Для чего нужен круиз контроль в автомобиле


Круиз-контроль — что это такое? Как работает?

Главная СтатьиСоветы специалистовЧто такое круиз-контроль и как он работает?

Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.

Что такое круиз-контроль в автомобиле?

Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.

Когда пригодится система?

Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.

Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.

Как функционирует круиз-контроль?

Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.

Например, при движении авто в гору происходит следующее:

  • Скорость падает.
  • Датчики информируют об этом электронный блок.
  • ЭБУ передает сервоприводу команду с целью переменить угол наклона сектора газа и повысить подачу топлива.
  • Скорость начинает расти.

Как работает круиз-контроль на автомате?

В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.

Как работает круиз-контроль на механике?

Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.

Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?

Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.

Как работать с круиз-контролем?

Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:

  • ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
  • SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
  • COAST – снижает скорость на заданное значение.
  • RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.

Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.

Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).


Виды круиз-контроля

Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.

Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.

Адаптивный круиз-контроль

Это инновационная система, которая выполняет две функции:

  • Сохраняет назначенную скорость движения;
  • Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.

Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.

Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.

Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:

  • Во время продолжительной поездки водитель может отдохнуть.
  • Систему можно легко установить на любые машины – с АКПП или МКПП, с бензиновыми или дизельными двигателями.
  • При езде со стабильной скоростью бензин или дизель расходуется не столь активно. Согласно статистическим данным, экономия топлива составляет 4–7%.
  • Круиз-контроль – это эффективная система пассивной безопасности. Например, адаптивный круиз-контроль создает допустимую дистанцию между автомобилями и, как следствие, минимизирует вероятность столкновения, а функция ограничителя скорости не позволит Вам увеличить скорость авто до того момента, пока Вы не выжмете педаль газа «в пол».

К недостаткам системы относят:

  • Возможность ошибки. Например, если засорились датчики или сломался радар, круиз-контроль может предположить, что впереди идущая машина находится на небезопасном расстоянии. Результат – резкое снижение скорости вплоть до полной остановки. Водитель не всегда оказывается готовым к такой ситуации.
  • Потеря бдительности. Автолюбитель, перекладывая свои обязанности по управлению авто на систему, становится менее восприимчивым к изменениям дорожной обстановки.

Назад к "Советы специалистов"

что это, принцип работы, как устроен :: Autonews

Рассказываем, как устроен круиз-контроль, как правильно и безопасно им пользоваться.

  • Что это
  • Как работает
  • Как пользоваться
  • Виды
  • Как проверить
  • Когда пользоваться запрещено

adv.rbc.ru

Что такое круиз-контроль

Круиз-контроль (cruise control) — это система, позволяющая автомобилю самостоятельно поддерживать заданную водителем скорость движения. Продвинутая версия — адаптивный круиз-контроль — умеет не только поддерживать скорость, но и соблюдать безопасную дистанцию, самостоятельно замедлять автомобиль при необходимости, а затем разгонять машину вновь до заданной скорости. Автоматическое поддержание скорости избавляет водителя от управления педалью акселератора и делает долгое путешествие менее утомительным.

Пользу круиз-контроля наглядно демонстрирует сама история создания этой системы. Идея автоматизации процесса управления подачей газа на автомобиле пришла в голову ослепшему в 5-летнем возрасте инженеру-механику Ральфу Титору. Адвокат изобретателя, выступавший в тот момент в роли водителя, часто непроизвольно замедлял и ускорял автомобиль и не мог поддерживать постоянную скорость движения.

Вскоре увидевшее свет изобретение Ральфа, получившее сразу несколько названий — Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic — быстро нашло применение в автопроме. Первым автомобилем с круиз-контролем стал Chrysler Imperial 1958 года выпуска, а сам «круиз» именовался на нём ни много ни мало как Auto-pilot. Уже в 60-х годах XX века система стала по-настоящему массовой.

Chrysler Imperial 1958 (Фото: grautogallery.com)

Как работает круиз-контроль

По сути «круиз» — это обычный сервопривод с отрицательной обратной связью. Когда водитель активирует систему, то она запоминает положение педали акселератора и актуальную скорость.

Если скорость по какой-то причине начинает падать (к примеру, при движении в гору), электроника даёт команду на специальный сервопривод и увеличивает подачу газа. Когда скорость напротив становится высокой (к примеру, на спуске), электроника даёт команду на уменьшение подачи газа вплоть до полного перекрытия топливовоздушной смеси — происходит торможение двигателем.

На устройстве Ральфа Титора для поддержания постоянной скорости движения отслеживались скорость вращения карданного вала автомобиля и скорость вращения троса спидометра. Специальный электродвигатель, ориентируясь на получаемые данные, регулировал положение дроссельной заслонки и тем самым обеспечивал постоянную скорость движения автомобиля. Во многих современных авто для открытия и закрытия дроссельной заслонки используется вакуумная система с электронным управлением.

С технической точки зрения дооснастить круиз-контролем можно любой автомобиль, однако в абсолютном большинстве случаев эта операция осуществляется ещё на этапе сборки транспортного средства на конвейере.

Помимо своей основной функции (поддержания заданной скорости), круиз-контроль прекрасно выполняет ещё одну задачу — экономит топливо. В отличие от человека, электроника дозирует подачу топлива более грамотно и плавно, тем самым снижая потребление на 4–7%.

Система круиз-контроля может применяться как на автомобилях с механической трансмиссией, так и на моделях с автоматом.

Фото: Shutterstock

На «автомате»

В автомобилях с любым типом автоматической трансмиссии переключение передач осуществляется без участия водителя, что значительно упрощает функционирование системы круиз-контроля. Она может работать без вмешательства со стороны человека в сложных дорожных условиях.

Например, при движении в гору автомобиль для поддержания скорости самостоятельно перейдёт на одну или несколько передач вниз. То же самое случится на спуске, когда простого закрытия дроссельной заслонки для эффективного замедления до заданной скорости будет недостаточно.

На «механике»

Механическая трансмиссия ограничивает функционирование системы круиз-контроля. Поскольку автолюбителю приходится принимать непосредственное участие в процессе переключения передач, автомобиль не всегда может самостоятельно реализовать возможности по ускорению или замедлению в автоматическом режиме.

К примеру, круиз-контроль может не вытянуть машину в крутую горку на высокой передаче — для этого со стороны водителя потребуется переключение коробки вниз. При движении с горы происходит другой эффект: система полностью закрывает дроссельную заслонку при превышении заданной скорости, но машина замедляется недостаточно эффективно. Чтобы дополнительно погасить скорость, водитель должен самостоятельно нажать на тормоз или перейти на пониженную передачу. Однако при осуществлении манипуляций с педалями и коробкой передач система круиз-контроля деактивируется.

Как пользоваться круиз-контролем

Современный автомобильный круиз-контроль — это электронная система, управляемая посредством кнопок на руле или отдельных подрулевых переключателей. Вне зависимости от марки и модели транспортного средства функционирует и управляется система похоже, хотя возможны нюансы. Чтобы активировать систему, обычно нужно выполнить следующую последовательность действий:

  1. Найти на руле, подрулевом переключателе или консоли кнопку, отвечающую за активацию «круиза» и включить систему (кнопки ON/OFF). По умолчанию она обычно отключена. Информация о работе круиз-контроля отображается на приборной панели.
  2. Разогнать автомобиль до нужной вам скорости движения. Учтите, что в большинстве случаев работа «круиза» невозможна на скоростях менее 40 км/ч.
  3. Запустить работу системы, нажав на кнопку или рычажок с надписью SET/- или просто SET (в зависимости от конкретной модели название может отличаться).
  4. Отпустить педаль акселератора — машина начнёт поддерживать скорость без вашего участия.

Фото: favorit-motors.ru

Управление системой круиз-контроля может обладать индивидуальными особенностями, с которыми стоит ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Нередко производитель закладывает в систему множество возможностей. К примеру, увеличить или уменьшить заданную скорость можно непосредственно с руля. При коротком нажатии на «+» скорость увеличивается на 1 км/ч, при более длительном — на 5 км/ч. Аналогичным образом с помощью кнопки «–» можно замедлять автомобиль. Нажатием на кнопку Resume систему можно вернуть к ранее заданному значению.

Включить «круиз» на автомобиле и начать им пользоваться — это лишь полдела. Важно ещё и понимать, как его выключить.

Отключение круиз-контроля обычно происходит при:

  • Нажатии на педаль тормоза или сцепления (если машина с МКП).
  • Нажатии на кнопку «пауза».
  • Срабатывании систем ESP или ASR.
  • Переводе селектора «автомата» в положение N.

Во время использования круиз-контроля водитель может в любой момент превысить запрограммированную скорость, нажав на педаль акселератора. К примеру, для совершения обгона. В этом случае значение скорости «круиза» на дисплее начнёт мигать. Когда водитель отпустит педаль газа, система вернётся к поддержанию ранее заданной скорости.

Виды круиз-контроля

Системы круиз-контроля принято делить на два вида — пассивный (PCC) и адаптивный, он же активный (ACC). По своим возможностям они сильно отличаются.

Пассивный

О принципах работы и возможностях пассивного круиз-контроля мы уже рассказали выше. Эта система эксплуатируется на протяжении более чем полувека на самых разных транспортных средствах, но её способности по современным меркам достаточно скромны. По сути такой «круиз» всего лишь поддерживает скорость вне зависимости от внешних факторов. Он не отключится сам, если перед машиной возникнет препятствие. Совсем иное дело — «круиз» адаптивный.

Адаптивный

Активный или адаптивный «круиз» — гораздо более умная и совершенная система. Этот вид круиз-контроля не просто поддерживает заданную скорость, но и отслеживает скорость впередиидущего автомобиля, держит безопасную дистанцию от него. По сути — преследует автомобиль-лидер, оценивая расстояние до него и анализируя скорость сближения и отдаления.

Что такое круиз-контроль? | Kia British Dominica

«Круиз-контроль позволяет поддерживать заданную скорость без использования акселератора. После того, как вы выбрали скорость, вы можете убрать ногу с педали акселератора, и автомобиль будет двигаться с этой скоростью».

 

Круиз-контроль — это функция, которая пригодится, когда вы едете с постоянной скоростью. Это электрическая система, которая позволяет вам настроить автомобиль на определенную скорость, позволяя вам убрать ногу с педали акселератора. Таким образом, это может облегчить усталость ног и стресс во время долгой поездки. Еще одно большое преимущество использования круиз-контроля заключается в том, что вы будете иметь большую эффективность использования топлива. Ваш автомобиль будет потреблять гораздо меньше топлива, если вы будете двигаться с постоянной скоростью, а не ускоряться на каждом участке открытой дороги. Когда вы резко ускоряетесь, ваш двигатель потребляет больше энергии, и вы можете использовать на 60 % больше топлива, чем тот, кто использует круиз-контроль. В конечном счете, нетрудно сэкономить на топливе, если вы позволите своему автомобилю автоматически поддерживать постоянную крейсерскую скорость.

 

Передовым направлением круиз-контроля сегодня является адаптивный круиз-контроль. Почти все автомобили теперь будут оснащены этой умной системой. Как и обычный круиз-контроль, адаптивный круиз-контроль позволяет установить желаемую скорость движения. Но разница в том, что адаптивный круиз-контроль поддерживает безопасную дистанцию ​​между автомобилем впереди и вашим автомобилем с постоянной скоростью, используя датчики, установленные впереди. Например, если автомобиль впереди вашего автомобиля начинает замедляться, адаптивный круиз-контроль будет использовать торможение двигателем, чтобы автоматически замедлить темп вашего автомобиля и поддерживать выбранную дистанцию. Многие говорят, что адаптивный круиз-контроль — это шаг к автономным автомобилям будущего. Но это не совсем автономное вождение, так как вы должны держать руки на руле и полностью осознавать дорогу.

Обычно кнопки круиз-контроля находятся с правой стороны рулевого колеса. В зависимости от автомобиля расположение элементов управления может различаться, но функциональность круиз-контроля обычно одинакова. Вот основные кнопки, которые вы можете использовать для управления круиз-контролем.

 

ВКЛ/ВЫКЛ : Чтобы включить круиз-контроль, нажмите кнопку ВКЛ/ВЫКЛ. Вы увидите, что круиз-сигнал загорается на приборной панели, что означает, что система активирована. Чтобы выключить систему, нажмите эту кнопку еще раз.

 

Res + : Нажмите эту кнопку, если хотите увеличить крейсерскую скорость. Каждый раз, когда вы нажимаете кнопку, автомобиль ускоряется на 1 милю в час. Вы также можете использовать эту кнопку, чтобы возобновить ранее установленную скорость.

 

Set - : Эта кнопка уменьшит заданную скорость. При каждом нажатии кнопки крейсерская скорость будет уменьшаться на 1 милю в час. Как только вы достигнете желаемой скорости, нажмите кнопку «Set», и на приборной панели появится значок «Cruise Set». Затем вы можете убрать ногу с педали газа, и машина будет поддерживать скорость за вас.

 

Отмена : Когда пришло время отменить режим круиз-контроля, например, когда вы съезжаете с шоссе или впереди интенсивное движение, нажмите эту кнопку, чтобы отключить систему круиз-контроля. Или вы можете просто нажать педаль тормоза, чтобы отключить систему.

 


Каким бы умным ни был круиз-контроль, в некоторых ситуациях вам НЕ СЛЕДУЕТ использовать эту функцию вообще. Вот несколько золотых правил, которым нужно следовать, когда дело доходит до использования круиз-контроля.

             

  • На мокрой дороге использование круиз-контроля может быть опасным. В дождь он будет менее эффективен, а круиз-контроль может нарушить баланс и время реакции в дождливую погоду.
  • В час пик рекомендуется выключать круиз-систему. С обычным круиз-контролем вам придется постоянно выключать его, когда движение замедляется, и вы можете попасть в аварию, если отвлечетесь, пока он активен.
  • На сложных извилистых дорогах не следует использовать круиз-контроль. Обратите внимание, что круиз-контроль в первую очередь предназначен для того, чтобы вы могли двигаться по шоссе с заданной скоростью. Если вы этого не делаете, лучше не использовать его.

Как работает круиз-контроль в автомобилях?

Большинство автомобилей имеют функцию круиз-контроля, которая позволяет включить ее нажатием кнопки или одним поворотом ручки на рулевой колонке рядом с рулем. В круиз-контроле используется сервомеханизм (система, состоящая из чувствительного элемента), который работает с дроссельной заслонкой, чтобы поддерживать движение автомобиля на определенной скорости.

При вождении на большие расстояния обычно требуется постоянно держать одну ногу на педали газа. Часто легко попасть в поток движения и ехать немного быстрее, чем хотелось бы, что некоторые называют опережающей ногой. Круиз-контроль хорошо работает, когда перед вами прямая дорога и вы можете следить за движением транспорта. В этой системе есть кабель, идущий от рулевой колонки к приводу автомобиля. Вы нажимаете кнопку или поворачиваете ручку во включенное положение и выбираете скорость, которую хотите использовать. Используйте настройку SET и нажмите на педаль, чтобы отрегулировать скорость. Если вы хотите выключить его, либо нажмите на педаль тормоза, либо выключите кнопку или ручку в положение OFF.

Хотя некоторые акцентируют внимание на опасностях круиз-контроля, обычно им можно пользоваться. С круиз-контролем водители автомобилей с ручным управлением и автомобили с автоматической коробкой передач получают больше контроля над своей скоростью, не нажимая педаль газа. Поскольку он встроен в ваш автомобиль, вам не нужно тратить много денег, чтобы установить его или оставить свой автомобиль в магазине. Вы должны убедиться, что находитесь на прямой дороге, так как эта функция не управляет рулевым колесом. Также следите за потоком транспорта, чтобы знать, когда вам нужно замедлиться или остановиться.

Распространенное заблуждение состоит в том, что круиз-контроль вреден для автомобиля. Ведущие бренды устанавливают эту функцию на новые автомобили, потому что знают, что она может продлить срок службы автомобиля. Простой процесс ускорения может нанести больше вреда, чем вы думаете. Это вызывает довольно небольшой износ, который может серьезно снизить стоимость вашего автомобиля. С помощью кнопки круиз-контроля вам будет легче достичь максимальной скорости и поддерживать ее, нанося меньший ущерб.

Несмотря на некоторые преимущества, в некоторых случаях следует избегать использования круиз-контроля. Избегайте использования этой функции, если дороги не сухие. Будь то дождь на улице или снег накануне вечером, вам нужно следить за своей скоростью. С круиз-контролем вы можете остановиться не так быстро, как хотелось бы. Не используйте эту функцию, если вы устали. Круиз-контроль поддерживает вашу крейсерскую скорость, но не может управлять автомобилем. Риск заснуть за рулем и попасть в аварию слишком высок. Не используйте круиз-контроль, когда на дороге много машин. Это делает его слишком сложным для вас, чтобы не отставать от потока трафика.

Использование круиз-контроля похоже на использование ограничителя скорости автомобиля, поскольку помогает поддерживать постоянную скорость. Когда вы продолжаете переключаться между педалями газа и тормоза, вы не только оказываете сильное давление на свой автомобиль, но и снижаете эффективность использования топлива. Если вы проводите много времени в пробках, вы заметите, как низко падает средний расход топлива.


Learn more