городе, так как не требует постоянного включения/выключения сцепления - это понравится начинающим водителям. Таким образом, участие человека в работе АКПП сведено к минимуму. Кроме того, сегодня покупатель может выбрать из нескольких типов автоматических трансмиссий: гидромеханическая коробка передач (обычный «автомат»), механическая коробка передач с двумя сцеплениями, коробка передач и бесступенчатый вариатор. Каждый из этих типов трансмиссий имеет свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее, но сначала укажем на общие положительные и отрицательные черты автоматических трансмиссий.

Автоматические преимущества:

1) Простота использования (нет необходимости постоянно выжимать сцепление).

2) Отсутствует риск перегрузки двигателя (коробка «автомат» сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу).

3) Сокращенный период времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя.

Минусы АКПП:

1) Дорогой ремонт и обслуживание.

2) Большой вес агрегата (по сравнению с МКПП).

3) Относительно низкая приемистость (наиболее характерна для гидромеханических АКПП).

4) Больший расход топлива по сравнению с «механикой» (характерно для гидромеханических, роботизированных коробок передач и вариаторов).

5) Невозможность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке (только с помощью эвакуатора).

6) Торможение двигателем в режиме движения запрещено (для этого типа торможения необходимо переключиться на пониженную передачу).

7) Срок службы небольшой по сравнению с механической коробкой передач (максимум до 200 тысяч километров).

Теперь остановимся на отрицательных и положительных качествах каждого из указанных здесь типов АКПП.

Итак, к достоинствам гидромеханической коробки передач можно отнести возможность передачи большого крутящего момента от двигателя к колесам, надежность и долговечность конструкции. К минусам - провалы при переключении передач, невозможность буксировки.

К положительным сторонам роботизированной коробки передач можно отнести относительную дешевизну (по сравнению с другими «автоматами») производства и эксплуатации, а к минусам – рывки при переключении скоростей.

Коробка передач с двойным сцеплением позволяет передавать максимальный крутящий момент на уровне механической трансмиссии без потери мощности двигателя. Но отрицательным моментом в эксплуатации такой коробки является ее ненадежная конструкция и дорогостоящий ремонт.

Наконец, к достоинствам бесступенчатого вариатора относится самая плавная из всех перечисленных выше коробок передач и возможность использовать максимальный КПД двигателя. А к минусам - относительно небольшой срок службы до капитального ремонта (как показывает практика, часто приходится проводить капитальный ремонт вариаторов на пробеге 100-110 тысяч километров) и невозможность передачи максимального крутящего момента от двигателя к колесам .

Итого

Пока что наиболее практичной во многих отношениях является механическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, и современные АКПП становятся все более надежными, долговечными и, главное, экономичными. Такой тип трансмиссии, как коробка с двумя сцеплениями, уже «научили» расходовать меньше топлива, чем обычная МКПП. Но сложность конструкции и вытекающая из этого дороговизна ремонта и обслуживания таких трансмиссий пока говорят не в пользу «автоматов».

Автоматические коробки передач сегодня используются в нескольких вариантах. Самые распространенные стандартные автоматы, использующие в своей системе работы гидротрансформатор, имеют от 4 до 8 передач и имеют достаточно строгие настройки. Стандартные автоматические коробки передач имеют как ряд преимуществ, так и определенные недостатки. Например, машина достаточно надежна, меньше подвергает двигатель негативным воздействиям от неправильных манер вождения. Тем не менее автомат становится причиной повышенного расхода топлива, что явно не может не радовать покупателя автомобиля. Сегодня мы рассмотрим отличия автомата от робота, сравним особенности этих коробок, поговорим о том, какие машины лучше выбрать с автоматическим переключением передач.

Надежность машины ранее считалась довольно сомнительной. Сегодня АКПП в виде стандартных АКПП от всемирно известных брендов отлично ведут себя в эксплуатации, не требуют никаких сервисных функций и просто помогают владельцу получать больше удовольствия от поездки. Роботы до сих пор пользуются народной немилостью, ведь ходят слухи, что они часто ломаются и не доживают даже до трех лет эксплуатации. Начнем с того, что есть китайские роботы и автоматы, а есть продукция японских и немецких корпораций. Так что говорить нужно о каких-то конкретных моделях ящиков — только так вы сможете понять весь смысл использования той или иной технологии.

Преимущества и недостатки стандартных АКПП

Если в комплектации автомобиля указывается аббревиатура АКПП, речь идет о традиционном автомате. Это достаточно старая, а потому надежная технология, которая сегодня у каждого производителя приобретает свой вид. Многие говорят, что японские машины всегда красивы, служат десятилетиями и не ломаются. Есть четырехступенчатые автоматы от Aisin – японская разработка, используемая практически на всех машинах бюджетного класса. Такая коробка не порадует вас ни динамикой, ни надежностью, ни другими важными положительными качествами. Основные существенные преимущества и недостатки, которые следует учитывать в контексте АКПП, следующие:

  • достаточно простая конструкция, отсутствие слишком дорогих и сложных в ремонте деталей;
  • стандартных сервисных процессов, которые не будут стоить владельцу непредсказуемо дорого;
  • удобное управление и не нужно привыкать к особенностям автомобиля;
  • повышенный расход топлива – один из важных недостатков всех современных АКПП;
  • часто на автомате момент переключения передач очень заметен, это вызывает некоторый дискомфорт;
  • очень дорогой ремонт в случае выхода из строя, но никак не дороже, чем восстановление других типов автоматических коробок;
  • отсутствие динамики и зачастую затухание потенциала двигателя из-за невозможности динамических настроек.

Конечно, вышесказанное относится не ко всем машинам. Стоит рассмотреть новую 8АКПП от Jeep, Toyota и Volkswagen, а также продукцию Range Rover. По конструкции они похожи друг на друга, но сильно отличаются от других АКПП мира. Эти машины полностью раскрывают потенциал силового агрегата, их переключения незаметны, а динамические характеристики просто великолепны. Настройки таких коробок передач очень гибкие, что позволяет производителям проводить отдельную доработку коробки передач под каждый отдельный двигатель. Но есть машины и других разработок с менее производительными характеристиками.

Роботизированные коробки – рассмотрим основные преимущества и недостатки

Сегодня роботы в ассортименте каждой крупной корпорации имеют свои имена и запатентованную формулу переключения передач. Фордовский PowerShift или фольксвагеновский DSG — в этих названиях содержится практически одна и та же технология. Большинство современных роботизированных коробок передач имеют по сути механическую коробку передач, а также привод, осуществляющий быстрое переключение передач. Конструкция дает как определенные преимущества, так и существенные недостатки техники, которые следует учитывать при покупке автомобиля:

  • Робот инициирует потребление меньшего количества топлива, чем простая машина; настроен на экономичную поездку без потери потенциала;
  • роботизированная коробка полностью раскрывает двигатель, его мощность и все основные возможности;
  • переключение почти незаметное, рывков нет, все происходит молниеносно;
  • ящики роботизированного типа адаптивны, их можно настроить для использования в любой комбинации;
  • стоимость такой коробки довольно высока, что открывает список недостатков данной технологии;
  • ремонт робота
  • – дорогостоящий и специфический процесс, который зачастую выполняется только профессионалами;
  • конструкция роботизированной коробки невероятно сложная, требует очень качественного обслуживания.

Несоблюдение правил эксплуатации роботизированной коробки станет достаточно большой проблемой для покупателя. Красивые современные названия и отличные технические характеристики машин с роботизированными коробками – это не преувеличение. Это на самом деле так, но за такие преимущества приходится немало платить. Стоимость обслуживания и эксплуатации такой коробки превзойдет ваши ожидания и заставит задуматься о смене машины на более доступный и практичный вариант. Однако это мнение субъективно, ведь многим автолюбителям нравится управлять машинами с роботами.

Что выбрать: автоматическую или роботизированную коробку?

Обладая определенной информацией о том, что и как функционирует в мире современных КПП, можно делать личные выводы. Для каждого водителя они будут разными. Если вы сомневаетесь, вы можете отправиться на тест-драйв двух похожих автомобилей с разными технологиями. Например, можно пройти тест-драйв Шкоды Рапид с базовым мотором и АКПП старого типа один за другим, а потом прокатиться на том же Рапиде с роботизированной коробкой передач DSG и турбированным двигателем TSI. Острые ощущения от путешествия станут основой для выбора вашей коробки. При выборе обратите внимание на следующие факторы:

  • динамика и комфорт поездки в автомобиле - для каждого покупателя эти моменты будут иметь разные критерии;
  • гарантия от производителя на ту или иную коробку – многие дают гарантию на двигатель и АКПП до пяти лет;
  • выявление важных критериев личных предпочтений по динамике, расходу топлива и другим факторам;
  • ощущений от тест-драйва автомобиля на различных коробках, в том числе и на механической версии;
  • готовность платить определенную цену за машину, которая сегодня стала дороже роботизированных коробок.

Важно не только выбрать класс самой коробки передач, но и понять, какую модель и какого класса эту коробку передач вы хотите видеть в своем автомобиле. Каждый производитель регулирует коробки передач и двигатели. Если раньше машина была для всех одинакова, то в нынешних условиях техника имеет индивидуальные особенности и огромное количество важных преимуществ в каждом отдельном случае. Концерны проводят собственные настройки и доработки техники, используют самые дорогие открытия и разработки и делают свои автомобили максимально современными и успешными. Предлагаем посмотреть видео о современных роботизированных коробках передач:

Подвести итоги

Сегодняшние особенности эксплуатации автомобилей чуть ли не вынуждают нас покупать автоматическую коробку передач. В пробках переоценить помощь такого технического узла в автомобиле невозможно. Да и вообще городской трафик заставляет часто переключать передачи на механике и получать от этого определенный дискомфорт. Купив надежный автомобиль с АКПП любого типа, вы снимете эти вопросы, но откроете другие спорные моменты в эксплуатации машины.
Робот и машина нуждаются в более качественном обслуживании и полном соблюдении периодичности смены смазочных материалов. Все особенности эксплуатации автомобиля говорят о том, что нужно индивидуально подходить к выбору модели коробки. А развитие современных технологий заставляет забыть о конструкции коробки, используемой в том или ином транспорте. Просто наслаждайтесь автоматическим переключением и наслаждайтесь покупкой. Какие типы машин вам нравятся больше?

Новый вопрос от читателя нашего автоблога

« Здравствуйте автор этого замечательного сайта. Меня зовут Марина. Читаю ваш блог почти каждый день, действительно стоящая информация, много интересного. Сейчас я выбираю себе машину и всегда с АКПП, но у меня есть варианты - автомат, робот и вариатор. Прочитал ваше сравнение автомата и вариатора, познавательно. Не могли бы вы написать больше о машине и роботе? Заранее спасибо! »

Да, интересный вопрос, давайте подумаем...

АКПП мы уже описывали в статье, . Тем не менее, быстрое напоминание. Automatic - автоматическая коробка передач (сокращенно АКПП). По своей конструкции он не имеет ничего общего с обычной механической коробкой передач (читайте статью), здесь переключение происходит благодаря двум основным частям, это гидротрансформатор и коробка передач. Гидротрансформатор заменяет сцепление, переключая скорость «автомата». Коробка передач находится в постоянном зацеплении со всеми парами шестерен. Благодаря такой конструкции он сам переключает скорости, в зависимости от оборотов двигателя. Также следует отметить, что передачи переключаются механически, а именно от впрыска давления масла. То есть электроники практически ноль. «Автомат» давно выпускается, поэтому очень хорошо изучен. Сделать это можно практически на любой СТО, даже не в дилерском центре. Плюсы и минусы автомата второй раз описывать не буду, читайте вариатор или автомат в статье.

Новейший тип АКПП (подробно читайте здесь).

Робот - это та же механическая коробка передач, имеющая блок управления, расположенный непосредственно на самой коробке передач. Этот блок управления заменяет и сцепление, и функцию переключения передач, но переключения здесь происходят как в простой механике, просто человек не вмешивается в процесс. Этот блок, по сути, представляет собой роботизированный узел. Отсюда и название бокс-робот. До широкого использования электроники роботы использовали гидроприводы, теперь гидроприводы заменены сервоприводами (электронными компонентами).

Теперь в нашей статье поговорим о плюсах и минусах «робота».

плюсы

1) Это та же механика, поэтому и конструкция проще, чем у "автомата"

2) Расход масла меньше, чем у автомата. «робот» 2 — 3 литра, «автомат» 7 — 10 литров.

3) Ремонт проще и дешевле, чем ремонт машины.

4) Уровень расхода топлива, у автомобиля с роботом, на уровне механической коробки передач. А иногда и меньше.

5) Робот всегда поддерживает ручное переключение передач, как в МКПП. На машине это не всегда присутствует.

6) Робот полностью передает крутящий момент от двигателя на колеса, в отличие от машины.

Минусы

1) Передачи переключаются очень медленно, иногда интервал достигает 2 секунд.

2) У робота не очень стабильная передача, даже на двух одинаковых машинах будет работать по разному.

3) При работе робота часто встречаются рывки и толчки, даже при запуске автомобиля.

Честно говоря, при выборе автомата или робота я бы предпочел автомат, он более стабилен в работе, а сейчас есть автоматы на 6 и более передачах, которые по расходу топлива уже приближаются к механике и роботу. Робот, несмотря на все свои достоинства, остается темной лошадкой, просто не знаешь, чего ожидать, будет ли он нормально работать, или его будет тяжело тупить.

Выбор автомобиля - дело долгое и хлопотное. Ведь нужно определиться с классом, производителем, конкретной моделью. Перед многими автовладельцами встает еще один очень важный вопрос - какую коробку передач выбрать ? На данный момент выбор достаточно широк: альтернатива привычной механике — простейший автомат. Но уже давно на рынок вышли два принципиально разных варианта: робот и вариатор . И если о первых двух знает почти каждый мальчишка, то о последних вопросов довольно много . Выбор, конечно, должен основываться на личных предпочтениях и требованиях водителя, которому предстоит жать на педали и переключать передачи. У каждого автолюбителя свой стиль, свои приоритеты и цели, свой стиль вождения, что и определяет окончательный выбор. Например, суровый старт и гонки по дорогам (и бездорожью) не откажутся от обычного механическая коробка . Нажимает на педали «на автомате», не задумываясь о своих действиях. И никакой автомат или вариатор не позволят ему добиться желаемого результата. Но люди, которым надоело постоянно переключать передачи, попадая в пробки , с радостью откажутся от этой «правильной» автоматической коробки . Так что выбор между механикой и автоматом вполне очевиден. Но что делать с остальными вариантами? Как определить, что лучше: вариатор или автомат?

Вариатор или автомат: что надежнее?

Этот вопрос волнует многих водителей, ведь в случае поломки и необходимости ремонта автовладельцам придется отдать немалую сумму денег. Устранить проблему своими силами могут только опытные механики, профессионально занимающиеся ремонтом АКПП. Такая высокая трудоемкость работ естественно приводит к значительным затратам несоизмеримым с ценой ремонта МКПП. Но такой момент, как надежность, требует особого отношения. Для начала нужно определиться, что собой представляет вариатор, в чем его эксклюзивность.

Отличие вариатора от автомата

Привычная Автоматическая коробка передач   заметно упрощает жизнь водителю устраняя педаль сцепления и необходимость ручного переключения на новую передачу. Этим (далеко не самым приятным процессом) занимается умная электроника, поэтому автовладельцу остается лишь вовремя переключаться между нужными режимами, управлять педалью тормоза и газа. Тем не менее, передачи переключаются, количество ступеней начинается с четырех и может доходить до восьми. Переход между ними максимально плавный, но все же чувствуется.

Вариатор   имеет неограниченное количество «скоростей» Их просто невозможно сосчитать. Отличие вариатора от автомата прежде всего в том, что вариатор не имеет переключаемых передач . Передаточные числа меняются постоянно, так как конструкция состоит из двух шкивов , между которыми вращается ремень. Конечно, такое описание максимально упрощает реальное устройство этого сложного аппарата. Прочность ремня очень высокая, ведь он состоит из небольших металлических пластин и больше похож на цепь. В этом случае ни о каком переключении передач не может быть и речи. Вариатор самостоятельно выбирает оптимальное положение ремня , чем и объясняется быстрое изменение передаточного числа.

Если не знаете как отличить вариатор от автомата, то просто прокатитесь на машине . Переключение передач (даже самое плавное) будет чувствоваться. Особенно это заметно в момент набора скорости. А вот вариатор отличается невероятной плавностью хода без рывков.  Также можно заметить более быстрый набор скоростей, за счет того, что вариатору не нужно тратить время на переключение передач.

Сравнивать надежность этих устройств очень сложно. Стоит отметить тот факт, что вариатор управляется большим количеством различных датчиков , в результате вероятность выхода из строя значительно ниже. Но даже если хотя бы один датчик выйдет из строя, остальные могут последовать за ним. К тому же ремонт АКПП обойдется дешевле чем ремонт вариатора. Причин тому много, но главная из них – малое количество квалифицированных специалистов.

Чем робот отличается от автомата и вариатора?

Роботизированная коробка передач возвращает водителей к уже хорошо знакомой механической. Она очень похожа на свою предшественницу, но отличается тем, что компьютер берет на себя управление . Педали сцепления, конечно же, вы здесь тоже не найдете. Автомат и вариатор предполагают большее количество датчиков и вариантов электронного управления автомобилем. Если вы решили, что лучше робот или вариатор, то нужно исходить из конкретной ситуации. Например, водители привыкли к жесткому стилю вождения и управлению машиной, быстрому исчерпанию ресурсов робота . На узел сцепления уже ложится большая нагрузка, быстрый разгон и резкое торможение сломается . Однако ремонт такой коробки обойдется лишь немногим дороже механической.

Вариатор: плюсы и минусы

Можно выделить определенные преимущества и недостатки данного типа коробки передач. Некоторые из них субъективны, но другие заслуживают особого внимания при выборе автомобиля.

профи :

  1. Езда без рывков и ощущения переключения передач.
  2. Экономия топлива.
  3. Низкий уровень шума.
  4. Быстрое ускорение.

Минусы :

  1. Очень дорогой ремонт, малое количество специалистов, разбирающихся в данном типе редукторов.
  2. Много датчиков, контролирующих работу вариатора. Если один из них выйдет из строя, вся система может выйти из строя, что приведет к серьезным повреждениям.
  3. Вариатор редко устанавливается на автомобили с мощным двигателем.
  4. Вам понадобится специальная дорогая жидкость, которая подходит только для определенных марок автомобилей.

Также можно отметить тот факт, что вариатор не позволяет машине издавать рев на скорости. Электроника и электрика следят за состоянием автомобиля, не допуская высоких оборотов.

Все современные двигатели внутреннего сгорания недостаточно мощные и не приспособлены к значительным изменениям нагрузок при прямом приводе. Для адаптации тяги используются редукторы, позволяющие изменять скорость вращения в нужном диапазоне. В настоящее время все больше автомобилей оснащаются АКПП, и если различия между механикой и автоматом всем понятны, то разница между автоматом и роботом многих сбивает с толку.

Отличия АКПП от робота

Принципиальные отличия АКПП от робота заключаются в следующих конструктивных особенностях:

  1. Основное отличие в конструкции сцепления: в автомате используется гидротрансформатор, а в роботе сухое трение сцепление с одним или двумя дисками.
  2. Планетарные редукторы со сложным функционированием и управлением применяются в машинах-автоматах, выбор передаточного числа определяется блоком управления. В роботе, как и в механической коробке, передачи включены постоянно, а включаются специальными муфтами, использующими синхронизаторы для выравнивания угловых скоростей.
  3. Показатель эффективности робота намного выше, так как гидротрансформатор имеет более высокие механические потери, чем сухое сцепление.
  4. Машина имеет лучшую плавность хода и более высокий ездовой комфорт, но трансмиссия слишком дорога в ремонте, который могут сделать только обученные специалисты в сервисном центре. Ремонт роботизированной коробки по стоимости и сложности сравним с механической.

Особенности и принцип работы автоматической коробки передач

Основной особенностью автоматической коробки передач является наличие гидротрансформатора, выполняющего функцию плавного переключения скоростей, за что отвечает коробка передач. Если проводить аналогию с механической коробкой передач, то гидротрансформатор выполняет действия, аналогичные выжиму сцепления, обеспечивая плавное переключение передаточных чисел. Коробка передач машины тоже имеет ступени – 4, 5 или 6, при этом коробки с разным количеством ступеней будут иметь разные возможности.

Принцип работы АКПП следующий:

  1. Двигатель крутится с закрепленной на нем ведущей турбиной, она перемещает жидкость в картере, приводя в движение ведомую. Между ними нет механической связи, что позволяет им вращаться с разной частотой. На высоких скоростях гидротрансформатор остается заблокированным для экономии энергии.
  2. Усилие передается на первичный вал коробки, где с помощью шестерен изменяются передаточные числа. Муфты входят в зацепление с нужными секциями, обеспечивая оптимальную работу двигателя. Ударные нагрузки и рывки компенсируют пробуксовку обгонной муфты на лету.
  3. Сцепление управляется гидравлической системой. Гидравлический привод сжимает определенные муфты, приводя в действие связанные с ним шестерни.
  4. Давление масла обеспечивается специальным гидравлическим насосом. Гидравлические приводы управляются золотниками, которые перемещают соленоиды.

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач

Автоматическая коробка передач в силу конструктивных особенностей имеет определенные преимущества:

  1. Обеспечение легкого управления автомобилем без необходимости выжима сцепления, переключения передач и плавного старта. Это обеспечивается автоматикой, позволяющей водителю сосредоточиться на дороге.
  2. Гидротрансформатор не может быть быстро отключен из-за неопытности водителя, так как это может произойти со сцеплением на механической коробке передач.
  3. Автомат не создает сильных нагрузок на двигатель, как на механике. Передаточные числа меняются без лишнего увеличения скорости, тем самым продлевая срок службы двигателя.
  4. При использовании гидротрансформатора нагрузка на ходовую часть ниже по сравнению с другими типами трансмиссий.
  5. Наличие системы пассивной безопасности, при которой автомобиль, стоящий на склоне, не может перевернуться.
  6. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач отличается меньшим расходом топлива.

АКПП имеет следующие недостатки:

  1. По сравнению с механической или роботизированной коробкой передач нет высокой динамики разгона.
  2. Значительный расход топлива, особенно на четырехступенчатой ​​коробке передач.
  3. Снижение КПД из-за значительных потерь мощности, которые идут на работу гидротрансформатора.
  4. Высокая стоимость агрегата и его обслуживания, что негативно сказывается на стоимости всего автомобиля.
  5. Возможен откат при начале движения с места на склоне.
  6.   при неправильном использовании.

Особенности и принцип работы роботизированной коробки

Роботизированная коробка передач (робот), устанавливаемая на обычные автомобили, представляет собой механическую коробку передач с автоматическим (электрическим или гидравлическим) управлением. Переключение скоростей в таком устройстве осуществляется с помощью автоматики. В автомобиле отсутствует традиционная педаль сцепления, так как она отключается автоматически в момент переключения передач. В некоторых автомобилях наряду с автоматом предусмотрено и ручное переключение передач.

Алгоритм работы коробки следующий: после запуска двигателя при нажатом тормозе селектор переводится в нужное положение. Привод сцепления отключает трансмиссию, и коробка передач включает нужную передачу. Водитель бросает педаль тормоза и плавно нажимает на педаль акселератора, автомобиль начинает движение, а дальнейшие изменения происходят автоматически. Ящик управляется процессором по выбранному алгоритму. Водитель может мешать работе коробки.

На спортивные автомобили, участвующие в гонках, устанавливается более совершенная версия робота. В его конструкции предусмотрено две системы сцепления, каждая из которых отвечает за свою трансмиссию.

Благодаря двойному сцеплению скорость переключения передач максимальная, что очень важно для спортивных гонок.

Преимущества и недостатки роботизированной коробки

По сравнению с автоматом, роботизированная коробка передач имеет меньше преимуществ из-за того, что система еще достаточно сырая и не доведенная до совершенства. Сильные стороны робота проявляются в следующем:

  1. Большая экономия топлива по сравнению с автоматическими коробками передач.
  2. Высокая надежность зубчатого механизма.
  3. Робот дешевле в производстве и обслуживании, потребляет меньше масла (в среднем в два раза), чем автомат.
  4. Двукратное увеличение срока службы сцепления по сравнению с механической коробкой передач.
  5. Меньший вес коробки по сравнению с автоматом, ее высокая ремонтопригодность.
  6. Более высокая динамика, возможность ручного переключения скоростей в полуавтоматическом режиме, что актуально на бездорожье, в гору или в пробке.

Слабые места роботизированной коробки передач:

  1. При переключении передач возможны рывки.
  2. Заметная задержка между включением передачи и началом ее использования.
  3. В отличие от машины, при остановке автомобиля необходимо перевести рычаг в нейтральное положение.
  4. Каждый промах во время движения интенсивно расходует ресурсы ящика. Эксплуатация автомобилей с данным типом трансмиссии желательна только на твердых покрытиях.
  5. При начале движения происходит откат.

Что выбрать: робот или вариатор

Вариатор и робот две новые и достаточно перспективные разработки в области автоматических трансмиссий. Один вроде автомат, другой механика. Что лучше вариатор или робот? Сделаем сравнительную характеристику обеих трансмиссий, определим их достоинства и недостатки и сделаем правильный выбор.

Все об устройстве вариатора

Вариатор — разновидность автоматической коробки передач. Он предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и плавного изменения передаточного числа в фиксированном диапазоне.

Часто в технической документации на автомобиль можно встретить аббревиатуру CVT как обозначение коробки передач. Это и есть вариатор, в переводе с английского — «трансмиссия с постоянно изменяющимся передаточным отношением» (Continuously Variable Transmission).

Основная задача вариатора - обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.

Управление вариатором практически аналогично управлению автоматической коробкой передач, за исключением бесступенчатого изменения крутящего момента.

Кратко о типах вариаторов

  1. Вариатор клиноременный. Он получил наибольшее распространение. Этот вариатор состоит из ремня, натянутого между двумя скользящими шкивами. Принцип работы клиноременного вариатора заключается в плавном изменении передаточного отношения за счет синхронного изменения радиусов контакта шкивов и клинового ремня.
  2. Цепной вариатор. Реже. Здесь роль ремня играет цепь, передающая тянущее, а не толкающее усилие.
  3. Тороидальный вариатор. Также достоин внимания тороидальный вариант трансмиссии, состоящий из дисков и роликов. Передача крутящего момента здесь осуществляется за счет силы трения роликов между дисками, а изменение передаточного числа происходит за счет перемещения роликов относительно вертикальной оси.

Детали коробки передач вариатора дорогие и труднодоступные, да и сама коробка передач будет недешевой, и с ее ремонтом могут возникнуть проблемы. Самым дорогим вариантом будет тороидальная коробка, для которой требуется сталь высокой прочности и высокая точность обработки поверхностей.

Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач

В тексте уже упоминались как положительные, так и отрицательные стороны вариатора. Для наглядности приведем их в таблицу.

501501501 501 501 501 501 101101101101101501 101501 1501101501 150110110110110110110110110110110110110110. используя весь потенциал двигателя
Преимущества Недостатки
1. Грудное движение автомобилей, беспрепятственное ускорение 1. Высокая стоимость коробки и его ремонта, дорогостоящие посадки и масло
2. Непригодность для больших нагрузок и тяжелых дорожных условий
3. Простота и меньший вес коробки по сравнению с классической АКПП 3. «Эффект задумчивости» при переключении передач (хотя, в сравнении с роботом вариатор меньше "тормозит")
4. Возможность движения на максимальном крутящем моменте двигателя 4. Ограничения по установке на автомобили с двигателями большой мощности

Чтобы устройство не подвело водителя во время работы, необходимо соблюдать следующие условия:

  • следить за уровнем масла в трансмиссии и вовремя его менять;
  • не нагружать кузов в холодный зимний период в начале движения, при буксировке автомобиля и при движении по бездорожью;
  • периодически проверять разъемы и проводку блока на наличие обрывов;
  • следить за работой датчиков: отсутствие сигнала от любого из них может привести к некорректной работе коробки.

Бесступенчатая трансмиссия — это новая и еще не оптимизированная система трансмиссии, которая имеет много недостатков. Несмотря на это, разработчики и дизайнеры пророчат ей большое будущее. Вариатор — самый простой тип трансмиссии как по техническому устройству, так и по принципу действия.

Несмотря на очевидные преимущества, обеспечивающие экономию топлива и комфорт при вождении, вариаторы сегодня применяются редко и, в основном, в легковых автомобилях или мотоциклах. Посмотрим, как обстоят дела с роботом.

Роботизированная трансмиссия

Роботизированная коробка передач ( робот ) — механическая коробка передач, в которой автоматизированы функции переключения передач и управления сцеплением. Эту роль выполняют два привода, один из которых отвечает за управление механизмом переключения передач, второй за включение и выключение сцепления.

Робот сочетает в себе преимущества механической коробки передач и автомата. Он сочетает в себе ездовой комфорт (от автомата), а также надежность и экономию топлива (от механики).

Устройство и принцип работы робота

Основными элементами, из которых состоит роботизированная коробка передач, являются:

  • Механическая коробка передач;
  • сцепление и привод сцепления;
  • привод переключения передач;
  • Блок управления.

Принцип работы робота практически не отличается от функционирования обычной механики. Отличие заключается в системе управления. Это осуществляется в роботе с помощью гидравлического и электрического приводов. Гидравлические элементы обеспечивают быстрое переключение, но требуют дополнительных ресурсов. В электроприводах, наоборот, затраты минимальны, но при этом возможны задержки в их работе.

Роботизированная трансмиссия может работать в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. В автоматическом режиме электронное управление создает определенную последовательность управления коробкой. Процесс основан на сигналах от входных датчиков. В полуавтоматическом (ручном) режиме передачи переключаются последовательно с помощью рычага переключения передач. В некоторых источниках роботизированную трансмиссию называют «секвентальной коробкой передач» (от латинского secensum — последовательность).

Преимущества и недостатки робота

Роботизированная коробка передач содержит в себе все преимущества автомата и механики. Однако нельзя сказать, что он лишен недостатков. К таким недостаткам можно отнести:

  1. Сложности адаптации водителя к КПП и непредсказуемость поведения робота в сложных дорожных условиях.
  2. Неудобная городская езда (резкие старты, рывки и толчки при переключении передач держат водителя в постоянном напряжении).
  3. Также возможен перегрев сцепления (во избежание перегрева сцепления необходимо на остановках включать "нейтральный" режим, что, само по себе, тоже утомительно).
  4. "Задумчивый эффект" при переключении передач (кстати у вариатора тот же минус). Это не только раздражает водителя, но и создает опасную ситуацию при обгоне.
  5. Невозможность буксировки, что также присуще вариатору.
  6. Возможность откатить машину назад на крутом склоне (с вариатором это невозможно).

Из вышесказанного делаем вывод, что роботизированной коробке передач еще далеко до комфорта автомата. Переходим к положительным сторонам роботизированной трансмиссии:

  1. Низкая стоимость по сравнению с тем же автоматом или вариатором.
  2. Экономичный расход топлива (тут механика даже уступает, но вариатор в этом плане лучше: плавное и бесступенчатое переключение передач экономит больше топлива).
  3. Жесткое соединение двигателя с ведущими колесами, благодаря которому можно вывести автомобиль из заноса или затормозить двигателем с помощью газа.

Робот с двумя сцеплениями

Из-за многочисленных недостатков, присущих роботизированной коробке передач, разработчики решили пойти дальше и все-таки реализовать идею создания коробки передач, сочетающей в себе все достоинства автомата и механики.

Так родился робот с двойным сцеплением, разработанный Volkswagen. Он получил название DSG (Direct Shift Gearbox), что в переводе с английского означает «коробка передач с синхронизированным переключением». Преселективная трансмиссия — другое название второго поколения роботов.

Коробка оснащена двумя дисками сцепления: один включает четные передачи, другой - нечетные. Обе программы всегда включены. Во время движения автомобиля один диск сцепления всегда готов, а другой находится в закрытом состоянии. Первая включит передачу, как только вторая отключится. В результате переключение передач практически мгновенное, а плавность работы сравнима с работой вариатора.

Коробка с двойным сцеплением имеет следующие характеристики:

  • она экономичнее машины;
  • удобнее, чем простая роботизированная коробка;
  • передает больший крутящий момент, чем вариатор;
  • обеспечивает такую ​​же жесткую связь между колесами и двигателем, как и механика.

С другой стороны, стоимость этой коробки будет выше стоимости механики, а расход выше, чем у робота. С точки зрения комфорта все же выигрывают вариатор и автомат.

Делайте выводы

Чем отличается вариатор от робота, и какая из этих коробок передач все же лучше? Вариатор — это разновидность АКПП, а робот все же ближе к механике. Именно исходя из этого стоит делать выбор в пользу той или иной коробки передач.

Предпочтения в отношении трансмиссии обычно исходят от самого водителя и основываются на его требованиях к автомобилю, а также его манере вождения. Ищете комфортные условия вождения? Тогда выбирайте вариатор. Вы ставите на первое место надежность и способность ездить в сложных дорожных условиях? Ваш выбор, безусловно, робот.

Выбирая автомобиль, водитель должен лично "протестировать" оба варианта коробок. Следует помнить, что и у робота, и у вариатора есть свои преимущества и недостатки. Определиться с выбором также поможет цель, для которой планируется использовать автомобиль. В спокойном городском ритме вариатор будет предпочтительнее робота, который просто не «выживет» в бесконечных пробках. За городом, в сложных дорожных условиях, при езде на высоких скоростях или при спортивном вождении робот предпочтительнее.

Вопросы и ответы:

Что лучше вариатор или классический автомат? Это не для всех. Дело в том, что вариатор обеспечивает плавное бесступенчатое переключение передач (точнее, скорость в нем всего одна, но передаточное число меняется плавно), а автомат работает в ступенчатом режиме.


Learn more