Что ценного в катализаторе


Что находится в катализаторах автомобилей, и почему их покупают

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?

  • Что находится в автомобильном катализаторе
  • Наиболее ценная часть катализатора
  • Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
  • Сколько в катализаторах ценных металлов по весу
  • Почему компании скупают б/у катализаторы
  • Что делают с катализаторами от автомобилей

Что находится в автомобильном катализаторе

Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля. Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.

Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:

  • каталитически активный ячеистый блок — главная рабочая часть;
  • датчик фиксации уровня загрязненности выхлопа, достигнутого после прохождения центрального рабочего блока;
  • защитный кожух — термостойкая прокладка, которая теплоизолирует и защищает содержимое ката от встряски, трения и ударов.

Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе. Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.

Наиболее ценная часть автоката — носитель

То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.

Какие есть драгоценные металлы в катализаторе

Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:

  • Родий и палладий преобладают в напылении катов, снятых с авто с бензиновым типом двигателя.
  • Платины обычно больше в автокатализаторах, снимаемых с мощных дизельных двигателей иномарок.

Текущая цена палладия за грамм — $62.75, платины — $30.14, родия — $369.73. И хотя курсы валют и биржевые котировки на LBMA (Лондонский рынок драгоценных металлов), являющемся главным ориентиром расценок, постоянно меняются, все равно стоимость перечисленных драгметаллов в совокупности в десятки раз превышает стоимость золота.

Сколько в катах

ценных металлов по весу

Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:

  • платины — 1,5 г;
  • родия — 0,15 г;
  • палладия — 1,3-1,4 г.

Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.

Почему компании скупают б/у катализаторы

Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.

Что делают с катализаторами от автомобилей

Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации. В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием. Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные. Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли. Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.

продать катализаторПосмотреть контакты

Как извлечь из катализатора драгоценные металлы

  • Главная
  • /
  • Автовладельцам
  • /
  • Как извлечь драгоценные металлы из катализатора и зачем это нужно

30 июля 2020

На протяжении последних 10 лет каталитические нейтрализаторы устанавливают на каждый выпускаемый автомобиль. Данные устройства отвечают за одну важную задачу – очистка отработанных газов и приведение их в соответствие требованиям экологических стандартов (в разных странах установлены различные нормативы). При воздействии специальных элементов токсичные вещества в автомобильных выхлопах преобразуются в совершенно безвредные компоненты (азот, вода, углекислый газ).

Это обеспечивается за счет догорания углеводородов, окиси углерода и окислов азота при воздействии высоких температур с участием кислорода. В этом процессе также участвуют каталитические вещества, которые представлены напылением драгоценных металлов (платины, палладия, родия). Благодаря таким химическим реакциям из выхлопной трубы автомобиля выходят абсолютно безвредные вещества, которые не загрязняют атмосферу и не оказывают негативных воздействий на организм человека.

Ценность внутренней «начинки» нейтрализаторов

Каталитические конвертеры, представленные на сайте autocatalystmarket.com/ru/ru, устанавливаются в выхлопную систему и размещаются под днищем автомобиля. Они представлены в виде металлического кожуха и термоизолированного блока с мелкими керамическими сотами. На поверхность этих ячеек тонким слоем наносятся драгоценные металлы. При высоких температурах от +300 °С и соблюдении пропорции топлива/кислорода ускоряется проведение окислительно-восстановительных реакций.

Внутренняя ячеистая структура имеет общую площадь в десятки тысяч м2, при этом драгметаллы составляют от 0.05 до 0.8 % от массы самого устройства. Хотя вес сравнительно невелик, из-за высокой стоимости платины, палладия и родия неисправные катализаторы лучше не выбрасывать, а сдавать на разборку. Это позволит немного сэкономить на покупке нового нейтрализатора.

Как правило, ценность «начинки» автомобильных катализаторов зависит от ряда важных факторов:

  • машины возрастом более 12-15 лет оснащаются нейтрализаторами, которые соответствуют менее жестким экологическим стандартам, поэтому содержат намного меньше драгоценных металлов;
  • современные модели автомобилей оснащаются каталитическими конвертерами, которые должны отвечать требованиям стандартов Евро5 и Евро6, поэтому сотовая решетка в них имеет больше напыления драгметаллов;
  • автопроизводители стараются улучшать качество моторов, поэтому новые силовые агрегаты требуют менее производительных очистных деталей, соответственно в нейтрализаторах используется меньше платины и палладия;
  • катализаторы с трехкамерной конструкцией наиболее выгодны с точки зрения извлечения драгметаллов;
  • конвертеры в машинах Jeep, Hummer, Mersedes, Lexus и Land Rover более дорогостоящие, чем устройства в авто отечественного производства.

Особенности извлечения катализаторов

Чтобы получить ценное сырье, соты нейтрализаторов обрабатывают механическим и химическим способом. Их измельчают и подвергают электролизу (или воздействиям активных средств). Для высвобождения родия и платины применяется процесс выщелачивания (на соты многократно воздействуют окисляющими смесями и промывками). Также может применяться пирометаллургическая методика (сотовую решетку дробят, нагревают до высокой температуры и периодически сливают примеси, получая гранулы драгметаллов). Для получения палладия используется гальванический метод и фторирование с расщеплением минеральными кислотами.

Как видите, процесс извлечения дорогостоящего сырья является довольно сложным, и выполнить его самостоятельно практически невозможно. Поэтому неисправные и изношенные нейтрализаторы лучше сдать в специализированные компании, которые занимаются их скупкой и обработкой.

Комментарии

Рекомендованные статьи

Похитители драгоценных металлов из каталитических нейтрализаторов

Кражи каталитических нейтрализаторов участились за последние несколько лет и не собираются замедляться, поскольку цены на содержащиеся в них драгоценные металлы продолжают стремительно расти. По данным Национального бюро по борьбе с преступностью в сфере страхования, количество краж каталитических нейтрализаторов увеличилось на 325 процентов с 2019 по 2020 год. Во многом это может быть связано с состоянием глобальных цепочек поставок и ценами на предыдущие металлы, которые позволяют каталитическому нейтрализатору функционировать.

Каталитические нейтрализаторы представляют собой устройства в форме глушителя, которые являются частью выхлопной системы и удаляют вредные загрязняющие вещества из выбросов двигателя. Внутренняя часть каталитического нейтрализатора содержит сотовую структуру, покрытую драгоценными металлами, и эти драгоценные металлы действуют как катализатор, разрушая эти вредные загрязняющие вещества и превращая их в менее вредные выбросы. (Вот видео, показывающее, как все это работает.) Двигатели выделяют вредные газы, такие как водород, окись углерода и окись азота, а каталитический процесс внутри каталитического нейтрализатора преобразует их в менее вредные вещества, такие как вода, двуокись углерода и азот. .

Современные каталитические нейтрализаторы обычно имеют две ступени: первая ступень представляет собой восстановительный катализатор, предназначенный для удаления оксида азота, а вторая ступень представляет собой катализатор окисления, удаляющий монооксид углерода и несгоревшие углеводороды. Эти ступени обычно поддерживаются цериевыми и керамическими сотовыми каталитическими структурами и покрыты теми дорогими драгоценными металлами, за которыми охотятся воры.

Три драгоценных металла, которые чаще всего содержатся внутри каталитического нейтрализатора, — это платина, родий и палладий. Во всех трех странах наблюдался всплеск цен по мере роста пандемии и замедления глобальных цепочек поставок. По данным kitco.com, спотовая цена родия снизилась с 2300 долларов за унцию в январе 2019 года.к декабрю 2020 года превысит 14 000 долларов за унцию, поэтому неудивительно, что NICB зафиксировал кражи в трехзначных числах. Рост цен на родий не прекратился в 2020 году, так как он достиг своего пика на уровне 27 000 долларов за унцию в апреле 2021 года и по-прежнему остается значительно выше уровня 2019 года с текущей ценой выше 11 000 долларов за унцию.

Рост цен на платину и палладий был не таким резким, но спотовые цены по-прежнему выше цен 2019 года, а цена на палладий примерно удвоилась с начала 2019 года.до конца 2020 года. Несмотря на то, что они в некоторой степени стабилизировались, палладий сегодня по-прежнему стоит более чем на 30 процентов по сравнению с тем, что было в начале 2019 года. Пандемия COVID-19 повлияла на предложение этих драгоценных металлов и экономическая ситуация вызвала общий рост цен на металлы, что привело к скачкам цен и увеличению стоимости бывших в употреблении каталитических нейтрализаторов, которые можно было разобрать для извлечения этих драгоценных металлов.

Согласно журналу Waste Advantage Magazine средний каталитический нейтрализатор содержит от трех до семи граммов платины, от двух до семи граммов палладия и от одного до двух граммов родия. По текущим ценам в июне 2022 года платина стоит около 30 долларов за грамм, палладий — около 60 долларов за грамм, а родий — около 440 долларов за грамм. Принимая во внимание эти цены, мы видим, что средний каталитический нейтрализатор может содержать от 9 долларов.Платина на сумму от 0 до 210 долларов, палладий на сумму от 120 до 420 долларов и родий на сумму от 440 до 880 долларов. Это оставляет средний каталитический нейтрализатор со средней стоимостью драгоценных металлов от нескольких сотен до более чем 1500 долларов в зависимости от модели.

Несмотря на то, что каталитический нейтрализатор может иметь драгоценные металлы, которые оцениваются в четыре цифры, эти цены не являются теми, что обычно видит вор. Они часто продаются переработчику, который затем разворачивается и продает их предприятию, которое может извлекать металлы. Вор, вероятно, увидит меньше половины этой суммы, но работа по-прежнему ценна, учитывая, что они могут получить более 500 долларов за определенные модели всего за несколько минут работы. Содержание и количество драгоценных металлов в некоторых каталитических нейтрализаторах хорошо известно, что часто приводит к тому, что определенные модели нацелены на более высокую скорость.

Мы часто слышим о Toyota Prius середины 2000-х годов, ставшей целью этих краж, и это не случайно. Они содержат один из самых драгоценных металлических катализаторов, известный как модель GD3. Ecotrade Group в настоящее время показывает эту модель как бестселлер и указывает рыночную цену на нее в настоящее время более 600 долларов. Единицы с аналогичным количеством этих драгоценных металлов можно найти в других транспортных средствах той эпохи, таких как Chevy Trailblazer, в котором используется каталитический нейтрализатор, который, по данным той же группы по переработке, может стоить более 400 долларов. Более высокие автомобили, такие как Trailblazer, часто более подвержены этому типу кражи просто с точки зрения удобства; вору не нужно поднимать их домкратом, и он может просто пролезть под них с помощью пилы на аккумуляторе, чтобы отрезать открытый каталитический нейтрализатор. Однако не все каталитические нейтрализаторы построены одинаково, поскольку мы видим, что цены на другие каталитические нейтрализаторы Chevrolet и Toyota той же эпохи значительно ниже 100 долларов, что, вероятно, означает известное количество драгоценных металлов для этих конкретных номеров моделей.

Штаты пытаются обуздать эти кражи, принимая законы, ужесточающие наказания для тех, у кого обнаружены украденные каталитические нейтрализаторы, а также законы о том, как их можно продать, но это тяжелая битва, которая тесно связана с этими ценами на драгоценные металлы и пока поскольку они остаются высокими, многие, вероятно, рискнут попытаться приобрести эти ценные каталитические нейтрализаторы.

Каталитические нейтрализаторы содержат три драгоценных металла: платину, родий и палладий, что делает эту деталь мишенью для воров в Хьюстоне

СМОТРЕТЬ

Добро пожаловать,

Ваша учетная запись

Выйти

Вторник, 19 апреля 2022 г. ?pid=11766051" frameborder="0" allowfullscreen>

Каталитические нейтрализаторы содержат 3 вида драгоценных металлов - родий, палладий и платину, стоимость которых при продаже может достигать 20 000 долларов за унцию.

ХЬЮСТОН, Техас (KTRK) -- Поскольку кражи каталитических нейтрализаторов продолжают расти, многие задаются вопросом, почему? В течение нескольких минут воры могут отрезать их от транспортных средств. Это из-за типа трех типов металлов, которые находятся внутри устройств контроля загрязнения.

«Это платина, палладий и родий. У вас есть платина по цене около 800 или 900 долларов за унцию. У вас есть палладий по цене около 2200 долларов за унцию. У вас есть родий по цене от 18 до 20 000 долларов за унцию», — сказал известный владелец металлолома. Деннис Лавиаж из C&D Scrap Metal.

Проблема в том, что обычный человек не может добывать эти металлы. Это сложный процесс, который должен выполняться в производственных условиях.

Лавиаж сказал, что правила уже приняты, чтобы предотвратить покупку украденных преобразователей переработчиками. Именно поэтому он больше не покупает катализаторы. Он сказал, что покупка их у продавцов требует большого количества документов, и он не примет ничего украденного.

СВЯЗАННЫЕ: Новые офицеры ISD Caney ранены после возможной кражи каталитического нейтрализатора в Humble

«В каждом бизнесе много плохих яблок. Не знаю, рэкет ли это. Я знаю, что есть способы украсть конвертеры и вывезти их из города, и никто даже не знает, куда они делись. Я думаю, что, вероятно, это и происходит».

СВЯЗАННЫЕ: Мужчина застрелен, сталкиваясь с ворами, пытающимися украсть каталитический нейтрализатор в Северо-Западном Хьюстоне, сообщает полиция

СВЯЗАННЫЕ:Воры нацелены на 11 автомобилей, взлетевших с каталитическими нейтрализаторами на стоянке METRO Park & ​​Ride в юго-восточном Хьюстоне

В интервью ABC13 судья округа Харрис Лина Идальго призвала к общегосударственным ограничениям. Она сказала, что пока округ и другие местные муниципалитеты пытаются пресечь преступление, законодатели штата должны вмешаться.

"Я буду стесняться этого. Нам нужно регулирование на уровне штата. У меня нет оснований полагать, что мои коллеги в штате будут против. Очевидно, нам нужно собрать законодательный орган штата", - сказал он. Идальго.

Подписывайтесь на Стива Кэмпиона в Facebook, Twitter и Instagram.


Learn more