Как настроить круиз контроль


Как включить круиз-контроль?

В процессе длительных поездок многие водители сталкиваются с тем, что постоянное удерживание ноги на педали газа в фиксированном положении приводит к быстрому утомлению.

Именно для упрощения управления при езде на дальние расстояния, большинство современных автомобилей оснащены специальной системой под названием круиз – контроль. Но при этом стоит отметить, что некоторые автолюбители не знают, как пользоваться системой подобного типа. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Содержание статьи:
  • Как пользоваться круиз контролем. Общее руководство
  • Как включить и как отключить круиз-контроль?
  • Как включить круиз-контроль на КИА
  • Как включить круиз-контроль на Тойота
  • Как включить круиз-контроль на Опель
  • Как включить круиз-контроль на Ниссан
  • Как включить круиз-контроль на Вольво
  • Как включить круиз-контроль на Шевроле
  • Как включить круиз-контроль на Форд
  • Как включить круиз-контроль на Митсубиси
  • Как включить круиз-контроль на Мазда
  • Как включить круиз-контроль на Фольксваген
  • Заключение

Как пользоваться круиз контролем.

Общее руководство

Стандартная система круиз контроля имеет  5 управляющих кнопок, установленных на руле.

  • «On» - ручное включение системы;
  • «Off» - ручное выключение системы;
  • «Set\Accel» - установка и увеличение значения контролируемой скорости;
  • «Resume» - восстановление ранее установленного значения скорости;
  • «Coast» - уменьшение контролируемого значения скорости;

Помимо этого система дополнительно управляется и от тормозной педали.

Перед применением круиз – контроля, необходимо ознакомиться с назначением органов управления и режимами работы системы контроля. Основной переключатель режимов работы или панель управления имеет в конце клавишу активации системы, обозначенную характерным символом или надписью CRUISE и ON/OFF. Активировать систему можно как скорость движения автомобиля составит более 40 км/ч. Система контроля имеет следующие режимы работы

  • Задать контролируемую скорость и установить режим автоматического слежения позволяет режим «SET» (S);
  • Изменить заданную скорость в сторону увеличения можно режимом «ACCEL» (+; А).
  • Уменьшить заданную скорость можно при помощи режима «COAST» (–; С).
  • Восстановить прежнее значение установленной скорости после изменения можно режимом «RESUME» (RES; R).
  • Выйти из режима слежения за заданной скоростью позволяет режим «CANCEL».

Инструкция по применению режимов круиз контроля

  1. При скорости движения автомобиля от 40 – 100 км/ч, путем кратковременного нажатия переключателя в положение SET, можно перевести систему в режим автоматического слежения и управления скоростью движения.
  2. Удерживая переключатель в позиции COAS  в режиме автоматического слежения, можно снизить скорость движения, а установить новое значение можно после отпускания переключателя. Путем кратковременного нажатия скорость движения можно снизить на 1,5 км/ч.
  3. Для принудительного выхода из режима автоматического поддержания заданной скорости нажимаем клавишу CANCEL.

Как включить и как отключить круиз-контроль?

На большинство автомобилях кнопки управления круиз-контролем расположены либо на рулевой колонке, либо на рулевом колесе. Перед включением круиз контроля в активный режим, обязательным условием является выполнение определенного порядка действий:

1).Включение системы путем нажатия на кнопки с логотипом круиз-контроля или с надписью CRUISE и ON/OFF. При этом на приборной панели должен загореться индикатор системы контроля белого цвета.  Разгоняем автомобиль до необходимой скорости (более 40 км/ч) и кратковременно нажимаем переключатель в положение SET (S). На приборной панели зеленым цветом загорится индикатор системы. При этом произойдет активация автоматического режима отслеживания.  

Чтобы повысить заданную скорость переключатель переводим в позицию RES/+ (RES/ACC), до того момента, пока автомобиль не наберет нужное значение скорости. Чтобы уменьшить заданную скорость нажимаем и держим переключатель в позиции (COAST/SET), пока скорость не снизиться до нужного значения. Для отключения режима автоматического управления скоростью нажимаем клавиши со значком отключения или с надписью CANCEL, кнопки выключения OFF, нажатием педали тормоза , переводом ручки автоматической КПП из положения D в нейтральное положение. Помимо этого отключение автоматического режима происходит и при резких ускорениях свыше 1,5 м/с.

Как включить круиз-контроль на  КИА

Как включить круиз-контроль на Тойота

Как включить круиз-контроль на Опель

Как включить круиз-контроль на Ниссан

Как включить круиз-контроль на Вольво

Как включить круиз-контроль на Шевроле

Как включить круиз-контроль на Форд

Как включить круиз-контроль на Митсубиси

Как включить круиз-контроль на Мазда

Как включить круиз-контроль на Фольксваген

Заключение

Благодаря круиз - контролю можно существенно облегчить процесс управления автомобилем на дальние расстояния, причем в данном случаи никакого значения не имеет, автомобиль с механической коробкой передач или с автоматической. Установить самостоятельно систему подобного типа на автомобиль можно при наличии электронного блока управления.

что это, принцип работы, как устроен :: Autonews

Рассказываем, как устроен круиз-контроль, как правильно и безопасно им пользоваться.

  • Что это
  • Как работает
  • Как пользоваться
  • Виды
  • Как проверить
  • Когда пользоваться запрещено

adv.rbc.ru

Что такое круиз-контроль

Круиз-контроль (cruise control) — это система, позволяющая автомобилю самостоятельно поддерживать заданную водителем скорость движения. Продвинутая версия — адаптивный круиз-контроль — умеет не только поддерживать скорость, но и соблюдать безопасную дистанцию, самостоятельно замедлять автомобиль при необходимости, а затем разгонять машину вновь до заданной скорости. Автоматическое поддержание скорости избавляет водителя от управления педалью акселератора и делает долгое путешествие менее утомительным.

Пользу круиз-контроля наглядно демонстрирует сама история создания этой системы. Идея автоматизации процесса управления подачей газа на автомобиле пришла в голову ослепшему в 5-летнем возрасте инженеру-механику Ральфу Титору. Адвокат изобретателя, выступавший в тот момент в роли водителя, часто непроизвольно замедлял и ускорял автомобиль и не мог поддерживать постоянную скорость движения.

Вскоре увидевшее свет изобретение Ральфа, получившее сразу несколько названий — Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic — быстро нашло применение в автопроме. Первым автомобилем с круиз-контролем стал Chrysler Imperial 1958 года выпуска, а сам «круиз» именовался на нём ни много ни мало как Auto-pilot. Уже в 60-х годах XX века система стала по-настоящему массовой.

Chrysler Imperial 1958 (Фото: grautogallery.com)

Как работает круиз-контроль

По сути «круиз» — это обычный сервопривод с отрицательной обратной связью. Когда водитель активирует систему, то она запоминает положение педали акселератора и актуальную скорость.

Если скорость по какой-то причине начинает падать (к примеру, при движении в гору), электроника даёт команду на специальный сервопривод и увеличивает подачу газа. Когда скорость напротив становится высокой (к примеру, на спуске), электроника даёт команду на уменьшение подачи газа вплоть до полного перекрытия топливовоздушной смеси — происходит торможение двигателем.

На устройстве Ральфа Титора для поддержания постоянной скорости движения отслеживались скорость вращения карданного вала автомобиля и скорость вращения троса спидометра. Специальный электродвигатель, ориентируясь на получаемые данные, регулировал положение дроссельной заслонки и тем самым обеспечивал постоянную скорость движения автомобиля. Во многих современных авто для открытия и закрытия дроссельной заслонки используется вакуумная система с электронным управлением.

С технической точки зрения дооснастить круиз-контролем можно любой автомобиль, однако в абсолютном большинстве случаев эта операция осуществляется ещё на этапе сборки транспортного средства на конвейере.

Помимо своей основной функции (поддержания заданной скорости), круиз-контроль прекрасно выполняет ещё одну задачу — экономит топливо. В отличие от человека, электроника дозирует подачу топлива более грамотно и плавно, тем самым снижая потребление на 4–7%.

Система круиз-контроля может применяться как на автомобилях с механической трансмиссией, так и на моделях с автоматом.

Фото: Shutterstock

На «автомате»

В автомобилях с любым типом автоматической трансмиссии переключение передач осуществляется без участия водителя, что значительно упрощает функционирование системы круиз-контроля. Она может работать без вмешательства со стороны человека в сложных дорожных условиях.

Например, при движении в гору автомобиль для поддержания скорости самостоятельно перейдёт на одну или несколько передач вниз. То же самое случится на спуске, когда простого закрытия дроссельной заслонки для эффективного замедления до заданной скорости будет недостаточно.

На «механике»

Механическая трансмиссия ограничивает функционирование системы круиз-контроля. Поскольку автолюбителю приходится принимать непосредственное участие в процессе переключения передач, автомобиль не всегда может самостоятельно реализовать возможности по ускорению или замедлению в автоматическом режиме.

К примеру, круиз-контроль может не вытянуть машину в крутую горку на высокой передаче — для этого со стороны водителя потребуется переключение коробки вниз. При движении с горы происходит другой эффект: система полностью закрывает дроссельную заслонку при превышении заданной скорости, но машина замедляется недостаточно эффективно. Чтобы дополнительно погасить скорость, водитель должен самостоятельно нажать на тормоз или перейти на пониженную передачу. Однако при осуществлении манипуляций с педалями и коробкой передач система круиз-контроля деактивируется.

Как пользоваться круиз-контролем

Современный автомобильный круиз-контроль — это электронная система, управляемая посредством кнопок на руле или отдельных подрулевых переключателей. Вне зависимости от марки и модели транспортного средства функционирует и управляется система похоже, хотя возможны нюансы. Чтобы активировать систему, обычно нужно выполнить следующую последовательность действий:

  1. Найти на руле, подрулевом переключателе или консоли кнопку, отвечающую за активацию «круиза» и включить систему (кнопки ON/OFF). По умолчанию она обычно отключена. Информация о работе круиз-контроля отображается на приборной панели.
  2. Разогнать автомобиль до нужной вам скорости движения. Учтите, что в большинстве случаев работа «круиза» невозможна на скоростях менее 40 км/ч.
  3. Запустить работу системы, нажав на кнопку или рычажок с надписью SET/- или просто SET (в зависимости от конкретной модели название может отличаться).
  4. Отпустить педаль акселератора — машина начнёт поддерживать скорость без вашего участия.

Фото: favorit-motors.ru

Управление системой круиз-контроля может обладать индивидуальными особенностями, с которыми стоит ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Нередко производитель закладывает в систему множество возможностей. К примеру, увеличить или уменьшить заданную скорость можно непосредственно с руля. При коротком нажатии на «+» скорость увеличивается на 1 км/ч, при более длительном — на 5 км/ч. Аналогичным образом с помощью кнопки «–» можно замедлять автомобиль. Нажатием на кнопку Resume систему можно вернуть к ранее заданному значению.

Включить «круиз» на автомобиле и начать им пользоваться — это лишь полдела. Важно ещё и понимать, как его выключить.

Отключение круиз-контроля обычно происходит при:

  • Нажатии на педаль тормоза или сцепления (если машина с МКП).
  • Нажатии на кнопку «пауза».
  • Срабатывании систем ESP или ASR.
  • Переводе селектора «автомата» в положение N.

Во время использования круиз-контроля водитель может в любой момент превысить запрограммированную скорость, нажав на педаль акселератора. К примеру, для совершения обгона. В этом случае значение скорости «круиза» на дисплее начнёт мигать. Когда водитель отпустит педаль газа, система вернётся к поддержанию ранее заданной скорости.

Виды круиз-контроля

Системы круиз-контроля принято делить на два вида — пассивный (PCC) и адаптивный, он же активный (ACC). По своим возможностям они сильно отличаются.

Пассивный

О принципах работы и возможностях пассивного круиз-контроля мы уже рассказали выше. Эта система эксплуатируется на протяжении более чем полувека на самых разных транспортных средствах, но её способности по современным меркам достаточно скромны. По сути такой «круиз» всего лишь поддерживает скорость вне зависимости от внешних факторов. Он не отключится сам, если перед машиной возникнет препятствие. Совсем иное дело — «круиз» адаптивный.

Адаптивный

Активный или адаптивный «круиз» — гораздо более умная и совершенная система. Этот вид круиз-контроля не просто поддерживает заданную скорость, но и отслеживает скорость впередиидущего автомобиля, держит безопасную дистанцию от него. По сути — преследует автомобиль-лидер, оценивая расстояние до него и анализируя скорость сближения и отдаления.

Как пользоваться круиз-контролем

Многие водители до сих пор боятся пользоваться круиз-контролем, несмотря на то, что он входит в стандартную комплектацию все большего количества новых автомобилей.

В этом важном руководстве мы объясним все, что вам нужно знать о том, как и когда его использовать.

БЕСПЛАТНАЯ замена батареи

В течение ограниченного времени получите БЕСПЛАТНУЮ замену батареи на сумму 36 фунтов стерлингов вместе с аварийным покрытием RAC.*

Купить сейчас

Как работает круиз-контроль?

Круиз-контроль — это электронная система, которая позволяет вам зафиксировать педаль акселератора автомобиля на определенной скорости, чтобы вы могли убрать ногу с педали.

По сути, это форма вождения на автопилоте.

Круиз-контроль предназначен для использования на дорогах и автомагистралях, где нет частых остановок и поворотов для переговоров.

Когда-то его можно было найти только на роскошных автомобилях высокого класса, но теперь он часто устанавливается даже на самые маленькие городские автомобили.

Активируется нажатием кнопок во время вождения. Основными элементами управления являются «вкл / выкл», «установить», «отменить» и «возобновить».

Современный круиз-контроль был изобретен в 1948 слепого американского инженера-механика Ральфа Титора, хотя управление скоростью берет свое начало в 18 веке, когда оно использовалось для регулирования паровых двигателей.

Как настроить круиз-контроль

Круиз-контроль немного отличается для каждой модели автомобиля, но большинство систем работают очень похоже. Чтобы начать движение, выполните следующие 5 шагов:

1. Увеличьте скорость. Круиз-контроль предназначен для движения с постоянной скоростью не менее 30 миль в час без постоянных остановок, поэтому он идеально подходит для автомагистралей или дорог с двусторонним движением.

2. Включите круиз-контроль: как только вы достигнете желаемой скорости (убедитесь, что она находится в пределах допустимой скорости), включите систему круиз-контроля. В большинстве автомобилей кнопки управления им находятся на рулевом колесе или за ним, а при включении на приборной панели загорается индикатор.

Внимание! Прежде чем использовать круиз-контроль в первый раз, сверьтесь с руководством и найдите кнопки, чтобы не возиться с ними в дороге, что явно опасно.

3. Настройте круиз-контроль: после включения системы нажмите кнопку настройки. Это будет связываться с вашим автомобилем, чтобы поддерживать текущую скорость. В большинстве автомобилей индикатор приборной панели станет зеленым. После того, как круиз-контроль настроен, можно убрать ногу с педали акселератора, и автомобиль должен поддерживать свою скорость.

4. Для ускорения: у большинства автомобилей есть кнопка со стрелкой вверх или кнопка «+», позволяющая увеличить скорость автомобиля. Нажатие педали акселератора обычно отключает систему.

5. Для замедления: либо нажмите стрелку вниз или кнопку «-» на системе круиз-контроля, либо нажмите на тормоз. Из соображений безопасности круиз-контроль отключается при нажатии на педаль тормоза.

Другие функции: Кнопка «Отмена» приостанавливает круиз-контроль, снова предоставляя вам полный контроль без полного отключения системы. Он должен сохранять скорость, которую вы выбрали для круиза.

Если вы хотите вернуться к ранее запрограммированной скорости, просто нажмите «возобновить».

  • Вы любитель средней полосы? Вот факты
  • 14 способов продлить срок службы автомобиля
  • Все, что вам нужно знать о тормозных колодках

Экономит ли круиз-контроль деньги?

Основная функция круиз-контроля — сделать вождение более комфортным, но, сглаживая ускорение и замедление, вы также можете сэкономить топливо.

Многие из нас признают, что не очень последовательно поддерживают постоянную скорость на дороге, даже на автомагистралях.

При постоянном ускорении и торможении расходуется значительно больше топлива, чем при поддержании заданной скорости.

По данным Департамента транспорта, движение с постоянной скоростью 50 миль в час вместо 70 миль в час может снизить расход топлива на 25%.

Кроме того, установка круиз-контроля на ограничение скорости может помочь вам избежать штрафов за превышение скорости.

Это может быть особенно полезно в сегодняшних условиях вождения, поскольку камеры средней скорости становятся все более распространенными.

Когда не следует использовать круиз-контроль?

Хотя круиз-контроль имеет много преимуществ, бывают случаи, когда его использование небезопасно. Избегайте круиз-контроля:

При интенсивном движении, на извилистых дорогах, при спуске и при приближении к мосту. В основном, когда постоянная скорость нецелесообразна.

На скользких дорогах, включая снег, лед, сильный дождь и град, так как это увеличивает вероятность скольжения.

Поздно ночью или когда вы устали. Круиз-контроль скоро может стать функцией повтора. Поскольку вам не нужно держать ногу на педали акселератора, легче заснуть и потерять контроль над автомобилем.

Что такое адаптивный круиз-контроль?

Некоторые современные автомобили оснащены адаптивным круиз-контролем (ACC).

Адаптивный круиз-контроль — это более совершенная технология, которая позволяет вам устанавливать определенную скорость, в то время как система автоматически считывает движение впереди и удерживает ваш автомобиль на безопасном расстоянии.

Он делает это с помощью радарных датчиков, установленных в передней части автомобиля, чтобы ваша скорость соответствовала скорости впереди идущего автомобиля.

Когда система обнаруживает изменение расстояния до впереди идущего автомобиля, она автоматически тормозит или ускоряется, чтобы поддерживать заданную ранее крейсерскую скорость. Умный что ли?

Однако, если впереди идущая машина резко ускорится, ваша машина не будет следовать за ней. Вместо этого система ACC будет удерживать заданную скорость до тех пор, пока вы ее не измените или пока она не догонит другое транспортное средство.

*Для 1 номинированного автомобиля. Распространяется на новые, личные и отдельные транспортные средства Extra & Complete. Окончание 02. 08.23, 7 утра.

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем | Поддержка автомобиля

Вы просматриваете сайт GMC.com (United States). Закройте это окно, чтобы остаться здесь, или выберите другую страну, чтобы увидеть транспортные средства и услуги, характерные для вашего местоположения.

КанадаДругое

Продолжать

ПОДДЕРЖКА АВТОМОБИЛЯ ПОДДЕРЖКА АВТОМОБИЛЯ

Назад к помощи водителю

Уровень сложности: Новичок  | Необходимое время:  2 минуты  | Необходимые инструменты: Нет

Если в вашем автомобиле есть эта доступная функция, адаптивный круиз-контроль  позволяет автоматически следовать за обнаруженным транспортным средством впереди через промежуток, выбранный водителем. Вы всегда можете переопределить функцию и взять управление на себя.

КАК НАЧАТЬ РАБОТУ С АДАПТИВНЫМ КРУИЗ-КОНТРОЛЕМ


1. Чтобы включить эту функцию, нажмите кнопку включения/выключения круиз-контроля на рулевом колесе. Когда система включена, вы увидите белый значок АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ на дисплее комбинации приборов или на проекционном дисплее, если в вашем автомобиле есть такая функция. Значок может выглядеть как спидометр с транспортным средством поверх него или дуга с маленьким треугольником, указывающим через него.

2. Чтобы выбрать крейсерскую скорость, нажмите кнопку SET во время движения с нужной скоростью. Белый значок АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ изменится на зеленый, что означает, что система используется.

УСТАНОВКА ПРОБЕЛА

1. Выберите расстояние между вашим автомобилем и впереди идущим автомобилем с помощью кнопки GAP SETTING на рулевом колесе. Текущая настройка зазора ненадолго отобразится на комбинации приборов и проекционном дисплее, если таковой имеется.

2. Каждое нажатие кнопки GAP SETTING переключает настройки дальнего, среднего или ближнего зазора.

3. Помните, что вы выбираете следующее время. Это означает, что следующее расстояние будет варьироваться в зависимости от того, насколько быстро вы едете. Чем быстрее вы ускоряетесь, тем дальше вы будете следовать, поскольку потребуется большее расстояние, чтобы замедлиться или остановиться.

4. Выберите НАСТРОЙКУ ПРОБЕЛА, которая лучше всего соответствует вашему стилю вождения, текущему трафику и погодным условиям.

SET AT STANDSTILL


На некоторых автомобилях вы можете установить скорость адаптивного круиз-контроля во время остановки (система должна быть включена, вы должны нажать на педаль тормоза, а ваш автомобиль должен быть на ПЕРЕДНЕЙ передаче).

1. Нажмите кнопку SET, удерживая ногу на тормозе, чтобы включить эту функцию.

2. Вы можете изменить заданную скорость, не отпуская педали тормоза, нажимая кнопку «+»/RESUME или «-»/SET до тех пор, пока система не покажет желаемую скорость.

3. Затем снимите ногу с педали тормоза, и автомобиль сохранит свое положение. Как только движение начнет двигаться, нажмите кнопку RESUME, и автомобиль автоматически разгонится до заданной скорости или преодолеет разрыв, если впереди будет обнаружен автомобиль.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУ РЕЖИМАМИ КРУИЗ-КОНТРОЛЯ


На некоторых моделях можно переключаться между адаптивным круиз-контролем и круиз-контролем. Вот как:

1. Нажмите и удерживайте кнопку ОТМЕНА.

2. Через некоторое время значок в кластере изменит режимы. После этого вы можете отпустить кнопку.

3. В информационном центре водителя (DIC) появится сообщение о том, что вы переключились между круиз-контролем и адаптивным круиз-контролем. Затем проверьте, какой значок КРУИЗ-КОНТРОЛЯ отображается, прежде чем установить скорость круиз-контроля и начать использовать систему.

КРУИЗ-КОНТРОЛЬ

АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ

АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ

ОТМЕНА АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ


Если вы хотите прекратить использование адаптивного круиз-контроля, вы можете:

  • Нажмите на педаль тормоза
  • Нажмите кнопку ОТМЕНА
  • Нажмите кнопку включения/выключения круиз-контроля

АДАПТИВНЫЙ КРУИЗ-КОНТРОЛЬ ОТМЕНА


Если нажать педаль акселератора во время работы системы, автоматическое торможение не произойдет. Вы получите сообщение на дисплее комбинации приборов, или зеленый значок АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ станет синим, указывая на то, что автоматическое торможение адаптивного круиз-контроля временно отключено, пока вы не отпустите педаль акселератора.

Вам следует прочитать руководство пользователя, чтобы узнать больше об ограничениях системы.

СОБЛЮДЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АДАПТИВНОГО КРУИЗ-КОНТРОЛЯ


  • Система может тормозить только ограниченное количество раз. Ваше полное внимание всегда требуется во время вождения.
  • Адаптивный круиз-контроль не управляет автомобилем. Вы всегда должны контролировать рулевое управление автомобиля.
  • Система может не реагировать на припаркованные, остановившиеся или медленно движущиеся автомобили. Вы всегда должны быть готовы действовать и нажать на тормоза.
  • Не используйте систему на извилистых или холмистых дорогах, на съездах с автомагистралей или въездах на них, а также при буксировке (при наличии адаптивного круиз-контроля с буксировкой). В этих условиях вождения система может не обнаружить впереди идущее транспортное средство.
  • Система не может обнаружить светофор или дорожные знаки, поэтому вам все равно нужно тормозить, когда это необходимо на перекрестках и светофорах.

СВЯЗАННЫЕ ССЫЛКИ И РЕСУРСЫ

вопросы и ответы

Нужно ли содержать в чистоте датчики камеры и радара?

Да. Чтобы камера работала должным образом, важно содержать в чистоте ветровое стекло, а для правильной работы радарных датчиков необходимо содержать в чистоте переднюю решетку и бамперы. Инструкции по очистке см. в Руководстве пользователя.

Из-за чего адаптивный круиз-контроль может работать не так, как ожидалось?

Плохая погода, которая влияет на сцепление с дорожным покрытием или видимость, может повлиять на его работу.


Learn more