Где и как должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара


ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов \ КонсультантПлюс

ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

(п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПДД РФ 2023 - 4. Обязанности пешеходов

Правила дорожного движения 2023

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

Что делать велосипедистам, пешеходам при отсутствии тротуаров

Разрешает ли закон ходить по велосипедной дорожке? Разумно заключить, что пешеходы могут в ситуациях, когда нет тротуара или другой альтернативы. Предоставлено Capital City Development Corp.

Вопрос: Я живу в районе, где по обеим сторонам дороги есть велосипедные дорожки, но нет тротуаров. Меня учили всегда идти против движения машин. Это также означает идти против движения велосипедистов. Если я вижу, что приближается велосипед, я сворачиваю влево, чтобы они могли обогнать меня справа. У меня был некоторый опыт с велосипедистами, которые не уступали мне места или, что еще хуже, заставляли меня выезжать на улицу. Я также видел много пешеходов, идущих в пробке. Каковы правила в отношении пешеходов и велосипедистов, использующих велосипедные дорожки в местах, где нет тротуаров? Кроме того, каковы правила, касающиеся направления пешеходов в отношении движения?

Ответ: В классическом вестерне «Ровно полдень» есть культовая сцена за мгновение до прибытия злодеев, когда маршал Уилл Кейн идет в одиночестве по главной улице Хэдливилля, единственный человек, ответственный за безопасность своего города. Ты знаешь, по какой стороне дороги он идет? Это не имеет значения, потому что действие происходит до того, как были изобретены автомобили и велосипеды. С точки зрения безопасности дорожного движения мы можем мечтать о тех более простых временах. В нашу современную эпоху пешеходы, велосипедисты и водители иногда делят одно и то же пространство, и существует явный дисбаланс в результатах, если все идет не так. Конечно, в те более простые времена у нас не было пенициллина, а средняя продолжительность жизни составляла 42 года, поэтому есть некоторые компромиссы.

Вы сказали, что вас учили всегда идти против движения машин, и вы правы. Закон гласит, что там, где тротуары не предусмотрены или недоступны, пешеходы должны идти по обочине, если таковая имеется, или по внешнему краю проезжей части лицом к движению транспорта. Это также хорошая стратегия, позволяющая убедиться, что вы видите, что будет дальше. Размещение пешеходов и автомобилей на одном тротуаре — это высший пример нечестной борьбы, поэтому вам нужно использовать любую возможность, чтобы увидеть потенциальную опасность и уйти с дороги.

Но разрешает ли закон ходить по велосипедной дорожке? Я не могу найти какой-либо закон, который конкретно дает или отказывает в разрешении (есть несколько, которые подразумевают, что это нормально). Тем не менее, закон дает определение «проезжей части», которое включает все части шоссе, используемые для движения транспортных средств, за исключением тротуара и обочины. Казалось бы, это включает в себя велосипедные дорожки, примыкающие к полосам для транспортных средств, поэтому разумно сделать вывод, что пешеходы могут ходить по велосипедной дорожке, когда нет альтернативы.

Велосипедисты, когда вы едете на велосипеде по дороге, вы должны следовать тем же правилам, что и автомобили (за некоторыми исключениями – некоторые законы просто не имеют смысла применительно к велосипедам). Езжайте в том же направлении, что и автомобили путешествовать (безумие ездить навстречу движению), и если вы приближаетесь к пешеходу (даже по велосипедной дорожке), объезжайте его так же, как автомобиль. На всякий случай, если есть велосипедист, который утверждает, что закон требует, чтобы он ехал так далеко вправо, как это безопасно, позвольте мне указать, что наезд на пешехода в принципе небезопасен. Кроме того, закон делает исключение для езды направо, если есть опасность, и включает пешеходов в качестве потенциальной опасности.

Маловероятно, что кто-то из нас столкнется с горсткой злодеев, въезжающих в город на паровозе, но мы можем взять на себя ответственность за свою и других безопасность, соблюдая правила дорожного движения и заботясь друг о друге. Я уверен, маршал Кейн гордился бы этим.

Задайте вопрос Правилам дорожного движения, используя нашу форму. Target Zero — это видение Вашингтона, направленное на сокращение количества смертельных случаев и серьезных травм на дорогах до нуля к 2030 году. Для получения дополнительной информации о безопасности дорожного движения посетите сайт TheWiseDrive.com.

Дуг Даль

Дуг Даль, менеджер по связям с общественностью Target Zero, каждый понедельник отвечает на вопросы о правилах дорожного движения, правилах безопасного вождения и общих методах работы полиции.

Преимущества безопасности пешеходных дорожек, тротуаров и обочин с твердым покрытием — безопасность

Преимущества безопасности пешеходных дорожек, тротуаров и обочин с твердым покрытием

Программа безопасности FHWA

http://safety.fhwa.dot.gov

FHWA-SA-10-021

Посмотреть PDF-файл Версия [375 КБ]
Вам понадобится Adobe Reader для просмотра PDF-файлов на этой странице.



В загородном поселке построена шестиполосная дорога. Он обслуживает школы, предприятия и транзитные маршруты. По всей длине шоссе пешеходные дорожки выбиты в траву. Для пешеходов это некомфортно, недоступно и небезопасно. Ему нужен тротуар.


Фото: Майкл Ронкин

Пешеходные дорожки

Ежегодно около 4500 пешеходов гибнут в дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобилей в США. 1 Пешеходы, погибшие при «хождении по проезжей части», составляют почти 8 процентов этих смертей. 2 Многие из этих трагедий можно предотвратить. Предоставление пешеходных дорожек, отделенных от полос движения, может помочь предотвратить до 88 процентов таких «аварий при ходьбе по проезжей части». 3

Пешеходные дорожки могут быть созданы путем создания стабилизированных или мощеных поверхностей, отделенных от проезжей части, или путем расширения мощеных обочин. Эти меры могут не только повысить безопасность пешеходов, но и сделать пешие прогулки более жизнеспособными.

Преимущества тротуаров

Тротуары, отделенные от проезжей части, являются предпочтительным местом для пешеходов. Тротуары обеспечивают множество преимуществ, включая безопасность, мобильность и более здоровое население.

Тротуары не только снижают количество аварий при ходьбе по проезжей части, но и снижают вероятность аварий с другими пешеходами. Вероятность ДТП с участием пешеходов на дорогах без тротуаров в два раза выше, чем на участках с тротуарами по обеим сторонам улицы. 4


Фото предоставлено: www.pedbikeimages.org/Dan Burden

Создание дорожек для пешеходов значительно увеличивает то, насколько хорошо пешеходы воспринимают удовлетворение своих потребностей вдоль проезжей части. 5 Чем шире расстояние между пешеходом и проезжей частью, тем комфортнее пешеходное сооружение.

Предоставляя более удобные условия, мы можем увеличить количество пеших прогулок, особенно в районах со смешанным землепользованием. 6 Тротуары, расширенные мощеные обочины или стабилизированные обочины — особенно при обеспечении доступа к общественному транспорту — могут расширить возможности передвижения для людей, которые не могут водить машину. Кроме того, благодаря удалению пешеходов с проезжей части движение автомобилистов улучшается, а пропускная способность увеличивается.

Исследования показывают, что люди будут ходить пешком в развлекательных целях, если им будет предоставлена ​​возможность. 6 Рекреационная ходьба – это один из самых простых способов выполнять рекомендуемое количество физических упражнений каждый день. Умеренные физические нагрузки, такие как ходьба, способствуют как физическому, так и психическому благополучию. 7

Преимущества обочин с твердым покрытием

Обочины с твердым покрытием обеспечивают многочисленные преимущества в плане безопасности для автомобилистов и пешеходов. Установка или расширение обочины с твердым покрытием имеет следующие преимущества:

  • Обеспечивает устойчивую поверхность вне проезжей части для использования пешеходами, когда нет возможности оборудовать тротуары.
  • Уменьшает количество типов сбоев, включая следующие:
    • Лобовые аварии (сообщается о сокращении на 15–75 %) 8
    • Боковые аварии (15–41%) 8
    • Сбои фиксированных объектов (29%–49%) 8
    • ДТП с участием пешеходов (идущих по проезжей части) (71%) 8
  • Улучшает дренаж проезжей части
  • Увеличивает эффективный радиус поворота на перекрестках
  • Снижает потребность в уходе за плечом
  • Предоставляет место для экстренной остановки сломанных автомобилей
  • Предоставляет место для операций по техническому обслуживанию и хранения снега
  • Обеспечивает место для табличек с переменными сообщениями
  • Обеспечивает повышенный уровень комфорта для велосипедистов 5

Практический пример: Шоссе Дейл Мабри, Тампа, Флорида

До устройства тротуаров шоссе Дейл Мабри (SR580) в Тампе, Флорида, никто не чувствовал себя комфортно при ходьбе. Дейл Мабри - это коммерческий коридор с шестью полосами движения, пятифутовой обочиной и остановками общественного транспорта вдоль маршрута. Многие транспортные средства, использующие этот коридор, движутся со скоростью, превышающей разрешенную скорость в 45 миль в час, и столкновения с пешеходами были слишком частыми. Еще до завершения строительства пешеходы ходили по тротуарам. Пешеходы теперь могут ходить в безопасном месте вне проезжей части/обочий по отдельным доступным тротуарам.

До/во время строительства


Фото: Брюс Лэндис

После строительства


Фото предоставлено: Дженнифер Бартлетт

Руководство/приложение

Меморандум FHWA с рекомендациями по рассмотрению и внедрению проверенных контрмер безопасности предлагает следующие рекомендации по устройству тротуаров и обочин:

Доступные тротуары или дорожки должны быть обеспечены и содержаться по обеим сторонам улиц и автомагистралей в городских районах, особенно возле школьных зон и транзитных остановок, а также там, где часто бывает пешеходная активность.

Тротуары следует рассматривать как предпочтительное средство размещения пешеходов в городских районах и там, где предполагается частое использование пешеходов. Для менее развитых районов с ожидаемым периодическим движением пешеходов в Руководящем меморандуме указано следующее:

Вдоль обеих сторон сельских дорог должны быть предусмотрены пешеходные обочины (минимум 4 фута по стабилизированной или мощеной поверхности)… 9

Для получения дополнительной информации посетите http://safety.fhwa.dot.gov/policy/memo071008/


Источники

  1. НАБДД, Факты о безопасности дорожного движения, 2008 г. Пешеходы, НАБДД, Вашингтон, округ Колумбия, 2009 г.
  2. FHWA, ДТП с участием пешеходов и велосипедистов в начале 1990-х гг. Публикация № FHWA-RD-95-163, FHWA, 1995.
  3. FHWA, Анализ факторов, способствующих авариям при движении по проезжей части: исследование и рекомендации для тротуаров и пешеходных дорожек . Отчет № FHWA-RD-01-101, FHWA, Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г.
  4. ФХВА Исследование зон несчастных случаев с пешеходами в результате воздействия: пешеходные переходы, тротуары, местные улицы и основные магистрали . Публикация № FHWA/RD87-038, FHWA, Вашингтон, округ Колумбия, 1987 г.
  5. Отчет NCHRP 616, Мультимодальный анализ уровня обслуживания городских улиц . TRB, Вашингтон, округ Колумбия, 2008.
  6. .
  7. Департамент транспорта Флориды, Сохранение путем изучения велосипедов и пешеходов, этап II . FDOT, Таллахасси, Флорида, 2009 г.
  8. Центр контроля заболеваний, Отчет главного хирурга, физическая активность и здоровье, краткий обзор . CDC, Атланта, Джорджия, 1996.
  9. Департамент транспорта Флориды, Обновление факторов снижения аварийности и контрмер Флориды для улучшения разработки проектов повышения безопасности округа . FDOT, Таллахасси, Флорида, 2005.
  10. Lindley, J.

    Learn more