Как правильно притереть клапана на ваз
Как правильно притереть клапана на автомобилях ВАЗ (классика)
Автор Павел Александрович Белоусов На чтение 5 мин. Просмотров 1.2k.
Содержание
- Определение состояния клапанов
- Как правильно притереть — процесс выполнения работ
- Видео: Альтернативный вариант — ручная (без дрели) притирка клапанов
Для стабильной работы двигателя и адекватного расхода бензина, требуется четкая работа его составляющих, и клапана не исключение. Они должны четко, и главное вовремя, открываться и закрываться, и плотно сидеть в седлах и обеспечивать герметичность при работе поршней.
После прохождения мотором нескольких сотен или даже десятков тысяч километров на клапанах образовывается нагар, поэтому они неплотно сидят в седлах и не обеспечивают полной герметичности камер сгорания, что приводит к потере мощности и лишнему расходу топлива.
В таких случаях приходится применять процедуру притирки клапанов. На автомобилях импортного производства (дорогих), эту процедуру проводят высококлассные специалисты (на СТО). А на недорогих машинах отечественного производства, таких, как ВАЗ (классика), подобную процедуру проводят в гаражных условиях самостоятельно, что сэкономит семейный бюджет. Из «сложных» инструментов нужна дрель.
Определение состояния клапанов
Чтобы определить состояние клапана без полной разборки головки блока цилиндров, нужно визуально определить, пропускает он или нет. Для этого надо на снятой головке посмотреть на тарелку клапана (его цвет), он должен быть однородного, чаще коричневого цвета. Если в каком-то месте между седлом клапана и тарелкой нет полного прилегания, то в этом месте будет черный нагар.
Это касается выпускных клапанов, впускные прогорают крайне редко, так утверждают многие автолюбители.
Как правильно притереть — процесс выполнения работ
Начинается процесс притирки с рассухаривания клапанов. Сначала подкладываем под тарелку клапана предмет, который служит упором для него.
Чтобы облегчить процесс запоминания и гарантировано исключить ошибку при установке рокеров, опытные автолюбители рекомендуют снимать и притирать клапана по одному.
Популярный способ снятия клапанов – с помощью специального съемника (приобретают в автомагазине или на авторынке), но иногда сухари на конусе прилипают и сразу не снимаются. В этом случае, по утверждению опытных «Кулибиных», можно взять подходящую по диаметру трубку и, приставив ее к верху клапана (сухарику), слегка «тюкнуть» молотком. Легкий удар срывает сухарь, если тот залип, и облегчает процесс снятия клапана съемником.
После снятия пружины вытягиваем клапан из седла и визуально осматриваем. После долгой работы, даже если он не прогорел, все равно на нем есть нагар, поэтому проводим притирку клапанов.
Для этого понадобится специальный притирочный порошок или паста (Permatex® Valve Grinding Compound, паста ГОИ, ВПМ- Авто, М-14 – М-40, и т. д). Пасты применяют сразу, а порошки разводят моторным маслом, при этом получается вязкая субстанция, которая наносится на фаску клапанной тарелки. Пасты и порошки имеют разную величину зерна: крупнее — для первичной притирки, мельче — для финальной.
Намазав фаску седла пастой или разведенным порошком, вставьте его обратно в седло, слегка прижмите и проверните, чтобы паста равномерно распределилась по фаске тарелки и попала на седло. После этого с обратной стороны ГБЦ к штоку клапана присоедините патрон дрели или шуруповерта (дрель лучше, потому что у нее большее чисто оборотов).
Важно! Ни в коем случае не перекашивайте дрель, чтобы притереть клапана правильно. Лучше осторожно тянуть дрель вверх пальцами, упираясь ими в районе патрона, и придерживая ее за ручку.
Сначала дрель должна некоторое время поработать в одном направлении, потом переключите в противоположную сторону (включить реверс).
После нескольких минут работы в каждую сторону ( по 1 минуте в каждую сторону), клапан достают и осматривают. Результат видно невооруженным глазом, седло клапана блестит или имеет матовый серый цвет. Если остаются вкрапления или пятна, процедуру повторите, нанеся финишную пасту. Тоже касается и седла, если оно имеет вкрапления, раковинки или неоднородный цвет, притирку повторяют.
Если клапан правильно притёрт к седлу, его устанавливают на место, предварительно заменив сальник на новый.
Важно! Сальники клапанов менять ОБЯЗАТЕЛЬНО! Это одноразовая деталь. Иначе вся работа пойдет насмарку, клапан будет свободно чувствовать себя в седле, не даст полноценной герметизации, и по нему будет попадать масло в цилиндры.
Сальник снимается при помощи пассатижей. Ими захватывают сальник и, проворачивая его из стороны в сторону, извлекают из паза. Главное — нельзя бить по направляющей втулке, чтобы ее не повредить.
Когда старый сальник снят, ставим новый. Для этого рекомендуют вставить клапан в седло, чтобы он послужил направляющей и облегчил процесс установки. Новый сальник одевается на шток клапана, берется трубка подходящего диаметра, и легким постукиванием молотка по трубке ставим сальник на место. То, что сальник стал на место, определяем по звуку. Сначала он слышен только в районе сальника, а после того как тот станет на место, звук начнет распространяться по всей ГБЦ.
Не стоит забывать, что и в торце штока образуется выработка, которую обязательно убираем. Если ее оставить, то мотор работает с перебоями. Сточить ее можно легко, например, на точильном станке, главное, чтобы поверхность торца штока была ровной (допускается даже слегка выпуклая).
Засухарив клапан, переходим к следующему. Процесс засухаривания несложен, даже если нет специального съемника, воспользуйтесь рожковым ключом, но тогда понадобится посторонняя помощь. Один человек прижимает рожковым гаечным ключом пружину, а другой устанавливает сухарик.
Тщательно вытерев торец клапана и рокер от пыли, грязи и механических частиц, собираем узел, устанавливаем рокер, зафиксировав пружиной. Переходим к следующему клапану, соблюдая ту же последовательность в работе.
После притирки проверяем – болтается клапан или нет? Причиной люфта клапана может быть либо выработка направляющей втулки, либо самого клапана. Если выработка на клапане, то это увидим невооруженным взглядом, и тогда стоит менять его, а если он в порядке, то меняем направляющую втулку.
Видео: Альтернативный вариант — ручная (без дрели) притирка клапанов
Печать
Реставратор для пластика и кожи 5 минут и салон авто как новый. | 1490 р. | |||
Набор для ремонта стекла Ремонт стекла авто своими руками. | 1690 р. | |||
Зеркало видеорегистратор Vehicle Blackbox DVR видеорегистратор + зеркало заднего вида + камера заднего вида | 1990 р. | |||
Зеркало - бортовой компьютер 12в1 - видеорегистратор, GPS-навигатор, | 1990 р. | |||
Авточехлы из экокожи Салон будет как новый! | 3990 р. |
Как притереть клапаны своими руками + видео работ в домашних условиях на ВАЗ » АвтоНоватор
Каждый владелец автомобиля марки ВАЗ, предпочитающий собственноручно заниматься ремонтом своего автомобиля, рано или поздно столкнётся с необходимостью притереть клапаны газораспределительного механизма. Вопрос для многих насущный и требующий внимательного изучения, после чего вполне можно будет справиться с задачей собственными силами, не прибегая к помощи автомастеров.
Содержание
-
1 Для чего нужно притирать клапаны
-
1.1 Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе
-
-
2 Когда пора задуматься о притирке
-
3 Как проверить клапаны ВАЗа на герметичность прилегания
-
4 Основные методы притирки
-
5 Притираем клапаны в домашних условиях
-
5. 1 Видео: притирка клапанов вручную без инструментов
-
-
6 Берём в руки шуруповёрт
-
6.1 Притирка клапанов со стороны камеры сгорания
-
6.2 Как притереть клапаны сверху
-
6.3 Видео: как притереть клапаны дрелью
-
-
7 Нюансы, о которых стоит знать
-
8 Проверка качества выполненной работы
-
8.1 Небольшое отступление о притирочных пастах
-
Для чего нужно притирать клапаны
Приведённые ниже способы решения задачи ориентированы в большей мере на владельцев ВАЗовской классики (ВАЗ 2101–2106), но и в случае с моделями ВАЗ 2108–2109 процесс мало чем будет отличаться. Во многих пунктах он вообще универсален.
Чаще всего с необходимостью притирки клапанов сталкиваются при капитальном ремонте двигателя. Заменены поршневые кольца с прокладками, установлены прочие важные компоненты, так что теперь самое время проверить клапаны на герметичность: так выявляется необходимость их притирки.
Следует также помнить, что эта процедура будет нелишней и при проведении иных ремонтных работ. В частности, тех, при которых происходит демонтаж блока цилиндров. Всегда лучше перестраховаться.
Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе
Одной из важнейших качественных характеристик работы мотора является наличие в камерах сгорания цилиндров рекомендуемого производителем уровня компрессии. Зависит эта характеристика от:
- степени износа самого цилиндра, его поршневых колец, а также поршня;
- качества и целостности уплотняющей прокладки, находящейся между ГБЦ и непосредственно блоком цилиндров;
- насколько плотно впускные клапаны, а вместе с ними и выпускные прилегают к своим посадочным сёдлам во избежание пропуска газов через зазоры.
В идеале во всех цилиндрах компрессия должна быть на одном уровне. А так как износ компонентов поршневой группы практически одинаков, то факт обнаружения в цилиндрах отличной друг от друга компрессии может свидетельствовать о плохой работе клапанов.
По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя: если в цилиндах она неодинакова, пора притирать клапаны
Когда пора задуматься о притирке
Признаки появления неисправности может заметить даже начинающий автолюбитель:
- двигатель начинает «троить»;
- мотор машины работает неравномерно;
- обрастание нагаром свечей;
- пониженный уровень компрессии.
Сам же процесс притирки состоит в том, что рабочая область клапана на тарелке притирается к своему посадочному седлу.
Как проверить клапаны ВАЗа на герметичность прилегания
Опытные автомеханики рекомендуют проверять герметичность соединения следующим образом:
- Для начала головка блока цилиндров переворачивается таким образом, чтобы камеры сгорания смотрели вверх.
- Затем берётся шприц и впрыскивается немного солярки или керосина (лучше — керосина) в каждую из камер.
- Если при закрытом клапане жидкость начинает убывать, то делается вывод о том, что клапан к своему седлу прилегает недостаточно плотно.
Основные методы притирки
Притирать клапаны можно с использованием специализированного оборудования или подсобного инструмента:
- Первым вариант — использование автоматизированного станка. В этом случае даже притирки как таковой нет: просто нарезается фаска клапана и седла, чем обеспечивается максимально жёсткая центровка и точность сопряжения. На выходе получаем высокопрочный профиль, способный обеспечить отличную работу мотора.
Автоматизированный процесс притирки клапанов на станке
Специальный ключ для ручной притирки клапанов упростит ручную работу
Притираем клапаны в домашних условиях
Чтобы провести работу быстро и получить качественный результат, необходимо соблюдать такую последовательность действий:
- Разобранная ГБЦ устанавливается на верстак и надёжно закрепляется.
- Нужный клапан размещается на своём месте, а в инструменте фиксируется его стержень.
- На контактную зону клапана со своим седлом наносится слой притирочной пасты.
- Затем клапан размещается таким образом, чтобы полностью отсутствовали просветы.
- Делаются круговые движения по часовой стрелке и против.
- Спустя некоторое время клапан переворачивается, новым слоем наносится абразивная паста и возобновляется вращение.
- Процесс притирки продолжается до тех пор, пока на седле клапана и его тарелке не образуется матовая однородная полоска толщиной 1,5–2,0 миллиметра.
Видео: притирка клапанов вручную без инструментов
Метод сам по себе довольно утомительный. Зато позволяет полностью контролировать процесс притирки и отслеживать получаемый результат.
Берём в руки шуруповёрт
Так как далеко не все располагают нужным количеством свободного времени, терпения и усидчивости, народными умельцами был внедрён ещё один метод с использованием шуруповёрта.
Ещё часто рекомендуют дрель, но у её патрона значительно выше обороты вращения, что не лучшим образом может сказаться на итоговом результате. Так что если всё же останавливаться на дрели, то брать нужно инструмент с возможностью регулировки оборотов и функцией реверса. Притирать клапаны в данном случае можно либо через камеры сгорания, либо просто сверху.
Притирка клапанов со стороны камеры сгорания
Работа выполняется в такой последовательности:
- Первым делом изготовливаются из металла небольшие сплошные шайбы диаметром чуть меньше, чем у клапанных тарелок. По центру этих шайб прорезаются отверстия, как для плоской отвёртки.
- Используя расплавленный битум (или его аналоги), шайбы с прорезями прикрепляются на тарелки клапанов.
- ГБЦ переворачивается камерами сгорания вверх, ставится на своё место необходимый клапан и на притираемый участок наносится слой пасты.
- В патрон дрели крепится стержень с окончанием, как у плоской отвёртки.
- Плоское окончание стержня вставляется в разрез шайбы и на малых оборотах дрели начинается притирка клапана.
- В каждую сторону клапан проворачивается около десяти раз. Надо также помнить, что при изменении направления вращения следует заново наносить абразивную пасту.
- После процедуры на клапан цепляется его пружина.
- Снять шайбу с клапана можно путём его нагрева.
- Оставшийся битум удаляется растворителем, бензином или схожими средствами.
Как притереть клапаны сверху
Весь процесс практически полностью идентичен методу вручную. Главное отличие здесь в том, клапан вращается при помощи инструмента. Кое-кто стержень клапана напрямую крепит в патроне дрели, но для большей эффективности и безопасности в патрон лучше вставить стержень диаметром близким с таковым у стержня клапана. Затем берётся примерно 10-сантиметовый отрезок резиновой трубки и с её помощью соединяются упомянутые стержни. Для пущей надёжности следует резиновую трубку обжать на концах хомутами.
Минимально-необходимый инструмент для притирки клапанов дрелью
Видео: как притереть клапаны дрелью
Нюансы, о которых стоит знать
Опытному ремонтнику приведённые ниже советы могут показаться излишнимися, но начинающему мастеру стоит обязательно запомнить следующее:
- Все рокеры (стоящие на клапанах кулачки) лучше сразу не снимать. Необходимо, чтобы каждый клапан получил обратно свой же рокер. Во время работы двигателя кулачок распредвала и соответствующий ему рокер притираются и если их «разлучить», то могут появиться неприятные щелчки при работе клапанов, несмотря на то, что они перед этим были как следует отрегулированы.
- И также надо понимать, что каждый клапан должен вернуться на своё место. Менять их местами даже после притирки будет не самой лучшей идеей.
- В работе можно использовать различные абразивные пасты. Начать можно с самых крупных и закончить самыми мелкими. Это позволит улучшить получаемый результат.
- Для лучшего прилегания на финишном этапе иногда предлагается использовать машинное масло.
Притирка клапанов осуществляется с использованием различных абразивных паст
Проверка качества выполненной работы
Проверить, насколько герметично прилегают клапаны можно, как уже говорилось вначале, при помощи керосина. Это самый распространённый метод. Клапаны собираются, на них устанавливаются пружины, затем блок головок переворачивается так, чтобы камеры сгорания смотрели вверх. После этого головка цилиндра, где надо проверить притёртые клапаны, заполняется керосином. Если по прошествии 10–15 минут протечек не произошло, то можно переходить к притирке следующих «клиентов».
Не менее надёжным будет использование вакуум-тестера. Прибор подключается к отверстиям со стороны впускного и выпускного коллекторов. Если показания манометра ниже необходимых, значит, плотность прилегания клапанов недостаточна и нужно повторить их притирку.
Есть ещё метод с применением карандаша. Для этого на рабочую кромку седла клапана вдоль всей окружности наносятся линии. Следующим шагом будет установить клапан на своё место, прижать его и провернуть пару раз по часовой стрелке и обратно. После этого достаём клапан и смотрим на сделанные карандашом отметки. Всё в порядке, если линии исчезли и поверхность закрасилась равномерно. При наличии неровностей притирку следует продолжить.
Наглядное сравнение притёртого и непритёртого клапанов
Небольшое отступление о притирочных пастах
Как ни притирай клапаны, но нужно ещё понимать, что двигатель автомобиля всё равно «доведёт их под себя». Можно потратить кучу времени и сил, добиваясь идеального результата, а после запуска мотора (спустя несколько часов) герметичность клапанов станет хуже. А можно всё небрежно и по-быстрому сделать, а через некоторое время плотность прилегания клапанов только улучшиться.
В итоге окажется, что двигатель приработал клапаны до некоего своего «удобного» состояния. Вследствие этого бытует мнение, что возня с разными пастами и прочей финишной доводкой до идеального результата является не чем иным, как пустой тратой времени.
Вовремя и правильно проведённая притирка клапанов обеспечит чёткую и выверенную работу двигателя. При капитальном ремонте эта процедура одна из обязательных к исполнению. Задача не является особо сложной, кроме того, всегда можно обратиться за советом к более опытным товарищам или мастерам.
- Автор: Александр Черноморченко
- Распечатать
Приветствую! Зовут меня Александр. Мне 34 года. По образованию - инженер морского транспорта.
Оцените статью:
(15 голосов, среднее: 4. 8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Adblock
detector
Момент затяжки ГБЦ ВАЗ-2112 (16 клапанов): схема
Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2112 (16 клапанов) очень важен, так как при неравномерной установке головки деформируются. Это приводит к тому, что при разборке нужно будет сточить не менее 2 мм с поверхности головного устройства. При соблюдении всех моментов затяжки точить головку не нужно, а если и хотят делать, то не более четверти миллиметра.
Конструкция головки
В 16-клапанном двигателе используется головка блока цилиндров, которая имеет следующие элементы:
- Два распределительных вала. Это пять столбов, отлитых из железа, каждый на 8 кулачков. Заменить впускной распределительный вал выпускным (и наоборот) невозможно.
- 16 клапанов. Устанавливаются на направляющие втулки.
- Непосредственно на головку блока устанавливаются седла , которые соприкасаются с тарельчатыми клапанами.
- Гидрокомпенсаторы в количестве 16 шт.
Распредвалы устанавливаются на опоры головки блока цилиндров. Соблюдение момента затяжки ГБЦ ВАЗ-2112 (16 клапанов 1,5 л) позволяет обеспечить нормальную работу двигателя. Это также позволит вам избежать дорогостоящей фрезеровки поверхности после очередного снятия головки.
Подготовка к замене прокладок ГБЦ
При снятии головки обязательно замените прокладку – используйте ее повторно, так как это приведет к пробою диэлектрика. Также его необходимо менять, если обнаружены течи антифриза или моторного масла в местах соединения блока и головок. Часто протечки являются результатом повреждения головки из-за перегрева. При несоблюдении момента затяжки болтов головки ВАЗ-2112 (16 клапанов) возможно повреждение прокладки и утечка жидкости.
Подготовительные работы перед заменой прокладки:
- Отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
- Установите поршень первого цилиндра в положение, соответствующее верхней мертвой точке.
- Полностью слейте систему охлаждения – для этого сначала снимите пробку в нижней части радиатора, затем блока цилиндров.
- Обязательно сбросьте давление в топливной системе – в этой рампе есть специальный штуцер.
- Снимите гайки, крепящие переднюю трубу к выпускному коллектору.
- Снимите термостат.
- Открутить гайку крепления кронштейна к патрубку жидкостного насоса.
- Ослабьте гайку крепления кронштейна к коллектору (выходному). Затем отведите его в сторону, чтобы он не мешал работе.
- Отсоедините колодки проводов от датчика масла и доработайте моторы ВАЗ-2111. Необходимо открутить или ослабить гайки, крепящие опору и опорные кронштейны.
Снятие головного устройства
Рекомендуем
Как работает задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?
Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом много...
Расход масла в двигателе. Шесть причин
Вряд ли можно найти автомобилиста, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двигателе...
Как устроена выхлопная система?
Выхлопная система предназначена для удаления продуктов сгорания из двигателя и вывода их в окружающую среду. Также должно быть обеспечено снижение шумового загрязнения до допустимых пределов. Как и любые другие сложные устройства, данная система состоит из семи...
После подготовительных работ необходимо произвести полное снятие головки. Для этого выполняются следующие манипуляции:
- Отсоединяем белый разъем от датчика CKP, на него нужно будет нажать пластиковую защелку.
- Снимите пластиковую декоративную панель и металлическую крышку с головного устройства.
- Снимите ремень ГРМ. Для этого откручиваем гайку натяжного ролика и снимаем его полностью.
- Шкив распределительного вала зафиксировать отверткой – стараться не проворачивать.
- Выверните болт крепления распределительного вала и полностью снимите его.
- Аналогично снимается и второй распредвал.
- Открутите десять болтов крепления головки к блоку.
После этого можно полностью снять ГБЦ. Момент затяжки ГБЦ ВАЗ-2112 (16 клапанов) под турбиной такой же, как и без нее.
Особенности системы клапанов
На автомобиле ВАЗ-2112 конструкция клапанов очень похожа на применяемые в моторах модификации ВАЗ-2110. У них только диаметр стержней и пластин чуть меньше. Размеры:
- Диаметр тарелки впускного клапана 29 мм, шток 6975 мм.
- Клапан выпускной - пластина диаметром 25,5 мм, шток 6965 мм.
На каждой пружине клапана ее длина без нагрузки - 38,19 мм. При нагрузке 240 ньютонов она уменьшается до 32 мм. Если воздействовать на пружину с нагрузкой 550 ньютонов, ее длина уменьшается до 24 мм.
Гидрокомпенсаторы
Приводные клапаны с помощью кулачков на распределительных валах и гидрораспределителей. Эти элементы располагаются внутри направляющих отверстий. С помощью гидротальцита получается автоматически устранять зазоры в клапанном механизме. Поэтому при эксплуатации автомобиля не требуется проводить регулировку тепловых зазоров клапанов.
Чтобы гидроталкит работал в штатном режиме системы смазки, подается масло нима. Он подается по специальным каналам в блоке цилиндров и головке блока цилиндров. Масло проходит по этим каналам и смазывает шейки распределительных валов. Канал имеет клапан, через который масло не сливается сверху после выключения двигателя. Это позволяет поддерживать вашу систему в обычном режиме до полной остановки.
Распредвалы
При ремонте головки необходимо проверить состояние распредвалов. При сборке следуйте инструкции и соблюдайте момент затяжки ГБЦ ВАЗ-2112 (16 клапанов). На «приору» будет установлен мотор – он достаточно мощный, имеет отличные характеристики и не требует частого обслуживания. Два распределительных вала приводят впускной и выпускной клапаны.
Распредвалы вращаются в специальных гнездах, которые находятся непосредственно в головке. Отличие распредвалов в том, что на впуске есть небольшой выступ. Находится возле первой опоры. Для предотвращения осевого смещения имеются упорные ребра – они есть по обеим сторонам опоры в передней части. Впереди на обоих распределительных валах установлены сальники камподимального типа.
Как отремонтировать
Для того, чтобы отремонтировать голос устройства, вам необходимо иметь следующие инструменты:
- Устройство для сжатия клапанных пружин. Можно использовать как «магазинный», так и самодельный. Главное, чтобы было удобно работать.
- Приспособление для колесных вентилей колпачков.
- Оправка для установки колпачков.
- Ключ на «10», шестигранники, пинцет и отвертка.
Проведите следующие манипуляции:
- Проведите все действия по снятию головок и распредвалов.
- Снимите все клапаны с помощью специального устройства.
- Снимите сальники клапанов.
- Замена направляющих и притирка клапанов. Меняйте клапана в том случае, если есть повреждения – прогары, нарушение геометрии. Обязательно подпишите, какие гнезда притачиваются клапана – иначе нарушается целостность.
- Сбор всех приводных механизмов клапанов – гидротальцит, пружины, замкните их в сухарях.
Вся сборка проводится в обратном порядке, только нужно учитывать одну особенность: придерживаться рекомендуемого момента затяжки для ГБЦ ВАЗ-2112 (16 клапанов). На фото отмечена последовательность крутящего момента.
Как затянуть болты крепления головки блока цилиндров
Обязательно проводить затяжку по схеме, указанной в статье. Для затяжки болтов необходимо выполнить несколько простых действий:
- Установить новую прокладку ГБЦ, насадить ее на центрирующие втулки.
- Комплект головки и - болты ее крепления.
- Начните затяжку с крутящим моментом 20 Н*м. Если шкала в «кг/м», то разделить на 10.
- Второй ввод необходим для затяжки всех болтов по схеме на 90 градусов.
- В третий раз они поворачиваются еще на 90 градусов.
Нельзя использовать болты длиной 95 мм и более. В целом процедура достаточно простая, но требует наличия динамометрического ключа – выдержать нужный момент затяжки ГБЦ ВАЗ-2112 (16 клапанов) не удастся.
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/15661-momant-zacyazhk-gbc-vaz-2112-16-klapana-shema.html
Германия: https://tostpost.com/de/autos/15668-anzugsdrehmoment-zylinderkopf-vaz-2112-16-ventile-schema.html
ES: https://tostpost.com/es/coches/15675-par-de-apriete-de-la-culata-vaz-2112-16-v-lvulas-esquema-de.html
КК: https://tostpost.com/kk/avtomobil-der/15659-kez-nde-keru-gbc-vaz-2112-16-klapandardy-shemasy.html
PL: https://tostpost. com/pl/samochody/15632-moment-dokr-cania-g-owicy-cylindr-w-vaz-2112-16-zawor-w-schemat.html
ПТ: https://tostpost.com/pt/carros/15633-torque-de-aperto-gbc-vaz-2112-16-v-lvulas-esquema-de.html
TR: https://tostpost.com/tr/arabalar/15666-s-kma-torku-silindir-kafas-vaz-2112-16-valf-devre-emas.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/avtomob-l/15650-moment-zatyaguvannya-gbc-vaz-2112-16-klapan-v-shema.html
Головка блока цилиндров ваз 2108 инжектор.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Головка блока цилиндров заменяется целыми корпусами подшипников, поскольку они обрабатываются вместе.
1. Снять ГБЦ с автомобиля ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 (см. «Замена прокладки ГБЦ»).
2. Отвинтить крепежный винт и отсоединить штуцер подогрева от карбюратора. Если винт не удается ослабить, ослабьте хомут и снимите шланг с фитинга.
3. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны).
4. Снимите карбюратор с впускной трубы.
5. Аккуратно снимите прокладки карбюратора.
6. Отверните две гайки крепления теплозащитного экрана карбюратора.
7. Ослабьте гайку на штуцере.
8. Снимите теплозащитный экран карбюратора.
9. Снимите две гайки, крепящие воздухозаборник.
10. Отвинтите гайку подъемной проушины.
11. Снимите проушину и воздухозаборник.
12. Снимите девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора.
13. Снимите выпускной коллектор.
14. Снимите впускную трубу.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку цилиндров деревянные прокладки, чтобы не повредить выступающие из головки цилиндров клапаны.
15. Снимите две прокладки.
ПРИМЕЧАНИЕ
Осторожно снимите прокладки. Пока прокладки выпускного коллектора и впускной трубы целы и не слишком тугие, их можно использовать повторно. Аккуратно отверткой отделите прогоревшие прокладки выпускного коллектора и впускного патрубка.
16. Снимите свечи зажигания с головки блока цилиндров.
17. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
18. Открутите датчик контрольной лампы давления масла.
19. Снимите десять гаек, крепящих оба корпуса подшипников распределительных валов.
20. Снимите оба корпуса подшипников распределительных валов с головки блока цилиндров.
21. Снимите распределительный вал.
22. Снимите сальник с переднего конца распределительного вала.
23. Снимите гайку натяжного ролика.
24. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, расположенную под натяжным роликом.
25. Снимите толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Вытащив следующий толкатель клапана, пометьте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы установить их на место при сборке.
ПРИМЕЧАНИЕ
Привод клапанов состоит из следующих частей: 1, 2 - клапаны; 3 - наружная пружина; 4 - внутренняя пружина; 5 - верхняя плита; б - бисквит; 7 - нижняя пластина.
Все эти детали необходимо снять с головки блока цилиндров.
26. Пометьте клапаны номером цилиндра, чтобы собрать клапаны. Разметку можно сделать пробойником как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра - одна точка, второго - две и т. д.
27. Поместите подходящий стопор под клапан, который нужно снять.
28. Установите приспособление для сжатия пружин клапана на головку блока цилиндров. Сожмите ею пружины клапанов и снимите сухарики. Постепенно ослабляя давление на рукоятку устройства, полностью растяните пружину клапана и снимите устройство с головки.
29. Снимите внешнюю пружину клапана с тарелкой.
30. Снимите внутреннюю пружину клапана.
31. Снимите клапан с головки блока цилиндров.
32. Осторожно снимите колпачок штока клапана, не повредив направляющую клапана.
33. Снимите опорную шайбу клапанной пружины (пластину). Таким же образом снимите остальные клапаны.
34. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и высушите их.
35. Очистить камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку цилиндров. Если головка блока имеет трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените ГБЦ.
36. Проверить ровность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого приложите металлическую линейку ребром к поверхности ГБЦ по центру вдоль, а затем по диагонали и измерьте щупом зазор между плоскостью головки блока и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор больше 0,1 мм.
37. Очистить клапаны от нагара. Это можно сделать с помощью подходящего металлического инструмента.
38. Осмотрите клапаны. Замените клапаны при следующих дефектах: глубокие следы и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация штока клапана, коробление диска клапана, следы прогара. Незначительные следы и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов (см. Притирка клапанов).
ПРИМЕЧАНИЕ
Рис. 4.5. Размеры тарелки клапанов
Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно удалить притиркой, можно устранить притиркой на специальном станке. При шлифовании размеры, указанные на рис. 4.5. В скобках указаны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ 21083.
39. Проверьте состояние пружин клапанов. Замените согнутые, сломанные или треснутые пружины клапанов. Проверьте эластичность пружин клапанов. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии и затем под двумя разными нагрузками. Если пружина клапана не соответствует спецификации, замените пружину.
ПРИМЕЧАНИЕ
Параметры пружин клапанов для определения их упругости:
наружная пружина клапана:
высота в свободном состоянии ....... 45,2 мм;
высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс......33,7 мм;
высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс......24,7 мм;
внутренняя пружина:
высота в свободном состоянии .............. 34,1 мм;
высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс........29,7 мм;
высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс......20,7 мм.
40. Проверьте состояние седел клапанов. Фаски седла клапана не должны иметь следов износа, точечной коррозии и коррозии. Мелкие повреждения (небольшие следы, царапины и т.п.) можно устранить притиркой клапанов.
ПРИМЕЧАНИЕ
Более значительные дефекты седла клапана устраняются шлифовкой.
Рис. 4.6. Размеры седла клапана: а - седло впускного клапана; б - седло выпускного клапана; I - новое седло; II - седло после ремонта
Соблюдайте размеры, указанные на рис. 4.6. Сначала шлифуется фаска 20°, затем фаска 45°. После притирки седел необходимо притереть клапана, затем тщательно очистить и продуть головку блока сжатым воздухом, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось абразивных частиц. В скобках указаны отличающиеся размеры для двигателя ВАЗ 21083.
41. Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами (рис. 4.7).
ПРИМЕЧАНИЕ
Рис. 4.7. Размеры клапанов и их направляющих
Зазор между клапаном и направляющей втулкой, мм:
номинал для впускных клапанов ................ 0,022-0,055;
номинал для выпускных клапанов...............0,029-0,062;
максимально допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов... 0,3.
Зазор рассчитывается как разница между диаметром отверстия во втулке и диаметром штока клапана. Если зазор меньше допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает максимально допустимый, замените направляющую втулку.
42. Выпрессовать дефектную направляющую втулку клапана со стороны камеры сгорания с помощью специальной оправки.
43. Вставьте новую направляющую клапана в специальную оправку.
ПРИМЕЧАНИЯ
В качестве запасных частей доступны направляющие клапанов со стопорными кольцами. Направляющие клапана имеют наружный диаметр на 0,2 мм больше и диаметр отверстия клапана меньше.
44. Используя оправку, запрессуйте направляющую втулку клапана со стороны распределительного вала, пока стопорное кольцо не остановится в головке блока цилиндров.
45. Расширить отверстие в направляющей клапана с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и 8,029-8,047 мм для выпускных клапанов. Затем отшлифуйте седла клапанов, как описано выше, центрируя инструмент относительно отверстия во втулке.
46. Осмотрите толкатели клапанов. Если рабочая поверхность толкателя клапана имеет задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели клапана.
47. Осмотрите прокладки толкателей клапанов. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, потертостей металла. При таких дефектах шайбы подлежат замене. На шайбах допускаются концентрические метки приработки кулачками распределительных валов.
48. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как при повторном затягивании болты головки блока цилиндров будут вытягиваться. Если длина болтов крепления головки блока цилиндров превышает 135,5 мм, замените болты.
49. Для проверки герметичности ГБЦ заглушить отверстие в патрубке рубашки охлаждения на заднем торце головки блока, перевернуть ГБЦ камерами сгорания вверх и залить в рубашку охлаждения керосин. каналы. Если появились течи керосина, значит, головка блока цилиндров не герметична и ее необходимо заменить.
50. При установке старого клапана удалите заусенцы из щелей. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).
51. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав стержни клапанов моторным маслом.
52. Установите нижние пластины пружин клапана.
53. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
54. Замените распределительный вал, если на шейках распределительного вала и кулачках имеются следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оснащенных специальными инструментами и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распределительных валов (радиальное биение шеек не должно превышать 0,02 мм) и зазор между отверстиями в подшипниках и шейках распределительных валов, который должен не более 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069 -0,11 мм).
55. Установите распределительный вал и корпуса подшипников (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
56. Установите прокладки, выпускной коллектор и впускную трубу.
57. Установите головку на блок цилиндров (см. «Замена прокладки ГБЦ»), проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).
Чтобы автомобиль всегда работал исправно, все его компоненты должны функционировать исправно. Особенно это касается силового агрегата. Если вы хотите узнать, как затягиваются болты цилиндров ВАЗ 2108, зачем это нужно и что для этого нужно? Наш ресурс поможет вам разобраться в этих вопросах.
[Скрыть]
Когда необходима затяжка?
Большинство отечественных водителей не понимают, с какой целью нужно выполнять эту процедуру, в каком порядке следует соблюдать и какой должен быть момент затяжки. Однако каждый водитель должен знать, что неправильные действия во время этого процесса могут привести к повреждению блока цилиндров. Соответственно, к этой процедуре нужно относиться бережно и ответственно.
Еще несколько лет назад производители транспортных средств требовали затягивания болтов головки блока цилиндров при первом обслуживании машины. Но теперь эта необходимость отпала и теперь она полностью легла на плечи водителей. Если вы владелец ВАЗ 2108, то время от времени вам следует проводить такую процедуру. Когда это необходимо:
- При появлении масляного пятна в месте соединения ГБЦ с самим блоком. Это свидетельствует о подтекании расходной жидкости, что может быть следствием как износа самой прокладки, так и ослабления штифтов.
- Если вы ремонтировали двигатель. Иногда такие ошибки могут совершать даже квалифицированные специалисты. Поэтому владельцу ВАЗ 2108 эта информация может оказаться полезной.
- Для проверки. Опытные автолюбители рекомендуют подтягивать болты не реже, чем через каждые 2 тысячи километров. На практике бывают случаи, когда в процессе эксплуатации ВАЗ 2108 штифты расшатываются сами по себе.
Итак, если вы заметили течь моторной жидкости в месте соединения головки с блоком цилиндров, первым делом нужно проверить момент затяжки шпилек.
Процедура и схема
Мы советуем вам затянуть винты, если вы когда-либо сталкивались с подобным процессом. Далее будет описан общий порядок действий на Ладе 2108, но следует учитывать, что каждый двигатель имеет свои нюансы в эксплуатации, которые необходимо учитывать.
Необходимые инструменты
Для этой процедуры вам понадобится динамометрический ключ. Этот инструмент особенно необходим для затяжки винтов и определения крутящего момента. Его можно приобрести в любом специализированном магазине, а его цена колеблется в районе 1300 рублей (около 400 гривен).
Иногда так называемые «мастера» говорят, что для этой процедуры не обязательно использовать динамометрический ключ. Мол, обычный гаечный ключ вполне подойдет, да и вообще можно закручивать винты "на глаз". Саморезы, естественно, можно будет подкрутить, но это будет неправильно, а в последствии это может вызвать другие проблемы.
Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. Головка блока цилиндров на ВАЗ 2109 представляет собой деталь сложной формы, изготовленную из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После изготовления отливка подвергается механической обработке. Головка крепится к блоку цилиндров десятью болтами.
Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109
Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:
- картер с камерой сгорания, в которой происходит воспламенение топливно-воздушной смеси и расположены все блоки ГБЦ;
- Механизм газораспределения (ГРМ), включающий клапаны, установленные под углом 7°30' к оси цилиндра, и привод ГРМ с распределительным валом;
- резьбовые отводы для свечей зажигания и форсунок;
- посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
- прокладка, отделяющая головку блока цилиндров от собственно блока цилиндров.
Вал ГРМ ВАЗ-2109 отлит из чугуна и имеет пять опор, имеет восемь кулачков для открытия клапанов. Он приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем. Седла и направляющие клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. На внутренней стороне втулок имеются канавки для подачи смазки; сверху втулки закрыты маслоотражающими колпачками.
Клапаны изготовлены из стали, а головка впускного клапана из жаропрочной стали. Впускной клапан больше выпускного. Зазоры между клапанами и кулачками распределительных валов регулируются с помощью специальных шайб с повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические чашки, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. Для повышения износостойкости их поверхность цементируют.
Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов системы охлаждения, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы он выдерживал высокую температуру и высокое давление, его часто делают из армированного металла.
Прокладка одноразовая, ремонту не подлежит, при выходе из строя подлежит замене. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.
Причины ремонта ГБЦ
В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не по причине поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя самой главной в двигателе прокладки между головкой и блоком. Он разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух в моторном отсеке. Прогар может возникнуть на границе любых систем, разделенных прокладками:
- система охлаждения и окружающий воздух;
- система смазки и атмосферный воздух;
- система охлаждения и система смазки;
- система охлаждения и камера сгорания.
Каждая из этих неисправностей имеет свой набор симптомов. При попадании охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании охлаждающей жидкости в систему смазки свидетельствует появление на щупе водомасляной эмульсии темно-коричневого цвета.
Следы охлаждающей жидкости в моторном отсеке могут указывать на повреждение прокладки. Но если это не так, потребуется замена пробки блока цилиндров. Выгорание в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, который отчетливо слышен при работающем двигателе. О попадании антифриза в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки являются обязательными при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ, таких как притирка клапанов, ревизия ГБЦ ВАЗ, расточка ВАЗ 2109цилиндрический блок.
При каждом ремонте ГБЦ необходимо заменять прокладку ГБЦ.
Снятие головки цилиндров с блока цилиндров
Для снятия головки цилиндров с блока цилиндров вам потребуются инструменты. Некоторые из них можно найти практически в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно сделать из подручных материалов (ручка-рычаг), купить или взять в долг. У вас должен быть динамометрический ключ, чтобы убедиться, что болты и гайки затянуты с заданным крутящим моментом. Пока момент сопротивления болта затяжке не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигает заданного значения, инструмент начинает проскальзывать через храповик.
Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающего шарнира. Порядок действий следующий:
- снять воздушный фильтр;
- если двигатель карбюраторный, отсоединить карбюратор; если двигатель инжекторный, отсоединить инжектор;
- отсоединить штаны от коллектора;
- снять трамблер;
- открутить крышку ГБЦ;
- снять карбюратор и коллекторы.
Теперь приступаем к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Воспользуйтесь рычагом гаечного ключа, так как болты затягиваются с большим усилием, а также заедают при термическом и механическом воздействии. Наденьте рычаг усилителя на ручку и снимите болты. Снимите рычаг с ключа и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.
Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее целостность, т.к. она под заменой. Борьба за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях пропитайте слипшиеся фрагменты специальным составом.
После полного удаления всех фрагментов прокладки обезжирьте поверхности блока и головки бензином.
Автолюбители, независимо от того, как долго они владеют автомобилем, постоянно ищут способы увеличения мощности двигателя. Есть несколько вариантов улучшения вашего автомобиля, один из которых - переделка.
Мы знаем, что крутящий момент, а значит и мощность, находится в прямой зависимости от такого показателя, как коэффициент наполнения цилиндров рабочей смесью. Чем больше начинка, тем больше мощность двигателя, которая увеличивается при смещении максимального значения крутящего момента в сторону более высоких оборотов. Для этого устанавливаются распредвалы с удлиненными фазами впуска/выпуска и увеличенным подъемом клапанов, но на практике этого недостаточно. Если критически подойти к рассмотрению ГБЦ, то мы увидим множество недостатков - казалось бы, мелких, но именно они мешают реализовать весь потенциал двигателя. Это связано с технологией изготовления при серийном производстве ГБЦ, а потому все придется исправлять самостоятельно или на СТО. Как? Об этом выступлении:
Стыковка каналов ГБЦ и коллекторов
Самый заметный "ляп" наших производителей - неаккуратная стыковка отверстий каналов ГБЦ и коллекторов. Еще из уроков физики мы помним, что любая неровность на пути воздушного потока вызывает завихрения, а, следовательно, и снижение его скорости. Здесь у нас есть целые «ступени», от которых надо избавляться. При этом необходимо проверить прокладки для коллекторов, чтобы они тоже не создавали препятствий.
Перед началом работы коллекторы желательно надеть на штифты. Это необходимо по той причине, что крепление коллекторов на автомобилях ВАЗ допускает незначительное смещение плоскостей ГБЦ и коллекторов относительно друг друга, что может привести всю работу к нулевому результату. Находим места на ГБЦ и коллекторах (по 2 шпильки по краям) для удобного сверления. В ГБЦ сажаем металлические штифты плотно, но коллекторы должны надеваться на них легко, но без люфтов. Проделайте необходимые отверстия в прокладке. Точное позиционирование коллекторов и головок цилиндров теперь гарантировано.
Следует иметь в виду, что если диаметр канала ГБЦ несколько больше (на 1-1,5 мм) диаметра канала впускного коллектора, но их соосность одинакова, то этим можно пренебречь, так как это не вызовет значительного сопротивления. Аналогичная ситуация создается и на выпуске, только канал ГБЦ теперь может быть немного меньше канала выпускного коллектора.
Впускные/выпускные каналы ГБЦ
Если внимательно осмотреть впускные/выпускные каналы заводской ГБЦ, то сразу можно заметить литейные приливы в районе направляющих клапанов, выступающие в канал втулки и в местами ломаной формы узкие каналы. Используя шаровые фрезы разных форм и размеров, необходимо увеличить проходное сечение каналов, удалить все неровности и выступающие части. Форму канала необходимо изменить таким образом, чтобы его изгиб был максимально плавным, но сохранял определенные радиусы кривизны. Внутренняя поверхность впускных каналов оставлена слегка шероховатой для лучшего испарения бензина с их стенок. Выхлопные каналы можно отполировать, хотя заметного эффекта это не даст.
Поперечное сечение воздуховода не должно быть правильным кругом. Входное отверстие имеет эллиптическую форму с небольшим расширением ствола перед седлом клапана. Остальная часть отверстия головки блока цилиндров и впускной коллектор плавно сужаются в направлении потока.
При увеличении диаметра каналов необходимо учитывать наличие рядом внутренних коммуникаций. Неаккуратная эксплуатация может привести к повреждению масляного канала или канала рубашки охлаждения. При работе с ГБЦ восьмиклапанных двигателей, которые используются на переднеприводных ВАЗах, нужно быть предельно осторожным. Хотя это не спасет при растачивании одного впуска, в котором масляный канал находится так близко, что неминуемо откроется. К сожалению, даже если канал останется закрытым, он может быть просто покрыт тонким слоем алюминия и позже лопнуть под давлением масла работающего двигателя.
Перед началом растачивания желательно загнать в масляный канал стальную втулку, но, к сожалению, это не самый удобный вариант. Стальные или алюминиевые втулки лучше установить после вскрытия канала, либо заварить канал аргоном.
Сначала определитесь: начинать расточку с коллектора или ГБЦ. При значительном увеличении диаметра каналов работу начинают в деталях с более тонкими стенками, а затем растачивают каналы сопряженных блоков по их форме и положению. В классических двигателях ВАЗ принято начинать расточку с коллектора, поскольку каналы ГБЦ имеют достаточный запас по толщине для последующей центровки.
Обратите внимание на части направляющих клапанов, выступающие в каналы. Они создают заметные препятствия течению, поэтому их стараются укоротить или заострить. Иногда втулки притачиваются заподлицо со стенкой канала и, хотя это в наилучшей степени оптимизирует его пропускную способность, такая доработка снижает ресурс направляющих, для которых на форсированных двигателях он и без того невелик.
Клапаны
Здесь улучшения направлены на увеличение пропускной способности и снижение веса клапанов. Увеличить пропускную способность можно за счет изменения профиля диска, а также рабочей и дополнительной фасок клапана.
При переточке клапанов лишний металл удаляется с обеих сторон диска клапана. С лицевой стороны делается небольшое углубление, а с тыльной стороны радиус перехода стержня в пластину уменьшается. Диск и шток клапана также утончены. Если вы не планируете заменять втулки, удалите лишний металл со штока клапана от тарелки до направляющей втулки.
Уменьшение диаметра всей стойки потребует замены направляющих втулок с меньшим диаметром отверстия. На 8-клапанных двигателях ВАЗ при уменьшении диаметра стержня клапана с 8 до 7 мм удается уменьшить массу штока на 23,5 %. У 16-клапанных двигателей диаметр штока изначально равен 7 мм.
Могут поставляться титано-алюминиевые клапаны, которые на 40% легче стальных клапанов, но они очень хрупкие и дорогие. При этом седла приходится менять на бронзовые, более мягкие по сравнению с чугунными, что приводит к уменьшению отбоя клапана при закрытии и дополнительно гасит ударные нагрузки.
На 8-клапанных двигателях ВАЗ рабочие фаски сделаны более узкими, угол выпуска изменен на 45º, а угол впуска на 30º. В местах перехода диска клапана в рабочую фаску нарезают дополнительные фаски, что дает прибавку около 5-6%.
Дальнейшая доработка включает замену клапанов более крупными моделями. Их можно устанавливать без замены посадочных мест, так как стандартные позволяют немного увеличить их внутренний диаметр и диаметр рабочей фаски. Такова практика на 16-клапанных ГБЦ 2112, которые устанавливаются.
Также возможна установка клапанов большего размера с заменой седел. При этом вырезаются родные седла и устанавливаются чугунные или бронзовые большего размера. В них вырезаются необходимые фаски и устанавливаются клапаны еще большего размера, чем рассмотренные ранее. Этот способ дороже первого, но самый эффективный, а для 8-клапанных ГБЦ автомобилей ВАЗ – единственное решение. Прирост мощности при такой доработке достигает 8-10%. В этом случае можно установить облегченные увеличенные клапаны 39/34 "СТК Мотор Спорт" ВАЗ 2108/2110 8В.
Чтобы вы могли лучше сориентироваться, приводим данные по клапанам, которые можно устанавливать на двигатели ВАЗ:
- - ВАЗ 2101-2107, 21213 - клапана с 39/34 по 42/35;
- - ВАЗ 21083/2111 - клапана с 39/34 по 40/34;
- - ВАЗ 2112 - клапана с 31/27 по 33/29,
, где в числителе указан диаметр пластин впускных клапанов, а в знаменателе диаметр выпускных клапанов.
Конечно, это не единственное решение, и размер тарелок клапанов можно подобрать самостоятельно, но необходимо учитывать, что для атмосферных двигателей оптимальное отношение площади выпускного клапана к площади впускного составляет ¾ или около 75%. Это хорошо видно из следующих данных:
31/27 - 75,9%
33/29 - 77,2%
39/34 - 76,0%
40/34 - 72,3%
41/35 - 72,9%
3
23 Если ваш автомобиль оснащен наддувом или впрыском закиси азота, ему необходимо увеличить выпускные клапаны, так как двигатель производит больше выхлопных газов.
У таких моторов передаточное отношение может быть от 90% и более.Пружины клапанов
Стандартные пружины предназначены для конкретного двигателя с серийным распределительным валом. Учтен достаточный запас прочности, рассчитанный на сравнительно небольшие обороты. У классических двигателей зависание клапанов происходит при оборотах более 7000, на ВАЗ 21083 допускаются высокие обороты, а на ВАЗ 2112 неадекватная работа клапанов вероятна на оборотах 7500-8000 об/мин.
Замена распредвала на более высокий может привести к заклиниванию клапана. Самый простой способ — увеличить предварительный натяг штатной пружины, что делается путем подкладывания под нее шайбы. Усилие на пружине увеличивается, но свободный ход заметно уменьшается.
При установке спортивных распредвалов предъявляются более жесткие требования к усилию пружины. В этом случае требуется большой подъем кулачка и соответствующий ход пружины, поэтому их меняют на более жесткие, имеющие более длинный ход сжатия. Хороший пример.
Более жесткие пружины заметно увеличивают нагрузки на клапаны, распредвал и тарелки, поэтому такую модификацию целесообразно проводить как последний из всех способов увеличения порога зависания клапанов.
Другой способ — облегчить пластины клапанных пружин. Их меньший вес снижает нагрузку на распределительный вал и детали ГРМ, что особенно важно при более высоких оборотах. Можно переточить штатные тарелки, но лучше поставить новые из алюминиевого сплава или титана. Алюминий дешевле, но подвержен деформации в критических условиях эксплуатации. Изделия из титана более долговечны, хотя некоторых автомобилистов сдерживает их цена. Они хорошо зарекомендовали себя.
Клапанные толкатели
В двигателях ВАЗ 2108 и 2112 кинетическая связь клапанов ГБЦ с распределительными валами осуществляется с помощью толкателей. На ГБЦ 2108 они механические с регулировочными шайбами, а на ГБЦ 2112 - гидрокомпенсаторы. Подходит для 16-клапанных двигателей. Штоковые толкатели имеют некоторые ограничения, поэтому неприемлемы при работе со спортивными распредвалами. В этом случае используются цельные механические толкатели, которые имеют увеличенный диаметр и не требуют прокладок. Для их установки необходимо расточить скважины серийных толкателей до нужного размера.
Клапаны регулируются подбором упорных подшипников нужного размера, что довольно трудоемко. Работа мастера по регулировке 8 клапанов обойдется вам примерно в 3000 рублей.
Рычаги клапанов
На двигателях ВАЗ классического типа привод клапанов осуществляется от распределительного вала рычагами (коромыслами). Они удобны и просты в регулировке тепловых зазоров клапанов и позволяют использовать компактные распределительные валы, но чрезмерно массивны и допускают некоторое отклонение кинематики движения клапанов. Также на «классической» ГБЦ коромысло может слетать с седла на сверхвысоких оборотах. Для борьбы с этими недостатками рычаги облегчают, устанавливают легкосплавные модели и ставят на более жесткие пружины.
Направляющие клапанов
Конструкция и материал направляющих клапанов выбираются в зависимости от типа двигателя и предполагаемых режимов работы. Причины, по которым может потребоваться доработка или замена штатного оборудования:
- - При использовании арматуры с меньшим диаметром штока;
- - С сильно выступающей частью направляющей втулки в канал ГБЦ;
- - Если форма или размер противоположной части направляющей не соответствует требованиям;
- - При недостаточной теплопроводности направляющей втулки (возможна замена на бронзу).
Бронза является хорошим проводником тепла, хорошо отводит тепло от клапана и эффективно рассеивает его в головке блока цилиндров, поэтому на высокофорсированных двигателях применение бронзовых направляющих втулок крайне необходимо.
Хороший пример продукции. У них чуть меньший ресурс по сравнению с металлокерамическими изделиями, но все зависит от режимов работы двигателя и их производителя.
Форма камеры сгорания
С помощью этой модификации можно значительно снизить риск детонации, улучшить наполнение цилиндров и создать условия, при которых топливная смесь будет лучше распределяться, перемешиваться и воспламеняться.
Детонация происходит в наиболее удаленных от свечи местах. Это связано с тем, что при воспламенении смеси давление в камере сгорания (КС) резко возрастает и приводит к экстремальному сжатию еще не воспламенившейся смеси. Это провоцирует его самовоспламенение, которое носит взрывной характер и приводит к резкому повышению температуры и давления в цилиндре. Возникает детонация, характеризующаяся металлическими звуками и распространяющаяся по двигателю в виде серии ударных волн детонационных взрывов. Частые явления детонации приводят к разрушительным последствиям, поэтому необходимо принимать меры по их устранению. Для этого максимально сглаживаются острые кромки и углы камер сгорания, удаляются погрешности литья и полируется поверхность камер сгорания, что дополнительно добавляет 5% мощности за счет снижения тепловых потерь.
Для улучшения наполнения цилиндра и создания оптимальных условий для топливной смеси необходимо, прежде всего, обратить внимание на форму ВЦ вокруг клапанов. На ВАЗ 8-клапанной ГБЦ КС имеет клиновидную форму и щель клапана «экранирована» ее отвесными стенками. Это приводит к тому, что поток рабочей смеси вынужден преодолевать дополнительные препятствия, что хорошо заметно при установке клапанов увеличенного размера. Следовательно, объем КС должен быть расширен вокруг клапана. Также необходимо доработать участок клапанной щели возле свечи зажигания и сделать более плавным сопряжение днища и вертикальных стенок компрессорной станции. Вокруг седел клапанов не должно быть ступенек или колодцев, а коническое углубление седла клапана должно быть не более 30º относительно днища КС.
Головка блока цилиндров ВАЗ 2112 изначально имеет полусферический КС, что сводит к минимуму все необходимые доработки и заключается в устранении недостатков серийного производства.
Степень сжатия
Степень сжатия (СК) – отношение общего объема цилиндра ко всему объему СС. Чем сильнее сжата топливная смесь перед воспламенением, тем большую работу она совершит впоследствии. Увеличивая СД, мы увеличиваем мощность двигателя, но есть и ограничивающие факторы, такие как увеличение нагрузки на поршень и опасность детонации. Стандартные литые поршни двигателей ВАЗ допускают СЖ до 11:1.
Для двигателей с малыми фазами ГРМ рост мощности относительно степени увеличения СД хорошо отслеживается по следующей таблице:
Наиболее заметный положительный эффект от прироста смазочной жидкости в двигателях с широким клапаном фазы открытия. Это связано с тем, что коэффициент заполнения атмосферных двигателей ВАЗ не превышает 100 %, то есть динамический СГ не превышает статический СГ. Динамический СГ - объем топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндр, по отношению к объему камеры сгорания. При использовании широкофазных распределительных валов на малых и средних оборотах динамическая СГ ниже статической. Увеличение СД приводит к пропорциональному увеличению динамики, что положительно сказывается на мощностных и экономических показателях двигателя. При этом необходимо исключить предпосылки возникновения детонации при максимальной степени наполнения цилиндров, что достигается повышением октанового числа топлива и изменением состава топливно-воздушной смеси.
При увеличении оборотов двигателя цикл сгорания уменьшается, что может привести к неполному сгоранию топлива и, как следствие, к потере мощности. Поэтому, увеличивая LH, мы ускоряем процесс сгорания, что позволяет получить от двигателя максимальную мощность. Как следствие, большинство высокооборотных форсированных бензиновых двигателей требуют увеличения LH.
После проведения, которое мы рассмотрели в этой статье, вы сможете полностью раскрыть потенциал двигателя вашего автомобиля!
Для увеличения мощности двигателя ВАЗ 2108 производится его доработка. В первую очередь тюнинг касается головки рабочего цилиндра. Поскольку прирост крутящего момента зависит от степени наполнения цилиндров горючей смесью, более плотное наполнение блока значительно повышает работоспособность двигателя. Чем выше частота вращения вала, тем выше скорость автомобиля ВАЗ.
Причина модификации двигателя
Рабочий объем цилиндров может быть увеличен до определенного значения, поэтому доработка направлена на уплотнение смеси. Для этого используют распределительные валы со специальными клапанами с увеличенным подъемом. Кроме того, доработка касается устранения неаккуратной стыковки каналов коллектора и ГБЦ.
Так как головка блока цилиндров отечественных автомобилей ВАЗ очень далека от совершенства, возникающие внутри цилиндров вихри значительно замедляют поступление смеси. Улучшить параметры Лады 21083 можно только тюнингом внутренней части ГБЦ.
Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:
- рожковые ключи;
- комплект головок; электродрель
- ; наждачная бумага
- ;
- набор конусов;
- плоскогубцы; графитовая смазка
- .
Порядок устранения несоответствия ГБЦ следующий.
Объекты | Действия |
Настройка в первую очередь касается прокладок коллектора. | Часто бывает, что крепление коллекторов на Лада 2108 не очень качественное. Из-за этого они имеют небольшое смещение относительно плоскости коллектора ГБЦ. Чтобы сделать такой блок более совершенным, по краям коллектора и ГБЦ необходимо просверлить два отверстия. |
Далее в блок запрессовываются два штифта. | Они должны быть соответствующего размера. |
После этого на рабочий узел автомобиля ВАЗ надевается коллектор. | Поскольку предварительное сверление производится без прокладки, отверстия сверлятся отдельно. |
Иногда доработка двигателей ВАЗ связана с уменьшением веса клапанов. | Заменяются как на машинах марки 2108, так и в моделях 21083. Вместо старых тяжелых деталей в блоке установлены другие клапаны, у которых стирается часть металла с обеих сторон пластин. |